О чтении Священного Писания I. Православное учение о чтении священного Писания Изъяснение св. Писания есть преимущественная обязанность лиц, нарочито поставленных, однако, читать св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного спасения и назидания. Для уяснения непонятных мест, мы должны обращаться к руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом, и которые для вразумления нашего поставлены (см. Толков, св. Пис.). При чтении Библии мы обязательно должны руководствоваться правильными приемами. Следующие приемы для отыскания истинного смысла текста показаны нам Самим Господом и св. апостолами: 1) Необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь различные значения (см. Гал. 3:16 ; Еф. 4:8–9 ; Евр. 12:26–27. 2 ) Необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контекст) св. писателя (см. Евр. 10:3–10 ). 3) Для выяснения данного места сделать подбор однозначащих мест св. Писания (см. Рим. 15:8–12, 3:9–18. 4 ) Сделать сопоставление с данным местом мест, по содержанию родственных или противоположных (см. Евр. 1:13–14 ). 5) Необходима бывает историческая справка (см. Деян. 2:24–35, 13:34–37 ). 6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк. 2:25–26 ); притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф. 13:18–23. 36–43 ). Итак, для разумения истинного смысла св. Писания, необходимо основательное знание всего св. Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении св. текста, для избежания ошибки, обязательно проверять свое понимание объяснениями людей, от Господа поставленных (см. 1Кор. 8:2. 10:12 ); если же чего-нибудь из слова Божия человек не разумеет, то «пусть не разумеет» ( 1Кор. 14:37–38 ), потому что он совсем не должен браться за то, что выше его разумения и сил. ( Сир. 3:21–24 . Ср. 38:24–25). II. Основания для православного учения о чтении священного Писания Читать св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного назидания:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

С другой стороны, наступление второго пришествия отодвигается в неопределённое будущее. Так, свв. Матвей и Марк говорят, что второе пришествие Господа последует не прежде, как Евангелие проповедано будет всем народам ( Мф.24:14 ; Мк.13:10 ), а ев. Лука между разрушением Иерусалима и вторым пришествием Господа полагает «времена язычников» ( Лк.21:24 ), т. е. определённый Богом период времени, в течение которого войдёт в царство Христово полное число язычников (ср. Рим.11:25 ). Указанная неясность и неопределённость в установлении синоптиками хронологической связи между разрушением Иерусалима и вторым пришествием Господа зависит от того, что Господь, сообразно с пророческим характером Своей речи и вопросом учеников: «Когда это (т. е. разрушение Иерусалима) будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века» ( Мф.24:3 ), соединявших по времени оба эти события, также соединил в Своей речи то, что относится к разрушению Иерусалима, с тем, что относится ко второму Его пришествию, так как первое служило образом второго. Поэтому трудно истолковать смысл отдельных выражений эсхатологической беседы Господа. Трудна она была и для понимания учеников. Если ап. Филипп понимал, кто такой Господь по Своему существу и по отношению к Богу Отцу ( Ин.14:8–10 ), если апостолы долго не могли отрешиться от обще-иудейских чувственных представлений о царстве Мессии ( Деян.1:6 ), то становится вероятным предположение, что некоторые слова и выражения, заключающиеся в эсхатологической беседе Господа, – особенно Мк.13:24 ; Мф.24:29, 34 и паралл. – могли быть истолкованы учениками в смысле указаний на близость парусии. На близость парусии указывает также ответ Господа первосвященнику: «Отселе (π’ ρτι) узрите Сына Человеческого, седяща одесную силы к грядуща на облацех небесных» ( Мф.26:64 ). Непосредственный смысл слов Господа тот, что люди очень скоро увидят Его славу и величие, будут свидетелями Его славного второго пришествия на всемирный суд. Далее такие выражения Господа, как Мф.10:23 : «не успеете обойти городов Израилевых (речь к апостолам при посольстве их на проповедь ), как приидет Сын Человеческий», или Мф.16:28 и паралл.: Мк.9:1 и Лк.9:27 : «Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят Сына Человеческого, грядуща во царствии Своём» – также могли подать ученикам повод ожидать второе пришествие Господа в недалёком будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

14 Бедного… нищего, то есть несчастного и обездоленного. 17 Мышцы – символ физической силы. 18 Непорочные – это те, в чьей жизни царит гармония во всем – во внутреннем мире, во внешнем поведении и во всех других отношениях. Знает (ср.: Пс. 1:6 ) – «непорочные» находятся под Его неусыпным наблюдением и заботой. 21–31 Духовное богатство праведного. В предыдущей части звучала мысль, что праведный обладает несравненно большим богатством, чем нечестивый, здесь же она получает свое дальнейшее развитие. Праведный отличается великодушием (21, 26). Праведные могут позволить себе быть щедрыми, «ибо» (22) имеют надежное будущее, они стоят твердо на жизненном пути (23) и получают от Господа все необходимое (25; ср.: 28, 29). В основе душевной ясности и стойкости праведника лежит прежде всего благословение Господне, а также любовь и верность избранному им в жизни пути (27), воспитание соответствующего характера (28), мудрость и доброе сердце (30–31). Сталкиваясь со всякого рода испытаниями, мы должны противопоставить ропоту, зависти и гневу, об опасности которых нас предупреждают в ст. 1–11, именно эти приоритеты. 22 Праведные что называется обречены на щедрость, поскольку не испытывают абсолютно никакого беспокойства о своем будущем. 23, 24 Хотя поступь праведника тверда, он не застрахован от того, что может споткнуться. На его пути встречаются преграды и западни, но никогда не ослабевает рука, крепко держащая его. 25 Это изречение, несомненно, может отражать жизненный опыт псалмопевца, но более вероятно, что его следует воспринимать в духе ст. 24, то есть во всю свою жизнь без лишних слов уповать на Господа. 26 Потомство его – о благословении потомства см.: Исх. 20:6 ; Прит. 20:7 ; Деян. 2:39 ; 1Кор. 7:14. 28 Святых, то есть тех, кого Он любит и кто отвечает Ему взаимностью (см.: Пс. 35:6 ). 31 Закон – поучение, предписание. 32–40 Праведные «наследуют землю». Провозглашается принцип: Господь гарантирует праведнику (тому, кто прав перед Ним) благословенный исход; какая бы смертельная опасность ни грозила, именно нечестивый погибнет в конце пути (32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

25. Как отвратительно быть человеком, но не быть христианином. Каждый христианин – чудотворец. Разве не чудотворец, ибо он перерабатывает себя крещением из смертного в бессмертного, из преходящего в непреходящего, из временного в вечного? Разве не чудотворец, ибо он низводит молитвой, постом, милостыней, смирением, кротостью благодать Божию в свою душу? Где Бог Себя явит, к чему прикоснется, здесь возникает чудо, здесь обильно источаются чудеса. Ибо и атом Божий являет чудеса и преизобилует ими, подобно тому, как улей преизбыточествует пчелами. 26. Христолюбие. Христолюбие – это все и вся для человеческого существа на земле и на Небе. Ибо в Христолюбии и человеколюбие, и боголюбие, и истиннолюбие, и добролюбие, и правдолюбие, и любовь ко всей твари. Да, в Христолюбии заключена любовь ко всему, ко всему, кроме греха и зла, ко всему, кроме смерти и дьявола. Со Христолюбием можно жить вечно и жить блаженно на земле и на Небе, везде, кроме царства греха и зла, смерти и дьявола, – ада. 27. Покаяние. Как только Всемилостивый Господь разбудит в человеке чувство греха, Он его вводит в борьбу со грехом. 28. Покаяние. И сама вера, ее всецелость, рассматривается, как покаяние, покаяние – вера в Господа Христа ( Деян.2:37–38 ; ср.: Деян.3:19 ). Покаяние глубоко и всесторонне, и всесовершенно; личный подвиг захватывает и объемлет всю душу, всю личность. Вся свобода в этом подвиге и совесть, и ум, и сердце. Поэтому в вере нет ничего механического, декретированного. Покаяние – преображение: небесная, богочеловеческая, очистительная, преображающая сила. Покаяние – прощение грехов ( Лк.24:47 ), а это и преображение, и воскресение, и обожение, и вохристовление, и обогочеловечение, и отроичение. 29. Покаяние. Всесторонее сотрясение существа человеческого. В зараженное смертью , смертное существо вливаются Божественные, бессмертные силы Вечной Жизни и Вечной Истины, Правды – все обновляется в человеке: ум, воля, сердце, совесть, – обновляется душа: ум новый, сердце новое, новые мысли – бессмертные, чувства – бессмертные. Святой Макарий Великий : новые очи, новое зрение, новый дух: древнее прошло, смотри, все новое настало ( 2Кор.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

41 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать. 41:8–16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги. 41 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45,1–4), пророкам Божиим (44,26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42,1–4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49,3.6). Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40,27; 42,24; 43,1.22.28; 44,1.5.21.23; 45,4; 46,3; 48,1.12; ср. Лк. 1,54 ). которого Я избрал. См. ком. к 14,1.2. Авраама. См. 51,2; 63,16; Евр. 2,16 ; Иак. 2,23 . 41 которого Я взял. См. ком. к 14,1.2. 41 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8,8.10; 43,2.5; 45,14; Деян. 18,9.10 ). Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41,13.14; 43,1.5; 44,2.8;51,12; Быт. 17,7; 21,17; 26,24 ; Втор. 20,1; 31,6.8 ; Лев. 26,12 ; Иер. 32,38 ; Иез. 37,27 ; 2Кор. 6,16 ). укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42,1; 44,2; 48,13; 49,8; 50,7; 63,12; см. ком. к 40,31). десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63,12; Исх. 15,6 ). 41 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40,10. 41 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения. Искупитель. См. ком. к 35,9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство ( Чис. 35,19 ) и выкуп из рабства ( Лев. 25,17–49 ). Святый Израилев. См. ком. к 1,4. 41 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28,27; Ам. 1,3 ; Мих. 4,13 ; Евр. 3,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

507 Ср. Dalman G. Die Worte Jesu. Bd. 1. Leipzig, 1898. S. 35: «Die Aussage des Papias von der Übersetzung der “Logia” des Matthäus sich nicht auf schriffliche Arbeiten dieser Art beziehen muss» [Высказывание Папия о переводе «Логий» Матфея необязательно отсылает к письменным произведениям такого рода]. 508 Ср. Philo Judaeus. De septenario, apud Eusebius Caesariensis. Praeparatio evangelica VIII, 7: « τν ερων δ τις παρ ν τν γερντων ε ς ναγινσκει τος ερος νμους ατος κα καθ καστον ξηγεται μχρι σχεδν δελης ψας» [а некто из священников или один из старцев читал им священные законы и каждый в отдельности изъяснял почти до наступления вечера] (PG 21, 605); Idem. Quod omnis probus liber sit, 82: « τερος (отличный от чтеца) τν μπειρτατων» [другой из опытнейших] и пр.; Лк. 4, 16 ss. (Иисус в назаретской синагоге); Деян. 13, 15 (Павел в писидийской синагоге). 509 У раввинов в таком же смысле различались «ученый исследователь», и , «говорун», – тот, кто слова учителя излагает народу в популярной форме, с пояснениями. 518 Tischendorf C. Novum Testamentum, editio octava critica maior. T. 1. Leipzig, 1869. S. 212–213. 520 Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses III, 1, 1, PG 7, 844–845; Clemens Alexandrinus apud Eusebius Caesariensis. Historia Ecclesiastica VI, 14, 5, PG 20, 552; Origenes. Commentaria in Matthaeum I, PG 13, 829; Eusebius Caesariensis. Historia Ecclesiastica III, 24, PG 20, 265; Epiphanius Constantiensis. Panarion, haeres. 51, 5, PG 41, 893; Joannes Chrysostomus. In Matthaeum hom. 4, 1, PG 57, 39; Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus, 3, PL 23, 613; Augustinus Aurelius. De consensu Evangelistarum I, cap. 2, PL 34, 1043; и др. 521 Joannes Chrysostomus. In Matthaeum hom. 1, 3, PG 57, 17; Hieronymus Stridonensis. Commentaria in Evangelium Matthaei, prologus, PL 26, 18; и др. 524 Hieronymus Stridonensis. Interpretatio Chronicae Eusebii Pamphili, PL 27, 578 (второй год 204-й олимпиады); Theophylactus Bulgariae archiepiscopus. Enarratio in Evangelium Matthaei, praefatio, PG 123, 145; EuthymiusZigabenus. Commentarius in Matthaeum, praefatio, PG 129,116.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

V. Только христианину, далее, присуще надлежащее знание самого себя, только христианин может выполнить то, к чему так стремился ещё Сократ, следуя изречению дельфийского оракула: «gn θi seautón»=«познай самого себя»=«nosce te ipsum». В самом деле, что значит познать самого себя? Это значит «иметь знание о своём происхождении, о своём состоянии и своём назначении» 36 . И христианин имеет такое знание. В книге Бытия рассказано о происхождении человека вполне ясно и определённо. Отсюда верующий христианин узнаёт, что природа всех людей тождественна; что сначала был создан Богом Адам, причём тело его было сотворено из земного праха, а душа его являлась дыханием жизни, вдунутым в лице его Создателем ( Быт. 2:7 ); что затем Бог соблаговолил сотворить Адаму помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ), для чего навёл на него крепкий сон и, когда он уснул, взял одно из рёбер его и закрыл то место плотью ( Быт. 2:21 ). Когда жена была приведена Богом к Адаму ( Быт. 2:22 ), последний, взглянув на неё, тотчас понял, что она – кость от костей его и плоть от плоти его, что она поэтому, как взятая от мужа, будет называться женою ( Быт. 2:23 ). Потому, – продолжает бытописатель, – оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут одна плоть ( Быт. 2:24 ... 37 ). От этой первозданной четы затем и произошёл, по библейскому повествованию, весь человеческий род (чит., кроме кн. Бытия, и друг., также Деян.17:26 ). Таково «происхождение» человека, созданного Творцом по образу и подобию Божию ( Быт.1:27, 5:1 ). Его тело, обладавшее крепостью ( Сир. 17:3 ), не знавшее болезней (ср. Быт. 3:16 ), затем могло стать бессмертным по «божественной благодати, орудием которой было древо жизни» (ср. Быт. 3:22 ) 38 . А древо познания добра и зла служило для первозданного человека орудием смерти ( Быт. 2:7 ). Если б прародители не соблазнились обольщениями змия и не вкусили от последнего дерева ( Быт. 2:17 ), то они, без сомнения, не умерли бы телесно. Что же касается их души, то она в силу её происхождения бессмертна, и сделать её иною люди не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

86 Мф 9,9 ; Мк. 2:13-15 ; Лк. 5:27-29 . Мк называет мытаря Левием (Леви), сыном Алфея (Халпая), а Лк просто Левием. Из этого можно заключить, что Матфей (Матайя, т.е. дар Господень) было его прозвищем. О Матфее как евангелисте см. приложение 1 . 87 Мф 10,2-4 ; Мк. 3:16-19 ; Лк. 6:14-16 ; Деян. 1:13 . У Мф Петр назван .……, первый, см. об этом ниже. Некоторые различия в этих списках связаны с тем, что иудеи нередко носили по несколько имен; иногда же вместо имени употребялось “отчество” (например, Варфоломей, или Бартоломей, означает “сын Толомая”). Прозвище Иуды Симонова — Искариот (Иш-Кериот) означает, по-видимому, “человек из Кериота”. 88 Мф 11,25 . 89 Невольно может возникнуть вопрос: если апостолы столь долго не понимали многих сторон учения Христа, то как они смогли донести его до следующего поколения верующих? Существуют два дополняющих друг друга ответа: 1) люди Востока издавна отличались тренированной памятью и способны были веками хранить устную традицию, 2) вполне вероятно, что кто-либо из учеников (в частности, Матфей) записывал слова Христовы и из этих записей сложились первые Логии, сборники Его изречений. При этих двух условиях вполне возможно сохранение подлинного Евангелия Иисуса. 90 Лк 15,1-10 . 91 Лк 15,11-32 . Читающий эту притчу должен учитывать, что слушатели Христа жили патриархальным укладом, при котором желание сына уйти из дома отца рассматривалось как грех против 4й заповеди. 92 Мф 18,1-4; 19,13-15 ; Мк. 9:33-37 ; Лк. 9:46-48 . 93 Галат 4,6-7 ; ср. Рим. 8:15 . Из этих слов явствует, что богосыновство есть нечто приобретаемое. Показательно, что в иудейской религиозной литературе слово “Авва” в обращении к Богу не употребляется. (см.: Guillet J. The Consciousness of Jesus. New York, 1972, p.206). 94 Мф 16,26 ; Мк. 8:36 . 95 Мф 6,31-32 . 96 Мф 7,7 ; Лк. 11:9 . 97 Мф 7,9 ; Лк. 11:11 . 98 Мф 5,23-24 . Из рассказа о дидрахме ( Мф. 17:24-27 ) явствует, что Христос давал положенную денежную жертву на Храм; однако Он считал это не принудительной обязанностью, а свободной жертвой.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

Вернее, что глагол τρφειν имеет в рассматриваемом месте буквальное значение: питать, кормить, упитывать (alere, nutrire, или enntrire), а τς καρδας μν, как гебраизм (ср. Деян.14:17 , Лк.21:24 ), стоит вместо μς. Если, затем, находящуюся пред словами ν μρ частицу ς считать лишнею, опираясь в этом случае на некоторые авторитетные кодексы 24 , то рассматриваемое выражение послания ап. Иакова, сообразно с различным значением предлога ν, можно перевести двояко; «вы упитали сердца свои в день заклания (своего)», т.е. в день погибели своей, – в тот день, когда суд над вами уже готов; или: «вы упитали сердца свои на день заклания (своего)», т.е. вас, упитавших свои сердца, ожидает печальная судьба: день погибели, день суда над вами. Первого понимания слов ν μρ σφαγς держится главным образом Гутер 25 , второго – Визингер 26 . Но едва ли, думаем, апостол назвал бы день суда над нечестивыми богачами «днем заклания»; ссылка на Иер.12:3, 25, 54 не подтверждает такого понимания, ибо у пророка Иеремии разумеется день заклания в собственном смысле – убиения от меча. Кроме того, опускаемая, при таком толковании, частица ς пред μρ σφαγς находится во многих также авторитетных кодексах 27 и в данном случае, где изображается нечестие богатых, она, как частица сравнения, вполне уместна. Поэтому, удерживая частицу ς пред μρ σφαγς, некоторые исследователи толкуют рассматриваемые слова ап. Иакова так: «вы упитали сердца свои, как бы в день заклания, т.е. подобно животным, которые в тот самый день, когда они будут убиты, спокойно насыщаются, жадно пожирают свою пищу» 28 . Но справедливо замечают, что сравнение в таком случае, выходило бы не вполне удачным, потому что животные в день их заклания не более жадно пожирают пищу, чем и в предшествующие дни» 29 . Другие исследователи разумеют под ημρα σφαγς день заклания жертв, когда устроялись обильные жертвенные обеды, и понимают данное место так: «вы упитывали сердца, свои как бы в день заклания жертвы, т.е. вся ваша жизнь была постоянным пиром и праздником (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zamecha...

Кроме того, в некоторых вероисповедальных формулировках говорится, что Иисус вознесся на небесах и был прославлен. Две таких формулировки уже упоминались, когда речь шла о жизни Иисуса. В 1Тим.3:16 утверждается, что после Воплощения Иисус «вознесся во славе». В Флп.2:6 и далее сказано, что Иисус, смирив Себя как Человек, был превознесен, и что все люди поклонятся Ему ( Флп.2:9–11 ) 357 . Последний отрывок заимствован из Ис.45:23 , где такая слава и честь принадлежат Богу Отцу. Прежде чем перейти к подробному изучению 1Кор.15:3 и далее, подытожим факты, которые сообщаются в разных других вероисповеданиях и имеют отношение к смерти и Воскресению Иисуса. Упоминаются некоторые события из жизни Иисуса; все эти упоминания содержатся в вероисповедальных формулах в Книге Деяний. 6) Иисус родился от семени Давида ( Деян.13:23 ; см. также Рим.1:3 , 2Тим.2:8 ); 7) Его родным городом был Назарет ( Деян.2:22, 4:10, 5:38 ). 8) Проповедь Иоанна предшествовала служению Иисуса ( Деян.10:37, 13:24–25 ), 9) которое началось в Галилее, 10) а впоследствии распространилось на всю Иудею ( Деян.10:37 ). 11) Иисус совершал чудеса ( Деян.2:22, 10:38 ) и 12) исполнил многие ветхозаветные пророчества ( Деян.2:25–31, 3:21–25, 4:11, 10:43, 13:27–37 ). Из вероисповедальной формулы в 1Кор.11:23 и сл. мы узнаём и другие факты. 13) Иисус присутствовал на вечерней трапезе 14) в ночь, когда был предан. 15) Перед началом ужина Он произнес благодарственную молитву. 16) Он разделил между учениками хлеб и вино, 17) представляющие, по Его собственным словам, искупительную жертву за грех , которую Ему надлежало принести. 18) Вскоре Иисус предстал перед Пилатом ( Деян.3:13, 13:28 ) и 19) засвидетельствовал «доброе исповедание», которое, скорее всего, было ответом на вопрос Пилата: действительно ли Иисус – Царь Иудейский ( 1Тим.6:13 ). 20) Затем Иисус был убит ( Деян.3:13–15, 13:27–29 ) 21) за грехи человечества ( 1Пет.3:18 ; Рим.4:25 , 1Тим.2:6 ), 22) несмотря на то, что жил Он праведно ( 1Пет.3:18 ; Рим.4:25 , 1Тим.2:6 ). 23) Он был не просто убит, а распят ( Деян.2:23, 2:36, 4:10, 5:30, 10:39 ) 24) в городе Иерусалиме ( Деян.13:27 ; ср. Деян.10:39 ) 25) руками беззаконников ( Деян.2:23 ). 26) Затем Он был погребен ( Деян.13:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010