«Послание к неизвестному» (т. V, стр. 217–223) вполне согласно напечатанному. Единственный вариант, представляемый хлудовским списком 257) приводится и здесь. Но оказалось, что в этом весьма важном месте по хлудовскому списку есть пропуск трех слов, существенно необходимых для правильного его разумения, которые здесь, в архангельском списке, находятся. Приводим это место: «А иже в православных церквах где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить» (Ср. т. V, стр. 221 прим.). Послание не кончено, – прерывается на словах: «меня и самого за то бивали и гоняли» (стр. 223). Новооткрытые сочинения Аввакума мы напечатали в том порядке, как они следуют в сборниках. 1. Толкования на некоторые псалмы (102-й, 83-й, 40-й, 41-й и 44-й, и паремии (Притч. гл. 9, Прем. Сол. 5). Все эти толкования заимствуются из боровского сборника. К сожалению, ни начала, ни конца их, как уже сказано, недостает в рукописи; но в начале, как видно, недостает лишь одного листка, на котором содержалось толкование 1-го и 2-го ст. 102 псалма. Эти сочинения любопытны и важны не в том только отношении, что, вместе с напечатанными прежде того же рода, хорошо изображают нам Аввакума, как толкователя писания и церковного проповедника 1 , но и в историческом отношении: Аввакум, по обычаю, пересыпает свои толкования воспоминаниями из своей жизни, обращениями к своим друзьям и ученикам, замечаниями о лицах и событиях своего времени. В этом отношении замечательно толкование 44-го псалма. Озлобление и ругательства, с какими он говорит здесь о царе Алексее Михайловиче и особенно о патриархе Никоне , сплетая на него ложь и всякие непристойности, таковы, что даже у него самого встречаются редко, – одно место не было возможности и напечатать по причине крайней его скабрезности. Толкования эти писаны, очевидно, в Пустозерске и не ранее 1673 года, потому что в них упоминается о заключении Морозовой с сестрою и Марьи Даниловой в Боровскую земляную тюрьму. 2. Послания к разным лицам. а) Послание к некоему брату. Заимствовано из первого архангельского сборника (Хлуд. библ. Важно для уяснения воззрений Аввакума на разные вопросы, касающиеся церкви. Проникнуто крайним раскольническим фанатизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Здесь ощущается некоторая шероховатость в упоминании княгини Ольги, хотя сам по себе повтор типичен для Иакова, ср.: «...и вжада святого крещения. “Яко же жадаеть елень на источникы водныя” ( Пс. 41:2 ), тако вжада благов рный князь Володимеръ святого крещения...» В подавляющем большинстве списков «Памяти и похвалы» между первым и вторым упоминанием о св. Ольге вставлена Похвала княгине. Этот текст разрывает сравнение Владимира с Константином. В списке РНБ, ОР, Сол. 518/537 (1494 г.) Похвала св. Ольге начинается точно с такого же киноварного украшенного инициала, как и сам текст «Памяти и похвалы», а заголовок ничем не отличается от заголовка сочинения Иакова. Продолжение со слов «Блаженый же князь Володимеръ...» начинается обычной киноварной буквой, как и прочие разделы текста, что соответствует современным абзацам. Судя по копии Ермолаева (см.: Гл. 3.2), именно так был оформлен текст в Сборнике Матвея Кусова 1414г. (Мусин-Пушкинском). В списке 1470 г. РГБ, ОР, ф. 98 (Ег.) 637 составитель сборника не только повторил эту особенность оформления, но и пошел дальше. Он проставил на поле против заголовка «Похвала княгине Ольг , како крести ся и добр поживе по запов ди Господни» новый номер главы – 48. Это сделано чисто механически, так как дальше речь идет опять о Владимире. Следовательно, еще в XV в. Похвала св. Ольге выделялась в тексте как самостоятельная часть. Как писал С. А. Бугославский, похвала составлена из двух разновременных частей. В первой восхваляется блаженная княгиня Ольга, а во второй рассказывается о том, как ее тело нетленно пребывает в Десятинной церкви. Для тех, кто в это верит, совершается «ино чюдо»: в каменном гробу открывается оконце, и они видят тело. А те, кто не верит в блаженную Ольгу, ничего не видят. Здесь описан «гробь камень малъ», а первоначально Владимир поместил тело первой христианки в роду Рюриковичей в «раку древяну». Так говорится в Проложном житии св. Ольги (о нем см.: Гл. 3. 1–2). Две части были соединены задним числом и вставлены в сочинение Иакова. Н. И. Серебрянский полагал, что это произошло уже в монгольское время, когда мощи были утеряны. 203

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но не достанет мне времени повествовать о неписанных таинствах церковных. Оставляю прочее. Самое исповедание веры, дабы веровать во Отца и Сына, и Святого Духа, из каких Писаний имеем мы? Если по благочестивому умозаключению, имея долг так веровать, как крестимся, из Предания о Крещении производим исповедание веры, подобное тайнодейственному изречению в Крещении, то да позволят нам, по такому же заключению, и славословие воссылать, подобное исповеданию веры. Но если образ славословия отвергают, как неписанный, то да представят нам писанные доказательства как исповедания веры, так и прочего, нами исчисленного. Итак, поскольку столь много есть неписанного, и оно имеет столькую силу в таинстве благочестия, то одного ли не попустят нам речения, которое дошло до нас от Отцов, которое мы обрели оставшимся от невымышленного обыкновения в неповрежденных церквах и которое имеет немалую важность и немалую приносит пользу силе таинства? Правило это заимствовано из Книги Св. Василия о Святом Духе. Ср. 7 Всел. 7; Василия Вел. 87 и 92. Того же из того же Сочинения 92. На возражение, что о славословии “со Духом” (слава Отцу и Сыну со Святым Духом) нет свидетельства и нет Писания, ответствуем: если ничто другое не приемлется без Писания, то пусть не приемлется и это, но если весьма многое таинственное водворено у нас без Писаний, то со многими другими предметами приимем и это. Полагаю же, что Апостольское есть и это, да держимся неписанных Преданий. Ибо хвалю вы, говорит Апостол, что вся мое помните, и как передал вам, предания соблюдаете (1 Кор. 11:2). И в другом месте: сохраняйте предания, которые приняли или словом, или посланием (2 Сол. 2:15); одно от сих наипаче есть и это, о коем рассуждаем, которое первоначальные установители передали преемникам и, при продолжающемся с течением времени употреблении оного, долговременным обычаем в церквах укоренили. Итак, если мы, как бы на суде, при недостатке письменных доказательств, представили в пользу нашего дела множество свидетелей, то не получим ли от вас оправдывающего приговора? Я так думаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

   Итак, имея в виду божественное откровение, повествующее нам о нашем первородном райском происхождении, ориентируясь на божественную любовь, которой нас окружил во­площенный Бог Слово, обручившись вечным благам и бессмертию, завещанным человеку Богочеловеком Христом, Спасителем нашим, через Которого мы получаем высший и не­сравненный дар «усыновления» от Бога Отца — дар, полагающий предел всем устремлениям и чаяниям, — устремим и нашу волю в добром направлении. Результат, какого мы желаем, не приходит магическим действием. Человек через самого себя производит либо свою жизнь, либо свою смерть. Опыт первого согрешения прародителей, поверивших лести и коварству зла, должен быть достаточен для того, чтобы образумить нас не повторять той же ошибки. Так, во всяком случае, мы должны сами для себя исключить поворот ошуюю, то есть в сто­рону зла.    Через печать веры во Христа мы вступаем в звание избранных «по предведению» от Бога (см. Рим. 8:29). Через наше послушание и подчинение определениям и законам Его святой воли мы доказываем на практике свое исповедание, а возделыванием святых доброде­телей и участием в таинствах становимся причастниками святости, которая есть свойство нашего Небесного Отца. «Святи будите, яко Аз свят есмь» (1 Пет. 1:16), и «сия есть воля Божия, святость ваша» (1 Сол. 4:3).    Мы должны иметь в виду, что без нас ничего не происходит, так же как, естественно, и без Благодати Христа Бога нашего мы опять-таки ничего не можем. Несмотря на то, что главным образом проявляет инициативу Бог — «Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Фил. 2:13), — мы все-таки можем сказать, что существует вза­имное содействие, когда две стороны, божественная и человеческая, равноценно сменяют одна другую. Иногда действует человек, а Бог содействует; иногда же действует Бог, а со­действует человек, но никогда не бывает, чтобы каждый действовал в отдельности.    Как-то мы говорили с вами о добродетелях, носящих черты нашего богоподобия, и о ступеньках, по которым мы поднимаемся к святости. Когда отсутствуют эти добродете­ли, их место по необходимости занимают пороки. Пороки, то есть страсти, составляющие закон и миропорядок, свойственные тлению и жизни «не по природе», находятся внутри падшего человека и называются одним словом: «ветхий человек». Теперь, когда мы уже «об­лечены» в ветхого человека, как говорит апостол Павел, мы должны облечься в нового, «соз­данного по Богу», то есть во Христа (ср. Еф. 4:24). Мы рождаемся уже с этим наследием «ветхого человека» и, хотя через веру и крещение мы освобождаемся от его власти, в нас все-таки остается склонность к злу. Поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы освобо­диться от него не только в возможности, но и на деле, через исполнение заповедей Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сирские тексты передают μετανοεν чрез ()=евр. (), a μεταμλεσθαι чрев (=), но Сир. иерус. употребляет этот последний глагол и для μετανοεν ( Мф. 3:2 и 4:17), следовательно не делает никакого различия между обоими терминами. Таким образом настроение Иуды по отношению ко Христу теперь переменилось в противоположное тому, какое было у него, когда он говорил: «я вам предам Его» и «радуйся Учитель». Но если давать значение указанному оттенку в различии μεταμλομαι от μετανοω, то перемена в настроении Иуды не имела за собою хороших и положительных следствий в религиозно-нравственном настроении Иуды. Предатель «раскаялся», но не »покаялся и обратился или уверовал», – сознал свой грех или ошибку предания Невинной Крови судьям недостойным, но не уверовал во Христа как Мессию и не обратился к Нему (ср. о Каине Быт. 4:13 по Вг. и Рус. пер. и Прем. Сол. 4:20). «Возвратил тридцать сребренников архиереям и старшинам». Это выразительно дает видеть, во 1-х, что сребренники не были главным мотивом предательства, ибо настоящий сребролюбец не возвратит раз взятых денег, – притом Иуда знал, что предает Христа на смерть, почему и осуждение Христа не могло повлиять на возвращение денег за предательство, – во 2-х, что кроме этих, выразительно упомянутых евангелистом, сребренников Иуда не брал еще ничего от архиереев за свою измену. Когда Иуда увидал (δν), от кого и за Кого взял он эти жалкие гроши с лицедейно-кощунственною символикою рабской цены, то это сознание своей ошибки или греха подавило в нем страсть сребролюбия. Сребролюбец был побежден в Иуде сознанием громадности и непоправимости совершенной неправды и гнусности всего дела с Кровью Невинною. Иуда предавал Христа и брал за это рабскую цену в сознании служения мессианской идее, ибо думал, что предает лжемессию во имя истинного Мессии. Когда же он увидал, что тем, кому он вручил жизнь Преданного Учителя, совсем и не верят в мессию, а только хитростью купили предателя для своих личных целей, тогда сознание всей этой лжи, непоправимой ошибки, гнусности и неправды, стыд и раскаяние сделали то, что эти сребренники теперь жгли руки и сердце предателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

17), т. е. убедиться, действительно ли суетность свойственна и мудрости, а не только глупости и безумию? – действительно ли и мудрость, подобно глупости и безумию, не в состоянии найти средство «исправить искривленное и восполнить недостающее»? Но из сравнительного рассмотрения мудрости – с одной стороны, глупости, и безумия – с другой, он убеждается, что и высочайшая мудрость, какую он приобрел, есть «суета и стремление за ветром» (2 полов. 17 ст.). т. е. преследует недостижимую цель. Мало того: «при многий мудрости много раздражительности, и умножающий познания умножает страдание» (ст. 18). – Ст. 17: «чтобы познать мудрость, и познать глупость и безумие»; т. е. чтобы о достоинстве мудрости трактовать в ее отношении к глупости. Всякое, вообще познание основывается на рассмотрении вещей по их противоположностям; потому и к познанию положительного и нормального содержания человеческого знания – истины необходимо ознакомление и с ее противоположностью – ложью и заблуждением в ее различных, видах. Contrariis contraria jntelliguntur (Иерон.). И в книге Притч. Сол. мудрость и глупость часто противопоставляются. – Вайгинг перев: «познать мудрость и благоразумие, глупость и безумие». Но отделяется от сильным разделительным знаком закеф (:) же стоит здесь очевидно вместо , в значении глагола, как и первое . Форма – не множ. ч. (Кнобель), но абстрактное образование, в котором обыкновенн. оконч. (; ср. гл. 10, 13) перешло в малоупотребительное . – LXX, а по их примеру наш слав. переводчик, Лютер и Штир приняли в значении «ум, проницательность, благоразумие». Но, как ясно показывают паралл. м. (гл. 2:12; 7:25; 10:1,3), оно стоит здесь вм. , «безумие», «глупость в. – – плеоназм, подобные которому встречаются часто в кн. Екклесиаст. – Основание тому, что мудрость есть «суета и бесцельное стремление», указывается в ст. 18. С расширением знания человек глубже начинает чувствовать несовершенства и превратности в жизни и свою собственную нравственную недостаточность; между тем тот, кто ни о чем не беспокоится и беззаботно проводить жизнь, не тревожится собственными недостатками и не поражается видом несообразного и злого в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

358 Ср. Проф. А.А. Бронзов. «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности». СПб., 1884. С. 579. 361 Satyra I: Et quando uberior vitiorum copia?... Nil erit ulterius, quod nostris moribus addat Posteritas», etc. Cp. Sat. 6. 367 О состоянии нравственности в древнем язычестве см. подробнее: Р. «Религия и нравственность язычества по сочинениям апологетов II и III вв.». Вера и разум, 1886. Кн. 15. С. 153–171; проф. прот. Т.И. Буткевича «Язычество и иудейство (по Зейделю)». Харьков, 1886. 368 С религиозно-нравственными воззрениями ассириян и вавилонян можно ознакомиться по сочинениям М. Никольского «Очерки халдейской культуры». Русский вестник, 1879. 11 и 12; Мейера «История ассиро-вавилонской литературы Корша». Т. I. Ч. 1. 1880; Fr. Hommel’a, «Geschichte Babyloniens und Assyriens». Berlin, 1885–1889. 369 Капитальное исследование по изучению финикийской религии и нравственности, доселе не утратившее своего значения, принадлежит Movers " у. «Untersuchungen über Religion Phönicier» etc. 1841. 370 Иностранная литература по вопросу о языческой Аравии указана у проф. С. Глаголева. «Очерки по истории религии». Ч. 1. Серг. Лавра, 1902. С. 235, примеч. 372 Перечисленные главнейшие виды семитского идолопоклонства указываются и в Свящ. Писании ( Втор. 4: 15–20 ; Прем. Сол. 13: 2, 10; Рим.1: 23 ). Исследованию этих видов идолопоклонства посвящена прекрасная книга Евг. Кагарова «Культ фетишей, растений и животных в древней Греции». СПб., 1913. Здесь указаны элементы фетишизма, культа растений и зоолатрии, кроме Греции, и в странах древних семитов (см. стр. 8–10; 92–95; 193–197). 373 Конфуцием назвали основателя китайской религии католические миссионеры. Настоящее же имя его Цзы, и он принадлежал к роду Кун. Отсюда Кун-Цзы (Confucius). 374 Конфуций сознательно закрывал глаза на будущее, признавая более важным определить свои отношения к прошедшему и настоящему. На вопрос учеников о том, есть ли бессмертие и как живут предки за гробом, он отвечал или молчанием, или же прямо говорил, что более важно для человека подражать в своей жизни предкам и думать о своем поведении, чем о жизни загробной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

9:11—15), но действием огня. «Таким образом, как во время потопа последовало разрушение чрез воду, так и теперь предлежит разрушиться всему чрез огонь... Две главные стихии вселенной — вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии — воздух от испаряющихся вод, и земля от вод сгущающихся, испарение же сие и сгущение производятся огнем... Итак, если две только стихии, и первое истребление нечестивых было чрез воду, то совершенно необходимо, говорит (апостол), чтобы второе погубление нечестивых совершилось через огонь» (Феофилакт).— Все, таким образом, зависит от действия Божественного всемогущества; если по слову Божию составлена земля из воды и водою и допотопный мир погиб водою, то по тому же слову Божию весь мир, не только земля, но и небеса, то есть вся вселенная, может быть разрушена, и будет разрушена огнем. И это будет действительно: ибо нынешние небеса и земля сберегаются огню. — Сберегаются сохраняемые, по подлинному тексту. Слово сбережение означает заботливое охранение сокровища; смысл этого сбережения указывает отчасти на то обетование, которое даровал Бог непосредственно после потопа (Быт. 9:15); отчасти на то, что небеса и земля суть поистине чýдное дело рук Божиих (Пс. 103:24); отчасти на искупление мира Христом, так как он драгоценен в очах Божиих по драгоценной крови Христа. — Сохраняемые: сберегаются, как драгоценность, но сохраняются на погибель, — сильное по мысли и выражению сопоставление. — Огню: огонь как всегда был и есть орудие суда для мира, так он же будет орудием разрушения мира при последнем суде (ср. Быт. 19:24; Ам. 7:4; Ис. 66:15; Дан. 7:9; 2 Сол. 1:8; Мф. 3:12; 25, 41; Апок. 19:20; 20, 10).    8—9. Одно т не должно быть сокрыто и проч.: от насмешников сокрыто то, что апостол сказал относительно устроения небес и земли от начала и о нынешних небесах и земле, сокрыто от них, ибо они не веруют тому, не зная истины о сем. И для верующих это — тайна веры, но для них — нечто, и не сокрыто, и не должно быть сокрыто, тогда как от насмешников неверующих сокрыто именно, что Господь не медлит исполнением обетования, как иные думают, а делает то по долготерпению Своему, хотя для Него время не так измеряется, как измеряется оно для людей, считающих время как медленное и как скорое.— День один, как тысяча лет и проч.: самого краткого периода времени, как наш день, для Бога достаточно для того, чтобы совершить такие дела, для исполнения которых по нашему счету времени нужен такой продолжительный период времени, как тысяча лет, и самый продолжительный период, например в тысячу лет, идет для Господа так быстро, как у нас один день.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

350 В приложении к своей известной книге о городском строе в римской империи Liebenam сделал попытку каталогизировать эти магистратуры. 351 Стр. 183. С этими δημκδικο, которые по 15 новелле Юстиниана являются городскими нотариусами, судьями по маловажным делам и даже городскими старшинами, вероятно тождественны ο δικλογοι, упоминаемые в чудд. Димитрия Сол. (1248). 361 Стр. 125. Этот факт говорит в пользу предположения, что в небольших провинциальных городах существовали единственные публичные бани, в которых знати поневоле приходилось мыться рядом с простонародьем. 385 См. особые городские «munera». «frumenti comparandae», «arcae frumentariae», «annonae divisio», «annonae cura», «cura eméndi olei» и т. д. Dig. 50, 4, 1, 2 и 18, 5. 387 Rostowzew, Kornerhebung im hellenistisch – römischen Aegypten, «Archiv für Rapyrusforschung» 1902. 388 См. Digest., 50, 6, 5, 3–6; Cod. Just. XI, 2 (о навикуляриях, т. e. корабельщиках, перевозивших египетский хлеб в столицу); Edict. Justin. XIII 6 и 24 – (предписания эпарху Египта следить за своевременным отправлением хлеба осенью из Александрии в Константинополь); Procop. De aedif., 310–311 (описание огромных элеваторов на о. Тенедосе, где хлебный флот Египта несколько раз выгружал зерно и откуда оно потом по частям перевозилось в столицу); Theophanes, 165 (Александрия – центр хлебного экспорта). 398 См. сообщение Малалы о том, что при Комоде антиохийский «алитарх» Артавон подарил родному городу значительные суммы для обеспечения на вечные времена раздач народу πολιηχος ρτους (стр. 289). 399 О продовольственных тессерах важное место в хронике Феофана под 5849 годом. Существование этих свинцовых тессер даже в эпоху Комнинов доказывают многочисленные находки их: см. Schlumberger, Sigillographie, 79. 405 Digest., 50, 9, 4. Ср. конституции 321 и 370 гг., говорящие о жалованье городским врачам, чтобы благодаря этому, они могли посещать не только богатых, но и бедных больных (Cod. just., X, 53:6). 409 Schlumberger, Sigillogr., 441 односторонне видит в к- польских ρχιατρο только придворных врачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 . Эллинские мистерии и христианство Так как христиане учат, что премудрость не войдет в лукавую душу и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. Сол. 1:3), то христиане и призывают тех, кто имеет чистые руки и произносит молитвы без гнева и сомнения, кто постоянно занимается высшими и божественными истинами и со всей мудростью может сказать о себе: «Да направится молитва моя, как фимиам пред Тобою» ( Пс. 140:2 ). Христиане говорят дальше: кто имеет мудрый язык, тот размышляет о законе день и ночь ( Пс. 1:2 ) и посредством уразумения его смысла научается различать между добрым и злым; кто близок к Богу и без всякого стеснения приступает к твердой пище, приготовленной для тех, которые трудятся и борются за благочестие и все другие добродетели (ср.: Евр. 5:14 ), – и для него открыт путь к христианам. И так как христиане знают, что милость Божия сильна в людях, указывающих путь к добродетели, соединенной с совершенной любовью, то они также и говорят: «Всякий, кто чист и свободен не только от грубых злодеяний, но и от обычных грехов, кто не имеет в себе ни одного недостатка, тот смело приходи к нам, чтобы быть введенным в таинства учения Иисуса, назначенного только для святых и чистых». Жрецы, восхваляемые Цельсом, говорят: «Приходите к нам те, которых не мучит совесть и не беспокоит». Но руководящие в таинствах по примеру Христа обращаются к людям, имеющим очищенные уже души, с такими приглашениями: «Тот, кто начиная с того времени, когда он почувствовал, что он воспринял силу христианского учения, никакого злодеяния и греха не имеет в своем сознании, иди к нам, слушай откровение Иисуса, сообщенное в особенности истинным ученикам Его». Отсюда ясно обнаруживается разница между предстоятелями эллинских таинств и учителями христианской религии: одно дело призывать грешников и безбожников к очищению, другое дело – даровать им истинное очищение 1028 . У христиан нет ни воров, ни прелюбодеев, ни ядосмесителей, ни разрушителей гробов, ни всех тех, которых щедрое красноречие Цельса причисляет к участвующим в христианских таинствах, в общении тайной и сокровенной премудрости, предназначенной для праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010