«Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи?». ( 1Кор.12:28–30 ; Ср. Иак.3:1–2 ). Примечание. Итак, не всякий может быть пресвитером, но только тот, которому дано это, который принял рукоположение от Епископа. 7. Как примирить с этим слова апостола Петра: и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. ( Откр.5:10 ), (Срав.1:6; 1Пет.2:9 )? Все христиане называются в Слове Божием священниками в духовном смысле, во-первых, как избранники, освященные благодатью Свят. Духа в таинствах «по предведению Бога Отца при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа; ( 1Пет.1:2 ); во-вторых, как таковые все христиане, подобно священникам, совершают духовную словесную службу и приносят Богу духовную жертву своими делами, жертву хвалы, жертвы благотворения. «Будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, т.е. плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:15–16 ) и самые тела ваши представьте в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим.12:1 ). Но эти слова апостолов Петра и Иоанна отнюдь не означачают того, что каждый христианин может присвоить себе право рукоположенного священника или может обходиться без него. Христианин наряду с наименованием священника в том смысле называется здесь и царем, т.е. он должен господствовать над грехом и страстями. Однако это не означает, что для христиан не нужно уж верховной власти земного царя. Апостол повелевает: «Бога бойтеся, царя чтите» ( 1Пет.2:17 ; Ср. 1Тим.2:2 ). Израильтян, как избранных из среды всех других народов, также Бог назвал – царством священников ( Исх.19:6 ), и, однако, установил для них еще особых священников в роде Аарона для совершения богослужения и приношения жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святой Дух благодатию этого Таинства (а) «вводит» рассеиваемый чувствами «ум (наш) в сердце, как в свой орган», чтобы ум всё во внешнем мире и в явлениях незримой духовной жизни опознавал чрез неиссякающе теплое чувство Божества; (б) сердце собирает в Бога, чтобы оно не переставало отражать силу благодати, а волю (в) горением чувств укрепляет к непрерывным трудам богоугождения. Миропомазание, принимаемое в сознательном возрасте, весьма показательно своей действенностью. Оно дарует полноту единения с Богом, укрепляет самособранность души и сообщает Святого Духа в особых Его действиях. Глава 2 Перечисляемые у пророка Исаии семь даров Святого Духа святой апостол Павел в Послании к Римлянам обобщенно называет «излиянием любви» (ср. Рим.5:5 ). Отсюда надлежит признавать то или иное отношение к любвеобильному настроению христианина каждого из них в отдельности. 1) Первый дар Святого Духа, по благодати Таинства Миропомазания, есть дух премудрости . Премудростью следует признавать благодатное возвышение человеческого духа на основании его наличных катехизических познаний к созерцанию в Боге любви миротворческой, промыслительной и искупляющей падшее человечество чрез Богочеловеческую Жертву. Форма созерцания является путем внутреннего постижения Бога, исходящего как бы из всей глубины человеческого существа и от всей полноты одушевляющего его силы. Созерцающий силою Святого Духа опознает все окружающее как одеяние Божией славы и Божией любви, осмысливает в Боге как Ему принадлежащее и ставит опознанное в состав сердечного богоощущения. Пусть созерцание у миропомазанного начально, но оно представляет опытное переживание основных догматических умозрений касательно Бога. Что это так, подтверждают ясные свидетельства Писания. «Любовь к Господу – славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. Начало премудрости – бояться Бога... Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви» ( Сир.1:14–15, 13 ). Премудрость «есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его " ( Прем.7:25–26 ). «Свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба» ( Прем.7:30 ). «Премудрому Господь дает сердце, чтобы разуметь» (ср. Втор.29:4 ). «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его... дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе» ( Еф.1:17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

263 более не препятствует и тому, чтобы плоть взлетала над низшей и свойственной себе природой и преобразовывалась в Божество и в высочайшую сущность. Но чем покорно угождать их неразумию, мы лучше будем прилежать к Божественным Писаниям. А поскольку и пророк говорит: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис.7:14 ), и блаженный Гавриил запечатлевает прежде реченное и изъясняет Деве вышнюю волю, говоря: Не бойся, Мария, ибо вот, Ты зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь имя Ему: —96— Иисус ( Лк.1:30–31 ), то будем веровать, что Еммануил истинно родился от жены и притом, мысля право, не станем отбрасывать блистательной и достойной удивления похвалы нашей собственной природы. 264 В самом деле, Единородный воспринял не Свою собственную природу – ведь тогда свойственное нам оказалось бы ничуть не в лучшем состоянии – и не ангельскую, но семя Авраамово ( Евр.2:16 ), как написано. Потому что так, а не иначе, возможно было спасти соскользнувший в тление [человеческий] род. А – И что? После этого разве не заслуживает изумления также и иное, 265 А – Ведь некоторые, чуть ли вовсе не распростившись с богодухновенным Писанием и вдавши свой собственный ум духам заблуждения (ср. 1Ин.4:6 ), дошли до такого безрассудства и ребяческой глупости, что думают, будто у Творца веков, со-вечного Богу Отцу Бога Слова, начало существования должно сопутствовать Его же рождению по плоти и воображают, что явился позднее Тот, Кто за пределами всякого века и времени, и будто в последние времена, времена вочеловечения, Бог стал Отцом, а Тот, через Которого всё, и в Котором всё словно бы смог прийти и к бытию, и существованию вместе с храмом от Девы. Так разве не устремились уже к жребию, превосходящему всякое зло, те, кто дозволяют себе такую отвратительную бабью басню и довели свой ум до такой крайней тупости? Воистину, гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и ( Рим.3:13–14 . Ср. Пс.5:10,139:3,9:2828 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Но каким образом, спросишь ты, Он не нарушил закона? И как исполнил закон или пророков? ( Мф.5:17 ). Пророков – тем, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – что подтвердил делами Своими все, что они говорили о Нем, почему и евангелист постоянно говорит: да сбудется реченное пророком; например, когда Он родился, когда отроки воспели Ему чудную песнь, когда воссел на жеребя. Да и во многих других случаях Он исполнял пророчества, которые все остались бы без исполнения, если бы Он не пришел в мир. Α закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чем не преступил его (ср. Мф.3:15 ; Ин.8:46; 14:30 ; Ис.53:9 ). Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только Сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел (ср. Рим.10:4, 8:3–4, 3:31 ). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего, однако ж, он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил Сам Господь, снисшедши на землю и установив образ оправдания через веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то Сам Христос совершил через веру, почему и говорит: не нарушить пришел Я, но исполнить... В чем же состоял третий образ исполнения закона? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его. Так например, заповедь «не убий» не уничтожается заповедью «не гневайся»; напротив, последняя служит дополнением и утверждением первой. То же самое должно сказать и о всех прочих заповедях. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф.5:18 ). Слова эти имеют такой смысл: невозможно, чтобы закон остался без исполнения, но и малейшая черта его должна быть выполнена, что и доказал Господь Своим примером, во всей точности исполнив закон... Приведенные слова Его ( Мф.5:19 ) относятся не к древним заповедям, но к тем, которые Он Сам намеревался дать... Почему же Он называет эти новые заповеди малыми, когда они так важны и высоки? Потому, что Он Сам хотел дать этот закон. Как Он смирил Себя Самого, и во многих местах говорит о Себе скромно, так говорит и о законе Своем, научая этим и нас всегда быть скромными... Α когда ты слышишь слова «малейшим наречется в Царствии Небесном» ( Мф.5:19 ), то разумей не иное что, как геенну или мучение... Будет малейшим, т.е. отверженным, последним; а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну». 676

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Иисус отвечает, хотя на этот раз к Нему не обращались с вопросом. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря — глагол ‘возглашать, кричать’ Иоанн использует при рассказе о заявлениях особой важности, ср. 1:15; 7:28; 12:44. И знаете Меня, и знаете, откуда Я — в древности не использовались знаки препинания, но после этого предложения напрашивается вопросительный знак. Иерусалимляне правы, если говорить о том смысле, который они сами вкладывают в свои слова, хотя их мнение, что Иисус происходит из Назарета от известных родителей, только отчасти верно (ст. 41–42). Но есть и другой смысл, в котором происхождение Иисуса им неизвестно. И Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня — вновь союз ka€ ‘и’ употребляется в противительном значении (‘но’). Зная лишь внешнюю видимость, невозможно понять природу Иисуса, Его служение и авторитет. Пославший Его невидим, но верен Своему слову. Которого вы не знаете — иудеи видели своё преимущество перед язычниками в том, что они знали истинного Бога (Рим 2:17–19); Бог дал людям откровение в виде Торы (Закона), и из всех народов только Израиль получил закон, см. 4:22. Однако если бы они на самом деле знали Его, они не отвергли бы Иисуса (8:42), так как Он — высшее Откровение, а закон свидетельствует о Нём (5:46). Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня — истинное знание в Ин всегда основано на отношении. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его — можно подумать, что речь идет о стихийной попытке расправы, в отличие от официального розыска, о котором говорится в ст. 32 и 45; очевидно, впрочем, что для Евангелиста это различие не имеет значения. Чудесное спасение от рук нападающих, как в Лк 4:30, здесь не упомянуто, но, очевидно, подразумевается. Под часом Его имеется в виду смерть и воскресение, ср. 2:4. Многие же из народа уверовали в Него — позиция частицы ‘же’ подчёркивает, что уверовавшие не принадлежали к высшему классу. Слова Иисуса имеют двойное воздействие на народ: одни верят в Него, другие ожесточаются. И говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? — насколько мы знаем, от Мессии не ждали проявлений сверхъестественной силы, но перед лицом несомненных чудес естественно возникал вопрос, не является ли Чудотворец Мессией.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   IV. Чудеса. Важное значение чуда для убеждения в истине и достоверности Божественного откровения явствует: а) из самого понятия чуда, как действия, могущего произойти только от одного Бога; б) из понятия о божественной премудрости, с которой несовместимо употребление чудесной силы для подтверждения заблуждения; наконец в) из общечеловеческого сознания, которое в чуде признает сверхъестественное знамение во свидетельство истины.    В чуде, как самом очевидном и доступном доказательстве, И. Христос прежде всего искал свидетельства божественности Своего посланничества (Матф. XI:4, 5; XII, 28; Uoah.:V, 36; X, 25, 38; XI, 42 и т. д.); в нем также искали опоры для себя и для своей проповеди и св. апостолы (2 Кор. XII, 11, 12; 1 Кор. IX:1; Галат. I:15 – 17; III, 1 – 5; Деян. XI:17 и др.). Ап. Павел говорит: «ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим. XV:18 – 19). „Ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов, хотя я и ничто. Признаки апостольства оказались пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами“ (2 Кор. XII:12).    Что же такое чудо?    Для точнейшего определения понятия чуда приведем главнейшие наименования, которыми оно обозначается в Св. Писании. Чудеса называются в Св. Писании иногда силами („du " namei_s«) для означения несомненного обнаружения в них высших божественных сил, божественного могущества (Псал. CXLІV, 4): „род роду будет восхвалять дела (du " namei_s) Твои и возвещать о могуществе Твоем» (Ср. Матф. XIV:2; Марк. V:30: „Иисус разуме в себе силу, исшедшую от Него“ – при исцелении кровоточивой жены); иногда – дивными делами («Ta " rata fauma " sia“) как явления поразительные, чрезвычайные, невольно возбуждающие наше удивление и изумление (Псал. CXXVIII, 14: „дивна дела Твоя, Господи», ср. Псал. CXVІІ, 23: „это от Господа, и есть дивно в очах наших“); – иногда наконец – знамениями как факты многовыразительные, полные значения для уразумения сверхъестественной божественной силы и помощи, являемой в них. Этот троякий способ наименования чуда, употребляемый в разных местах Св. Писания для означения разных сторон чуда, совмещается в некоторых местах Св. Писания (напр. Деян. II:22; 2 Кор. XIV:2 и Евр. II:3, 4: „как мы избежим (наказания), вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами“).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Когда мы слышим: Так говорит Бог, – кто не поверит, что сбудется, что говорит Бог ? Разве что тот, кто не верит Богу. Такими и подобными размышлениями я был повержен в ужас, и страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня ( Пс. 54:6 ), и едва не поглотила меня тьма грехов моих, и однажды принятое кормило Церкви было бы мне по нраву и угодно совершенно оставить, если бы я был в силах или нашел примеры отцов или подходящее место из Священного Писания. Поэтому, дражайший брат, коль скоро все обстоит так и истина может прийти в изнеможение, но не может быть побеждена или обманута, то изможденный ум наш пусть прибегает к тому, что сказано через Соломона: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои ( Притч. 3:5 ), и в другом месте: Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен ( Притч. 18:11 ). Будем стоять в правде и приготовим души наши к испытанию, чтобы получить помощь Божию и сказать Ему: Господи! Ты нам прибежище в род ирод ( Пс. 89:1 ). Доверимся Тому, Кто возложил на нас бремя Что мы не можем нести сами по себе, будем нести с помощью Того, Кто всемогущ и Кто сказал: Иго Мое благо и бремя Мое легко ( Мф. 11:30 ). Будем твердо стоять в сражении в день Господень ( Иез. 13:5 ), ибо дни скорби и тяготы пришли на нас. Умрем, если пожелает Господь, за святые заветы отцов наших и сподобимся улучить с ними вечное наследие. Не будем псами немыми, не будем стражами молчаливыми, не будем наемниками, бегущими от волков (ср.: Ис. 56:10 ; Ин. 10:12–13 ), но пастырями заботливыми, бдящими над стадом Христовым, проповедующими старшему и младшему, богатому и бедному совет Божий, всем состояниям и возрастам, сколько даст Бог нам сил, к месту и не к месту (ср.: 2Тим. 4:2 ), как писал святой Григорий в своей книге о пастырском служении 342 . Кроме того, не умолчу Вам, что все служители Божии, которые здесь особенно искушены в Писаниях и крепки страхом Божиим, полагают, что было бы на благо и полезно для чести и чистоты Вашей Церкви и несколько прикрыло бы стыд, если бы Синод и предводители Ваши запретили замужним женщинам и монахиням столь частые путешествия в город Рим и обратно, ибо они большей частью погибают и лишь немногие остаются невредимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бог открывает уста пророкам и наполняет их Своим красноречием, как Он говорит в следующем стихе: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх.4:12 ). Но Бог также говорит через пророка Давида: «Открой уста твои, и Я наполню их» ( Пс.80:11 ). И Павел говорит: «Дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать благовествования» ( Еф.6:19 ). Таким образом, Бог отверзает уста тем, кто возвещает слово Божье. Боюсь, однако, что, напротив, есть и такие, чьи уста отверзает дьявол . Ибо очевидно, что дьявол открывает уста лжеца, чтобы он лгал. Дьявол открывает уста тому, кто лжесвидетельствует, он открывает уста тем, кто извергает из них всякие мерзости и непристойности. Боюсь, что дьявол открывает также уста злоречивым и клеветникам (ср. Рим.1:30 ) и произносящим «праздное слово», за которое «дадут они ответ в день суда» ( Мф.12:36 ). Кто сомневается в том, что дьявол открывает уста тех, кто злобно говорит о Всевышнем и не исповедует «Иисуса Христа, пришедшего во плоти», ( 2Ин.1:7 ) или «кто скажет хулу на Духа Святого, тому не простится ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 , ср. Лк.12:10 )? Хочешь, я на примере Писания покажу тебе, как дьявол отверзает уста тем, кто произносит хулу на Христа? Обрати внимание на то, что сказано об Иуде, где говорится, что «вошел в него сатана» ( Ин.13:27 ) и что «диавол уже вложил в сердце Иуде предать Его» ( Ин.13:2 ). Получив деньги, он открыл уста свои «и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» ( Лк.22:4 ). Поэтому распознавать уста, которые открывает дьявол, – не такой уж малый дар, такие уста и слова не различить без благодати Святого Духа. Вот почему при распределении духовных дарований добавлено, что определенным людям дано «различение духов» ( 1Кор.12:10 ). Это – духовный дар, посредством которого различается тот или иной дух, как и Апостол говорит: «Испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). И как Бог отверзает уста святых, так, я думаю, Бог может открыть и уши святых, чтобы слышали они слова Божьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010