В греко-рим. мире I в. до Р. Х. распространение представления о богосыновстве было связано с формированием имп. культа и выражено в формуле divi filius - сын божественного (где под «божественным» подразумевается предыдущий император, провозглашавшийся таковым после смерти). Греч. перевод титула рим. императоров θεο υς встречался в политическом лексиконе прежде всего восточных провинций Римской империи, однако свидетельства адаптации этого термина в религ. жизни отсутствуют ( Mowery. 2002. P. 101-103). В палестинском и александрийском иудействе в межзаветный период, особенно в период позднего Второго храма, в силу деятельности книжников и общей тенденции к буквалистскому толкованию ВЗ ( Корсунский. 1882. С. 167, 179) происходит усиление монотеистических представлений о Боге, в результате намечается отказ от антропоморфных и антропофатических представлений о Нем. Происходит отказ и от идеи богосыновства (ср.: Ин 5. 18). Эта тенденция заметна также в переводе LXX, где в ряде случаев выражение     было переведено истолковательно - «ангелы Божии» (ο γγελοι το θεο - Иов 1. 6; 2. 1; 38. 7; Исх 32. 8; Дан 3. 25, 28). В Книге премудрости Соломона праведник называет себя «сыном Господа» (Прем 2. 13), а его враги зовут его «сыном Божиим» (Прем 2. 18), при этом в обоих случаях выражения используются в переносном смысле. Идея нарицательного богосыновства по отношению к благочестивым людям встречается также в Прем 12. 7, 19-20; 16. 26; 18. 4; 19. 6, а в 18. 3 «сыном Божиим» назван народ Израилев. Мессианское понимание имени «Сын Божий» (или его эквивалентов) засвидетельствовано во многих кумран. рукописях. Идея богосыновства в них заимствована из библейских ветхозаветных текстов, но нет никаких оснований утверждать, что богосыновство Мессии понималось здесь не в переносном смысле (т. е. как богоуподобление), а в прямом (как онтологическое равенство Богу). В кумранской рукописи на арам. языке 4Q246 главным действующим лицом является «Сын Божий» (      ), который именуется также «Сыном Всевышнего» (     - 4Q246 ii 1). При всей множественности интерпретаций этих наименований (были предложены варианты: сир. царь, ангел - Fitzmyer. 2000. P. 55, 57; народ Израилев - Hengel. 1976. P. 45; иудейский правитель из дома Давида - Fitzmyer. 2000. P. 59-61, 76-82; грядущий Мессия - Ibid. P. 55) важен факт употребления этого выражения в царственно-мессианском контексте. В рукописи говорится, что Сын Божий явится после периода войн и потрясений и Его «вечное Царство» будет характеризоваться миром и благоденствием (4Q246 ii 5). Эти идеи имеют прямую библейскую параллель с откровением о Мессии у прор. Исаии (Ис 9. 6-7).

http://pravenc.ru/text/344423.html

О думающих оправдаться делами 90. 975 I/26 (129)=B51 (375). 976 I/29 (132)=B52 (377—378). 977 Ср. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1,3—2; Посл. 1 и др. 978 I/84 (399)=B44 (318). 979 Григорию Нисскому. 980 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 981 Василий. 982 Василий Великий. Письмо 2 (сир. редакция). 983 Аммон. Письмо 2. 984 Аммон. Там же (о «божественной силе», ведущей человека к покою). 985 II/35,7—11. 986 Сир. idata d–su " rane соответствует греческому gnvsiw pragmabtvn (знание вещей, объектов, действий). 987 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. 988 II/10,14—16. 989 Ср. Исаак. Главы о знании I,56 (о «деятельности» и «созерцании»). 990 I/38 (160)=B62 (431). Слова «вопрос» и «ответ» отсутствуют в сир. оригинале. 991 Ср. Мф.18:3. 992 I/49 (216—217)=B77 (526—528). 993 Рим. 10:17. 994 Евр. 11:1. 995 Главы о знании I,64. 996 I/84 (401)=B44 (320). 997 I/85 (405)=B45 (324). 998 Apophthegmata, Evagrius 4. 999 Слово 1. 1000 Главным произведением на сирийском языке является «Письмо к Публию». Знакомые русскому читателю многочисленные размышления св. Ефрема на тему Страшного Суда переведены с греческого и не являются его подлинными произведениями. 1001 I/38 (163—164)=B62 (437). 1002 I/87 (413)=B 47 (335—336). 1003 I/41 (174)=B65 (459). 1004 Феодор Мопсуестийский. В греч. и рус. пер. ссылка дана на св. Григория Богослова. 1005 Письмо 2 (сир. версия). 1006 I/89 (427)=B50 (352—353). 1007 I/51 (225)=B79 (538). 1008 II/1,20. 1009 II/20,2. 1010 I/1 (1)=B1 (1). Букв. «размышление о будущих (вещах)». Греч. и рус. «размышление о будущем восстановлении». 1011 I/21 (102)=B35 (256—257). 1012 II/10,19. 1013 II/8,16. 1014 Или «словесны». 1015 Еф. 4:13. 1016 Главы о знании III,71. 1017 I/19 (77—78)=B28 (202—204). 1018 II/8/10. 1019 Т. е. устройство человеческого тела. 1020 В тело. 1021 Т. е. в своем составе (теле). 1022 Фил. 3:21. 1023 Букв. «пока мы не получили ее одну». 1024 Главы о знании III,74—75. 1025 I/7 (36—37)=B9 (114). 1026 ΙΙ/18,3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Lewy. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 918 См. Brock. Note 3 to II/10,35. 919 Ср. Пс. 103:15. 920 II/35,1—6. 921 II/18,2. 922 Пс. 41:3. 923 I/70 (355)=B16 (131). 924 I/87 (415)=B47 (337—338). 925 I/51 (229—230)=B78 (543). 926 II/1,50. 927 I/58 (317)=B6 (95). 928 Главы о знании I,33. 929 Подробнее об этом мы говорили в другом месте. См. Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. второе. СПб., 2001. С. 404—412. 930 На молитве. 931 Т. е. во втором случае. 932 1 Кор. 14:19. 933 Главы о знании I,55. 934 В рус. тексте: «Источается ли непрестанно из сердца некая сладость и влечет ли всецело ум?». 935 I/45 (192)=B70 (486). 936 I/85 (412)=B46 (334). 937 Иерем. 20:9. 938 I/48 (209—210)=B74 (511—512). 939 Ср. 1 Кор. 1:18—23. 940 Ср. 1 Кор. 4:10—13. 941 3 Цар. 8:27. 942 Т. е. принял на себя человеческое естество. Исаак использует характерный для восточно–сирийской традиции христологический язык. 943 Главы о знании 1,88. 944 Рус. «Любовь к Богу». 945 Рус. «восторженной». 946 Ср. 1 Кор. 3:18. 947 Ср. Евр. 11:38—39. 948 I/73 (369—370)=B33 (219—220). 949 Ср. 1 Ин. 4:18. Слова в квадратных скобках добавлены в греч. тексте, но отсутствуют в сир. оригинале. 950 Ср. 2 Кор. 12:11. 951 Ср. Пс. 18:11. 952 I/38 (159—160)=B62 (430—431). В греч. и рус. тексте последние две фразы переведены свободно. 953 Лк. 22:30. 954 Ср. Пс. 103:15. 955 Вар. «очистились». 956 I/84 (398—399)=B43 (316—317). 957 I/25 (117—119)=B51 (360—362). 958 I/25 (119)=B51 (362). 959 I/25 (120)=B51 (363). 960 I/25 (122)=B51 (366). 961 I/25 (123)=B51 (367). 962 Естества Божия. 963 Естества человеческого. 964 I/28 (131)=B51 (376—377). 965 1 Кор. 3:19. 966 I/26 (125—126)=B51 (369—371). 967 I/27 (127)=B51 (372—373). 968 Или «Писаний». 969 Букв. «истины книг», или «истины Писаний». 970 Главы о знании III,99. 971 Главы о знании IV,16. 972 I/28 (128—129)=B51 (373—374). 973 I/26 (126)=B51 (371). 974 I/26 (127)=B51 (374). Ср., например: Марк Подвижник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

720 B80 (555—556). 721 B80 (556). 722 B80 (558). 723 B80 (560). 724 Miller, [Notes], 373. 725 B80 (561). Ср. Apophthegmata, Arsenius 30 (PG 65,97 C). 726 ApGphthegmata, Arsenius 27 (PG 65,97. 727 B80 (564). 728 Говоря о молитвенном правиле, Исаак употребляет в качестве синонимов два греческих термина — kanvbn (правило) и nobmow (закон). 729 I/30 (136). 730 Т. е. молящийся. 731 Т. е. молитвы, которые обычно читаются в определенном количестве (молитвенные правила). 732 II/4,2—4. 733 II/4,5. 734 II/4,6. 735 II/4,7. 736 II/4,8—9. 737 Или «совершил огромное приобретение» (сир. tegurta — коммерция, торговля). Ср. 1 Тим. 6:6. 738 Ср. Пс. 15:6. 739 II/14,7. 740 II/14,7. 741 II/14,18. 742 Речь идет, опять же, о кратких молитвенных правилах, каждое из которых могло включать в себя псалом, молитву и серию поклонов. 743 Моисей Мурин был, вероятно, нубийцем или эфиопом. В VII в. Нубию и Эфиопию называли Индией. 744 II/14,20—22. 745 II/14,31—33. 746 II/14,33. 747 II/14,34. 748 Т. е. для монашества. 749 «Вселенским Собором» в собственном смысле в Восточно–сирийской Церкви называли Никейский Собор 325 г. Преп. Исаак ссылается на апокрифическое 54–е Правило этого Собора, предписывающее совершать семь служб в день. Ср. Главы о знании IV,24 («…семь служб, которые установлены правилами для спасения тех, кто борется с демонами…»). 750 II/14,35. 751 Имеется в виду 11–я Огласительная Беседа Феодора Мопсуестийского, посвященная молитве «Отче наш». 752 II/14,36—37. 753 II/14,38. 754 II/14,39. 755 Ср. подобные выражения в Пс. 9:2; 34:10; 118:10 и др. 756 Ср. Исх. 20:21. 757 II/5,1. 758 Ср. Пс. 98:5. 759 Ср. Пс. 24:7. 760 II/5,2. 761 II/5,3. 762 II/5,4—5. 763 Ср. Быт. 18:27. 764 II/5,8. 765 II/5,10—11. 766 II/5,12—13. 767 II/5,15. 768 II/15,18—19. 769 Ср. Пс. 42:3. 770 II/15,21. 771 II/15,26. 772 II/15,27. 773 Диавол. 774 Ср. молитву восточно–сирийской анафоры Феодора Мопсуестийского: «Твой покой и Твой мир да живет в Церкви во все дни мира. Гонения, волнения, споры, расколы и разделения да будут далеки от нее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Енох (Иуд 14 — «Бывшие от века святые пророки»; Лк 1.70, Деян 3.21) Авраам (Быт 20.7 ср. Пс 105.14–15) Моисей (Втор 34.10; Чис 12.01–8; Ос. 12.13) Мариам (Исх 15.20) Елдад, Модад и семьдесят (Час 11.24–29) Девора (Суд 4.4) «Человек Божий» (Суд 13.6) Б. Эпоха монархии Самуил (1 Цар 3.1) Гад (2 Цар 22.5) Нафан (2 Цар 12.1) Ахия (3 Цар 11.29) Саул (1 Цар 10.10) Давид (1 Цар 16.13) Соломон (3 Цар 3.5) Асаф, Еман и Идефун (Ефан) (1 Пар 25.1) Иоиль прозорливец (2 Пар 9.29) В. Эпоха от разделения монархии до Ассирийского периода Самей (3 Цар 12.22) Ананий прозорливец (2 Пар 16.7) Иуй, сын Анания (3 Цар 16.1) Илия (3 Цар 17.1) Елисей (3 Цар 19.16) Михей, сын Иемвлая (3 Цар 22.8) Иозиил и Елиезер (2 Пар 20.14, 37) Захария (2 Пар 24.20) Неназванный пророк (3 Цар 20.13) Неназванный пророк (4 Цар 9.4) «Сыны пророческие» (3 Цар 19.10) Одед (2 Пар 28.9) Полный список упоминания ветхозаветных пророков в Священном Писании Имя пророка Цари, правившие в это время в Книги Ветхого и Нового Завета Израиле Вавилоне/Персии Самуил 71075- 1035 1      Цар 1.1–28.20; 1 Пар.9.19- 23, 11.1–3, 26.25–28, 29.29–30; (Samuel) 2      Пар 35.1–19; 2 Езд 1.1–22; Пс 98.5; Сир 46.16–23; Иер 15.1; 3 Езд 7.33–41; Деян 3.12–24, 13.16–20; Евр 11.32–40 ок. 1000- 960 Давид, Соломон 2 Цар7.1–17, 12.1–25; 3 Цар 1.1–46; 1 Пар 17.1–15, 29.29; 2 Пар 9.29, 29.25; Пс 50, Сир 47.1 (Nathan) Гад (Gad) ок. 1000- 960 Давид, Соломон 1 Цар 22.5; 2 Цар 24.1–25; 1 Пар 21.1–30, 29.29; 2 Пар 29.25 ок.870- 850 Ахав, Охозия 3 Цар 17.1–4 Цар 2.18; 4 Цар 9.36–37, 10.10–17; 2 Пар 21.4–15; Сир 48.1–12; Мал 4.4- 6; 1 Мак 2.58; 3 Езд 7.36–39; Мф 11.12–15, 16.13–16, 17.1–13, 27.45–50; Мк 6.14–15, 8.27–29, 9.1–13, 15.34–37; Лк 1.13–17, 4.23–30, 9.7–9, 18–20, 28–36, 51- 56; Ин 1.19–27; Иак 5.16–18; Рим 11.1–5 (Elijah) Иосафат Елисей ок.850- 785 Иософат, Иорам, Ииуй, Иоахаз, Иоас 3 Цар 19.1 — 4 Цар 13.21; Сир 48.12–16; Лк 4.23–30 (Elisha) Иорам, Охозия, Гофолия, Амасия 810(?) — 750 Иоахаз, 4 Цар 11.1–15.7; 2 Пар 9.29; 3 Езд 1.38–40; Деян 2.16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

2) стали одной из первых фраз, записанных арм. буквами ( Корюн. Житие Маштоца. 8). Мовсес Хоренаци сообщает, что Маштоц перевел все «22 богоданные книги» ВЗ, а также НЗ (арм. от иран. собрание воспоминаний, ср. Απομνημονεματα у Иустина Философа (Apol. 67. 3)); далее историк указывает, что католикос Саак переводил с сир., поскольку все греч. книги в Армении были уничтожены по приказу персид. царя (История. III 53-54). Вскоре этот первоначальный «поспешный» перевод (Арм I) был сличен по греч. рукописям, привезенным из Византии после Вселенского III Собора (431), пересмотрен и в ряде случаев выполнен заново ( Корюн. Житие Маштоца. 19; Мовсес Хоренаци. История. III 61). Лазар Парпеци (V в.) говорит, что перевод ВЗ и НЗ был выполнен Сааком непосредственно с греч. (История Армении. Ереван, 1982. С. 38 (на арм. языке)). Свой окончательный вид арм. версия (Арм II) обрела в сер. 30-х гг. V в. Арм. перевод. Рукопись 989 г. (Б-ка Эчмиадзина. 229). Л. 111 об. (окончание Мк и начало Лк) Арм. перевод. Рукопись 989 г. (Б-ка Эчмиадзина. 229). Л. 111 об. (окончание Мк и начало Лк) Арм I известен по цитатам у древнеарм. авторов V в. (особенно в «Вардапетутюне» и у Езника Кохбаци), в ранних литургических рукописях, в древнегруз. рукописях и рукописных фрагментах арм. Евангелий, а также по следам, присутствующим в Арм II. Известны 2 версии Книг Паралипоменон, Песни Песней, Маккавейских и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, более ранняя из к-рых, возможно, представляет Арм I. Изучение отдельных книг ВЗ показало, что Арм I книг Руфь, 1-й Самуила (Царств), пророка Даниила и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, основывался как на сир. версии, так и на греч. тексте LXX в редакции сщмч. Лукиана, а Книга 1-2 Паралипоменон переведена в Сирии с греч. долукиановского текста LXX. В тексте отдельных книг (Втор, Песнь, Притч, Иер) не заметно следов сир. оригинала. Перевод большинства книг НЗ, по мнению мн. ученых, в Арм I был выполнен с сир. В пользу этого свидетельствует, в частности, арм. версия комментария прп.

http://pravenc.ru/text/209473.html

1. Что замечательное относительно веры к благочестия совершилась в тот период и при каких патриархах?. – а) При Эносе произошло решительное отдление благочестивых потомков Сифа под именем «сынов Божиих» (4:26) от нечестивых потомков Каина, которые называются «сынами человеческими» (6:1–2). Примеч. Впрочем некоторые в выражении: «упова призывати имя Господа Бога» (4:26) видят указание на начало торжественного, общественного богослужения (ср. XII, 8). Отделение же нечестивого потомства Каина от благочестивого общества верующих произошло еще прежде, когда Каин, проклятый Богом, «пошел от лица Господня, и поселился в земле Нод» (4:16). б) Энох замечателен своею святостью жизни и близостью к Богу, так что в силу своей веры в живого Бога изъять был от смерти и в теле перешел в иную жизнь (5:22–24 ср. Сир.49:16 и Евр.11:5–6 ). Он же для развращенных современников своих был проповедником и образцом покаяния ( Сир.44:15 ) и предсказывал суд Божий на нечестивых ( Иудиф. 14 и 15). в) При Ное, сыне Ламеха, нечестие достигло крайнего предела и вся земля с своими произведениями и животными пришла в страшный упадок и извращение; посему уже отец Ноя предвидел истребление развращенного мира, а в своем благочестивом сыне видел утешение и упокоение (каково и есть значение имени Ноя, см. гл. V, 20 ср. Сир.44:16–18 ). 2. Какое значение имеет родословие патриархов и истории Церкви – Из этого родословия мы видим непрерывное продолжение и сохранению святого семени жены, т. е. сохранение и состояние Церкви в лице патриархов, «от нихже и Христос по плоти, Сын над всеми Бог , благословен во веки» ( Рим.9:5 ср. Лк.3:23, 37–38 ). 3. Какое значение имеет долголетие жизни патриархов, которое так точно указано Моисесм? – Оно служило верным средством сохранения истие веры и благочестия чрез устное предание и пример благочестивых патриархов. Напр. Мафусал умер только за 6-т лет до потопа, а сам он мог беседовать с Эносом, внуком Адамовым; или: Ной мог беседовать с Малелеилом, а Малелеил с самим Адамом .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

163 B19 (155). 164 Имеется в виду восточно–сирийская традиция. 165 II/39,7. 166 II/39,10–11. Ср. цитату из Диодора в B37 (285). 167 Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 3. С. 176. 168 Тема любви Божией является центральной в сирийской богословской традиции начиная с Ефрема Сирина. См.: S. Brock. Spirituality in Syriac Tradition. Kottayam, 1989. P. 84. 169 II/39,22. 170 Главы о знании IV,79—80. 171 Здесь и далее мы пользуемся термином «естество» для передачи сирийского kyana в том случае, когда речь идет о естестве Божием или о божественном и человеческом естествах Христа. В некоторых других случаях мы употребляем термин «природа». Отметим, что нередко Исаак Сирин использует термин «естество Божие» или просто «Естество» в качестве синонима слова «Бог». 172 II/10,18—19. 173 II/38,1—2. 174 Ср. Исх. 3:14. Имена El Shaddai и Ehyeh aher ehyeh заимствованы Пешиттой из еврейской Библии и оставлены без перевода. 175 Исх. 6:3. 176 Главы о знании IV,3. 177 Главы о знании. 178 Еф. 1:21. 179 II/10,24. 180 Главы о знании. 181 I/25 (118)=B51 (361). 182 I/67 (350)=B7 (103). 183 II/38,3. 184 II/40,3. 185 II/40,2. 186 II/39,3. 187 II/38,4. 188 Т. е. благость и любовь. 189 II/38,5. 190 II/10,23. Ср. II/40,1. 191 Главы о знании IV,87. 192 II/5,11. 193 II/38,3. 194 II/14,15. 195 B45 (323). 196 I/85 (419—420)=B50 (345). 197 I/85 (419—420)=B50 (345). 198 Исх. 20:5; Числ. 14:18. 199 Букв. «средних». 200 Главы о знании I,17. 201 Пс. 118:137. 202 См. Мф. 20:13—15 и Лк. 15:20—22. 203 I/90 (431—432)=B50 (357—358). 204 B50 (349). Ср. I/89 (424). 205 Главы о знании IV,85. 206 II/39,19. 207 I/90 (431)=B50 (358). 208 I/41 (173)=B65 (455). 209 I/48 (208)=B74 (510). 210 Сир. «о причиняющих ей (т. е. истине) вред», «о наносящих ей ущерб». 211 I/48 (206)=B74 (507—508). 212 2 Тим. 2:13. 213 Главы о знании I,17. 214 II/10,19. 215 Быт. 1:1 («В начале Бог сотворил небо и землю»). 216 Василий Великий. Беседа 1–я на Шестоднев. 217 Букв. «движения». 218 II/1,72. 219 В сирийском тексте (изд. Беджана) «восемь», в греческом переводе — «семь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

е. нечестивый) и Феодотиона (у св. И. Злат.: «да взыщется...»), заключается также мысль о совершенном истреблении нечестивых: «если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха» (св. Афанасий); «он не может устоять, но погибнет, исчезнет, скроется совершенно, когда будут исследованы дела его“ (св. И. Злат.=бл. Феодорит и Зигабен). Подобная мысль в Пс.36:36 ; Ис.41:12 ; Иов.20:8–9 ). лз. Гдь црь во вкъ и въ вкъ вка: погибнете, зыцы, земл 37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 37 . Верным ручательством за исполнение молитвы о прекращении злодейств и насилия язычников и вообще нечестивых (ср. Иер.9:26 ; Иез.16:3 и сл.) в земле израильской служит псалмопевцу убеждение, что Господь есть вечный царь Израиля (ср. Исх.15:18 ). Часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его ( Втор.32:9 ); один Иегова ( – 12) имеет в нем всегдашнее и неотъемлемое право владычества; а не может допустить владычествовать над ним язычникам; а вели так, то язычники, временно поработившие народ Его, как и все вообще нечестивые угнетатели верных рабов Его, неизбежно должны исчезнуть с земли Его, т. е. из земли израильской, которую Он, благоволивши избрать в удел народа Своего ( Числ.34:2 и сл.), тем самым по преимуществу сделал Своею землею (ср. Втор.32:43 ). Но вместе с тем слова эти могут иметь и более обширный смысл пророчественного предуказания на откровение на земле, с пришествием Христа Спасителя, вечного всемирного царства Божия (св. Афан. и Зигаб.), с распространением которого рано или поздно язычники должны исчезнуть с земли ( Мф.28:18 ), или побеждённые верою Христовою ( Рим.9:24 и сл. 10:12–13; 11:25 и др.), или же пораженные гневом Божиим за неверие и противление ( Рим.1:18 и сл. Еф.5:6 ; 2Сол.2:8–12 ; Апок.19:15–21 ; ср. бл. Феодор.). ли. убогихъ услышалъ гди, сердца ихъ внтъ ухо тво. 38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, л. Сд сир и смирен, да не приложитъ ктом величатис человкъ на земл. 39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. 38–39. Твердо уверенный в помощи Божией, псалмопевец заключает свою скорбную песнь мольбою к Господу, благосердно внимающему желаниям смиренных рабов Своих, укрепить разбитые скорбью сердца пострадавших от вражеского насилия упованием на помощь Его и праведным судом Своим восстановить права угнетённых и усмирить угнетателей их, чтобы они, помня немощную природу созданного из земли человека ( человкъ на земл, – букв. с евр.: «немощный из земли», ср. Пс.8:5 и 9:20–21) не смели более надмеваться своею силою и тем наводить страх на смиренных рабов всемогущего Царя Израилева (ср. ст. 37), престол которого на небесах ( Пс.10:4 ; ср. Ис.33:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Корень Премудрости в конкретной повседневной жизни, но важный также и для деятельности учителя, это страх Божий как широкая позиция личного самопредания человека Богу. Этим характеризуется, согласно 38:24, образ мудреца-книжника, что развертывается в ряде текстов, начиная с программной «педагогики страха Божия» в 1:11–2:18. Страх Божий предшествует всякому исполнению Закона и стоит выше него (ср. 32:16, 22 слл.; 33:1 слл.); он наполняет собой все человеческие отношения (ср. 3:7; 6:15 слл.; 7:29 слл.; 10:19–24; 25:10; 26:3). Он придает достоинство даже наималейшему (10:19–24) и позволяет освободиться от страха перед всем, что ниже Бога (ср. 34:16). Он есть доверие и самопредание Господу (2:6–18) и ведет через испытание к очищению и зрелости. Его наивысшее выражение есть молитва (ср. 15:9 слл.; 17:6–10; 39:5, 14с–16, 32–35; 43:27–33; 51:1–12), которая в качестве подлинного учения мудреца занимает центральное положение; это иллюстрируется и великими фигурами Израиля (гл. 44–49; напр., Давид 47:5–10). 3.4 Значение Пролог Иоанна о пути Логоса, от исхождения от Бога до поселения («установления шатра») среди нас ( Ин.1:1–14 ), может быть первым свидетельством влияния великого синтеза пути Премудрости в Сир.24 (ср. 24:7 слл.). Свидетельствуя о высокой оценке всеохватной Премудрости в повседневной жизни ранней церкви, Иисус Сирахов в то же время являет собой замечательный пример экуменической «функции моста», выполняемой второканоническими писаниями: цитирование и традиция еврейского текста делают книгу свидетельством аутентичной еврейской духовности вплоть до XII в. Интересно и удивительно то, насколько любили эту книгу лютеране XVI–XVII вв.; это подтверждается, наряду с быстрым и широким распространением перевода Лютера Книги Иисуса Сирахова, практикой произнесения в реформаторских церквах большого числа ревностных проповедей на темы этой книги, а также использование ее в катехетике, включая рифмованные переложения (“Syrachische Lieder” – «Песни Сираховы»). Самым прекрасным свидетельством остаются два церковных гимна, вдохновленных Сир.50:24–26 , в переводе Лютера (ΕÜ): «Возблагодарите же все Бога» (“Nun danket alle Gott”, M. Rinckarm) и «Возблагодарите же все и воздайте хвалу» (“Nun danket all und bringet Ehr”, Paul Gerhard).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010