Ис.64:6 . Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачкан­ная одежда; и все мы по­блекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. «Вся праведность наша, как запачканная одежда». Кроткая, но выразительная характеристика нечестия Израиля, точнее, его ханжества и лицемерия. Она вполне совпадает с теми, что пророк подробнее развивал раньше (1 гл. и 58 и 59 гл.). Употребленное здесь сравнение внешне – законнической праведности с запачканной одеждой довольно близко известному евангельскому образу «гробов окрашенных» в обличительной речи Самого Господа, сказанной Им против книжников и фарисеев ( Мф.23:27–28 ). Ис.64:8 . Но ныне, Го­с­по­ди, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образо­ватель наш, и все мы – дело руки Твоей. С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний, заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего положения. «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш». Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины, так как он употреблялся им уже и раньше ( Ис.29:16 ; Ис.45:9 ). Весьма вероятно, что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом ( Быт.2:7 ); хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана ссылка в той же самой молитве ( Ис.63:16 ). Образ этот у пророка Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды ( Иер.18 гл.) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к Римлянам ( Рим.9:20 и след.). Ис.64:9 . Не гневайся, Го­с­по­ди, без меры, и не вечно по­мни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. «Не гневайся же, Господи... не вечно помни беззакония». Новая, усиленная просьба к Богу о помиловании, напоминающая слова псалмопевца: «доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно... не помяни нам грехов наших предков» ( Пс.78:5, 8 ). Дерзновенность такой просьбы находит себе объяснение и основание в одной из предшествующих речей Самого Господа, возвещенных через пророка: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 , ср. еще Ис.44:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ценность статуи значительно уменьшится при предположении, что она была только позолоченная. Возможность же этого подтверждается рассказом пророка Даниила о статуе Вила, сделанной из глины и снаружи покрытой медью ( Дан.14:7 ). Местом поставления статуи служила долина Деир или Дура, каковое название носит и до настоящего времени расположенная на юго-восток от Вавилона равнина. Дан.3:2 . И по­слал царь Навуходоносор собрать сатрапов, намест­ников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех област­ных правителей, чтобы они при­шли на торже­с­т­вен­ное открытие истукана, которого по­ставил царь Навуходоносор. Торжество открытия поставленной Навуходоносором статуи было обставлено соответствующею пышностью. На нем присутствовали созванные со всех концов вавилонской империи важнейшие сановники: сатрапы (евр. ахашдарпеним) – правители отдельных областей ( 4Цар.25:22 ; Дан.6:2 ; 1Ездр.8:36 ), совмещавшие в своих руках высшую военную и гражданскую власть, воеводы (евр. сигнайа, ассир. saknu) – военные начальники областей ( Иер.51:23, 57 ), наместники (евр. пахавата; ассир. pihu) – гражданские правители областей, находившиеся в подчинении у сатрапов (ср. пеха 1Ездр.8:36 ; Неем.2:7 в отношениях к пеха авар нахара – 1Ездр.5:3 ; 1Ездр.6:6 по 1Ездр.5 ), верховные судьи (евр. адаргазрайа), казнохранители (евр. гедабрайа) – лица, заведовавшие экономическими и финансовыми делами страны, законоведцы (евр. детабрайа) – верховные охранители законов, заведовавшие юридическими делами государства, судьи (евр. типтайа) в собственном, в тесном, смысле этого слова и, наконец, всех разных родов и должностей областные чиновники. Дан.3:4 . Тогда глашатай громко воскликнул: объявляет­ся вам, народы, племена и языки: Дан.3:5 . в то время, как услы­шите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и по­кло­нитесь золотому истукану, которого по­ставил царь Навуходоносор. Открытие статуи и поклонение ей сопровождалось, по приказанию Навуходоносора, игрою на различных духовых и струнных инструментах, что вполне согласно с духом времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2). В качестве главных продуктов земли Ветхий Завет называет произведения земледелия и скотоводства. «Иегова (говорится во Втор.7:13 ) благословит хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного и мелкого скота, на земле той» Cp. Ос.2:7 , где народ признает хлеб, воду, лен, шерсть, масло и вино дарами божества Ваала, между тем как известная характеристика Палестины – земля, где течет молоко и мед (фруктовый) ( Исх.3:8 и др.), имеет в виду, может быть, описание земли Иудиной (в тесном смысле) с ее пастбищами и виноградниками. Между хлебными злаками главную роль играли пшеница и ячмень. Ячмень употреблялся не только для приготовления хлеба, но и как корм скота. Кроме того встречаются полба и хлебное растение, с точностью неизвестное, – сора. Талмуд называет, далее, наряду с овсом и рис, который был введен лишь после Александра Великого. Из стручковых хлебных растений известны: чечевица, просо, горох и бобы, из растений, служащих приправой к пище – мята, укроп, горчица и пр. Важными по полезности были, кроме того, растения: лен, конопля и хлопчатая бумага. Царственными в ряду плодовых деревьев были: виноградная лоза, ягоды которое частью употреблялись в пищу сырыми, частью шли на приготовление вина и меда, – и маслина. Далее, встречаются деревья: фиговые, гранатовые, миндальные, персиковые, ореховые, яблони, груши и смоковницы; на низменностях, особенно подле Иерихона, и финиковые пальмы. Лесами западно-иорданская страна в историческое время не была богата. Топливом служили сухие сучья, хворост и коренья ( 3Цар.17:10 , Ис.27:11 , ср. Чис.15:32 , Мф.6:30 ) или также навоз ( Иез.4:12–15 ). Впрочем, по местам было несколько лесов, особенно из сикомор, которые могли доставлять строевой материал: но значительных лесистых пространств не было и для больших и великолепных сооружений более дорогое дерево должно было привозиться извне. Напротив, страна к востоку от Иордана была богата прекрасными и большими лесами во многих местах. Между встречающимися здесь деревьями и кустарниками следует особенно назвать: несколько сортов дуба, теревинф, явор, разные виды сосны, тополя, ивы, акации, олеандр и др. Леса в Галааде были богаты деревьями, из которых добывались благовонные и целебные вещества (срав. Иер.6:22 ; Быт.43:11 ). Различные кустарники бальзамные, доставлявшие чистый бальзам, росли около Иерихона и по берегам Мертвого моря. Для приготовления много различно употреблявшихся румян важно было растение кипр (лавзоново дерево, араб. ал-хенна). Можно также в связи с этим упомянуть, что в позднейшее время для добывания розового масла разводили розы в таких размерах, что они подлежали законам субботнего года 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

При восстановлении завета, как и при его заключении, народу израильскому даются основные законы, определяющие его отношение к Богу. И так как восстановляемый завет одинаков с заключенным в первый раз, то и законы даются одни и те же. Повторяется первая заповедь ( Исх.34:12–17 , ср. Исх.20:2–3, 23:23–49 ) с усиленным увещанием и приказанием избегать всего того, что ведет к ее нарушению. Сюда относятся союзы и особенно брачные с жителями земли Ханаанской ( Нав.23:7, 12–13 ) и сохранение памятников язычества, в частности «священных рощ», евр. «ашер» ( Исх.34:13 ), т.е. искусственно приготовленных из дерева статуй богини Астарты ( Втор.12:2 и д., 3Цар.14:23 , 4Цар.17:10 , Иер.17:2 и т.п.). Исх.34:18 .  Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта. См. объяснение ст. 15 и д. гл. 12; 15 ст. 23 гл. Исх.34:19 .  Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; Исх.34:20 .  первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. См. толкование гл. 13, ст. 2, 13. Исх.34:21 .  Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. См. толкование 8–11 ст. 20 гл. Новым при повторении четвертой заповеди является увещание сохранять субботний покой и во время спешных полевых работ. Исх.34:22 .  И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; Исх.34:23 .  три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, Исх.34:24 .  ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году. См. толкование ст. 14–17 гл. 23. Исх.34:25 .  Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк изображает страдания грудных младенцев и детей. Первые не могут утолить своего голода, так как груди их матерей, истощенные голодом, лишены молока. Последнее тщетно πросят хлеба. Несть им разломляющаго. У евреев хлебы имели форму продолговатых или круглых лепешек, на подобие тарелки, толщиной в большой палец. Поэтому при еде они не резались, как у нас, но разламывались. В данном случае выражение несть разломляющаго равносильно такому: нет того, кто мог бы исполнить их просьбу «разделить им», т.е., дать им хлеба. Ст. 5. Ядуще сладостная погибоша во исходех, питавши на багряницах одеяшася в гной От младенцев пророк переходить ко всем вообще жителям Иерусалима и выставляет на вид поразительную противоположность между их недавним прошлым и настоящим. Некогда они были разборчивы в пище, выбирая из обильно доставляемых страной средств питания лишь сладостная , а теперь… они погибают от голода на улицах. Некогда они облекались в роскошные пурпурные ткани, а теперь они укрываются от холода в кучах навоза, которые служат им ложем. Ст. 6. И возвеличися беззаконие дщери людей Моих, паче беззакония Содомска, превращенныя во окомгновении, и не поболеша о ней руками Так как этот стих соединен с предшествующим союзом и (LXX κα евр. ) , то и его нужно толковать как изображение бедствий, а не как исповедание вины народа. Возвеличишася беззакония и пр. Под беззакониями здесь разумеется не столько самое нечестие народа, сколько бедствия, навлеченные этим нечестием. Что так нужно понимать здесь речь о беззакониях Иерусалима, – это видно из последних слов 6 ст., которые служат дальнейшим раскрытием мысли, высказанной в предложении возвеличишася беззакония и пр., и в которых указывается, чем участь Содома была счастливее участи Иерусалима. Судьба Содома уже в Ветхом Завете служила образом самого жестокого наказания ( Ис.13:19 ; Иер.48:8 ; Соф.2:9 ; ср. Мф.10:15 ). Однако страдания жителей Иерусалима превзошли даже и бедствия Содома. Превращенные во окомгновении. Суд над Содомом совершен рукой Иеговы; вот почему он погиб в мгновение ока. Муки его жителей не были, следовательно, продолжительны. И не поболеша о ней руками. По LXX: κα οκ πονεσαν ν ατ χερας (χερες 22, 62. Compl. 36, 48, 52, 231) «и не трудились в ней руки», с евр. - «и не бушевали» ( «кружиться») «в ней руки», т.е., разрушающие. Руки человеческие не участвовали в исполнении суда над Содомом. Но они участвовали в исполнении суда над Иерусалимом. Отсюда и суд над ним тянулся очень долго. Потому-то Иерусалим видел детей, ослабевших от голода, матерей, употребляющих детей в пищу, и пр. Так, наказание Божье, постигшее Иерусалим, было более строгим, чем наказание Содома. Ст. 7. Очистишася назореи ея паче снега, и просветишася паче млека, чермны оыша, паче камене сапфира усечение их

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Правление И. отличалось нестабильностью. Ухудшение политической и экономической ситуации в стране было вызвано крупными военными действиями на границе, а также вторжениями кочевых народов из соседних стран (4 Цар 24. 2). В предании И.- образ нечестивого царя, прекратившего религ. реформы, начатые его отцом - благочестивым царем Иосией (Иер 22. 15-17; 36. 21-26, ср.: 4 Цар 22. 11-14). Во времена правления И. иноземные культы вновь получили распространение в Иудее (ср.: Иер 7. 9, 18, 31; 8. 5-17; 11. 9-13). И. осуждался пророками за страсть к роскоши и за использование рабского труда при строительстве нового царского дворца (Иер 22. 13-17). И. преследовал пророков Господних: он велел вернуть и казнить за неповиновение прор. Урию, бежавшего от него в Египет (Иер 26. 20-23), а также подвергал гонениям прор. Иеремию и его секретаря Варуха , приказывал сжигать направленные против царя пророческие тексты (Иер 36. 19-26). Пророки вынуждены были скрываться; чтобы арестовать их, И. послал своего сына Иерамеила (Иер 36. 26). И. пролил много невинной крови (4 Цар 24. 4; ср.: Иер 22. 17) и «...делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его» (4 Цар 23. 37; ср.: 2 Пар 36. 5). В раввинистической традиции И. становится воплощением нечестия и дерзкого поведения по отношению к Богу. За безнравственное поведение И. претерпел позорную смерть (Ва Йикра Рабба. 19. 6; Санхедрин. 103a). Лит.: Bright J. A History of Israel. L., 1960. P. 303-306; Green A. R. W. The Fate of Jehoiakim//Andrews Univ. Seminary Studies. 1982. Vol. 20. N 2. P. 103-109; Mercer M. K. Daniel 1:1 and Jehoiakim " s Three Years of Servitude//Ibid. 1989. Vol. 27. N 3. P. 179-192; Berridge J. M. Jehoiakim//ABD. Vol. 5. P. 664-666; Minette de Tillesse C. Joiaqim, repoussoir du «Pieux» Josias: Parallélismes entre II Reg 22 et Jer 36//ZAW. 1993. Bd. 105. N 3. P. 352-376; Delamarter S. The Vilification of Jehoiakim (a.k.a. Eliakim and Joiakim) in Early Judaism//Function of Scripture in Early Jewish and Christian Tradition. Sheffield, 1998. P. 190-204; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 238-239; Liver J., Sperling S. D. Jehoiakim//EncJud. Vol. 11. P. 106-107.

http://pravenc.ru/text/468867.html

2) при Иисусе Навине обязанности Ч. были сосредоточены преимущественно в воен. сфере, что вытекало из особенностей ситуации ( Нав. 1:10–11 ). Если же судить по другим местам Кн. И. Навина ( Нав. 8:33 ; Нав. 24:1 ), то у них были те же полномочия, что и у Ч. при Моисее. Функции Ч. мало изменились и во времена судей ( Суд. 9:28 ); 3) в период правления Давида (ок. 1000 г. до Р.Х.) левиты выделяли четверть своих людей для чиновничьих должностей ( 1Пар. 23:4 ; ср. 2Пар. 19:8–11 , царствование Иосафата, ок. 860 г. до Р.Х.); 4) при Соломоне (ок. 950 г. до Р.Х.) 12 Ч., ежемесячно сменяя друг друга, обеспечивали цар. двор продовольствием. Подчинялись они, по всей видимости, племяннику царя ( 3Цар. 4:5–19 ; ⇒ Азария, 5). При Соломоне в число Ч. входили надсмотрщики над строит. рабочими ( 3Цар. 5:16 ) (⇒ Дееписатель ⇒ Приставник); 5) известно, что в период правления царей Иоаса (ок. 800 г. до Р.Х.) и Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.) Ч. заведовали казной храма ( 2Пар. 24:11 ; 2Пар. 31:13 ); 6) Иеремия (ок. 600 г. до Р.Х.) говорит, что священник был одновременно надзирателем в храме ( Иер. 20:1 ). Этот Ч. обладал и огранич. судебной властью. При завоевании Иерусалима в 587 г. до Р.Х. был пленен некий Ч., евнух (служащий в цар. покоях), который командовал защитниками города ( 4Цар. 25:19 ; Иер. 52:25 ); 7) Неемия (ок. 440 г. до Р.Х.) часто относит к категории Ч. старшин различных священнич., левит. и певч. групп, называя их «начальниками» ( Неем. 11:9.14.22 ). V. ОТНОШЕНИЕ К БОГУ Важным представляется стих из апокрифич. Книги Премудрости Соломона (предположит. написанной в 100–50 гг. до Р.Х.), где все земные цари названы Ч. Божьими ( Прем. 6:4–11 ; в Синод. пер. – «служителями Его царства»). Этим высказывается убеждение, что всякое должностное лицо, в т.ч. и язычник, подчинено Богу и поэтому подотчетно Ему. VI. АВТОРИТЕТ При всем разнообразии чиновничьей службы в Израиле и за его пределами ее авторитет и назначение всегда обусловливались высшей Божеств. инстанцией. Лучше всего это видно на примере 70 старейшин. Такое положение наблюдалось повсюду, где существовал развитый религ. культ. Вера в богоустановленность чиновничьих должностей не изменилась даже при вырождении чиновничьей службы, как показано в вышеназванном примере из Книги Премудрости. Причем на происхождение должности от Бога здесь указывается в первую очередь как на мерило для ее критич. оценки, а не для обоснования ее законности. Этому не противоречит и то обстоятельство, что Ч. привносил в свою службу приобретенные им ранее навыки и знания. VII. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

При его сыне Иораме сирийцы продолжали войну против Израиля ( 4Цар. 5:2 ; 4Цар. 6:8–23 ), которая прерывалась время от времени новыми нападениями Салманасара на Дамаск (между 848 и 838 гг. до Р.Х.). Затем В. II вновь выступил против Самарии, осадил город и почти захватил его, но однажды ночью осаждающим показалось, что они слышат шум большого войска, идущего на подмогу израильтянам, и они в панике бежали ( 4Цар. 6 – 4Цар. 7:20 ). Вскоре после этого В. был убит Азаилом, вступившим на сир. престол ( 4Цар. 8:7–15 ). В ассир. описании битвы при Каркаре арам. царь называется Ададидри [евр. Хадад-Эзер]. Но из этого не следует, что В., современник Ахава, и В., живший во времена Иорама, – разные люди и что между ними правил некий Хадад-Эзер, которого можно идентифицировать с не названным по имени сир. царем из 3Цар. 22 – 4Цар. 6:23 . Вероятнее всего, полное имя В. звучало как Бен-Хадад-Эзер («сын Хадада, помощника»), и оно было сокращено иудеями и ассирийцами соотв. в Бен-Хадад и Адад-Идри. Более того, некоторые ученые склонны считать и В., правившего во времена Асы и Ваасы, тем же самым царем. Но в таком случае время правления этого арам. царя составляло бы около 50 лет, что противоречит уже упомянутой надписи В. (1), которая, судя по форме букв, относится к середине IX в. до Р.Х; 3) В. III, сын и преемник Азаила, правивший в начале VIII в. до Р.Х. Ему, еще наследником престола воевавшему вместе с отцом против Израиля ( 4Цар. 13:3–7 ), не удалось сохранить господствующего положения Сирии. Уже во время правления Азаила ассир. царь Ададнерари III осадил Дамаск и обложил его данью. Израил. царю Иоасу удалось затем три раза разбить В. и вернуть завоеванные Азаилом израил. города ( 4Цар. 13:22–25 ; ср. 4Цар. 10:32.33 ). Вступив на севере своего царства при поддержке нескольких союзников в войну с царем Емафа Закиром, В. потерпел очередное поражение, о чем свидетельствует памятник, посвящ. победе Закира (⇒ Хадрах ). Благодаря ослаблению Сирии в период правления В. Иеровоаму II удалось заново возвысить Израиль. В Иер. 49 и в Ам. 1 упоминаются дворцы В. в Дамаске.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Поселение Нево на вершине аль-Мухайят упоминается в надписи на стеле моавитского царя Меши (IX в. до Р. Х.) и в ВЗ (Ис 15. 2; Иер 48. 22). Археологами установлено, что оно существовало непрерывно с позднего бронзового века (II тыс. до Р. Х.) до конца визант. правления в этом регионе (VII в. по Р. Х.). Погребения вокруг поселения датируют между XVII в. до Р. Х. и VII в. по Р. Х. В V-VI вв. в аль-Мухайят были построены 3 христианских храма и небольшой монастырь; здания украшались напольными мозаиками. Все храмы представляли собой базилики сир. типа: как правило, 3-нефные, с коротким основным наосом, с полукруглой алтарной апсидой, которая была вписана в вост. стену и не была видна снаружи. Высшую точку горы занимала самая большая по сравнению с др. постройками ц. св. Георгия; в 536 г. она была украшена мозаикой. В юж. части поселения находилась ц. мучеников Лота и Прокопия с мозаикой, созданной в сер. VI в. при еп. Мадабском Иоанне. Юго-вост. край поселения занимала церковь ктиторов Амоса и Касисея, построенная при епископах Фиде и Иоанне Мадабских. Небольшой христ. мон-рь Пресв. Богородицы в Вади-аль-Каниса находился на горе к востоку от аль-Мухайят. В его храме сохранилась мозаичная надпись 762 г., украшенная изображениями 4 райских рек. В ней сказано, что мон-рь перестраивался в то время, при еп. Иове Мадабском. С 1894 г. в иерархии католич. Церкви существует титулярная епископская кафедра Н. В 1932 г. вершина Н. с 2 пиками была выкуплена католич. об-вом «Кустодия Святой земли». С этого времени на горе Библейское об-во ордена францисканцев активно проводит археологические исследования. В 1963 г. над раскрытыми фундаментами и мозаиками храма Моисея была построена металлическая кровля от ветра и дождей. В 2007-2016 гг. проведены масштабные работы по реконструкции и укреплению кровли. На вершине Н., рядом со смотровой площадкой, находится совр. скульптурная композиция Дж. Фантони, которая символизирует Моисеев жезл, обвитый «медным змием» (ср.: Числ 21. 8: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив»). Надпись на скульптуре гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин 3. 14).

http://pravenc.ru/text/2564816.html

Из колена В. происходил Аод , освободивший евреев от гнета моавитян (Суд 3. 12-30). Самым знаменитым представителем колена В. в ВЗ был первый израильский царь Саул , при к-ром этот род достиг своего расцвета и сильного влияния на др. колена (1 Цар 9. 1-2, 21), распространившись на территории, располагавшейся далеко на западе. Царь Саул завоевал такие древние ханаанские города, как Гаваон и Беф-Орон. После его смерти члены колена В. признали власть его младшего сына Иевосфея, а также поддержали восстание Авессалома и Семея (2 Цар 16. 11), но впосл. перешли на сторону царя Давида. После превращения Иерусалима в столицу колено В. находилось в тесном союзе с коленом Иуды, они вместе образовали Южное царство под властью царя Ровоама (3 Цар 12. 21). В ходе столкновений между царствами границы территории колена В. постоянно менялись (2 Пар 13. 19; 3 Цар 14. 8-14; 15.17, 22). Истребление сынов Вениаминовых. Миниатюра из октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 456 r) Истребление сынов Вениаминовых. Миниатюра из октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 456 r) После разрушения в 587 г. Навуходоносором II Иудейского царства территория колена В., где находился центр политической оппозиции к последнему иудейскому царю Седекии, пострадала в меньшей степени. Прор. Иеремия, к-рый выступал с обличением Седекии, происходил из г. Анафофа, из колена В. (Иер 1.1; ср. 37. 12). Принадлежавший колену В. г. Мицпа стал адм. центром, основанным вавилонянами на завоеванной территории (4 Цар 25. 22-23; Иер 40. 6), а его святилище приобрело офиц. статус (Иер 41. 5). Основную часть населения Иудеи после плена составляли члены колена В., сыгравшие значительную роль в восстановлении Иерусалима (1 Езд 4. 1; 10. 9). Под упр. Зоровавеля и особенно во времена Неемии территории колен В. и Иуды получали статус независимой провинции в персид. сатрапии Заречье, сохранившейся и во время правления Александра Великого и при его преемниках. Возможно, историческая память о присущих представителям колена В. качествах нашла отражение в том, что ап. Павел специально указывал на свое происхождение из колена В. (Рим 11. 1; Фил 3. 5). Упомянутое в Апокалипсисе (Откр 7. 8), оно, по мнению свт. Андрея Кесарийского , таинственным образом предрекает, что иудеи обратятся в христианство в конце времен (Apoc. VII 19).

http://pravenc.ru/text/150251.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010