В особенности сердце, – как это принято и в нашем образе выражения –служит у Ап. Павла седалищем чувства (аффекта) – этого непосредственнейшего обнаружения, основной функции внутренней жизни. Так, в нем находит выражение чувство печали Рим.9:2 : «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему». Равно также выражается в сердце и противоположное чувство – чувство радости Еф.5:19 : «исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ср. Кол.3:16 , Чувство утешения находит свое седалище здесь же Еф.6:22 : «послал к вам Тихика..., чтобы он утешил сердца ваши» ср. Кор.2:2, – равно также и чувство мира Кол.3:15 : «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ср. Флп.4:7 . В сердце обитает и чувство любви 1Тим.1:5 : «цель увещания есть любовь от чистого сердца». Рим.10:1 : «благоволение (εδοκα) моего сердца» (если слово εδοκα здесь перевести «благоволение» Ср. 2Сол.3:5 ). Предмет любви тоже пребывает в сердце 2Кор.7:3 : «вы в сердцах наших», ср. Флп.1:7 , и остается в сердце вопреки пространственному отдалению Сол.2:17: «мы братие, были разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем». Радостные аффекты расширяют сердце 2Кор.6:11 : «сердце наше расширено», – печальные чувства сжимают его 2Кор.2:4 : «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам». Также локализируется в сердце воля, близко стоящая к чувству, бесспорно тесно связанная с аффектами чувства 1Кор.4:5 : Бог «обнаружит сердечные намерения». В Рим.1:24 употреблено выражение «похоти сердец». Твердая, по одному направлению неуклонно стремящаяся воля обозначается как «твердость», «непреклонность сердца», – как «ожесточение», если направляется на зло Еф.4:18: «были отчуждены от жизни Божией – по причине... ожесточения сердца их», между тем о твердой воле, стремящейся к добру, говорится в 1Сол.3:13 : «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». В 2Сол.2:17 сказано: «да утешит ваши сердца и утвердит во всяком слове и деле благом». О человеке, который уже твердо стоит в добром направлении воли, говорится 1Кор.7:37 : «кто непоколебимо тверд в сердит своем... тот хорошо поступает».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

4.2. Закон становится «Ветхим Заветом» для тех, кто хочет понимать его по-плотски; и для них он неизбежно соделывается старым и ветхим, потому что не может сохранить свою силу. Но для нас, кто понимает и объясняет его духовно и в евангельском смысле, он всегда новый. Поистине оба Завета для нас Новые не по давности времени, но новизной понимания. Разве не это имел в виду апостол Иоанн, когда писал в своем послании: «Новую заповедь пишу вам: да любите друг друга» (ср. 1Ин.2:8; 3:23 )? Ведь, конечно, он знал, что заповедь о любви давно дана в законе (ср. Лев.19:18 ). Но так как любовь никогда не перестает ( 1Кор.13:18 ) и заповедь любви никогда не устаревает, апостол утверждает: что не ветшает, то всегда ново; ибо заповедь любви все время обновляют в духе те, кто соблюдает и исполняет ее. Для грешника же и того, кто не хранит наказ о любви, и Евангелие устаревает. Не может Завет быть Новым для того, кто не хочет «отложить прежний образ жизни ветхого человека и облечься в нового человека, созданного по Богу» ( Еф.4:22–24 ). 4.3. Итак, Моисей говорит первосвященнику: «Возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их» ( Чис.16:46 (17:11)), ибо «уже началось поражение в народе» ( Чис.16:47 (17:12)). То, что совершалось, Моисей видел в духе. Он увидел, что сила приступила к стану и начала поражать грешников, и потому он говорит первосвященнику: «Возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу» ( Чис.16:46 (17:11)) и стань «между мертвыми и живыми», чтобы «поражение» не продолжалось, но, как более точно сказано в Писании, «прекратилось» (ср. Чис.16:48 (17:13)). 5.1. Но прежде всего, если это уместно, приведем образ самого исторического повествования, ибо только когда ясно представляется внешняя форма произошедших событий, должно исследовать, не содержится ли в этом отрывке и нечто мистическое. А потому размысли, что народ Израиля распределен по станам, по коленам и родам (ср. Чис.1:2 ), но обрати внимание, что сила, посланная Богом, действует не беспорядочно, но сначала поражает смертью некую часть народа и последовательно несет опустошение смертью; заметь, как после этого выступает первосвященник в священнических одеяниях и несет кадильницу и огонь с курением, направляясь к тому месту, куда пришел сеющий смерть ангел-губитель (ср. Исх.12:23 ), и встает на то место, где смерть положила предел первым, и рядом с теми, кому должно последовать за ними. Смотри: священник стоит, отделяя собой живых от мертвых, и сила его заступничества посрамляет ангела-губителя (ср. Исх.12:23 ); при этом смерть прекращается, а жизнь возрождается.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

13 и др.), снимет поношение с народа своего по всей земле; ибо так говорит Господь (6–8 ст.) 151 . И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Нево уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасение Его» (ст. 9; ср. 12 гл.: 8:17; 35:4 и др. 40:10; 62:11). «Ибо рука Господня почиет на горе сей», и Моав будет попран, как солома в навозе и твердыни его будут разрушены (10–12). – В тот день будет воспета песнь (ср. 12 гл.) сия в земле Иудиной. Город крепкий у нас: спасение дал Он нам вместо стены и вала. Отворите ворота, да войдет народ праведный» (26 гл., 1–2 ст. ср. 60:18; 21:11 и др.). «Твердого духом хранишь Ты в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа во веки, ибо Он есть твердыня вечная» (3–4). «Живущих на высоте», «высоко стоявший» город он поверг на землю, – попирает его (город) нога «бедных», стопы «нищих» (5–6). «Путь же праведника прям» 152 , так как праведник, хотя переживает время грозных судов Божиих, но уповает на Господа «с раннего утра» (7–9; ср. особ. 33:2... или 58:2, 8). Суды Господа необходимы, потому что без наказания нечестивые не научатся правде «и будут злодействовать в земле правых», не увидят высоко поднятой руки Господа» (9–12). Другие владыки, кроме Господа, господствовали над Его народом, но только чрез Господа он славит имя Господне. Эти нечестивые владыки уже не встанут, и не сохранится никакого «воспоминания» о них (13–14), а народ Господень будет умножен (15; ср. 9:3). В постигшем его наказании Господа он мучился подобно беременной женщине и «рождал как бы на ветер» – напрасно: так как страдания его не доставили спасения земле. Но в действительности не было бесплодно страдание: «оживут мертвецы Твои (ближайшим образом те праведники, которые страдали или даже потерпели телесную смерть во время бедствия; – избавление от грозного неприятеля является у пророка прообразом общего воскресения всех праведников и совершенного уничтожения смерти, ср. 25:8 и 1Кор. 15:54 ), восстанут мертвые тела! Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

3.7. Я думаю, хотя и не утверждаю наверное, что среди человеческих поступков могут быть такие, которые хоть и не несут в себе грех , все же не заслуживают того, чтобы считать, что в них присутствует Дух Святой. Скажу, например, что в законном браке нет ничего греховного, когда происходит совокупление, не дается присутствие Святого Духа, даже если тот, кто выполняет свои обязанности по продлению рода, окажется пророком. Впрочем, есть и многое другое, где ничего этого не требуется и довольно одной человеческой силы и не подобает присутствовать Святому Духу. Однако здесь мы отклоняемся от темы, желая показать, что Дух Божий всегда пребывает только на Господе и Спасителе моем Иисусе, а на всех же прочих святых, как и на семидесяти старейшинах, с которых началось это отступление, Дух Бога лишь «почиет». Он действовал в них, когда это было во благо тем, через кого Он действовал, и полезно тем, кому Он служил. 4.1. Далее в прочитанном нам сегодня отрывке сказано: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, – ибо он взял за себя Ефиоплянку, – и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь» ( Чис.12:1–2 ). И затем Господь повелел им выйти «к скинии собрания», и там, после проведения своего рода судебного разбирательства, Мариам на какое-то время покрылась проказой, а потом возвратилась в стан (ср. Чис.12:4–16 ). Чтобы кратко объяснить это, скажем, что Мариам является образом первоначального народа; Моисей, то есть закон Господень, вступает в брак с ефиоплянкой, взятой из язычников. Таким образом, Моисей, то есть закон духовный, берет жену; и это деяние вызывает негодование у Мариам, которая теперь есть синагога, и она говорит пренебрежительно, вместе с Аароном, иными словами, со священниками и фарисеями. И доныне эти люди нападают на Моисея, который находится с нами; им кажется постыдным, что он не учит нас ни обрезанию плоти (ср. Еф.2:11 ), ни соблюдению суббот и новомесячий (ср. Кол.2:16 ), ни жертвоприношениям крови, а научает обрезанию сердца (ср. Рим.2:29 ), воздержанию от греха, празднованию «с опресноками чистоты и истины» (ср. 1Кор.5:8 ), жертвам хвалы (ср. Пс.49:14 ) и приношениям не убиенных животных, но умерщвленных пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Феоф.), но – кто делает грех , тот от диавола и не рождён от Бога (3, 8–10) (72). Связь речи такая: дети! пребывайте в Нем, чтобы иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его; только пребывая в Нем, следовательно (см. 6 ст.), уподобляясь Ему – Праведнику, мы можем иметь это дерзновение (см. прим. к ст. сл.): право на отеческую любовь Бога Отца, право быть детьми Божиими и сыновнее право наследия небесного царства, сонаследования Христу ( Римл. 8, 17 ). – «Если вы познали, что Он праведен, то без сомнения знаете и то, что делающий правду рожден от Него; ибо праведный рождает праведных·. А сколь великую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика любовь и благость, которую Он подает вам. Ибо вы знаете, что Он дал вам право быть и почитаться детьми Его» (Феофил.). Глава 3 1 . Смотрите: обратите все внимание ваше на столь важное и особенно замечательное (1). – Какую (Ср. 2Петр. 3, 11 ) любовь дал нам Отец: (Ср. 2 ст. и 4, 9. 10) – в чем открылась великая любовь Божия к нам и из чего мы узнаем, что Бог – небесный Отец наш (2). –Чтобы нам называться и быть детьми Божиими(3) – в том, что дал нам «недостойным и грешным» (A Lapide) власть (ξουσαν) – право (Злат. на Иоан. 1, 12 . Феоф.) не только «почитаться» (Феоф.), но и действительно быть чадами Божиими ( Иоан. 1, 12 ), – быть причастниками Божескою естества ( 2Петр. 1, 4 ). (4). – «Что может сравниться с таким человеколюбием? Единородный Сын Божий не возгнушался сопричислить всех к лику чад Божиих – и мытарей, и волхвов, и рабов, и самых не важных людей, многих еще и со множеством недостатков. Такова сила веры в Него, таково величие благодати! Как огОн, проникши в землю, в которой есть металл, тотчас из неё производит золото: так, и еще лучше, крещение делает омываемых им из бренных золотыми, когда Дух, на подобие огня, проникает в наши души и попаляя в них образ перстного, износит, как бы из горнила, образ небесного ( 1Кор. 15, 49 ), образ новый, светлый блестящий» (Злат. на Иоан. 1, 12 .). – Мир потому не знает нас: «мир (ср. 2, 15) – это люди порочные и нечистые, привязанные к одной только страстной жизни» (Феоф.). – Потому (δι τοτω): поэтому-то, что мы не только называемся, но и на самом деле – дети Божии, мир не знает нас (ср. Иоан. 14, 17 ); – поэтому-то мы и непонятны миру и он удивляется неземной жизни нашей и необыкновенным действиям нашим и, не понимая, даже ненавидит нас (ср. Иоан. 15, 18. 19 ); что составляет явное свидетельство для нас, что существо наше высочайшая тайна, особенно для непросвещенных свыше, и существование наше действительно от Бога и в Боге, – что жизнь наша сокрыта (κκρυπται) со Христом – Сыном в Боге Отце ( Кол. 3, 3 ) (5). – Что не познал Его только посвященные сами в тайну сопричастия Божеского естества ( 2Петр. 1, 4 ) в силах понимать это, а не те, которые не верят в Бога (6) и не сохраняют правду Божию (7). (Ср. 6. 7. 10 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. «Благословенные Отца Моего»: благословенные Богом или удостоившиеся благословения Бога Отца. – «Наследуйте царство»: «Он не сказал приимите, но «наследуйте», как Свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее» (Злат., ср. Феофил.). Христиане часто в Новом Завете называются наследниками обещанных благ, как истинные дети Божии, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям ( Рим.8:17 ; Гал.4:6–7 ; Евр.1:14 ; 1Ин.3:2 ; ср. прим. к Мф.5:5 ). – «Уготованное вам от создания мира»: Бог от вечности предвидел действия людей, и соответственно им от вечности же определил им и воздаяние за них, за добрые – царство, за злые – мучения, что приведется в исполнение окончательно на последнем суде (ср. Рим.8:29–30 ; Еф.1:4–11 ; 2Сол.2:13 ; 1Пет.1:2 ; Ин.6:37 ). – «Сложение «мира» берется здесь в смысле понятия вечности, как начало бытия всех существ. – «Ибо алкал Я» и пр.: Царство Небесное наследуют праведники за добрые дела, именно дела любви и милосердия к ближним ( «Я»: ср. прим. к Мф.25:40 ). О вере не упоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры ( Ин.13:35 ; 1Кор.13:1 и д.) и без которых вера одна не оправдывает человека, так как без них она мертва ( Иак.2:17 ; Гал.5:6 ). – «Алкал Я»: когда у Меня не было хлеба, вы подали Мне милостыню, и Я напитался ею. – «Был странником»: на Востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно высокою добродетелью (ср. Быт.18:1–8 ; Евр.13:2 ). – «Был наг»: дурно одет, бедно, недостаточно для прикрытая тела от жара или холода; таковые у евреев назывались нагими (ср. Деян.19:16 ; Иак.2:5 ; Иов.22:6 ; Ис.58:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

3.3. Ни о царстве Сигона, ни о царстве Моава не сказано, что в них не осталось ни одного живого. Ибо, возможно, они нужны нам, и кто-то из них требуется нам, чтобы в этой жизни упражняться в борьбе; «ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» ( 1Кор.5:10 ). И все же от Васана, то есть от безнравственности, нам ничего не нужно, и не следует оставлять в ней ничего живого; но должны мы все уничтожить, разрушить все дела безнравственности; ибо ни в ком нечестивое не может быть достойным. 4.1. «И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. И видел Валак, сын Сепфоров» ( Чис.22:1–2 ) и остальное. Все историческое повествование о Валааме и его ослице преисполнено трудностей; однако его сокровенный смысл намного сложней, и я не знаю, легко ли будет объяснить хотя бы историческую канву. Давайте, однако, с Божьей помощью вкратце коснемся того, что сможем объяснить. 4.2. Война грозит тебе, о царь Валак, сын Сепфоров; «шестьсот тысяч» вооруженных воинов вторгаются в твои пределы (ср. Чис.26:51 ). Надлежало тебе подготовить оружие, собрать войско, подумать о боевом порядке, чтобы встретить противника во всеоружии, «пока тот еще далеко» (ср. Лк.14:32 ). А ты отправляешь «послов к Валааму» (ср. Чис.25:5 ), прорицателю, и приносишь ему дары и обещаешь еще больше и говоришь: «Приди, прокляни мне народ сей, который вышел из Египта» (ср. Чис.22:6,5 ). Тогда Валаам, как учит Писание, обращается к Богу, и Он не позволяет ему пойти. Но царь снова отправляет послов и, оставив оружие, все свои надежды возлагает на Валаама, что он придет, осыплет стрелами проклятий и поразит словами тех, кого войско царя не сумело одолеть (ср. Чис.22:8,12,15 ). Какое логическое последование имеет эта история, какой замысел показывает? Где и когда это слыхано, чтобы царь, которому грозит война, не помышлял об оружии, оставлял без внимания войско и искал убежища в словах гадателя или прорицателя? Вот почему должно нам снова и снова просить Бога ниспослать нам Свою благодать, чтобы смогли мы это объяснить не с помощью «иудейских басен» (ср. Тит.1:14 ), но разумным толкованием, достойным закона Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Что касается жизни, то, без сомнения, Бог указывает на Себя; Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Так что же тогда есть эта противоположная жизни смерть, которую Бог «представил пред глазами» нашими? Я думаю, что о ней можно сказать то, что говорит Павел: «Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ). Таким образом, этот «враг» – дьявол , который был сначала представлен «пред глазами», а в конце – «истребится». Но он был представлен «пред глазами» не за тем, чтобы мы последовали за ним, но чтобы избегали его. Поэтому мне кажется, что душу саму по себе нельзя назвать ни смертной, ни бессмертной. Если прилепится она к жизни, то приобщится жизни вечной (ибо в жизни нет смерти); если же отвернется от жизни, то соделается причастницей смерти и сама станет смертной. Так и пророк говорит: «Душа согрешающая, та умрет» ( Иез.18:4 ); и хотя мы не считаем, что ее смерть является уничтожением сущности, так как она далеко отстоит от Бога и чужда Тому, Кто есть истинная жизнь, должно нам верить, что она смертна. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» ( 2Кор.6:14–15 ). И если изберем жизнь, то будем жить всегда, и смерть уже не будет иметь над нами власти (ср. Рим.6:9 ), и исполнится в нас слово Господа, сказавшего: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Так выберем жизнь, выберем свет и, «как днем, будем вести себя благочинно» (ср. Рим.13:13 ), чтобы и нам последовать за Иисусом за завесу во внутреннее святилище, и не будем уже смертными человеками, но соделаемся бессмертными ангелами, когда истребит последнего врага – смерть (ср. 1Кор.15:26 ) Сам Господь наш Иисус Христос, Который есть «путь и истина и жизнь» (ср. Ин.14:6 ), и Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия X О посте, совершаемом в день умилостивления, и о козле, отсылаемом «в пустыню» (ср. Лев.16:10 ) 1 . Поистине мы, принадлежащие Церкви, по справедливости принимаем Моисея и читаем его писания, веря, что он – пророк, записавший будущие тайны, открытые ему Богом в символах, образах и иносказаниях, которые, как мы научаем, исполнятся в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

То, в чем нуждаетесь для души и тела, вам указано, а заглядывая в этот устав, будете иметь с Богом и Помощницу, Пречистую Его Матерь, и мою, хотя и грешную, молитву с тем, чтобы, исправляясь без заблуждения, вы смогли совершить свое жительство. Останьтесь в подвигах для блага. Не уклоняйтесь ни на десно, ни на шуе (Прич.4:27), но по силе, кто сколько имеет, шествуйте царским путем, памятуя, что вы есть. Есть будешь от плодов трудов своих (ср. Быт. 3: 19). Блажен ты, хорошо тебе будет. Стремясь войти через узкие ворота и тесным путем, ведущим в жизнь вечную (ср.Мф.7:13), любя друг друга, покоряясь друг другу, друг друга бремена носите (Гал.6: 2), единомысленно покоряясь вашему старейшине-игумену. Но молю вас, братия мои, именем Господа нашего Иисуса Христа, хранить все заповеданное вам, молю, чтобы не было между вами распрей, но чтобы вы были совершенны в единой мысли и воле (ср.1Кор.1:10), совершая свою куплю, как прекрасные купцы (ср.Мф.13:46), поминая в ваших преподобнических молитвах в Бозе почившего отца нашего и наставника Симеона-монаха, не забывая и о моем недостоинстве. Истину говорим вам во Христе: поступая так и слушая меня, непостыдными явитесь на Страшном Суде и примете вечные блага. Благодать и мир Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа будет во веки со всеми вами. Аминь, (ср.2Кор.13:13). 2. Возникновение монастыря Место, на котором находится наш святой монастырь, как вы знаете, было в запустении из-за безбожных разбойников. А оно не может сравниться ни с чем на земле. И однажды ко мне пришел триблаженный наставник, отец наш Симеон-монах, который пламенно искал добродетели и ради этого хотел принять наш монашеский образ. Уязвленный такой горячей любовью и обращенный Божественным Духом, услышав пресладкий голос, говорящий: " Кто не оставит все и не идет за Мной, тот не достоин Меня " (ср.Мф.19:29;10:38), — он оставил царство отечества своего и все земное и, убежав из мира, порабощающего душу, пришел в эту пустынь во второй день месяца ноября 1197 года.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010