Но для любящей [души] время течет медленно. Услышь, как она поет, словно лилия среди шипов терновника, услышь, как она вздыхает и говорит: буду петь и буду размышлять о пути непорочном: «когда Ты придешь ко мне» ( Пс.100:1–2 ). Но пусть она не боится на пути непорочном, потому что совершенная любовь изгоняет страх. И когда Он придет в объятия ее, она будет бояться, но исполненная покоя. Почему она будет бояться? Она будет тревожиться и остерегаться беззакония своего, чтобы не согрешить вновь, но [будет бояться] не того, как бы не быть низвергнутой в огонь, но того, как бы не быть оставленной Им. И что появится в ней? Чистый страх, который пребывает вовек. Давайте послушаем две флейты, звучащие согласно. Одна говорит о страхе, и другая о страхе; но одна о страхе, когда душа боится, как бы не быть наказанной, другая о страхе, когда душа боится, как бы не быть оставленной. Первый страх – тот, который изгоняется любовью, а второй – страх, пребывающий вовек. [P. 396] Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Послушай апостола Павла: Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим.5:8 ). Праведный за неправедных, Прекрасный за безобразных. Где мы находим, что Иисус прекрасен? Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих ( Пс.44:3 ). Откуда [Его красота]? Узрите еще, почему Он прекрасен: Ты прекраснее сынов человеческих, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин.1:1 ). Поскольку же Он принял плоть, Он как бы принял скверну, то есть смертность, твою [скверну и смертность], чтобы приспособиться к тебе, уподобиться тебе и заставить тебя любить внутреннюю красоту. А где мы тогда находим, что Иисус стал некрасив и безобразен, подобно тому как нашли, что Он красив и прекраснее сынов человеческих? Где мы находим, что Он также безобразен? Спроси Исаию. «Мы видели Его, и не было в Нем ни прелести, ни красоты» (ср. Ис.53:2 ). Вот они, две флейты, которые звучат, казалось бы, вразнобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Проклясть бесплодную смоковницу, так что та немедленно засохла, – поистине это дело Того, Кто обладает полнотой власти над всеми созданиями. В Евангелии об этом написано, что Господь Иисус, однажды почувствовав голод и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, сказал ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидевши это, ученики удившись и говорили: как это тотчас засохла смоковница? ( Мф.21:18–20 ). Преображение Иисуса на Фаворе свидетельствует о Господней силе и могуществе и над собственным телесным естеством, и над людьми, сотни и тысячи лет тому назад покинувшими этот мир, – как и сказал Спаситель Своим ученикам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ), или как Церковь на отпевании своих верных глаголет: «Живыми и мертвыми обладаяй, Христос, истинный Бог наш...» – то есть «Ты, властвующий над живущими и умершими». А о Преображении в Евангелии говорится, что Иисус со своими тремя учениками – Петром, Иоанном и Иаковом – взошел на высокую гору. И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. Так вещает святой Матфей ( Мф.17:2 ). А святой Марк еще сильнее акцентирует: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить ( Мк.9:3 ). И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие ( Мф.17:3 ). Кто когда-либо из людей мог сделать свое лицо блистающим как солнце и выбелить свои одежды паче снега? И кто был способен пред тремя свидетелями вызвать и представить знаменитых людей с того света, живших на земле за много веков до того? Никто и никогда. Только Он, Таинственный и Откровенный, Мессия, Повелитель природы. Ах, Феодул мой, что тогда сказать нам о грандиозных чудесах Господа Иисуса, предсмертных и посмертных? Когда страдал и умирал на кресте Тот, Чью невинную кровь евреи приняли на себя и на своих детей, – померкло солнце и тьма овладела землей с полудня до трех часов дня (с шестого по девятый час, по восточному счислению), затряслась земля, отверзлись гробы; и встали мертвые из могил, и явились в Иерусалиме; и в Соломоновом храме, оскверненном торгующими верой, плотная и тяжелая завеса-катапетасма разорвалась сама собой сверху донизу ( Мф.27:50–53 )? Без особого распоряжения вся природа возмутилась и покорилась Своему Повелителю. Ведь повиновалась она Ему не как некоему тирану и врагу, а как законному Владыке и Другу. – Как конь и вол знают своего хозяина и с радостью склоняют перед ним головы (ср.: Ис.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ис.65:2 . Всякий день про­стирал Я руки Мои к народу непокорному, ходив­шему путем недобрым, по сво­им по­мышле­ниям, –: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному». Напрасно, следовательно, Израиль сетует, что Господь забыл его, что «рука... Его сократилась, чтобы спасать, и ухо Его... отяжелело, чтобы слушать» ( Ис.59:1 ). Совершенно наоборот, Всевышний «всякий день простирал... руки... к народу непокорному», т. е. проявлял постоянную любвеобильно трогательную заботу об обращении Израиля ( Ис.50:2 ). Но Израиль остался нем и глух к этому Божественному призыву, почему вполне и заслужил наименование «народа непокорного» ( Ис.30:1 ; Иер.5:23 ; Иер.6:28 ; Ос.4:16 ), «ходящего путем недобрым», т. е. несогласно с волей и законом Бога, а «по своим помышлениям», или, как выразительнее заметил пророк Исаия в другом месте, угождая «своей прихоти» ( Ис.58:13 ; ср. Ис.53:6 ; Ис.55:7 ; Ис.56:11 ; Ис.57:17 и др.). Ис.65:3 . к народу, который по­стоян­но оскорбляет Меня в лице, при­носит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, 3–4 ст. дают фактическое доказательство того, что Израиль «ходил путем недобрым», именно путем идолослужения и нравственного развращения. «К народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице». т. е. который дерзко и открыто попирает законы Господа и тем самым наносит Ему самое сильное оскорбление ( Ис.58:9 ; Иер.7:19 ; Иер.32:30 и др.). Далее, пророк более подробно перечисляет частные виды практиковавшихся у евреев его времени языческих культов. «Приносит жертвы в рощах». Это – культ священных деревьев, или дубрав, соединенный с безнравственным служением богине Астарте; он практиковался в предпленную эпоху у евреев особенно широко, почему и заслужил резкое обличение у многих пророков ( Ис.1:29 ; Ис.57:5 ; Ис.66:17 ; Ос.4:13 и др.). «Сожигает фимиам на черепках». Комментаторы СПб Академии думают, что под «черепами», или «черепками» «здесь разумеются кирпичи или камни, с таинственными знаками ( Ис.57:6 ), почитание которых было распространено среди ханаанских народов ( Лев.26:1 ; Чис.33:52 ), остатки каковых до последнего времени находят в заиорданской области Палестины и каменистой Аравии; в науке они известны под именем – менгиров, долменов, кромлехов и моавитских кирпичей» (916 с.). Но Английский настольный комментарий, ссылаясь на более ясные указания др. пророков, видит здесь указание на особый вид астрального служения, совершавшегося на черепичных кровлях домов ( Иер.32:29 и Соф.1:5 – The Pulp. Com. – 470 p.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

129 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: пока не прийдет отложенное ему, и Тот чаяние язычников. 130 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: отложенное, — Князь. 131 у переводчика: только Он один был предметом чаяния для язычников, для... 132 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: язычники будут уповать — Ис. 42:4. 133 по пер. Библии цитируемому переводчиком: находящимся в узах — Ср. Ис. 49:9. Притч. 5:22. 134 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: изыдите — Ис. 49:9. 135 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: и дал я тебя в завет язычников, чтобы восстановить землю и наследовать наследие пустыни и сказать находящимся в узах: «исходите», и пребывающим во мраке: «откройтеся» — Ис. 49:8, 9. 136 по переводу Библии цитируемому переводчиком: на всех путях будут пастись, на всех дорогах пастбище их — Ис. 49:9. 137 Ср. Мф 27:39—44; Мк. 15:29—33; Лк. 23:35—39. 138 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: узнают Его — Ис. 52:15. 139 славянск. «не вменился»; рус. пер. с еврейского: «и мы ни во что ставили Его.» 140 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: Вот уразумеет отрок мой, и возвысится, и прославится, и возвеличится. И как многие ужаснутся о Тебе, так обесславится от людей вид Твой и слава Твоя от сынов человеческих. Так удивятся многие язычники о Нем... Удалее: Он — человек, покрытый ранами и умеющий переносить болезнь, потому что отвратилось лицо Его, покрылось позором, и Его считали ни во что. Сей грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что он находится в труде, страдании и озлоблении (от Бога). И далее: раною Его мы исцелились. Все как овцы заблудились, человек с пути своего сбился: и Господь предал Его за грехи наши, а Он, при озлоблении (Своем), не открывает (даже) уст своих; далее рус. Синодальный перевод довольно близок к цитируемому — Ис. 52:13—15; 53:1—8. 141 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: обесславится от людей вид твой — Ис. 52:14. 142 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: Он — человек в ране пребывающий — Ис. 53:3. 143

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

Ин.10:18 ). Поскольку уж Он сказал, что имеет власть и в том и в другом, ясно, что никто не осилил бы Его, если бы Он добровольно не предал Себя убийцам. Легче ведь керамическим сосудам восстать против делающего их горшечника, чем кому-либо из живших на земле или имеющих жить людей осилить Создавшего его Бога. Гляди же, что и это не оставили пророки непредсказанным – я имею в виду разрушение ада и божественное Его на третий день воскресение. Ибо Давид говорит: «У врага вконец оскудели мечи, и города Ты разрушил» ( Пс.9:7 ); «И с крепким, – говорит Исайя, – Он разделит добычу» (ср. Ис.53:12 ), – у бесов т.е. отнимет души отцов; и еще Исайя: «Ворота медные сокрушил и вереи железные сломал. И открою тебе сокровища темные, невидимое покажу тебе» (ср. Ис.45:2–3 ). И вновь Давид: «Ты не оставишь душу мою в аду, не дашь святому Твоему увидеть истление» ( Пс.15:10 ), ибо не приняло же нетление пресвятое тело Господне. И еще: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись и не отринь до конца» ( Пс.43:24 ). А также: «Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой» ( Пс.3:8 ). И в другом псалме: «Пробудись, Господи, помоги нам и избавь нас имени Твоего ради» ( Пс.43:27 ). И еще: «Восстань, Господи, суди землю, ибо Ты наследуешь во всех народах» ( Пс.81:8 ). И Иеремия говорит: «Вот, Я положил Тебя в завет роду, во свет народам» (ср. Ис.42:6 ). «Устроить землю и наследовать наследие, говоря заключенным „выходите» и находящимся во тьме „отопритесь» (ср. Ис.49:8–9 ). И еще Исайя говорит: «Будет в тот день корень Иессеев, и восстающий владеть народами, – на Него народы уповают, и будет покой Его честь» ( Ис.11:10 ). О корне Иессеевом и о том, Кто есть Восстающий обладать народами, на Кого народы понадеются, многократно было указано ранее, а слова «будет покой Его честь» понимаются трояко. Покоем Сына и Слова Божия можно назвать избранную из всех родов – и тех, что прежде нее, и последующих за ней – дочь Иоакима и Анны, потомицу пророка и царя, Приснодеву Марию, явившуюся одушевленным святилищем и божественным, прекраснейшим жилищем Бога, где Он и прежде зачатия почил, и в момент самого зачатия, или, скорее, в какое бы то ни было, во всякое время. Предсказывая этот покой на ней Божия Слова, Соломон назвал ее «одром» (ср. Песн.3:7 ), на котором почил Царь царствующих и Господь господствующих. Честью же для всей твари было, уверовав в рожденного ею Бога-Слово, покончить с бесчестием идолопоклонства и принять легчайшее и благодатнейшее иго проповеди . Можно назвать честью и Его трехдневный покой в аду, в соответствии со словами Исайи, что Он сокрушил медные и железные вереи (ср. Ис.45:2 ) и как победитель воскрес, забрав с Собой всех от века там заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

22-27; Ис 11. 6-9; 48. 11). Постепенно в священной истории ВЗ развивается учение о праведном «остатке Израиля», который в силу неотложности данных Богу обетований будет спасен и преодолеет все исторические катастрофы. Опыт спасения, осуществляемый в «остатке Израиля» (Ис 10. 20 слл.; ср.: 28. 5; «остаток Иосифов» - Ам 5. 15), впосл. восполняется учением НЗ о спасении избранных (Мф 22. 14; ср. также моление Христа Богу Отцу об избранных - Ин 17. 24-25). После разрушения Иерусалима и гибели исторического царства мессианские чаяния и связанная с ними надежда на спасение приобретают в Богом избранном народе все более выраженный характер. Совершитель этого спасения, грядущий эсхатологический Царь, также именуется Спасителем (LXX Зах 9. 9), ибо Он спасет угнетенных (Пс 71. 4, 13). Надежда на приход Мессии, ожидание Его спасительных деяний являются основной темой ВЗ, ключом к его пониманию. Представление о спасении как спасении от греха и его последствий содержится в более поздних текстах ВЗ, в учении о Мессии как страждущем Рабе Господнем, претерпевающем страдания за грехи народа (Ис 53. 6-11). Лишь в поздних библейских книгах эллинистического периода спасение понимается как примирение с Богом и прощение грехов (см.: Дан 12; 2 Макк 7); формируется учение о смерти праведника (Прем 1. 15; 2. 16-20) и ее искупительном значении (2 Макк 7. 18; 37-38; 4 Макк 6. 28-29; 17. 22). В ВЗ спасение связывалось с Судом Божиим и отделением праведных от грешников (см. рассказ о потопе - Быт 6-8). Эта особенность сохраняется и в НЗ, напр. в эсхатологических притчах Спасителя об овцах и козлищах (Мф 25. 32-33). Весть о спасении возвещает о Боге, Который придет спасти Свой народ (Ис 35. 4): не только Израиль, но и «все концы земли» (Ис 45. 22). Спасение - это главное дело Его победной правды (ср.: Ис 63. 1), и, чтобы ее осуществить, Он пошлет Своего Раба (Ис 49. 6, 8). Множество аспектов, раскрывающих тему спасения в ВЗ, нашли воплощение в служении Господа Иисуса Христа. В Е. Иисус Христос предстает Спасителем, исполняющим миссию, к-рая в ВЗ принадлежит Господу.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Наум. 2:2 ), и требовать с тебя дани (ср. 4Цар. 18:14 ): сокрушу рабское (ср. Лев. 26:13 . Ис. 10:26, 14: 28 . Иер. 2: 20, 28: 2 и сл.) иго его от твоей выи (с евр. ст. 13) и узы 48 расторгну, – ярем бьющего отымется ( Иер. 2: 20, 30: 8 и сл.), страх его отойдет от тебя ( Ис. 10:27, 14:28 ), служить чужим не будешь ( Пс. 2:3 ). И твоя 49 учесть не дело случая: о тебе определил Господь, – Пророк сам продолжает речь, – что не пребудет в век семя злое (ср. Ис. 14:20 ), память о тебе исчезнет. Не спасет тебя дом Богов твоих: я истреблю каменных и медных идолов, – подобно, как ты поступил с Богами других народов ( 4Цар. 19:18 . Ис. 17:19 ), там положу гроб твой (ср. 4Цар. 19:37 ) 50 , ибо ты ничто предо Мною. Быстро 51 разносится весть о падении врага и о мире, и – Пророк приглашает Иуду праздновать, в полной радости и без трепета, свои благодарственные и светлые праздники во славу Божию и исполнять оставленные в течение бедствий без исполнения обеты: теперь нет места страху, как при опустошительном посещении врага 52 , все враги погибли! Общее определение Божие о судьбе Ниневии, как бы уже совершившееся, теперь Пророк излагает в обстоятельствах самого совершения. Он видит, как в лице врагу 53 народа Божия идет опустошитель и как Ниневитяне, в надежде прогнать его или одолеть его стремление, повсюду укрепляют и охраняют крепости, берутся за оружие, собираются с силами. Пророк с горьким сожалением смотрит на это, совершенно бесполезное, их противодействие. Охраняя крепости 54 , смотри, каким путем идет неприятель, препоясанием (как делают готовящиеся к войне, ср. Втор. 33, 11 . Ис. 45:1 . Еф. 6:14 . Пс. 1:13 . Лук. 12:15 ) укрепи чресла твои – седалище силы ( Иов. 40:16 . Втор. 33:11 ), напрягись, сколько можешь, для сопротивления, – все напрасно. Господь определил восстановить силу Иудеи и десяти колен и отнять поношение, нанесенное им, когда вы, опустошители, истощали их грабежами, и цветущие города 55 (ср. 4Цар. 18:13 ) – лозы виноградника – повредили и ниспровергли. Следует прекрасное изображение врагов Ниневии.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010