5-14). Эта отсрочка позволила Хусию через священников и их сыновей известить Д. о планах Авессалома (2 Цар 17. 15-22). «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его... и удавился и умер» (2 Цар 17. 23). Получив известие, Д. переходит Иордан и располагается в Маханаиме, где некогда обосновался Иевосфей. Жители заиорданских городов, чью безопасность гарантировала сильная централизованная власть, оказывают Д. и его людям поддержку (2 Цар 17. 24-29). Решающее сражение произошло за Иорданом в лесу Ефремовом, неск. севернее Маханаима: войско Авессалома под упр. Амессая потерпело поражение, а сам Авессалом, запутавшись волосами, повис на дубе и был убит Иоавом (2 Цар 18. 1-15). Получив известие о победе и смерти сына, Д. оплакивал смерть Авессалома, «и обратилась победа того дня в плач для всего народа», лишь после резких упреков Иоава Д. выходит поприветствовать своих воинов (2 Цар 19. 1-8). После смерти Авессалома Д. не сразу возвратился в Иерусалим, но лишь после переговоров и обещаний, в результате к-рых «склонил он сердце всех Иудеев, как одного человека; и послали они к царю сказать: возвратись ты и все слуги твои» (2 Цар 19. 14). Возвращение Д. сопровождалось рядом поступков, раскрывающих великодушие Д.: он поклялся Амессаю поставить его военачальником вместо Иоава; простил Семея, к-рый проклинал и злословил Д., когда тот уходил из Иерусалима (2 Цар 19. 13-23); Д. не наказал ни Мемфивосфея, к-рый задним числом пытался убедить его в своей лояльности (2 Цар 19. 24-30), ни Сиву, к-рый обманул его (2 Цар 19. 29-30, см. 16. 1-4); Д. пригласил Верзеллия, снабжавшего его продовольствием в Маханаиме, поселиться с ним в Иерусалиме, но Верзеллий отказался и вместо себя послал сына (2 Цар 19. 31-39). Описанием спора между израильтянами и мужами Иудиными за честь принимать царя (2 Цар 19. 41-43) открывается повествование о восстании сев. колен (Израиля) под предводительством Савея, сына Бихри Вениамитянина. В ответ на призыв Савея израильтяне отделяются от Д., и лишь колено Иудино сохраняет верность царю.

http://pravenc.ru/text/168470.html

Вот эта-то наглость лицемерия и возмущает больше всего, ибо ясно становится, что в этой черной душе нет ни признака, ни тени сознания того, что он поступает дурно. Если что и беспокоит его в этот момент, то лишь опасение, что его предательство раскроется перед учениками Господа, и они отомстят за это. Напрасные опасения! Его ожидает более страшный суд Того, Кого обмануть невозможно. Правда, лицемерие как будто было в характере еврейского народа времен упадка и многие подвиги их национальных героев отмечены печатью хитрости и коварства; Вот, например, рассказ книги Царств об одном из подвигов Иоавова, начальника войск царя Давида: когда изменил Давиду Амессай и перешел на сторону Савея, отложившегося от царя, Давид послал слуг своих для преследования их. «И вышли... люди Иоавовы, и Хелефеи и Фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Бихри. И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессай. Иоав был одет в воинское одеяние свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил. И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его: Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер» ( 2Цар.20:7–10 ). Приблизительно то же рассказывается в Книге Судей о подвиге Аода, убившего Еглона, царя Моавитского, покорителя Израильтян, которому они служили восемнадцать лет ( Суд.3:12–30 ). В этих случаях мы также видим примеры коварства и лицемерия, но здесь оно оправдывается целью национального освобождения. У Иуды нет этого оправдания: он предает не врага, но Учителя, относившегося К нему всегда с глубокой любовью и заботливостью, не делавшего никакого различия между Своим предателем и другими учениками, наравне со всеми давшего ему дар и силу чудотворений и всегда призывавшего его только к добру, к свету, к правде. Вот почему нас возмущает предательство Иуды; вот почему его поступок в песнопениях церковных называется «ножом, намазанным медом»; и вот почему в христианской иконографии он помещается в аду на коленях у сатаны, который и сам «ложь есть и отец лжи» и которому души лживые потому наиболее родственны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Пусть образованные евреи знают не только Ницше, Маркса и Бебеля, но пророков и мудрецов Ветхого Завета, пусть знают Рабби Гиллела и Моисея Маймонида. Не нужно думать, что это еще более разделит их с русскими. Неправда, люди, благоговеющие пред Богом, всегда ближе друг к другу, чем жалкие безбожники, и я нисколько не стыжусь сказать, что чувствую себя гораздо ближе к верующему еврею или магометанину, чем к неверующему русскому. Я глубоко убежден в том, что, изучая свой закон и своих средневековых богословов, евреи больше будут уважать и христианскую веру, и русские тогда будут вести с ними искренний обмен своих религиозных убеждений. Так, например, пр. Феодосии Печерский по ночам выходил на торг и беседовал с евреями о вере; блаженный Иероним в своих толкованиях древних пророков приводит и мнения «помогавшего ему в переводе текста» еврея, и нужно сказать, мнения весьма основательны, приближающиеся нередко к чистому христианству. Отдели же, Израиль, от себя своих доморощенных безбожников и не ходи вслед их. Вспомни, какими проклятиями угрожает Бог чрез Моисея и чрез Давида-псалмопевца народу, если он будет слушать таких людей. «Да не будет между вами корня, произрастающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слово проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца своего», – и пропадет таким образом сытый с голодным. Не простит Бог человеку такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека и падет на него все проклятие завета сего, написанное в сей книге закона и изгладит Господь имя его из поднебесной» ( Втор. 29, 18–21 ). Не слушайте и русских, ваших продажных друзей, которые сегодня за деньги защищают вас, а завтра предадут вас. Где нет веры в Бога, там нет бескорыстного человеколюбия, а одно лицемерие и пронырство. Только среди русских – верующих в Бога и во Христа – можете вы встретить людей, имеющих к вам жалость, а прочие поддерживают речь о ваших правах не потому, чтобы жалели вас, а для того только, чтобы разрушить свое отечество, которое они ненавидят, как ненавидел отчизну Авессалом и Самей, сын Бихри, и Ахав, и Гофолия, и Пасхор, сын Эммеров. Любить сынов чуждого и иногда враждебного отечеству своему народа, жалеть их и вразумлять их бескорыстно могут только те, которые смотрят дальше политической минуты, дальше дверей этой земной жизни, которые презирают в вечность и, любя сынов своей веры как исполнителей воли Промыслителя, скорбят о душах непознавших истины, потому что и этим душам предстоит явиться на суд Божий. Голосом участия, голосом любви говорят к вам не кадеты и социалисты, не те, которые домогаются вашего равноправия, а те, которые любят Христа, говорившего на вашем языке и восклицавшего со слезами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе, – сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, а вы не захотели» ( Мф. 23, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

2884(876) — гибель Саула в битве у горы Гелвуи. Возвращение в Иудею из Секелага. Провозглашение Давида в Хевроне царем колена Иуды. Покорение Гисура и женитьба на дочери гисурского царя Фалмая, Маахе — матери Фамари и Авессалома. 2889(871) — Иевосфей признан царем одиннадцати колен Израиля. 2892 (868) — убийство Иевосфея. Давид объявлен в Хевроне царем всего Израиля. Завоевание Иерусалима и объявление его столицей объединенного Еврейского царства. Битвы с филистимлянами в Долине исполинов. Перенос Ковчега Завета в Иерусалим. 2882–2900(868–860) — завоевание Моава, Идумеи, филистимских городов и т. д. Создание и укрепление армии и государственного аппарата. 2909 (851) — смерть аммонитского царя Нааса. Война с Аммоном и арамеями. Первая осада Раввы Аммонитской, победа над арамеями, захват Дамаска и значительной части территории современной Сирии. 2910(850) — грех с Вирсавией. Продолжение войны против аммонитян. 2911 (849) — падение Раввы Аммонитской. Рождение и смерть первенца Вирсавии. 2912(848) — рождение Соломона. 2913 (847) — бесчестие Фамари, нанесенное Амноном. 2914 (846) — начало трехлетней засухи и голода. 2915 (845) — убийство Амнона, бегство Авессалома в Гисур. 2917 (843) — выдача семи потомков Саула гивонитянам, подвиг Рицпы. Окончание засухи. Погребение останков Саула и его сыновей. Возвращение Авессалома в Иерусалим. 2919(841) — окончательное прощение Авессалома Давидом. 2921 (839) — мятеж Авессалома. Мятеж Савея, сына Бихри. Указ о проведении переписи населения. 2922(838) — трехдневный мор. Покупка поля у иевусея Орны под строительство будущего Иерусалимского храма. 2923 (837) — болезнь Давида. Приглашение Ависаг Суннамитянки. Проведение учета материалов, собранных для строительства Храма, создание архитектурного плана Храма, распределение функций левитов и коэнов в будущем Храме и предписания о порядке храмовой литургии. 2924 (836) — попытка Адонии провозгласить себя наследным принцем. Объявление Соломона наследным принцем и помазание его на царство у источника Тихон перед жителями Иерусалима. Торжественная церемония провозглашения Соломона наследным принцем на глазах представителей всех двенадцати колен. Провозглашение публичного завещания Давида. Объявление сбора пожертвований на строительство Храма. Личное завещание Давида Соломону. Смерть Давида.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Первое большое сражение израильтян под предводительством Иоава произошло с аммонитянами и сириянами ( II Цap. X, 6 и др.), и хотя Иоав сначала сомневался в счастливом исходе битвы, но победа вполне оказалась на его стороне, и война скоро закончилась. Затем он избил весь мужеский пол в Идумее ( III Цap. XI, 15, 16 ). Затем он снова предводительствовал во время войны с аммонитянами и осады царской резиденции Раввы ( II Цap. XI, 1 ). При означенной осаде он получил приказание от Давида поставить Урия хеттеянина на сражении в таком месте, чтобы он был поражен и умер. По свидетельству Иосифа, Урий был оруженосцем Иоава. После того мы видим, что Иоав успел примирить с Давидом Авессалома, убившего брата своего Амнона ( II Цap. IV ), и, когда Авессалом возмутился против своего отца и вынудил его к бегству для спасения жизни, Иоав оставался верным Давиду и начальствовал над отрядом царского войска, которое, впрочем, по свидетельству Иосифа Флавия, не превышало численности 4000 воинов. После поражения Авессалома Иоав, все еще оставаясь верным Давиду, собственноручно пронзил стрелой сердце возмутителя ( II Цap. XVIII, 14 ), хотя и хорошо сознавал, что он своим поступком может причинить сильное огорчение Давиду и возбудить гнев его. Вскоре после того на севере страны снова вспыхнуло возмущение под руководством Савея, сына Бихри ( II Цap. XX, 1 ). Вследствие малодеятельности нового военачальника Амессая возмущение быстро и грозно распространилось далеко. Посему туда был послан Авесса со значительным войском, к которому присоединился и Иоав, все еще остававшийся начальником малой части войск. По дороге они встретили Амессая, и Иоав не поколебался убить его теперь, как ( II Цap. XX, 9, 10 ) некогда он умертвил Авенира, и таким образом отделался от своего соперника. Спокойно и с достоинством Иоав снова занял свою прежнюю должность и своим благоразумием, равно как и мужеством, скоро подавил восстание ( II Цap. XX, 20–22 ). Иоав упорно противился желанию Давида произвести народосчисление ( II Цap. XXIV, 3 ), и хотя уступил, но его доводы были настолько сильны, что он не исчислял левитов и вениамитян, потому что царское слово противно было Иоаву ( I Nap. XXI, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.4 из  5) Основные даты жизни и деятельности царя Давида 2854(906) — рождение Давида в Бейт-Лехеме (Вифлееме) в день праздника Шавуот (Пятидесятницы). 2882(878) — тайное помазание Самуилом Давида как царя Израиля. Появление Давида при дворе Саула в качестве придворного музыканта. Победа над Голиафом. Женитьба на Мелхоле. 2883 (877) — бегство от Саула по Иудее. Обретение убежища в Секелаге. 2884(876) — гибель Саула в битве у горы Гелвуи. Возвращение в Иудею из Секелага. Провозглашение Давида в Хевроне царем колена Иуды. Покорение Гисура и женитьба на дочери гисурского царя Фалмая, Маахе — матери Фамари и Авессалома. 2889(871) — Иевосфей признан царем одиннадцати колен Израиля. 2892 (868) — убийство Иевосфея. Давид объявлен в Хевроне царем всего Израиля. Завоевание Иерусалима и объявление его столицей объединенного Еврейского царства. Битвы с филистимлянами в Долине исполинов. Перенос Ковчега Завета в Иерусалим. 2882-2900(868-860) — завоевание Моава, Идумеи, филистимских городов и т. д. Создание и укрепление армии и государственного аппарата. 2909 (851) — смерть аммонитского царя Нааса. Война с Аммоном и арамеями. Первая осада Раввы Аммонитской, победа над арамеями, захват Дамаска и значительной части территории современной Сирии. 2910(850) — грех с Вирсавией. Продолжение войны против аммонитян. 2911 (849) — падение Раввы Аммонитской. Рождение и смерть первенца Вирсавии. 2912(848) — рождение Соломона. 2913 (847) — бесчестие Фамари, нанесенное Амноном. 2914 (846) — начало трехлетней засухи и голода. 2915 (845) — убийство Амнона, бегство Авессалома в Гисур. 2917 (843) — выдача семи потомков Саула гивонитянам, подвиг Рицпы. Окончание засухи. Погребение останков Саула и его сыновей. Возвращение Авессалома в Иерусалим. 2919(841) — окончательное прощение Авессалома Давидом. 2921 (839) — мятеж Авессалома. Мятеж Савея, сына Бихри. Указ о проведении переписи населения. 2922(838) — трехдневный мор. Покупка поля у иевусея Орны под строительство будущего Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/6/

169 . Что означает рассказ об Иоаве ( 2Цар. 20 ), когда он преследовал Савея, сына Бихри, поднявшего руку свою на Давида ( 2Цар. 20, 21 ), и кто такая жена, бросившая со стены его голову? 775 [Имя] «Иоав» 776 с густым придыханием переводится как «пребывающий снаружи» или «преследующий», а с тонким придыханием – как «дающий» или «доставляющий». 777 Здесь же Иоава следует понимать как мужество, а Савея – как гордость, 778 которая, как глава строения объемлет все остальные страсти. Всякий раз когда добродетельный ум 779 узнает о мятеже гордости, он посылает Иоава, то есть мужество, который преследует 780 гордость и побуждает силы души к ее умерщвлению. Убегая, гордость скрывается в некоем городе, то есть в одной из добродетелей. 781 Мужество осаждает город, стремясь осуществить убийство гордости, а мудрая жена, которая есть мудрость, находит созидательные причины добродетели и убивает творящие причины страстей, 782 посредством которых в душе происходит всяческое созидание зла. 170 . Что означает рассказ об Амессае, когда Иоав убил его? 783 [Имя] «Амессай» переводится как «умащенный» или «умащающий». 784 Амессай понимается как бесстрастие, ибо он по своему совершенству легко избегает всякой западни врага, а Иоав понимается как мужество. Всякий раз, когда душа, которая, обретя совершенное бесстрастие в [своем] нраве, 785 умастила молитву мужеством, 786 тщетно увлекается 787 некой страстью, 788 [она] убивает [бесстрастие], то есть делает бездейственным совершеннейший путь созерцания, занятая [преследованием] побежденного врага. 789 171 . Что означает рассказ об Иоаве, когда он убил Авенира, и что есть наложенное на него проклятие? 790 Здесь Иоав понимается как злопамятное помышление, за которое он и получает проклятие – опираться на посох и пасть от меча ( 1Цар. 3, 29 ). Посредством посоха здесь, я думаю, обозначается упование злопамятного на чувственные [блага] – ведь любое злопамятное помышление, всегда обращаясь среди материальных [вещей], находит в них и опору; 791 словами же пасть от меча обозначается уничтожение такой взаимосвязи с помощью острейшего слова [Божия]. 792

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 333. Согласно мидрашу, Иеровоам был сыном Севея, сына Бихри, возглавившего новое восстание против Давида после подавления мятежа Авессалома. Севею, утверждает мидраш, дано было пророческое видение того, что его семя удостоится царства, но он не понял, что это относится к его сыну, а не к нему. За это Шива и получил имя «Набат» («Провидящий») — ему дано было видеть будущее, но он был не в состоянии правильно толковать увиденное. Идея о праве потомков Иосифа на царство претворяется и в еврейской эсхатологии. По распространенному в иудаизме взгляду, в конце времен все народы мира ополчатся на государство Израиль, которое возродится из пепла и в котором соберется весь еврейский народ. В ходе войны Иерусалим окажется осажденным армией народов мира, и тогда явится «Мессия из дома Иосифа». Он одержит несколько важных побед, но когда народ поверит в то, что он и есть истинный спаситель нации, этот мессия погибнет в бою. На его место и придет подлинный «Мессия из дома Давидова». При нем Бог открыто проявит Свою власть над миром, после чего начнется новая эра — когда «народы перекуют мечи на орала» и «будет на всей земле Бог один и имя Его едино». Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 340. Иеровоам вошел в историю как вероотступник, вернувший Израиль к языческим формам богослужения. Вейнберг Й. Введение в Танах: Часть IV. Писания. С. 61–62. По одной из легенд, гимн-акростих «Жену радетельную кто найдет?» был написан еще пророком Самуилом в честь своей матери. Отсюда и далее отрывки из «Притчей» даются в более точном переводе Д. Йосифона. Вейнберг Й. Введение в Танах: Часть IV. Писания. С. 75. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. С. 144–145. На обочине дороги, расположенной между Иерусалимом и современной арабской деревней Бейт-Ханиной, есть колодец, обложенный огромными (высотой до 2,5 метра) пятью камнями, называемыми местными жителями «чертовыми камнями». По легенде, это — те самые камни, которые демоны, порабощенные Соломоном и работавшие на переноске камней, бросили прямо посередине дороги, когда до них дошла весть о смерти Соломона. (См.: Вильнаи З., др. Легенды Земли Израиля. С. 232.)

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

7 И изыдоша вслед его Авесса и мужие Иоавли, и Хереффи и Фелеффи и вси сильнии, и изыдоша из Иерусалима гнати вслед Савеа сына Вохорова. 8 И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессай. Иоав был одет в воинское одеяние свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил. 8 И тии (бяху) у камене великаго, иже в Гаваоне, и Амессай вниде пред ними: Иоав же препоясан ризами одеяния своего, и верху того препоясан мечем припряженым при чреслех его в ножнах его, и егда отыде, и мечь изсунуся и паде. 9 И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. 9 И рече Иоав Амессаю: здрав ли еси, брате; И взя Иоав рукою десною за браду Амессаеву лобзати его: 10 Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри. 10 Амессай же не побрежеся меча, иже в руце Иоавли: и удари его Иоав мечем в чресла его, и излияся чрево его на землю, и не повтори ему, и умре (Амессай). Иоав же и Авесса брат его гнаста вслед Савеа сына Вохоря. 11 Один из отроков Иоавовых стоял над Амессаем и говорил: тот, кто предан Иоаву и кто за Давида, пусть идет за Иоавом! 11 И муж ста над ним от отрок Иоавлих и рече: кто хощет (быти) Иоавль, и кто Давидов, вслед Иоава (да идет). 12 Амессай же [мертвый] лежал в крови среди дороги; и тот человек, увидев, что весь народ останавливается над ним, стащил Амессая с дороги в поле и набросил на него одежду, так как он видел, что всякий проходящий останавливался над ним. 12 Амессай же мертв валяшеся в крови посреде пути. И виде муж, яко остановляхуся над ним вси людие, и соврати Амессая с пути на село, и возложи на него ризу, понеже видяше всякаго приходяща над ним стоявша: 13 Но когда он был стащен с дороги, то весь народ Израильский пошел вслед за Иоавом преследовать Савея, сына Бихри.

http://drevo-info.ru/articles/8859.html

22 И пошла женщина по всему народу со своим умным словом; и отсекли голову Савею, сыну Бихри, и бросили Иоаву. Тогда Иоав затрубил трубою, и разошлись от города все люди по своим шатрам; Иоав же возвратился в Иерусалим к царю. 23 И был Иоав поставлен над всем войском Израильским, а Ванея, сын Иодаев, – над Хелефеями и над Фелефеями; 24 Адорам – над сбором податей; Иосафат, сын Ахилуда – дееписателем; 25 Суса – писцом; Садок и Авиафар – священниками; 26 также и Ира Иаритянин был священником у Давида. Соломон (961 – 928 гг. до Р. Х.) Храм иерусалимский I. Правление Соломона Как и рассказ о Давиде, повествование о его сыне носит нарочито двойственный характер. Библейский автор показывает величие и мудрость Соломона, однако его изложение далеко от панегирика. Он постепенно подводит читателя к печальному эпилогу: Соломон оказался нарушителем Завета и поставил свои прихоти выше Закона Божия. Соломон просил у Бога мудрости, и она была ему дана. Но деспотизм и грехи царя впоследствии разрушили то благоденствие, которое принесло Израилю мудрое правление Соломона в дни его юности. 1 Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. 2 И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю. 3 И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. 4 Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее. 5 Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. 6 Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома. 7 И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии. 8 Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   001    002   003