62 Ср. Пс. 17:30: “С Богом моим восхожу на стену”. В славянском переводе (“Богом моим прейду стену”), так же как и в Септуагинте, речь идет о прохождении “через” стену, о преодолении стены как некоей преграды. 63 Выражение “море жизни” (слав. “житейское море”) встречается у Оригена, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. авторов. Однако преп. Симеон здесь скорее всего имеет в виду литургический текст: “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею...” (ирмос канона 6 гласа). 64 Ср. Быт. 2:8—9; Апок. 2:7. Отсюда начинается длинный ряд аллюзий на библейские тексты, в которых преп. Симеон находит отражение своего внутреннего опыта. 65 Ср. Исх. 16 (рассказ о манне небесной). 66 Ср. Числ. 20:8—11 (рассказ о Моисее, который извел воду из скалы). 67 Ср. Исх. 3:2—4 (рассказ о Моисее, которому Бог явился в пламени горящего куста; слав. “неопалимая купина”). 68 Ср. Исх. 3:5. 69 Ср. Исх. 14:21—28 (повествование о Моисее, который провел народ по дну Чермного моря). 70 Ср. Исх. 15:23—25 (рассказ о том, как Моисей превратил горькие воды Мерры в сладкие, бросив туда бревно). 71 Ср. Втор. 32:13. 72 Ср. Исх. 16. 73 Ср. Числ. 17:2—8. 74 Ср. Лк. 1(слова ангела Богородице). 75 Ср. Ин. 9(слова Иисуса слепому). 76 Ср. Ин. 11:38—44 (рассказ о воскрешении Лазаря). 77 Ср. Мф. 27:66. Упоминание о “печатях” (слав. “знамения”) встречается в пасхальных богослужебных текстах. Ср. Пасхальный канон: “Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба” (песнь 6, тропарь). 78 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 79 Здесь и далее на протяжении всего гимна преп. Симеон использует однокоренные слова monachos (монах), monos (один, одинокий), monazon (одинокий, уединенный), monazo (уединяться), memonomenos (отъединенный, отделенный). Передать эту игру слов в переводе не всегда удается. 80 Быт. 2:24. Ср. Мф. 19:5. 81 Ср. 1 Кор. 2:16. 82 Ср. Мф. 5:16. 83 Ср. Ин. 1:9. 84 Ср. Ин. 3:3. 85 Согласно трактату “О небесной иерархии”, приписываемому Дионисию Ареопагиту, все небесные бесплотные силы подразделяются на девять чинов: престолы, серафимы, херувимы, власти, силы, господства, начала, архангелы и ангелы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Перед смертью М. провозгласил Иисуса Навина своим преемником (Втор 31. 1-8), обратил к народу прощальное пророческое слово, связанное с грядущими судьбами Израиля (Втор 31. 14-30; 32. 45-47), воспел победную Песнь (Втор 32. 1-44) и благословил колена Израилева (Втор 33). М. умер в возрасте 120 лет (Втор 34. 7), перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную (Втор 34. 1-4). Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным (Втор 34. 7). В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя и законодателя (Втор 34. 8). М. в других книгах Ветхого Завета Праотец Авраам с Исааком, пророки Моисей и Самуил. Скульптура портала Шартрского собора. XIII в. Праотец Авраам с Исааком, пророки Моисей и Самуил. Скульптура портала Шартрского собора. XIII в. В исторических книгах ВЗ (Книги Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Ездры-Неемии) имя Моисей встречается свыше 100 раз; половина примеров - в Книге Иисуса Навина, непосредственно примыкающей к Пятикнижию. Не совсем понятно, почему имя Моисей не упомянуто в 4 Цар 22-23, где рассказывается о том, как при царе Иосии (640/39-609/8 гг. до Р. Х.) в Иерусалимском храме была найдена «книга закона», которую царь читал вслух всему народу; он преобразовал в соответствии с этой книгой всю религ. жизнь Иудеи, в частности празднование Пасхи (совр. библеисты считают, что в этом повествовании речь идет о кн. Второзаконие либо о ее законодательном ядре). Напротив, более поздний, но очень сходный по структуре рассказ из Неем 8, где повествуется, как книжник Ездра (V в. до Р. Х.) читал вслух народу «книгу закона», после чего иудеи изменили всю свою жизнь и, в частности, стали совершать праздник Кущей, дважды упоминает М. в связи с этой «книгой закона» (совр. библеисты считают, что речь идет о Пятикнижии в виде более или менее близком к нынешнему). В пророческих книгах имя Моисей встречается всего 5 раз (Мих 6. 4; Иер 15. 1; Ис 63. 11-12; Мал 4. 4; Дан 9. 11-13), а в Книге прор. Осии он, очевидно, не называется по имени: «Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его» (Ос 12.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Грядущее явление Господа – это зерно эсхатологии мессианства Израиля. Пророки неустанно вспоминают в своей теофании Авраама, выход из Египта, дарование Торы на Синае, завоевательную войну, союз с Давидом ( Ис.10:26, 11:15, 43:16, 51:10, 52:12, 48:21 ; Ос.2:17 ; Иез.37:26 ). Господь явится, чтобы судить землю, приговорить преступника, спасти невинного и покарать нечестивцев. Спасение тесно связано с идеей суда Господня. Господь справедлив и милосерден, он покарает своих врагов и врагов своего народа ( Ис.27:1 ). И эта победа разрушит окончательно беззаконие, которое противостоит царству любви. Языческие боги будут низвергнуты ( Соф.2:11 ), могущество зла будет уничтожено ( Иер.25:15 ; Иез.25, 32 ), беззаконию не будет больше места в Израиле ( Ос.4:1–2 ; Мих.6:1–4 ; Иер.11:9–13, 20:6 ). Кара придет как голод, чума, огонь, дрожь земли, ужасы войны ( Иер.14:12 ; Иез.6:11 ; Ам.1:4, 2:13, 5:3 ; Ис.5:25 ; Иер.15 ). Поскольку наказание за преступления должно предшествовать царству справедливости. Этому дню предшествует возрождение Израиля в райской прелести: Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение ( Ис.51:3 ; Ос.2:20 ). Мир воцарится на земле даже среди животных; больше не будут умирать дети; человеческая жизнь будет очень долгой ( Ис.65:20 ). Поскольку в день Господа живой Бог провозгласит триумф жизни над смертью. Так миф о потерянном рае кристаллизуется в ожидание Земли обетованной. Когда она завоевана – человек грезит о времени ее освобождения от сил зла, о дне всеобъемлющего искупления. Амос, первый из великих пророков-писателей, делает акцент на катастрофах, которые будут сопровождать день Господа ( Ам.7, 8, 9 ), не светлый, но сумеречный ( Ам.5:18–20, 8:9 ). Спасение придет лишь для праведников, лишь они будут защищены от апокалиптических катастроф. Для них царство Давида возродится в своем былом могуществе, в эру мира и счастья, которая последует за судом Господа. Осия также делает акцент на Израиль как на центр эсхатологии: он будет избавлен благодаря силам любви. Мысль Исайи и Михея простирается на всю вселенную: спасение Господне ожидает не только Израиль, но и другие нации, даже природу, поскольку небеса и земля будут обновлены в день Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состояние веры в царстве израильском было не лучше нравственного, или, правильнее, оно-то и было причиною развращения нравов. Первый Царь отложившихся от дома Давидова десяти колен, чтобы утвердить самостоятельность своего царства и прервать союз своих подданных с храмом иерусалимским ( 3Цар.12:26 ), учредил на севере своих владений – в Дане и на юге – в Вефиле особые святилища, в которых покланялись Иегове под образом тельца, или вола. Все преемники Иеровоама до самого падения царства, по тому же побуждению поддерживали введенное Иеровоамом служение, хотя и происходили из разных династий. При Ахааве введено было в царстве израильском служение Ваалу и Астарте, заимствованное от финикиян и, не смотря на обличения Пророка Илии, оставалось и в царствование преемников Ахаава, доколе Ииуй, истребивший дом Амврия, не разрушил храма Ваалова и статуи божеств языческих. Бог чрез Пророка возвестил Ииую, что дело, которое он совершил, приятно Ему ( 4Цар.10:30 ). Это было как бы побуждением ему к такой же ревности по истинной религии. Но дела благочестия Ииуя только и ограничились уничтожением языческого святилища и идолов; увлекшись побуждениями прежних царей, он восстановил служение Иегове под образом тельца. Во времена Иеровоама II ревность к сему богослужении особенно усилилась ( Ам.4:4, 5 ). Кроме святилища в Вефиле, которое называлось царским ( Ам.7:19 ), и другого в Дане, было еще третье в Галгалах ( Ам.4:4, 5:5 . Сн. Ос.4:15, 9:15, 12:11 ). Народ израильский был так усерден, что посещал даже отдаленную Вирсавию, лежавшую на южной границе царства Иудейского, вероятно потому, что и здесь было учреждено незаконное служение Иегове ( Ам.5:5, 8:14 ) 7 . Богослужение Иегове под образом тельца было гораздо выше языческих религий ( 4Цар.3:2 ); потому что при нем соблюдаемы были празднества, установленные законом Моисеевым: праздник кущей ( 3Цар.12:32 ), новомесячия, субботы и другие праздники ( Ос.2:11 ). Пророк Амос говорит, что израильтяне любили хвалиться своею ревностью к служению тельцам, исправно приносили утренние жертвы каждый день и отдавали десятины, и не только совершали жертву хвалы, но и жертвы произвольные ( Лев.7:16, 22:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

В Ветхом Завете, также как и в литературе Угарита, «сынами Божьими» часто называли существ, принадлежащих к небесной или божественной сфере, однако, в отличие от Угарита, эти существа всегда находятся в подчиненном состоянии по отношению к Богу, формируя как бы небесный «собор» или «двор» ( Иов.1:6; 2:1; 38:7 ; Пс.29:1; 82:6; 89:6 , ср. Втор.32:43 в LXX). Возможно, эти существа названы так потому, что они имеют отношение к Богу, а также обладают духовной природой и, в отличие от людей, не умирают (ср. Пс.81:6–7 ). С развитием иудейской ангелологии иногда происходило отождествление сынов Божьих с ангелами. Это хорошо видно, например, в книге Даниила ( Дан.3:25–28 ). Переводчики LXX, стремясь избежать какого-либо намека на политеистические идеи в Библии, иногда меняли «сыны Божьи» на «ангелов Божьих» (Ср. Дан.3:25,28 ; Иов.1:6 ) 229 . Однако, в текстах периода Второго Храма (538г. до Р.Х. – 70 г. Р.Х.), использование самого выражения «сыны Божьи» и связанных с ним, для обозначения ангелов становится довольно частым. Встречаются выражения «сыны неба» (1Ен.6:2; 13:8; 14:3), «сыны ангелов» (1Ен.69:4–5; 71:1; 106:5–6), «сыны Всевышнего» (Иосиф и Асенеф 16:14), «сыны Бога Живого» (Иосиф и Асенеф 19:8). Эта тема присутствует также в 1QH f 2:3 230 . Другая атрибуция выражения «сыны Божьи» в библейской и постбиблейской иудейской литературе относится к народу Израиля. В Исх.4:22–23 , Иер.31:9 ; Ос.11:1 Израиль назван «сыном», а Бог – его Отцом ( Втор.32:6 , Иер.3:4,19; 31:9 ср. 63:16; 64:7; Мал.2:10 ). Члены народа Израиля, считаются, соответственно, «сынами», «дочерьми» или «детьми» ( Втор.14:1; 32:5,19 ; Ис.30:1; 43:6; 45:11 ; Иез.16:20–21 , Ос.2:1 ), хотя это не означает усвоение Божественной природы, но указывает на уникальность отношений между Богом и Израилем, что подчеркивается идеей избранности народа Израиля среди других народов земли ( Ис.4:22 ; Втор.14:1–2; 32:5–6; 19–20 ; Ис.43:6–7; 64:8 ; Иер.2:27 ; Мал.2:10 ), предполагающей служение, связанное с обещанием Господа сделать народ царством священников ( ) и народом святым ( ) ( Исх.19:6 ). Отделенность от других народов для Бога подчеркивается по отношению к Израилю и в проекции на него образа небесных существ как «святых» () ( Пс.88:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Феодорит) хранил его и его потомство, – даровавши последнему спасение рукою великого пророка (ст. 13). «Между тем Ефрем, ведя род от патриарха, возбуждает Иегову на гнев, потому что живет во всяком беззаконии» (Бл. Феодорит, 308). – И здесь таким обр. пророк свидетельствует, что патриархальная история в его время была прочным достоянием народных воспоминаний и именно, как история особенного водительства Божия жизнью библейских праведников, – и что в частности история Иакова была всем известна в том изложении, которое дано ей священными книгами (срв. Ос.12:12 и Быт. 27:43–45; 28:10–22 ; Втор. 36:5 ). Из имен других патриархов пророки упоминают Иосифа ( Ам.5:6, 15 ), Иуду (Осия часто) и Ефрема (очень часто тоже Осия). Имя Иосиф употреблено пр. Амосом в значении народа северного царства. Осия предпочитает для этого царства наименование Ефрем. Объяснить причину такого предпочтения трудно, но вполне вероятно, что эти наименования, как и наименование южного царства Иудой, перенесены с лиц патриархов на их потомков. Как и нужно было ожидать, наибольшее количество воспоминаний пророки соединяют с основоположительным событием библейской истории – выходом евреев из Египта. Пророки знают, что вся история Израиля в собственном смысле началась именно этим событием ( Ос.2:15, 11:1 ). До этого момента Израиль был в состоянии рабства и утеснения. Египет был для него страною печали и как бы плена. Последнее мнение об Египте настолько устойчиво в исторических воззрениях пророков, что у пр. Осии, наприм., слово Египет является часто типическим обозначением состояния рабства и наказания ( Ос.8:13; 9:3 срв. 9; 11:5). Важно при этом заметить, что, ссылаясь на Египет, как на место рабства и страну наказания, пророки опираются и здесь не только на исторические сведения, заключающиеся у Иеговиста, но и на такие документы, которые считаются происшедшими значительно позже наших пророков. Осия дважды приводит угрозу, что Израиль возвратится в Египет ( Ос.8:13; 9:3 ). Выражение это есть цитата из· Втор. 28:68 : «и возвратит тебя Господь в Египет», – и показывает, что пророк, когда произносил свои пророчества, имел пред глазами кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

«Ибо вот они», говорит пророк, созерцая пленение народа как факт уже как бы совершившийся, «переселены из-за опустошения», на них обрушившегося; «Египет примет их», или точнее, соберет их по одному всех вместе и как бы в одной могиле похоронит их, как это видно из дальнейших слов пророка: «Мемфис похоронит их». Мемфис – название греческое, вместо египтского Мамфта или Мануф, откуда у Евреев Моф, как именно здесь у Осии в евр.; или Ноф, как у Ис.19:13 ; Иер.44:1 и др. Это была столица среднего Египта, недалеко от нынешнего Каира, почему и названа здесь вместо всего Египта (ср. Иез.30:13 ). Священное имя этого города было Га-ка-фта, т.е. дом почитания Фта (египетского бога огня, греч. Вулкана (см. Comm Keif, на Ос.9:6 ). Но и здесь, как и в выше упомянутых местах ( Ос.8:13, 9:3 ), Египет принимается не как земля пленения десятиколенного Израиля, или изгнания туда, а как древний тип, по ( Втор.28:68 ), земли рабства, которое собственно будет исполнено в земле ассуровой, потому что у Осии только Ассур всюду является как жезл ярости Божией относительно безбожного десятиколенного Израиля, а отчасти и Иуды. Царь Ассур есть царь яреб – поборник, – у которого Ефрем ищет помощи и в котором получит вместо помощи стыд ( Ос.3:13, 10:6 ); ибо от ассирийского царя Салмана (сокращенная форма Салманассара, разрушившего Самарию – 4Цар.17:6 ) идет разрушение и опустошение ( Ос.10:14 ). Наконец в ( Ос.11:5 ) ясно говорится: «не пойдет он опять в землю египетскую Ассур, – он будет царь у него». Итак, Израиль будет изгнан на погибель в землю пленения. Что же касается до его отечественной земли, до оставленных им жилищ и сокровищ, то жилища эти и сокривища будут разграблены, и те места, где находились эти сокровища и где стояли жилища и шатры Израиля, будут превращены в пустыню и заростут дикими, колючими растениями. «Драгоценностями их из серебра», домами, украшенными и наполненными благородными металлами, «завладеет колючий терн, волчец в шатрах их», волчец и колючий терн будут расти на месте разграбленных, разрушенных жилищ и шатров Израиля, – всюду будет лежать печать всеобщего запустения (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Как через это приведение язычников в общество Иеговы число сынов израилевых будет более и более умножаться; так само это размножение дойдет до своей полноты, когда в свою очередь потомки теперь еще скитающихся по странам света в отвержении сынов израиля обратятся к Иисусу Христу, как, к их Мессии – Спасителю ( Рим.11:25–26 ). Справедливость такого понимания обетования в его широком смысле, подтверждается апостолами Петром и Павлом, которые обетованные слова Осии: «и будет на том месте, где им было сказано: вы не мой народ, они будут названы сыны Бога живого» – ( Ос.1:10 ); и другие сходные слова пророка: «и помилую Непомилованную и тому, кто не народ мой скажу: ты народ мой» ( Ос.2:23 , ср. Ос.2:1 : «называйте братьев своих: народ мой и сестер своих: Помилованная») – относят к язычникам и почерпают из них доказательство усыновления язычников Богу во Христе. (См. 1Пет.2:10 и Рим.9:22–26 ): например, апостол Павел так говорит, касаясь обетованного пророчества: «Бог, желая показать гнев, и явить могущество свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников. Как и у Осии, говорит: не мой народ назову моим народом, и не возлюбленную – возлюбленной ( Ос.2:23 ). И на том месте, где сказано им: вы не мой народ, там названы будут сынами Бога живаго» ( Ос.1:10 ; Рим.9:22–26 ). Второе отделение первой части книги пророка Осии (Ос.2:2–23) Во втором отделении подробнее раскрывается то, что в первом было довольно кратко возвещено частью в образной, частью в прямой речи. Тесная связь обоих отделений формально через то уже обозначается, что как первое отделение заканчивается требованием усвоения возвещаемого спасения, так второе начинается требованием обращения. Символическая чета исчезает; на ее место является другая чета, уже не символическая: Бог , как муж и Израиль, как жена, но жена прелюбодейная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Сн. Ам.4:4, 5 ) 8 . Хотя символическое служение Богу под образом тельца и было установлено по образцу богослужения в храме иерусалимском; но оно было достойно наказания, потому что было произвольно и следовательно незаконно, и вело к язычеству 9 . Как скоро духовное поклонение Богу ниспадало до чувственных изображений, статуй или идолов: то различие между истинною, духовною религиею и религиями языческими исчезало, она уже близко граничила с ними; и мы видим, что израильтяне, покланявшиеся Богу истинному под символом тельца, привыкли называть Его Ваалом ( Ос.2:16 ); совершая праздники в честь Иеговы ( Ос.2:11 ), в тоже время праздновали и дни Ваалимов ( Ос.2:13 ). Вообще, при каждом удобном случае язычество легко проникало в царство израильское. Так и не смотря на то, что Ииуй разрушил храм Ваала, сокрушил идолов и умертвил идолопоклонников, при сыне его Иоахазе язычество является снова в царстве израильском ( 4Цар.13:6 ). При Иеровоаме II поклонение Ваалу опять усилилось ( Ос.2:13, 16, 17 ). На языческое богослужение указывает и Пророк Амос ( Ам.7:9 ). При таком состоянии царства израильского Бог воздвиг Пророка Амоса для проповеди заблуждающему народу, чтобы снасти от грядущего гнева хотя остаток израильтян, если нельзя уже обратить всех к истинному богопочтению и доброй жизни. Сведения о Пророке Амосе Некоторые сведения о жизни Пророка Амоса находятся в книги его пророчеств. Думают 10 , что Пророк Амос был отцом Пророка Исаии. Это мнение основывается на сходстве произношения того и другого имени, и может быть, на современности того и другого Пророка; но оно опровергается правописанием, как заметил еще Блаженный Иероним 11 . Св. Кирилл Александрийский также отличает Амоса от отца Исаии 12 . Пророк Амос происходил из города Фекоа, принадлежавшего к царству иудейскому, и следовательно, был иудей по происхождению. Некоторые впрочем, вероятно, основываясь на том, что он действовал в царстве израильском, считают его израильтянином. Но город Фекоа никогда не принадлежал к царству израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Они чтут новомесячия и субботы и вместе с тем оскверняют эти дни корыстолюбием, неправдою и притеснением бедных ( Ам.8:4–6 ). В других случаях усердные праздничным торжествам, в тех случаях, когда праздники затрагивают их денежный интерес и затрудняют наживу, тяготятся ими, желают, чтобы они скорее миновали и развязали им руки для торгового плутовства, мелких прибылей и безжалостного закрепощения бедных в рабство (св. Ефрем Сирин ). Более того: места священных собраний обращаются у них в места разврата. На вершинах гор они приносят жертвы, а на холмах совершают каждения под дубом и тополем и теревинфом и вместе с тем предаются разврату: любодействуют дочери их и прелюбодействуют невестки их: а сами отцы и сыновья развратничают с блудницами и с любодейцами приносят жертвы ( Ос.4:13, 14 ); т.е. культ израильский вместо, чтобы служить духовной пользе народа, обратился в школу разврата, тем более омерзительного, что разврат этот освящался религиозно. Дело дошло до того, что Израиль позаимствовал у язычников в числе других мерзостей и институт кедешей или гиеродулов, обрекавших себя на гнусное служение богине Ашере (срв. Вт. 23:17; 3Цар. 14, 24, 15, 12; 22, 46 ). Несомненно в этом смысле пророк Осия говорит о принесении отцами и сыновьями жертв с блудницами (Kedeschoth имеет в Священном Писании специальное значение для обозначения женщин, продававшихся за известную плату, которая шла в доход храма). Возможно, что и слова пророка Амоса Ам. 2:7 : «отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое» 144 , заключают намек на этот же позорный институт, ибо оскорбление святого имени Иеговы через разврат ближайшим образом могло иметь место именно при религиозном бесчинстве. У пророка Осии, кроме Ос.4:14 , более или менее определенно говорится об этой священной проституции в Ос.6:10 : «в доме Израиля (в Вефиле) Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Наконец, представители официального культа, которым вверена тора для научения народа истинной жизни ( Ос.4:5 ), не отвечают своему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010