Однако мы приносим Господу эти дары нашего сердца после того, как узнали Его и, постигнув Его благость, напились из глубины Его колодезя. 3.2. Обрати, однако, внимание на то, как говорит пророк: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой?» Эти слова смущают тех, кто отрицает участие свободной воли человека в спасении. Ибо как бы Бог требовал что-то от человека, если бы не в его власти было принести Богу требуемое? Итак, есть то, что дарует Бог, и есть то, что приносит человек. Например, было в человеке то, что «мина принесла десять мин» или «мина принесла пять мин», однако ту мину, которая приносит человеку десять, дает ему Бог . Когда же приносит он десять мин, которые сам получил, то принимает от Бога не еще больше денег, но власть и управление над десятью городами (ср. Лк.19:16–18 ). И, опять же, Бог требует, чтобы Авраам принес Ему в жертву своего сына Исаака «на одной из гор, о которой» Он скажет ему (ср. Быт.22:2 ). И Авраам неустрашимо «принес в жертву своего единородного» (ср. Евр.11:17 ), «положил его на жертвенник и взял нож, чтобы заколоть сына своего» ( Быт.22:9–10 ). Но ему тотчас воспрепятствовали и дали овна, чтобы принести его в жертву вместо сына. Итак, ты видишь: то, что мы приносим Богу, остается у нас, но Он хочет, чтобы этим мы показали свою любовь к Богу и свою веру. Это мы сказали по поводу утверждения: «От колодезя сыны Израилевы отправились в Матанну» (ср. Чис.21:19 ), что переводится как «их дары». 3.3. «Из Матанны» мы приходим «в Нагалиил» (ср. Чис.21:19 ), что переводится как «от Бога». Что от Бога? После того, как мы приносим что-то от нас, мы приходим к тому, что получаем то, что от Бога. Ибо когда мы приносим Ему нашу веру и любовь, тогда Он изливает на нас различные дары Святого Духа, о которых Апостол говорит: «Все от Бога» ( 1Кор.8:6 ). А «из Нагалиила» мы приходим «в Вамоф», что переводится как «пришествие смерти». Пришествие какой же еще смерти должно здесь понимать, если не той, которой «мы умерли» со Христом, чтобы жить с Ним (ср. 2Тим.2:11 ), и которой должно умертвить нам «земные члены» наши (ср. Кол.3:5 )? И опять же: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим.6:4 ). Итак, если кто-то постигнет устроение этого пути спасения, то должно пройти ему по всем упомянутым нами местам и после долгого путешествия прийти в то место, которое, как мы сказали, означает «пришествие смерти». Но, как мы научаемся из Писаний, есть смерть, враждебная Христу, и иная, благожелательная Ему. Здесь речь идет не о смерти, враждебной Христу, о которой сказано: «Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ), который есть дьявол , но о той смерти, коей мы умираем со Христом, чтобы жить с Ним, и о ней говорит Бог: «Я умерщвляю и оживляю» ( Втор.32:39 ). Ибо Он умерщвляет, чтобы мы умерли со Христом и удостоились ожить со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1Кор.4:13 .  хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Ап. изображает контраст между бедственным положением апостолов и мнимым прославлением коринфских христиан. – «Мы безумны», т. е. не боимся явиться безумцами в глазах коринфян, проповедуя распятого Христа, тогда как другие сумели заслужить титул «мудрых», возвещая о Христе по обычаю философов. – «Мы немощны» – см. 1Кор.2:1–5 . – «Вы же крепки», т. е. вас не тревожат никакие сомнения, как будто все, что вы делаете, всегда хорошо! – «Хулят нас, мы молим», т. е. убеждаем по справедливости обсудить наше поведение. 1Кор.4:14 .  Не к по­стыже­нию вашему пишу сие, но вра­зу­мляю вас, как воз­люблен­ных детей мо­их. Не от злобы говорил с такою иронией Апостол, а из-за огорчения и для пользы самих коринфян. Он не хотел смирить или пристыдить их, но обратить их на истинный путь. Он имел и право на это, как их духовный отец. 1Кор.4:15 .  Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе бла­го­ве­с­т­вова­ни­ем. 1Кор.4:16 .  Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. «Тысячи наставников». Ап. делает намек на множество учителей веры, которые выступили в Коринфе вслед за удалением оттуда Павла и Аполлоса. – «Я родил вас». Ап. Павел обратил ко Христу коринфян, хотя сделал это не своею силою, а силою Христа и чрез Евангелие (благовествование). – «Посему...». Отец в праве ожидать от своих детей, что они будут подражать ему в жизни. 1Кор.4:17 .  Для сего я по­слал к вам Тимофея, моего воз­люблен­ного и верного в Го­с­по­де сына, который напомнит вам о путях мо­их во Христе, как я учу везде во всякой церкви. Чтобы помочь их обращению на истинный путь, Ап. послал к ним своего надежного сотрудника – Тимофея. Этот последний во время написания послания, действительно, уже отбыл из Ефеса, хотя прибыл в Коринф уже после получения там послания Ап. Павла ( 1Кор.16:10, 11 ; ср. Деян. 19:20, 21 ). – «Сына». Этим Ап. намекает, что Тимофей был им обращен в христианство (ср. 2Тим. 1:2 ). – О «путях моих во Христе», т. е. о смирении, самоотречении, преданности Господу. Путем этих добродетелей идет Ап. с тех самых пор как он обратился ко Христу. – «Как я учу..». Его учение вполне соответствует его жизни и везде он поступает одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 Заключение послания: распоряжения, известия и приветствия (1–24) 1Кор.16:1 .  При сборе же для святых по­ступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 1Кор.16:2 .  В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько по­зволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я при­ду. 1Кор.16:3 .  Когда же при­ду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставле­ния вашего подаяния в Иерусалим. 1Кор.16:4 .  А если при­лично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. Ап. дает распоряжение о собирании пожертвований в пользу иерусалимских христиан. «Сбор для святых» или христиан иерусалимских (может быть Ап. здесь называет иерусалимских христиан просто святыми в виду того особого значения, какое имела Церковь Иерусалимская среди других Церквей ср. 2Кор. 8:4, 9:1, 12 ) производился в виду того, что иерусалимские христиане более нуждались в помощи, чем другие. Известно, что отступникам от веры отцов, – а таковыми оказывались в Иерусалиме ученики Христовы – всегда трудно живется, трудно достается работа (ср. Иак. 2:6, 5:1–6 ). И вот, раз на соборе апостольском Павел дал слово заботиться о бедных иерусалимских христианах ( Гал. 2:10 ; Деян. 11:27–30 ), то он считал своим долгом располагать коринфян к сбору подаяний на бедных христиан иерусалимских. – «В первый день недели». т. е. в каждый первый день по истечении недели, или после субботы. Это был день воскресный или день Господень. Отсюда видно, что этот день праздновался еще при Апостолах (ср. Деян. 20:7 ). – «С письмами», т. е. с рекомендательным письмом в Иерусалим (множ. число επιστολα имеет значение латинского litterae=письмо). «Если прилично будет». Ап. имеет, вероятно, в виду сумму пожертвований. Если пожертвований будет очень много, то, может быть, понадобится его личное участие в их распределении. 1Кор.16:5 .  Я при­ду к вам, когда прой­ду Македонию; ибо я иду через Македонию. 1Кор.16:6 .  У вас же, может быть, по­живу, или и пере­зимую, чтобы вы меня про­водили, куда пойду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нечто подобное должно уразуметь нам и в отношении Церкви, так как по заслугам народа или дается от Бога сильный в словах и делах наставник Церкви, или, если народ делает «злое пред очами Господа», дается им такой судья Церкви, что при нем народ испытывает голод и жажду, но «не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ). Поэтому мы так поступаем и так молимся, чтобы никогда Божественный гнев не обрек нас на голод и жажду слова Божьего, никогда не отнял у нас того, кто наставляет нас словом и делом, кто своим образом жизни и благочестием, терпением и кротостью являет собой прекрасный пример народу. Ибо если мы делаем «злое пред очами Господа», то есть если живем неправедно, если творим не Божью волю, но свою, умирает из-за нас Аод, и Самегар отнимается от нас, слава наша меркнет, и предаемся мы «в руки Иавина, царя Ханаанского» (ср. Суд.4:2 ). Иавин означает «понимание» или «рассудительность». Поэтому сказано, что если мы не заботимся «иметь Бога в разуме, то [предает нас] Бог превратному уму – делать непотребства, так что [мы] исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» ( Рим.1:28–31 ). Ты видишь, кто и какие суть те, которые предаются «в руки Иавина, царя Ханаанского». 4 . Сказано: «Военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме. И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц» ( Суд.4:2–3 ). И здесь мы наблюдаем то, на что указывали прежде: сыны Израилевы не считали нужным возопить ко Господу, пока не были преданы в руки Иавина, или пока не стал угнетать их военачальник Сисара, имевший, как сказано, «девятьсот железных колесниц», которыми, надо думать, он угнетал «народ жестоковыйный» (ср. Исх.32:9 ). «Сисара» означает «видение лошади». Поистине, «душевный», а не «духовный» (ср. 1Кор.2:14–15 ) тот, кто видит только то, что «животное» 13 ; вот какое видение всегда перед ним. И потому человек душевный, «рожденный по плоти» всегда гонит «рожденного по духу» (ср. Гал.4:29 ), доколе духовный не уразумеет и, рассудив обо всем (ср. 1Кор.2:15 ), не поймет, к кому ему должно обращаться за помощью, и не возопит ко Господу; доколе та душа, которая возопила ко Господу, не взойдет к пророчеству, выраженному в образе Деворы (ср. Суд.4:4 ), и благодатью и разумением пророческим не станет окормляем народ Церкви и определяемо устроение всякого ума и души через Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия V. О Деворе, Вараке, Иаили и Сисаре

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2) и чрез них всему миру возвестил величие и славу Божию ( Мф.28:19–20 ; Мк. 16:20 ). кд. Гда, восхвалите вс см прославите да убоитс же нег вс см 24. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, к не уничиж, ниж негодова молитвы нищаг, ниж врат лиц сво и воззвахъ къ нем, услыша м. 25. ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. Ст. 24–25 – слова благодарственного исповедания псалмопевцем имени Божия пред братиями. Для связи, которая в поэтической речи не всегда выражается внешним образом, пред этими словами подразумевать можно: «говоря». Созерцая в своем избавлении образ воскресения Христа Спасителя, псалмопевец смотрит на него не как на личное свое дело, но как на событие, имеющее важное значение для всего народа, и потому не от себя только лично прославляет Господа, но и всех богобоязненных Израильтян приглашает хвалить Господа и благоговеть пред Ним (= да убоитс же нег, ср. Пс.2:11 ) за то что Он не презрел и не пренебрёг скорби (слав.-гр.-лат. и халд. молитвы) страждущего (слав. нищаг – πτωχο, т. е. вообще бедного, несчастного ср. Пс.11:6; 13:6 и др.), не отвратил от него лица Своего, т. е. не лишил Своего благоволения (ср. Пс.4:76; 12:26 ), но услышал молитвенный зов его и даровал ему избавление. Гда – наименование избранного народа Божия (ср. Пс.113:17–19, 20–21; 117:2–4 ), но, в теснейшем смысле, имеющее в виду лишь истинно верующих израильтян, соблюдающих заповеди Божии (ср. на Пс.14:4 и 18:10), ибо не все те в истинном смысле израильтяне, которые по плоти происходят от Израиля ( Рим.9:6 ). Псалмопевец приглашает к прославлению Господа именно богобоязненных израильтян (ср. Пс.65:16 ), так как лишь они способны понять и оценить величие явления милости Божией ( Притч.28:5 ; Пс.118:74 ; 1Кор.2:14 ). Так и слово Евангелия возвещено было первоначально иудеям ( Мф.10:6; 15:24 ; Деян.1:8 ), и из них обращаемо было преимущественно к чаявшим утешения Израилева ( Деян.13:16, 26 ; ср. 10:35; Лк.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

3.3. Что же касается двух жертвенников, то, так как жертвенник есть символ молитвы, думаю, что они означают сказанное Апостолом: «Стану молиться духом, стану молиться и умом» ( 1Кор.14:15 ). Ибо когда я молюсь в сердце, то вхожу во внутренний алтарь, и, как я полагаю, об этом же говорит и Господь в Евангелии: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» ( Мф.6:6 ). Кто молится так, тот, как я сказал, приступает к жертвеннику курений, который находится внутри (ср. Исх.27:1 ; Евр.9:3 ). Когда же кто-то возносит гласные молитвы, произнося слова громким голосом, словно обращаясь к слушающим, он молится духом (ср. 1Кор.14:15 ) и как бы приносит жертву на жертвеннике, который устроен снаружи, чтобы народ приносил на нем всесожжения (ср. Исх.20:24 ). Поэтому священникам в особенности надлежит заботиться о том, что сокрыто внутри, за завесой, дабы ничто не было осквернено, дабы ничто не оказалось нечистым; иначе говоря, они должны заботиться о внутреннем человеке и блюсти сокрытое в сердце, чтобы пребывало в нем только чистое. 3.4. Под херувимами и престолом милости (ср. Исх.25:17–18 ; Евр.9:5 ) должно понимать знание о Троице; ибо «херувим» означает «множество», то есть указывает на совершенство знания. А что иное есть совершенство знания, как не познать Отца и Сына и Святого Духа? И потому предметом заботы священников должно быть сохранение всего этого чистым и неоскверненным. 3.5. А «золотой сосуд с небесною манною» (ср. Евр.9:4 ) – это, без сомнения, сокровищница слова Божьего. Золотой ковчег, в котором находятся «скрижали завета» (ср. Евр.9:4 ), как мне думается, указывает не на что иное, как на наш ум, в котором надлежит нам записать закон Божий. И ум этот должен быть золотой, то есть чистый и драгоценный, в котором всегда должен быть написан закон Божий, как и Апостол говорит: «Написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:3 ). Ибо о неких сказано: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мф.5:9 . Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. «Миротворцы». Те, которые, живя в мире со всеми, употребляют свои средства, свое влияние, свои усилия для умиротворения людей в каких бы то ни было отношениях, предотвращают распри, раздоры, мирят противников и прочее тому подобное. «Сынами Божиими» (ср.: примечание к Мф.1:1 ). Все верующие – дети одного Отца Небесного ( Рим.8:17 ; Гал.4:5 ), но особенно миротворцы. Бог есть Бог мира ( 1Кор.14:33 ); те, кто производит мир между людьми, особенно в этом уподобляются Богу и в особенности достойны быть названными сынами Божиими. Они особенно уподобляются и Богочеловеку, пришедшему на землю именно для того, чтобы примирить Бога и людей, и в этом случае они истинные чадца Богочеловека (ср.: Златоуст и Феофилакт). «Нарекутся». То есть будут действительно таковыми. Мф.5:10 . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. «Изгнанные за правду». Изгонять – значит лишать общения с собою, преследовать, угнетать; за правду – то же, что вообще «за добродетель за покровительство другим, за благочестие ибо правдою обыкновенно всегда называет Он полное благочестие души» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Христианин не должен изыскивать того, чтобы его преследовали, как бы вызывать таковое преследование, но обязан в то же время говорить и делать правду, и если будут преследовать за нее, то терпеть в надежде обетованного за то блаженства. (ср.: 1Пет.3:14,4:14 ). «Царство Небесное». (ср.: Мф.5:3 ) Мф.5:11 . Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. «Поносить». За веру и верность Христу, бранить, насмехаться, издеваться. Так поносили самого Христа, называя Его самарянином и беснующимся; так поносили Его и смеялись над Ним книжники, первосвященники и фарисеи, когда Он для спасения людей висел на кресте. «Гнать». Ср.: Мф.5:10 «Всячески злословить». Говорить и делать все, что лишает доброго имени. «Неправедно». По ложным основаниям, незаслуженно со стороны злословимого. «За Меня». За имя Христово, за веру в Него и исповедание Его. «Не всякий поносимый блажен; но только тот, кто терпит поношение за Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того ни другого, то несчастен он» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

4.2. Итак, Бог выносит об этом Свое суждение и утверждает брак с ефиоплянкой и позволяет Моисею жить и возлежать с ней, а Мариам отправляет в заключение «вне стана» (ср. Чис.12:14 ) и изгоняет ее подальше от скинии собрания и вместе с ней извергает и Аарона. К тому же Мариам покрывается проказой (ср. Чис.12:10 ). Посмотри теперь на этих людей и узри, до какой мерзости доходит их стремление к точному исполнению предписаний, до какого безобразия доводят они свою наружность. Несмотря на это, проказа не останется навсегда, но когда начнет исполняться неделя этого мира, они возвратятся в стан. Ибо в конце этого мира «войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–26 ); тогда исчезнет проказа с наружности Мариам, и получит она славу веры и величие познания Христа, ее лицо вновь обретет былую красоту, «и будет одно стадо и один Пастырь» (ср. Ин.10:16 ). Должно сказать на это: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия» ( Рим.11:33 ), «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» ( Рим.11:32 ) во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VII. Вновь о том, что осталось сказать о ефиоплянке и о проказе Мариам. 1.1. Как говорит Апостол: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам» ( 1Кор.10:11 ), и я хочу знать, чему научает нас прочитанное о том, что «упрекали Мариам и Аарон Моисея» (ср. Чис.12:1 ) и за это были наказаны, а «Мариам покрылась проказою» (ср. Чис.12:10 ). И это наказание вызвало такое беспокойство, что пока прокаженная Мариам неделю была вне стана, народ Божий не отправлялся в землю обетованную, и скиния собрания не двигалась с места. Это, прежде всего, научает меня, и научает на пользу и непреложно, не упрекать брата своего (ср. Пс.49:20 ), не злословить ближнего, не отверзать уст моих, чтобы не осуждать не только святых, но и никого из моих ближних, ибо я вижу меру вызванного этим Божьего негодования и меру наказания. Ведь и в Псалтири мы видим, как Бог восстает против этого греха, который вызывает у Него такое же негодование, когда Он речет: «Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь» ( Пс.49:20 ). И в другом псалме от лица праведника, знающего, как неприятно это для Бога, сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» ( Пс.100:5 ). Итак, исходя из всех этих слов Божественного Писания, которые словно «острый с обеих сторон меч» (ср. Откр.1:16 ), должно нам отсекать от себя порок клеветы на братьев наших и осуждения святых; ибо проказа покрывает злословящих и клеветников.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В этом поступке Гедеона, мужа в высшей степени верного, нам, как мне думается, совершенно необходимо не оставить без внимания то, что может служить нам неким духовным предостережением. Он видит ангела (ср. Суд.6:12 ), но, будучи мужем ученым и имея пример своего предшественника Иисуса [Навина], действует с большей осторожностью. Ибо знал он, что и ангел тьмы «принимает вид Ангела света» (ср. 2Кор.11:14 ), и потому сказал: я хочу с величайшим тщанием, как сказано, испытать этого духа, от Бога ли он (ср. 1Ин.4:1 ), потому что «духовный судит о всем» ( 1Кор.2:15 ). Так поступал и его предшественник Иисус Навин; когда он увидел вождя «воинства Господня», то захотел узнать и спросил: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» (ср. ИсНав.5:13–14 ). Таким же образом и святейший Гедеон испытывает ангельское видение многоразличными знамениями. 5 . А как ты думаешь, почему Гедеон говорит: «Я расстелю стриженую шерсть» не где-нибудь, не в поле и не в лесу, но «на гумне»? На гумне, где хранится собранный урожай, ибо «жатвы много, а делателей мало» ( Мф.9:37 ). Сказано: «Я расстелю стриженую шерсть» там, где хранится урожай. Что побудило святого мужа Гедеона сделать это, или почему это виделось ему правильным? Предвидел он Духом, что Христос «очистит гумно Свое и соберет» народ Свой «в житницу», «лопата Его в руке Его», и отделит Он пшеницу от соломы (ср. Мф.3:12 ). И потому не без причины сей великий и славный муж, которого святой Апостол в послании к евреям упоминает среди пророков (ср. Евр.11:32 ), избрал гумно, чтобы расстелить стриженую шерсть; и не без основания «он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды» (ср. Суд.6:38 ). Посмотрим, сказано ли в Священном Писании об этом что-нибудь, что дало бы нам возможность понимания. Обратимся к Евангелию. Здесь мы находим, что Господь наш и Спаситель «снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и умыл ноги ученикам Своим» ( Ин.13:4–5 ). Итак, ты видишь, что эти пророческие изречения иносказательно предвосхищали то, что должно было быть совершено Господом в последние времена. Соответственно, та вода, которую Иисус влил в умывальницу, есть роса небесной благодати, от которой Он «умыл ноги ученикам Своим». И потому Он справедливо сказал им: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин.15:3 ). Так и мы: если только подадим свои ноги, Господь Иисус готов умыть ноги души нашей и очистить их небесной росой, благодатью Духа Святого, словом наставления. И всем верующим Он говорит то, что сказал Петру: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» ( Ин.13:8 ). Ибо очевидно, что никто не имеет части с Христом, если не омыт и не очищен.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010