14 Ин. 2, 1, 2. 11: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. .. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.   15 Мф. 19:13—15: Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И возложив на них руки, пошел оттуда. Ср. Мр. 10:14. Лк. 18:16. 16 Евр. 13:4: Брак у всех честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.   17 Ефес. 5:23—25. 31. 32: Муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья! любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть (Быт. 2:24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.   18 1 Кор. 7:28: Если и не женишься, не согрешишь. 19 1 Тим. 2:15: Жена... спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. 20 Что апостол Петр был женат, смотри Мф. 8:14: о Филиппе — Деяний п. 21, 8. 9; Вшедши в дом Филиппа благовестника, одного из 7 диаконов, остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествуюшие; а что и большинство остальных апостолов были женаты, смотри первое послаще к Коринфянам 9, 5:... Или не имею власти иметь спутницею сестру жену, как и прочее Апостолы, и братья Го­сподни, и Кифа? В толковании второго послания Павлова к Коринфянам (11, 2) Амвросий Медиоланский пишет: „Omnes Apostoli, exceptis Ioanne et Paulo, uxores habebant». (Все апостолы, исключая Иоанна и Павла, имели жен) 21 Мф. 21. 24—30. 22 Μ ф. 19, 10—12: Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. С ρ . 1 Κορ . 7, 8. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3711...

127 Ср.: Мф. 9,36. 128 Рим. 14,15. 129 От Фессалоник до Иериссо автобус доезжает примерно за два с половиной часа. — Прям, перев. 130 Мф. 16,24. 131 Эта женщина работала в одном монастыре. 132 Рим. 2, 24. 133 Мф. 43,46. 134 Схимонах Паисий (Эзнепидис), 1924–1994. Один из самых известных святогорских подвижников нашего времени. — Прим. перев. 135 Ср.: Мф. 7,15. 136 Мф. 10,16. 137 Песн. 5, 2. 138 Там же. 139 Ин. 17,11. 413. 140 Город на острове Эвбея, расположенном на юге Греции. — Прим. перев. 141 Прем. 1,1. 142 Мф. 6, 33. 143 Важно то, что мы вкладываем в эти слова. Так, например, мы можем говорить «помилуй мя» и под словом «мя» понимать весь мир, или же говорить «помилуй нас» и иметь в виду то же самое. Здесь Старец хотел подчеркнуть, что мы должны любить весь мир как самих себя. 144 Прем. 1, 10: Потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. То есть внимательное ухо Божие слышит все и ропотливый шепот не скроется от него. 145 Преп. Никодим Святогорец (1749–1809), память 1 июля. — Прим. перев. 146 Традиционно верующие в Греции вместо «Молитв на сон грядущий» читают повечерие с акафистом Благовещению Пресвятой Богородице. — Прим, перев. 147 Ин. 14,21. 148 Мф. 7,7. 149 Это общее правило. Но в особых случаях, с благословения рассудительного духовника, возможно «по икономии» и какоелибо иное решение. См. далее случаи с воздержанием от супружеских отношений и о супругах, которым Бог не давал ребенка, чтобы тот не был несчастен. 150 Точнее, это одна из целей брака, но самая главная. — Прим. греческого издателя. 151 Мф. 19,14. 152 Мф. 18,3. 153 Имеется в виду салатный латук. — Прим. перев. 154 Стремма — мера площади, равная 1000 м 2. — Прин. перев. 155 Мф. 7, 22–23. 156 Еф. 4,13. 157 Этот совет был дан конкретному человеку, который беседовал с отцом Порфирием. Он не имеет обязательной силы для всех. Например, о себе Старец говорил, что он великий грешник и негодный человек. 158 Лк 12,20. 159 Фил. 2, 7–8. 160 1 Кор. 12, 26. 161 1 Кор. 10,31. 162 Мф. 10,30. 163 Турецкая интервенция началась 20 июля 1974 г. — Прям, перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

– «Отпущу»: дам свободу, освобожу от суда и преследования. Лк.23:17–25 . «А ему и нужно было» и пр.: таков был в то время обычай. См. прим. к Мф.27 и дал.– «Весь народ стал кричать»: народ возбужден был к тому хитростью, настойчивостью и наглостью своих начальников. См. прим. к Мф.27:20 . – «Варавва был» и пр.: см. прим. к Мф.27и парал. Ев. Лука подробнее других указывает на преступление Вараввы, дабы яснее показать несправедливость определения Пилатова и беззаконие народа при этом противопоставлении виновности Вараввы и невинности Иисуса Христа (ср. ст. 25). – Когда и по какому случаю произведено было Вараввой в городе (Иерусалиме) возмущение и убийство, неизвестно. – «Снова возвысил голос»: см. Мф.27:22–23 и прим. Ср. Мк.15:12–14 . – «Превозмог крик их»: по сказанию ев. Иоанна, они обвиняли самого Пилата в измене римскому императору ( Ин.19:12–15 ). – «Решил быть по прошению их» – предал в их волю на распятие. См. прим. к Мф.27:26 . Мк.15:15 . Лк.23:26 . «Когда повели»: ев. Лука совершенно опускает сказание об истязаниях Иисуса Христа во дворе Пилата, о которых повествуют первые евангелисты, Мф.27:27–31 . Мк.15:16–20 . – «Симона Киринеянина»: см. прим. к Мф.27:32 . Мк.15:21 . Лк.23:27–31 . Сказание о женщинах, плакавших о Господе, и о речи его к ним составляет особенность Евангелия от Луки. В его Евангелии не раз упоминается о женщинах, расположенных к Господу; он же повествует и об этом событии, когда сострадание к Господу некоторых из женщин в последний раз посыпало так сказать цветами тернистый путь Его на Голгофу. – «Великое множество народа и женщин» и пр.: как обыкновенно при публичных казнях, и здесь собралась великая толпа народа и провожала мнимого преступника на место казни. В этой толпе были и женщины, глубоко сострадавшие невинному Страдальцу. Это тем замечательнее, что по обычаям иудеев, по крайней мере позднейшим, не дозволялось никому выражать какими-либо знаками сострадание преступникам, ведомым на публичную казнь. Женщины, упоминаемые здесь, презрели таковой обычай (если он был в то время) и громко, рыданием, изъявляли свое сострадание к измученному уже и еще ведомому на мучение Учителю народному.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Образ заимствован от обычая восточных царей, которые осужденным на казнь посылали иногда чашу с ядом. Так представляется, что и Отец небесный посылает чашу смерти Сыну своему, осужденному на страдания и смерть ( Ин.18:11 ). – «Крещением креститься»: выражение той же мысли о страданиях и смерти. Перенесение скорбей, и страданий, и смерти за веру представляется как бы погружением в них человека, очищающим его подобно водам крещения. Впрочем выражение сие в этом смысле употребляется только в настоящем месте и параллельных у евангелистов Марка и Луки, и еще в указанном месте Евангелия от Иоанна (о чаше – Ин.18:11 ). «Вы напоминаете Мне о чести и венцах, говорит Он, а Я говорю о подвигах и трудах, вам предлежащих. Еще не наступило время наград, и не теперь откроется оная слава моя; настоящее время есть время смерти, браней и опасностей. Потом, чтобы привлечь их к сему, присовокупляет: «которую Я буду пить», дабы чрез сие общение с собою возбудить в них более усердия» (Злат.).– «Говорят Ему: можем». Не потому так отвечали они Господу, что не понимали смысла Его иносказательной речи (ср. Мф.20:18 и дал.), но «в жару усердия, не зная того, что сказали, надеялись услышать согласие на свое прошение» (Злат., ср. Феофил.). Мф.20:23 . И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. «Чашу Мою будете пить» и пр.: претерпите бедствия, страдания и злоключения за имя Мое. Господь знал их любовь к себе и предвидел, что какие бы испытания ни предлежали ей, она будет тверда и останется непоколебимою, предвидел и предсказал будущую земную участь двух братьев-апостолов. Св. Иаков, после усердных апостольских трудов своих, был усекнут мечом за имя Христово, по повелению Ирода ( Деян.12:2 ); а Иоанн, вышедши невредимым из котла с кипящим маслом, претерпел заключение на острове Патмос. Так исполнилось предсказание Христово! – «Не от Меня зависит, но кому уготовано» и пр.: Господь все может, как мог дать Петру ключи царствия ( Мф.16:19 ), и если говорит здесь, что не от Него зависит, то говорит так с особенным намерением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Веруйте в Евангелие». В греческом тексте здесь стоит ν τ εαγγελ – «в Евангелии». Выражение это необычно в Новом Завете – глагол πιστεειν везде употребляется с предлогом винительного падежа. Поэтому лучше с некоторыми древними кодексами (например, с Оригеном ) читать выражение τ εαγγελ без всякого предлога и переводить «веруйте Евангелию», т.е. Богу, Который говорит людям в Евангелии. Прочее см. комментарии к Мф.4:12, 17 . Мк.1:16 .  Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Мк.1:17 .  И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. Мк.1:18 .  И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. Мк.1:19 .  И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; Мк.1:20 .  и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. О призвании первых 4-х учеников см. комментарии к Мф.4:18–22 . Евангелист Марк упоминает о работниках, какие были у Зеведея (стих 20), об этих работниках Матфей не говорит. Призвание это, конечно, было уже не первое. Как видно из Евангелия Иоанна, означенные здесь четыре ученика были призваны к последованию за Христом уже давно – после крещения Христа на Иордане ( Ин.1:35 и сл.). Мк.1:21 .  И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. Содержания Мк.1:21–28 нет у евангелиста Матфея, но есть у Луки ( Лк.4:31–37 ). «Приходят» – конечно, Господь с четырьмя Своими учениками. «В Капернаум» (см. Мф.4:13 ). «В субботу». В греческом тексте здесь стоит множественное число ( τος σββασιν), но оно у евангелиста Марка употребляется в смысле единственного (ср. Мк.2:23, 27 ). «В синагогу» (см. Мф.4:23 ). «Учил». Содержание учения Христова здесь, вероятно, было такое же, какое указано выше, в 15-м стихе. Мк.1:22 .  И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Мк.1:23 .  В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Примечание: Итак, братии принадлежало, право только выбирать и предоставлять кандидатов на священные должности; а рукополагать братия не имели права. Когда после проповеди диакона Филиппа уверовали самаряне, то для рукоположения были посланы в Самарию апостолы Петр и Иоанн потому, очевидно, что кроме апостолов никто не имел права возлагать рук. (Чит. Деян.8:5–7 ). б) Апостолы передали это право и своим преемникам – епископам, которых они ставили на свое место: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). 11 . Сила этого рукоположения. Чрез рукоположение сообщается поставляемому лицу особый дар Духа Святого для священного служения: по сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ). Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ).Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес им деньги ( Деян.8:17–18 ). 12 . Власть, данная апостолам и их преемникам: И Я говорю: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царствия небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 . Ср. Мф.18:18 , Ин.20:21–23 ). Из Милита же послав в Ефес, он [апостол Павел] призвал пресвитеров Церкви. И когда они пришли к нему, он сказал им: …внимайте себе и всему стаду, котором Дух Святой поставил вас пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:17–28 . Ср. 1Петр.5:1 ). Для того я и пишу, сие в отсутствии, чтобы не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению ( 2Кор.13:10 . Ср. 2Кор.10:8 ). В частности только апостолам и их преемникам Иисус Христос вручил право:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Что вы... что вы говорите? – изумился Григорий. – Да вы упраздняете слова Апостольские, какие я прочитал: Там сказано: « Церковь есть без пятна и порока...» – Не совсем так сказано, брат мой. Давай опять читать послание к Ефесянам. Авось теперь вместе-то, лучше поймем его. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», – пишет Апостол. Да. Мы знаем, что Христос пострадал на кресте и умер за людей, для чего же? Чтобы «освятить» их и «очистить» от греха, под тяжестью которого они погибли ( Рим. 7, 14, 21–26 ). Это освящение и очищение для каждого в отдельности человека совершается посредством «бани водной» или крещения. Кто крестится во Христа, то в смерть Его крестится, – тот как бы умирает для жизни плотской и греховной и восстает силою Божией, в новую жизнь, где царствуют правда и святость ( Рим. 6, 2–4 ; Еф 4, 22–24 )... Для чего еще умер Христос на кресте? Для того, чтобы «прославить» свою Церковь дарами Духа Божия, – чтобы, вооруженная этими дарами, Церковь «предстала» некогда пред лицем Христовым убеленной сиянием святости (ср.: Ин. 14, 16–20 ; Ин.16, 7 ). Вот что почти буквально говорит Апостол в послании к Ефесянам. Он описывает здесь, стало быть, не ту Церковь какая при нём была на земле, а ту, какой она должна быть , по заповеди Господа и в каком виде она имеет явиться пред Ним в Царстве Славы. Ибо это самое означают слова: «чтобы представить ее Себе»... Пока мы в теле, – мы, по учению Апостола, «устранены от Господа» ( 2Кор. 5, 6 ), – видим небесное, как бы сквозь «тусклое стекло», «отчасти» ( 1Кор. 13, 12 ). Когда же, по воле Божией, сложим с себя «земной наш дом», «эту хижину», и облечемся в бессмертие ( 1Кор. 15, 51–53 ), тогда мы водворимся у Господа, увидим Его лицом к лицу, «предстанем» пред Ним для блаженства ( 2Кор. 5, 8 ; Флп. 3, 14, 20 ; 2Тим. 4. 8 ). Так изображал будущую «славную» судьбу верных своих учеников Иисус Христос ( Мф.25:34 ); в таком же виде описана Церковь торжествующая на небе в Откровении Иоанна Богослова ( Откр.7:9–17 ; Откр.14:1–5 ср.: Рим. 8, 30 ; 1Сол. 2, 12 ; 2Сол. 2, 14 ; Иуд.1:24 ; 1Кор. 15, 43 ; Ин. 17, 24 и др.) В той Церкви, прошедшей земную юдоль, действительно нет порока ( Откр. 14, 5 ); она вся облечена в белую одежду – знаки своей чистоты и святости ( Откр. 7, 9 ; Откр.19:1–8 и др.) Но не забывай, друг, что это мы говорим о торжествующей, небесной Церкви ( Евр.12:22–23 ). А такова ли наша земная Церковь ? Может ли она своих членов считать непорочными?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

На прошлой неделе мы рассматривали догматик первого гласа. Напомним: догматики входят в состав воскресной службы, находятся в Октоихе, представляют собой последнюю из группы стихир на «Господи, воззвах…» (на великой вечерне) и посвящены воплощению Сына Божия и Его рождению от Девы Марии. Догматик второго гласа (как и многие другие церковные песнопения) построен на сопоставлении и противопоставлении событий и личностей, с одной стороны, Ветхого, с другой – Нового Завета. В первых двух строчках этой стихиры противополагаются Закон, данный Моисею на горе Синай ( Исх 19–20 ), и благодать (греч. χρις, лат. gratia), явившаяся с приходом на землю Сына Божия (ср. у апостола Иоанна Богослова: «…закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа», Ин 1:17 ). Под благодатью часто подразумевают нетварную божественую энергию; однако, думается, вполне уместным здесь будет и другое – первоначальное – значение этого слова: милость, любовь. Ветхозаветный Закон определял правила жизни избранного народа; одной из главных его идей было справедливое воздаяние – и не в последнюю очередь воздаяние за грехи, за проступки против Бога и ближних. Христово же благовестие и сама жизнь нашего Учителя говорит об ином: любовь, милость – выше справедливости, выше буквы закона. Здесь можно вспомнить и многочисленные исцеления, совершенные Спасителем в субботу (напр., Мк 3:1–6 ), и уврачевание кровоточивой женщины ( Лк 8:43–48 ), и притчи о блудном сыне ( Лк 15:11–32 ) и о наёмных работниках ( Мф 20:1–16 ), и, наконец, молитву Иисуса о распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк 23:34 ). Обратим внимание на выражение тень закона в первой строке стихиры. Конечно, имеется в виду не тень от закона, а сам закон. Это – так называемая генитивная метафора (метафора, включающая в свой состав существительное в родительном падеже), ср. «тростинка мачты» (т. е мачта напоминает издали тростинку), «изумруды глаз», «яд зависти» и т. п. Закон именуется тенью, поскольку он представлял собой лишь прообраз будущего. Об этом говорится в Послании к Евреям: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр.10:1–5, 10 ).

http://azbyka.ru/dogmatik

– «На сем камне Я создам церковь Мою»: образ речи взят с обычая – в основание здания полагать крепкие камни (ср. Мф.7:24–25 ). – «Церковь» означает общество призванных, или собрание верующих во Христа, где бы они ни были, когда бы они ни жили. – «На сем камне»: образное выражение это толкуют не одинаково. Одни под камнем разумеют апостолово исповедание Иисуса Христа, как Мессии Сына Божия и все изречение Христа перефразируют так: ты – Петр, и на сем твоем, как скала, твердом исповедании Меня Сыном Бога живого, Я создам церковь Мою; это исповедание твое будет основанием веры для общества, которое Я осную (Злат., Епиф., Феодорит, Феофил.). Другие под камнем разумеют самого Иисуса Христа, Который в Писании нередко называется сим именем ( Ис.28:16 ; 1Пет.2:7–8 ), и перефразируют изречение Господа так: ты – Петр, и на истине незыблемой, как скала, выраженной тобою, что Я Мессия – Сын Бога живого, Я создам церковь Мою, т.е. на Себе Самом, как Мессии (Иерон., Август.). Иные под камнем разумеют самого Апостола Петра, исповедавшего Иисуса Христа Сыном Божиим (Терт., Ориг., Григ. Бог.), конечно, не в том смысле, в каком римские католики хотят приписать Апостолу Петру главенство над прочими апостолами, и папе, как его преемнику в Риме, главенство над всею христианскою церковью, ибо держащиеся этого объяснения прямо сему противоречат (например, Ориген.), и – то, что в изъяснение сего изречения обещано Апостолу Петру ( Мф.16:19 ), впоследствии обещано и всем апостолам ( Ин.20:22–23 ). Наконец под камнем разумеют всех апостолов, от лица которых произнес исповедание веры Апостол Петр (Ориг., Иерон., Феодорит). «Камень есть Христос, Который даровал своим апостолам, чтобы и они назывались камнями. Ты скажешь, может быть, что церковь основана на Петре; но в другом месте показывается, что она основана на всех апостолах, которые все же приняли ключи Царства Небесного, так что крепость церкви равно утверждается и на них» (Иерон.). «Если ты подумаешь, что на одном только Петре создал Бог церковь свою, то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из апостолов? Неужели дерзнешь сказать, что только Петра не одолеют врата адовы, а прочих апостолов одолеют? Разве не ко всем и не к каждому из них относится сказанное: «и врата ада не одолеют ее», и: «на сем камне создам церковь Мою»? Разве также одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного, а другой из блаженных (апостолов) никто не получил их?» (Ориген.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ст. 3. Устами младенцев – в Евангелии эти слова приведены как пророчество о Господе нашем Иисусе Христе (см.: Мф. 21:15–16 ). Ст. 6. Слава и честь – это Крест; и Сам Господь наш Иисус Христос называет его славою, когда говорит: «Прииде час, да прославится Сын Человеческий» ( Ин. 12:23 ). Ст. 6–9. При творении мира Бог дал человеку власть над всеми животными, чтобы каждому из них он нарек соответствующее имя (см.: Быт. 1:26; 2:19–20 ). Ст. 10. Так как этот псалом пророчествует о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа, а Сам Господь сошел на землю с Неба и потом снова взошел на Небо, то псалом этот в конце возвращается к своему началу: пророк Давид заканчивает его выражением удивления о величии имени Божия (свт. Иоанн Златоуст ).   Псалом 9 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о тайнах Сына – св. отцы видят здесь пророчество о сокровенных делах Сына Божия: Его Рождении, смерти, сошествии во ад, Воскресении. Ибо это совершено Им в тайне. В псалме развенчивается «позиция силы». Благодарение за одержанную победу перерастает в прославление Божественной справедливости: в мире царит насилие, ложь, коварство, притеснение бедных, но это зло неустойчиво, от него спасает Бог, Заступник обездоленных. Человеческое высокомерие обесценено (ст. 39), ему противопоставлено сердечное доверие Богу (ст. 38). Ст. 12. Сион – Небесный Иерусалим (см.: Евр. 12:22 ). Ст. 15. Врата дочери Сиона – Церкви Божии по всей вселенной, чрез которые верующие входят в Иерусалим Небесный (блаж. Феодорит Киррский ).   Псалом 10 Давид, гонимый Саулом, написал этот псалом по внушению Святого Духа тем, которые советовали ему искать спасения в бегстве. Человек, претерпевающий обиды от врагов видимых и невидимых, возлагает упование свое на Господа. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1. Ст. 6. Любящий неправду навлекает на себя гнев Божий, подобный тому, который в древности сжег Содом и Гоморру (ср.: Быт. 19:24–25 ).   Псалом 11 Этот псалом – молитва праведника, научающего уповать более на Бога, нежели на человека, ибо слова человеческие часто бывают ложными, слова же Господни всегда истинны и непреложны.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010