365 Соболевский А. И. Указ. соч. С. 24–28; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 14–16. 366 А. А. Шахматов его не указал, как и его предшественники, хотя рукопись была введена в научный оборот в 1867 г. Издано: Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, Варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q. п. 1. 63)//Русская агиография. Исследования. Материалы. Полемика. СПб., 2005. С. 292–294; публикация текстов: с. 300–305. 367 Подскальски Г. Указ. соч. С. 205. Он рассматривает Обычное житие перед Проложным, хотя и считает вероятным создание сначала текста для Пролога, а потом уже жития. 368 Poppe A. Two Concepts of the Conversion of Rus’in Kievan Writings//Proceedings of the International Congress Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. XII/XIII. P. 498–499. 369 Милютенко H. И. Летописание Ярослава Мудрого (Древнейший свод)//Rossica Antiqua. СПб., 2006. Т. 1. С. 156–169. 373 Например, РГАДА, Тип. 177 (372), нач. XIV в.; Тип. 173 (368), перв. пол. XIV в. (ПрЖ-2 издано в разночтениях к Тип. 172 (367): Соболевский А.И. Указ. соч. С. 28–30); Тип. 174 (363) перв. пол. XIV в.; Тип. 168 (363), сер. XIV в.; Тип. 171 (366), сер. XIV в.; Тип. 169 (364) (издано в разночтениях к Син. 240: Серебрянский Н.И. Указ. соч. С. 14–16); Тип. 170 (365), Тип. 178 (373), все втор, пол XIV в.; Тип. 172 (367), 1383 г. (ПрЖ-2 издано: Соболевский А.И. Указ. соч. С. 28–30); ГИМ, Син. 240,1400 г. (издано: Серебрянский Н.И . Указ. соч. С. 14–16). См.: Кат. РГАДА 132, 134–138, 141, 140, 54; Протасьева . 901. 374 Издано по двум спискам нач. XIV в. РГАДА, Тип. 173 (368), Тип. 179 (374): Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 2004. С. 437. Он пишет о двух редакциях памяти, но из публикации видно, что тексты отличаются только заглавиями. 375 РГАДА, Тип. 177(372), нач. XIV в.; Тип. 172 (367), 1383 г. Издано: Серебрянский Н. И. Указ. соч. С. 48. Здесь же разночтения по сербским Прологам, о которых речь пойдет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Zosim. Ep. IX. I.2). На необходимость рукоположения во епископа (catholicum episcopum) представителей клира (clericum de clero meritum ordinare) указывал Фессалоникийскому епископу Анисию и папа Сириций (384–399) (см. Siric. Ep. IV). 1159 Paulinus. Vita S. Ambrosii 9. Впрочем, относительно Иллирика подобные прецеденты не засвидетельствованы. 1161 Hilar. Fr. XV. 1. Следует также отметить, что свое послание к другим иллирийским епископам Герминий предполагает доставить через официала Кириака (per Cyriacum officialem) (см. Hilar. Fr. XV. 4). 1167 Consularia Constantinopolitana (382): «В этот год все готское племя вместе со своим королем передало себя Романии» (Ipso anno universa gens Gothorum cum rege suo in Romaniam se tradiderunt). О местах расселения готов см. Iord. Get. 138. См. также Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии). СПБ. 2003. С. 188–192. 1169 Марцеллин Комит в своей «Хронике» сообщает, что в 427 г. «Паннонии, в течение пятидесяти лет находившиеся в руках гуннов, были отвоеваны римлянами» (Pannoniae, quae per quinquaginta annos ab Hunnis retinebantur, a Romanis receptae sunt) (Marcellinus Comes. Chron. An. 427). Цифра 50 лет, вероятно, может быть связана с проникновением в диоцез первых гуннских групп, чье присутствие здесь для начала V в. засвидетельствовано исторически: Zosim. V. 37. 1. (Зосим сообщает о приходе в Италию на помощь Алариху готогуннской группы Атаульфа (будущего везеготского короля) из Верхней Паннонии). О перемещении центра гуннской орды в Паннонию см. Mócsy A. Op. cit. P. 349–350. 1170 Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes. P. 558; Chauvot A. Les migrations des Barbares et leur conversion au Christianisme. Histoire du Christianisme. Vol. II. P. 1995. P. 873. Впрочем, З. Сеньяк видит в скифах и гетахместное, автохтонное население: Senjak Z. Niceta von Remesiana: christliche Unterweisung und christliches Leben im spätantiken Dacien. Freiburg. 1975. S. 57–58. 1173 CIL. Vol.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В гносеологии (у Канта) этому может соответствовать различение между Ding an sich (вещью в себе (нем.) – Прим. ред.), или ноуменом, как непознаваемой и трансцендентной основой опыта, и опытным знанием, которое не проникает в мир вещей в себе, но ограничивается координированием данных опыта. Другое гносеологическое значение различения субстанции и акциденций может состоять в том, что субстанция есть общая категория предметности, формальное единство атрибутов (или акциденций), имеющая основу в транцендентальном единстве сознания, одним словом, «категория чистого рассудка». Но, очевидно, ни с одним из этих пониманий не совпадает католическое истолкование Аристотеля, и ни одно из них не было бы достаточно для целей католической доктрины транссубстанциации, ибо субстанция как категория, логическая или гносеологическая, не может быть подвергнута никакой конверсии (conversio). Для этого субстанция должна быть превращена в метафизическую реальность, что соответствует, вообще говоря, лишь одной из возможностей в аристотелизме, отнюдь не наилучшей и не единственной (хотя она и применяется в этом же смысле, и также не всегда успешно, в патристической триадологии). 139 Это именно и делает схоластика, для которой субстанция есть реальность, ядро бытия, радиации которого осуществляются в акциденциях, некий метафизический электрон или ион, как заряд энергий, действующих в мире. При этом всякая вещь без различия, великая или малая, одушевленная и неодушевленная, стол и человек, растение и ангел, – все в творении одинаково имеет субстанцию и акциденцию. Мало того, число вещей постоянно колеблется, потому что вещи гибнут и возникают и непрестанно переходят одна в другую, а с ними и субстанция их, так что в мире совершается непрестанная transsubstantiatio. Кроме того, существуют в мире простые и сложные вещи: овца и стадо, дерево и лес, вершина Монблан и швейцарские горы, звезда и звездное небо, человек и нация и т.д. и т.д. – и все это имеет субстанцию со своими акциденциями. Словом, мир есть поток субстанций и их непрестанная пляска, какой-то бесконечный trans...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Превращения, которые проходит лягушка, начиная от зачаточного фазиса и кончая полным организмом, не должны ли были представлять в себе для верующих образ воскресения»? Масперо, сделав изложенное выше указание на значение в системе древней египетской религии богини Гекет, которая вечно зачинает и рождает яйцо Хнума, заканчивает свой реферат следующими словами: «on comprend d’ailleurs que lors de leur conversion au christianisme, les Egyptiens, conservant leur bagage de superstitions et d’emblèmes pharaoniques, aient appliqué à l’idée de resurrection chrétienne l’image de la déesse qui personnifiait l’idée de renaissanse païenne», т. e. высказывает свой взгляд на существование образа лягушки в древней христианской символике, как на остаток древне-египетской религии, удержанный египтянами после обращения их в христианство вместе с другими суевериями и эмблемами от времен фараонов. 245 В глазах народа лягушки, может быть имели большое значение, главным образом по связи своего появления с разливом Нила; благодаря этой связи лягушки являлись как бы посланниками божественного Нила, назначенными участвовать в оплодотворяющем землю процессе, совершаемом священной рекой при ежегодном её разливе, – и помогать этому процессу; и разносящийся по всем направлениям дружный крик лягушек, совпадающий по времени с наивысшим уровнем наводнения (Pruner, Krankheiten de Orient. III, 364), служил для египтян успокоительным знаком непрерывающихся благодеяний к ним со стороны божественного Нила. Мунко Парк живо описывает те чувства благодарности, которыми он был охвачен во время одного из своих путешествий по пустыне, услышав кваканье громадного количества лягушек на недалеком расстоянии от него. Этими звуками путник, почти погибающий от жажды, приведен был к месту, где была освежительная вода: лягушек было так много, что прежде чем он мог пить из источника, нужно было срезать из дерева ветвь и бить ею по воде, пока он и его лошадь утоляли свою жажду (Millington, Signs and Wonders p. 75). 247 Osburn, Monum.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

П. собр. р. лет. 1. 150, 152; 2. 91 Никон. лет. 2. 179, 189, 206–208 Татищ. 3. 139, 167–168 См. в прилож. 1 и 2. Когда и к какому нашему митрополиту писано настоящее послание патриарха Германа, см. соображение у г. Востокова (Опис. рук. Рум. муз. С. 304 Мы представим здесь это любопытное послание сполна в приложен. 7. П. собр. р. лет. 1. 165; 2. 92, 127 Там же. 1. 174, 184, 187; 3. 31. Карамз. 2. 305–306; 3. 90. Изд. 2-е П. собр. р. лет. 2. 91, 93 Stritter. Memor. populor. 2. 1019–1023 Карамз. 2. Прим. 410, 419, 420 Отрывок этого послания напечатан у Карамзина — 3. Прим. 112 Что Бернард был только предназначаем для проповеди в Россию, видно из самого заглавия послания: «Matthaei, Cracoviensis episcopi, epistola ad abbatem Clarevallensem de suscipienda Ruthenorum conversione [Письмо Матфея, епископа Краковского, к аббату Клервоскому относительно необходимости приступить к обращению рутенов» (лат.)]. Никон. лет. 2. 203 Карамз. 3. 86–87 «И в божницах почаша кони ставляти». П. собр. р. лет. 2. 137–139 Подробнее все эти события изложены у Карамзина — 3. 141, 186–195 До сорока таких посланий папских по делам Ливонии, писанных между 1216–1240 г., напечатаны в Hist. Russiae Monum. T. 1. 4 et squ. Татищ. 3. 314–345 Росс. библиот. 300, 301 . «Minaturque, se non solum Poloniae regnum vastaturum, sed et paginam Divinam Latinorum exterminaturum [Угрожает, что не только опустошит королевство Польское, но и уничтожит латинское Священное Писание (лат.)]. Dlugossi. Hist. Polon. Lib. VI. Т. 1. P. 596 Hist. Russ. Monument. 1. 3 Письмо помещено у Райнальда — Annal. Ecclesiast. T. 13. P. 236 ]. «В лето 6722 король Угорский посади сына своего в Галичи, а епископа и попы изгна из церкви, а свои попы приведе латынские на службу» (Воскресенск. лет. 2. 156 или: «И церкви претвори в латынскую службу» (Никон. лет. 2. 315 У Татищ. то же подробнее (3. 377 П. собр. р. лет. 2. 162, 166–175 Chodykiewicz. De rebus gestis in provincia Russiae ordinis praedicatorum. P. 255. Berdyczow. 1780 Hist. Russ. Monum. 1. 37

http://sedmitza.ru/lib/text/435849/

191 Это так называемая Historia conversionis Carantanorum et du s. Methodio testimonium querulum; лучшее издание Копитара в Glogolita Glazianus, также у Pertz, SS. t. XI. 4–15. 192 Начиная с Ваттенбаха, Beiträge zur Geschichte der christl. Kirche, ученые полагали, что эта записка предназначалась для короля Людовика, чтобы вызвать его на борьбу с папой; но вероятнее, что она составлена была для папы – Dümmler, Geschichte des Ostfränk. Reichs II, s. 817, примеч. 52. 193 Продолжительная и тяжелая война отвлекала все внимание моравских князей; этим должно объяснять безучастие их к судьбе Мефодия. 195 Эта война представляет один из замечательных примеров единодушного и, может быть, по одному плану задуманного движения. Трудно удержаться при подобных случаях от предположения близкой связи в тогдашнее время между всеми Славянами, жившими по восточной пограничной линии немецкого государства. В IX веке полабские Славяне переходят Лабу, занимают здесь земли и устойчиво располагаются на них. Несомненно, что без могущественной поддержки в моравских государях они не могли бы успешно противостоять сильнейшему их врагу. Если же полабские Славяне в конце IX века одерживают очевидный перевес над Немцами и распространяют по Лабе свои селения, то и Моравия в это время достигла политической самостоятельности и далеко раздвинула свои пределы. 196 Одним отрядом Мораван предводительствовал Гундакер, неверный вассал Карломана. В первом же сражении он был убит. Это доставило королю столько удовольствия, что он приказал звонить в колокола во всех регенсбургских церквах. 197 Подробное изложение этой войны имеется у фульдского летописца и Гинкмара. Последний, по своему образованию, положению и знанию настоящего хода дел, заслуживает большего вероятия. Его летопись у Pertz. I. р. 452–515. О Гинкмаре, как летописце, Wattenbach, Deutschlands Geschichtsquellen I. ss. 150, 194. О фульдских летописях ss. 151, 153; ср. Палацкого, Dêjiny I. стр. 144, примеч. 89, 90, 91. 199 Укрепления состояли по преимуществу из насыпей, окопов, засек; за этими укреплениями скрывалось войско, следило за врагом и делало на него неожиданные нападения: annal. Fuld. а. 849, а. 871; припомним, что в 855 г. немецкое войско нашло Ростислава firmissimo vallo munitum, что non parva multitudo hostium castra regis invadere cupiebat, что потом Ростислав, insecutus, plurima trans Danuvium finitimorum loca praedando vastavit, в письме баварского духовенства, где многое напоминает события семидесятых годов IX в., между постыдными качествами Славян указывается и то, что они прячутся за стенами в своих селениях, когда Франки весь мир наполнили славой: illi toti mundo spectabiles apparuerunt, isti latibulis et urbibus occultati fuerunt; cp. Jirecek, Slovanské právo v Praze. 1863. § 20 Vojenstvi.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

109 Anna p. 193 С: καταλαμβνει τν Πλσκοβαν. Ha одной карте Болгарии показана Плиска на юг от Силистрии, по направлению к Эски-Стамбулу. Гильфердинг, I, 151, со ссылкою на Черткова. 113 Anna p. 198. Анна замечает, что она пересказывает все подробности со слов отца, на основании его воспоминаний в семейном дружеском круге, р. 198 В. 118 Vita Theodericiabbatis Andaginensis, MG. SS. XII, 44: Sed interea cum videret plurimos Hierosolimam – – tendere, ipse – – coepit eodem proficisci velle – – Cum aliis – – in Hungariam venit. – – Turbata illic incursione barbarorum re publica, tam ipse quam comites eius transire prohibiti, Pantioniam conversi, multa difficultate venerunt ad urbem Komam. Они хотели побывать на горе Гаргано, потом направить свой путь все-таки через Константинополь, но и Адриатическое море не было безопасно: diffusis toto, ut faraa erat, Adria pyratis. [Ghronicon S. Andreae, MG. SS. VII, 535: De profectione domni episcopi Lietberti in Ierusalem. Barbaram quam colunt Huni transmeat patriam. Transito itaque Danubio, ad regem Pannoniarum pervenit; et pretergressus eius patriam, vastas iugreditur solitudines, quas deserta Bulgariae vocant, quasque latrunculi Scythicae gentis inhabitant. Hi degentes more ferarum, nullis coercentur legibus, nullis continentur urbibus; sub dio manent, quas nox coegerit sedes habent, praetereuntes obsident, obvios interficiunt, ceteros depredantur. Cf. Vita Lietberti c. 33, ibid. adn. 21: Gregatim vadunt, omnia sua secum portantes cum tota supellictile, parvulis et uxoribus. Nullius beresis nominata secta, nullius religionis divino cultu tenentur; tamen sicut ex eorum interfectis vidimus, more Saracenorum, circumciduntur; barbari crudeles, homicidae, sine affectu, sine pietate.] – См. об этих пилигримах [также Herigeri Gesta, MG. SS.] VII, 171. [Chron. S. Huberti Andag. ibid.] VIII, 572. 119 Annales Altahenses maiores, MG. SS. XX, 815: Igitur mox, ut fluvium, qui Marowa dicitur, transierunt, statim periculalatronum et raptorum crebro incidere, quae tamen ipsi prudenter declinantes et caute, tandem urbem Constantinopolitanam adiere. Далее сообщается отрывок из письма Гунтера Бабенбергского (писано в Лаодикее): Experti – sumus Ungros sine fide famulantes, Vuigarios occulte rapientes, fugimus Uzos aperte debachantes, Constantinopolitanos vidimus graece et imperialiter arrogantes и т. д. – Cp. MG. SS. XII, 230. [Cm. также Michaud, Hist, des crois. 4. edit. I, 65. – Baronius, Ann. eccles. (Theiner) XVII, 251, относит это событие к 1064 году.]

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Orlandis Rovira J. La Iglesia en la España Visigotica y Medieval. Pamplona: Ediciones Universidad de Navarra, 1976. Perez de Urbel J. Los monjes españoles en la Edad Media. T.12. Madrid: Ediciones ANCLA, 1934. Pirez de Urbel J. San lsidoro de Sevilla. Su vida, su obra y su tiempo. Leon: Universidad de Leon, 1995. Recchia V. Sisebuto di Toledo: il «Carmen de Luna». Bari: Adriatica Editrice, 1971. Reinhart W. Historia general del Reino Hispanico de los suevos. Madrid, 1952. Rivera Recio J.F. San Ildefonso de Toledo. Biografla, ероса y posteridad. Madrid: La Editorial Catolica, 1985. Sejourne P. Le demier Реге del I’Eglise Saint Isidore de Seville. Son rôle dans l’Histoire du droit canonique. P.: Editions Beauchesne, 1929. Ureña y Smenjaud R. La legislamion gotico-hispana (Leges Antiquiores-Liber Iudiciorum). Estudio critico/Ed. de C. Petit. Pamplona: Urgoiti Editores S.L., 2003. Vallejo Girvis M. Hispania y Bizancio. Una relamion desconocida. Madrid: Ediciones Akal, S.A., 2012. Velazquez Soriano I. Hagiografia y culto de los santos en la Hispania Visigoda: Aproximacion a sus manifestaciones literarias. Merida: Museo nacional de arte romano, Fundacion de estudios romanos, 2005. Velazquez Soriano I. Latine dicitur, vulgo vocant. Aspectos de la lengua escrita y hablada en la obras gramaticales de Isidore de Sevilla. Logrofio: Fundacion San Millan de la Cogolla, 2003. Ziegler A.K. Church and State in Visigothic Spain. Washington, D.C.: The Catholic University of America, 1930. 63  Основные сведения o провинциальных соборах позднеримской Испании см.. например: Ramos-Lisson D. Los concilios hispanicos antes de la conversión de Recaredo//Orlandis J Ramos-Lisson D. Historia de los concilios de la España romana y visigoda. Pamplona: Univ. de Navarra. 1986. P.25–100. 64  Concilios visigomicos у hispano-romanos/Ed. por J. Vives, T.Marin Martinez, G.Martinez Diez. Barcelona; Madrid; CSIC, Instituto Enrique Florez, 1963. P.16–83. 65 El concilio de Elvira y su tiempo/Coord, por M. Sotomayor, J. Femandez Ubiña. Granada; Univ. de Granada, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 (28). С. 96–111. 54 Крачковский И. Ю. Очерки по истории русской арабистики//Избранные сочинения. T. V. М.–Л. Сс. 21–22. 55 Versteegh С. Н. М. Die Mission des Kyrillos im Lichte der arabo-byzantinischen Beziehungen//Zeitschrill der Deutchen Morgenlandischen Gesellschaft, Bd. 129, h. 2,1979. Ss. 233–262. 56 Sahas D. J. Ritual of Conversion from Islam to the Byzantine Church//Creek Orthodox Theological Review, Vol. 36. 1,1991. Pp. 57–69. 57 Панич Т. В. К истории текста книги «Щит веры "http://Гуманитарные науки в Сибири 2, 2000. С. 5. 62 Хождение за три моря Афанасия Никитина//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 7. СПб., 1999. 69 Жузе П. К. Мухаммед меккский и Мухаммед мединский//Православные богословы об исламе. Сс. 459–484. 73 Кривов В. В. Арабы-христиане в Антиохии X–XI вв.//Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996. – Сс. 248–249. 79 митр. Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-П., 1992. С. 105. 80 митр. Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-П., 1992. С. 105. 81 Алексеева Е. Очерки по истории черкесов в XIV–XV вв.//Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1959. В. III. С. 43. 82 Жизнеописания перечисленных ниже святых см.: Максимов Ю. В. Религия Креста и религия полумесяца. М., 1959. В. III. С. 43. 83 Если допустить правомерность использования термина «конфессия» для основных направлений ислама и буддизма, то диалог между шиитами и суннитами или южными и северными буддистами также можно назвать межконфессиональным. 84 Азаматов Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII–XIX века. Уфа. 1999. С. 56. 88 Сеидзаде, Д. Б. Царский манифест 17 октября 1905 г. и Азербайджан//Вопросы истории Азербайджана. Баку, 1966. 89 Алексеев И. Татарский след в черносотенном движении//статья опубликована на портале «Русская линия» 6 января 2006 http://www.rusk.ru/st.php?idar=104032 90 Людмилин Л. С.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Скачать epub pdf Библиография издания ИЗДАНИЯ Augustinus. De agone christiano lid. Zell U. Koln, 1470. Augustinus. De agone christiano Ed. GymnicusJ. Koln, 1528. Augustinus. Opera Omnia. Paris, 1679. T. 6. P. 245–262. PL. T. 40 Ed. J.-P. Migne. Paris, 1841–1842. Col. 289–310 . CSEL. Vol. 41 Ed. J. Zycha. Wien, 1900. P. 101–138. Sant’Agostino. II combattimento cristiano//Sant " Agostino. Opere. Morale e ascetismo cristiano. NBA. Vol. VII2. Roma, 2001. ПЕРЕВОДЫ Английский: Russel R. The Christian Combat//Fathers of the Church. Saint Augustine. New-York, 1947. Испанский: Cillcruelo L. El combate cristiano. Madrid, 1954. P. 475–525. Итальянский: Manca L. II combattimento cristiano//Piccola Biblioteca Agostiniana. Roma, 1986. Idem. II combattimento cristiano//Sant " Agostino. Opere. Morale e ascetismo cristiano. NBA. Vol. VII2. Roma, 2001. P. 51–126. Немецкий: Perl C.J. Der christliche Kampf. Wien, 1948. Habitzki A. Aurelius Augustinus, Der christliche Kampf und die christliche Lebensweise. Wurzburg, 1961. Французский: De Castelmoron B. Le combat chretien. Marseille, 1738. Roland-Gosselin B. Le combat chretien//Oeuvres de saint Augustin. La morale chretienne (I). Bibliotheque Augustinienne. Paris, 1949. Vol. 1. P. 369–435; P. 524–525 (notes). ИССЛЕДОВАНИЯ Alici L. De agone christiano. Interiorizzazione del confliiLo//Fede e Vita. Lectio Augustini XVIII. Settimana Agostiniana Pavese (2002). Roma. 2004. P. 35–55. Bardy G. Le De “haeresibus” et ses sources//MSCA 2 (1931). P. 397–416. Brown P. Religione e societa nell " etadi Sant’Agostino. Torino, 1975. Bourguignon P., Wenner F.R. Combat spirituel//Dictionnaire de spiritualite. Vol. II. Paris, 1953. Col. 1135–1142 . Capanaga V. Agustin de Hipona Maestro de la conversion cristianä//Obras de San Agustin. T. I. Madrid, 1974. D " ales A. Le “De agone cristiano»//Grigorianum II (1930). P. 131–145. HabitZki A. Aurelius Augustinus, Der christliche Kampfund die christliche Lebensweise. Wurzburg, 1961. S. IX-XXIX. La Bonnardiere A.-M. Le combat chretien. Exegese auguslimenne d’ Eph. 6, 12 //Etudes Augustinicnnes 11 (1965). P. 235–238.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010