В 821 году возвратился с письмом папы Пасхалиса к ново­му императору Михаилу Косноязычному, но этот обвинил Мефодия в измене и приказал наказать телесно, причем ему повредили челюсть, и заточить на острове святого Андрея (близ Никомидии) в тесную яму, где уже содержался разбойник. Выпущенный по смерти Михаила (в октябре 829 г.), больше похожий на мертвеца и не имея ни воло­ска на голове, он жил в Константинополе частным человеком (потому что во всех монастырях были иконоборцы), посещал некоторые дома и кое-кого обратил на путь истины, потому что был святой жизни, глубоко знал Священное Писание и творения отеческие. Года через два император Феофил, по указанию других, воспользовавшись его помощью в уразумении некоторой книги, назначил ему помещение между дворцовыми офицерами, часто призывал для собеседований об ученых предметах и во время походов брал с собою. По смерти Феофила (20 января 842 г.) возведенный императри­цею Феодорою на патриарший престол (12 февраля 842 г.), он созвал в Константинополе собор, на котором восстановлено почитание святых икон и положено ежегодно в первую неделю Великого поста совершать Торжество Православия. Скончался в 846 году. Память святого пророка Елисея Святой пророк Елисей был преемником пророческого служения святого славного пророка Илии. Когда Бог, явившийся Илии на горе Хориве, внушил ему помазать вместо себя пророка, то это определение свыше пало на Елисея, сына Сафатова, из Авел-Махолы. ...и нашел (Илья) Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему ( 3Цар. 19, 19–21 ). Видя усердие своего ученика, святой пророк Илия, приближаясь к кончине, сказал ему: Проси у меня, чего ты желаешь, прежде чем я буду взят от тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Библии сатана назван отцом лжи и человекоубийцей. И то, и другое мы можем увидеть в процитированном выше отрывке из книги Бытие. Сатана сочинил лживую историю, в которой Бог выглядел как завистливый обманщик, боящийся конкуренции со стороны людей. И люди, уже получившие от Бога столько даров и благ, знавшие Его, общавшиеся с Ним и из опыта этого общения убедившиеся, что Он — благ, вдруг поверили этой грязной лжи. И решили отведать плодов с запретного древа, чтобы стать «как боги».  Но вместо этого всего лишь обнаружили, что они — голые, и стали срочно сооружать себе примитивную одежку из древесных листьев. А когда услышали Божий глас, призывающий их, испугались и стали прятаться между райскими деревьями от Того, Кто и насадил для них этот рай.  Предатели ведь всегда боятся встречи с теми, кого предали. А то, что сделали первые люди, и было самым настоящим предательством по отношению к Богу. Сатана ненавязчиво намекнул им, что, поев запретных плодов, они смогут стать как Бог, стать равными своему Создателю. А значит — жить без Него. И люди поверили этой лжи. Поверили сатане и перестали верить Богу. В этом страшном перевертыше и заключалась главная трагедия происшедшего в раю. Люди отказались слушаться Бога и добровольно отдали себя в послушание дьяволу.  Бог простил им это первое предательство и дал шанс вернуться к Себе, но воспользоваться им люди не захотели. Жена стала оправдываться тем, что ее соблазнил змей. А Адам и вовсе обвинил в своем преступлении заповеди жену и… Бога, который дал ему такую «неправильную» спутницу. Вот он, последний разговор людей с Богом в раю: ...не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт 3:11–13).  Так первый человек предал в раю Бога, свою жену и самого себя. Созданный для царствования над материальным миром, он превратился в жалкое существо, прячущееся по кустам от своего Создателя и упрекающее Его за жену, …которую Ты мне дал. Таким сделал его яд принятой от сатаны лжи. Однажды исполнив волю Божьего врага, человек сам стал врагом Богу. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В указанной статье есть ещё оценки " слишком " обобщающие, я бы даже сказал " поразительно " обобщающие, но не стал уже писать об этом, а то можно так и клеймо " ревнителя " получить за внимание к деталям :) Виталий Мигузов, Воронеж 03 июля 2018г. 11:55 О. Авель, я не давал оценку//состояния Поместной Церкви//, а указал автору на неадекватную им оценку О.А. Седаковой и о. Георгия Кочеткова. Он не понял их, а обвинил в навязывании принципа//коллективной вины//. Сможет ли он тоже самое сказать о святителе Николае Сербском? Все они говорят об одном и том же. иеромонах Авель 03 июля 2018г. 23:13 Так и я не о вас. В статье упоминается о слишком обобщающих оценках о.Петра. Я не стал о них писать, потому что времени мало, да и слишком мелочным не охота становиться... Время есть (а на самом деле не очень) только писать по сути, только о том, что чётко увидел... иерей Сергей Пометнев 02 июля 2018г. 22:12 В православии покаяние (греч. μετνοια) подразумевает некую перемену в человеке, на что и указывает одно из значений греческого слова μετνοια – перемена мыслей (ума). Без изменения человека (по крайней мере, его внутреннего мира), не может быть покаяния. Каким образом и кому такое покаяние может принести пользу? Поэтому, покаяться за кого то невозможно по определению. За кого то можно принести себя в жертву, но изменить кого то своим сокрушением о чужих грехах… это не серьезно, кто бы это не говорил. Да и Писание нам говорит об этом: «Если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» (Иез.14:13,14 и далее) Виталий Мигузов, Воронеж 03 июля 2018г. 11:46 Поверьте, эти азбучные истины святитель Николай Сербский знает, и Ольга Александровна тоже. Если у Вас есть дети, и они провинились - Вы идете в школу или к соседям и каетесь за их проступки, поскольку Вам больше дано и Вы всё понимаете.

http://bogoslov.ru/article/5899690

Видишь, как жена, состязается с мужем? Видишь, как природа не помешала ей соревновать патриарху? Но посмотрим, как она возносит его. Пришедши к священнику, она сказала ему: “ О, господин мой! ” (1Цар.1:26). Что значит: “ О, господин мой! ”? Выслушай, т.е., внимательно слова мои. Так как прошло уже много времени, то она хочет напомнить о том, что ею прежде сказано было; поэтому говорит: “ О, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; о сем дитяти молилась я” Господу , “и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу ” (ст. 26-28). Не сказала: я та самая жена, которую ты обидел, оскорбил и осмеял за невоздержание и пьянство; вот Бог показал тебе, что я не пью, и что напрасно ты обвинил меня в том. Ни одного такого жесткого слова она не сказала, а говорит с большою скромностью. Хотя на своей стороне она имеет свидетельство самого исхода дела и может теперь упрекнуть священника, напрасно и без причины осудившего ее, однако она де делает этого, но говорит только о Божием благодеянии. И посмотри на благородство этой рабы. Когда она страдала, то никому не открывала своего несчастья, и не сказала священнику: у меня есть соперница, которая оскорбляет и поносит меня, и имеет много детей, а я, живя скромно, никак доселе не могла сделаться матерью; Бог заключил мою утробу, и, видя меня в скорби, не умилосердился надо мною. Ничего такого она не сказала, но, умолчав о виде своего несчастья, объяснила только, что она страдает душою сказав: “ Я – жена, скорбящая духом ”; да и этого не сказала бы, если бы не вынудил ее к тому священник подозрением в нетрезвости. Когда же перенесла она эту рану, и Бог даровал ей по ее прошению, тогда она открывает это благодеяние священнику, желая иметь его участником в благодарении, как тогда имела участником в молитве, и говорит: “ О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу ”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Во всем этом, как видите, нет ничего манихейского; поэтому церковные историки новейшего времени, доверчиво относясь ко всеми обвинениям Петра Сицилийца против павликиан и сопоставляя дуализм их и отвержение ими священных книг Ветхого Завета, равно как их по внешности строго-нравственную жизнь и особенное благоговение к апостолу Павлу, со свидетельством блаженного Феодорита , епископа Киррского, что при нем, в его епархии, между невежественными поселянами было много последователей Маркиона, не знавших даже, чему собственно учил этот еретик-философ половины второго христианского столетия, держатся обыкновенно предположения, что павликианство могло быть отраслью древней маркионовой секты, и стараются сводить все свидетельства об учении павликиан так, чтобы еретические понятия их, по возможности, казались читателю следом древних маркионовских преданий. Петр Сицилиец, как и все другие греческие писатели его времени, весьма легко, говорят, мог смешать, маркионовское учение с манихейским по некоторому внешнему сходству между ними, так как древние греки, не зная восточных языков, вообще имели очень смутное понятие о манихействе, – и с этим замечанием я совершенно согласен. Тем не менее мне думается, что и маркионовского ничего не было в учении павликиан. В самом деле, за что Петр Сицилиец, а за ним и другие, обвинил павликиан в дуалистических понятиях о Божестве? – Раскрывая полемический трактат его на эту тему, читаем: «возражая против нас, они говорят: вы веруете в мироздателя, бога века сего; а мы в Того, о Ком св. Евангелие учит, что вы ни гласа Его никогда не слыхали, ни лица Его не видали, и не имеете слова Его, пребывающаго въ васъ ( Ин. 5:37–38 ), – и в доказательство того, что иной есть бог века сего и иной – Бог века грядущего, указывают на изречение Апостола: богъ века сего ослепил умы неверующихъ, чтобы для нихъ не возсиялъ светъ благовествования о славе Христа ( 2Кор. 4:4 ), и еще: по воле князя, господствующаго въ воздухе ( Ефес. 2:2 ); приводят также изречение Господа в святом Евангелии: идет князь мира сего, и въ насъ ничего не найдетъ ( Ин. 14:30 ), говоря, что в других местах Господь часто называл князем мира отступника-диавола ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/o...

Во всех людях, следовательно, и в пастырях мы можем найти тот или иной недостаток. Однако в делах веры мы должны повиноваться и худым пастырям, ибо они носят благодать священства «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не им» ( 2Кор. 4:7 ), ( 2Кор. 3:5 ), ( 1Кор. 2:5 ). ибо «сила Божия совершается и в немощи» ( 2Кор. 12:9 ). Иуда был не только предатель, а и вор ( Ин. 12:6 ), Сам Христос назвал его «сыном погибели» ( Ин. 17:12 ). даже: «диаволом» ( Ин. 6:70 ), однако и он был сопричислен к Апостолам и «получил жребий служения сего» ( Деян. 1:17 и 25), как и другие Апостолы, и Иуда получил право учить, врачевать болезни и совершать великие чудеса (Мф. 10:1), (Мф. 10:6–8); и ему, как и другим Апостолам, сказал Христос: «А если кто не примет вас (и Иуду, очевидно), и не послушает слов ваших (и слов Иуды, конечно), то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног своих. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10:14–15), ( Ин. 13:20 ). Книжники и фарисеи не только противились учению Христа, но преследовали и искали убить Его, но Он велев Своим ученикам не поступать по делам их, в то же время сказал: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф. 23:3). Первосвященник Каиафа не верил в Спасителя и предал Его на смерть, однако не лишен был «дара Божия», в силу которого предсказал, что Христос умрет за людей. «Сие же, замечает Евангелист, он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» ( Ин. 11:50–51 ). Когда первосвященник Анания приказал бить ап. Павла, он обвинил его в несправедливости и назвал «стеною подбеленною». «Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник, ибо написано: начальствующаго в народе твоем не злословь» ( Деян. 23:5 ). Из представленных примеров ясно видно, что в делах веры мы должны повиноваться и недостойным пастырям, даже таким, как Анна и Каиафа, даже таким как Иуда, если только они законно поставлены, ибо в каждом пастыре мы должны чтить не столько человека, сколько данный ему чрез рукоположение «дар Божий», который может отнять у него только тот, кто дал его, то есть епископ, имеющий один право суда над пресвитером ( 1Тим. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вот, Иезекииль говорит, что моавитяне за то были наказаны, что радовались (несчастью) израильтян (Иезек.35:12); а были и такие, которые спаслись потому, что воздыхали о бедствиях других. Если же есть некоторое утешение для тех, которые воздыхают о чужих бедствиях, то гораздо более (утешения) для тех. которые радуются почестям других. Бог обвинил моавитян за то, что они радовались (несчастьям) израильтян. И хотя сам же Он наказывал их, однако же Он не хочет, чтобы мы радовались наказанию других даже и тогда, когда Он сам наказывает, – потому что и Сам неохотно наказывает. Если же должно соболезновать о наказываемых, то тем более не должно завидовать тем, кому воздается честь. Чрез это именно погибли Корей а Дафан; кому они завидовали, тех сделали более славными, а на себя навлекли наказание. Зависть есть зверь ядовитый, зверь нечистый, зло произволения, не заслуживающее прощения, порок, которому нет оправдания, причина и матерь всех зол. Итак, уничтожим ее с корнем, чтобы избавиться и от настоящих бед и сподобиться будущих благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 1. " И, проходя, увидел человека, слепого от рождения " . Будучи весьма человеколюбив и заботясь о нашем спасении, а притом желая заградить уста нечестивым, Господь не опускает ничего, что только Ему подобало, хотя бы никто Ему ни внимал. Это знал и пророк, и потому говорил: " так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем " (Пс.50:6). Поэтому-то и теперь, когда не приняли Его высокого учения, и даже назвали Его беснующимся и покушались убить, – Он, выйдя из храма, исцеляет слепого. Таким образом, Своим отсутствием Он укрощает их ярость, а совершением чуда смягчает их жестокосердие и упорство, и удостоверяет в словах Своих. И совершает Он чудо не обыкновенное, но такое, которое теперь только в первый раз последовало: " от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному " (Иоан.9:32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Вы же, братья мои христиане, ради любви Христовой остерегайтесь возненавидеть обличения и исправления и считать врагами своих обличителей. В противном случае вы никогда не исправитесь. Но больше того стремитесь считать их первыми и величайшими вашими друзьями. Да что тут говорить? Больше того вам необходимо тотчас же раскаяться перед ними и принести им величайшую благодарность за обличения. А для того, чтобы каждый из вас знал, какие слова благодарности нужно говорить брату-обличителю, приведем слова, сказанные святым Кириллом Филеотом, бывшим отшельником, при императоре Алексее Комнине своему обличителю. Об этом пишет святейший Николай Катаскепин, создатель жизнеописания Кирилла. Пусть они послужат для вас примером и образцом, ибо они поистине прекрасны и восхитительны. Итак, этот святой, обличенный несправедливо и неразумно неким завистливым игуменом, не смутился, но, как повествуется в его жизнеописании, встал и с величайшим смирением раскаялся и, бросившись в ноги обличителю, сказал: «Благодарю, почтенный отец, Бога и святость твою за то, что ты не только узнал нечистоту души моей, но и, как отец мой, обличил и как должно вразумил меня. Ибо слова твои я выслушал не как слова человека, но как слова Бога, как написано: «Не вы говорите, но Дух Божий, который пребывает в вас». Как заметил пророк Давид. «Бог сказал во святилище Своем» ( Пс.59,8; 107:8 ). И я прошу твою святость умолять Господа по заповеди любви привести меня к знанию истины, а тебя за братскую любовь удостоить во сто крат большей награды. Ибо, как говорит Бог, кто выведет достойного человека оттуда, где он изначально был несовершенным, тот станет как Мои Собственные уста. Словом, кто выведет своего брата из мрака заблуждения к истине и из тьмы зла к добродетели, насколько ему хватило сил, тот подражает Мне Самому. Твоя святость, Отче, сделала все, что было в Твоих силах, и в последующем превратила меня в человека, не заслуживающего прощения, как написано: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин.15:22 ). Если, братья, вы таким образом возблагодарите своих обличителей, то не только поможете себе исправиться, но и, если вас обличили несправедливо и глупо, сделайте так, что и они сами смирятся и станут упрекать себя. Как в упомянутом выше случае святой Кирилл, приняв с таким смирением несправедливые порицания завистливого игумена, исправил его и сделал так, что тот обвинил себя за неправедное обличение святого и восхвалил смирение Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Глава 7 2Кор.7:1 . Итак, эти имея.... обетования,.. возлюбленные, от самых дней Исаии, – очистим себя от всякой скверны плоти, то есть от бессильных жертв закона и помимо закона, и совершенными соделаем души наши «в святыне» чрез Евангелие, которое даровало нам любовь Христову. 2Кор.7:2 . Будьте снисходительны к нам, братия, ибо не вам говорим, но в лице вашем другим вещаем; поскольку никого из тех, кто приходят к вам и хулят нас, мы... не обидели, не учинили несправедливости и не обманули, как они это делают с нами из-за Евангелия. 2Кор.7:3 . Не к осуждению вас с ними говорим это; ибо... прежде мы сказали, что... в сердцах наших – вы [есте], так чтобы... умира ть... вместе с нами от гонителей и жить... вместе с нами в откровении Христовом. 2Кор.7:4 . Великая у меня уверенность есть в вас – ради прежней любви вашей, и великая у меня похвала о вас – ради настоящего вашего терпения. Я исполнен утешением и преизобилую радостью, при всей скорби нашей, потому что умножается радость моя, когда я слышу о вашем терпении. 2Кор.7:5 . Ибо и когда мы терпели и терпим всякие страдания в Македонии, то никакого покоя... не имела... плоть наша 20 , и среди всяких скорбей находимся мы, подобно вам и более вас: из вне – брани, а внутри – страхи за друзей, чтобы кто не соблазнился. 2Кор.7:6 . Но Бог , утешающий униженных, то есть преследуемых, утешил нас прибытием Тита. Большое беспокойство я учинил ему, ибо он внял мольбам моим и предал себя на смерть, прийдя в самый разгар гонения и, подкрепляя нетвердых, которые есть между вами. Но когда пришел он и донес нам, что вы отложили личные заботы о себе и о воздвигающихся на вас страданиях, и (со всей) любовью, какую имеете к нам, пребываете в нашей печали, то есть сострадаете апостолу, – когда я услышал об этом, радость великая была для меня в той сильной скорби, какую имею я ( 2Кор.7:7 ) . 2Кор.7:8 . Итак, если и опечалил... я... вас в Послании моем Первом теми многими обвинениями, в которых обвинил и некоторых из вас, не раскаяваюсь в том, что опечалил вас, ибо вы никоим образом не потерпели вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Главная заповедь Божия — это двуединая заповедь о любви к Богу и ближнему. Все, что противоречит этой заповеди, является грехом перед Богом, а также против других людей и духовного блага самого человека. Грех удаляет от пути спасения и от наследования вечной жизни. Противостояние греху заключается не только в борьбе с греховными побуждениями и склонностями, но прежде всего в деятельном стремлении исполнять заповедь Божию о любви — через веру и богопочитание и через дела милосердия в отношении других людей. Бог сказал Каину: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт 4:7 ). Грех проявляется не только в делах, но также в словах и в мыслях. Помимо поступков, нарушающих заповеди Божии, греховными могут быть также различные душевные состояния человека, его мысли и пожелания. Всякий грех зарождается в «помысле», который возникает в «сердце» как средоточии человеческого существа и лишь затем проявляется во внешнем поведении. Господь говорит: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф 15:19 ). Если человек не отвергает свои греховные побуждения и не противостоит им, они укрепляются и развиваются, так что от мысли и желания грешник переходит к словам и действиям. Таким образом развиваются все Отрицая собственный грех, человек уклоняется от пути ко спасению. Грехом является не только нарушение заповедей Божиих, но и перекладывание своих грехов на других или объяснение их внешними причинами. Самооправдание усугубило грех первых людей: вместо того чтобы признать нарушение Божией заповеди и покаяться перед Богом, Адам обвинил в своем грехе Еву, а Ева — змея ( Быт 3:12–13 ). По слову апостола Иоанна, «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин 1:8 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались Вечному спасению препятствуют не столько совершенные человеком грехи — ибо каждый подвержен греху, и никто не может вполне избавиться от него до самой смерти, — сколько отказ от осознания своих грехов и искреннего раскаяния в них.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010