Гл. разрывал, разрушал, напр., стену, город, дом, в ниф. – был разломан или разрушен, употребляется, обыкновенно, о неприятельском разорении. Здесь же Иоиль употребляет его для того, чтобы показать, сколь велико бедствие, постигшее землю иудейскую: житницы так обветшали, что как будто были разрушены неприятелями. – Слово есть παξ λεγμενον. Думают, что оно происходит от гл. . Но этот глагол имеет многие и разнообразные значения. Он собствен. означает: оттянул, оттащил, declinavit, deflexit; отсюда же во 1) – уклонился от своего дома, семейства, прежнего места жительства, – в сторону, т. е. жил где-либо пришельцем, чужим, чужестранцем ( Быт.12:10, 19:9, 20:1 ; Суд.17:7, 19:1 и др.); во 2) – уклонился в сторону, испугавшись чего-либо, и поэтому вообще боялся, страшился, трепетал ( Иов.41:17 ; Вт.18:22; Ос.10:5 ; Пс.21 ; Евр.22:24 ); и в 3) уклонялся куда-либо с кем-либо, т. е. собирался вместе, соединялся ( Пс.55 ; Евр.56:7 ; Пс.58 ; Евр.59:4 ; ср. Ис.54:15 ). Сущ. получает поэтому следующ. значения: 1) жилище ( Пс.54 ; Евр.55:16 ); 2) страх, боязнь, опасность ( Ис.66:4 ; Пс.33 ; Евр.34:5 ); и 3) место собирания, т. е. кладовая, амбар ( Агг.2:19 ). От этого существительного происходит, как предполагают, , и означает житница, кладовая. Начальное в есть, как думают, loci 192 и, по мнению Креднера (см. Wünsche. S. 134), указывает на те отделения, или так называемые закрома, которые, обыкновенно, устраиваются в житницах. Дагеш же во втором принимают за дагеш разделительный, который „удвояет согласную, когда она находится в средине слова после краткой гласной перед шевой для того, чтобы явственнее обозначить слог и дать больше возможности произнесению шевы“ 193 . Таким образом, слова , обыкновенно, переводят: „разрушены кладовые“, или „житницы“. Такой перевод вполне соответствует связи речи. При этом, нельзя сказать, чтобы получалась тавтология с предшествующим: , так как очень может быть, что и означает не одно и то же, но первое –житницу или кладовую одного устройства, второе – другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Ибо заботящимся о сем так говорит Сам Бог: Призресте на многа, и быша мала, и внесосте я в храм, и отдунух я (Агг. 1, 9). Лучше же сказать, и того, случилось ли это или нет, не узнал предположивший себя долговечным, потому что, исхищенный преждевременно, предварил утрату собранного; едва задумал о долговременном веселии, как в ту же ночь без отлагательства потребована у него душа, и не успел он сказать, кого хочет признать господином оставляемого им. Ибо за неимением господина, должно было наконец сделаться общим, что полновластно удерживал у себя один, не делясь с другими, хотя сие одинаково предлагалось во власть каждому для его употребления. И поелику не предположил он по собственному изволению иметь это общим с нуждающимися и не был расположен добровольно уступать то в дар, что должен был утратить поневоле, то, отрезвившись от мечтательного упоения, по необходимости подвергается вечному мучению. Глава 3. Если нищелюбцы подаваемое нищим воспримут во сто крат, а сверх того наследуют нескончаемую жизнь, то, без сомнения, и те, которые проходят мимо скорбящего не утешив его, во-первых, терпят ущерб в том, что необлагодетельствованный никогда не благодарит сих несправедливых, а потом предаются мучению, еще более испытываемого страдания терзаемые совестию, что это самое имущество, которое чрез благотворительность нуждающимся должно было послужить к искуплению души их, скупостию обращено в причину осуждения, и справедливо по делам своим услышат они грозный и страшный этот приговор: Идите во огнь вечный , уготованный диаволу и аггелом его: взалкахся бо , и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене (ср.: Мф. 25, 41–42). И мне кажется, не столько жалки они как подвергшиеся наказанию, сколько смешны по своему неразумию, потому что, пожалев истратить маловажное, предпочли сему столь тяжкое мучение; и тем, что готовили для наслаждения, не воспользовались столько времени, сколько мечтали, а за оставленное ими здесь понесли страшное и грозное осуждение, потому что имущества своего не обратили в собственное свое утешение, с бременоносцами нищими все предпослав туда, где стали бы не мучиться, а наслаждаться, и потому что другим трудами своими доставили возможность жить непотребно, почему справедливо и несут за них наказание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

И на сие самое, может быть, указует один из Пророков, когда вопрошает древний народ и ответом их подтверждает истину вопроса 14 , говоря: «Аще... мясо свято... коснется... ризы... или варива, еда освятится? И отвещаша...: ни. И рече...: аще прикоснется оскверненый... душею всякому сих, еда осквернится? И... реша: осквернится» (ср. Агг. 2:12–13 ). И сим ответом дал видеть, что зрители скорее отпечатлевают в себе образцы худого, нежели доброго, имеют более склонности подражать первым, нежели последним, худою привычкою научившись вредное предпочитать полезному. И как сии небрежные не убоялись страшных угроз за соблазняемых, неразумно уготовляя себе в будущем сугубое наказание и за то, что лучшему предпочли худшее, и за то, что стали для других поводом к деланию зла, великим пристрастием к суетному в наклонных к тому же воспламеняя ненасытимые пожелания к приобретению большего. И некоторые из иудеев, хотя Закон не требовал нестяжательности, возлюбили ее произвольно и восхотели беспечально служить Богу, живя в кущах и воздерживаясь от всего, что могло отвлечь ум от лучшего, как говорили сами они спрашивавшим их и желавшим узнать этот новый образ жизни: «Винограда и нивы и дома не бысть нам» ( Иер. 35:9 ), ибо знали они, что попечение об этом препятствует упражнению в благочестии. Да и немалое число эллинских философов показали такую нестяжательность, что, наподобие псов, жили не под кровлей и пищу принимали, когда случалось и какую только могли найти: так казалось им, что и для пустого умозрения нужно иметь чистое разумение, не тревожа себя какими-либо заботами о житейских делах. И один из них, не имевший у себя ничего, кроме чаши, из которой принимал и пищу и питие, когда увидел, что дети пастухов подносят ко рту воду горстями, бросил чашу и сказал: «Узнал я, дети, что доныне было скрыто от меня, узнал совершенство нестяжательности» – и с благодарностию признался, что детям обязан он тем, чего философия не доставила к его совершенству. Так, может быть, у него было в намерении сложить с себя и тело, если бы это было возможно, а с ним совлечься и всякого житейского попечения и жить обнаженною от всего душою без плотских нечистот, посвятив себя превожделенной и ненасытимой любви к философии. Глава 40

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Глава 39. И на сие самое, может быть, указует один из Пророков, когда вопрошает древний народ и ответом их подтверждает истину вопроса, говоря: «Аще мясо свято коснется ризы или варива, еда освятится? И отвещаша: ни. И рече: аще прикоснется оскверненый душею всякому сих, еда осквернится? И реша: осквернится» (ср.: Агг.2:13–14). И сим ответом дал видеть, что зрители скорее отпечатлевают в себе образцы худого, нежели доброго, имеют более склонности подражать первым, нежели последним, худою привычкою научившись вредное предпочитать полезному. И как сии небрежные не убоялись страшных угроз за соблазняемых, неразумно уготовляя себе в будущем сугубое наказание и за то, что лучшему предпочли худшее, и за то, что стали для других поводом к деланию зла, великим пристрастием к суетному в наклонных к тому же воспламеняя ненасытимые пожелания к приобретению большего. И некоторые из иудеев, хотя Закон не требовал нестяжательности, возлюбили ее произвольно и восхотели беспечально служить Богу, живя в кущах и воздерживаясь от всего, что могло отвлечь ум от лучшего, как говорили сами они спрашивавшим их и желавшим узнать этот новый образ жизни: «Винограда и нивы и дома не бысть нам» (Иер.35:9), ибо знали они, что попечение об этом препятствует упражнению в благочестии. Да и немалое число эллинских философов показали такую нестяжательность, что, наподобие псов, жили не под кровлей и пищу принимали, когда случалось и какую только могли найти: так казалось им, что и для пустого умозрения нужно иметь чистое разумение, не тревожа себя какими–либо заботами о житейских делах. И один из них, не имевший у себя ничего, кроме чаши, из которой принимал и пищу и питие, когда увидел, что дети пастухов подносят ко рту воду горстями, бросил чашу и сказал: «Узнал я, дети, что доныне было скрыто от меня, узнал совершенство нестяжательности» — и с благодарностию признался, что детям обязан он тем, чего философия не доставила к его совершенству. Так, может быть, у него было в намерении сложить с себя и тело, если бы это было возможно, а с ним совлечься и всякого житейского попечения и жить обнаженною от всего душою без плотских нечистот, посвятив себя превожделенной и ненасытимой любви к философии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

18. Не приступили, говорит, вы к осязаемой горе, которая огнем пылала, - не к той, на которой был дым, мрак и буря и прочее, что совершилось на горе Синае (Исх.19:16; Втор.4:41). 19-20. А как народ не мог стерпеть (того, что заповедуемо было), то просил, чтобы не продолжалось к нему слово (Исх.20:18-19; Втор.18:16). 21. И столь страшно было видение, что даже Моисей, названный богом для них (Исх.4:16; 7:1), так сказал: я в страхе и трепете (ср. Втор.9:19). 22. Но вы приступили к Иерусалиму небесному, и к собранию многих тысяч ангелов. 23. И к церкви, которая на небесах, где вы написаны: в ней находятся первенцы, то есть первые и главные, и духи праведников, то есть древних отцов ваших, достигших совершенства. 24. И к Завету не Моисееву, но тому Новому, коего Посредник есть Иисус, соделавшийся Ходатаем между нами и Богом. И к окроплению крови Его, лучше говорящему, нежели Авель: ставит им на вид превосходство крестной смерти Христовой пред столь прославленною у них кончиною Авеля. 25. Смотрите, не соблазняйтесь еретическими сектами и не отрекитесь от Сего Говорящаго. Ибо если те не могли избежать Того, Кто на земле давал закон, но отказались и просили, чтобы Он говорил чрез Моисея: то много более мы будем повинны осуждению, если отвратимся от Говорящего с небес. Разумеет или глас с неба, бывший на реке Иордане: сей Сын возлюбленный (Мф.3:17 и парал.), - или же Того, Кто говорил с ним (Апостолом) на пути в Дамаск (Деян.9:4 сл.). 26. Кого глас, говорит, поколебал землю тогда горы Синайской, ныне же обещал, говоря: еще во второй раз поколеблю не только землю, но и небо (Агг.2:7). Это же самое высказывается в изречении Господа Нашего, Говорящего: силы небесныя поколеблются (Мф.24:29). 27. А выражение: еще во второй раз, означает изменение колеблемаго, поелику оно преложится и прейдет. Изменятся же и прейдут не они (небо и земля), но движения тех светил, кои чрез отклонение производят зиму, а чрез поднятие рождают лето. 28. Непоколебимое, говорит, царство приемлем. Если рай, который не преходит, обетован был праведникам, то следовательно не преходит и земля, дабы с уничтожением земли не уничтожился и рай, который не преходящ. А если земля не преходит, хотя и подвергнется уничтожению все, что произвела земля после преступления заповеди, - если так это будет: то следовательно и небеса не прейдут, хотя и не останутся течение дня и ночи и времена лета и зимы. Посему твердо да содержим благодать, чрез которую служим, - да содержим именно Евангелие благодати, чтобы чрез него служить нам для благоугождения Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

«Я привожу Мессию, ибо вот тот камень, который Я предполагаю пред Иешуа (и Захария видел, что пред великим первосвященником, счастливым от полученного им прощения, является камень, прообраз строимого храма, согласный с образом употребленным Исайею, XXVIII, 16, который обозначил именем камня краеугольного, драгоценного, испытанного и крепко утвержденного Моисеево домостроительство, завершенное в Мессии). На этот единственный камень направлены семь очей – семь очей Превечного (IV, 10; IX. 1; Ездр.5:5; 2 Парал.26:9; Притч.15:3 ; Втор.11:12 ; так как числом семь означается целость и совершенство ( Лев.26 :21и пр.). Все попечения Иеговы сосредоточены некоторым образом на одних Иудеях, как будто бы они единственный народ на земле, на Иудеях в той мере, в какой они служат храмом и святилищем человечества. Это святилище было разрушено, но оно снова теперь воздвигается, и Бог принимает совершенно особое попечение о нем, потому что хочет совершить здесь чудесное дело, и не дозволит, чтобы новый храм пал прежде, чем из него изойдет спасение мира и явится Мессия: вот Я говорит Господь Саваоф, вот Я открываю. ( Uc. XLI, 18 ) в этом камне отверстия, откуда брызнет источник, тот живой источник, который был возвещен Иоилем (III, 18), и уже описан пророчески Иезекиилем (XLVII). И изглажу грех земли сей, земли, на которой находится этот камень и которую освящает этот храм; Я изглажу его в один день однажды, навсегда, в великий день очищения всего человечества, в день, когда с Голгофы изольется источник, врачующий грех ( Зах.13:1 ; ср. Ин.7:37–39 ). Вот пророчества о Мессии прежних веков, сопоставленные в связи с строившимся храмом, еще положительнее и яснее чем в пророчестве Аггея ( Агг.2:1–9 ). Таким образом Израильтяне не знали, что этот храм должен существовать еще, когда исполнятся семьдесят седмин Даниила. Следовательно обетование о Спасителе не колебалось уже в туманном и неизвестном будущем, оно не могла отступать неопределенно пред народом, который шел к нему; оно было утверждено на горизонте, и все могли знать время и место его исполнения. – 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Весьма возможно, что пророк соединял в слове jaschar разные значения – конкретное и отвлеченное, ради чего он и употребляет это широкое понятие (ср. gadol в ст. 4). Таинственные животные, имея все необычайное и совершенное, соединяя в фигуре своей преимущества всех телосложений, не могли иметь и способов передвижения таких несовершенных, какие имеют земные существа в виде своих несовершенных ног. Хрупкая структура всех соединений, какие представляют собою нога человека и животных, была излишня для тех существ, которые могли перемещаться без посредства ходьбы в собственном смысле, у которых существовали такие мощные орудия передвижения, как крылья и колеса. Посему ноги их могли обладать преимуществом совершенной прямизны, сообщавшей им особенную силу и твердость опоры. Ноги их не гнулись и не склонялись, возводя этим качеством своим мысль к духовной стойкости и мощи их высоких обладателей. Таково было первое свойство этих замечательных ног. Пророк теперь указывает другое их свойство. Но тот вид, который имеет текст в этом месте, ставит читателя в затруднение, едва одолимое для самой сильной филологической проницательности. Существующие тексты и переводы представляют замечание об этом втором свойстве описываемых ног в трех или четырех совершенно различных видах. По одной редакции пророк говорит, что ноги животных имели ступню (копыто) тельца; по другой, что они имели круглую ступню; по третьей, что ноги их были снабжены крыльями или перьями. В масоретском тексте это спорное место читается так: «и ступня ног их, как ступня ноги тельца». То, что переводится здесь с приблизительною точностью «ступня», , по-еврейски означает вообще нижнюю часть руки и ноги, ладонь (чаще) также, как и ступню ( Втор. 2:5 ; 4Цар. 19:24 ), а в дальнейшем смысле вообще руку человека ( Агг. 1:11 ) или лапу животного ( Быт. 8:9 ). Но оно никогда не употребляется для обозначения копыта животного и даже противополагается копыту; им обозначаются оконечности таких ног, которые не оканчиваются копытом ( Лев. 11:27 ). Для понятия же «копыто» в еврейском языке есть особенное слово . Употребление слова здесь о нижней части ноги тельца является неожиданным, но вполне понятным: пророк не забывал, о чьих ногах говорит он, и, хотя они в нижней части своей оканчивались как ноги тельца, но воспользоваться здесь словом parsah он не решался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ибо заботящимся о сем так говорит Сам Бог: «Призресте на многа, и быша мала, и внесосте я в храм, и отдунух я» (Агг. 1, 9). Лучше же сказать, и того, случилось ли это или нет, не узнал предположивший себя долговечным, потому что, исхищенный преждевременно, предварил утрату собранного; едва задумал о долговременном веселии, как в ту же ночь без отлагательства потребована у него душа, и не успел он сказать, кого хочет признать господином оставляемого им. Ибо за неимением господина, должно было наконец сделаться общим, что полновластно удерживал у себя один, не делясь с другими, хотя сие одинаково предлагалось во власть каждому для его употребления. И поелику не предположил он по собственному изволенью иметь это общим с нуждающимися и не был расположен добровольно уступать то в дар, что должен был утратить поневоле, то, отрезвившись от мечтательного упоения, по необходимости подвергается вечному мучению. Глава 3. Если нищелюбцы подаваемое нищим воспримут во сто крат, а сверх того наследуют нескончаемую жизнь, то, без сомнения, и те, которые проходят мимо скорбящего не утешив его, во–первых, терпят ущерб в том, что необлагодетельствованный никогда не благодарит сих несправедливых, а потом предаются мучению, еще более испытываемого страдания терзаемые совестию, что это самое имущество, которое чрез благотворительность нуждающимся должно было послужить к искупленью души их, скупостью обращено в причину осуждения, и справедливо по делам своим услышат они грозный и страшный этот приговор: «Идите во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его: взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене» (ср.: Мф. 25, 41–42). И мне кажется, не столько жалки они как подвергшиеся наказанию, сколько смешны по своему неразумию, потому что, пожалев истратить маловажное, предпочли сему столь тяжкое мучение; и тем, что готовили для наслаждения, не воспользовались столько времени, сколько мечтали, а за оставленное ими здесь понесли страшное и грозное осуждение, потому что имущества своего не обратили в собственное свое утешение, с бременоносцами нищими все предпослав туда, где стали бы не мучиться, а наслаждаться, и потому что другим трудами своими доставили возможность жить непотребно, почему справедливо и несут за них наказание. Отделение 6. О том, что справедливо наказываются собственность свою передающие во владение кому случится

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

6 окончен дом сей. Строительство храма было закончено 12 марта 515 г. до Р.Х., т.е. через четыре года после возобновления работ ( Агг. 1,15 ) и почти семьдесят лет спустя после разрушения храма Соломона в 586 г. 6 освящение сего дома Божия. Освящение храма ознаменовало собой достижение важного рубежа. То строительство, о котором впервые говорится в 1,2–4, будет окончательно завершено с освящением городских стен ( Неем. 12,27 ) и с преобразованием жизни иерусалимской общины (Неем., гл. 13). 6 принесли. Приношения на этот раз были гораздо скромнее, чем те, что в свое время при освящении храма сделал Соломон ( 3Цар. 8,62.63 ). Указание на то, что это были приношения в жертву за грех Израиля, свидетельствует об осознании народом своей вины и о его вере в Бога, хранящего завет любви (ср. Втор. 7,9 ). 6 как предписано в книге Моисея. Данная фраза относится ко всему богослужению в храме в целом, а не только к «жребиям» священства, установленным Давидом ( 1Пар. 24,1–19 ). Этим стихом заканчивается первый из разделов, написанный на арамейском языке. Глава 7 7 После сих происшествий. Происшествия, о которых повествует гл. 7, от тех, что описаны в предыдущей главе, отделяет промежуток примерно в шестьдесят лет. Из событий этого периода книги Ездры-Неемии сообщают лишь о противодействии строительству городских стен в царствование Ксеркса (4,6). События, изложение которых начинается с гл. 7, совпадают по времени с теми, о которых рассказывается в Книге Есфири ( Есф. 1,1 ). Артаксеркса. Артаксеркс I царствовал в Персии с 465 по 424 г. до Р.Х. Ездра, сын. Родословная Ездры прослежена тщательно, но отнюдь не исчерпывающе, ибо слово «сын» в ней часто используется со значением «потомок». Главное, что она дает достаточно оснований для возведения рода Ездры к Аарону, чем удостоверяется его священническое достоинство. 7 вышел из Вавилона. В 538 г. до Р.Х. далеко не все пленники покинули Вавилон вместе с Шешбацаром. Среди оставшихся находилась и семья Ездры, который, вероятно, ко времени первого возвращения еще не родился. Ездра вырос в Вавилоне, где и жила большая часть израильских пленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Тогда то и явился пр. Аггей со своими увещаниями к Зоровавелю и Иисусу, как представителям народа, на которых лежала отвтственность за народ, – приняться снова за постройку храма, обещая помощь Божию и предрекая славу новому храму. Обозрение содержания для последовательного чтения Народ извиняется, говорит пр. Аггей, в своей медленности постройки храма тяжелыми временами; но для постройки собственных домов y них есть средства. Да и тяжелые времена от того настали, что не построен храм; поэтому и нет y них благоденствия. Они все чего-то выжидают, но чем больше они ожидали, тем менее сбудутся их ожидания. Пусть построят храм, и благословение Божие возвратится к ним. Это увещание пророка слушали князья и народ и вскоре приступили к делу (г. 1). После этого пророк утешает народ в печальном настоящем указанием на будущую славу храма, которая будет больше славы храма первого ( Агг.2:2–9 ср. Евр.12:26 ) – благословением, которое Господь подаст снова ( Агг.2:10–20 ), – обещанием, что Зоровавель (дом Давида), когда погибнут престолы царств и царства народов, будет помазанником Господним, которого Он сделает сиянием своей славы (печатью... Агг.2:21–25 ). Книга пророка Захарии Сведения о лице пр. Захарии, времени и цели пророческого его служения Пр. Захария, подобно пророкам Иеремии и Иезекиилю, происходил из священнического рода; он был сын Варахии и внук Аддая ( Зах.1:1–7 ), представителя одного из священнических родов, возвратившегося из плена вместе с Зоровавелем и Иисусом ( Неем.12:4 ), и наследовал своему деду в священнической должности при первосвященнике Иоакиме ( Неем.12:16 ). Из этого с основательностью можно заключать, что он еще в юношеском возрасте возвратился из Вавилона, и что отец его преждевременно скончался. Этим и объясняется, что пр. Захария в 1Ездр.5:1 и 6:14 называется сыном Аддовым с пропуском имени его отца. Пророческая деятельность Захарии началась во втором году царствования Дария Истаспа, только два месяца спустя после современника его, пр. Аггея, с которым он вместе действовал, убеждая иудеев к построению храма ( 1Езд.5:1, 6:14 ), когда еще был в юношеском возрасте ( Зах.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010