Внутреннее сознание постоянно свидетельствует человеку о незначительности и недостаточности второго элемента покаяния, как жертвы: сатисфакции или перенесения наказаний за грехи. Он, по своим размерам, должен быть пропорционален злу, вносимому грехом в мир, т. е. бесконечен. Но безграничное, вообще, не в природе человека, невозможны в отношении к человеку и бесконечные, по своей силе и размерам, страдания, как достаточное наказание за грехи. Раскаяние, рассматриваемое с этой стороны, не удовлетворяет выше поставленным условиям: а) безвинности страдания (страдание за правду), б) добровольности и в) полноты или силы. а). В строгом смысле, и страдания добрых или праведных людей, страдания за правду, не могут быть считаемы незаслуженными, по учению Слова Божьего, и рассматриваться вне связи с личными грехами. По Ап. Петру и христиане здесь, на земле, несут наказание, как не освободившиеся в безусловной полноте от греха ( 1Пет. 4:16–17; 1:6–7; 5:10 ср. 1Ин. 1:8–10 ). Это свидетельствуется совестью истинно праведных людей. б). Страдания праведных, как плод свободного избрания добра, с решимостью подчиниться всем следствиям сего, т. е. связанным с ним страданиям, могут быть названы добровольными лишь в нравственном смысле. Рассматриваемые же с точки зрения, так сказать, богословско-метафизической, страдания, как следствия греха и определений правды Божьей за грех, общи и неизбежны для всех людей – добрых и злых, и даже для всей живой земной твари ( Рим. 8:19 и след.), с тем различием, что в бессловесных тварях и злых людях страдания суть патологическая боль, а в добрых – их свободным послушанием праведным определениям воли Божьей, они преобразуются в этические состояния, в очистительные наказания за грехи. в). Как видели, наконец, страдания в мире и боль греха прямо пропорциональны добру, так что, безусловно полное страдание и наказание греха, становятся невозможны для относительного добра человеческого. Сами люди не в силах были принести достаточную искупительную жертву за грехи свои. Такая жертва однажды навсегда и за всех нас принесена Иисусом Христом, Сыном Божьим, на Голгофе. Ни Сам Спаситель, ни Апостолы не оставляют никакого сомнения в искупительном значении Крестной Смерти. В одних местах Апостолы прямо называют смерть И. Христа искупительной Жертвой за грехи людей, в других говорят в общем смысле, что Христос послужил причиной прощения наших грехов, что чрез Него единственно прощаются грехи людей. Места первые: 1Пет. 1:1820; 3:18; 2:24–25 ; 1Ин. 1:7 ; Деян. 5:30 ; Рим. 3:26; 4:24–25; 8:8–10; 8:3 ; 2Кор. 5:18–21 ; Гал. 1:4; 3:13 ; Кол. 1:14, 20–22; 2:13–15 ; 1Тим. 3:5–7 ; Еф. 1:4; 2:16; 5:2 ; Евр. 5:1–10; 7:27; 9:13–15, 26–28; 10:1–14 . Места вторые: 1Ин. 2:1–2, 12 ; Ин. 11:51–52 ; 1Ин. 4:10 ; Деян. 8:38; 10:43 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

19. Но честной, действительно имеющей достоинство и драгоценной в очах Божиих, кровью Христа, Его мученической смертью (ср. 3:18), как непорочного и чистого агнца (ср. Ис. 53:7 ; Лев. 22:21 ) 164 , терпеливо переносившего свои смертные страдания и пострадавшего без греха и вины, как жертва за вас, 20. Ещё прежде создания мира, до начала времени (ср. Ин. 17:24 ; Еф. 1:4 ), бывшего предметом ведения Бога Отца и любви Его (ср. 2 ст.) и в последнее время 165 , которым оно и закончится, явившегося во плоти для вас 166 , 21. Которые теперь чрез Него, – апостол фактически подтверждает в отношении к своим читателям то, что Христос был предуведен и явился для христиан, в Нём избранных, – веруете 167 в Бога, как в воскресившего Его из мёртвых ( Рим. 4:24; 8:11 ; 2Кор. 4:14 и др.) и давшего Ему славу (ср. Фил. 2:9 ), так что ваша вера стала и надеждой на Бога 168 (ср. 3 ст. и 13 ст.). Во-вторых, апостол увещевает христиан к нелицемерной, чистосердечной и неослабно-постоянной любви друг к другу (1:22), – каковая любовь должна была крепко сплотить христиан и сделать их твёрдыми в перенесении страданий, которые они переживали. Это увещание он обосновывает, указывая им на благодать возрождения их от Бога, словом Божьим живым и пребывающим во веки (23–25). 22. Слушаясь и повинуясь постоянно истине, слову Божьему (ср. 2:14, но причастие perfecti), и чрез это послушание очищая свою душу от всяких себялюбивых, ищущих своего, мыслей, чувств и желаний, от всякой лжи и, таким образом, имея свои души в этом послушании постоянно чистыми 169 для непритворного братолюбия, которое выражается не словом и языком, а делом и истиной (ср. Ин. 3:18 ), говорит апостол, любите друг друга от сердца 170 (в противоположность любви на словах, лицемерной, притворной) и прилежно, „любовью, которая покрывает множество грехов ближнего, всё принимает, всё терпит (св. Климент., еп. Рим., 1Кор. 49 гл., ср. 1Пет. 4:8 ; 1Кор. 13:4–8 ), которая не только не ослабевает, но возгорается ревностью и постоянством; 23. Как возрождённые не от тленного семени, т. е. человеческого, которое, как рождение плоти, тленно (ср. Ин. 1:13; 3:6 и след.), – в основание приведённого увещания опять свидетельствует апостол о благодати, в которой стоят его читатели (5:12), изображая их возрождение, – но от нетленного, т. е. от Бога ( Ин. 3:9 ), Который есть любовь ( 1Ин. 4:7, 8 ), словом Бога живым и пребывающим во веки (ср. Иак. 1, 18 ), которое пребывая и действуя в сердце вашем и вашей любви даёт вечную жизнь и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

—533— торый в предыдущих трех блаженствах выражается отрицательно и страдательно, а в следующих трех – положительно и действенно. д) Искание правды Божией предполагает веру человека в себя и в других, т.е. в способность человека достигать нравственно-религиозного идеала, чт должно выражаться в милости, как положительном и дальнейшем развитии кротости, т.е. не только в долготерпении и снисходительности к немощам других, но и в миловании и прощении их, полном как бы забвении и незнании этих немощей пред живым сознанием того высокого идеала, коего отобраз и к коему стремление имеет каждая богоподобная душа человеческая: Мф.9:11–13; 23:23; 7:1–3 и др. е) Чистота сердца, как высшее выражение и следствие искания правды Божией, т.е. очищение человеческого духа от всего низменно-плотяного и чувственно-эгоистичного при его живом сознании своего идеала и действенном к нему стремлении, – а как идеал этот есть Сам Бог, то – созерцание Бога и самопреображение по Богу и по Христу: ( Мф.5:43–48; 6:21, 25 ; ср. Ин.17:25 и 1Ин.2:1 сл. и др.). ж) Наконец миротворение, как следствие живого сознания себя сынами Отца Небесного и дальнейшее и высшее проявление милости в отношении к другим: ( Мф.10:13 ; ср. Ин.14:27 ; ср. Кол.1:20 и др.). Таковы законы правды Божией в ее развитии и выражении в человеке. В отношении к себе это: самоуничижение, страдание, правдолюбие и зрение Бога, как Отца, чистым сердцем. В отношении к другим: кротость, правдолюбие, милость и миротворение сынов Отца Небесного. Но так как мip весь во зле лежит, ( 1Ин.5:19 ; ср. Мф.13:19, 24–30, 37–43 ), то при своем осуществлении в мipe правда Божия необходимо сталкивается с неправдою диавольскою, – поборники правды должны терпеть преследования от врагов правды, как терпели их дохристианские ветхозаветные поборники правды, как должна была пострадать и Сама Воплотившаяся Правда Божия – Спаситель Господь: ( Мф.16:21; 17:12 ; ср. Ин.6:53–54; 12:32 др.). И как это зло, в качестве необходимо наследуемого каждым человеком первородного греха, присуще и всем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третьим пороком ханжества и фарисеизма, хотя опять и не исключительно ему только свойственным, служит отсутствие благоговения к святыне (ст. 6). Святоша-фарисей сознаёт себя слишком святым, чтобы благоговеть перед святыней. И так как лжеправедность фарисеев основывается только на внешности и покрывает только поверхность их души, не составляя внутреннего и живого родника нравственной их жизни, то святыня для них в сущности есть только внешний и бездушный фетиш, нужный им только для удовлетворения их эгоизма – тщеславия и корыстолюбия. Закон для них есть заступ для копания земли, средство для гешефта; подобно окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты, они по наружности кажутся людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония ( Мф. 23:27–28 ). Вопреки этому Господь заповедует Своим ученикам благоговеть перед святым святых Правды Божией и не усиливаться распространять ее таким образом и такими средствами, которые могут вызывать глумление и кощунство над святыней христианской. В соответствие предыдущим, отрицательно и в противоположении фарисеизму выраженным добродетелям нестяжательности, смирения и благоговения: не собирайте, не судите, не дайте, – теперь следует раскрытие добродетелей в положительном виде: просите, поступайте, входите, берегитесь. Для осуществления Правды Божией нужно: а) усердно молиться и просить Отца Небесного о беспрепятственном осуществлении Царства Божия и о всём потребном для этого с полной верой и надеждой получить просимое от Небесного Отца (ст. 7–11; ср. Мф. 1:19–34 ); б) не только надеяться на Отца Небесного и Его помощь, но и самим, осуществляя Его любовь в себе и подражая Ему, любить всех как самих себя и соответственно этой любви относиться к ним, а не осуждать их за каждый сучец (ст. 12; ср. Мф. 7:1–5 ); в) самоотверженно и неослабно бороться с миром, который весь во зле лежит, и со злой стороной собственного существа, с похотью плоти и гордостью житейской (ср. Мф. 6:24 и 1Ин. 2:15–17, 5:19 ); г) остерегаться фарисеизма (ст. 15–23), который под видом лжепророков, лжеучителей и лжепастырей – волков хищных в овечьих одеждах – проникнет и в христианство , как проник он в иудейство, как проникает всюду, где есть искренние стремления людей к правде и идеалу (ср. 1Тим. 4:1–4 ; 2Тим. 3:5–9 ; Мф. 24:23–24 др.); истинное нравственное чувство всегда узнает таких лжепророков по общему складу их нравственной личности, подобно тому, как по качеству плода узнаётся дерево, как и иудейский народ знал фарисеев и отличал от учения их учение Христа ( Мф. 7:28–29 ), как узнаётся, наконец, и всякий истинный христианин по его делам (ср. Иак. 2:14–26 ; 1Кор. 13:1–3 ; Ин. 14:21 ; 1Ин. 2:3–4 и др. мн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Обрати, однако, внимание: сказано, что священник не сам приносит в жертву куриц, ибо тот, у кого была проказа, еще не пришел в ту меру, чтобы священник приносил за него жертвы. По этой причине кровь курицы не приносится к алтарю, но сказано: «И прикажет священник заколоть одну курицу над глиняным сосудом, над живою водою» (ср. Лев.14:5 ); для очищения берется также и вода, и полнота таинства совершается кровью и водой, истекшей из бока Спасителя (ср. Ин.19:34 ), что утверждает и Иоанн в своем послании, когда говорит, что очищение происходит «водою и кровию и Духом» (ср. 1Ин.5:6,8 ). Отсюда я вижу, что все здесь присутствует. Ибо дух – от курицы, которая заколается; «живая вода» содержится в глиняном сосуде, а «кровь» – та, которой над ним кропят; мы отнюдь не считаем, что этим даруется такая же благодать, как в крещении, но для каждого очищения грехов, в том числе и того, которое обретается покаянием, требуется помощь Того, из Чьего бока истекли «кровь и вода». Посмотри, как живая курица, кедровое дерево, червленая нить и иссоп смачиваются кровью заколотой курицы и живою водою (ср. Лев.14:6 ), чтобы окропленный и очищенный «кровью и водой», которыми обрызгана и та курица, которую отпускают «в поле», и «семь раз» покропленный перед Господом (ср. Лев.14:7 ), тот, кого очищают, соделался чистым и избавился от всей нечистоты проказы. 11 . Но обрати внимание на следующее: выше говорилось: «Вот закон о прокаженном; в тот день, когда надобно его очистить» ( Лев.14:2 ); теперь же к этому прибавляется фраза «и будет чист». И если проказа повержена и больной чист, то как же теперь он «будет чист»? Но заметь, что даже если кто-то очищен от греха и больше его не совершает, надлежит еще удалить следы сделанного зла и тем способом, который мы описали выше, и тем, который описан далее. Ибо мы отметили, что о прокаженном сказано «в тот день, когда надобно его очистить» после того, как среди прочих указаний трижды говорится «и будет чист» (ср. Лев.14:7–9 ), и в конце написано еще раз «и будет он чист» (ср. Лев.14:20 ). Мне кажется, что есть определенные различия между самим очищением и, так сказать, процессом очищения. Ведь можно сказать о том, кто перестал грешить, «и будет чист» (ср. Лев.14:8 ), но он не сразу станет столь чист, что приблизится к высшей чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вот из плодов этой оливы и выжимается елей дел наших, которым можно возжигать светильник Бога, чтобы не ходить «во тьме» (ср. 1Ин.2:11 ). Вот что сказано нам о светильнике, подсвечнике и елее. Мы можем дать и другое объяснение. Каждое слово Бога есть хлеб, но между этими хлебами существует различие. Одно слово, произнесенное для простого слушателя, может научать людей делам милосердия и доброте; и оно будет казаться обычным хлебом. В другом же слове заключены тайны, и оно говорит о вере Божьей или о познании вещей. Этот хлеб чистый и испечен из «тонкой пшеничной муки». Его «постоянно должно полагать пред Господом на чистом столе» (ср. Лев.24:8,6 ). Он предназначен только для священников и дан сынам Аарона в вечный дар. А чтобы ты не подумал, что мы основываемся не на Божественных книгах, но на измышлениях нашего ума, я покажу тебе на примере Писания, как разным людям дается различный хлеб по их заслугам. В книге Бытия рассказано, как патриарх Авраам оказывал гостеприимство ангелам, и то же делал Лот (ср. Быт.18:1 и далее; 19:1 и далее). Но Авраам, превосходивший Лота своими заслугами, предложил, как сказано, хлебы «из тонкой пшеничной муки» (ср. Быт.18:6 ), которые он назвал γκρυφας, то есть «сокрытые» и «сокровенные». А Лот, у которого не было тонкой пшеничной муки, сделал для своих гостей хлебы из обычной муки (ср. Быт.19:3 ); это не значит, что он был настолько беден, что у него не было тонкой пшеничной муки, ведь написано, что он не уступал в богатстве своему дяде (ср. Быт.13:5 и далее), но этим обозначено различие каждого из них в заслугах. Воистину, тот, кому Богом должны были быть открыты тайны и кому сказано: «Утаю ли от Авраама раба Моего, что хочу делать» ( Быт.18:17 ), тот, кому надлежало исполниться Божьими тайнами и секретами и научиться им, описан как имеющий хлебы из «тонкой пшеничной муки». Тот же, кому были сообщены не тайны, но понимание настоящего спасения и жизни, описан как имеющий хлебы, сделанные всего лишь из обычной муки (ср. Быт.18:6; 19:3 ). Так и ты, если знаешь эти секреты, если можешь рассуждать мудро и осмотрительно о вере Божьей, о тайне Христа, о единстве Святого Духа, то приносишь Господу хлебы из тонкой пшеничной муки; если же используешь обычную проповедь для народа и знаешь только, как разбирать нравственные вопросы, относящиеся ко всем, знай, что приносишь обычный хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

195. См.: Мф. 16:16–19. 196. См.: Лк. 23:47; Мф. 27:4. 197. См.: Быт. 37:28. 198. См.: Там же. 199. См.: Мф. 26:15. 200. См.: 2Кор. 5:15. 201. См.: Ин. 12:5. 202. См.: spir. s. 1. 5 и примеч. 203. Ср.: Лк. 7:47. 204. См.: Гал. 1:23. 205. Cp.: exp. Luc. 6. 31. 206. См.: Быт. 4:3–5. 207. См.: spir. s. 1. 112–115; 2. 32–44; 3. 81, 87. 208. Ср.: Пс. 103:30. 209. См.: spir. s. 2. 32–44. 210. См.: spir. s. 2. 44–47. 211. См.: Флп. 3:2–3. 212. Ср.: Пс. 96:7. 213. См.: Евр. 1:7, 14. 214. См.: 1Кор. 12:10. 215. См.: Евр. 1:1. 216. См.: Ин. 1:32–33; 14:16–17; 16:13; 1Кор. 14:2. 217. См.: Ин. 16:15. 218. См.: 1Кор. 2:10–11. 219. См.: Ин. 14:17; 15:26; 16:13–14. 220. См.: 1Ин. 5:6. 221. Ср.: Флп. 2:10; Пс. 137:2. 222. Cp.: ехс. fr. 2. 75, а также у Тертуллиана: resurr. 29. 2–15. 223. Ср.: Иез. 37:9. 224. См.: Мф. 27:52. 225. Ср.: Ис. 6:9. 226. Cp.: fid. 4. 91; spir. s. 1. 64; 3. 124. 227. См.: Иез. 1:16. 228. См.: 1 Тим. 2:7; Деян. 9: 15. 229. См.: 1 Kop. 12:11. 230. См.: Ис. 1–3. 231. Ср.: Ис. 6:9–10. 232. См.: Деян. 28:25. 233. См.: Деян. 9:8. 234. См.: Деян. 28:25; Ин. 12:41. 235. См.: 1Кор. 2:8. 236. См.: Лк. 1:35; Мф. 1:18, 20. 237. См.: Прем. 7:22. Cp.: spir. s. 3. 36–37. 238. См.: Пс. 32:6. 239. См.: 1 Kop. 2:11. 240. Источник:Святаго Амвросия епископа Медиоланскаго О таинстве Пасхи. Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт–Петербургской Духовной Академии». — 1841 г. — Часть II. — с. 40–47. 241. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 242. Под «инициацией» или «христианской инициацией», в современном западном богословии понимаются, в основном, таинства крещения и миропомазания. Некоторые богословы включают в это понятие таинство Евхаристии и даже таинство покаяния как возврат к обетам крещения; см. Snela B., ks. Chrzest bierzmowanie jako sakrament inicjacii chrzescjanskiej//Collectanea Theo­logica. 1969. 38. S. 6. — Пер. — Наряду с этим термином существует и термин индоктринация ‘введение в учение’. И тот и другой не лишены недостатков: термин как таковой обязан быть сугубо однозначным, между тем как слово инициация в культурной антропологии закреплено за языческими ритуалами, отмечающими вступление в группу взрослых членов племени, а индоктринацией часто называют посвящение в оккультных сектах и обществах. — Ред.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   Открывая нам пресвятую тайну Троичного Божества, Новый Завет ясно показывает, что Бог триипостасен и Сам по Себе, и в Своем отношении к миру. Это ипостасное различие между Божественными Лицами непрестанно проводится и подчеркивается в Святом Откровении. Об этом различии и личностной самостоятельности Божественных Лиц говорит Сам Спаситель: «Изыдох от Отца и приидох в мир, и паки оставляю мир, и иду ко Отцу» (Ин.16:28). Богочеловеческая деятельность Спасителя есть, по существу, одновременная деятельность Отца и Сына как двух различных Лиц: «Отец мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин.5:17; ср.: Ин.9:4); «Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела» (Ин.14:10). При всем различии Лиц сохранено единство Божественной сущности: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30); «Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын» (Мф.11:27; ср.: Ин.10:15). Хотя Сын Божий стал человеком, Он всегда пребывал едино с Богом Отцом: «Един несмь, но Аз и пославый Мя Отец» (Ин.8:16; ср.: Ин.3:13, 18); «Любяй Ми, возлюблен будет Отцем Моим» (Ин.14:21). Никакие страдания не могли ослабить или разрушить единосущие воплощенного Сына Божия с Богом Отцом. Живя в поруганном и страдальческом человеческом теле, Сын молится Отцу: «И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самаго славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» (Ин.17:5). О различии между Лицом Отца и Лицом Сына свидетельствуют также все новозаветные места, которые говорят о Господе Иисусе Христе как об истинном, едином и Единородном Сыне Божием (см. Ин.3:16, 18, 1:14, 18; 1Ин.4:9; Мф.3:17; Рим.8:32; Кол.1:13; 1Ин.5:20).    Проводя различие между Своим Лицом и Лицом Бога Отца, Спаситель ясно подчеркивал такое различие и в отношении к Лицу Бога Духа Святого. На Тайной вечери Он говорит Своим последователям: «Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною... И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины» (Ин.14:6, 16—17); «Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему» (Ин.14:26). Как самостоятельное Божественное Лицо Дух Святой наделяет, по Своей власти и воле, различными духовными дарами (см. 1Кор.12:11; Деян.20:28; 2Пет.1:21; Деян.1:16, 2:4, 1:5, 11:15, 19:6; 1Кор.3:16, 6:19; Рим.8:9; Гал.4:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В частности, обновляется ум человека и его познавательно-мыслительная сила ( Рим.12:2 Кол.3:10 ) чрез усвоение себе ума ( 1Кор.2:16 ), мыслей и всего вообще духовного строя Спасителя ( Флп.2:5 ), – в нем живет Христос, Божия премудрость ( Гал.2:19–20 , – 1Кор.1:24 ), – он мыслит по Христу, в Коем обитает вся полнота божества телесно (сообразно богочеловечеству Спасителя), а не по немощным и бедным стихиям мира сего, как это свойственно теперешнему человеку ( Гал.4:3–9 Кол.2:8–20 ). С возвышением нашего духа над временно-пространственными формами бытия и мышления, прекратятся пророчества, ибо не будет различия между прошедшем, настоящим и будущим, – а с уничтожением вещественно-пространственных органов речи, перестанет языкоговорение и вообще человеческий язык. Упразднятся даже и самое теперешнее знание – частично-аналитическое, младенчески-несовершенное, гадательно-гипотезное, силлогизмное и посредственно-отражательное чрез ощущения, представления и понятия, – и перейдет в интуитивное, совершенное, полное, непосредственное, лицом к лицу и самоопознавательное, подобное нашему познанию самих. себя, след. и самодостоверное ( 1Кор.13:8–12 ). Вера перейдет в видение теперешних предметов веры и в умосозерцание новых ( 2Кор.5:7 ). Надежда сменится обладанием теперешних предметов ожидания (вечной жизни и др.) и перейдет в радостное устремление к новым, нам теперь недоведомым ( Рим.8:24–25 ср. Деян.24:14–15 , – Гал.5:5 мы духом от или вследствие веры ждем праведности, Флп.1:20 . Кол.1:5 , – 1Тим.1:2 , – 4:10. Тим.1:2, – 2:13, – 3:7. Евр.6:11–18 , – 1Ин.3:3 , – 1Пет.3:5 др.). Наконец любовь, как действенная и творческая сила ( 1Пет.4:8 , – 1Ин.2:5 , – 4:12–17), не подлежит качественным изменениям ( 1Кор.13:8 ), допуская только разные степени напряжения и энергии ( Еф.4:16 . Флп.1:9 , – 1Сол.1:12 , – 5:13, – 2Сол.1:3 Иуд.2 ), начиная от питания и грения каждым своей плоти ( Еф.5:29 ), любви к ближнему как к се6е самому, – к отцу, матери и пр. и кончая вселюбовью (всем сердцем, всею душою), к Богу ( Мф.22:37–39 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Под постоянным и благодатным веянием этой идеи и в возможном непрерывно-постепенном благодатном приближении к этому идеалу – смысл и цель бытия мира и жизни человека, всей истории мира и человечества, доколе «Христос вообразится» во всех и «Бог будет все во всем» ( Гал.4:19 ; 1Кор.15:28 ). Мир во всей своей целостности – видимый и невидимый —469— или ангельский – есть «царство Божие или небесное – Βασιλεα ϑεο и τν ορανν». Это – все Божье в мире, все прекрасное в нем, доброе и истинное ( Пс.23:7 сл. 46:3, 8–9, – 73:12, – 94:3, –13:7–10; Деян.17:28 ; 1Кор.10:26, 28 из Пс.23:1 , – 1Тим.1:17 , – 4:4, – 6:15). Частнее это Царство Божие или небесное открывается трояко, соответственно триипостасному проявлению Божества: как царство Отца, Сына и Духа ( Мф.28:19 ). «Царство Бога – Отца Небесного – Βασιλεα το Θεο το Πατρς το ν τος ορανος», по Своей любви рождающего Единородного Сына Своего, творящего и спасающего мир, – царство Любви ( Кол.1:13 ; Мф.5:48, 10:29, 11:25 ; Ин.3:16, 35 ; Иак.1:17 ; 1Ин.2:15, 3:1, 4:7–8, 16, 5:3 , – 1Кор.15:24 ; Еф.4:6 ; Евр.12:9 и мн. др.). Но Бог-Отец и Бог-Любовь и в миротворении и в миропромышлении и в мироспасении действует и проявляет Себя – Свою Отчую любовь – чрез Единородного Сына Своей любви, чрез Бога-Сына и Логоса (Разум-Слово), по исполнении времен ставшего плотию или Богочеловеком ( Ин.1:1–18, 5:17 сл. 10:37–38, 14:7 дал. Гал.4:4 ; Кол.1:13–18 ; Еф.3:9 и др. мн. пар.). Нераздельно с небесным царством Божиим вообще и частнее – с царством Бога-Отца и Бога-Любви, в мире есть и «царство Сына» Божия и Логоса, воплотившегося во Христе Богочеловеке, – «царство Христово и Божие – (Βασιλεα το Χριστο ( Еф.5:5 ; 2Пет.1:11 ; Апок. 11:5 ср. Лк.1:33, 22:30, 23:42 ; Ин.18:36 др.), – царство Бога-Сына и Бога-Слова, царство Христа – Спасителя – Богочеловека, царство Разума-Слова, истины и правды Христовой, – царство Веры ( 1Ин.4:14 ; 1Тим.4:10 ; Ин.3:15–17, 8:32, 14:6, 18:36–37 ср. Рим.1:32 ; 1Кор.13:12 ; 2Кор.1:13 , – Еф.1:13 , – 4:13; Кол.1:10, 2:2, 3:10 , – 1Тим.2:2, 4:3 др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010