И здесь возвещается о Его Премудрости, Красоте и Силе. В другом месте говорится: «Красен добротою паче сынов человеческих» (Пс.44,3). Здесь псалмопевец восхвалил человеческую красоту Бога Слова. Воспевает и премудрость Его: «излияся благодать во устнах Твоих» (Пс.44,3). Показывает И силу: «Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды» (Пс.44,4–5). И Исайя взывает: «Кто сей пришедый от Едома, червлены ризы Его от Воссора? Сей красен во утвари Его, зело с крепостию» (Ис.63,1). Ибо человеческие ризы не сокрыли Божественной Красоты Его, но, облаченный в них, Он блистал цветущей юностью-, чтобы побудить взирающих на Него подчиниться Божественной любви. Об этом говорит и святая невеста, беседующая с Ним в " Песни Песней " : «Миро излияное имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя, привлекоша Тя, в след Тебе в воню мира Твоего потекли» (Песн.1,1–2). Ибо юные души, ощущая благоухание Твое, желают и стремятся постигнуть Тебя; удерживаемые этим благоуханием, они не хотят расторгнуть узы — сладостные и добровольно наложенные. Созвучны с этим и слова божественного Павла: «Ибо мы Христово благоухание… в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор.2,15–16). 20. Подвижники эти научаются Божественным Писанием, что Господь прекрасен, обладает неизреченным богатством, что Он — Источник премудрости, в силах совершить всё, что пожелает, изливает на людей Своё безмерное Человеколюбие, источает реки кротости и желает только одного — одарять людей Своими благодеяниями. Также научаются они и богоносными мужами относительно бесчисленных видов этих благодеяний и, уязвляемые сладкими стрелами любви и будучи членами невесты, с нею вместе взывают: «уязвлены любовью и мы» (Песн.5,8). Ибо великий Иоанн изрекает: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1,29). А пророк Исайя предвозвещал будущее, как уже совершившееся, говоря: «Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Молю, приди, Господи Иисусе, Сыне Божий, сними верхнюю одежду, которую Ты надел ради меня, влей воды в умывальницу и умой ноги рабам Своим, смой скверну с Твоих сынов и дочерей. Омой ноги наших душ, чтобы, подражая Тебе и следуя за Тобой, сняли мы ветхие хитоны свои и сказали: «Ночью я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его?» ( Песн.5:3 ); и еще сказали бы: «Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» ( Песн.5:3 ). И действительно, как только Ты омоешь ноги мои, сделай и так, чтобы и я возлег с Тобой и услышал от Тебя: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» ( Ин.13:13–14 ). Вот и я теперь хочу умыть ноги братьям моим, умыть ноги соученикам моим. И потому беру я воду, черпаю ее (ср. Ис.12:3 ) из источников Израилевых (ср. Пс.67:27 ), вернее, выжимаю ее из шерсти Израиля. Ибо ныне я выжимаю воду из «шерсти» книги Судей, в иное время – воду из «шерсти» книг Царств и воду из «шерсти» книг пророков Исайи или Иеремии; и вливаю ее в умывальницу души моей, слагая их смысл в сердце моем, и беру ноги тех, кто подготавливает и подает их для омовения; и в меру своих сил стремлюсь я омыть ноги моим братьям и исполнить заповедь Господа, чтобы в слове учения очистились слушающие его от скверны греховной (ср. Иез.24:13 ), чтобы отбросили от себя всю нечистоту пороков и чистыми стали ноги их, которыми они прямо вступили бы «в готовность благовествовать мир» (ср. Ефес. 6:15 ), чтобы все мы, очистившись во Христе словом Его, не были изгнаны из брачных палат Жениха за грязные одежды (ср. Мф.22:11 ), но в сияющих белых одеяниях с умытыми ногами и чистым сердцем (ср. Мф.5:8 ) возлегли мы на брачном пире Жениха, Самого Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IX. И вновь, остальное о Гедеоне и о битве, которую вел Гедеон с тремястами избранных 1 . Столь велико было множество людей, собравшихся против Израиля, что их сравнивали с саранчой.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Первое, что бросается в глаза, что эта одежда предназначена для двух противоположных функций: она символизирует женскую скромность и достоинство или указывает на профессию блудницы. Так, Фамарь закутана для того, чтоб Иуда не узнал её и принял её за блудницу ( Быт.38:15 ), а Руфь для того, чтоб было в чём нести Ноемини хлеб 179 . Эта амбивалентность подчёркнута в Песни Песней, где героиня не хочет, чтобы её приняли за «женщину под покрывалом» ( Песн.1:7 : /ky h ) в Синодальном переводе слово переведено ошибочно как «скиталица»), не хочет выглядеть как оу h , то есть «покрытая покрывалом, закутанная». Она не только опасается, что её примут за блудницу, но и не хочет надевать это нескромное одеяние, тем самым предвосхищая события 5-й главы, когда стражи почему-то срывают с неё покрывало ( Песн.5:7 : /rdîd). Тем самым в литературном аспекте эта верхняя одежда призвана подчеркнуть одновременно и то, насколько Руфь похожа на Фамарь, и насколько она на неё не похожа. Однако у образа «покрывала» есть и другой мифологический и мистический аспект, и он тоже амбивалентен. Глава 25 Исайи рисует смерть покрывалом: покрытое им исчезает. О том, что Бог уничтожит (буквально «проглотит») смерть, сказано так: «И уничтожит на горе сей покрывало (hallô), покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» ( Ис.25:7 ). Мифологически действие покрывания тождественно уничтожению: сказочный герой исчезает, если он накрыт плащом, например, ирландская героиня Бекфола (АТ 315 В). Так и в Книге Эсфирь «слово вышло из уст царя, – и накрыли лицо Аману» ( Есф.7:8 ), что означает, что он осуждён на смерть и символически мёртв, а значит – на него нельзя смотреть. И в то же время священное и божественное тоже должно быть скрыто. Таким оказывается лицо Моисея после общения с Богом. Он должен скрывать лицо под покрывалом, чтобы сияние не убило людей: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что [Бог] говорил с ним ( Исх.34:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Потом отвечает ей жених и после слов жениха, пока он терпит страдания за ее спасение, отвечают товарищи жениха, что пока он находится в состоянии уничижения и восстает от страданий, они приготовят некоторые украшения для невесты. Но следует привести уже самые слова, в которых прежде всего слышится голос молящейся невесты. " Да лобзает он. меня лобзанием уст своих! " (Песн. 1.1). Смысл этих слов такой: доколе жених мой будет посылать мне лобзания чрез Моисея, доколе он будет давать мне лобзания чрез пророков? Я ухе желаю коснуться его собственных уст: пусть он сам придет, пусть сам снидет ко мне. Итак, она молится Отцу жениха и говорит ему: " Да лобзает он меня лобзанием уст своих! " И поскольку она достойна того, чтобы над нею исполнились те пророческие слова, в которых сказано: " Ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: " вот Я! " (Ис.58.9): то Отец жениха исполняет прошение невесты, посылает Сына Своего. Невеста, вида того, о пришествии которого она молилась, перестает молиться и тотчас говорит ему: " От благовония мастей твоих имя твое, как разлитое миро... будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино " (Песн. 1.2-3). Итак жених Христос, посланный Отцом, приходит к невесте помазанным, и Ему говорится: " Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих " (Пс.44.8). Если жених коснется меня, то и я буду благоухать, и я буду помазана благовонными мастями, и до меня достигнуть Его благоухания, чтобы я могла с Апостолами сказать: " Ибо мы Христово благоухание... " (2Кор.2.15) " ...во всяком месте " (2Кор.2.14). Мы хе и слыша это, доселе смердим грехами и пороками, о которых кающийся пророк говорит: " Смердят, гноятся раны мои от безумия моего " (Пс.37.6). Грех зловонен, а добродетель издает благоухания, образы которых читай в книге Исход. Ибо там найдешь стакту, оних, халван и прочее. Это - материалы для приготовления фимиама кадильного. Ибо для варения мира берутся разные благовонные масти, между которыми есть нард и стакта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/568/...

Родившись от такого отца, мы черны, и, пока еще не взошли на верх добродетелей, говорим: черна есмь аз и добра, дщери иерусалимския ( Песн.1:4 ). Я вышла из дома, где провела детство свое, забыла отца своего, возрождаюсь во Христе. Что же я получаю в награду? Вот что: и возжелает царь доброты твоея ( Пс. 44:12 ). Это – великое таинство. Ради него оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут оба уже не в плоть едину ( Быт. 2:24 ), но в дух един. Не высокомерен жених твой, не горд; он берет в жену эфиоплянку: как скоро ты пожелаешь услышать мудрость истинного Соломона и придешь к нему, он откроет тебе все, что знает, и введет тебя царь в ложницу свою, и чудесным образом изменится цвет твой, так что о тебе можно будет сказать: кто сия восходящая убелена? ( Песн. 8:5 ) Я пишу это, госпожа моя Евстохия (я должен называть госпожою невесту Господа моего), чтобы с самого начала чтения ты узнала, что я не буду восхвалять девства, которое ты признала наилучшим и которому последовала, не буду исчислять тягостей супружества, не стану говорить о том, как полнеет чрево, ребенок кричит, сокрушает разлучница, тревожат домашние заботы и наконец смерть пресекает все, что казалось благом. Имеют и замужняя свое достоинство, честный брак и ложе нескверное ( Евр. 13:4 ), но ты должна понять, что тебе, исходящей из Содома, следует страшиться примера жены Лотовой. В моем сочинении нет ласкательства. Ласкатель – это льстивый враг. Не найдешь ты здесь и риторических гипербол, которые бы поставляли тебя в ряду ангелов и повергали бы мир к ногам твоим. Я не хочу внушить тебе гордость твоим девством, но страх. Ты идешь с грузом золота, тебе следует избегать разбойников. Здешняя жизнь – поприще подвигов для смертных; здесь мы подвизаемся, чтобы там увенчаться. Никто не ходит в безопасности среди змей и скорпионов. Упися меч мой на небеси ( Ис. 34:5 ) говорит Господь; ты ли ожидаешь спокойствия на земле, которая рождает терния и волчцы, которую поедает змей? Несть наша брань к плоти и крови, но к началам, и ко властем, и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом, христианское общество, сохраняя в себе Духа Божия, Божественную благодать и имея внешнее устройство, должно сохранять чистоту истинной веры и правильное понимание Слова Божия; в этом обществе верующим должна подаваться благодать Божия для укрепления и поддержки их благочестивой жизни; это общество должно быть надлежащим и надежным руководителем своих членов в их религиозно-нравственной жизни. Но, чтобы христианское общество могло достигать этих целей, оно само должно быть недоступно для зла, оно должно быть гарантировано от воздействия на него сатаны. И Господь Иисус Христос создал это общество, назвав его Церковью. Он сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Так как «врата» по библейскому употреблению ( Быт.24:60 ; Суд.5:8 ) означают власть, могущество; а «ад» – представитель самой крепкой и злостной силы (Песн. Песн. 8:6 ), то Церковь , созданная Господом, по Его же словам, не уступит никакой разрушительной враждебной силе, будет стоять непоколебимо и непрерывно. Апостол Павел говорит, что « Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:5 ). «Столпом» на языке Священного Писания нередко называется башня, укрепленное место, крепость ( Иер.31:38 ; Зах.14:10 ; 2Пар.26:9 ; Пс.47:13 ; Ис.30:25 ), а «утверждением» называется прочное основание, надлежащий фундамент. Таким образом, по мысли апостола Павла, Церковь есть надежная защита и твердое основание для истины. Таким образом, Христианская Церковь есть Богом установленное, вполне соответствующее состоянию и потребности человеческой природы, совершенно необходимое средство спасения людей. Учение о Церкви излагается в 9-м члене Символа веры так: «(верую) в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Имя «Церкви» Христовой употребляется в разных, более или менее обширных смыслах. Самый обширный из них есть тот, по которому Церковью Христовою называется общество всех разумно-свободных существ, то есть ангелов и людей, верующих во Христа Спасителя и соединенных в Нем, как единой Главе своей. В таком смысле понимает слово Церковь апостол Павел, когда говорит, что Бог «положил в устроение полноты времени все небесное и земное соединить под Главою Христом, посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:10, 20–23 ; ср. также Евр.12:22–23 ; Кол.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Человек же имеет свободную волю, как и Бог, и тем самым подобен Богу. Ибо как Бог творит то, что хочет, так и человеку Он дал свободу делать то, что хочет, и этой свободой душа человеческая ближайшим образом подобна Богу, подобна более, чем Ангел. Не напрасно говорит Бог душе человеческой в Песни Песней: «Уподобил тебя близ Меня» ( Песн. 1:8 ), то есть сделал тебя ближайшею, подобною Мне, более, говорю, подобною, чем ангельское создание. Потому-то вышереченный Богослов, отвечая на вопрос: что есть душа? – назвал ее богоподобнейшей. Если же душа человеческая более подобна Богу, чем небесный дух, Ангел, то она и прекраснее красоты ангельской, но не по естеству, а по благодати, дарованной ей воплощением Сына Божия и Его излиянием Крови за нее. Поистине, она превзошла красоту ангельскую, ибо не с ангельским естеством соединился Сын Божий, а с человеческим, как говорит апостол: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 2:16 ), – и это для искупления Своей Кровью души человеческой, для обновления в ней древнего богоподобия и особенно для лучшего украшения ее. Отец, имеющий одну дочь, не украшает ли ее всяким драгоценным убранством более, чем рабынь своих? Жених, имеющий возлюбленную невесту, не хочет ли видеть ее украшенной? Душа человеческая – это единая дочь и невеста Христа Спасителя нашего. Дочь – ибо Он возродил ее от смерти к жизни Своей Кровью, невеста – ибо Он соединился с ней столь крепким союзом любви, что не отказался и умереть за любовь ее. Не напрасно говорится в Песни Песней: «Крепка, как смерть, любовь» ( Песн. 8:6 ). И как о Самом Христе Господе пишется в книге апостольской: «Столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» ( Евр. 1:4 ), – так и о душе человеческой следует мыслить: она столь же близка к Богу и подобна Его красоте, сколь ближе соединена с Ним, чем Ангелы, и потому она может сказать о себе словами пророка: «Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Это суть те сыны, которых Апостол воспитал в Евангелии, как он пишет к Коринфянам: Молоко Я дал вам пить ( 1Кор.3:2 ). И Петр пишет возрожденным верующим в рассеянии: Не от семени тленного, но нетленного чрез слово живого Бога и пребывающего всегда рожденные, как малые младенцы, чтобы желать разумного млека и возрастать в нем во спасение ( 1Пет.1:23,2:2 ). К этим сынам писал и евангелист Иоанн: Дети берегитесь от идолов ( 1Ин.5:21 ). И возвращу их, – говорит, – от земли Египетской и от Ассириян соберу их, [т. е.] из земли Египетской, в которой царствовал Фараон, который хвастливо говорил: Мои суть реки, и я создал их ( Иез.29:3 ), и из земли Ассур, которой владел царь Ассирийский, весьма гордый, который также говорил: Выше звезд небесных поставлю престол мой и буду подобен Всевышнему ( Ис.14:14 ). Когда же из тьмы Египетской и от терзаний мира и от власти Ассирийца, что значит обличающий и побеждающий (ибо он есть одновременно и враг и мститель), Господь соберет народы, то введет их в землю Галаад и Ливан. Галаад на нашем языке переводится словами свидетельство переселения, когда мы от плотского переходим к духовному, от части – к целому, когда оставляем земное и переселяется к небесному. Ливан же значит λευκασμς, т. е. убеление. Итак мы приводимся из тьмы Египетской, чтобы после перехода и переселения от мира сего быть убеленными от Господа, и чтобы о нас было сказано: Кто это та, которая выходит убеленною ( Песн.6:9 ). Другие же соответственно двоякому смыслу греческого слова, по которому Ливаном называется и гора в Финикии, и ладан, теперь разумеют ладан и в виду значения ладана думают, что Бог, по переселении нашем от земли к небу, исполнит в нас молитвенное слово Спасителя: Отче, дай им, чтобы они были в Нас едино, как Я и Ты едино есмы ( Ин.17:22 ). Поэтому и в книге Песнь Песней невеста говорит жениху: Благоухание одежд твоих, как благоухание Ливана ( Песн.4:11 ). И когда введет нас в землю Галаад и Ливан, то не найдется для нас [достаточно] места, так что мы не будем стесняемы узкими пределами земли, но будем наслаждаться широтой [или: высотой] небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Этой любовью воспламенен тот, кто мог принадлежать к Истине. Поэтому-то и Давид говорит: «жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс 41.3). Поэтому он увещевает нас, говоря: «ищите лица Его всегда» (Пс 104.4). Поэтому Пророк говорит: «душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде». (Ис 26.9). Поэтому Церковь опять в Песни песней говорит: «я изнемогаю от любви» (Песн 5.8). Поскольку справедливо, чтобы от видения Врача перешла к спасению та, которая от пламени желания Его носит в груди рану любви: то опять говорит: «души во мне не стало, когда он говорил» (Песн 5.6). Ибо душа человека, не ищущего лица Своего Создателя, крайне груба, и потому остается в самой себе холодной. Но если она уже начала гореть желанием последовать Тому, Кого любит, то она бежит, будучи растопляема огнем любви. По желанию она делается жадной: все, что нравилось ей в мире, становится маловажным: ничто ей не нравится, кроме Создателя; и то, что прежде услаждало душу, после делается для нее чрезвычайно тягостным. Ничто не услаждает ее горести, доколе она не узрит Того, Кого желает. Дух скорбит, самый свет отвратителен; и этим-то огнем истребляется в духе ржавчина виновности, и душа растопляется как золото: потому что через употребление она потеряла вид, а через горение прояснела.    3. Итак, она (Мария), которая так любит, опять наклоняется во гроб, который осмотрела; посмотрим, каким плодом сила любви в ней усугубляет старание в отыскивании. Далее следует: «и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса». Что значит, что на месте тела Господня видны два Ангела, сидящие — один у головы, а другой у ног, если не то (поскольку Ангел на латинском языке называется вестником), что должно было возвестить, по страдании Его, о Том, Кто и Бог прежде веков, и человек на конец веков? Как бы у главы сидит Ангел, когда через Апостола Иоанна возвещается, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1.1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Караваны Деданские». Деданиты – арабское племя, происходившее от Авраама через Хеттуру ( Быт.25:3 ). Было еще другое племя с таким же именем кушитского происхождения ( Быт.10:7 ), но здесь, очевидно, разумеется племя, происходившее от Авраама, которое обитало около Едома, как можно заключать из того, что пророк говорит о нем тотчас после того, как сказал об Едоме. От этого племени след остался в наименовании развалин одного города к северо-западу от Акабы Дайданом. Это племя вело торговлю с Сирией теми товарами, какие получались из Индии и Ефиопии (слоновая кость, ковры и пр.). Ис.21:14 . Живущие в земле Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих, Ис.21:15 . ибо они от мечей бегут, от меча обнажен­ного и от лука натянутого, и от лютости войны. «Земля Фемайская», дружественная Деданитам и другим Кедарянам, вероятно, представляла собою оазис, расположенный к юго-востоку от северной оконечности Эланитского залива. Сюда бегут арабы, спасающиеся от надвигающихся с севера ассирийских полчищ. Племя Фема – измаильского происхождения. Ис.21:16 . Ибо так сказал мне Го­с­по­дь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет, Ис.21:17 . и луков у храбрых сынов Кидара останет­ся немного: так сказал Го­с­по­дь, Бог Израилев. «Год наемничий» – см. Ис.16:14 . «Кидар» – это также измаильское племя, которое обитало частью в шатрах, сделанных из материи, выработанной из черной козьей шерсти ( Песн.1:4 ), частью в деревнях ( Ис.42:11 ) и было богато стадами и верблюдами ( Ис.60:7 ). Это было племя очень воинственное и в то же время коварное ( Пс.119:5 ). Место кочевок этого племени составляла северная часть сирийско-аравийской пустыни, лежащая между Дамаском и Вавилоном. Самое решительное поражение этому племени, которое стояло во главе всех арабских племен, нанесено было ассирийским царем Асар-Гаддоном. Когда исполнилось пророчество 21 гл. о падении Вавилона? Одни (Смит, Клейнерт) видят здесь предсказание об осаде Вавилона ассирийским царем Саргоном (в 701 г.), другие же (Кьюнел, Дэлич, Дильман) относят исполнение этого пророчества ко взятию Вавилона Киром. Последнее мнение – вернее, потому что, не говоря уже о том, что Исаия упоминает об эламитянах и мидянах, атакующих Вавилон, самые евреи представляются здесь народом «измолоченным», как они могли быть названы только в эпоху плена вавилонского, какую здесь, вероятно, и имеет в виду пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010