Агнец подходит к престолу и берет книгу из десницы Сидящего, и Ему воссылаются три гимна. Четыре животных и 24 старца поклоняются Агнцу и поют Ему «новую песнь»: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле» (5:9–10). Второй гимн поет неисчислимое множество ангельских существ: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение», третий гимн обращен к Богу и Агнцу вместе, и теперь охватывает все творение (5:12–13). Основной темой раздела Откр. 4 – 5 можно назвать прославление Христа, последовавшее за Его жертвенной смертью и Воскресением 341 . Основной новозаветной параллелью Откр. 5 является христологический гимн из Послания к Филиппийцам ( Флп. 2:8–11 ; а также Евр. 2:9 ), а ближайшим ветхозаветным прототипом – 7-я глава Книги пророка Даниила, наделение «властью и царством» Сына Человеческого ( Дан. 7:13–15 ). Подобно указанным библейским текстам, в Откр. 5 изображается принятие Христом универсального владычества. Толкование В святоотеческой традиции широко распространено толкование запечатанной книги, как Писания Ветхого Завета. Начиная со сщмч. Ипполита Римского , многие толкователи понимают открытие книги Откр. 5:1 , как символ открытия смысла ветхозаветных Писаний, которые получают свое исполнение в Самом Христе (ср. 2Кор. 3:12–16 : «...покрывало доныне остается неснятым, при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом»; Лк. 24:32 ). Приведем толкование Андрея Кесарийского : «Ни Ангелы, ни люди... не достигли полного ведения Божественных судеб, кроме Агнца Божия, разрешившего Своим пришествием сказания, ранее о Нем пророчествовавших» 342 . Как подытоживает П. Прижан 343 , «истинное содержание Ветхого Завета становится доступным людям лишь тогда, когда Мессия, исполнив все пророчества, делает возможным их истинное прочтение...» 344

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

У Марии и Марфы проявляются характерные для иудеев в новозаветный период представления о воскресении, когда эти женщины считают, что их брат Лазарь, тело которого находится во гробе, воскреснет в последний день ( Ин. 11:24 ). Даже Марри Харрис, отрицающий иудейские представления о телесном воскресении, признаёт тем не менее, что «для иудеев невозможно было бы поверить, что, например, воскрешение Лазаря, мёртвого уже на протяжении четырёх дней, может произойти без того, чтобы был отвален камень, закрывающий вход в гробовую пещеру, и чтобы Лазарь вышел из неё» (ср. Ин. 11:38–44 ) (Harris, 39). Новозаветные подтверждения представлений о бессмертии. В то время как Новый Завет предоставляет множество свидетельств, подтверждающих веру в телесное бессмертие после воскресения (см. воскресение Христа: свидетельства), в нём подтверждается также, что от смерти до воскресения душа сохраняет сознательное существование. Иисус обещал раскаявшемуся разбойнику на кресте, что тот в полном сознании вкусит блаженство в самый день своей смерти: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Стефан молился: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян. 7:59 ). Апостол Павел писал: «то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:8 ). Размышляя о смерти, Павел говорит: «влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Флп. 1:23 ). «Души» тех, кто только что принял мученическую смерть, находились на небесах в полном сознании, так как «когда Он [Христос] снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божье и за свидетельство, которое они имели» ( Отк. 6:9 ). Даже нечестивые зверь и лжепророк, которые были живые брошены в озеро огненное ( Отк. 19:20 ), находятся в полном сознании и через тысячу лет ( Отк. 20:7–10 ). Моисей и Илия, умершие за сотни лет до этого, на горе Преображения ведут беседу о смерти Христа ( Мф. 17:3 ). Отрицание бессмертия. Как древнегреческие, так и иудейско-христианские представления о бессмертии подвергались негативной критике. В этой полемике используют четыре довода, в основном физиологического характера: 1) довод, связанный с сознанием и мозгом; 2) довод о зависимости сознательной деятельности от мозга; 3) сходный довод о том, что только мозг даёт доступ к внешнему миру; 4) довод, связанный с отождествлением личности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

После сошествия Иисуса Христа во ад, Новый Завет определенно различает места пребывания душ умерших праведников и грешников. Относительно первых мы слышим слова Господа в Его молитве к Богу Отцу: Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне ( Ин.17:24 ). Эти и подобные им слова: где Я, там и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ), имеют отношение ко всему загробному существованию праведников, обнимают собою не только жизнь по воскресении, но и первый период загробной жизни, что несомненно свидетельствуется обетованием благоразумному разбойнику: ныне (σμερον) же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Согласно с этим и Апостол Павел рассматривает жизнь души по смерти тела, как пребывание со Христом ( Флп.1:23 ). Но если Христос и души праведников находятся у Бога Отца ( Ин.14:12, 28 ; Ин.16:16, 28 ), в Его небесных обителях ( Ин.14:2–3 ), то мы не можем мыслить находящимися там же и души грешников, отринутых от блаженного единения со Христом. Пребывание в небесных обителях обещается только избранным, о грешниках же говорится, что они должны отойти от Спасителя ( Мф.7:23 ), что они будут изгнаны из небесного царства ( Мф.8:12 ; Лк.13:28 ; Мф.25:30 и пр.). Что здесь, разумеется, не только лишение нравственного единения с Богом, но вместе и пространственное удаление от места блаженного пребывания праведников, можно видеть из слов кн. Деяний об удавившемся Иуде предателе, что он пошел в свое место (ες τν τπον τν διον – Деян.1:25 ). Греческое διος указывает не просто на принадлежность предмета кому-либо, но и па качественное соответствие предмета свойствам лица, которому он принадлежит (ср. 1Кор.15:23 ), и в данном случае дает право заключать, что души умерших пребывают до своего воскресения в таких пространствах, которые соответствуют их нравственному состоянию 205 . Эта мысль находит себе оправдание также в том, что небо по преимуществу означается в Писании, как престол и местопребывание Божества, что при решительном утверждении истины вездеприсутствия Божия, может говорить только одно, что здесь особенным образом проявляется вечная слава Творца вселенной. Потому и в приведенных выше словах Спасителя: Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы та, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, обитание со Христом ставится в самую тесную связь с видением Его предвечной славы. Если же, таким образом, в неизмеримом пространстве мира не все области бытия качественно одинаковы, то мысль, что души праведников и грешников обитают в различных пространствах и, притом, души первых в лучших, души же вторых в худших, не может подлежать ни малейшему сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

7, 11.) Итак, змий есть Христос, Который был в подобии зла (греха), поелику соделался человеком. Но кто будет взирать на Него мысленно, тот будет выше тления, избежит смерти, может пренебрегать укушениями и не заботиться о множестве ядовитых животных. Взирать же мы будем на Христа, если будем правильно разуметь таинство о Нем и твердо веровать, что, будучи Богом по естеству, Он соделался человеком. Но если Он и был в подобии зла (греха), тем не менее пребыл благим; потому что соделался подобен нам не для того, чтобы вместе с нами оказаться злым но чтобы нас соделать добрыми, с помощью Святого Духа преводя ко всякого рода добродетели. Змий был повешен на знамени. Ибо Христос имел вознесен быть на Честной Крест, и об этом сам Он провозгласил иудеям, говоря: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин 8. 28). А что (ветхозаветный) прообраз относился к этому таинству Его, о том ты можешь узнать от Него же Самого, ясно говорящего: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14). Медный же был змий по причине звучности и благогласия Божественной и евангельской проповеди. Ибо нет никого, кто бы не слышал богодухновенных глаголов Христа; но во всей поднебесной возвещается совершенное Им таинство, и Ему всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10–11). Аминь. Толкование на Евангелие от Иоанна ПРЕДИСЛОВИЕ Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс. 67, 12), — прекрасно возглашает Псалмопевец, — и приступать к сему, думаю, подобает не всем вообще, но только просвещенным благодатию свыше, так как всяка премудростъ от Господа, как написано (Сир. 1, 1), и всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше естъ сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17; ср. Лк. 21, 15; 1 Кор. 1, 30; Иов. 12, 13; Притч. 2, 6 и др.). И действительно, рассуждение о Высочайшей всех Сущности и Ее тайнах оказывается делом опасным и для многих не безвредным, молчание же о сем свободно от опасностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

9. Ты соотнесешь с [выражением] «ищущему хороших жемчужин» [слова] «ищите и найдете» (Мф. 7, 7) и «всякий ищущий находит» (Мф. 7, 8). Ибо что « ищите» или что «всякий ищущий находит»? Рискну сказать — жемчужины и ту жемчужину, которую он приобретает, отдав все и понеся ущерб; ради которой, говорит Павел, «я от всего отказался чтобы приобрести Христа» (Флп. 3, 8), «всем» называя хорошие жемчужины, а «приобрестиХриста» [говоря об] одной драгоценной жемчужине (ср. Мф. 13, 46). Ибо светильник ценен для тех, кто во тьме, и нужда в светильнике есть, пока не взойдет солнце; ценна и слава на лице Моисея (ср. 2 Кор. 3, 7), а я думаю, и [на лице] пророков, [ведь это] прекрасное зрелище, и при ее помощи мы допускаемся к возможности увидеть славу Христа, о которой свидетельствует Отец в словах: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Но «прославленное в части сей лишено славы ради преимущественной славы» (2 Кор. 3, 10), и поначалу нам нужна слава, которая может прекратиться ради преимущественной славы, как нужно познание отчасти, которое прекратится, когда наступит совершенное (ср. 1 Кор. 13, 10). Стало быть, всякая душа, достигнув младенчества и направляясь « к совершенству» (Евр. 6, 1), нуждается, пока не наступит для нее «полнота времени» (Гал. 4, 4), в воспитателе, домоправителях и попечителях (ср. Гал. 4, 2), чтобы после всего этого прежде ничем не отличающийся от раба, хотя и господин всего (ср. Гал. 4, 1), получил, освободившись от воспитателя , домоправителей и попечителей, отцовское наследство, соответствующее драгоценной жемчужине и наступившему совершенству, прекращающему то, что отчасти (ср. 1 Кор. 13, 10), когда любой [из таких людей] окажется способен вместить « превосходство познания Христа» (Флп. 3, 8), предварительно подготовленный познаниями, которые, так сказать, превзойдены познанием Христа. Но большинство, не постигнув красоты многочисленных жемчужин закона (μαργαριτων νομικων) и всякого пророческого познания, которое еще «отчасти» (1 Кор. 13, 10), думает, что может, не прояснив и не поняв этого от начала и до конца (δι " λων), найти одну драгоценную жемчужину и узреть «превосходство познания Христа Иисуса» (Флп. 3, 8), в сравнении с коим все, что предшествовало столь великому и значительному познанию, не будучи сором (ср. Флп. 3, 8) по своей природе, выглядит сором, который, возможно, и есть навоз, подбрасываемый к смоковнице виноградарем (ср. Лк. 13, 8–9) [и] являющийся причиной того, что она плодоносит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

9 . Ты соотнесёшь с [выражением] «ищущему хороших жемчужин» [слова] «ищите и найдёте» ( Мф.7:7 ) и «всякий ищущий находит» ( Мф.7:8 ). Ибо что «ищите» или что «всякий ищущий находит»? Рискну сказать – жемчужины и ту жемчужину, которую он приобретает, отдав всё и понеся ущерб; ради которой, говорит Павел, «я от всего отказался чтобы приобрести Христа» ( Флп.3:8 ), «всем» называя хорошие жемчужины, а «приобрести Христа» [говоря об] одной драгоценной жемчужине (ср. Мф.13:46 ). Ибо светильник ценен для тех, кто во тьме, и нужда в светильнике есть, пока не взойдёт солнце; ценна и слава на лице Моисея (ср. 2Кор.3:7 ), а я думаю, и [на лице] пророков, [ведь это] прекрасное зрелище, и при её помощи мы допускаемся к возможности увидеть славу Христа, о которой свидетельствует Отец в словах: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» ( Мф.3:17 ). Но «прославленное в части сей лишено славы ради преимущественной славы» 39 ( 2Кор.3:10 ), и поначалу нам нужна слава, которая может прекратиться ради преимущественной славы, как нужно познание отчасти, которое прекратится, когда наступит совершенное (ср. 1Кор.13:10 ). Стало быть, всякая душа, достигнув младенчества и направляясь «к совершенству» ( Евр.6:1 ), нуждается, пока не наступит для неё «полнота времени» ( Гал.4:4 ), в воспитателе, домоправителях и попечителях (ср. Гал.4:2 ), чтобы после всего этого прежде ничем не отличающийся от раба, хотя и господин всего (ср. Гал.4:1 ), получил, освободившись от воспитателя 40 , домоправителей и попечителей, отцовское наследство, соответствующее драгоценной жемчужине и наступившему совершенству, прекращающему то, что отчасти (ср. 1Кор.13:10 ), когда любой [из таких людей] окажется способен вместить «превосходство познания Христа» ( Флп.3:8 ), предварительно подготовленный познаниями, которые, так сказать, превзойдены познанием Христа. Но большинство, не постигнув красоты многочисленных жемчужин закона (μαργαριτν νομικν) и всякого пророческого познания, которое ещё «отчасти» ( 1Кор.13:10 ), думает, что может, не прояснив и не поняв этого от начала и до конца (δι’ λων), найти одну драгоценную жемчужину и узреть «превосходство познания Христа Иисуса» ( Флп.3:8 ), в сравнении с коим всё, что предшествовало столь великому и значительному познанию, не будучи сором (ср. Флп.3:8 ) по своей природе, выглядит сором, который, возможно, и есть навоз, подбрасываемый к смоковнице виноградарем (ср. Лк.13:8–9 ) [и] являющийся причиной того, что она плодоносит.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Апостол поставляет , а не σα, как ранее, потому что сказанное далее представляет по отношению к предыдущему не дальнейшие категории нравственного, а поставление того же самого только в другие отношения. То, что там ( Флп.4:8 ) рассматривает Апостол как предмет помышлений, желаний, здесь ( Флп.4:9 ) выставляет как предмет действия. Связь между тем и другим очевидна. Так как действие предполагает мысль о себе, то, чтобы оно по своему нравственному характеру было чисто, должна быть чиста и мысль, вызвавшая его. Следовательно, на пути к нравственному совершенству человек прежде всего и более всего должен озаботиться очищением своих помыслов от нравственной нечистоты, т. е. очищением сердца, – ибо оттуда, по слову Господа ( Мф.15:19 ), исходят злые помыслы, – и только уже потом стремиться сообразовать свои внешние действия с повелениями своей души. Через требование того, чтобы объект помышления сделался потом объектом осуществления, Апостол ясно показывает, что одни добрые помыслы без приложения их к действительности не составляют нравственного совершенства, цели жизни христианина. А поставление этого требования (сначала очистить сердце, а потом и проявлять его) непосредственно после Флп.4:7 , где сказал: мир Божий соблюдает сердца ваши и помышления (т. е. проявления его во вне) ваши во Христе Иисусе , очевидно, сделано не без цели. Оно показывает, что в усвоении себе божественной благодати человек должен принимать деятельное участие. Благодать Божия есть дар, подаваемый свыше в силу заслуг Христа, однако она не только не исключает, но и требует со стороны человека деятельного участия в деле созидания своего спасения. “Так домостроительствовала благодать Божия, чтобы каждый по собственному расположению и по собственной воле, трудом и подвигом достигал духовного возрастания” 432 . Требуя совершать то, что – κα μθετε κα παρελβετε, Апостол разумеет то, чему через его проповедь научились (μθετε ср. Кол.1:7 ) и во что уверовали (παρελβετε ср. Кол.2:6 ; 1Фес.2:13 ; Гал.1:12 ). А через κοσατε κα εδετε ν μο указывает на себя, на свое нравственное поведение, которое он обнаруживает повсюду; о его нравственном поведении в Филиппах они сами знают (εδετε), а о поведении в других местах слышат от других (κοσατε). Ср. Флп.1:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Так исполненный Духа Свята человек не потемненному предрассудками оку представляет такой образ совершенства, пред которым, как тень, исчезает все, что мир называет прекрасным и высоким. Его, слушатели, оценил апостол, когда о некоторых подвижниках веры сказал, что их весь мир не был достоин ( Евр.11:38 ). Благодать превращает в бесценное сокровище все, к чему ни коснется в человеке, ей преданном. В его уме сияет дух премудрости – не той, которой сыны века сего преимуществуют, по словам Спасителя, в своем роде ( Лк.16:8 ), – то есть которая научает их быть изобретательными в способах и ловкими в случаях к снисканию временных выгод и умножать свое достоинство не столько в себе, сколько во мнении других, – но премудрости, духовно судящей о всем (ср. 1Кор.2:15 ), дабы все обратить в средства к единому вечному благу души. Его волю движет дух свободы: ибо закон духа жизни во Христе Иисусе его освободил... от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ), который дает своим рабам столько тяжких владык, сколько есть нужд и прихотей, страстей и привычек. Во глубине сердца его почивает дух утешения и мира, который превыше всякого ума (ср. Флп.4:7 ), который Иисус Христос дает ученикам Своим, не так, как мир дает ( Ин.14:27 ): ибо мир мира есть краткая дремота под шумом опасной бури – безопасность, основанная на неведении, так что радостные восклицания: «мир и безопасность!» иногда прерывает внезапно постигающая... пагуба (ср. 1Фес.5:3 ); напротив того, мир, даруемый Христом, утверждается на непоколебимой уверенности в примирении с Богом, так что христианин в самых искушениях, скорбях и опасностях не отчаивается, но и предается на смерть мирно, в уверении, что кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (ср. 2Кор.4:8–17 ). В нем обитает дух величия, которое не есть ни слепая отважность, ни гордость, покрытая пышностью, ни блеск естественных добродетелей, нечистых в своем источнике, но истинная возвышенность мыслей, занятых Богом, обширность видов, ограничивающихся одной вечностью, благородство чувствований, рожденных и воспитанных словом Божиим, – дух смирения, которое среди богатства благости Божией усматривает в себе одну бедность и недостоинство, дабы тем более величить Господа; между тем как не возрожденные Духом Божиим в самых недостатках своих стараются находить нечто великое, самым унижением просят себе почтения, ползают для того, чтобы давить других, – дух силы, с которым христианин не есть более оный человек бессильный, пленник собственных чувств, со всех сторон открытый нападениям врага, побежденный прежде сражения и, дабы усмирить одну страсть, покоряющийся другой; но добрый воин, облеченный во всеоружие Божие (ср. Еф.6:11 ), восходящий от силы в силу ( Пс.83:8 ), могущий все в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ), силой берущий Царство Божие (ср. Мф.11:12 ). Что сказать о тех чрезвычайных дарах, о тех проявлениях Духа, которые избранным Божиим даются на пользу ( 1Кор.12:4, 7 ) других, в созидание всея Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

В частности, обновляется ум человека и его познавательно-мыслительная сила ( Рим.12:2 Кол.3:10 ) чрез усвоение себе ума ( 1Кор.2:16 ), мыслей и всего вообще духовного строя Спасителя ( Флп.2:5 ), – в нем живет Христос, Божия премудрость ( Гал.2:19–20 , – 1Кор.1:24 ), – он мыслит по Христу, в Коем обитает вся полнота божества телесно (сообразно богочеловечеству Спасителя), а не по немощным и бедным стихиям мира сего, как это свойственно теперешнему человеку ( Гал.4:3–9 Кол.2:8–20 ). С возвышением нашего духа над временно-пространственными формами бытия и мышления, прекратятся пророчества, ибо не будет различия между прошедшем, настоящим и будущим, – а с уничтожением вещественно-пространственных органов речи, перестанет языкоговорение и вообще человеческий язык. Упразднятся даже и самое теперешнее знание – частично-аналитическое, младенчески-несовершенное, гадательно-гипотезное, силлогизмное и посредственно-отражательное чрез ощущения, представления и понятия, – и перейдет в интуитивное, совершенное, полное, непосредственное, лицом к лицу и самоопознавательное, подобное нашему познанию самих. себя, след. и самодостоверное ( 1Кор.13:8–12 ). Вера перейдет в видение теперешних предметов веры и в умосозерцание новых ( 2Кор.5:7 ). Надежда сменится обладанием теперешних предметов ожидания (вечной жизни и др.) и перейдет в радостное устремление к новым, нам теперь недоведомым ( Рим.8:24–25 ср. Деян.24:14–15 , – Гал.5:5 мы духом от или вследствие веры ждем праведности, Флп.1:20 . Кол.1:5 , – 1Тим.1:2 , – 4:10. Тим.1:2, – 2:13, – 3:7. Евр.6:11–18 , – 1Ин.3:3 , – 1Пет.3:5 др.). Наконец любовь, как действенная и творческая сила ( 1Пет.4:8 , – 1Ин.2:5 , – 4:12–17), не подлежит качественным изменениям ( 1Кор.13:8 ), допуская только разные степени напряжения и энергии ( Еф.4:16 . Флп.1:9 , – 1Сол.1:12 , – 5:13, – 2Сол.1:3 Иуд.2 ), начиная от питания и грения каждым своей плоти ( Еф.5:29 ), любви к ближнему как к се6е самому, – к отцу, матери и пр. и кончая вселюбовью (всем сердцем, всею душою), к Богу ( Мф.22:37–39 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Κα ερνη το Θεο, περχουσα πντα νον φρουρσει τς καρδας μν κα τ νοματα μν ν Χριστ ησο. и миръ бжїй, превосходй вскъ умъ, да соблюдетъ сердца ваша и размнї ваша хрт іис ( Флп.4:7 ). Как следствие молитвы, в которой сердце возлагает свои печали на Господа, Флп.4:7 называет мир Божий, наполняющий сердце просящего – ερνη το Θεο, περχουσα πντα νον. Genetiv. указывает на первовиновника мира 423 , а придаточное предложение определяет качество его, как внутреннего состояния. Этот мир есть мир души, противоположность тому состоянию души, какое бывает при заботе, соединенной со смущением и страхом, и без веры в помощь Божию (ср. Ин.14:27 ). Само собой понятно, что этот мир в сердцах верующих созидается через посредство примирения с Богом во Христе Иисусе; но в данном случае он рассматривается непосредственно, как следствие молитвенного общения с Богом и противоположность тому миру, который дает мир ( 1Фес.5:3 ). Этот от Бога исходящий, сердце наполняющий мир с разумом и находит первый лучшим, более дорогим и в этом, именно, смысле превосходящим. (К περχουσα ср. Флп.2:3, 3:8 ; Еф.3:19 ). Далее определяется значение этого мира для человека; он есть сила, сохраняющая и укрепляющая сердце и ум последнего в общении со Христом. Φρουρσει – это надежда, обещание, а не желание только (Vulgata: custodiat). Св. Златоуст понимает этот глагол в значении φυλξει. По мнению Брауне, этот глагол обозначает объект, как сокровище, а поставление этого глагола в futurum сделано для указания продолжения этого сокровища. Такая сила мира проявляется на всей внутренней личности человека, каковой объект для действия этой силы выразительно отмечается в данном месте через повторение члена и местоимения в выражении: τς καρδας μν κα τ νοματα μν. В частности, в сохраняющем действии этой силы нуждается прежде всего сердце – καρδα, ибо оно есть как очаг физической жизни, так и средоточие всей духовной жизни в человеке. Оттуда исходят злые помыслы ( Мф.15:19 ), там начало и обновления и возрождения человека ( Рим.10:10 ). Не только чувства и воля человека, но и его мысли имеют там свое начало, свой очаг. А потому нельзя рассматривать дальнейшее νοματα как особую функцию духовной жизни человека. Νοματα – это обнаружение καρδα, обнимает собой и мысль, и настроение, и волю 424 . А то и другое (καρδα и νοματα) вместе обозначают личность человека и в ее внутреннем существе и в ее проявлениях. Мир распространяет свою силу, таким образом, на всю жизнь человека, чтобы соблюсти его в общении со Христом, чтобы он остался непоколебимым и не отпал от веры в Него 425 . Получение, сохранение и влияние этого мира на человека могут быть только в общении со Христом, при посредстве Его, так как без Него нельзя остаться у Него, Его дар получить и сохранить. Здесь “Св. Апостол Павел мир поставляет последним пределом и свободных усилий человека и благодатных ему содействий” 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010