6. Нравственные условия спасения. Само имя пророка   означает «Господь спасает» или «Господь есть спасение». Мысль о «спасении правдою» звучит лейтмотивом в проповеди Исаии. «Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою» (1. 27; ср.: 1. 17, 26; 9. 7; 11. 3-4). Термины «правда» (  ), «правосудие» (  ) (1. 21, 26, 27; 5. 7, 16, 23; 9. 7; 10. 22; 28. 17) - ключевые в богословии Исаии ( Rad. 1975. P. 149). Бог вершит Свой нелицеприятный суд по тому, как человек относится к правде и правосудию. «И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи...» - говорит Господь (Ис 28. 17). Из-за небрежения к правде и попрания правосудия народ лишится Божественной милости (5. 5-7). Реальному положению дел Исаия противопоставляет правду и справедливый Суд обетованного Мессии (11. 3-4; 16. 5). Но очевидно и то, что условием спасения человека является его отношение к ближнему. Так, совершенно по-евангельски звучат слова пророка: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите- и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как волну убелю» (1. 17-18; ср.: Мф 25. 31-46). II. Эсхатология. Ряд аспектов библейской эсхатологии получил освещение в проповеди Исаии: наступление дня Господня ; приход Мессии; собрание рассеянных изгнанников в Иерусалиме; Суд над народами; спасение остатка; воскресение мертвых ; обновление природы. Для обозначения Судного дня пророк использует неск. терминов, напр. «тот день» («И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно» (Ис 10. 20)). Кроме того, Исаия говорит о «последнем дне»: «...будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (2. 2). Чаще всего пророк использует выражение «день Господень» (ок. 40 раз), обозначающее день решающего действия Бога в истории. В представлении Исаии и его современника прор. Амоса (Ам 5. 18-20) день Господень - это день Божественного Суда, когда Господь «…будет… судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы...» (Ис 2. 4; ср.: 11. 4). В день Господень справедливая божественная кара настигнет всех виновных: «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено…» (2. 12; ср.: 13. 6, 9).

http://pravenc.ru/text/674802.html

И покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь — Сын не только исцеляет болезни людей (ст. 1–9), Он также обладает Божественной властью и силой возвращать мёртвых к жизни. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет — воскрешение из мёртвых рассматривалась как прерогатива Самого Бога, см. риторический вопрос Иорама, царя Израильского: Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять? (4 Цар 5:7). В позднейшей раввинистической литературе (Таанит, 2а, мнение равви Иоханана) говорится, что Бог удерживает при Себе три “ключа”, которые не вручаются никакому “представителю” или “посланнику” ключ от дождя (Втор 28:12), ключ от чрева женщины (Быт 30:22) и ключ воскресения мёртвых (Иез 37:13). Иногда считалось, что Илия здесь — единственное исключение, но ни в каких иудейских источниках (кроме поздних) не говорится, что Мессия может воскрешать мёртвых. Более того, в нынешнем веке Сам Бог не воскрешает мертвых (кроме нескольких особых случаев), воскресение относится к будущему веку. Сын оживляет, кого хочет — Сыну дана власть и свобода, немыслимая для человека; ср. выбор одного из огромного множества больных (5:6). В этих словах тройной смысл: 1) человечество воскреснет в Иисусе Христе в последний день, ср. ст. 28–29 и 1 Фес 4:16; 2) Иисус избавляет людей от греха, то есть духовной смерти, ср. ст. 25 и Рим 6:4; 3) речь также идёт о воскресении Лазаря, о котором рассказано в этом Евангелии (11:43–44) как о прообразе общего воскресения. Истинно, истинно говорю вам — слова здесь, как обычно, предваряют особо важное речение, подводящее итог сказанному прежде на взаимосвязанные эсхатологические темы Воскресения и Суда. Слушающий слово Мое — вера имеет источником слышание, ср. Рим 10:17; о слышании, вере и сохранении слов Иисуса см. 2:22; 5:24; 7:40; 8:43,51–52,55; 14:23–24; 15:20; 17:6, причём особое значение имеет 12:48 (Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день) и 8:47 (Кто от Бога, тот слушает слова Божии).

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Средствами для получения О. являются ковчег («ковчег откровения» - Исх 26. 33-34; 30. 6, 36; Лев 16. 13; Числ 17. 4): «...там Я буду открываться (  ) тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (     π τς κιβωτο το μαρτυρου)» (Исх 25. 22); скиния (Исх 28. 43; 29. 4; 30. 26; Числ 17. 7): «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения (    ) между двух херувимов, и он говорил ему» (Числ 7. 89). Кроме того, важным местом для получения О. являлся Иерусалимский храм, инструментами О. были особые ритуальные предметы иудейских первосвященников - урим и туммим (Исх 28. 30; Числ 27. 21; 1 Цар 28. 6). Бог открывал Себя праотцам как     (в синодальном переводе «Бог Всемогущий» - см., напр.: Быт 17. 1), а со времени Моисея Он открылся народу Израиля со Своим именем Яхве: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» ( YHWH ) не открылся им» (Исх 6. 3). Именно О. Имени Божия стало одним из главных событий в религ. становлении народа Израиля: Яхве стал их Богом и их единственным спасителем (ср.: Ос 14. 4). Открыв Израилю Свое Имя, Бог избрал его, поклялся вывести его из земли Египетской и дать ему землю Ханаана (ср.: Иез 20. 5-7). Вслед за О. Имени Бог выводит Израиль в пустыню и там дарует ему через прор. Моисея Свои заповеди и закон. Бог открыл (   YHWH  ) прор. Самуилу, что он должен помазать царем Саула (1 Цар 9. 15-16; позже Бог указывает Самуилу на Давида, при этом приказ передан просто словами «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» - 1 Цар 16. 12). Бывшее «в третий год Кира, царя Персидского» прор. Даниилу явление описывается словосочетанием     («открылось слово» - Дан 10. 1); это откровение было истинным (     ληθινς λγος) «и великой силы» (Дан 10. 1; ср.: Пс 80. 6; 118. 14; 131. 12). В ветхозаветный период израильтяне, несмотря на все Божественные запреты, обращались за получением откровений и к языческим жрецам, колдунам, лжепророкам, чьи ответы однозначно характеризуются как ложные (Плач 2. 14; в евр. тексте используется словоформа   букв. «изречения»). Они могли даже исполниться, но, согласно Свящ. Писанию, осуществление предсказаний языческих жрецов - это испытание на верность Богу: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»,- то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор 13. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Рим.12:4 .  Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, Рим.12:5 .  так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. Бог дает каждому члену Церкви определенную меру веры с особою целью. Он хочет, чтобы мы с разных сторон каждый своим дарованием служили одному общему делу, подобно тому, как разные органы тела каждый по своему поддерживают крепость тела (подробнее об этом см. в 1Кор 12:12–31 ). Рим.12:6 .  И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; Рим.12:7 .  имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; Рим.12:8 .  увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Апостол перечисляет здесь несколько благодатных служений, существовавших в его время в христианской церкви. – «По мере веры». Здесь Апостол разумеет веру слушателей пророчествующего, с состоянием которой пророк, т. е. вдохновенный учитель, проповедник должен соображаться в своих речах (о пророчествовании подробно говорится в 1Кор 14:1–24 ) 38 . «Служение» ( διακονα) – это особенный дар, имевшие который служили внешнему устроению Церкви, напр., заботились о больных, бедных и странниках (ср. 1Кор 12:28 , где этот дар назван даром заступления, и Деян.6:1 и сл.; 1Тим 3:8, 12 ). – «Учение» ( διδασκαλα) – по контексту речи, не простое обучение, а опять особый дар к обучению в истинах христианской веры (ср. Еф 4:11 ). «Увещатель» – это проповедник, который, по обычаю синагоги присоединял увещания к прочитанному отделу Св. Писания (ср. Деян.4:36, 11:23 и сл.). И эта способность, равно как и следующие служения, также определяются у Апостола, как служения, основанные на получении от Бога особых дарований. – «Раздаватель» – это благотворитель ( Еф 4:28 ), который должен благотворения свои совершать в простоте, без всяких своекорыстных расчетов (ср. Мф.6:2 и сл.) 39 . – «Начальник» – точнее: предстоящий (о προστμενος). Это не обыкновенное иерархическое лицо (епископ или пресвитер), а человек, выдвигающийся в обществе христианском своими особыми административными дарованиями, в силу которых он является в трудных обстоятельствах руководителем христианского общества. – «Благотворитель» – точнее: милующий или милосердый в отношении к страждущим и несчастным, которым он умеет сказать слово утешения и подкрепления. – «С радушием» – точнее: «с ясностью» или так, чтобы все его утешение шло от чистого сердца и не возбуждало никаких сомнений в страдальцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, Сын есть мысль Отца. Кто знает дерево, тот радуется и о плоде его, потому говорит: «никто не знает... Отца... кроме... Сына» ( Мф.11:27 ), – дабы соединить познание обоих. Восхотел, и познан был Бог по (проявлениям) Своей воли 168 и Сын из дел Своих. Хулители Святаго Духа говорят, что раз написано: «никто не знает... Отца,.. кроме... Сына, и... никто не знает Сына, кроме Отца», – то, по их утверждению, явствует, что Дух не знает Его. Но если это так, то из того места, где написано: «никто не знает... человека, кроме того, кто живет в человеке, так и Бога никто не знает, кроме Духа Божия» (ср. 1Кор.2:11 ), должно было бы заключать, что Бог не познан также и Сыном. «Придите ко Мне вы, кои трудитесь и обременены, имеете тяжкие мучения, и Я успокою вас» (ср. Мф.11:28 ). Так как слова утешения пролил в их уши, то многие прибегли к Нему и последовали за Ним. Однако, чтобы ученики не относились легкомысленно к Его учению и наставлению, сказал им: «кто не ненавидит душу свою, тот не может быть Моим учеником» (ср. Мф.16:25 ), и: «кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек из нее» (ср. Лк.14:28 ). Для того, чтобы быть Его учениками, потребны не слова, а дела, – потому тесен и труден путь ( Мф.7:14 ) для тех, которые водятся плотью. 156 Начало 10-й главы составляет прямое продолжение рассуждений, изложенных в конце предыдущей главы. 161 Смысл этих рассуждений таков: богохульники, о которых Господь говорит в этом месте, никоим образом не получают полного отпущения грехов туне, по благодати, но им воздастся в геенне. Давид, который тяжко погрешил, все-таки мог возвратить себе праведность покаянием. Подобным образом и другие грешники могут очищаться чрез покаяние, – однако не богохульники, которые одни исключены от покаяния и от благодатного прощения грехов. 162 Т.е. чтобы для них было невозможно покаяние; значит, по мысли святого Ефрема, и богохульство бывает различного рода. Читать далее Источник: Творения/Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени Святого Василия Великого, 2014./Т. 8. Толкования Четвероевангелие. – 312 с. ISBN 978-5-4249-0037-2 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Иер. 36:27–29 27. И бысть слово Гдне ко Іереміи, егда сожж црь свитокъ, вс словеса, же вписа Вархъ устъ Іереміиныхъ, глагол: 27. И было слово Господне к Иеремии, после того, как царь сожег свиток и слова, которыя Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему: 28. Паки возм ты свитокъ дргій, и впиш вс словеса бывша в свитц, же сожж црь Іакімъ. 28. Возьми себе опять другой свиток, и напиши в нем все прежния слова, какия были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский. 29. И ко Іакім црю Ідин речеши: так реч Гдь: ты сожеглъ ес сїю книг, глагол: почто вписалъ ес в ней, глагол: вход внидетъ црь Вавлнскїй, и потребитъ землю сїю, и потребтс не члвки и скоты; 29. А царю Иудейскому, Иоакиму, скажи: так говорит Господь: ты сожег свиток сей, сказав: зачем ты написал в нем: «непременно прийдет царь Вавилонский, и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот?»  – Ст. Иер. 36:29 . Иоаким изрезал и сжег первый список речей иеремииных за заключавшееся в них предсказание опустошения страны иудейской, т. е. почти за то же, за что несколько раньше священники и лже-пророки объявляли Иеремию достойным смерти (ср. гл. Иер. 26 ). Иер. 36:30 30. Тог ради сице реч Гдь на Іакіма цр Ідина: не бдетъ ем сдщаг на престол Давідов, и бдетъ тло ег мертвое повержено на зно дневнмъ, и на мраз нощнмъ. 30. За это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: не будет от него сидящаго на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневный и на холод ночный.  – Ст. 30. Не бдетъ ем сдщаг на престол Давідов. После Иоакима царствовал три месяца сын его Иехония ( 4Цар. 24:6, 8 ); но эти месяцы он должен был бороться за свою столицу, за свое царство, за свой престол с вавилонским царем (ср. введение, стр. 7 30 ), и борьба кончилась изгнанием Иехонии – сына мятежного вассала (Иоакима, ср. 4Цар. 24:1 ). Не было ни одного дня, когда власть Иехонии не оспаривалась бы и когда он пользовался бы ею совершенно спокойно. А Иехонии наследовал его дядя Седекия. Таким образом из потомков Иоакима не было ни одного в собственном и неоспоримом смысле слова «седящаго на престоле Давидове». И бдетъ тло… на мраз нощнмъ ср. Иер. 22:18, 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Послушай, что Всемогущий Бог говорит о тебе, то есть что Он говорит о людях: «Вселюсь в них и буду ходить в них» ( 2Кор.6:16 ). Он прибавляет и еще нечто, относящееся к тебе. Он говорит: «Буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:18 ). У этого мира есть Сын Божий. Есть у него и Дух Святой, как и пророк говорит: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ); и сходное с этим в другом месте: «Дух Господа наполняет вселенную» ( Прем.1:7 ). Послушай также, что говорит тебе Христос: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). О Святом Духе сказано: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» ( Иоил.2:28 ). И так как ты видишь, что имеешь в себе все, что и мир, не должно тебе сомневаться, что внутри тебя есть и приносимые в жертву животные, и от них должно тебе приносить жертву духовную. 3 . Но все это мы, как могли, объяснили ранее. А теперь поговорим о том, что сказано: «Жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение» ( Лев.6:25 ). Смотри, как велика милость и щедрость Божья; там, где заколается жертва всесожжения, приносимая одному лишь Богу, там же повелевается приносить и «жертву за грех». Под этим понимается тот, кто согрешил и кается, обратившись к Богу (ср. 1Фес.1:9 ), кто приносит в жертву «дух сокрушенный» (ср. Пс.50:19 ) «на святом месте», чтобы соединить его с тем, что принадлежит Богу. Поэтому «жертва за грех» заколается там же, где и «всесожжение», – «пред Господом» (ср. Лев.6:25 ). Можно принести жертву «пред Господом» и принести жертву не «пред Господом». Кто же тогда тот, кто приносит жертву «пред Господом»? Мне думается, это тот, кто не уходит «от лица Господня», как Каин, а ужасается и трепещет (ср. Быт.4:16,14 ). И если кто-то, у кого есть вера, чтобы стоять «пред Господом», не бежит «от лица Господня» и сознание своей греховности не отвращает его взгляда, то он приносит жертву «пред Господом».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Дан. 7, 7. Пешитта=Синод.: зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами. 253 Иер. 50, 17 (Пешитта). Синод.: Израиль — рассеянное стадо; львы разогнали его; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил. 254 Дан. 7, 4. 255 Дан. 4, 33 (Пешитта). Синод.: волосы у него выросли как у льва. 256 Дан. 7, 4. 257 Ср. Дан. 2, 38. 258 Иер. 28, 14; 25, 11. Синод.: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтобы они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему, и даже зверей полевых Я отдал ему. 259 (B) add. Зверь. 260 (B) зверем. 261 В сир. тексте глаголы «превознесся» и «было отнято» передаются с помощью глагола " eZtqel. 262 Ср. Дан. 4, 25–34. 263 Дан. 7, 5. 264 Дан. 7, 5. 265 Ср. Дан. 8, 5. 266 Дан. 7, 6. 267 Дан. 7, 6. Пешитта=Синод.: четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего. 268 Дан. 7, 7. Пешитта=Синод.:. страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами. 269 Отождествляя третьего (греки) и четвертого (римляне) зверя, Афраат указывает на основные вехи истории третьего и четвертого царства: от Александра Македонского до Октавиана и от Октавиана до Филиппа. По мнению Т. Барнса (T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p.132), под «Севером» Афраат, в силу неясных представлений о римской истории, подразумевает Галерия, также как и Север правившего 18 лет. Доведение истории четвертого царства только до Галерия связано, по мнению того же исследоваетля, с тем, что Афраат только языческий Рим считал четвертым царством (этим объясняется и неожиданное упоминание Филиппа, который в IV в. многими считался первым императором–христианином). С признанием христианства Константином начался промежуточный период между концом четвертого царства и приходом Христа. Однако, эта интерпретация противоречит другим местам тахвиты, где утверждается, что четвертое царство будет существовать до самого Второго Пришествия. 270

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Всякий раз, когда иудеи, соблазняясь Его " новым " , пытаются подловить Господа на слове, Он отвечает им об этом " новом " , ссылаясь на " старое " . Ему инкриминируют нарушение субботы, когда ученики Его, взалкав, стали срывать колосья и есть их,– Он же поминает царя Давида, как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения. Или не читали вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? (Мф. 12, 4, 5). Его обвиняют в нарушении предания старцев , ибо ученики Его не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15, 2),– Он отвечает им вопросом, в котором звучит попечение о заповеди Божией: " Зачем и вы преступаете заповедь Божию преданием вашим ? " (Мф. 15, 6) и обличает их словами пророка Исаии: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мк. 7, 6–7). Книжники и фарисеи пытаются поймать Его на слове, уличить в призывах к нарушению Моисеевых заповедей – на вопрос о важнейшей заповеди Господь отвечает цитатой из Второзакония и Левита (см.: Мк. 12, 29–30; Мф. 22, 36–38). Книжник, исповедавший пред Ним послушание закону, вызвал Его одобрение: недалеко ты от Царствия Божия (Мк. 12, 34). И богатого юношу, пожелавшего достичь жизни вечной, Господь наставляет на путь исполнения Моисеевых заповедей (см.: Мк. 10, 19; Мф. 19, 18–19). В чем, однако, Его разногласия с иудеями? Христос обличает их как раз в том, что они не знают Писаний и не следуют закону, который дал им Бог и который Христос пришел не нарушить, но исполнить (ср.: Мф. 5, 17). Они приводятся в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией (ср.: Мк. 12, 24), они, оставив заповедь Божию, держатся предания человеческого , отменяют заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание (ср.: Мк. 7, 8, 9). Под преданиями старцев , или преданиями человеческими , которые не раз упоминаются в Евангелии (ср.: Мк. 7, 3, 8, 13; Мф. 15, 2, 6), можно понимать сумму узаконений, возникших из исторического и бытового уклада еврейского народа, которые, будучи возведенными в нечто незыблемое и должное, оказывались порой в противоречии с законом Божиим. Именно такое предпочтение " человеческого, слишком человеческого " перед Божиим и служило поводом для обличения книжников и фарисеев, призванных хранить закон и чтить Писания, а на самом деле – оставивших важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23, 23) и исполненных внутри лицемерия и беззакония (Мф. 23, 28)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

«Словом Господа» – правильнее: «со словом Господним», т. е. евреи относились всегда к слову Господню, возвещаемому чрез истинных пророков, как к чему-то надоедливому, не нужному в смысле руководительства, в котором повторялось все одно и то же. – Результат такого отношения к вещим словам пророков Исаия изображает наглядно во второй половине стиха: евреи будут отведены в плен! Ис.28:14–22 . Евреи, отказываясь слушаться истинного пророка, надеялись спастись от гибели своей ловкостью и политическими интригами. Но Исаия от лица Господа возвещает им, что для них единственной помощью может быть только драгоценный краеугольный камень, на котором Всевышний построит Свое благодатное царство на Сионе. Все же интриги иудейских политиков не приведут ни к чему, и они останутся совершенно беззащитными пред нашествием могущественных врагов. Господь даже Сам ополчится против Своего народа, как некогда Он ополчался против врагов еврейских. Ис.28:14 . Итак слушайте слово Го­с­по­дне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Пророк приглашает правителей иудейских – священников и пророков (ср. ст. 7) – послушать его речи, пока еще не поздно. В каком смысле он называет их «хульниками» или насмешниками – это видно из 10 ст. Ис.28:15 . Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с пре­исподнею сделали договор: когда всепоража­ю­щий бич будет про­ходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом при­кроем себя». Пророк влагает в уста своих противников слова, полные хвастливости и дерзости. «Смерть и... преисподняя» – символы гибели и уничтожения государства. Евреи хотят сказать, что они не боятся за целость Иудейского государства, потому что они в дружбе с адом и смертью . «Всепоражающий бич». Так, вероятно, называли в то время иудеи ассирийского царя (ср. Ис.8 и сл.). «Ложь... и обман», на которые надеются иудейские политики, были обычными явлениями политической жизни Востока. Когда их ассирийский царь призовет к ответу, по поводу замышлявшегося в то время союза иудеи с враждебными ассирийцам египтянами, иудейские политики сумеют-де как-нибудь обмануть своего строгого властителя (ср. 4Цар.17:4 ; Иез.17 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010