27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

Ст. 18–19. Ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития – но честною кровию – Христа. Эти слова показывают, какою великою ценою получаем мы искупление, – смертью Христовою, кровью Агнца Божия, которая безмерно драгоценнее всякого золота. Но получив избавление, не должны ли мы «со страхом проводить время странствования нашего» (см. ст. 17)? Конечно. Мы должны иметь чресла препоясанными, светильники горящими ( Лук. 12:35 ), поступать достойно звания нашего ( Ефес. 4:1 ), совершать добрые дела и многие подвиги, имеющие целью не приобрести избавление, но удержать приобретенное. К этим подвигам относятся и пожертвования на церковь ( Марк. 12:43–44 ), и приношения в пользу духовенства ( Лук. 10:7 ). Ст. 23. Порождены не от семене истленна, но неистленна, словом живого Бога и пребывающа во веки. Причиною возрождения в новую жизнь представляется здесь Слово Божие, которое противополагается семени тленному, мужескому ( Иоан. 1:13 ), производящему из себя тленную жизнь, тогда как Слово Божие как само нетленно пребывает во веки, так и чрез него подается жизнь вечная. Но спрашивается: как чрез Слово Божие подается нам эта жизнь, только ли его чтением, слышанием и усвоением (как думает штундизм), или еще более действием на нас Духа Божия, возрождающего нас по неложному Слову. Божию: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Иоан. 3:5 )? Мы возрождаемся не только восприятием Слова Божия, но и Духом, действующим по этому непременному Слову. Гл. 2, ст. 5–9. Яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны – вы род избран, царское священие. На этих словах думают опереться проповедники одинакового священничества всех христиан. Однако апостол говорит не о множестве отдельных священников, а об едином священстве (святительство); он называет его еще домом духовным, в состав которого отдельный верующий входит, как один только камень. Следовательно, говоря, о святом священстве, апостол разумеет священство не отдельных христиан, а Церкви, дома Божия, в котором не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни ( 2Тим. 2:20 ), в котором еда вси апостолы, – еда вси учители ( 1Кор. 12:29 )? Церковь священствует, но не потому, что все члены ее суть священники, подобно тому как тело наше видит, но не потому, чтобы каждый член его был глазом (ср. 1Кор. 12:17 ). Кто хочет принимать участие в ее духовных жертвоприношениях, достигай этого чрез единство с нею, хотя может быть не как строитель таинств ( 1Кор. 4:1 ), но только как причастник их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Эта новозаветная вечеря открылась умовением ног. Умовение ног     (Иоан. 13:2-20)    Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно потому, что Господь Сам имел ввиду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви. Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них больше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем умовения ног им. Об этом умовении ног рассказывает и притом весьма обстоятельно, только один Евангелист Иоанн, как обычно восполняющий повествования других Евангелистов. «Ведый Иисус, яко вся даде Ему Отец в руце, и яко от Бога изыде, и к Богу грядет», — смысл этих слов тот: Богом Отцем было предоставлено Богочеловеку потреблять для спасения людей все средства, какие Он найдет полезными — в этом причина, почему Он собирается сейчас совершить дело столь необычное, столь противоположное человеческим понятиям. Он встает, при общем недоумении учеников снимает с себя верхнюю одежду, чтобы она не мешала, конечно, и остается в одной тунике, как раб. Затем берет полотенце, подобно рабу же им препоясуется, наливает воду в умывальницу и начинает, исполняя обязанности слуги, умывать ноги Своим ученикам, отирая их полотенцем, которым был препоясан. Это — был безмолвный, но наглядный завет уходящего Учителя Своим ученикам — завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим. Какое сильное здесь опровержение ложного римско-католического учения о главенстве св. Апостола Петра над прочими Апостолами и основанного на этом ложного догмата о папском примате в Церкви.    «Прииде же к Симону Петру...» — из этого видно, что Симон был не первый, к кому Он подошел, и, по-видимому, он возлежал не близко от Христа (ср. ст. 24). Петр был поражен действиями Господа и нашел их несообразными с Его высоким достоинством, почему во второй раз в жизни дерзнул прекословить Христу (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

следующую стихиру. 236. Сидение одесную этим стихом (местом его в службе после предыдущего стиха) представляется как следствие богосыновства или усыновления Христа Богом по человечеству. 237. В службе первый раз это центральное понятие. 238. προζυμος – готовый к чему либо, усердный, преданный. 239. ζησαυρς буквально, как и передано по славянски, «сокровище»; метонимически «сокровищница»; вместо этого слова, в апокрифическом первоевангелии Иакова πρα – мешки, сума, чем вносится мысль, что волхвы вынули принесенные дары из дорожных мешков своих (ср. Мф. 10, 10). 240. δχμος испробованный, неподдельный, в греч. сл. «золото» нет и оно подразумевается. 241. 1Тим. 1,17. 242. λβαυος(λερω – лить) – ливан, дерево дающее ладан, arbor thurifera; поэт. и поздн. – ладан. Употреблялся издревле при совершении богослужения (Лев. 2. 1. 2. 16; Ис. 60, 6 и др.; ср. Откр. 18, 13) 243. Вв. 30, 44. «Бог всего» дополняет «Царь веков»: это пространственно, то временно. 244. σμρνα – мирра (слав. «смирна») доселе известна и употребляется в медицине как консервирующее и благовонное средство; это – горький сок, истекающий естественно или через специальные надрезы на корне одного дерева в Аравии (аравийской мирты). Употреблялась и при приготовлении покойников к погребению (Иоан. 19, 39). 245. РБ. 94, 368; поскольку преимущественно язычники вошли в царство Христово; и, конечно, для иудеев, по мысли писателя 1 Евангелия, должно было звучать большим укором, что сначала еврейская мудрость, а потом и Израиль вообще уступили в усердии к Мессии религиозным язычникам. Толкователи отрицательного направления даже прямо говорят, что евангелист Матфей создал сагу о поклонении волхвов, чтобы обличить иудеев. 246. Ис. 66, 10. Сионом и Иерусалимом названа здесь Церковь Христова (ср. ирмос 9 песни пасхального канона), если только, по связи Ветхого Завета с Новым, не заключается в этих обозначениях идеи продолжения жизни Иерусалимского святилища и Сиона и в Новом Завете («Новый Завет в Ветхом скрыт, в Новом Ветхий Зав.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Въ отъ пророчества словеснаго. 25 Буквально: вырастаетъ подъ закономъ незаметно. 26 Мощи св. въ времени изъ Халкидона перенесены были въ Константинополь въ церковь, где и находились до Императора Константина Копронима, который, воздвигши противъ иконопочитателей, и противъ иконъ и мощей, приказалъ потопить въ море мощи св. но оне были сохранены, и ныне находятся въ городе, лежащемъ на берегу Мраморнаго моря между Константинополемъ и (Prince Cantemir. Histoire de l’empire Otton. L. 3. cap. 1. 27 писали железными грифелями на досчечкахъ, покрытыхъ воскомъ. 28 То есть, Медею, которая, желая отмстить супругу своему Язону за неверность его къ ней, умертвила двухъ сыновъ своихъ отъ него. 29 креста. 30 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. Migne Patr. Gr. t. XL. col. 153 и 250:not. 37. 31 οιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: γενετς — от рождения. 32 Марк. 3:17. 33 Т. е. единоипостасности божества. 34 ψηλαμενος — букв.: будучи осязаем. 35 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?». 36 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 37 γνσει, Cod. Seg. προγνσει. 38 ατος, но Фотий читает; ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 39 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες. 40 α μ αινμενος; y Фотия: α αινμενος; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: α μ βλεπμενος α αινμενος: не был видим, хотя и являлся (присутствовалъ). См. Исх. 3:4. 41 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 42 νϑρωπιο λγου, Фот. νϑρωπνης σοας — человеческую мудрость. 43 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повиненъ». 44 Ср. Иез: 18:20: сын не понесет вины отца, чему кажущееся противоречие представляет Втор. 5:9: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцев наказывающий детей до третьяго и четвертого рода ненавидяших Меня, устраняющееся тем, что в последнем случае предполагается деятельное и свободно–сознательное причастие детей унаследованным от отцев греховным склонностям и страстям. Так и в Евангелии (Матф. 23:29–35) Господь говорит, что неверующие иудеи сами против себя свидетельствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцев своих совершением таковых же злодейств, а именно: убиения, распятия, мучений, и преследований пророков и мудрых книжников. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Гл. 2, ст. 5, 10. Здесь апостол дважды показывает нам образец благочестивой клятвы, говоря: «Бог свидетель». Ст. 13. «Благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие (каково оно есть по истине), которое и действует в вас верующих». Итак Словом Божиим является не только слово, написанное апостолами и доныне читаемое, но и слово, проповеданное ими устно и слышанное их учениками и последователями. Посему Слова Божия должно искать не только в Писании, но и в Предании, которое содержит устно проповеданное апостолами учение. Кто думает, что Слово Божие могло в Предании затеряться или затмиться, тот не считает его живым и действенным и приравнивает его в слову человеческому, которое скоро по произнесении замирает. Апостол показывает нам, как оно соблюдается в Предании, говоря: «которое и действует в вас верующих». Оно не может затеряться и забыться, потому что по нему постоянно устрояется жизнь верующих всей Церкви. Гл. 4, ст. 9. О братолюбии же, не требуете, да пишется к вам: сами бо вы Богом учении есте, еже любити друге друга. Этими словами нисколько не подтверждается лжеучение еретиков, отвергающих учительство человеческое и мнящих о себе, будто они научены Самим Богом. Наученном от Бога представляется здесь, как состояние высшее, достигаемое не всеми и не во всех отношениях. Прежде этого состояния Фессалоникийцы получали повеления от людей, от апостолов, как видно из 1–2 ст. этой главы (ср. 2, 12). У совершившись с помощью благодати Божией в братолюбии, они не настолько усовершились в прочих добродетелях, чтобы апостол не имел побуждения просить их, умолять, гл. 4, ст. 1, не оставлять их в неведении, ст. 13, и заклинать, 5, 27, словом, употреблять по отношению к ним свое человеческое учительство. Во обще благодать, и первоначально привлекая человека ко Христу, и окончательно увенчивая его высшим совершенством, возводя его и на первую ступень, и на последнюю, в средине сей лествицы отчасти предоставляет его собственным усилиям и водительству других людей. Ср: Иоан. 6:44 ; Фил. 1:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

909 «Не излишне ли, по-видимому, молиться о святых ? Однако, святой Павел велит молиться о всех святых ( Еф.6, 18 ). Не излишне ли молиться о Апостолах, которые суть распространители благодати на всех прочих и первые из святых в Церкви (Кор. 12, 23)? Однако, Апостол Павел требует, чтобы молились о нем и не Апостолы, и притом тогда, как он уже приближался к венцу за подвиги Апо­стольства. Есть молитва в пользу самого Евангелия ( Рим.1,16 ): можно ли бояться излишества в молитве за верующих? Или, спросят, – не тщетна ли молитва за умерших в грехе? Ответствую: тщетна – за умерших в грехе смертном, смертию духовною, и в сем состоянии постигнутых смертию телесною, – за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением бла­годати Божией. Где просвещенному и беспристрастному оку явны при­знаки сей горькой смерти, там нет места утешению молитвы: есть грех к смерти; не о том глаголю, да молится. Но что может сделать молитва о брате, согрешающем грех не к смерти? Может дать ему живот. Неужели и умершему телесно? – Святой Иоан, которого сло­вами мы теперь руководствуемся, не говорит да; но не говорить и – нет. Он не запрещает молиться о умершем, тогда как запрещает молиться о грешнике отчаянном и безнадежном». 911 Катех. 73; Слова, изд. 1848 г. 2, 23–4; ср. изд. 1861 г. 3, 178–9; Чтен. в Общ. И. и Др. Рос. 1870 г. 1, 44. 914 Кат. 45; ср. Слова изд. 1874 г. 2 321; изд. 1848 г. 1, 63. «Чтобы образовать свою ложную жизнь, антихрист возмет ее стихии в аде и в нечестивых людях», и, наподобие тела Церкви Христовой, «составит свое тело – церковь лукавнующих». Письма Филар. к Антонию, пис.93. 927 Чтен. в Общ. л. дух. просв. 1872 г. 4, 58–61 – Во взгляде на источники вероучения, на доказательства догматов Филарет примыкает к школе Феофана Прокоповича , который в предисловии к своему кур­су Богословия говорит: «Если бы пришлось мне сказать что-либо такое, что не будет подтверждено свидетельством слова Божия, или будет доказываться аргументами не вполне понятными и не идущими к делу, то я заранее заявляю свое желание и требование, чтобы все подобное не только не принималось учениками на веру, но прямо отвергалось, как неудовлетворительное и ложное. И я желал бы, чтобы слушатели ука­зывали мне на подобные промахи, давая мне возможность исправлять и опровергать мои неправильный мнения. Ибо я знаю, что нельзя назвать здоровым того человека, который, подражая безумно папы, считает се­бя непогрешимым». Феофан Прокоп. как писатель. П. Морозова. 1880 г. 126.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Матф. 20, 30 . И се два слепца седяща при пути. Евв. Марк и Лука говорят только об одном слепце, которого Марк называет Вартимеем, т. е. сыном Тимея (10, 46). И эта разность в повествовании трех евангелистов не представляет противоречия, так как один из слепцов мог быть двумя последующими евангелистами не упомянут, как не знатный, неизвестный по происхождению и как бы скрывавшийся за известным всему Иерихону слепцом, сыном известного Тимея. Остальные части и обстоятельства события излагаются тремя евангелистами вполне согласно. Все они повествуют, что слепцы сидела при дороге, по которой должно было проходить Христу, что услышав о приближении Иисуса Назорея, они начали кричать: сыне Давидов, помилуй мя, что многие заставляли их замолчать, чтобы не беспокоить Учителя, но они еще сильнее кричали, – что Иисус Христос остановился и велел их позвать, после чего Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду, чтобы скорее придти к Иисусу, – что Иисус спросил у слепцов: что хощета, да сотворю вама; глаголаста ему: Господи! да отверзутся очи наши (Матф.), Учителю, да прозрю (Марк. и Лук.). Тогда Господь коснулся очей их (Матф.) и сказал: прозри, вера твоя спасе тя, иди (Марк. и Лук.). Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим Матф. 21, 1–12 ; ср. Марк. 11, 1–10 ; Лук. 19, 29–44 ; Иоан. 12, 12–19 . Изгнание из храма торгующих Ст. 1. И егда приближишася во Иерусалим и приидоша в Вифсфагию... Вифсфагия – «дом смоковниц», хотя этим именем могло быть означено не только селение, но и местность или урочище, замечательное обилием смоковниц (ср. Быт. 28, 17 ). – К горе Елеонстей, или Масличной, так называвшейся по множеству росших там маслин, λαα, хотя по различным ее склонам были и другие породы леса. У евв. Марка (11, 1) и Луки (19, 29) в определении, откуда началось торжественное шествие Господа в Иерусалим, находим имя Вифании. Вифания – «дом финиковых пальм», склон Елеонской горы, отличавшийся множеством пальм этого рода: тоже имя носило и селение, там находившееся. Три первые евангелиста опускают то, что было в селении Вифания, где жил Лазарь и где устроена была Господу вечеря пред днем торжественного входа Его в Иерусалим: посему не говорят и о том, что пунктом отправления Господа в этот день был именно дом Лазаря 4 в Вифанской веси (о чем мы заключаем только из ев. Иоанна, гл. 12, 1, 12), и называя Вифанию и Вифсфагию, имеют в виду не селения, а прилежащие к ним местности, которых они не отделяют одну от другой, так как и на самом деле они сливались и не были строго и резко разграничены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

    –  330  –   обозначая полноту даров Духа, божественной благодати и силы, почиющей на грядущем Избраннике. Таким представляется он и в сивиллинских стихах III, 44 сл., и в 17–м пс. Соломона. Но о самом существе и происхождении помазанника этим еще ничего не предрешается, и только Тот, Кто на Себе испытал такое избранничество, такое «помазание свыше», раскрыл его истинный смысл. Перейдем к другим наименованиям, с которыми связан вопрос о происхождении и существе Мессии как «сына Давидова» и «Сына Человеческого». Представление о происхождении Мессии из семени Давида имеет самые древние корни в Ветхом Завете, где Он называется «отпрыском» или «отраслью из корня Иесеева» (Ис. 11, 10, ср. «Младенец» и «Сын» Ис. 9, 5). «Сыном Давида» он называется впервые опять-таки в пс. Сол. 17, 23, и с тех пор «бен Давид» становится постоянным наименованием Мессии . Как сын Давида, Он происходит из Вифлеема, города Давидова (Мих. 5, 1, ср. Мф. 2, 5 и Иоан. 7, 41 сл.) и должен воцариться на престоле Отца Своего. Согласно такому представлению, многие памятники видят в нем простого человека, рожденного от смертных родителей и получающего помазание свыше – обыкновенно через посредство пророка Илии. Так характеризует общее верование своих соплеменников Трифон, собеседник Иустина: «если Христос и родился и находится где-нибудь, так он неизвестен, и сам себя не знает, и не имеет никакой силы, доколе Илия, пришед, не помажет его и не явит его всем» . Любопытны отголоски этого представления среди  иудействующих христиан, которые видели в крещении божественное  помазание избранного человека. Таково изображение крещения в евангелии ебионеев: «Дух Святый в виде голубя сходит на Иисуса и  входит в Него, и раздается голос с небес, глаголящий: Ты еси сын Мой возлюбленный, в Тебе Я соблаговолил, и паки: Аз  ныне родих Тя» и т. д.  Ириней (1, 26) указывает, что, по учению     –  331  –   Керинфа, на человека «Иисуса» сошел небесный «Христос» в виде голубя при крещении; другие иудействующие христиане исходили из того представления о помазаннике, о котором свидетельствует Трифон, и видели Илию в Иоанне; гностики из язычников не могли понять смысла этого чисто иудейского представления, сообразно которому сын Давида становится Мессией лишь  после своего помазания, и отличали Мессию, или  Христа, от  Иисуса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

   Так, в короткое время основана, сооружена, освящена и благоустроена Церковь из язычников и сравнена во всех правах с Церковью из иудеев. Что после сего верующие иудеи могли усвоять одним себе, как преимущество перед верующими из язычников? Последние получили все то же, что и первые, — получили и чрезвычайные откровения Божии, и явление Ангела, и проповедь апостольскую, и излияние Св. Духа, таинства и все священнослужение новозаветное. Обрезанием ли одним могли хвалиться христиане иудейские? Но Сам Бог показал, что и без обрезания, по одной вере, можно получать Св. Духа и все дарования духовные. После сего будут еще некоторые споры между теми и другими христианами; но на соборе Иерусалимском, апостольском, сей же самый пример дома Корнилиева вспомянется и будет одним из первых оснований мира Церковного, а потом и упразднения всего древнего закона обрядового для всей христианской Церкви (См. Деян. 1:5). Между тем Церковь из язычников будет возрастать все более и более, в Антиохии примет название христиан (Деян. 11:26), там же познает своего нового апостола (Апостола языков, св. Павла. 2 Тим 1:11. Ср. Галат. 2:7), и потом, украсясь многими подвижниками веры и великими светильниками Благодати, распространит жизнь и свет во все страны мира. Во всю землю изыдут вещания, ее проповедников и в концы вселенныя глаголы их (Римл. 10:18). Таким образом будет исполняться пророческое благословение Ноя: да распространит Бог Иафета, и вселится в селениях Симовых (Быт. 9:27). Исполнится и пророческое слово великого Даниила: возставит Бог небесный царство, еже во веки не рассыплется, и царство Его людем инем не останется, истнит и развеет вся царства (неверных); тое же станет во веки(Дан. 2, 44). И будет едино стадо и един Пастырь (Иоан. 10:16). (Воскр, чтение, XII, 1848 г. стр.: 54, 65, 85, 90, 102). О предваряющей благодати (на ст. 3)     Филарета, Митрополита Московского    Ангел сказал Корнилию сотнику, также природному язычнику: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на. память пред Бога (Деян. X:4). Если милостыни Корнилия взошли на память пред Бога, то есть, приняты в благоволение Божие: то они должны быть чистые, потому что нечистое не может приблизиться к Богу. Но есть ли что чистое человеколюбие вне пределов чистой веры? — Нет. Из слов Ангела видно, что молитвы Корнилия восходили к Богу впереди его милостыней, а молитвы восходят к Богу не иначе, как предводимые верой. Искреннее хотение волю Божию творить сделалось в его душе приятелищем предворящей благодати Божией, и сия ускорила посеять в нем зерно веры, сперва нераскрытое, погребенное в естественном неведении; а дабы оно раскрылось и прозябло, для того послала потом Ангела и, наконец, апостола Петра. Что проповедь апостола, как солнечный луч, упала на готовое уже, хотя закрытое, зерно веры в душе Корнилия, сие можно приметить из того, как быстро вера его раскрылась и как высоко возросла в немногие часы. Она достигла уже до причастия Святого Духа прежде крещения водою (т. IV, стр. 124).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010