Это последнее – характер духовного мужа. Мужу мы приписываем твердость, степенность, непоколебимость, опытность; и духовному мужу слово Божие усвояет такие же совершенства: ему свойственна твердая пища (см.: Евр. 5, 14 ), чувствия обучена в разсуждение добра же и зла; познание безначальнаго, исконнаго (ср.: Евр. 5, 14 ; 1Ин. 2, 13–14 ); то есть им открываются сокровеннейшие Божественные свойства и тайны, тогда как у юноши и младенца более свойства являемые, как благость и могущество. Из побуждений им свойственнее любовь: ибо, пришедши в меру возраста исполнения Христова, они истинствующе в любви возращают в Того всяческая, Иже есть глава Христос (ср.: Еф. 4, 13, 15 ). Господь для них живот, их оживляющий и исполняющий (ср.: Гал. 2, 20 ). Почему, живя уже не себе, но умершему за них и воскресшему ( 2Кор. 5, 15 ), они вся уметы вменяют (ср.: Флп. 3, 8 ), за превосходящее разумение Христово. Святой Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь, умом из мира выступление и во Христа внедрение, небесного света в душе и мыслей во время молитвы нерасхищение, обилие Божия просвещения, желание смерти, ненавидение жизни, небесных тайн вмещение, власть над бесами, неисповедимых Божиих судеб хранение и прочее 58 . Приложу еще два-три замечания о возрастании в духовной жизни вообще. 1) Что ему пределов назначить нельзя. Христианам поставлено целию быть совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть (ср.: Мф. 5, 48 ). Стремление же к воображению на себе бесконечного образца должно проводить человека чрез бесконечные степени; 2) что совершенство не части какой касается, а обнимает всего человека и по духу, и по душе, и по телу, во всех частях и силах его существа, и в премудрости (ср.: Лк. 2, 52 ), и в вере (ср.: Лк. 18, 8 ), и в надежде (ср.: Рим. 15, 13 ), и в самоотвержении и самоуничижении (ср.: Флп. 2, 7–8 ), и в умерщвлении и освящении тела (ср.: 1Кор.27 ; Рим. 8, 11 ). Вообще совершенному свойственно все то, что в слове Божием усвояется облагодатствованному; 3) что все возможные на земле степени совершенства суть высшие только относительно; они не означают чистоту и зрелость окончательную, а тем более не исключают возможностей падения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ст. 3. На свет славы Господней, воссиявший в Сионе, пойдут цари и народы (ср. Лк. 2:32 ). “Все мы, говорит бл. Иерон. пойдем во свете апостольском, который светит в мире, и тьма его не имет; цари, сердце которых в руце Божией ( Притч. 21:1 ), и над которыми не царствует в смертном теле грех ( Рим. 6:12 ), пойдут во свете церкви, – и подклонят выи вере в истинного царя Христа“. Ст. 4–5. Отовсюду и издалеча соберутся чада Сиона (ср. Зах. 2:11 ; Деян. 2:9:11 ); вместе с ними прибудут в Сион богатства морей и народов (ср. Тов. 13:11 ). Ст. 6. Сион увидит вокруг себя множество верблюдов, на которых привезут дары славящие Господа: вельблюди мадиамстии и гефарстии: мадиам и ефа (в греч. γαιφ, но в ал. код γαιφáρ почему в слав. гефарстии) находились на Синайском полуострове, на восточном берегу Эланитского залива (ср. Быт. 25:2, 4 : Исх. 2:15, 18:1:5 ). Вси от Савы приидут: Сава ( " ?), о которой здесь идет речь, находилась в южной Аравии (ср. Быт. 10:28 ), и славилась в древности богатством золота, ладана и благовонных веществ (ср. Страб. Геогр. 14:4, 19; Вирг. Georg. 2:117); главным городом ее был Мариба. Слав. сл. и камень честенг (α λϑον τμιον) не им. соотв. в евр. м. т. Ст. 7. Овцы Кидара и овны Наваиофа будут доставлены в дар Господу. О Кидаре ср. 42:10 объясн. Наваиоф (набатеи) есть название одного из измаильских племен (ср. Быт. 25:13 ), которое кочевало между Эланитским заливом и восточно-иорданской областью, преимущественно в каменистой Аравии. От набатеев осталось много надписей. Как кидаряне, так и набатеи занимались преимущественно скотоводством, и имели лучшие породы овец. Вместо =в р. с. и дом славы Моей, 70 читали: , почему: α οος τς προσευχς μου, ср. сл. Бл. Иерон. словам ст. 6-го и 7-го дает смысл аллегорический. Основываясь на нарицательном значении употребляемых здесь собственных имен, из которых мадиам он переводит, “неправда”, ефа – “разрешенный” или “изливающий”, сава – “обращение” или “плен”, кидар – “мрак”, наваиох – “пророчества”, он так раскрывает аллегорию пророка: “стада верблюдов, разрешенных от оков неправды, изливающих души свои Богу, покроют Иерусалим дарами, – и придут они все из плена, принося в своем обращении золото веры и фимиам жертвы“. Под верблюдами бл. Иерон. разумеет здесь богачей (ср. Мф. 19:24 ), под овцами – верующих, под овнами наваиофскими – избранных из язык священников, служителей Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

«И падут враги ваши пред вами от меча» ( Лев.26:8 ). О врагах мы сказали выше; теперь рассмотрим меч, от которого они падут. Апостол Павел научает нас, что это за меч, когда говорит: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ). Это и есть меч, от которого «падут враги» наши. Ибо меч этот – слово Божие, которое низвергает «всех врагов» и повергает их «под ноги Свои» (ср. 1Кор.15:25 ), «и весь мир становится виновен пред Богом» (ср. Рим.3:19 ). Хочешь увидеть, что и в другом послании Павел утверждает, что меч этот – слово Божье? Послушай, что он говорит о том, как воинам Христа должно собираться на брань: «и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь» ( Еф.6:17–18 ); очевидно, что этими словами он снова заявляет, что именно «слово Божье» есть тот «меч обоюдоострый» (ср. Евр.4:12 ), от которого падут враги наши пред нами (ср. Лев.26:8 ). «И призрю на вас и размножу вас» ( Лев.26:9 ). Уже само то, что Бог призирает, есть наивысшее блаженство. Хочешь увидеть, какое это благо, когда Бог призирает на человека? Некогда Петр чуть не погиб и не лишился апостольского достоинства, по наущению дьявола устами служанки первосвященника (ср. Лк.22:56 ; Мк.14:66 ); но как только Иисус «взглянул на Петра», когда обратил к нему Свой светлый лик, он тут же пришел в себя и, вспомнив о своем падении, отошел от пропасти и, как сказано, «горько заплакал» (ср. Лк.22:62 ). Как видим, стоило Господу взглянуть на Петра, как своим плачем он восстановил свое апостольское достоинство, утраченное им отречением. Потому и сказано: «Призрю на вас и размножу вас» ( Лев.26:9 ). И как солнце взирает на хлебную ниву, приносящую плоды, – и напротив, если не взирает, то не приносит она плода, – так и Господь призирает на ниву сердца нашего, просвещая нас лучами Своего слова, размножая и взращивая нас, чтобы мы не были больше «младенцами» (ср. Евр.5:13 ), но чтобы мы стали такими великими, как Исаак (ср. Быт.26:13 ), великими, как Моисей (ср. Исх.11:3 ), и великими, как Иоанн (ср. Лк.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Небеса проповедуют славу Божию, когда нисходит на землю Тот, Кто на них, не лишаясь вышнего (ср. Ин. 1: 14 ). О делах рук Его возвещает твердь, когда Тот, Кто создал Адама (ср. Мф. 17: 1–2 ), со славою возводит его на самую твердь (ср. Деян. 1: 9–11 ), после уз – непорабощенного, после тления – нетленного, после смерти – бессмертного. День дню передает речь, день Владычнего Рождества – дню Царственного Креста, ибо, как первый видел Бога во плоти, происходящего из утробы, так второй видел Бога во плоти, висящего на древе. И ночь открывает ночи знание, ночь предательства – ночи Воскресения: ибо первая возвещает о падении Иуды, вторая же – о восстании Адама (ср. 1Кор. 15: 42–45 ). Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их, очевидно, что голос ангелов, голос, который они обратили к женам-мироносицам и который перешел во весь род словесных ( Лк. 23: 56 ). Всякого слуха коснулась речь сия, и Бог даровал разумение слова, когда по всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их – слова Петра и Иоанна (см. Деян. 4: 13 ), Андрея и Фомы и лика других неграмотных, святого отряда простецов, которых наняла Премудрость, чтобы они стали вестниками Ее словес (ср. Притч. 9: 1–6 ). В солнце поставил Он жилище Свое, Отец – в Сыне, ибо Он взошел для нас, как Солнце Правды (ср. Мал. 4: 2 ), ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2: 9 ). И Он как жених выходит из чертога Своего. Облеченный в белые одежды (ср. Откр. 7: 1–14 ), боговидный, лучезарный, вышел Он из небесного чертога – из покоя царственного гроба. Возрадуется, как исполин, пробежать поприще, когда, как победитель, пробежал от земли на небо, и приняли Его облака (см. Мк. 16: 19 ), как воскресшего из мертвых Победоносца. От края неба исход Его, и шествие Его до края неба, ибо Он нисшел оттуда, где пребывал, и туда, где Он пребывал, снова восшел с плотью (ср. Ин. 6: 62 ), Снисшедший к нам и Пребывавший с Отцом (ср. Ин. 10: 30 ), Восшедший ради нас и пришедший к Отцу вместе с начатком нашего [естества] (ср. Еф. 1: 20–23 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

(4092) Но, как все члены человеческого тела, хотя их много, составляют одно тело, так и верующие во Христа (ср. 1Кор 12, 12 ). Так и в созидании Тела Христова наличествует многообразие членов и служений. Один и тот же Дух разделяет на пользу Церкви Свои различные дары по богатству Своему и согласно потребностям служений (ср. 1Кор 12, 1–11 ). Среди этих даров особо выделяется благодать Апостолов, власти которых Дух подчиняет даже носителей духовных даров (ср. 1Кор 14 ). Тот же Дух, объединяя Тело Собою, Своею силой и внутренней сплоченностью членов, порождает и поощряет любовь среди верных. «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор 12, 26 ). (4093) Глава этого Тела – Христос. Он есть образ Бога невидимого, и в Нем создано все. Он есть прежде всего, и в Нем существует все. Он – Глава Тела, то есть Церкви, Он – Начаток, Первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (ср. Кол 1, 15–18 ). Величием Своей силы Он владычествует над небесными и земными и превосходством Своего совершенства и действия наполняет все Тело богатством Своей славы (ср. Еф 1, 18–23 ) 247 . (4094) Все члены должны уподобляться Ему, доколе не изобразится в них Христос (ср. Гал 4, 19 ). Поэтому мы приняты в Тайны Его жизни, сообразовавшись Ему, умерши и совоскресши с Ним, покуда не совоцаримся с Ним (ср. Флп 3, 21 ; 2Тим 2, 11 ; Еф 2, 6 ; Кол 2, 12 и т. д.). А пока, совершая свое странствование на земле и следуя по Его стопам в скорбях и гонениях, мы соединяемся с Его страданиями, как Тело – с Главою, страдая с Ним, чтобы с Ним и прославиться (ср. Рим 8, 17 ). Из Него «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол 2, 19 ). В Теле Своем, то есть в Церкви, Он непрестанно распределяет дары служений, которыми Его силою мы служим друг другу во спасение, чтобы, творя истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава наш (ср. Еф 4, 11–16 греч.). (4095) И для того чтобы мы постоянно обновлялись в Нем (ср. Еф 4, 23 ), Он дал нам от Духа Своего, Который, будучи Одним и Тем же в Главе и в членах, так оживотворяет, единит и движет все Тело, что Святые Отцы могли уподобить Его действие тому действию, которое выполняет в человеческом теле жизненное начало, то есть душа 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

6 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом. 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). 9 Ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце». 10 Ср.: Типикон, 7 января, 3-е и 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 378–379. 11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206. 12 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 13 Ср.: Типикон, 7 января, 3-е и 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 378–379. 14 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется. 15 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206. 16 Ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201. На богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце...»). 17 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-22/

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Трудность вопроса поэтому только каноническая, так сказать, или формально-юридическая, а не идеологическая или догматическая. Нельзя, конечно, облечь в правило на правило и заповедь на заповедь ( Ис. 28:10 ) те «учения» – идеалы или «догмы» – поведения, коими Спаситель «упразднил закон заповедей» ( Еф. 5:12 ; Кол. 2:14 ) и коим «учить и наставлять» продолжает в Церкви «Утешитель Дух Святый» ( Ин. 14:2, 16:13 ), Который, где хочет, дышет ( Ин. 3:8 ), непрерывно и благодатно обвивая таинственные глубины Церкви Соборной. Поэтому, при действительной и истинной соборности Церкви Христовой, никаких неразрешимых недоумений в отношениях Ее Самой и Ее членов к государству мирскому и не было и быть не может. Такие недоумения возможны и были и бывают только там и тогда, где и когда заглушен живой глас веяния Духа-Ходатая в Церкви и уничижена соборность ее, например, в католичестве и протестантстве. Указатель мест и слов книги Деяний и параллельных, коих касаются толкования, содержащиеся в статье. Передние цифры указывают на цитаты, задние и курсивные – на страницы I, 13 περον Апрель. 763. Ibid. καταμνειν 763–764 I, 15 χλος νομτων 763. ib. ναστς ср. 2, 2 καθμενοι Ibid. I, 18 λκησεν 763. ib. χωρον 764. I, 19 κελδαμχ Ibid. I, 15. 21 ср. 2, 1 и 4, 32. 34 π ς Ibid. I, 21–22 755–756. I, 23 ср. 15, 22 βαρσαββ ς 760. I, 15–26 ср. 6, 5–6 избрание Апостола Матфия ср. избрание диаконов (5. а) 768–769. I, 24 καρδιογνστης 764. ib. νδειξον δν ξελξω – парал. из Иосифа Флавия 765. I, 24 τπον вм. χλρον Апр. 765. I 25 τπος διος 764. II, 1 ν τ συμπληροσθαι τν μραν τς πεντηκοστς 764–765. II, 6 τατης φωνς 765. II, 1–7 на кого сошел Дух Святый Май (5. ж) 232–233. II, 46 и 5, 42 κατ ο κον Апр. 765. III, 19 νψυξις ibid III, 19–21 толкование всего места (5, е) Май 227–232. III, 26 ν τ ποστρφειν Апр. 765. IV 5 ρχοντες 760. IV, 13 νθρωποι γρμματοι 760–761. IV, 19–20 и V, 29 в связи с Матф. 22. 15–21 , Римл. 13, 1–10 ср. 1Петр. 2, 13–20 и 1Тим. 2, 2–4 (5. б) 769–770 и приложение Июль – Август, особенно стр. 511–513. Дeяh. V, 1–11 толкование (5. г) Май 222–226 X, 34–35 толкование ср. 1Тим. 4, 10 Рм. 11, 26 Мф. 7 11. 21–27 (5. д) 226–227 XIV, 11–18 Апостол Павел понимал ликаонцев и ликаонцы – Апостола Апр. 761 XV, 6 ср. 12 и др. πλθος 765. XV, 20. 29 связь πορνεα с языческим культом. Ibid. XV-я глава Деян. – Апостольский собор стр. 770–771 (5. в) я приложение 2-е, стр. 239 Май. Термин стр. 765 Апр. Mф I, 16 Июль-Август 496 примеч. Mф. V, 27–32 ,-XIX, 3–15. Eфec. V, 23–33 , – 1Kop. VII, 10–11 стр. 495. Mф V, 37. 38–39 . 500,- Mф XXII, 15. 505–506 , – 1Nemp. II, 13–14 ср. III 13–510–511, – 1Uoah. V, 19 –489,- Puм. XIII, 1–10 –506–510,– 1Kop. XV. 4 7–492, - Eфec. VI, 12 –489.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Аскетическое учение преподобных В. В. и Иоанна находится в тесной связи с учением, изложенным в Apophthegmata Patrum. И в том, и в др. памятнике много общих тем: о необходимости безропотного послушания (Отв. 285. C. 211. Ср.: Alph. Marc. 2. P. 296. 15-23); об отмене определенного правила правилом, творимым в течение всей жизни (Отв. 176. С. 131. Ср.: Alph. Amma Synclit. 15. P. 425. 43-44; Syst. 4,104. 1-8); о высоте безмолвия (Отв. 52. С. 38. Ср.: Alph. Ruph. 1. P. 389. 24-34); о нравственной стороне веры (Отв. 533/Ep. 536. 9-10. Ср.: Alph. Poem. 69. P. 337. 48-49). Из житийной литературы, чтение к-рой необходимо для монаха наряду с Писанием и творениями отцов Церкви (Вопросоотв. 466/Ep. 469), цитируются отрывки из Жития Антония, написанного свт. Афанасием Александрийским (Отв. 505/Ep. 508. 11. Ср.: Vita Antonii 7//PG. 26. Col. 853B), и из Житий Илариона и Малха, написанных блж. Иеронимом (Отв. 624/Ep. 618. 13-16. Ср.: Vita S. Hilarionis 18//PL. 23. Col. 36BC; Отв. 160/Ep. 69. 18 sqq. Ср.: Vita Malchi monachi 3, PL. 23. Col. 55B). В них также дважды содержатся аллюзии на «Лавсаик» Палладия, напр., в Вопросоотв. 74/Ep. 143. 2-3 упоминается практика чтения 100 молитв, к-рой, по описанию Палладия, занимался прп. Макарий Александрийский (ср.: Palladius. Hist. Laus. 20. 3/Ed. G. Bartelink. Verona, 1974), и один раз на «Историю египетских монахов» (Отв. 759/Ep. 752. 9-12. Ср.: Hist. Mon. Aeg. 20. 16 sqq./Ed. A.-J. Festugière. Brux., 1971). Преподобным В. В. и Иоанну было особо близко аскетическое учение аввы Исайи Газского, к-рый, так же как и В. В., переселился в Св. землю из Египта и в последние годы своей жизни находился в затворе, общаясь с миром только посредством своего ученика Петра. В «Ответах» авва Исайя упоминается один раз (Отв. 249/Ep. 252. 18-21) и 4 раза цитируется (Отв. 308/Ep. 311. 6-8; Вопросоотв. 237/Ep. 240. 4-5; Отв. 525/Ep. 528. 2-9; Отв. 525/Ep. 528. 6). В мон-ре аввы Серида монахи занимались чтением сочинений великих каппадокийских отцов, хотя наибольшее внимание уделялось аскетическим творениям свт.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

259 . Гезениус переводит «освободившись от труда»,.. но, кажется, лучше перевести: «по причине труда (подвига) души Своей будет смотреть с наслаждением» или «увидит довольство»; значит: «быть сытым», «чувствовать удовлетворение»; этот перевод более соответствует мысли о воздаянии за подвиг Раба Господня, проводимой во всей 2-ой части главы (ср. особ: «если принесет жертву душа Его, узрит потомство, будет долгоденствовать»). 260 , т. е. чрез познание (Бога), какое было в Рабе Господнем Суффикс относится к словам: «Раб Господень», – познание (о Боге), принадлежащее Рабу Господню, так как Он проявил это познание во своем лице опытно: «изведал болезнь» ради Господа и не отступил (53:3 – здесь употребляется тот же глагол ) от знания Господа (ср. 50:4–5: «Он пробуждает ухо Мое, чтобы я мог слушать, как учащиеся,.. и Я не воспротивился, не отступил назад»). Если бы суффикс относился к слову: Господь, то и далее нужно было бы ожидать суффикса 3-го лица: (не «Раб Мой», а) «Раб Его». 262 Ср 35:1: «возвеселится пустыня, – и сухая, возрадуется страна необитаемая»; ср. также Откр.12:4–6 . Единство образа «неплодной, нерождающей» и образа пустыни сухой «необитаемой» откроется не только из сходства 54:1 и 35:1, но еще из того, что отдельные черты, относящиеся в 54 главе к неплодной, встречаются также в 1-й части книги. Ср. напр. стих 1-й с 20:17–18 (особенно: «рождали, как бы на ветер»), – слова: «у оставленной гораздо более детей,.. ты распространишься направо и налево», ср. с 26:15; стих 2-й ср. с 33:20, 23; стих 11–12 ср. с 28:16. – 263 Св. Ап. Павел, видя в 54-й главе пророчество о Церкви из язычников (см. посл. к Галат. 4 гл.), едва ли хотел сказать, что под «неплодной» у пророка Исаии разумелась одна церковь из язычников, – скорее – церковь, находящаяся под законом веры, а не дел: у этой церкви стало более чад, нежели у церкви подзаконной; первая увеличилась язычниками, а вторая состоит, главным образом, из иудеев или вообще из людей иудейского образа мыслей. – Ср. 4-й ст.: «ты забудешь о бесславии вдовства твоего», – речь о «вдовстве» приложима лишь к церкви Сиона, уведенного в плен, а не к церкви из язычников, «немучившейся родами». Т. е. под образом «неплодной» пророк мыслит нераздельно и церковь из язычников и церковь из иудеев, – духовное потомство (53:10) Сиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010