23:13–25 Смертный приговор (см.: Мф. 27:15–26 ; Мк. 15:6–15 ; Ин. 18:38 – 19:16 ). Возможно, Пилат надеялся, что народ (13) поддержит его в противостоянии иудейским вождям, когда произносил свой вердикт. Без сомнения, узник был чем–то вроде социального общественного недоразумения, но тогда вполне достаточно было бы наказать Его бичеванием. Однако толпа была накручена священством, и они кричали, чтобы вместо Иисуса был освобожден Варавва, хорошо известный бунтовщик. Естественно, Пилат не хотел отпускать на свободу опасного человека (равно как и осуждать невинного). Но он думал, что мудрее уступить настойчивости толпы. Говорят, что следующий иудейский правитель охарактеризовал Пилата как человека «непреклонного, безжалостного и упрямого». Это было вызвано его поведением в данном случае; общепринятое мнение о том, что он повел себя как человек слабый и колеблющийся, явно преуменьшало ситуацию. К концу дня Пилат не проявил никакого милосердия, не говоря уж о справедливости, по отношению к невинному человеку. Применения. 16 Наказав – то есть «подвергнув бичеванию». Бичевание бывало или самим наказанием, или предваряло распятие ( Мк. 15:15 ). 18 Лука не объясняет, что побудило народ просить за Варавву. Остальные Евангелия объясняют, что существовал обычай освобождать узника на Пасху, это объяснение было добавлено переписчиками позднее в стихе 17 (который совершенно справедливо опущен в NIV). 23:26–49 Распятие Иисуса (см.: Мф. 27:32–56; Мк. 15:21–41; Ин. 19:17–30) Обычно осужденный сам нес свой крест к месту казни (ср.: Ин. 19:17 ). За Иисусом (26) – эти слова могут быть скорбной ассоциацией с 9:23; 14:27. Толпы народа всегда присутствовали на казнях – кто из любопытства, кто из сострадания. Женщины стали оплакивать Иисуса, но Он в ответ начал скорбеть об Иерусалиме и его жителях. Пусть лучше они плачут о себе и своих детях, потому что придет день, когда они пожалеют, что рожали детей, которым предстоят ужасные страдания, и тогда они будут мечтать о том, чтобы произошла какая–нибудь катастрофа и положила конец их мучениям (ср.: Ос. 10:8 ; Отк. 6:16 ). Потому что если римляне так поступили с безвинным Иисусом, то насколько страшней будет судьба виновного Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

    24:3. Ветхозаветные пророки часто располагали материал по темам, а не в хронологическом порядке, и такой же подход демонстрирует в этой проповеди Иисус. Он говорит о том, что в строгом смысле слова составляет два отдельных вопроса: о времени разрушения храма и о времени конца.     24:4—14 Грядущие события    Описания событий, указывающих на близость конца, появляются во многих еврейских апокалиптических произведениях (напр.: 2 Вар. 70:7), но большая часть материала, определявшая характер этих текстов(последняя война, разрушение Рима и др.), здесь опущена. События, которые, как полагали остальные апокалиптические мыслители, предвещают конец, со всей определенностью объявляются здесь не имеющими к нему отношения (Мф. 24:6—8).     24:4,5. В    1 в. появилось множество притязающих на мессианство личностей, которые часто собирали вокруг себя толпы преданных последователей. Хотя Иосиф Флавий, адресовавший свои труды языческим читателям, изображает эти личности как «лжепророков», его описания дают ясное представление об их политических и мессианских устремлениях.     24—6-8. Эти стихийные бедствия ассоциировались в сознании многих евреев со страшными испытаниями, которые будут предшествовать концу света (напр.: 4 Езд. 9:3; 13—31 32; 2 Вар. 27:7; 70:3; «Сивиллины оракулы» 2:22,23; 3:60,61). Иногда эти бедствия сравнивали с «родовыми схватками», сопровождающими рождение Мессии или мессианской эры (напр., в кумранских «Гимнах»; ср.: Ис. 13:8; Ос. 13:13). Иисус рассматривает эти события как присущие обычному ходу вещей в этом веке и называет их только «началом болезней» (•? букв.: «началом родовых схваток»). О некоторых из них Он говорит языком Ветхого Завета (2 Пар. 15:6; Ис. 19:2; Иер. 51:46).     24:9—14. Конец земной истории ознаменуют повсеместные гонения, отступничество и распространение Евангелия по всей вселенной. Эти явления стали отличительными признаками христианства в I в., хотя и не во всемирном масштабе.    В результате гонений многие из обращенных в иудаизм вернутся к язычеству, и в иудаистских текстах выражается тревога, что в конце времен многие евреи отступятся от Бога, как это было накануне восстания Маккавеев во II в. до н. э. Отступничество и особенно предание друзей в руки преследователей считались ужасными преступлениями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Священники, называвшиеся Лев.3:5,13 сыновьями Аарона или Втор.17:9,18 kohenim hallevijim, были исключительно потомки Елеазара и Ифамара, и вначале отправляли священническую службу, вероятно попеременно в определенном порядке. Но так как, с течением времени, они сильно увеличились, то Давид привел в порядок их службу (meleketh godesch hakkod schim) разделив их на 24 класса (machlegoth, mischmaroth, φημεραι), 16 классов из потомков Елеазара, а 8 из потомков Ифамара, с начальником для каждого класса (sarej godesch, sarej haalaphim, или sarej hakkohanim, 2Пар.36:14 ; 1Ездр.10:5 . αρχιερες Мф.2:4 Ioseph Ant. XX, 7, 8 и др.); порядок классов был установлен по жребию, так как каждый класс совершал богослужение в течение недели от субботы до субботы ( 4Цар.11:9 ; 2Пар.23:4 ср. 1Пар.24 , где перечислены все 24 класса). 318 – При разделении царства, священники и левиты отпавших десяти колен перешли в иудейское царство, так как Иеровоам сам сделался первосвященником для служения своим тельцам ( 2Пар.11:12 ; 3Цар.12:31, 13:33 ), так что с тех пор левитские священники жили и отправляли должности только в царстве иудейском, т. е. только здесь совершали богослужение при храме, только здесь были судьями, и обучали народ закону ( 2Пар.17:7–9 ). Царь Иосафат установил в Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и родоначальников ( 2Пар.19:8 ), и вообще доколе царь и народ оставались верными закону Моисея, дотоле священническое сословие пользовалось большим уважением, и оказывало значительное и благотворное влияние на развитие феократии. Но с упадком царства священники погрузились в безнравственность, идолопоклонство и идолослужение и все пророки резко обличали их в этом падении ( Ос.6:9 ; Мих.3:11 ; Соф.3:4 ; Иер.5:31, 6:13 ; Иез.22:26 ; Мал.2 ). – После построения храма, служившие при храме священники жили в комнатах пристроек храма, а после плена отдельные священнические фамилии поселились в самом городе Иерусалиме ( Неем.11:10 gg.). Наконец служение левитов, состоявшее во время странствования в пустыне по определению Моисея только в переношении скинии, точнее было определено Давидом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Настоящая действительность отражена в ст. 7–8: это земля Иудеи, она вытоптана конями чужеземцев, и только Иерусалим (Сион) еще остался уцелевшим. Очевидно, это последствия вторжения Сеннахирима, о котором мы знаем из 4Цар. 18:13 , его воздействие передано в Ис. 37:30–32 , а факты были записаны на Призме Тейлора, где Сеннахирим утверждал, что взял в плен сорок шесть укрепленных городов вместе с «бесчисленными поселениями» и двумястами тысячами людей. Шалаш – это хибарка полевого работника или дозорного, забытая после сбора урожая. Для некогда славного Сиона достаточно и того, что он оказался на волосок от судьбы Содома, но все же не был стерт с лица земли (9). 1:10–20 Религиозная развращенность и очищение от нее Обращение к иудеям как к жителям Содома было одновременно обличением и приговором. С одной стороны, катастрофа, происшедшая в Содоме, для людей древнего мира была тем же, чем для нас должна быть трагедия Помпеи или Хиросимы. Содом пользовался ни с чем не сравнимой дурной репутацией, пока Исайя не произнес слова из ст. 10. Его поддержали Иезекииль ( Иез. 16:48 ) и Наш Господь ( Мф. 11:23 ), Который мерил (и все еще мерит) вину возможностью. Из всех пророческих вспышек гнева по поводу поддельной религиозности (ср.: 1Цар. 15:22 ; Иер. 7:21–23 ; Ос. 6:6 ; Ам. 5:21–24 ; Мих. 6:6–8 ) эта была самой мощной и подкрепленной. Ее страстность осталась непревзойденной даже для пророка Амоса, а форма и содержание тесно связаны. Сначала отвергаются жертвы, затем те, кто их приносил (11–12); в то время как тон Бога меняется от неприятия к отвращению, Его конкретное обвинение откладывается до момента страшного окончания ст. 15: ваши руки полны крови. Теперь упрек уступает место повелению, выраженному в восьми громоподобных призывах покончить со злом (16) и начать творить добро (17). Это – покаяние в полной мере, неповторимо личное, неизмеримо полезное (ср.: Дан. 4:27 ; Мф. 3:8 ; Лк. 19:8 ). Но эти проникновенные требования подготавливают к предложению незаслуженного спасения, которое следует тут же.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В прежнем пении (ст. 1) участниками были небесные силы, в пении 6 стиха участвуют не только эти последние, но и все прославленные люди и мученики последнего времени 1420 , находящиеся на небе, и все те, которые назначены к прославлению, но еще находились на земле. Этот хор есть соединенный хор всех чистых созданий Божиих 1421 и на небе и на земле, которые, в противоположность нечестивым, оплакивавшим падение Вавилона, восхваляли Господа за это падение. Вследствие этого и звуки пения были столь сильны и столь торжественны, а не потому только 1422 , что был новый более величественный предмет хвалы. Свв. Ангелы и прославленные люди говорили 1423 : «аллилуйя!» Основание хвалы прежде всего в том, что наступило царство Вседержителя Бога. Царство (βασιλεειν) нужно понимать здесь в том же самом смысле, как и в 11:17 и при этом в его соотношении с 12:10; это царство есть следствие последней и окончательной победы Иисуса Христа над силами ада, это – царство будущего века. Как таковое, оно заключает в себе два момента: положительный и отрицательный 1424 . Момент отрицательный, это – падение Вавилона и уничтожение силы антихриста и нечестия на земле, об этом говорит конец шестого стиха. Момент положительный раскрывается в 7 и 8 стихах. Все чистые и совершенные Божии создания приглашают друг друга возрадоваться и возвеселиться ( Мф. 5:12 ; 1Петр. 4:13 ) и воздать Богу (11:13; 16:9) славу – τν δξαν, – ту славу, которая именно (определенный член) приобретена Им только что описанными делами. Побуждением же воздать эту славу теперь служит то, что уже наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. Выражения, подобные этому, мы находим Мф. 9:15; 22:1–14 ; Мр. 2:19 ; Лк. 12:36 ; Ин. 3:29 ; Еф. 5:25 (ср. в Ис. 54:1–4 ; Иез. 16:7–18 ; Ос. 2–19 ), где об отношениях Иисуса Христа к Его обществу говорится, как об отношениях жениха к невесте, и Его второе пришествие сравнивается с приходом жениха на брачный пир. И здесь также говорится о единении Иисуса Христа с Его обществом. Теперь наступило время брака; для него все уже готово, но брачный пир еще не начался, и невеста еще не вошла в брачный чертог.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

К.В.). 6 2 Кор, 12:11 (ср. со ст. 3:1, 2; 5:12, 13; 6:4–10; 11:21–29). 7 «Предстанем перед фактами», с. 3. 8 Там же, сс. 7, 8. (Теперь Свидетели Иеговы рассматривают «религию» как приемлемый термин для истинного поклонения). 9 Там же, с. 9. (Тогда учение гласило, что, поскольку господство сатаны закончилось в 1914 году, «мир кончился» в этом смысле. Сейчас в публикациях Общества об этом больше не говорится). 10 Там же, сс. 16, 17, 27. (Сейчас Общество дает иную трактовку «мерзости запустения» (см. Мф, 24:15), о которой здесь говорится как об «уродливости»). 11 «Предстанем перед фактами», сс. 40, 41. (Взгляд на символическую значимость ковчега изменился, хотя важная роль организации в спасении рассматривается таким же образом). 12 Там же, сс. 46. 47. 13 Я сам женился только в 1959 году, когда мне было 36 лет. У нас с женой нет детей, поскольку до недавнего времени мы постоянно пользовались противозачаточными средствами. 14 См. Книгу года Свидетелей Иеговы 1975 года, сс. 186–188, а также буклет «Теократия», опубликованный в 1941 году, ОС 44, 45. 15 «Дети», опубликована в 1941 г., с. 366. 16 См. «Сторожевую башню» за 15 сентября 1941 года, с. 288. 17 «Особые первопроходцы», или «пионеры» — это представители Общества, работающие только там, получающие особые задания; их служение требует большого количества времени; им выдается ежемесячное пособие на расходы. 18 Форма, которую надо было заполнить для получения пособия, содержала графы, куда записывалась сумма, полученная от пожертвований за литературу (сколько было истрачено и сколько осталось). Поскольку иногда оставалось меньше 15 долларов, я чувствовал, что должен просить меньше денег. Это закончилось тем, что мне постоянно не хватало денег, так как и дальше я просил о все меньших и меньших суммах. Как я узнал позднее, большинство «пионеров» просто просило ровно 15 долларов. 19 См. книгу «Спасение», опубликованную в 1939 году, ее. 311, 312. 20 Немного времени спустя Бет–Сарим был продан. Надежда на то, что «верные люди древности» вернутся до Армагеддона, отодвинулась на задний план.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

г) Согласно постановлениям о жатве и уборке урожая евреи должны были, во время жатвы поля, оставлять часть поля несжатою, а также – не подбирать дочиста оставляемых на жатве колосьев или забытых снопов, равным образом не дочиста обивать свои маслины или виноград ( Лев. 19:9–10 ; Втор. 24:19–21 ). Оставленное в поле, в саду или винограднике поступало в пользу бедных, вдов и сирот. Не ограничиваясь людьми, закон требовал милосердного отношения и к животным, а посему запрещал пахать вместе на воле и осле, как имеющих неодинаковую силу ( Втор. 22:10 ), варить козленка в молоке его матери ( Исх. 23:19 ), а в случае, если еврей, идя по дороге, найдет птичье гнездо с птенцами или яйцами и при них сидящую мать, закон дозволял ему взять птенцов, но требовал пустить мать ( Втор. 22:6–7 ). Вообще же милосердное отношение к животным считалось признаком праведности ( Притч. 12:10 ). Образ члена общества израилева, следующего в своих общественных отношениях требованиям закона, начертан в псалме 14. Но в своей действительной жизни евреи б. ч. редко удовлетворяли требованиям начертанного здесь идеала ( Руф. 2:7, 15–17 ), а очень часто уклонялись на путь неправды, лжи и жестокосердия, в чем их и обличали пророки (ср. Ис. 1–3 ; Ос. 4:1–2; 10:13 ; Ам. 5:7, 14–15 ; Мих. 2:1–2 ; 3Цар. 21:1–19 ), а потом руководителей их фарисеев обличал и Сам Христос Спаситель ( Мф. 23:23 ). § 78. Соблюдение санитарных условий жизни Общественная жизнь евреев для своего нормального развития требовала соблюдения санитарных условий, которые у них, как и у других народов, касались жилища, пищи, соблюдения чистоты и устранения возможности заразы. В отношении жилищ, дабы пребывание в них не могло угрожать безопасности их обитателей или посетителей, законом требовалось, чтобы при постройке их кровля обносилась перилами ( Втор. 22:8 ), и чтобы стены жилищ, в случае появления на них злокачественной язвы, оскоблялись и заново ремонтировались или же совершенно разламывались, при чем и самые камни таких жилищ выносились вне селения или города на особое отведенное для отброса нечистот место ( Лев. 14:34–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Сердце можно и нужно воспитывать. По учению святых отцов, оно не способно долго противиться уму. Если действовать согласно уму, наперекор сердечным прихотям, явно неправильным, тогда постепенно, очень медленно сердце человека начнет смягчаться, освобождаться от упорства в эгоизме. Иногда нужны годы и даже десятилетия, чтобы преодолеть свои закоренелые страсти, пагубные привычки. Но если человек старается с ними бороться, Господь не оставит его без Своей помощи. Бог может помочь самым неожиданным образом. Так, однажды мытарю Петру, который никогда и никого не жалел, попался очень настойчивый попрошайка. Этот нищий поспорил со своими товарищами, что сможет допроситься милостыни у самого жестокого человека в городе. Видимо, азарт придавал ему смелости, и он упорно просил о подаянии, а богач гневно отгонял его от себя. Наконец Петр так рассвирепел, что начал искать камень, чтобы угомонить назойливость попрошайки. Не найдя камня, он схватил из повозки хлеб и в сердцах запустил им в нищего. Тот, прославляя Бога, побежал к своим товарищам. Так Петр против своего желания помог человеку, облегчил его тяготу. Мытарь не проявил добродетели, бросив нищему хлеб со злостью. Но этот ничтожный случай перевернул всю его дальнейшую жизнь, которую он окончил святым подвижником, о чем подробно рассказано в его житии. Не только Своих святых, но и любого человека Господь ставит в такие жизненные условия, которые максимально способствуют его спасению. Неслучайно к жестокому мытарю Христос послал неотступного нищего, который ради спора, во что бы то ни стало добивался от богача подаяния. Милостыня, которую Петр даже не подал, а швырнул, желая причинить боль, положила начало спасению его души, хотя сам он в тот момент ни о чем подобном не помышлял. Этот случай, кстати, заставляет задуматься о том, кто получает больше пользы от милости — подающий или принимающий. Так же неслучайно на протяжении долгого времени Господь посылал и евангельскому богачу необыкновенно терпеливого нищего. Будто Он испытывал, не дрогнет ли сердце человека, пребывающего в довольстве и благополучии, при виде струпьев Лазаря, не ужаснется ли он тем бедственным положением, в какое может впасть человек, и не зародится ли в нем сострадание и жалость к несчастному. Однако ни зрелище чужих язв, ни безропотное терпение нищего не сокрушили окаменевшее сердца богача, что наглядно показало, насколько он чужд Богу, требующему от человека не жертв, а милости (ср. Ос. 6, 6; Мф. 9, 13).

http://pravoslavie.ru/104658.html

9: «Что будет с народом, то и со священником» - откроется «после Креста, когда дар священства отнят будет у народа иудейского, и отдан народу, который не имел священства» ( Ephraem Syr. In Os. 4. 9). Свт. Кирилл Александрийский заметил, что описываемые в пророческих книгах «древние преступления сродни с преступлениями иудеев против Христа» (ср.: Ин 9. 22; Мф 23. 13 - Суг. Alex. In Os. 7. 1). Поэтому слова Ос 7. 2 по LXX о разбойниках, поющих вместе в своем сердце, он соотносит с радостью иудейских начальников, когда уверовавшие во Христа подвергались жестоким нападениям ( Суг. Alex. In Os. 7. 1-2), а слова о том, что «они посредством злых дел возвеселили царей» (Ос 7. 2 по LXX), по его мнению, указывают на то, что ложь и клевета на Господа со стороны Его распинателей «доставили радость Ироду, и Понтию Пилату, и начальникам синагоги» ( Суг. Alex. In Os. 7. 3). Слова «разделилось сердце их» (Ос 10. 2) соотносятся свт. Кириллом со словами Христа: «Никто не может служить двум господам» (Мф 6. 24 - Суг. Alex. In Os. 10. 1-2); пророчества о том, что потомки Ефрема станут «скитальцами между народами» (Ос 9. 17), говорят о том, что за надругание над Христом потомки Израиля «везде живут на свете бездомными скитальцами и не имея города» ( Суг. Alex. In Os. 9. 16-17). Большая часть пророчеств относительно Иуды и Южного царства, напр.: «А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их» (Ос 1. 7),- служат для христ. экзегетов обетованием о победном будущем Церкви Христовой ( Hieron. In Os. 1. 6-7), а само колено Иуды становится прообразом «чада Церкви» (Ibid. 11. 12), указывая на христианина, к-рый также призывается Господом к покаянию и соблюдению заповедей (Ос 12. 2-6 - Hieron. In Os. 12. 2-6). Слова обетования о даровании блуднице надежды после сердечного разговора с ней в пустыне (Ос 2. 14-15) становятся откровением о даровании Иудее надежды на спасение через покаяние с пришествием Иисуса Христа ( Hieron. In Os. 2. 14-15). При этом большинство авторов комментариев отвергают истолкование «дом Онов/Сущего» (τ οκ Ων - Ос 4.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

21:26. 1015 Ср.: З Цар. 21:1—19. 1016 Ср.: ЗЦар. 21:29. 1017 Вставка Кройманна. 1018 Ср.: 1 Цар. 14:45. Согласно Библии, Ионафана освободил народ. 1019 Ср.: 1 Цар. 14:27. 1020 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 1021 Ср.: Иез. 33:11. 1022 Вставка Кройманна. 1023 Вставка Кройманна. 1024 Обычно сыновьями Юпитера (соответственно, от Леды и Алкмены) считались Поллукс и Геркулес, в то время как Кастор и Ификл — сыновьями смертных супругов названных женщин (См.: Ps. — Apoll. III, 10,7; II, 4,8). 1025 Ср.: Ис. 7:14. 1026 Вставка Кройманна. 1027 У еретика Валентина во второй четверице эонов, истекающих из Бездны (Βυθς) и Молчания (Σιγ), был помещен Человек (’νθρωπος), супруг Церкви. 1028 Ср.: Дан. 7:13. 1029 Вставка Кройманна. 1030 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1031 Кройманн исключает этот отрывок из текста Тертуллиана. 1032 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1033 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1034 Навуходоносор говорит, что вид четвертого, ходящего среди огня вместе с брошенными в печь Седрахом, Мисахом и Авденаго (ср.: Дан. 3:22), «подобен сыну Божьему» (ср.: Дан. 3:91—93). О Сыне Человеческом говорится в Дан. 7:13; ср.: Дан. 10:16. 1035 Ср.: Дан. 7:13. 1036 См. выше: Adv. Marc., IV, 10,9. 1037 Ср.: Дан. 7:14. 1038 Ср.: Лк. 5:27—32. 1039 Ср.: Мф. 16:17. 1040 Ср.: Ис. 51:5. 1041 Ср.: Лк. 5:31. 1042 Ср.: Лк. 5:33—35. 1043 Исправление Кройманна. В рукописи: «с пророком Творца как». 1044 Ср.: Ис. 40:3. 1045 Ср.: Мф. 3:1—2; Мк. 1:4; Лк. 3:3. 1046 Ср.: Мф. 3:13—16; Мк. 1:9—10; Лк. 3:21; Ян. 1:29—34. 1047 Ср.: Лк. 5:33. 1048 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Но». 1049 Кройманн предлагает здесь мысленно продолжить фразу: «то дело бы обстояло иначе». 1050 Ср.: Лк. 5:34—35. 1051 Интерполяция, по мнению Кройманна. Другое толкование: «сохраняя ее для обстоятельств Иоанна». 1052 См.: Пс. 19 18:6—7. 1053 Кройманн предполагает здесь лакуну: «украсил Меня убранством». См.: Ис. 61:10. 1054 См.: Ис. 49:18. 1055 См.: Песн. 4:8. 1056 Λβανος—Ливан, горная цепь в Сирии; λβανος—ладанное дерево; ладан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010