И Давид говорит о них: мне зело честни быша друзи Τвои, Боже ( Пс.138:17 ); и ещё: честна пред Господем смерть преподобных Его ( Пс.115:6 ); и: дивен Бог во святых Своих ( Пс.67:36 ). А Соломон говорит: праведницы во веки живут ( Прем.5:15 ). И Господь наш Иисус Христос говорит о них: вы друзи Мои есте ( Ин.15:14 ); приемляй вас Мене приемлет ( Ин.13:20 ); и также: слушаяй вас, Мене слушает ( Лк.10:16 ). Поэтому, если увидим храм какого-либо святого, или часть от ризы, в которой подвизался святой угодник, или кость от тела его, или персть от гроба его; то всё сие почитаем как святое, с любовью целуем и со страхом покланяемся сему, потому что и это всё священно и исполнено божественной благодати Святого Духа. И ради сих божественных вещей воздаём мы почесть Богу. Изображая святых на иконе, мы не вещь чтим, но от видимого образа ум наш божественным желанием и любовью возносится к тем, ради которых благодать Божия совершает неизречённые чудеса и знамения. Телеса праведных суть храм Святого Духа; персть их и кости полны Божественной благодати, и как при жизни праведники имели от Владыки духовное дарование творить силы и чудеса, так не лишились этой силы и по разлучении души с телом. Потому и не называем их мёртвыми 300 . 5. О монашестве Начатки иноческой жизни преп. Иосиф находит ещё в Ветхом Завете. Он пишет, что прежде Закона и в Законе, и в благодати Господа нашего Иисуса Христа была иноческая жизнь, и удостоена почести, как высший род жизни. Прежде закона Моисеева был девственник чудный Мелхиседек. Во время Закона были девственниками великий в пророках Илия и его ученик Елисей, которые жили иночески в пустыне. Пророки Иеремия и Даниил и три отрока были также девственники, и жили в посте и воздержании. Потом препод. Иосиф, на основании свидетельства Иосифа Флавия, указывает на Ессеев, удалявшихся брачного союза и проводивших жизнь в посте и молитвах. – На пределах Ветхого и Нового Завета находится великий Пророк Предтеча Иоанн, представивший начало и образ иноческого жития в Новом Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После же святые апостолы повелели святому апостолу и евангелисту Луке написать на иконе пречистый Его образ и поклонялись обоженному и на небеса вознесенному Его Человечеству. Также и Пречистую Его Матерь, воистину Богородицу, написал святой апостол и евангелист Лука. Надлежит поклоняться и Честному и Животворящему Кресту и Святому Евангелию, и пречистым Божественным Тайнам, и освященным сосудам, в которых совершаются Божественные таинства, и честным святым мощам, и Божественным храмам, — надлежит поклоняться им и почитать их. Также следует писать на святых иконах образы святых пророков, апостолов, мучеников, святителей и всех святых, почитать их и поклоняться им. На это еретик скажет: если даже, как вы говорите, иконе Христа надлежит поклоняться — что вы скажете о тех, кого вы называете святыми, пишете их иконы и любите и почитаете их мертвые кости? Ответим ему: поскольку святой апостол и евангелист Лука написал прежде всего на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, после же написал образы святых апостолов и пророков на иконе, — мы, последуя ему, также пишем и почитаем не только образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, но и все честные образы святых и богоносных мужей, досточтимых, Богом возлюбленных: древних праведников, пророков, патриархов, которые воскрешали мертвых, открывали глаза слепым, бесов изгоняли и многие другие чудеса с Божией помощью сделали, — тех, о ком сказал Давид: “Я же особенно почтил Твоих друзей, Господи”(См. Пс. 138, 17.). И еще: “Дорога в очах Господних смерть святых Его!”(Пс. 115, 6.), и: “Дивен Ты, Боже, в святых Своих”(См. Пс. 67, 36.). Исаия говорит: “Праведники во веки живут” . И много есть подобного в Писании. Господь наш Иисус Христос говорит о них: “Вы друзья Мои”(Ин. 15, 14.). И еще: “Кто принимает вас, принимает Меня”(Мф. 10, 40.). И: “Вы — соль земли… Вы — свет мира”(Мф. 5, 13, 14. В рукописях архиеп. Григория и Соловецкой библиотеки и здесь добавлено: “И еще: “Слушающий вас Меня слушает” (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Наряду с пророчествами стоят обетования Божии Давиду о сыне его Соломоне, исполнившиеся во всей полноте на Иисусе Христе. 125 Дальнейшие пророчества: Давида – о Царстве Божием и Основателе Его ( Пс. 44 ); о священстве и страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа ( Пс. 109, 21, 3, 40, 15 и 67); об ослеплении не узнавших Его евреев ( Пс. 68 ) 126 ; Соломона – о страданиях и смерти Спасителя, в книгах Притчей, Екклезиасте и Песне песней 127 . При преемниках Соломона не было предсказано ничего особенного о Христе и Его Царстве. Но пророки были в это время, например Илия и Елисей, обличавшие пороки царей. 128 Пророчества имели место и во время плена вавилонского. Сюда относятся пророчества: Осии и Амоса о призвании язычников 129 ; Исаии об Иисусе Христе и Его Церкви 130 , Михея, Ионы и Иоиля о месте рождения, о смерти и воскресении Спасителя и о благодати Нового Завета 131 ; Авдия, Наума и Аввакума о спасении мира через Иисуса Христа 132 ; Иеремии и Софонии о Христе Спасителе и призвании язычников 133 ; Даниила и Иезекииля о том же 134 ; Аггея, Захарии и Малахии о христианской Церкви и ее распространении 135 . По возвращении иудеев из плена вавилонского пророков не было. Однако, по мнению блаженного Августина , откровение Святого Духа имело место и в это время. Перевод семьюдесятью толковниками Священного Писания с еврейского на греческий язык – несомненное доказательство того. И самые отступления толковников от еврейского текста объясняются действием Святого Духа, как бы исправлявшего текст. Далее у блаженного Августина – краткий перечень событий жизни евреев после плена вавилонского и вступление в новозаветное Царство Благодати. Краткими, но сильными чертами блаженный Августин изображает рождение Спасителя, бывшего центром всех пророчеств и прообразований Ветхого Завета, рассеяние иудеев среди всех народов для проповеди пророчеств о Христе 136 , состав Церкви в нынешнем злобном веке и слава Ее 137 , избрание Христом простых, незнатных, неученых апостолов для проповеди Евангелия, сошествия на них Святого Духа после страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо Христа 138 , распространение Церкви между всеми народами при содействии мученичества 139 и миропобеждающее могущество ее до конца веков 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Чему же учат нас те случаи, когда неплодные супруги в старости лет получают дар чадорождения? Тому, что никто не должен полагаться в рождении детей на силу природы своей, но зачатие младенцев должен относить ко всемогуществу Создателя естества человеческого. Св. Иоанн Златоуст учит: «Для того-то сказано: «отверзе ложесна ея» (Лии) ( Быт.29:32 ), чтобы мы знали, что сам Господь благоволил даровать Лии силу чадородия. Он Сам образует и животворит плод во чреве матери, как и Давид сказал: «восприял мя еси из чрева матере моея» ( Пс.138:13 ). И заметь, как Божественное Писание показывает нам, что Творец природы производит собственною силою и то и другое, и возбуждает способность чадородия, как в Лии, и удерживает ее, как в Рахили: Он есть Владыка естества, и потому безпрепятственно совершает все 66 «. – «Весьма легкомысленно и безрассудно люди приписывают женам, – учит тот же Златоуст, – и безчадие и многочадие, не зная того, что все зависит от Создателя нашего естества, и что ни сожитие само по себе, ни что либо другое не может вести к рождению детей, если не будет содействовать вышняя рука, и возбуждать естество к рождению 67 ». – «Та же рука, – учит св. Афанасий Александрийский , – которая образовала (тогда) Адама, и ныне, и всегда снова образует и производит раждающихся после Адама. Сие говорит сам Бог Иеремии: «прежде, неже Мне создати тя во чреве, познах тя» ( Иер.1:5 ). Да и о всех сказал: «Моя рука сотвори сия вся» ( Ис.66:2 ). И еще чрез Исаию говорит: «сице глаголет Господь, избавляяй тя и создавый тя от чрева: Аз Господь совершаяй вся, распрострох небо един, и утвердих землю» ( Ис.44:24 ). И Давид, зная сие, воспевает: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» ( Пс.118:73 ). Ту же имеет мысль и тот, кто говорит у Исаии: «тако глаголет Господь, создавый мя от чрева раба себе» ( Ис.49:5 ) 68 ». Что ж касается до примеров, какие находим в Ветхом Завете, что некоторые благочестивые жены при старости лет разрешались от неплодства; то в них заключается особенная, Божественная цель, спасительнейшая для всех верующих во Христа, и именно та, чтобы примерами неплодных утвердить веру нашу в преестественном рождении Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Что было делать? И вот я пишу слезное письмо батюшке, прося святых молитв. Сестра моя Сира принесла письмо батюшке в дом Рыбаковых. Выходит Вера Валентиновна и говорит: «Папа помолится; а Вы действуйте так, как Вам скажет доктор...» На другой день везу его к доктору, который раньше назначил операцию. Доктор осмотрел палец, пожал плечами и сказал: «Первый случай в моей практике, чтобы разрушение кости остановилось». Теперь операция была не нужна: нарыв кончился, а на месте болезни осталась ямочка, как бы в знамение совершившегося чуда. «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» (Пс.67:36)    Еще случай исцеления сына моего Николая. Когда было ему три года, в октябре месяце 1900 г., он заболел тифозной горячкой. Доктор велел немедленно отделить детей — а их было четверо. Отправить их было некуда. В этот же день поехала я с младенцем в собор. Служил батюшка Валентин. Я подала записку о болящем младенце Николае и просфору. И вот, когда батюшка по обыкновению вычитывал записки о здравии, слышу: «болящего младенца Николая...» Этот возглас проник в самое мое сердце. Потом батюшка причастил его Св. Таин и благословил. Мальчик мой совсем ожил, а когда я его привезла домой, то он и в постель не лег, а стал играть в игрушки. Куда же девалась горячка?! «Дивны дела Твои, Господи!» (Пс.138:14)    В 1901 году я поехала с ребятишками на дачу к своей маме, а муж мой остался в Москве на службе. Недели через две приезжает он ко мне совсем больной и говорит: «Едем скорей в Москву, я чувствую себя очень плохо, надо обратиться к врачу». Я оставила детей на попечение матери и сестры и поехала с ним.    Когда приехали мы в Москву, муж сказал, что у него нет денег на доктора, и что скорее надо идти в контору на Знаменке, товарищество Попова, и взять там денег вперед. Было тяжело оставлять мужа одного в таком болезненном состоянии, но делать было нечего. Сослуживцы мужа очень сожалели, что он заболел, и выдали мне нужную сумму денег. Я отправилась обратно через Кремль, надеясь хоть издали увидать батюшку, который в тот день служил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Ранние изображения Сошествия во ад относятся к Х веку — это миниатюры рукописных Евангелий (в Иверском монастыре на Афоне и др.) и Псалтирей (например, Хлудовской IX b., находящейся в собрании ГИМ). Существует устоявшееся мнение, что литературной основой иконографии Сошествия во ад является апокриф — т.н. «Евангелие от Никодима». Это сочинение, приписываемое тайному ученику Христову Никодиму (Ин. 3:1–9, 7:50, 19:39), относится k II b., причем вторая половина апокрифа, возможно, появилась ещё во времена апостольские. Здесь как раз и содержится рассказ от лица двух воскресших после Воскресения Христова сыновей праведного Симеона Богоприимца о Сошествии Христа во ад: «И послышался голос, подобный голосам громов: Возьмите врата ваши, князи, и подымитесь, вереи адские, и войдет Царь славы. И князь преисподних, видя, что дважды повторился этот голос, сказал, как бы не понимая: Кто этот Царь Славы? Давид, отвечая князю преисподней, сказал: я знаю слова этого восклицания, ибо они те же, которыми пророчествовал я под наитием Его Духа… И теперь, гнусный и страшный князь преисподней, открой врата твои, да войдет в них Царь Славы. Когда Давид говорил слова эти князю преисподней, Господь Величия снизошел в виде человека и осветил мрак вечный, и разрушил узы неразрывные, и помощь непобедимой силы посетила нас, сидящих в глубине мрака греховного и в тени смерти грешников». В шестнадцатом веке святитель Макарий полностью переработал русский перевод Книги Никодима и включил его в свои Великие Четьи-Минеи. Так текст этого сочинения распространился на Руси; он известен во многих списках. Расширенный святителем Макарием текст содержит не только яркое описание события Воскресения Христова; Христос здесь показан как Праведный Судия, к возносят свои молитвы души праведных, спасаемые Им от ада преисподнего. Но будет справедливым отметить, что Книга Никодима — не единственный источник рассматриваемой нами иконографии. О Сошествии во ад говорят, например, пророческие тексты Псалтири: Ты вывел из ада душу мою и оживил меня (Пс. 29:4); Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138:8). У пророка Исайи читаем: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем (Ис. 14:9). Апостол Петр, обращаясь к мужам Израильским и всем, живущим в Иерусалиме (Деян. 2:31–32), а также в своих посланиях, говорит, что, ожив духом, Христос находящимся в темнице душим, сошед, проповедан (1 Пет. 3:18–19). Толкуя 19-й стих 67-го псалма, апостол Павел говорит: «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Он же есть и восшедший превыше небес, дабы наполнить все (Еф. 4:9–10); о победе Воскресшего Христа над смертью и адом говорится и в 1 послании к Коринфянам: …поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15:54, 55, 57).

http://pravmir.ru/redkie-syuzhety-v-ikon...

79–81 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 101–102 об. – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»). Мих. О 9 . Требник. Четвертая четверть XV в. 278 л. Филиграни: 1) Литера Р с цветком, вид: Пиккар IX, 293 (1482 г ); 2) Рука с цветком, вид: Пиккар XII, III, 1097 (1487 г); 3) Лилия, вид: Брике, 7208 (1478–1484 гг). Записи : л. 1–14 – «...Зачатиа...» (запись стерта); л. 248 об. – «Сия книга архиереискова Яраславскова двора духовной конторы недельчика Ивана Васильева сына»; «Постригся раб Божии Авксентии, а во иноческом чину старец Антоном, нынешнего 170-го году июня в 12 день, а постригал ево черной поп старец Варлам»; л. 277 об. – «Сия книга глаголемая Погребшие Ярославскаго уезду села Буриласова церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы и Николая чудотворца, аминь» (XVIII в.); оборот верхней крышки переплёта – «А сию книгу купил Иван поп из Пярот...» (карандаш, конец записи заклеен); л. 278 – «А сию книгу купил Иван поп из Пярот...» (нрзб.). Содержание: л. 45–49 – чин исповеди; л. 47 об.–48 – Наставление-вопросник; л. 48–48 об. – поновление (начало); л. 49–49 об. – чин причащения больного; л. 149–168 об. – чин исповеди; л. 151–153 – поновление; л. 153–154 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 154 об.–155 об. – вопросник священникам (Основная редакция): л. 156–157 – поновление; л. 163–164 об. – поновление; л. 164 об.–165 об. – поновление мирянам; л. 165 об.–67 – вопросник мужчинам (М–Мих. Q 9); л. 167 об.–168 об. – вопросник женщинам (Ж-Мих. Q 9). Описание: ПС XV, 3293. М и х. Q 10. Требник. Вторая четверть XII в. 4°. 307 л. Филигрань: Голова шута с контрамаркой IDM, вид: Дианова, Костюхина, 479 (1634 г.). Запись: л. 3–31 – «Книга, глаголемая Потребник, положил в дом великомученику Христову Дмитрею по своих родителех вечно на поминок. А потписал сею книгу я, Григоре Василевич Фмарвин (?) своею рукою лета 7190-го декабря в 6 день. А будет хто ту книгу украдет или восмет, будет проклат в сем веце и в будущем». Содержание: л. 99–138 – чин исповеди: л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Погребен Алексей Афанасьевич Дмитриевский был на братском кладбище Александро-Невской Лавры. Б. Сове 29.03.2006 2 Например, первая его печатная работа – «О состоянии сектантства в Астраханском крае в царствование Александра Благословенного по документам архива Консистории». «Астраханские епархиальные ведомости», 1878, N 22. 5 Н. Ф. Одинцов, кандидат богословия СПб. дух. акад. XXXIV курса (вып. 1877), духовный писатель, был окружным инспектором Виленского судебного округа. Ему принадлежит сочинение «Униатское богослужение в XVII и XVIII вв. по рукописям Виленской публичной библиотеки», Вильна, 1886, 137 стр., которое не мог видеть, автор данной работы. 6 Сначала появилось в виде статей в «Душеполезном чтении», 1877, I-II; 1878, I, а «Последование таинств в Церкви Русской в XVI столетии по рукописям Новгородско-Софийской и Синодальной библиотек» в «Страннике», 1880, N 3, с. 354–371; N 4, с. 551–573; NN 9–10, с. 34–67. 7 «Православный собеседник» (далее-ПС), 1882, I, с. 138–196, 252–296; П» с. 346–373; III, с. 149–167, 372–394; 1883, II, с. 345–374; III, с 198–230, 470–485 22 Извлечение из журналов Совета Киев. дух. акад. (далее – Извлечение…) за 1883–1884 гг., с. 87, 174–176, 216–217. (В Curriculum viitae А. Дмитриевского указан день избрания 13 марта 1884 г. (ГПб., фонд 253, карт. 1-й).– Н, У. 23 Георгий Онисимович Булашев, магистр богословия КДА, вып. 1883, учитель Киево-Подольского дух. учил, (потом Киев. дух. сем.), автор полезного дополнения по киевским рукописям к труду архиеп. Владимирского Сергия «Полный Месяцеслов Востока» – «Месяцесловы святых при рукописных богослужебных книгах церковно-археологического музея». ТКДА, 1882, VI, прил. 1–32; VII, о. 32–92; IX, с. 216–217. О Булашеве – ПБЭ, II, с. 1182–1183. Архиеп. Сергий. «Полный Месяцеслов Востока», 12, с. XVIII-XIX. 28 Греческие нежинские храмы и их капитальный вклад в церковно-археологический музей при Киевской дух. акад. «Православное обозрение», 1885, N 12, с. 370– 400. Описание рукописей и книг, поступивших в церчовно-археологический музей при Киевской дух. акад. из греческой нежинской Михаило-Архангельской церкви. ТКДА, 1885, прил. к III, IV, V, VI, VII-XII. 11стр. На VIII Археологическом съезде в Москве в 1890 г. Дмитриевский читает доклады «Греческое Нежинское братство и его устав» и «Архив греческого Нежинского братства» (Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 году, т. Ill, M., 1897, с. 114. Занятия VIII Археологического съезда, М» 1890, с. 171, 178–179).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   Церковь Христова почитает праведников, не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая Святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своею жизнию; чествует Святых ежегодными воспоминаниями об них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и под. (Прав. испов. ч. III, отв, на вопр. 52; Посл. восточн. патр. о прав. вере отв. на вопр. 3). В таком смысле почитание Святых -    I. Совершенно согласно с св. Писанием. Св. Писание решительно запрещает воздавать кому-либо Божеское поклонение и служение (λατρεα), кроме единого истинного Бога (Втор. 6:13; Ис. 42:8; Матф. 4:10; 1 Тим. 1:17); но вовсе не запрещает этим воздавать надлежащее, разумеется, низшее почтение (δουλεα) и верным слугам Его, угодникам и друзьям, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому, яко дивному во святых своих (Пс. 67:36). Напротив, в ветхом Завете, в котором дан был закон: Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши (Втор. 6:13), богодухновенный Псалмопевец взывал: мне же зело честни быша друзи твои, Боже (Псал 138:17), и сыны пророческие торжественно поклонишася до земли верному рабу и другу Божию — Елисею (4 Царст. 2:15). Равным образом и в новом Завете сам Христос Спаситель, который подтвердил закон: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши (Матф. 4:10), сказал верным ученикам своим: вы друзи мои есте, аще творите, елика аз заповедаю вам (Иоан. 15:14), и засвидетельствовал пред ними: иже вас приемлет, мене приемлет: и иже приемлет мене, приемлет пославшаго мя (Матф. 10:40), показывая, что честь, воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому. И тот же св. Апостол, который изрек: единому Богу честь и слава (1 Тим. 1:17), изрек в другом месте: слава и честь всякому делающему благое (Рим. 2:10).    II. Имеет несомненное основание в свящ. Предании. Доказательством тому служат:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Блажени плачущии ( Мф.5:4 ); плачьте, приносите покаяние, обратитесь ко Мне [Христу. – С. М.], и Аз упокою вы там, где нет ни труда, ни слез, ни заботы, ни попечения, ни сетования. Обратитесь, сыны человеческие, и Аз упокою вы там, где несть мужеский пол, ни женский, где нет ни диавола, ни смерти, ни поста, ни печали, ни ссоры, ни рвения, но радость и мир, упокоение и восторг. Обратитесь ко Мне, и Аз упокою вы, где вода упокоения, и место злачно (см. Пс.22:2 ), и виноград, возделанный Богом всяческих, на той блаженной земле кротких, на которой произрастаю Я – истинная лоза, Еяже Мой делатель ( Ин.15:1 ) – Отец. Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы там, где жизнь нетленная и увеселение всякой благостью. с. 233–234.] Неужели одна половина людей любезна Богу, а другая ненавистна? Нет, – ибо в истинной любви не может существовать разделения на любезных и ненавистных. с. 12.] Страдания Твои [Христа. – С. М.] – для нас источник благ; Крест Твой – для нас победный венец; любовь Твоя – полнота лепоты. с. 168.] Слава единому, бессмертному, святому, пречистому и страшному, благому и милосердному Богу, Который благодатью Своей подвиг язык наш к сладкопению словес о Суде, любви и умилении, к назиданию души, к просвещению сердца и к пользе ума, чтобы всякая душа, повторяя это сладкопение и, усладившись им, привлечена была к жизни вечной! с. 67.] Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святой силой Божества Своего. Был же кроток и смирен на земле, чтобы нас вознести с земли на небо. Бог , Который действительно и истинно был зачат, воплотился и родился во плоти нашей от Святой Девы, крестным Своим страданием спас все, дав заповеди. Он и опять придет в последний день судить живых и мертвых, а всем праведным и нечестивым воздаст по делам их – как праведный Судия. с. 138.] О Спасителе... нужно ли что и говорить? Он и невозможное сделал возможным; искупил души, которые могли доставлять утешение другим, но, по причине преступления, не в состоянии были освободить себя самих. с. 186.]

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010