– указывает на Свое единосущие с Отцем ( Иоан. 10, 30, 14, 10, 11 ) и совершенное равенство с Ним (5,17. 19, 21. 16, 15. 17, 10), а при таком единосущии и равенстве Сына с Отцем – никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Матф. 11, 27 . Иоан. 8, 19 ); – усвояет Себе Божеские свойства, а именно – вечность ( Иоан. 8, 58. 17, 5 ), самобытность (5, 26), вездесущие (3, 13. 14, 24. Матф. 18, 20 ), всемогущество, выразившееся в совершении чудес, ихъже ин никтоже сотвори ( Иоан. 15, 24 ), и показавшее, что Он, – Бог, имеет власть не над телом только, но и над душею ( Матф. 9, 6 ); – как Бог, Иисус Христос дает ученикам Своим силу чудес ( Марк. 16 17, 18. Лук. 10, 19 ), обещает им премудрость ( Лук. 21, 15 ), ободряет их надеждою на получение просимого ( Иоан. 14, 13, 14. 16, 23 ), утешает обетованием Святого Духа (15, 26); – Христос Спаситель постоянно и с особенною силою доказывает иудеям Свое Божество и при этом ссылается на свидетельства: Иоанна Крестителя, который свидетельствова о истине (5, 33), назвав Иисуса Христа Сыном Божиим, сшедшим с неба и сущим над всеми (3, 31–36), – Отца небеснаго, сказавшего о Нем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (5, 37, Матф. 3, 17 ), – Своих чудесных дел ( Иоан. 5, 36 ) и ветхозаветных писаний (ст. 39). – Наконец Господь утверждает истину Своего Божества славным Своим воскресением из мертвых. б) Эту веру в Божество Господа I. Христа ап. Петр, от лица всех апостолов, исповедывал пред Самим Господом, когда на вопрос Его: вы же кого Мя глаголете быти? – отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога живого ( Матф. 16, 15, 16 ). На этой вере, как на краеугольном камне, Господь обетовал непоколебимо основать Свою церковь (ст. 18). в) Чему учил Господь Иисус Христос, что проповедали апостолы, тому веровала древняя христианская церковь , хранительница истинно-апостольского предания, признавая Божество Господа, и свою веру выражала в изречениях пастырей и учителей, в исповеданиях мучеников, в символах, употреблявшихся в поместных церквах, и в определениях соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это понимание порождено тем, что многие совершенно перестали понимать, что такое бытие. Истинное бытие это – Бог, ибо Он сказал о Себе: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3:14 ). Мы же только «Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:28 ). Небытие это не сущее, небытие это – «не-Бог», как и тьма не есть некая субстанция, а есть отсутствие света, «не-свет». Исходя из этих определений, кстати, ясно, сколь несуразно требование «доказать бытие Бога», ибо истинное бытие и есть Бог. Тварь может иметь временную и вечную жизнь или бытие в Боге. Сущее под благодатию сейчас имеет временное бытие в Боге, после же всеобщего воскресения и Суда будет иметь вечное бытие в Боге. Так же и смерти тварь может подвергнуться временной и вечной. Сейчас, при частном отчуждении от Бога, тварь попадает в рабство первой смерти, первой стадии небытия. После же Страшного суда будет полное отчуждение павшей твари от Бога, или «неполное небытие». Если сейчас страшно «не-быть» в Боге, то сколь страшно будет «абсолютное не-бытие», абсолютное отсутствие Бога! Если страшен ад (место временной смерти, временного небытия), то коль страшна будет геенна (место вечной смерти, вечного небытия)! Трепещи сего душа, а не утешайся мыслью о небытии! То, что будет в геенне, строго говоря, нельзя называть ни жизнью, ни бытием! Это – вечная смерть, небытие, мрак и ужас, так же как и сейчас состояние грешника, это – не жизнь, а смерть, временное небытие, ад. Крещение же – первое воскресение, обусловливающее второе воскресение и жизнь вечную, вечнобытие в Боге. Как вечно бытие, также вечно и его отрицание – небытие или смерть вторая. Заключительным аккордом Страшного суда звучат слова. Откр.20:15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Возревнуем же, чтобы имена наши не были изглажены из этой спасительной книги! Приложение 5. Толкование на книгу пророка Исайи (11,1–10) «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

237). Термин – да. Но идея присуща также всем новозаветным писателям, особенно Ап. Павлу Рим.8:29, 11:2 (προγνω – ср. 1Пет.1:20 ; 2Пет.3:17 ), 1Кор.2:7 , – Еф.1:5,11 . (προоρζειν), – Рим.9:11 ; Еф.3:11 , – 2Тим.1:9 (πρθεσις), в частности по отношению ко Христу Спасителю ср. Рим.1:2–5, 3:25, 4:24–25 ; – Еф.3:11 ; – Евр.10:7 и т. д. Также ср. речи диак. Стефана Деян.7:6 и ап. Иакова Деян.15:18 . в) «Другую характерную черту благовестия Ап. Петра составляет связь учения его с Ветхим Заветом... Отмеченная черта рельефно выступает в посланиях Ап. Петра. Он освещает христианство главным образом со стороны связи его с Ветхим Заветом, поскольку в нем осуществились ветхозаветные предсказания и чаяния» (стр. 337). Однако ж и здесь, в отношении собственно к идейно-богословской стороне, теми же самыми словами можно говорить и о евангелиях Матфея и о посланиях Ап. Павла, особенно к Евреям, частью о евангелии Иоанна, а также о речи Иакова Деян.15:15–17 . Другое дело «претворения» ветхозаветно-библейских выражений в собственный стиль пи- —372— сателя» стр. 339 прил. 2), как интимно-психологическая особенность стиля Ап. Петра. г) В учении о лице Иисуса Христа автор, между прочим, отмечает (на стр. 343–344): «будучи потомком от семени Авраама и чресл Давида (но ср. в евангелии Мтф. родословие, особенно Мф.1:1, 21:9, 22:42 сл. и паралл., также отчасти Ин.7:42 ; Рим.1:3 ; Гал.3:16 ; Евр.2:16 ; 2Тим.2:8 ; Апок.22:16 ), он «муж от Бога» (но ср. выше пункт о предустановлении), «святый» (но ср. Мк.1:24 ; Лк.4:34 ; Ин.6:69 ), «праведный» (но ср. Мф.27:19,24 ; Лк.23:47 ; Рим.3:26 ; 2Тим.4:8 ; Иак.5:6 ; 1Ин.1:9, 2:1,29, 3:7 ; Апок.16:5 ), «отрок» (но ср. Мф.12:18 и σιδαχ τν δδεκα ποστλων с. IX–X), – помазанный Духом Святым (но ср. Лк.4:18 и Евр.1:9 – в цитатах из Ветхого Завета), «краеугольный камень» (но ср. Мф. 21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17–18 , особенно Рим.9:32–33 ; 1Кор.3:11 ; Еф.2:20 ), «домостроительства» (но см. Мф.10:25, 16:18, 20:1, 21:33 ; Лк.14,21 ; 1Кор.3:9,12, 14:5,12,20 ; 2Кор.5:1 ; Еф.1:10, 2:21, 3:2,9, 4:12–16 ; Кол.1:25 ; 1Тим.1:4 ), «спаситель» (но см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Сила учения Христова была несравнимая. Это зависело аа) и от крото сти учения Его. Он учил с крайнею снисходительностью к душам грешным. Трости надломленной не переломит, льна курящегося не погасит, так говорил пророк о Мессии (Мат. 12, 20. Ис. 42, 3 ). Пророки обыкновенно приходили кь людям с бременем пра- посуднаго (Иг. 13, 11), не редко изрекали и проклятия на непокорных. Господь Иисус часто отверзал свои уста только для того, чтобы произнести благословение на нищих духом, кротких, плачущих, гонимых: приидите ко Мне, говорил Он, вси труждаюшиися и обременнии, и Аз упокою вы. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим (Мат. 11, 28. 29). бб) Однако, когда нужно было, Он строго обличал заблуждения и пороки, не взирая на важность лиц. Самые злобные враги Его вынуждались говорить: учителю, вемы, яко истинен еси и пути Божию воистину учиша и не нерадиши ни о комже, не зрити бо на лице человеком (Мат. 22, 16). Он действовал с полной ревностью о славе Огца Своего ( Иоан. 4, 39. 9, 4 ). Открыто и резко восставал против фарисеев и книжников, несмотря на уважение, какое умели они приобретать себе в народе (Мат. 23). Выгонял из храма производивших там торг ( Иоан. 2, 14–16 ). Свидетельствовал о истине пред знаменитостями иудейскими ( Иоан. 18, 20. 21 . Лук. 22, 69. 70 ) и пред Пилатом ( Иоан. 18, 23 ). – вв) Пророки возвещали учение свое не от себя, но как слуги Божии от лица Божия. Тако глаголет Господь, сия глаголет Господь,, говорили они. Не так говорил Господь Иисус: Аз же глаголю вам, говорил Он (Мат. 5, 22. 28. 32, 34. 39); указывал на Себя, как на образ Самого Бога ( Иоан. 14, 9 ). Учил яко власть имея (Мат. 7, 29). И со властию бе слово Его ( Лук. 4, 32 ). гг) Таким образом силу слов Его невольно испытывали слушатели Его. И вся свидетельствоваху Ему и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его ( Лук. 4, 22 ). Слуги, посланные взять Иисуса, не осмелились взять Его и возвратясь отвечали пославшим: николиже тако глаголаль человек, яко сей человек ( Иоан. 7, 46 ). § 194. б) По содержанию учения

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Есть места в Св. Писании, говорящие о более пониженном положении Сына в сравнении с Богом Отцом. Они свидетельствует о Его субординационизме не по Божественному естеству, а только по созданному миру и по телесному воплощению Сына Божия ( Иоан. 14:25 ; Лук. 2:40 ; Марк 13:32 ; Иоан. 5:19 ; Иоан. 8:42 ; Иоан.16:28 ). Однако есть также места, которые говорят о единосущном равенстве Сына с Богом Отцом ( Иоан. 10:30 ; Фил. 2:6 ). Вожди Сторожевой Башни о них не помнят или неправильно переводят в своей версии перевода Библии. Заслуга Оригена в том, что он доказал, что Сын Божий вечен, как вечен Отец. Хотя в идее вечного рождения он не увидел идею равенства, её увидели участники 1-го Вселенского Собора в Никее в 325 году, а затем 2-го Собора в Константинополе в 381 г. По этой причине Никео-Цареградский символ веры провозгласил: «Верую в Сына Божия, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного , единосущного Отцу» (выделено Н.П.). Это соответствует Св. Писанию, где о Сыне Божьем сказано, как о рожденном ( Иоан. 3:16 ), а не сотворенном. То, что Ориген учил о Боге, Святой Троице, логически содержит идею равенства, хотя он этого в свое время не осознал. Как объясняет М. Поснов , Ориген учил, что в Боге Отце: …все свойства существуют как бы в скрытом состоянии, как нечто долженствующее; в Сыне же все эти свойства проявляются актуально, как наличный факт, и тождественны с Сыном. Таким образом, Сын есть вся полнота Божества Отца, реально осуществленная… Бог Отец, при всей Своей отвлеченности, есть самосознательная личность, ипостась, и Дух Святой ипостась. Все вместе они составляют поклоняемую, начальственную Троицу. Божество свойственно только этим трем ипостасям. Лишь Троица – Отец, Сын, Святой Дух – источник всякой святости. Три ипостаси и одна Троица – это формула в первый раз произнесена Оригеном и она стала неотъемлемым достоянием церковного богословия (выделено Н.П.). Делая в своем буклете «Нужно ли верить в Троицу?» краткую ссылку на Оригена , лидеры Сторожевой Башни надеются, что читатели не узнают, что Ориген не только верил в Святую Троицу, но и употреблял это наименование в своём труде. Несмотря на идею субординации Сына и Духа Святого Отцу, Ориген верил в их истинное Божество и Личность. А это далеко отличается от того, что хотят сказать об этом лидеры свидетелей Иеговы. На основании этих достоверных фактов, Ориген, несомненно, верил в Святую Троицу и что Святой Троице следует воздавать поклонение. Авторы буклета свидетелей Иеговы с умыслом неверно трактуют его. Борьба с арианством и Никейский собор

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

2. Дух Святой представляется совершителем нашего освящения. Явившись на землю, вскоре по вознесении Спасителя на небеса, чтобы усвоить нам дело спасения, Дух Святый с тех пор выну пребывает в Церкви ( Иоан. 14, 16 ), возрождает грешников в таинстве крещения ( Иоан. 3, 5 ), сообщается верующим в благодатных дарованиях, как Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия ( Ис. 11, 2. 3 ), обитает в нас, как в храмах своих ( 1Кор. 6, 19 ), способствует нам в немощех наших ( Рим. 8, 26 ), производит в нас плоды духовные: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22 ) и все другие, так что никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ) 434 . 3. Сын представляется виновником нашего освящения. Он заслужил для нас все благодатные дарования Духа Святого своею крестною смертию. А потому, если Дух ниспослан от Отца на землю: то не иначе, как по ходатайству Сына ( Иоан. 14, 16 ), во имя Сына (- 26), и никогда бы не был ниспослан, если бы Сын не совершил на кресте дела нашего искупления, и, вследствие своих заслуг, не был прославлен ( Иоан. 7, 39 ). Потому же Сын изображается раздаятелем Духа Святого всем верующим и жаждущим воды живы ( Иоан. 7, 37. 38 ), и благодать Духа называется обыкновенно благодатию Господа нашего Иисуса Христа ( Рим. 16, 24 ; 1Кор. 16, 23 ; 2Кор. 13, 13 ; Гал. 6, 18 ; Фил. 4, 23 ; 2Сол. 3, 18 ), или благодатию Христовою ( Гал. 1, 6 ; 2Кор. 12, 9 ), благодатию, данною о Христе Иисусе ( 1Кор. 1, 4 ; 2Тим. 1, 9 ), и сам Дух Святый – Духом Христовым ( Рим. 8, 9 ), Духом Сына ( Гал. 4, 6 ). Потому же говорится, что именно Христос крестит нас Духом Святым ( Матф. 3, 16 ), что Христос, как вечный Первосвященник, совершив единым приношением себя в жертву во веки освящаемых ( Евр. 10, 14 ), непрестанно ходатайствует за нас на небеси (8, 25), и ниспосылает нам вся божественныя силы, яже к животу и благочестию ( 2Петр. 1, 3 ), что обитание в нас Духа Святого есть обитание самого Христа ( Рим. 8, 9. 10 ; снес. 2Кор. 13, 5 ; Гал. 2, 20 ) 435 , что без Христа мы не можем творити ничесоже ( Иоан. 15, 5 ), и что Он именно есть святяй нас Духом Святым 436 , а мы освящаемии ( Евр. 2. 11 ; снес. 10, 29; 13, 12), или освященные о Христе Иисусе ( 1Кор. 1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это можно сказать уже в отношении учения и познания веры. Откуда человек почерпнёт это учение и познание? Из собственного ли ума и веры? Учись по-еврейски и по-гречески, читай сто раз Библию — ты все-таки будешь ходить ощупью во тьме, где не озарит тебя свет свыше (Прем. 9:17; Исаии 11:2 ). “ Дух Святый … научит вас всему ” (Иоан. 14:26; 1 Иоан. 5:6 ). Еще более это нужно сказать в отношении живой веры. “ Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ” (Иоан. 14:23 ). Святой Дух пробуждает и обличает (Иоан. 16:8–9 ), свидетельствует ο Христе (Иоан. 15:26 ), прославляет Его в нас (Иоан. 16:14 ). 2. Истинно-благочестивым христианином. Вера без дел мертва (Иак. 2:17–18; Сир. 34:14 ). Вы, не имеющие Духа, говорите, что хотите, ο ваших добродетелях, но они не более, как пустая скорлупа; восхваляете честного человека, но он только мертвый образ, размалеванный водяными красками, которые линяют и бледнеют на солнечном свету. Как совершенно иначе бывает с тем, кого влечет Дух Божий к добродетели? (Рим. 8:13–15 ). Он оставляет зло, делает добро ради Бога (Быт. 39:9 ). Его совесть не может переносить никакого греха, как глаз не переносит никакого горчичного зерна. Святость Иисуса Христа — зеркало, в которое он постоянно всматривается. Дух Святой ведет его в землю праву (Псал. 134:12 ). Его добродетели — плод Духа (Гал. 5: 22 ). 3. Истинно-утешенным христианином. Человеческие советы и утешения — сухие колодцы. Мир, доставляемый миром, продолжается одно мгновение; — это кукла в руках ребенка (Иов. 16:2; Амос. 6:13 ). Но Дух Святой превращает всякую печаль в радость (Деян. 9:31 ); дает нам свидетельство, что мы Божьи чада (Рим. 8:26 ); осушает наши слезы (Рим. 14:17 ); помогает нашей немощи (Рим. 8:26); взывает с нами: “Авва Отче” (Гал. 4:6 ). Заключение. Что мы за христиане с вами, слушатели? He самодельные ли святые? Многие вовсе не имеют Духа (Иуд. 1:19 ). Иной скажет: “я имею Его; не крестился ли я, не хожу ли в церковь?” Покажи веру твою от дел. Обратись (Деян. 7:51 ). Молись (Псал. 50:12 ) и следуй внушениям Духа Божьего. Могущественное учение Духа истины

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

БЕСЕДА 67 на Иоан.12:24–26. 1 . О том, кто, любя свою жизнь, губит ее. – 2. Крест как путь к славе. – Изгнание диавола из мира смертию как путь к славе. – Изгнание диавола из мира смертию Иисуса Христа. – 3. Предсказание Иисуса Христа о своем воскресении и победе. – Против алчности, стремящейся к разорению других. БЕСЕДА 68 на Иоан.12:34. 1 . Смерть не препятствует Иисусу Христу пребывать вечно. – 2. Пророчества не принуждают буквально понимать различные способы выражения Свящ. Писания. 3. Нужно всячески стараться о том, чтобы не отчуждаться от Бога. – О человеколюбии к ближним. БЕСЕДА 69 на Иоан.12:42–43. 1 . Любостяжание очень опасная болезнь. – 2. О единосущии Отца и Сына. – 3. Должно избегать тщеславия, яд которого распространяется повсюду. – Против роскоши женщин. – Увещание к милостыне. – Женщины должны оставить роскошь, чтобы можно было располагать своих мужей к подаянию милостыни. БЕСЕДА 70 на Иоан.13:1  1. Благость Иисуса Христа к своим врагам и ко всем людям. – 2. Мнение, что Иисус Христос прежде всего омыл ноги Иуде. – Омовение ног было превосходным уроком смирения, преподанным Господом своим ученикам. – 3. Должно пещись о вдовах и сиротах. БЕСЕДА 71 на Иоан.13:12. 1 . Ожесточение Иуды. – Отношение Иисуса Христа к своим ученикам как назидательный пример для господ, жестоких к своим слугам. – 2. К объяснению урока смирения, преподанного Господом. – 3. Не тот несчастен, кто терпит обиды, а тот, кто причиняет их. – Примеры древних. – Иосиф и Моисей как образцы кротости и терпения. – История Иосифа. – Нужно прощать, чтобы получить прощение от Бога. БЕСЕДА 72 на Иоан.13:20. 1 . Почему св. Иоанн возлежал на груди Иисуса Христа, когда все другие ученики находились в страхе. – 2. Бесчувствие Иуды. – Зачем в сонме учеников был кошелек. – 3. Беседа после Тайной Вечери. – Не чудеса, а человеколюбие составляют признак учеников Иисуса Христа. – Упреки, которые язычники делали христианам. – В чем ученики проявляли свое человеколюбие. – Язычники замечали пороки и недостатки христиан и делали их предлогом уклонения от принятия христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

10: 40): аще Мене изгнаша, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдут ( Иоан. 15:20 ). Какой же должен был быть, по мысли Господа, порядок, или план в действиях Его учеников, для выполнения возложенного на них дела? Во время Его земной жизни, они во всем были руководимы Им самим. Кто же, после Его смерти, будет объединять их, руководить их действиями, и направлять их к единой великой цели? И этого не оставил без разрешения и объяснения сам Иисус Христос, создавший свою церковь и знавший, как ее созидает. Учредивши евхаристию, долженствовавшую служить живым напоминанием о Нем и залогом непрерывающегося действительного единения с Ним, за тем обещавши послать ученикам Утешителя Духа, имевшего пребывать с ними во век ( Иоан. 14:16 ), наконец, при посольстве их на всемирную проповедь , давши им положительное обетование пребывать с ними до скончания века (Мат. 27:20), Он тем ясно показал, что Его ближайшее и внутреннейшее отношение к ним и их служению не прервется с Его вознесением на небо, что Он своею силою и силою единосущного Ему Святого Духа не перестанет помогать им управлять их делом, что Он, как был, так и останется добрым пастырем всех своих овец, так как Ему самому, по Его словам, надлежало, по вознесения, всех привлечь к Себе ( Иоан. 12:32 ), кроме овец, находящихся во дворе овчем, привести и тех, которые не были во дворе сем, чтобы и они услышали глас Его, и чтобы было едино стадо и един пастырь ( Иоан. 10:16 ). Вот где главное средоточие внутреннего и жизненного объединения всех верующих, вот где истинное начало объединения, животворность которого, прежде других, должны были испытать и явить миру апостолы ( Иоан. 14: 20 ). Только в Иисусе Христе они должны искать объединения, только Он один мог дать им нераздельное и вместе благоплодное единство. Будите во Мне, говорил им Иисус Христос, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будете на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие: и иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод многъ: яко без Мене не можете творити ничесоже ( Иоан. 15:4,5 ). Как объединяемые в одном Христе, все они должны были представлять собою одно нераздельное единство, никто из них не должен был считать себя большим, или старшим, а другого меньшим, или низшим ( Марк. 10:43–44 ), так как все они были равными братьями и учениками, имевшими учителем одного Иисуса Христа (Мат. 23:8). Не внешнее властвование большего над меньшим, не насильственное подчинение низшего высшему (Мат. 20:25–27), а одна взаимная любовь друг к другу должна была определять их взаимные отношения и управлять всеми их действиями, направляя их к одной общей дели, к выполнению общими силами возложенного на них дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Возникает экзистенциализм в 20–30-е годы XX столетия одновременно в разных странах – в основном во Франции и Германии, но представители экзистенциализма есть и в России, Испании, Италии. Основными представителями экзистенциализма являются прежде всего Мартин Хайдеггер (1889–1976), Жан-Поль Сартр (1905–1980), Карл Ясперс (1883–1969) и Габриель Марсель (1889–1973). Сюда же можно отнести русских философов Николая Бердяева (1874–1948) и Льва Шестова (1866–1938). Главной проблемой экзистенциализма является человек, ищущий смысл своей жизни. Как пишет Альбер Камю в самом начале своей работы «Миф о Сизифе», «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства» (9, с. 223). Иначе говоря, это проблема смысла жизни. Так или иначе, все философы-экзистенциалисты говорят об экзистенциализме как о философии человека. Марсель, правда, избегает термина «экзистенциализм», называя свою философию неосократизмом, но смысл от этого не меняется. Философы экзистенциалисты убеждены, что наука не может познать человека. Человек гораздо шире, он парадоксален, противоречив, и самое главное – он свободен. Рассудок может постигать только необходимые, детерминированные связи природы, а человек «ускользает» от рассудка, его надо познавать при помощи другой способности. Хайдеггер . Не последними проблемами в экзистенциализме оказываются проблемы онтологии. Это может показаться странным, но это так. Пытаясь решить извечную проблему человеческого бытия, философы-экзистенциалисты сталкиваются с вопросами онтологии. Бытие неотделимо от человека. Поэтому когда мы говорим о бытии, то речь идет о человеческом бытии. Хайдеггер вводит термин Dasein – «тут-бытие». Бытие есть всегда Dasein, тут-бытие, мое бытие. Как таковое «бытие вообще» познать невозможно. Как только я обращаю свое сознание на что-либо, я тут же превращаю это «что-либо» в сущее. А что такое бытие? Бытие есть слитность сущего и субъекта. А это можно чувствовать только в себе. Познать бытие без учета человеческого бытия в принципе невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010