3.3. Что же касается двух жертвенников, то, так как жертвенник есть символ молитвы, думаю, что они означают сказанное Апостолом: «Стану молиться духом, стану молиться и умом» ( 1Кор.14:15 ). Ибо когда я молюсь в сердце, то вхожу во внутренний алтарь, и, как я полагаю, об этом же говорит и Господь в Евангелии: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» ( Мф.6:6 ). Кто молится так, тот, как я сказал, приступает к жертвеннику курений, который находится внутри (ср. Исх.27:1 ; Евр.9:3 ). Когда же кто-то возносит гласные молитвы, произнося слова громким голосом, словно обращаясь к слушающим, он молится духом (ср. 1Кор.14:15 ) и как бы приносит жертву на жертвеннике, который устроен снаружи, чтобы народ приносил на нем всесожжения (ср. Исх.20:24 ). Поэтому священникам в особенности надлежит заботиться о том, что сокрыто внутри, за завесой, дабы ничто не было осквернено, дабы ничто не оказалось нечистым; иначе говоря, они должны заботиться о внутреннем человеке и блюсти сокрытое в сердце, чтобы пребывало в нем только чистое. 3.4. Под херувимами и престолом милости (ср. Исх.25:17–18 ; Евр.9:5 ) должно понимать знание о Троице; ибо «херувим» означает «множество», то есть указывает на совершенство знания. А что иное есть совершенство знания, как не познать Отца и Сына и Святого Духа? И потому предметом заботы священников должно быть сохранение всего этого чистым и неоскверненным. 3.5. А «золотой сосуд с небесною манною» (ср. Евр.9:4 ) – это, без сомнения, сокровищница слова Божьего. Золотой ковчег, в котором находятся «скрижали завета» (ср. Евр.9:4 ), как мне думается, указывает не на что иное, как на наш ум, в котором надлежит нам записать закон Божий. И ум этот должен быть золотой, то есть чистый и драгоценный, в котором всегда должен быть написан закон Божий, как и Апостол говорит: «Написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:3 ). Ибо о неких сказано: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Прит.22:20,18 ), попытаемся прибавить что-то к тому, что уже по нашим силам было сказано, чтобы показать, как в образах будущего (ср. 1Кор.10:11 ; Евр.10:1 ) один козел приносится в жертву Господу, а другой живым отсылается «в пустыню». Послушай, что говорит в Евангелии Пилат, обращаясь к священникам и народу иудейскому: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» ( Мф.27:17 ). Тогда все возопили, чтобы отпустил им Варавву, а Иисуса предал смерти (ср. Мф.27:21 и далее). Вот это и есть козел, которого живым отпускают в пустыню, чтобы он понес на себе беззакония тех, кто кричал: «Распни, распни Его!» ( Лк.23:21 ). Таким образом, первый есть козел, отпускаемый живым в пустыню, а второй – тот, которого приносят в жертву Богу как искупление за грехи, и Он воистину искупает грехи верующих в Него. И если ты спросишь, кто есть тот, кто отводит этого козла «в пустыню», дабы удостовериться в том, что и он омылся и стал чист, то за этого «подготовленного человека» можно принять самого Пилата (ср. Лев.16:21 ). Ведь он был судьей народа, пославшего его по его же приговору «в пустыню». Но послушай, как он был омыт и стал чист (ср. Лев.16:24 ). Когда он сказал народу: «Хотите ли, отпущу вам Иисуса, называемого Христом?» (ср. Мк.15:9 ; Мф.27:17 ) и весь народ кричал: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» ( Ин.19:12 ), тогда, как сказано, «Пилат взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» ( Мф.27:24 ). Таким образом, умыв руки, он, по-видимому, стал чист. Поэтому для нас, то есть тех, кто служит не «образу и тени» (ср. Евр.8:5 ), но истине, день умилостивления, в который нам даруется прощение грехов, наступил, когда «Пасха наша, Христос, [был] заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ). И, «получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» ( Гал.4:9–10 ). Послушай также, как пророк отвергает подобный пост, говоря: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который смиряет 62 человек душу свою» ( Ис.58:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Привели к Нему одного мужа бесноватого, глухого и немого... и слепого» (ср. Мф.12:22 ), в котором представлен был образ народа, как сказал Исаия: «огрубело сердце народа сего,.. ушами своими отяжелел и глаза свои сомкнул,.. да не увидят глазами своими и не услышат ушами своими» (ср. Ис.6:10 , Мф.13:15 ). То, что добавляет (затем): «исцелил его и дал ему (способность) слышать, говорить и видеть» (ср. Мф.12:22 ), – есть образ уверовавших в Него. «Если бы Он был пророк, то разве не знал бы, какой образ жизни ведет эта женщина,.. ибо она есть грешница» (ср. Лк.7:39 ). А ты, Симон, если знал ее, то зачем позволил ей войти на пир твой? И все-таки из того, что не мог воспрепятствовать сокровенной Его воле, которая привела ее (к тебе на пир), ты не познал, что Христос есть Бог. «У одного господина заимодавца были два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят» (ср. Лк.7:41 ), дабы ясно показать, что Он оценивает их грехи приличествующим им способом. «Сказал Симону... фарисею: Я пришел в дом твой, и... воды ты... не дал... на ноги Мои» (ср. Лк.7:44 ). Хорошо случилось, что не дал воды для ног Его, дабы не воспрепятствовать тому, чтобы они были омыты слезами грешницы, которые она приготовила для своего Оправдателя. Не огнем согрета была вода, которой омылись ноги Его, ибо слезы грешницы горячи были любовью к нему. Она сделала Господу это превосходное омовение, потому что Он дал ей дары, достойные соревнования. Омыт был Возлежащий, и в награду за омовение Свое дал очищение. Человеческая Его природа была омыта и возлежала, Божественная же воздала награду. Одна только человеческая Его природа могла быть омыта, но и одна только Божественная природа способна была очистить невидимые грехи женщины. Итак, она сделала Ему баню слез, а Он дал ей в награду отпущение грехов. Она слезами своими омыла пыль с ног Его, а Он словами Своими очистил недостатки ее тела. Она омыла Его нечистыми слезами своими, а Он омыл ее чистыми словами Своими. Женщина омыла пыль у Господа, Который взамен того омыл ее нечистоту. Ноги Господа омыты были слезами, а слова Его дали отпущение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Ты видишь, как апостол Павел понимает закон общности. Послушай также, что в том же духе говорит Иоанн: «Наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). И апостол Петр пишет: «Вы соделались причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ), иными словами, общниками. И снова апостол Павел говорит: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). Если «общение» света с тьмою невозможно, то может быть «общение» света со светом. Таким образом, если дано нам «общение» «с Отцем и Сыном» и Святым Духом, должно нам наблюдать, как бы через грех не отвергнуть это святое и Божественное «общение»; ибо если совершаем мы «дела тьмы» (ср. Рим.13:12 ), то, несомненно, отвергаем «общение» со светом. Но Апостол также говорит нам об общении со святыми (ср. Кол.1:12 ), и неудивительно; ведь если сказано, что мы находимся в «общении» «с Отцем и Сыном», то как же тогда и не со святыми? И не только с теми, кто на земле, но и с теми, кто на небе? Ибо Христос «Кровию креста» Своего примирил с Собою все, «и земное и небесное» ( Кол.1:20 ), чтобы земное могло иметь общение с небесным. На это Он указывает, когда говорит о том, какая бывает радость «об одном грешнике кающемся» (ср. Лк.15:10 ), и еще говорит, когда возвещает, что воскресшие из мертвых «пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ), и когда твердо обещает людям Царствие Небесное (ср. Мф.13:11 ). Итак, разрывает и отвергает это «общение» всякий, кто отделяется от этого единства своими дурными делами и помыслами. После этого сказано о хищении (ср. Лев.6:2 ). Похитители бывают добрые и злые. Добрые, без сомнения, те, о которых Спаситель говорит: «Употребляющие усилие восхищают» «Царство Небесное» (ср. Мф.11:12 ). Но есть и злые похитители, о которых сказано пророком: «Награбленное у бедного – в ваших домах» ( Ис.3:14 ). Однако Апостол однозначно утверждает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Между тем, мы отметили это и в предыдущей главе, где описан закон о жертве «за проступок» (ср. Лев.7:2 ). Однако я не сомневаюсь в том, что многое от нас сокрыто и превосходит наше понимание, ибо мы не достойны этого и не можем сказать: «А мы имеем ум Христов» ( 1Кор.2:16 ). Ибо Он один есть Ум, Который раскрывает все, содержащееся в законе о жертвах и в тайне буквы. Ведь если бы я был достоин того, чтобы мне был дан «ум Христов», то и я мог бы сказать: «Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор.2:12 ). Но теперь, довольствуясь ничтожностью нашего ума, посмотрим на начало второй главы. 7 . В ней сказано: «Вот закон о жертве спасения, которую приносят Господу: если кто в хвалу приносит ее, то при жертве хвалы 27 он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и тонкую пшеничную муку, напитанную елеем; кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при жертве спасения благодарной; одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесет он в возношение Господу: это принадлежит священнику, кропящему кровью жертвы спасения; мясо мирной жертвы благодарности должно съесть в день приношения ее, не должно оставлять от него до утра» ( Лев.7:11–15 ). Жертва, названная спасительной, разделена на две части: одна названа «жертва хвалы», другая – «жертва молитвы 28 » (ср. Лев.7:16 ). Но каждая из них именуется «жертвой спасительной» (ср. Лев.7:15 ). А так как теперь мы не приносим жертв по букве, давайте посмотрим, кто из нас пришел в ту меру, чтобы приносить Богу «жертву спасительную» и «жертву хвалы» (ср. Пс.49:23 ). Я думаю, тот, кто восхваляет Бога во всех Его деяниях, и через кого исполняется сказанное Господом нашим и Спасителем: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). А потому тот приносит «жертву хвалы», за чьи дела, учение, слово, образ жизни и наставления прославляют и благословляют Бога, так же, как и, напротив, есть те, о ком сказано: «Ради вас имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:24 ; ср. Ис.52:5 ). Но обрати внимание, как представлены здесь «пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и тонкая пшеничная мука, напитанная елеем» (ср. Лев.7:12 ), и как жертва спасения приносится через трехчастное таинство и как, наконец, сказано: «Это принадлежит священнику, кропящему кровью жертвы спасения» ( Лев.7:14 ). Прежде говорилось: «Она принадлежит священнику, который очищает посредством ее» ( Лев.7:7 ). Здесь же сказано: «Это принадлежит священнику, кропящему кровью мирной жертвы» ( Лев.7:14 ). Какой достойный порядок: сначала надлежит искать очищения, а затем приносить «жертву спасения». Ибо спасение – не для всякого, но для того, кто сначала очистит себя перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Тот, кого постигла болезнь (понимаемая широко, как любое неблагополучие в судьбе), должен искать причину в своих поступках, сверять их с Законом, в этом смысле она — благо: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» ( Иов.5:17–18 , ср. Втор.32:39 ). Призывая к покаянию, пророк Исайя говорит: «…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» ( Ис.58:6–8 ). Слово пророков о грядущем Спасителе тоже строится на этой метафоре: «…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши; и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:4–5 , ср. 1Пет.2:24 ). И в день последнего Суда для «благоговеющих перед именем Моим, — говорит Господь, — взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его…» ( Мал.4:2 ). Образ Христа Целителя и Врачевателя постоянно присутствует в Н. З . Сама миссия Его понимается как целительство, врачевание: «…фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» ( Мф.9:11–12 , ср. Мк.2:16–17 ; Лк.5:30–32 ). Евангелия изобилуют эпизодами, где Христос действует как целитель, врач, избавляющий человека от физического недуга (излечение прокаженных, расслабленных, сухорукого, слепого, глухонемого, лунатика, страдающего водянкой, бесноватого и проч.). Но в избавлении человека от физических недугов всегда просматривается нечто куда большее (очищение, прозрение). Еще Соломон утверждал: «Не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово» ( Прем.16:12 , ср . 2Пар.16:12 ). При этом вера выступает как условие исцеления. Когда Господь с учениками шел к дому Иаира, чтобы спасти его дочь, «женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» ( Мф.9:20–22 ). Об этом же говорит апостол Иаков в своем Послании: «…молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:15–16 , ср. 4Цар.20:1–7 , ср. Сир.38:9–14 ; Ис.38:16 ). Исцелять раны общества

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Bd. 10. S. 537 325 Иустин Философ сам рассказывает в своем диалоге с Трифоном-иудеем, как он посещал различные философские школы (стоиков, перипатетиков, пифагорейцев и платоников). Не найдя у них удовлетворения и задумавшись об учении Платона о возвышенном, он удалился в пустыню недалеко от моря, чтобы отдаться здесь размышлениям. В небольшом расстоянии позади себя он увидел старца кроткой и почтенной наружности, беседа с которым и обратила его в христианство (Dial. с. Tryph. Сар. 2–7) 327 Ср.: Liebenam. Zur Geschichte und Organisation d. römischen Vereinwesen. Leipzig, 1890; Ziebart. Das griechischen Vereinwesen. Leipzig, 1896 328 Fugitivi. Cap. 12–13, 18, 15, 69; Jacobitz. III, 444–445, 447, 446, 441. Ср.: Aubè. Op. cit. P. 133–134. Ср.: Renan: «По-видимому, Лукиан не раз вспоминает о христианах, рисуя в своих “Беглецах” этих бледнолицых людей с обритыми головами, ведущих скитальческий образ жизни» (Marc. Auréle. Р. 374) 330 Ср.: Мк. 9:19–26 : «Учитель, я привел к Тебе сына, одержимого духом немым; где он ни схватывает его, повергает на землю; он испускает пену, скрежещет и цепенеет… Иисус запретил духу нечистому, сказав: «Выйди и впредь не входи», и дух, воскликнув и сильно потрясши его, вышел». Ср.: Мф. 17:14–18 : «Когда они пришли к народу, подошел к Нему (Иисусу) человек и, преклоняя перед Ним колена, сказал: «Господи, помилуй сына моего; он в новолуния беснуется, тяжко страдает, часто бросается в огонь и часто в воду»... И запретил ему (бесу) Иисус, и вышел бес, и отрок исцелился в тот же час» 331 Ср.: Мк. 5:6–9 : «И увидев Иисуса, (дух) вскричал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего... не мучь меня!»... Иисус сказал: «Выйди, дух нечистый, из этого человека!» И спросил его: «Как тебе имя?» И он сказал: «Легион имя мне, потому что нас много«». Мф. 8:29 : «И вот они (два бесноватых) закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий, зачем Ты пришел сюда прежде времени мучить нас?»» Устрашения и заклинания можно видеть в словах: «Дух немой и глухой, повелеваю выйти из него и впредь не входить...

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Несомненно, это те самые шатры, которые Он показал Моисею, когда тот сооружал шатер в пустыне, сказав ему: «Смотри, сделай все по тому образцу, какой показан тебе на горе» ( Исх.25:40 ). И потому в подражание шатрам, раскинутым Господом, должен делать шатры Израиль, и каждому из нас надлежит подготовить и соорудить свой шатер. Вот почему мне кажется неслучайным, что Петр, Андрей и сыны Заведеевы «были рыболовы» (ср. Мф.4:18–21 ), а «ремеслом [Павла] было делание палаток» (ср. Деян.18:3 ). А так как они, будучи призваны, оставили рыбную ловлю и соделались «ловцами человеков», когда сказал им Господь: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ), то нет сомнения в том, что и Павел, когда стал «призванный Апостол» (ср. Рим.1:1 ), избранный Господом моим Иисусом Христом, сходным образом изменил свое занятие; и как они из рыболовов превратились в ловцов человеков, так и он обратился от изготовления земных палаток к сотворению небесных шатров. Ибо он сооружал небесные шатры, всех научая средству спасения и показывая им путь праведных в небесные чертоги. Создает Павел шатры и тогда, когда, утверждая церкви «от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Рим.15:19 ), распространяет благовествование; и таким образом он также делает шатры «по тому образцу» небесных шатров, «какой показан [Моисею] на горе» (ср. Исх.25:40 ). 4.8. Всякий из нас, если он вышел из Египта и пребывает в пустыне, должен жить в шатре и отмечать праздники в шатрах. Ибо как в воспоминание об исходе из Египта праздновались Пасха и опресноки (ср. Исх.12:11,17 ), так и в воспоминание о пребывании в пустыне отмечался праздник кущей, потому что отцы наши жили в пустыне в шатрах. Однако из чего сделаны те шатры, как не из слов закона и пророков, из реченного в Псалтири и всего содержащегося в законе? Ведь когда душа, опираясь на написанное, совершенствуется и, всегда «забывая заднее и простираясь вперед» (ср. Фил.3:13 ), из низших областей простирается к высшим, по преумножению в добродетелях и по мере ее возрастания справедливо скажут о ней, что пребывает она в шатрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Молю, приди, Господи Иисусе, Сыне Божий, сними верхнюю одежду, которую Ты надел ради меня, влей воды в умывальницу и умой ноги рабам Своим, смой скверну с Твоих сынов и дочерей. Омой ноги наших душ, чтобы, подражая Тебе и следуя за Тобой, сняли мы ветхие хитоны свои и сказали: «Ночью я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его?» ( Песн.5:3 ); и еще сказали бы: «Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» ( Песн.5:3 ). И действительно, как только Ты омоешь ноги мои, сделай и так, чтобы и я возлег с Тобой и услышал от Тебя: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» ( Ин.13:13–14 ). Вот и я теперь хочу умыть ноги братьям моим, умыть ноги соученикам моим. И потому беру я воду, черпаю ее (ср. Ис.12:3 ) из источников Израилевых (ср. Пс.67:27 ), вернее, выжимаю ее из шерсти Израиля. Ибо ныне я выжимаю воду из «шерсти» книги Судей, в иное время – воду из «шерсти» книг Царств и воду из «шерсти» книг пророков Исайи или Иеремии; и вливаю ее в умывальницу души моей, слагая их смысл в сердце моем, и беру ноги тех, кто подготавливает и подает их для омовения; и в меру своих сил стремлюсь я омыть ноги моим братьям и исполнить заповедь Господа, чтобы в слове учения очистились слушающие его от скверны греховной (ср. Иез.24:13 ), чтобы отбросили от себя всю нечистоту пороков и чистыми стали ноги их, которыми они прямо вступили бы «в готовность благовествовать мир» (ср. Ефес. 6:15 ), чтобы все мы, очистившись во Христе словом Его, не были изгнаны из брачных палат Жениха за грязные одежды (ср. Мф.22:11 ), но в сияющих белых одеяниях с умытыми ногами и чистым сердцем (ср. Мф.5:8 ) возлегли мы на брачном пире Жениха, Самого Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IX. И вновь, остальное о Гедеоне и о битве, которую вел Гедеон с тремястами избранных 1 . Столь велико было множество людей, собравшихся против Израиля, что их сравнивали с саранчой.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

43 Откровение знает в этой части своей семь раз употребление этого слова: ср. ещё 12:3; 15:1; 13: 13–14; 16:14, 26. 46 Подробное же, хотя и менее бесспорное значение имеет текст Зах. 3:1–2 : «и показал мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим». (Ср. Иуд. 1:9 : «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»). Это «да запретит тебе Господь», так же как и спор с сатаной, во всяком случае, ближе подходит к прологу книги Иова, нежели Апокалипсису, – он скорее относится к положению сатаны в небе до низвержения, нежели после него. 47 Предполагаемые имена императоров («царей») здесь суть: Neron- Galba или Otton, Otton или Vitellus, Vespasianus, Titus; тот, который есть – современник Апокалипсиса Domitianus, последний – зашифрован. 48 Σεβαδτς. Августу посвящались при жизни его храмы с надписью: «богине Рима и божественному кесарю». Подобные посвящения применялись и к другим императорам в Азии. 49 «Поклонение» зверю (προσεκνησαν) имеет для себя, очевидно, параллель в Мф. 4:9–10 , где сатана говорит Христу: «все это дам Тебе, если падши поклонишься мне», на что слышит ответ: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Втор. 6:13 ). Здесь противопоставляются два поклонения: Господу и сатане, который хочет восхитить, себе обожение и божеское почитание (Ср. Лк. 4:7–8 ). Напротив, в Откровении описывается, как божеское поклонение воздается в небесах Богу старцами 11:16), ангелами (7:11) и инфернальное поклонение дракону образу зверя 13:15; 16:2. 53 Этот образ мог возникнуть на основании еврейского обычая ношения филактерий (ср. Мф. 23:5 ), особых повязок на голове и на левой руке, причем они имели значение и амулетов, охраняющих от злых духов (Charles, I, 362). 56 Ср. Иоиль. 2:32 : «и будет: всякий, кто призовет Имя Божие, спасется, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь». Ср. Ездры. 13:35–6: «Он же (Мессия) станет на верху горы Сиона, и Сион придет и покажется всем, приуготованный и устроенный». Гл. 11, 42: «Я, Ездра, видел на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить, и все они песнями прославляли Господа». (Написано около 200–250 г. до Р. Хр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010