246 Св. Ап. Павел приводит ( Рим.15:21 ) это место согласно с греческим переводом: «не имевшие о Нем известия увидят и неслышавшие узнают»; если буквальное значение греческого перевода несколько отлично от еврейского, то смысл греческого не чужд еврейскому, потому что в том же 15-м стихе говорится: «многие народы приведет Он в изумление, и цари закроют уста пред Ним», а выше в стихе 10-м: «все концы земли увидят спасение Бога нашего»: ср. особ. парал. 49:6: «чтобы спасение Мое простерлось до концов земли»; кроме того, ср. 66:19... 247 Это говорит пророк от лица главн. образом проповедников слова – ср. 52:7–8 – о кресте Христовом, так как и самому ему отчасти открыта была эта тайна, и он должен был возвещать ее современникам: если далее пророк говорит: «мы отвращали от Него, т. е. от Раба Господня, лице свое», то изображает духовное состояние при первоначальном восприятии тайны – даже теми, которые потом уверовали, и настоящее состояние неверующих: пророк говорит, что «не без причины непокорность, не без предлога отпадение» (см. у Св. Кирилла Александрийского , том 8-ой, стр. 215): в понятие «мы» пророк включает также своих современников и вообще людей, слушающих проповедь из всех времен и народов. Даже в первом стихе из понятия «мы» не следует непременно исключать народ (разумея только благовестников), – так как подобно греческому τ κο μν означает одновременно: а) «слышанному от нас» (ср 52:15, где речь идет о проповеди) или «проповеди», «благовествованию» нашему и: б) «слышанному нашему» или: «тому, что стало слышно, известно между нами», – хотя чрез проповедника, ср. 52:15, 7. – 248 – «открылась», «стала явною» (ср. 40:5), или «известною» (парал. словам: «кто поверил слуху нашему», «вести нашей?», ср. 23:1). – 249 Гизебрехт полагает, что нужно вместо читать «пред нами». Но хотя подлежащим во всех стихах 53-й главы до 8-го служит «мы», однако чтение «пред Ним», т. е. пред Господом (имя Которого находится в конце 1-го стиха), имеет за себя то, что Страждущий называется, именно «Рабом Господним» (ср. «и ныне что у Меня здесь?» 52:5; ср. еще 49:5,4: «я почтен в очах Господа», «мое право у Господа», ср. с 62:11 и др.). –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

126 См. св. Иоанн Дамаскин . О Православной вере 2, 30 (PG 94, 972). О Божественном предзнании говорит св. Златоуст, О неясных пророчествах, 4 (56, 171): «Не предзнание, человече, причина зла – не было того! Ибо его существование не принудительно, а лишь предузнано. Не потому что Христос прорёк – Иуда стал предателем, но потому что хотел быть предателем, Христос прорёк». Ср. св. Григорий Палама . Главах физических... 102–103 (PG 150, 1192). Ср. и Трембелас. Δογματικ..., т. 1, 306: «Предзнание (Божие) не приравнивается к предопределению, но тесно связано с ним». 127 В. Лосский. Мистическое богословие (греческий перевод), стр. 183. Ср. и В. Иоанидис. μνος... стр. 390: «Мир движется внутри предначертанного Божественного плана, предвечно задуманного любовью и волей Божией, с Иисусом Христом в центре всех этих божественных действий во времени и пространстве». Ср. и прп. Иустин (Попович) . Догматика... т. 1,328–9. Ср. и П. Трембелас. Δογματικ... т. 2, 2 и 7–9. 130 Ср. св. Иоанн Златоуст : «Если же Отец почтил Сына прежде всего тем, что провёл Его через страдания, то поистине принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие; и последнее есть дело человеколюбия, но первое – гораздо более» (Омилия 4, 3 на Послание к Евреям (63, 40). 132 Толкуя Книгу Бытия (1:26), Златоустый проповедник задаётся вопросом: «кто это такой, кому говорит Бог: “Сотворим человека”? Кто же другой, если не “младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ), Единородный Сын Божий, равный Отцу по существу, имже вся быша?”» Омилия 8, 3 на Книгу Бытия (53, 72). Ср. Омилия 2, 2 на Послание к Колоссянам (62, 220). Ср. и In Isaiam Prophetam... 9, 6; русский перевод Творения, т. 6, 113–114. 133 Омилия 81, 1 на Евангелие от Иоанна (59, 437). Ср. св. Ириней Лионский . Доказательство апостольской проповеди, 56 (там же, стр. 412). Ср. и св. Максим Исповедник . Главы о богословии... 2, 23 (PG 90, 1136): «Великий Совет Божий есть неизглаголанная и неисследимая тайна Домостроительства, которую, исполнив воплощением, открыл Единородный Сын, став Ангелом (вестником) Великого и предвечного Совета Бога Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В дальнейших частях книги образ Мессии, как «Раба Господня» – Праведника выступает у пророка в чертах более и более ясных и, наконец, настолько ясно, что мысль о всем Иакове, как рабе Господнем, остается уже в тени. «Вот, Раб Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах (ср. 33:7; 36:13; 37:23); трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (ср. 37:27); будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет (ср. 37:27), доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (42 гл., 1–4 ст.) 235 . «Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее ( ср. 34:1), дающий дыхание народу на ней (ср. 2:22) и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы» (6–7 ст.). Насколько велик Господь, устраивающий спасение Израиля чрез «Раба» Своего, настолько ничтожны истуканы: «вот сбылось» то, что Господь предсказал прежде, и Он «возвестит новое, прежде нежели оно произрастет» (8–9). Потому да воспоют Господу «новую песнь и хвалу Ему от концов земли», «острова и живущие на них» (ср. 24:14–15), пустыня и селения Кидара, живущие на скалах и вершинах гор (10–12). «Долго молчал» Господь (т. е. не отмщал врагам); теперь же будет разрушать все, «опустошит горы и холмы» (ср. 2:14–15), осушит озера и реки (ср. 37:25 и др.), «и поведет слепых дорогою (ср. 35:8; 33:23), которой они не знают, неизвестными путями будет вести их; мрак сделает светом и кривые пути прямыми», посрамятся все надеющиеся на истуканы (13–17). – Но Израиль, хотя он раб Господа, возлюбленный Его, вестник Его, Им посланный, остается слеп и глух: «он многое видел и не замечал, уши его были открыты, но он не слышал» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Потому день умилостивления длится до заката солнца (ср. Лев.11:25 ), то есть до того, как наступит конец мира. Таким образом, мы стоим «у дверей» (ср. Иак.5:9 ), ожидая нашего Первосвященника, задержавшегося «во Святое Святых», то есть «пред Отцем» (ср. 1Ин.2:1 ), умилостивляющего за грехи «ожидающих Его во спасение» (ср. Евр.9:28 ), а не за грехи всех ожидающих. Ибо не умилостивляет Он за тех, на которых выходит жребий козла, которого отпускают «в пустыню» (ср. Лев.16:9–10 ). Умилостивляет Он только за тех, которые суть жребий Господень, ожидающие «у дверей», которые не отходят «от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (ср. Лк.2:37 ). Или ты думаешь, что если ты приходишь в Церковь лишь по праздникам, без должного внимания слушаешь слово Божье, не совершаешь дел, предписанных заповедями, то тебе может выпасть жребий Господа? Но мы надеемся, что, услышав это, вы постараетесь не только слушать слова Божьи в церкви, но и применять их дома в делах своих «и о законе Его» размышлять «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ); ибо и там Христос, и везде Он есть для тех, кто ищет Его. Потому и повелевается в законе, чтобы мы размышляли о нем, когда идем по дороге и когда сидим дома и когда лежим на ложе и когда встаем с него; это и значит ожидать у дверей Первосвященника, Который задерживается «во Святое Святых», и соделаться жребием Господа. 6 . Но пусть слышащий не принимает сказанное о жребии так, будто жребием названо то, что совершается между людьми случайно, а не обдуманно. Жребий Господа следует понимать как избрание Господа или часть Господа, и, напротив, жребий отсылаемого в пустыню надлежит принимать как ту часть, которую Господь отвергает и отбрасывает за ее ненадобностью. Ибо в самом словосочетании «козел отпущения» содержится более глубокий смысл отвержения и оставления. Из него мы также можем понять, что, например, если дурные помыслы закрадываются в твое сердце, желание чужой жены или имущества ближнего твоего, то понимай такие побуждения сразу как жребий козла отпущения и без промедления отбрасывай их и вырывай из своего сердца. А как их вырвать? Если есть у тебя рука подготовленного человека (ср. Лев.16:21 ), то есть если у тебя в руках Божественное чтение, а перед глазами твоими – Божии повеления, тогда окажешься ты поистине «подготовленным», чтобы отстранить и отбросить от себя все, что от другого жребия. Если в твоем сердце поднялся гнев; если ревностью, если завистью, если злобой «запинал» ты «брата своего» (ср. Ос.12:3 ), будь «подготовлен», чтобы отвергнуть, отбросить и отослать их «в пустыню». Но если возникают в твоем сердце думы о том, «как угодить Богу» (ср. 1Кор.7:34 ), о милосердии, о справедливости, о благочестии, о мире, то они от жребия Господа, они приносятся к жертвеннику Бога; Первосвященник принимает их и в них примиряет тебя с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Так... будет... Сын Человеческий... в сердце земли» (ср. Мф.12:40 ). Этими словами вперед показал им, что они не могли бы умертвить Его вопреки (Его собственной) воле, потому что еще за тысячу лет ранее таинство Его смерти было предзнаменовано Ионой. Где был убит Авель, там, быть может, были уста земли. «Земля, – говорит, – открыла уста свои и пила кровь брата твоего» (ср. Быт.4:11 ). А где погребен был Господь, там, может быть, было сердце земли: «будет... Сын Человеческий... в сердце земли» (ср. Мф.12:40 ), как Иона во чреве кита. Или как Иона не подвергся разрушению и тлению во чреве китов, так и Господь во гробе, как сказано: «не оставил души Моей во гробе и не дал Святому Своему увидеть тление» (ср. Пс.15:10 ). Как Иона, выйдя из моря, проповедовал Ниневитянам, и они, обратившись, остались в живых, так и Господь, по воскресении телом Своим из гроба, послал учеников Своих к язычникам, и они, обратившись, получили совершенную и полную жизнь. Итак, три дня нисхождения и восхождения указывают на смерть обоих 170 . " И царица южная... осудит его» (ср. Мф.12:42 ); она есть образ Церкви. Ибо как она пришла к Соломону ( 3Цар.10:1–10 ), так и Церковь к Господу, и как она осудит народ, так и Церковь . Ведь если та, которая пожелала увидеть преходящую мудрость смертного царя, осуждает (собой) народ, то насколько более (делает это) Церковь , восхотевшая узреть Царя, Который не преходит, и мудрость Его, которой чуждо какое-либо забвение. «Если... страдаем... с Ним, то и прославимся ...с Ним» (ср. Рим.8:17 ). " Но тот нечистый ( дух), если выйдет из человека» (ср. Мф.12:43 ). Для чего сказал им сие? Так как они искали у Него знамения, то этот пример предложил им, как бы говоря: что пользы вам, если на время и исцелитесь, оставаясь неверующими? Ведь если после исцеления опять возвратитесь к сомнению, то вам приключится зло, худшее прежнего. Согласно с предложенным им образом, продолжает: «идет... ( тогда) нечистый, берет... семи других товарищей своих, злейших себя, и приходят, и... живут в нем, и будет для человека того последнее хуже первого. Так будет и с... родом... этим» (ср. Мф.12:45 ). Подобным было исцеление Марии Магдалины, о которой написано, что Он изгнал из нее семь бесов. Это дело совершил перед глазами их, чтобы слова, какие говорил им, они как бы на примере увидели. Ведь в том же месте евангелист говорит, что пришли к Нему женщины, которые и были исцелены от болезней своих и от нечистых духов. Ибо говорит: «Мария... Магдалина, из которой изгнал семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна» (ср. Лк.8:2–3 ). «И будет для человека того последнее хуже первого» (ср. Мф.12:45 ), потому что Христос во второй раз не Придет во плоти, чтобы отъять жестокие болезни даром чрез веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

559 Четии-Минеи, 26 ноября и Сурий, т. VI, с. 632, §§ 9, 16, 19 и 6. Подобное же изменение порядка событий наблюдается в житиях: св. Иоанна Златоуста , 13 ноября – ВЧМ, лл. 413, 359 и 387; св. Павла исповедника, 6 ноября – Сурий, III, 653, § 4-й; св.м. Иерона, 7 ноября – Сурий, VI, 136, § 8; св. Феодора Студита , 11 ноября и ВЧМ, л. 396 и далее. 560 Георгий рассказывает, что в Сикее, вблизи дороги была diversorium, где находила себе приют и заработок corpore красивая девушка Мария, жившая с сестрой и матерью. Мимо их жилища проходил Косьма, завернул туда и, увлеченный красотой Марии, cum еа concubuit. Мария зачала от него и оставила vitam meretricis... Выдержано это и дальше: злой дух называет Феодора filius meretricis; бабка Елпидия прославляет Бога за то, что Он meretriciis spermis вывел плод, производящий розы и фрукты и т.д.См. Acta SS., апрель, т. III, л. 33, §§ 3, 6, 18, 26. Ср. Четии-Минеи, 22 апреля, л. 361 об. 566 См., напр., жития: св.м. Конкордия (ср. Четии-Минеи, 4 июня, Акты свв., январь, I, 9) и свв.мм. Фронтасия, Севериана, Северина и др. (Четии- Минеи, – то же число Акты свв., ibid., с. 79-я); свв.мм. Петра, Дионисия и иже с ними (Четии-Минеи, 18 мая, Акты свв., май, III, 452); свв.мм. Феопемпта и Феоны (ср. Четии-Минеи, 5 января, Акты свв., январь, I, 1087); св.м. Лукии (ср. Четии-Минеи, 13 декабря, Сурий, VI, 987); св.м. Серафимы (ср. Четии-Минеи, июля 29-го и Сурий, V, 30); св. архидиакона Лаврентия (ср. Четии-Минеи, 10 августа, Сурий, IV, 607, §§ 8–22-й); свв.мм. Тараха, Прова и Андроника (ср. Четии-Минеи, 12 октября и Анналы Барония, т. II, с. 665–672); св.м. Саввы готского (ср. Четии-Минеи, 15 апреля, Акты свв., апрель, II, 88 или Сурий, II, 695); преп. Зосимы Финикийского (ср. Четии-Минеи, 8 июня и Евагрия «Церковная история», кн. IV, гл. 7); свв.мм. Едесских (ср. Четии-Минеи, 25 августа и Феодорита «Церковная история», кн. IV, гг. 15–16) и др. 567 Мы перечислим здесь буквальные переводы из Метафраста, которые в предыдущей главе не были указаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

65 Ср. Or., Cels. 4.63: р. 334.18=PG 11, 1132А. 66 Мф. 12:45. 67 Понятие «приобретенное» (πκτητον) восходит к Платону и является синонимом слова «сущность» (οσα). Вещи природные, естественные (τ φσει ντα) противопоставлены вещам не природным, приобретенным (τ πκτητα). Палама говорит здесь о вещах, противных совершенной человеческой природе, то есть привнесенных в ум врагом. 68 То есть все страсти (досл. «от дурной чеканки»). 69 Противопоставление телесного и душевного в материи восходит к Филону Иудею: δυς δ παθητς κα διαιρετς λης (De spec. legg. 3, 180) и святоотеческому языку не свойственно. Возможно также влияние рассуждения Никиты Стифата, который говорит о «вещественной двоице неразумной части души» (О рае, § 32). Согласно античному учению о душе это гнев и вожделение. 70 Ср. Пс. 37:14. 71 То есть нетварными божественными энергиями. 72 Ср. Dion. Аг., d. n. 134, 11: τελς δ ν τος τελεοις ς περτελς κα προτλειος. 73 Досл. «со всех ног». 74 Ср. Песн. 1:3; Ис. 61:10. Ср. тж. Plot., епп. 6, 7: 32, 31-32 (δναμις ον παντς καλο νθος στ, κλλος καλλοποιν: «итак, потенция всякого блага есть Цветок, Красота, производящая благо»). Говоря о том, что внутренний человек должен «благорасположить к Первообразу» свою красоту, Палама призывает монашествующих «понравиться» Богу, «украсив» себя духовным цветением ума. 75 Пс. 83:6. 76 Ср. Xenoph., Сугор. 3, 3, 69. 77 Ср. Dion. Аг., d. n. 1.4 (=PG 3, 592С). 78 Arist., de an. 428а. 79 Пс. 75:5. 80 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13 etc. Ср. § 47. 81 Ср. Лк. 10:42; Кол. 1:12. 82 Из описаний Святой Горы Иоанна Комнина (нач. XVIII в.) и Макария Тригониса (1772 г.) выясняется, что пещера преподобного находилась в южной части полуострова, между Великой Лаврой и скитом св. Анны. Подробнее о локализации этого места см. у А. Риго (Rigo 1999, pp. 43-45). 83 Палама развивает «змеиную» тему Николая Монаха, превращая в змея самого лукавого. 84 Исх. 17:8 sqq. 85 Амалик — родоначальник амаликитян, традиционно символ плоти, восстающей на дух: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик... брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:8-16). Таким образом, Палама сравнивает здесь прп. Петра с Моисеем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

417 Собран. писем, вып. стр. 206–208; ср. Невидимая брань, стр. 154. Бегай всегда чрезмерного, читаем мы в Сборнике аскетических писаний еп. Феофана, а ищи притрудно средины... Одна только чрезмерность благословенна Богом, это – любить врагов, быть в мире с ненавидящими, благотворить злотворящим, благословлять клянущих и злословящих, любить всякого человека, как себя или даже более себя, как и Христос возлюбил нас (стр. 100, 101, §14; стр.122, §16). 418 Собран. писем вып. III, стр. 175; ср. вып. стр.48; вып. стр. 96–97; 108, 105, 106; ср. Невидимая брань, стр. 74; ср. Святоотеч. наставл. о молитв. и трезвен. (Наставл. Василия Велик) стр. 27, §36. 437 Ср. Иоанн. Лествичн. сл. 4, п. 5; Добротолюб. т. V, стр. 343–344; Сборн. аскетич. писаний, стр. 35 и 103, §20. 439 Там же, стр. 293. Подробно о руководителе излагается преосвящ. Феофаном в брошюре «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения», стр. 3–81. 443 Что есть духовная жизнь, стр. 185–186; ср. Невидимая брань, стр. 92–94; Путь ко спасению, стр. 254–255. В брошюре «Востани спяй» преосвящ. Феофаном собраны из творений св. Тихона многочисленные случаи, которые дают повод к духовному рассуждению каждому христианину – см. стр. 52–100. 444 Там же, стр. 116. В «Письмах к разным лицам о разных предметах веры и жизни» преосвящ. Феофан дает образец записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы, – числом 162 (См. стр. 197–432). 455 Мысли на каждый день года, стр. 364–365; ср. Востани спяй, стр. 108–109; ср. Начертание христианск. нравоучения, стр. 77. 492 Путь ко спасению, стр. 305–306; ср. Начертание христ. нравоуч. стр. 35, ср. Письма о духовной жизни, стр. 45. Что касается выражения преосвящ. Феофана в его «Начертании христианского нравоучения» на стр. 381 и др., где он стояние человека на высшей ступени совершенства называет «исчезновением в Боге», то в этом пункте сказалось влияние на мировоззрение преосвященного творений, известных под именем Дионисия, на которого он и сам ссылается в этой же книге (стр.372). А творения Дионисия, как известно, в значительной степени отразили на себе влияние философии неоплатонизма (Зарин. Аскетизм по христианско-православному учению, т. стр. 439).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

е. силу нравственную. В следующих главах (приблизительно от 49–56:9) теснее представляется это отношение между спасающим всемогуществом Божиим и спасительным внутренним настроением. Продолжая говорить о спасительном всемогуществе Божием, пророк вместе с тем все в более и более ясных и сильных чертах изображает нравственное величие Раба Господня – Праведника... «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние (ср. 33:13; 8:9, – говорящим выводится сам Раб Господень): «Господь призвал Меня от чрева (ср. 46:3; 48:8; ср. 28:9 и 1:2), от утробы матери Моей называл имя Мое. И соделал уста Мои, как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня (ср. 30:2) и соделал Меня стрелою изостренною, в колчане Своем хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль (так как Раб Господень в лице Своем представляет всего Израиля), в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего» (49 гл., 1–4; ср. 40:10 и пар. 35:4)... «Я почтен (прославлен) в очах Господа, и Бог Мой сила Моя» (ср. 12:2). «И ныне говорит Господь: «мало того, что Ты будешь рабом Моим – для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля 239 , но Я сделаю тебя светом народов (ср. Деян.43:47 ), чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. – Так говорит Господь презираемому всеми, поносимому народами рабу властелинов: «цари увидят и встанут, князья поклонятся ради Господа,.. Который избрал тебя»... во время благоприятное (время благоволения – , ср. 42:1) Я услышал тебя и в день спасения помог Тебе 240 и Я буду охранять Тебя и сделаю тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме: покажитесь» (5–9 ст.). По всем холмам будут пажити их, не будут терпеть голода и жажды, ибо Милующий их... приведет их к источникам вод (9–11 ст.; ср. 30:23–25; ср. также Откр.7:16–17 ). «И все горы Мои сделаю путем... Вот одни придут издалека, и вот одни от севера и моря, а другие из земли Синим 241 (12 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ср.: В. Н. Лазарев, ук. соч., с. 14–34. 368 246, с. 459. 369 См. мои наблюдения по этому вопросу в 113, с. 106. 370 Ср., к примеру, 143, с. 126–160; очень полный библиографический обзор, охватывающий всю дискуссию о сущности паламизма, — 168, с. 231–341. 371 9. с. 40–44. 372 См., в частности, 21. 373 140, XCVI, стлб. 557С–596В: ср., в частности, Палама, «Триады», 111, I, 22, издание 107. с. 596–599. 374 Послание Кириллу, изд. Леонид, 224. с. 4. Перепечатано у В. Лазарева, ук. соч., с. 113. 375 Ср.: М. В. Алпатов, «Искусство Феофана Грека и учение исихастов», 251, 33, 1972, с. 190–202. Надо добавить, что официальное изложение паламитского богословия привез в Россию митрополит Киприан, друг преп. Сергия, вместе с Синодиком Православия, принятым в Константинополе (236, VI, стлб. 239, 241). 376 Эту идею проводит Н. К. Голейзовский: «Заметки о Феофане Греке», 251, 24, 1964, с. 139–149; Исихазм и русская живопись XIV–XV вв., 251, 29, 1968, с. 196–210. 377 Такой взгляд проводит X. Г. Бек (10, с. 780) и другие. Он появляется и у М. В. Алпатова, ук. соч., с. 196–197. 378 Ср.: П. М. Батюшков, «Белоруссия и Литва», СПб., 1890, с. 70. 379 102, I. с. 523 (в 1370 г.). 380 102, II, с. 12 (в 1380 г.), т. е. уже после его смерти. 381 «Зловерный и безбожный и нечестивый» — 246, с. 402. 382 Historia, XXXVI, 34, ed. Bonn, III, с. 517–518. 383 Лучший рассказ об этих событиях на английском языке: 46, с. 60–110. 384 Ср. 246, с. 344–345. 385 Ср.: «Житие Петра», написанное Прохором Ростовским (1327), в 210, IV, I, с. 310; другое «Житие» митрополита Киприана: 195, с. 170–171. 386 Ответ патриарха Нифонта на послание Михаила сохранился в славянском переводе: 236, с. 150–158. 387 Ср. рассказ об этом Акиндина великому князю Михаилу: 236, с. 150–158. 388 Патриарха Нифонта, судившего Петра, самого обвиняли в симонии (ср. рассказ Никифора Хумноса: 11, с. 255–283). 389 201, II, I, с. 108–110. 390 «Посланный патриархом клирик прииде на Русь, собор собирает в граде Переяславли», — 195, с. 171. 391 Этого понимания уже не было, по–видимому, у преемника Афанасия патриарха Нифонта, который писал Михаилу Тверскому в тоне, крайне неблагоприятном для Петра (ср. выше, прим. 11), но короткое правление Нифонта (1310–1314 гг.) мало повлияло на русские дела, в то время как союз Москвы и митрополита стал совершившимся фактом. 392

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010