3Цар.8:54 .  Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, руки же его были распростерты к небу. 3Цар.8:55 .  И стоя благословил все собрание Израильтян, громким голосом говоря: 3Цар.8:56 .  благословен Господь [Бог], Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея; 3Цар.8:57 .  да будет с нами Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, 3Цар.8:58 .  наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим; 3Цар.8:59 .  и да будут слова сии, которыми я молился [ныне] пред Господом, близки к Господу Богу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, 3Цар.8:60 .  чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его; 3Цар.8:61 .  да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его, как ныне. Послесловие к молитве Соломона: благодарение Богу (ст. 56), благословение, благожелания и наставления царя народу (ст. 57–61). Иегова «дал покой народу Своему» (ст. 56): покой в земле обетованной, обещанный Иеговой, ( Втор.12:10–11 ), вполне осуществился только с построением неподвижного храма Его имени, и освящение храма, наполненного при этом славой Иеговы (ст. 10–11), было фактическим свидетельством того, что обетованный народу покой теперь достигнут им благодаря построению постоянного храма «мужем покоя» ( 1Пар.22:9 ) – Соломоном. ( 2Пар.7:1 ) дополняет кн. Царств сообщением, что по окончании молитвы Соломона ниспал с неба огонь и поглотил жертвы (об этом упоминает и И. Флавий, Иудейские Древн. VIII, 4, 4), чем выражалась богоугодность жертв и действительность благодатного присутствия Иеговы (ср. Лев.9:24 ; Суд.6:20–21 ; 3Цар.18:38 ; 2Мак.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Библейское указание на «десять» основных «слов», или «повелений», декалога (Исх 34. 28; Втор 4. 13; 10. 4) во многом определило традицию толкования Д. з., не исключая, однако, вариантов деления текста заповедей. В древнеевр. традиции ( Philo. De Dec. 53 sqq., 66 sqq.; Ios. Flav. Antiq. III 5. 5) принята следующая грамматически точная ( Greenberg. 1997) классификация: 1-я заповедь - о единстве Бога и поклонении Ему одному (Исх 20. 2-3), 2-я - запрещение изображать небесные объекты и живые существа для служения им (Исх 20. 4-6), 3-я - запрет произносить имя Божие напрасно (Исх 20. 7), 4-я - о соблюдении субботы (Исх 20. 8-11), 5-я - о почитании родителей (Исх 20. 12), 6-я - «не убивай» (Исх 20. 13), 7-я - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14), 8-я - «не кради» (Исх 20. 15), 9-я - запрет лжесвидетельства (Исх 20. 16), 10-я - запрещение домогаться чужой собственности (Исх 20. 17). Эта традиция имела место в Вост. христ. Церкви, ее придерживаются правосл. толкователи ( Петр (Могила), свт. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М., 1996. III 50-72; Филарет (Дроздов), свт. Пространный христ. катехизис. СПб.; М., 1999. § 485), а также протестант. и реформатские богословы (Гейдельбергский катехизис 1563 г. Вопр./Отв. 94-114). В средневек. раввинистической и совр. иудейской традиции 1-я заповедь - о единстве Божием (Исх 20. 2), 2-я - запрет почитания чужих богов и их изображений (Исх 20. 3-6) ( Герц. 2003. С. 391-401; Вейнберг. 2002. С. 295; Kadoch. 1997). Традиция католич. Церкви, восходящая к блж. Августину ( Aug. Locut. in Hept. VII 2. 71; ККЦ. 2083, 2142, 2168, 2196-2197, 2331 и др.), а также Церквей Реформации ( Лютер М. Большой катехизис. I 1-333//Книга согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви/Пер. [с англ.]: К. Комаров. С. 447-455) принимает в качестве 1-й заповедь о единстве Божием и запрет изображений живых существ. При этом искусственно разбивается на 2 части заповедь против домогательства чужой собственности (Исх 20. 17; с учетом неск. иного порядка слов во Втор 5. 21): «не пожелай жены ближнего твоего» (что составляет в этом случае 9-ю заповедь) и «не пожелай дома, раба, рабыни, вола, осла, и вообще ничего, что у ближнего твоего» (10-я заповедь). Иногда Исх 20. 2 рассматривается как вводная формула и не включается в состав декалога, тогда 1-я заповедь формулируется, как в Исх 20. 3-6 (Там же. С. 447-455).

http://pravenc.ru/text/Десять ...

Эти события священный историк считает справедливо определенной хронологической датой, в соответствие исходу из Египта ( 3Цар.6:1 ). До века Соломона еврейское царство находилось в состоянии как бы отрочества. Пока Господь не определил и не избрал места постоянного пребывания Его имени среди израильских колен и Его ковчег был в переносной скинии, до тех пор и весь еврейский народ представлялся еще не окончившим своего странствования, он был в постоянных войнах, а не в покое, и Давиду за пролитие крови не позволено было строить храм ( 3Цар.5:3 ). При Соломоне же – «муже мира» Господь даровал мир народу Своему от всех врагов его и дал ему место «и укоренил его», чтобы он более не был исторгаем ( 2Цар.7:10 ; 3Цар.5:4–5 ), а вместе с тем положил начало исполнению обетования о вечном престоле дома Давида. Так дом Давида и дом Божий построяются и укрепляются ( 3Цар.5–9 глл.), таково начало книги, а конец ее: разрушение войсками Навуходоносора Иерусалимского храма и пленение Седекии, т. е. падение дома Божия и дома Давидова ( 4Цар.24–25 глл.). Единство писателя и систематичность обозреваемых книг видны, далее, из того, что писатель очень тщательно и всюду единообразно определяет хронологию описываемых событий. Он определяет время рождения царей, время вступления их на престол, количество лет их жизни. При этом виден определенный порядок и определенный способ летосчисления, проводимый по всем повествованиям: точно определив число лет правления Давида ( 3Цар.2:11 ) и Соломона ( 3Цар.11:42 ), писатель, затем, строго соблюдает синхронистический порядок летосчисления, точно отмечая, на каком году правления иудейского царя вступил на престол тот или иной израильский царь ( 3Цар.15:25, 28; 16:8, 15, 23 ; 4Цар.13:1; 13:10 ), а равно и на каком году правления того или другого израильского царя вступил на престол тот или иной иудейский царь ( 3Цар.15:1, 9 ; 4Цар.12:1; 14:1 ). Синхронизмом же определяется продолжительность правления царей и смерть их ( 3Цар.14:20–21; 15:2, 25, 28; 16:28–29 ; 4Цар.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Постепенное уклонение в идолопоклонство на фоне усиления благочестия в царстве Иудином. Положительные качества Ахава 205 : задатки добра, выраженные в любви к искусствам, способность воспринимать добрые советы. Отрицательные качества Ахава: слабая воля, подчиненность своей властолюбивой жене Иезавели 206 . 3Цар. 16, 29–34 : Нечестие Ахава и Иезавель. Строительство в Самарии храма и жертвенника Ваалу и вместе с ним особую дубраву в честь Астарты. Ряд мер по полному искоренению религии Иеговы и водворению финикийского культа: учреждение особой школы жрецов нового культа, избиение истинных пророков – начало мрачного периода израильского народа. Царствовал 22 года. Пророк Илия 3Цар. 17, 1 : Появление пророка Илии 207 во время высшего идолопоклоннического нечестия. Величайший пророк Ветхозаветной церкви – прообраз проповедника покаяния, который был предтечей Христа: “Жив Господь – Бог Израилев”. Появление святого пророка Илии в истории с поражающей внезапностью (родом из Фисвы 208 , откуда он переселился за Иордан, где и жил в пустынях Галаада. Оттуда он и появился на улицах Самарии – босой, с длинными волосами на голове, грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках – сравнить с Иоанном Крестителем. Пророк Илия не только голос Бога истинного, но и выразитель силы Его (ряд великих чудес, как новая форма, более осязательная, чем словесная проповедь , назидания и обличения огрубевшей совести нечестивого царя с его заблудшим народом) (сравнить с вразумлением для России, – знамения с небес перед грядущей революцией). 3Цар. 17, 1–7 : Засуха и голод в Самарии, как вразумление от Господа. Спасение Илии в землях у потока Хорафа. Сидон 209 , Сарепта 210 3Цар. 17, 8–16 : Спасение благоразумной вдовы. 3Цар. 17, 17–24 : Воскрешение умершего сына вдовы – пример спасения чистого сердца. Повеление Божие Илии явится к Ахаву ( 3Цар. 18, 1–6 ). Встреча Илии с Авдием 211 , царедворцем Ахава ( 3Цар. 18, 7–16 ). 3Цар. 18, 17–19 : Встреча Илии с Ахавом. 3Цар. 18, 20–29 : Проявление могущества Божия на горе Кармил, посрамление пророков Ваала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Потому, что с человеколюбием надобно срастворять правду. Ахав же, жестоко поступая с пророками, вознамерившись всех их до конца истребить и убивая всякого из них, кого только мог захватить, оказал кротость к врагу израильтян. А что всего более согрешал он по легкомыслию, свидетельствует о сем последующее. Ибо сказано: «отыде царь Израилев смущен и в слезах» ( 3Цар.20:43 ), – потому что, имея опыт исполнения Божиих предречений (два раза одержал он победу по Божию предсказанию), хотя боялся произнесенной угрозы, но немедленно снова возвращался к своему нечестию. Вопрос 66. Как должно разуметь сказанное: «бий мя по словеси Господню» (3Цар.20:35)? Так, что не я тебе повелеваю, но Дух, который во мне. Посему воспротивившегося подверг гибели от льва. А другой, когда велено ему было сделать это, «с верою послушался и поразив сокруши» ( 3Цар.20:37 ), т.е. нанес раны. Вопрос 67. Как должно разуметь: «якоже ты, такожде и аз; яко же людие твои, такожде и людие мои» (3Цар.22:4)? Так обещал поступать Иосафат, призванный участвовать в сражении, т.е. «буду делать то же, что ты, ополчусь, как скоро ты ополчишься, народ мой начнет войну, как скоро начнет твой народ». Но Иосафат показал вместе и благочестие свое, потому что почел необходимым вопросить прежде Бога всяческих. Сказано: «рече к Ахааву: вопросим Господа» ( 3Цар.22:5 ). Когда же тот собрал пророков Бааловых, Иосафат погнушался ими и снова благочестно взыскал пророка Божия. Ибо говорит: «несть ли зде пророка Господня, и вопросили быхом Господа им?» ( 3Цар.22:7 ). Когда же Ахав сказал «есть» и наименовал Михея, но заметил, что пророк сей во вражде с ним, потому что не прорекает ничего благоприятного, тогда Иосафат благоговейно отвечал: «не глаголи, царю, тако» ( 3Цар.22:8 ). Но хотя Иосафат достоин за сие похвалы, однако же благочестию его нанесли вред дружество и родство. Пророк же Михей, хотя посланный к нему евнух советовал провещать доброе, не согласился в угодность царю говорить ложь. Ибо сказал: «жив Господь, яко яже речет Господь ко мне, сия возглаголю» ( 3Цар.22:14 ). Вопрос 68. Почему Михей на вопрос Ахава, «взыду ли в Реммафу Галаадскую», сказал: «взыди, и благопоспешит Господь в руки царевы» (3Цар.22:15)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

33. Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом (Дан.3:27), - и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (3Цар.18:40 - 21:19 и др.), - и получили обетования, Илия, восхищенный на небо (4Цар.2:1 сл.), - и заграждали уста львов - Даниил (Дан.6:22). 34. Угашали силы огня - Анания и его сотоварищи (Дан.3:23 сл.), - избегали острия меча - те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан.3:1 сл.), также Урия (Иер.26:29), и Илия (3Цар.19:3) и пророки, - укреплялись от немощи - Езекия царь (4Цар.20:1 сл. Ис.38:1 сл.) и Елисей, - были крепки на войне - Авраам, Лот, Моисей, Иисус, - полки прогоняли чужих - Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. 35. Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3Цар.17:17 сл. 4Цар.4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2Мак.6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. 36. Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей (4Цар.2:23), - темницам и узам, как Иеремия и Михей (Иер.20:2; 33:1; др. 3Цар.22:26-27). 37. Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар.21:13, ср. 2Пар.24:20), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов.1:1 сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн (Иер.26:23 ср. 3Цар.19:10; Мф.14:10 и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (3Цар.10:13.19; 4Цар.2:8.13.14), - терпя недостатки, скорби, озлобления. 38. Коих недостоин был мир: пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, - в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли: когда то есть слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (3Цар.18:4.13; 19:4,8.9.13 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

3Цар.18:32 .  И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, 3Цар.18:33 .  и положил дрова [на жертвенник], и рассек тельца, и возложил его на дрова, 3Цар.18:34 .  и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, 3Цар.18:35 .  и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Ожидая ниспослания с неба чудесного огня на жертву, пророк делает все, чтобы устранить возможность какого-либо подозрения в искусственном подложении огня; для этого служит и канал вокруг жертвенника (в 2 саты глубины – ок. 1/2 четверика), весь наполнившийся водой после того, как обильно полили водою и жертву, и дрова; при этом число ведер воды (4x3=12) может иметь то же символическое значение, как и число камней жертвенника (31 ст.); троекратное же число возлияний указывать может на таинство Троицы (блаженный Феодорит, 58 вопр.). При приготовлении жертвы пророк действует как священник, по мнению Г. Гроция, «jure prophetico, minoribus legibus exsolutus, utmajores servaret». 3Цар.18:36 .  Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. 3Цар.18:37 .  Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. 3Цар.18:38 .  И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. В молитве своей к Иегове пророк именует Его уже не своим только Богом, как при воскрешении сына вдовы сарептской ( 3Цар.17:20 ), а Богом Авраама, Исаака и Иакова, возводя мысль свою и других к откровению Бога завета Моисею ( Исх.3:15 ). Цель жертвы и молитвы пророка – совершенное обращение Израиля к Иегове (слова «услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!» – вставка, которую, однако, греч. т. имеет без вариантов). Ответом на молитву пророка было чудесное ниспадение с неба огня, показывавшее милостивое принятие Богом жертвы и молитвы пророка (ср. Лев.9:24 ; Суд.6:20–21 ). «И этот небесный огонь попалил и не только дрова и жертву, но и персть, и воду, и камни, чтобы Божий алтарь не был поруган, когда нечестивые станут приносить на нем жертвы демонам» (блаженный Феодорит, вопр. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Близости к альдинскому изданию, заметной в Екклесиасте, здесь не видно, хотя и встречаются чтения славянские, имеющие себе параллель лишь в комплютенском и альдинском изданиях ( ; Исх. 1 :, 16; 26:13) и неоскобляемые ( Быт. 8:10,21; 12 : 32:9; 50:5,26; Исх. 3:4 ; Чис. 34:8 ). Славянское чтение соответствует лишь альдинскому и не оскоблено в Быт. 37:1 ; Исх. 4:7; 24:5 ; Лев. И:32. В славянском есть чтения, соответствующие лишь некоторым греческим рукописям и не имеющие соответствий в ватиканском, александрийском, textus receptus и др. ( Быт. 12:18,19; 24:39,51 ; Быт. 39:21; 43:21; 45:17 ; Исх. 2:22; 6:7,13 ; Исх. 19:21; 20:21 ; Исх. 22:26; 25:24 ; Исх. 29:5; 32:31; 33:5,15 ; Лев. 11:47; 25:50 ; Лев. 26:18; 27:21 ; Втор. 6:22; 20:4 ; Втор. 32:52 ). В книге Исход есть соответствия списку 83 и альдинскому изданию ( Исх. 4:7,30; 6:13 ; Исх. 8:16; 9:28,35 ; Исх. 23:23; 30:15 ; Исх. 35:13 ; Лев. 6:15 ; Втор. 26:19 ). В книгах Бытия ( Быт. 1:14 ) и Левит ( Лев. 2:7,10; 5:12; 25:38 ) есть близость к 75 (оксфордскому) кодексу ( Чис. 11:35; 22:23; 23:11; 28:7 ; Втор. 22:24; 26:19 ). Не нашли мы соответствующих славянскому переводу чтений в еврейском, греческом и латинском текстах в следующих местах: Быт. 8:17; 11:29 ; Быт. 12:4,8; 17:17 ; Быт. 19:27; 24:18 ; Быт. 25:30; 28:11 ; Быт. 35:8.14; 41:42 ; Быт. 42:6,7,9,30; 49:26 ; Исх. 2:25; 8:29 ; Исх. 20:9; 21:12 ; Исх. 22,29; 34:28 ; Лев. 5:5; 15,20 ; Лев. 19:6; 25:11; 26:1 ; Втор. 28:37,42; 21:19 . Название Содом и Гоморр ( Быт. 13:10; 19 [, 1.24]) вместо Содома и Гоморра. Заинтересовались мы катеной Феотоки 2 и искали соответствия ее чтений славянскому переводу. Но в большинстве они встречаются, где чтения Феотоки соответствуют святоотеческим чтениям бл. Феодорита, свт. Иоанна Златоуста и др. ( Быт. 9:5; 30 :И; 31:13; Исх. 5:21; 33:14 (оскоблены); Втор. 6, 3 ) или греческим спискам ( Быт. 40:4 ; Лев. 2:7; 24:8; 27:21 ; Чис. 4:13 ). Эвфемизмы в славянском переводе заметили мы против греческого текста в следующих местах: κοιμθη – бысть [и др. формы этого глагола] ( Быт. 26:10; 34:2; 30:15–16; 3 συγγενμεθα – будем (19:5); греч. κοιμηθη – слав. будет ( Лев. 15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2659. См.: Тит. 1, 2. 2660. См.: Втор. 18. 10. 2661. Ср.: Числ. 22. 13. 2662. Ср.: Числ. 22. 22–35. 2663. Фарра, отец Авраама, со всей семьей вышел из Ура Халдейского (см.: Быт. 11. 31). 2664. Ср.: Деян. 13. 10. 2665. См.: Числ. 22. 12–19. Ср. также у Филона Александрийского (Mos. 1. 48. 267–268). 2666. См.: Числ. 22. 20. 2667. См.: Числ. 22. 21–27. 2668. См.: Числ. 22. 35. 2669. Ср. у Филона (Mos. 49. 274). 2670. См.: Числ. 23. 9. 2671. Ср. у Филона (Mos. 1. 50. 278–279). 2672. См.: Рим. 6. 11. 2673. Ср.: 1Кор. 13. 1. 2674. Ср. у Филона (Mos. 1. 51. 281). 2675. Ср.: Числ. 23. 27. 2676. Ср. у Филона (Mos. 1. 52. 289–290). 2677. См.: Числ. 25.1 и след.; 31. 16, а также: Откр. 2. 14. 2678. Ср. у Вергилия, Aen. 3. 621 nec uisu facilis пее dictu affabilis ulti. 2679. Ср. у Филона (Mos. 1. 53. 294 — 54. 298). 2680. Поскольку в манихействе, противопоставлявшем светлое начало в человеке темной материи, был запрещен брак, там были широко распространены блудные грехи. Император Феодосий издал три указа направленные против манихеев (372, 389, 391 гг.). 2681. Ср.: Числ. 25. 7–13. Речь идет о Финеесе, пронзившем копьем израильтянина вместе с женщиной, с которой его застал. 2682. См.: Быт 24. 63–64: Исаак вышел в поле поразмыслить. См. также: Isaac (788) 1. 2683. Книга «Шестоднев» свт. Амвросия была завершена ок. 387 г. 2684. См: Быт. 1. 20–26. 2685. См.: Филон (opif. mund 25. 77). 2686. Ср.: Мф. 22. 4; Лк. 14. 16. 2687. Ср.: Еф. 1. 18. Ср. также у Филона (opif. mund. 25. 78). 2688. Ср.: Быт. 1. 14–25. 2689. Ср.: epist. 21. 3. 2690. Ср.: hymn 6. 2: micantium astrorum globos. 2691. Ср.: Дан. 12. 3. 2692. См.: 1Кор. 9. 27. 2693. См.: Флg. 2. 16. 2694. Ср.: Еф. 6. 12. 2695. См.: 1Кор. 9. 26. 2696. Следуя примеру ап. Павла, cdm. Амвросий прибегает к тому же образу атлета. Ср.: interp. lob. 2. 3. 7; exam. 6. 1. 1. 2697. Ср.: Быт. 9. 21. 2698. Ср.: Исх. 32. 6 (эпизод с золотым тельцом). 2699. Ср.: Исх. 16. 11–15 (эпизод с перепелами, которых Бог послал для пропитания еврейского народа).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Исх.16:23 .  И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. Исх.16:24 .  И отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. Так как народу не был разъяснен смысл приказания собирать в шестой день двойное количество манны ( Исх.16:5 ), то вполне естественно, что он не понимал его. Намек на это содержится в поведении начальников общества. Они доносят Моисею о выполнении его повеления, как бы дожидаясь указания, что же следует делать с двойным количеством манны. Исх.16:25 .  И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; Исх.16:26 .  шесть дней собирайте его, а в седьмой день – суббота: не будет его в этот день. Исх.16:27 . Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать – и не нашли. Исх.16:28 .  И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Исх.16:29 .  смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день. Исх.16:30 .  И покоился народ в седьмой день. Исх.16:31 .  И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. Имевшее место на первый раз непослушание некоторых из народа было устранено впоследствии вторичным повторением закона о субботе ( Исх.16:28–30 ). Исх.16:32 .  И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните [манною] гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской. Исх.16:33 .  И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. Исх.16:34 .  И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010