39). – И сделали тельца, или быка, т.е. изображение быка. В выборе этого изображения несомненно видно влияние египетского богопочтения, так как быка под именем Аписа обоготворяли в Египте. В подобии этого Аписа (или может быть Мневиса Илиопольского) евреи и полагали изобразить Иегову Бога своего. – Принесли жертву идолу: Стефан называет это изображение идолом (хотя, по мнению народа, это было изображение Иеговы) потому, что Бог не может быть изображаем под образом никакой неразумной твари, и, следовательно, в сущности это не было изображение Иеговы, а бездушный идол (ср. Пс.105:19 ). Потому далее и говорится, что народ веселился перед делом рук своих, а не перед Богом Иеговой, изведшим их из Египта, и в этом веселье указывается грех народа против Бога своего, это было греховное веселье народа перед идолом. 42. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! Приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжении сорока лет в пустыне? 43. Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им; и Я переселю вас далее Вавилона. Бог же отвратился от них: образное выражение божественного гнева и негодования на израильтян за их непослушание Моисею и отпадение от Бога истинного ради самодельного идола. – И оставил их служить: собственно – предал их; это не попущение только Божие (Злат. и Феофил.), но наказание Божие израильтян за почтение ими идола-тельца, наказание, состоящее в том, что за грех идолопоклонства Бог предал их вящему идолопоклонству, по идее наказания греха через вящий грех (ср. Рим.1:24 ); в этом выразилась правда Божия, наказывающая грех грехом. – Служить – воздавать божеское почтение и поклонение, обоготворять – воинству небесному: под этим выражением разумеются светила небесные, – солнце, луна и звезды ( Быт.2:1 ). Поклонение светилам небесным было очень распространенной в древности формой идолопоклонства (сабеизм, астролатрия), особенно в Египте, Халдее, Финикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В словах вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой предТобою соединены цитаты из Исх 23:20 (в переводе Семидесяти) и Мал 3:1. В Исх говорится о том, что Бог посылает Своего Ангела предшествовать израильскому народу в пустыне на пути в землю обетованную, причем под Ангелом имеется в виду не Моисей, но — как обычно в Пятикнижии —явление Самого Бога, Который шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им (Исх 13:21). Как Бог предшествовал Своему народу во времена Моисея, так же произойдет и в будущем. Пророчество раскрывается далее в Мал 3:1, где содержится тройное обетование: Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете. Здесь подразумеваются не три, но два лица — Господь и Его пророк, причем Ангел (=‘вестник, посланец’) в Мал 4:5–6 отождествляется с Илией. Под воздействием цитаты из Исх первое лицо в Мал ( mou ‘Мною’) заменяется здесь на второе ( sou ‘Тобою’). В Исх подразумевается израильский народ, а в Мал — Бог; в конечном счете оба местоимения означают Мессию. Выражение gennhmXj gunaikTj ‘рожденный женщиной’ означает просто ‘человек’ или ‘смертный человек’ (Гал 4:4). Изречение о Царстве Божием иногда толковалось в том смысле, что Иоанн находится вне его, однако такое понимание вступает в противоречие с 13:28 (параллель в Мф 8:11). Так же как небесное гражданство важнее власти над бесами (10:17–20), так и принадлежать к Царству важнее, чем быть величайшим из пророков. В Новом Завете людям открывается новая жизнь, которой не могли достигнуть даже величайшие из святых ветхозаветной Церкви. Стт. 29–30 представляют собой комментарий Евангелиста, хотя и опирающийся на слова Иисуса, ср. Мф 21:31–32. Выражение род сей ( gene¦ аЫтн) встречается в 11:29–32 (параллель Мф 12:39–42); 11:50–51 (параллель Мф 23:35–36); 17:25; 21:32 (параллель Мк 13:30); Мк 8:12,38. Источник этого выражения во Втор 32:5,20; Суд 2:10; Пс 77:8; 94:10; Иер 7:29, где оно употребляется в контекстах, повествующих о неверности Израиля, вызывающей гнев Божий; так в современниках Иисуса обличается тот же дух богопротивления, ср.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Взглянем на гробы и увидим конец похотей. Допустим, что мы приобрели имущества и деньги. Что же? Не нагими ли мы пришли в мир? Ясно, что нагими и уйдем (ср. Иов.1:21 ; Еккл.5:14 ), ничего не унося с собой, кроме деятельности (το πρακτικν) нашей – правой или худой. Поэтому и святой Давид взывает: едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм Его ( Пс.26:4 ). Увещание. Это блаженная жизнь, это благой удел (ср. Лк.10:42 ), который избрали святые отцы наши, как и ныне воспоминаемый Павел, блаженный исповедник 92 . Сколько и как велики его труды и подвиги, мы немного слыхали. Им подражая, и мы, братия, будем продолжать наше подвижничество, будем переносить гонение, которого мы удостоились, будем соблюдать и остальной порядок жизни, ревностно совершая течение. Если же поскользнемся, то поспешим подняться, побеждая врага нашего диавола, чтобы и нам получить венец правды со всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 31. О грядущем Суде и о том, что настоящее гонение дало повод одним для добродетели, другим же для нечестия 93 Гонение для одних – повод к добродетели, для некоторых – к нечестию. Братия и отцы. Я был болен и снова по молитвам вашим выздоровел. Но до каких пор мы будем возвращаться к этому «снова»? Без сомнения, придет смертный день, когда не будет иметь места это «снова» (πλιν), придет смертный день, который отделит меня от вас и отошлет отсюда. Однако из-за этого не должно помышлять о сиротстве, ибо верен Тот, Кто сказал: не оставлю вас сиры ( Ин.14:18 ); и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ), и особенно потому, что мы увидим друг друга в тот день – о, если бы можно было сказать! – в радости неизреченной и в жизни бесконечной. Что выстрадал я во время болезни, вы знаете; вы знаете, как я, мучимый ознобом, подвергся нестерпимому трясению, как скоро затем в течение целого дня был объят палящим жаром. И так страдая, сам в себе я подумал: в грядущем Суде несчастный человек не будет ли переходить от муки тартара в геенну огненную и не будет ли он, быть может, подвержен двум или более наказаниям? Однако одному или двум [наказаниям подвергается человек], из здешних страданий можно заключать, что нестерпим гнев Божий на грешников (см. 2Пар.36:23 б). Поэтому со многим страхом и трепетом должно удерживать себя, чтобы не впасть в эти нестерпимые муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Видишь ли, что, по обетованию, все будет изменено в нетление и тварь из рабства будет переведена в свободу (ср. Рим.8:21 )? Сколь велик, впрочем, тот день, о котором говорит святой Давид: лучше день един во дворех Твоих паче тысяч ( Пс.83:11 )! И верховный из апостолов, в свою очередь, говорит: у Господа один день как тысяча лет ( 2Пет.3:8 ). Также апостол Павел говорит: сообразуяся смерти Его, аще како достигну в воскресение мертвых ( Флп.3:10–11 ). Поэтому, братия мои, туда и мы будем направлять свой ум и сердце; туда перенесем свое влечение; туда переведем наши размышления и намерения; там подкрепим наши желания и наши просьбы, чтобы, занятые такими предметами, мы остались недостижимыми для 241 начальника этого века (ср. Еф.2:2 ), имеющего власть искушать нас, но не имеющего силы ниспровергнуть уже огражденных оружиями подвижничества. Я, смиренный, молюсь, чтобы вы не только избежали его, но и победили и получили венец правды во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 110. О нашей жизни, производящей радость, и о том, чтобы не унывать в борьбе с противником Радуются только истинные монахи. Братия и отцы. Апостол предписывает всем и всегда радоваться в Господе ( Флп.4:4 ); радуются же, кажется, только истинные монахи, которые не заботятся ни о жене, ни о детях, ни о рабах, ни о деньгах, ни об имуществах, ни о чем другом, чем ревностно занимаются любящие плоть. Одна у них забота – как бы угодить Господу. Заботиться об этом и означает всегда радоваться в Господе. Ибо где брак, и рабство, и рождающиеся из этого беспокойства, это попечение лукаво, [еже] даде Бог сыном человеческим, еже упражднятися в нем ( Еккл.1:13 ), как сказано у Соломона; там неудобно радоваться в Господе, когда вышеназванное отвлекает ум от священной памяти о Боге, при которой [только] и возможно радоваться. Подвиг девства – величайший и превышающий природу. Так как и мы находимся в числе радующихся о Господе, то, братия, будем радоваться и сорадоваться друг другу, ожидая за девство и нестяжательность нашу вознаграждения от Бога Мздовоздаятеля, Который обещал дать награду даже за чашу холодной воды ( Мф.10:42 ), а не то что за такие великие и превышающие природу подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле, как она трудолюбива... ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины» ( Притч. 6:6–10 . Ср. Притч. 10:5; 19:15 . Ср. Быт. 31:42 ; Пс. 77:2 ; Еккл. 5:18, 10:18 ; Иер.31:16  и др.). Сам Господь Иисус Христос учит о громадном нравственном значении труда: «Трудящийся, – говорит Он, – достоин пропитания» ( Мф. 10:10 ), «достоин награды за труды свои» ( Лк. 10:7 ); к таким именно трудящимся в буквальном смысле может относиться Его утешительное призвание: «прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ). О том же великом достоинстве труда наглядным образом учит Спаситель и в притче Своей о талантах ( Мф. 25:14–30 ). По учению ап. Павла, труд обязателен для каждого человека не только как естественное, но и как нравственное требование. »Умоляем вас, братия, – убеждает он верующих, – делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам« ( 1Фес. 4:10–11 ). »Кто крал, – говорит тот же апостол, – впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное« ( Ефес. 4:28 ). Здесь апостол выставляет труд как обязанность всякого христианина, и заповедь о труде он выводит из запрещения воровства. Не работать – значит то же, что воровать. Ведь кто сам деятельно не участвует в производстве земных благ, тот живет так или иначе на счет своих трудящихся ближних. Еще определеннее обязанность труда выступает во 2 посл. к фессалоникийцам ( 2Фес. 3:12 ), где апостол прямо во имя Господа Иисуса Христа постановляет заповедь «работать в безмолвии». Следовательно, к доказательствам христианской жизни относится и то, чтобы христианин трудился. Вот почему апостол велел исключить из христианской Церкви тех празднолюбцев, которые беспорядочно бродили повсюду ( 2Фес. 3:6 ). Он обещает каждому верующему соответственную «награду по труду его» ( 1Кор. 3:8 ), убеждает «уважать труждающихся» (1 Фесс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Душа умирает вместе с телом ( Еккл. 3:19 ; Быт. 3:19 ) и вместе с телом воскреснет. Бессмертие есть дар Божий, достигаемый через веру во Христа. Нигде в Библии душа не называется бессмертной. Наоборот, о душе говорится, что она может умереть ( Чис. 23:10 ) и может быть спасена от смерти ( Пс. 33:19 ). Она идет в преисподнюю, т. е в могилу ( Пс. 89:49 ). Душа Иова желала удушения ( Иов. 7:15 ). Душа есть кровь, след., ее можно есть ( Втор. 12:23 ) 111 . Екклезиаст говорит: «участь сынов человеческих и участь скотов – одинаковая участь; как те умирают, так умирают и эти, и один дух (евр. руах) 112 у всех, и преимущества у человека пред скотом нет» (3:19) 113 . Из темницы могилы люди будут изведены лишь путем телесного воскресения – праведные для вечной жизни, грешные для окончательного истребления. Это произойдет при втором пришествии Христовом 114 . Учение о близости второго пришествия составляет отличительную особенность адвентизма 7-го дня. 1 . Признаки второго пришествия 115 . День явления Господа неизвестен ( Мф. 24:42 ). Но Библия указывает признаки «последнего времени», т. е. близкого пришествия Христа. Таковы: а) Знамения на солнце, луне и звездах ( Лк. 21:25 ); падение звезд ( Откр. 6:13 ), различные стихийные бедствия – землетрясения ( Мф. 24:7 ) и пр. Все эти признаки уже сбылись. 1 ноября 1755 г. в Лиссабоне было величайшее землетрясение. Землетрясения повторялись в течение всего 19 ст. 19 мая 1780 г. во всей северо-восточной части С. Американских Штатов был удивительно темный день и необычайно мрачная ночь. 13 Ноября 1833 г. в С. Америке наблюдалось необычайное падение звезд. б) «И проповедано будет евангелие царствия по всей вселенной в свидетельство всем народам; и тогда наступит конец» ( Мф. 24:14 ). Первое библейское общество было основано в 1804 г. В 1896 г. существовало уже 367 евангелических миссионерских обществ. в) Нравственная распущенность среди людей последнего времени. ( 2Тим. 3:1–5 ). г) Великое «отступление» 116 . Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что «в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Сол. 2:3–4 ). «Отступление» осуществилось в Римской церкви. Папа считает себя наместником Христа на земле, вторым Богом. Папство отменило 4-ую заповедь, заменило Божию субботу человеческим воскресением, и, следовательно, поставило себя выше Бога, давшего эту заповедь (Ср. Дан. 7:25 ). Папство ввело в заблуждение весь христианский мир 117 . Папское владычество со всеми его мерзостями продолжится до явления Господа И. Христа ( 2Сол. 2:8 ); «пшеница и плевелы будут расти вместе до кончины мира» ( Мф. 13:29–30, 39 ). До этого времени «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» ( 2Тим. 3:1, 13 ) 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

1300. 1 Кор. 3. 18. 1301.  Никто не обольщай самого себя! если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3. 18). 1302. 1 Кор. 1. 24, 30. «Без Христа нет правды, нет освящения, нет избавления, и всякая премудрость без Христа буйство есть. Всяк мудрец без Христа безумен есть, всяк праведник — грешен, всяк чистый нечист есть… Что наше собственное? Не мощь, растление, тьма, злость, грехи» (Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 11). 1303. Здесь указывается на некоторые религиозные партии, обращавшие на себя внимание северной столицы в 1823 и 1824 годах. 1304. Преподобного аввы Дорофея. Поучение 5. 1305. Святой Иоанн Златоустый, 7-я молитва на сон грядущим, 2-й половины прошение 4. 1306.  Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2. 10). 1307. Ин. 8. 32. 1308. Открываю уста мои, и вздыхаю; ибо заповедей Твоих жажду (Пс. 118. 131). 1309. За все благодарите (1 Фес. 5. 18). 1310. Евр. 4. 3. 1311. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14. 22). 1312. Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4. 16). 1313. Ответ 2. 1314.  Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои (Пс. 24. 18). 1315.  …если только с Ним страдаем, чтоб с Ним и прославиться (ср.: Рим. 8. 17). 1316. 1 Кор. 10. 4; Ответ 342. 1317.  Мы осуждены справедливо: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23. 41–42). 1318. Святой Исаак Сирский. Слово 41. 1319. Текст творения святителя Игнатия «Слово о человеке» печатается по: «Богословские труды». Сб. 29. М., 1989. С. 284–320. 1320. Так, например, вещество, из которого составлена Земля, доступно для наших чувств. Но кора Земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие, и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования. 1321. Рим. 1. 20. 1322.  В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2. 3). 1323. Преподобный Макарий Великий. Беседа 49, 4. —  Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2. 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

4:4—5). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение. Хлеб являлся символом жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есть хлеб жизни… Я — хлеб живой, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век» (Ин. 6:32—51). Виноградная лоза — символ избранного народа Божия (Ис. 5:1—6). «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его» (Ис. 5:7). В Новом Завете Сам Господь — «истинная виноградная Лоза», а Бог Отец — виноградарь, все же люди, кто пребывает со Христом, — ветви этой Лозы (Ин. 15:1—6). Чаша вина — прежде всего символ спасения. «Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Пс. 115:4), но вместе с тем она и символ страданий. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?» — сказал Иисус матери сыновей Зеведеевых (Мф. 20:22). Свои собственные страдания Он тоже назвал чашей: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия… Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:39—42; ср. Мк. 14:36, и Лк. 22:42). Хлеб и вино, взятые вместе, — это евр. «bashar — bisra», греч. η σαρξ και το αιμα, что соответствует славянскому «плоть и кровь» и означает психофизическую природу человека без того, что Священное Писание называет в человеке образом и подобием Божиим («Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» — (Быт. 1:26—28)) или духом («Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» — (Пс. 145:4)) и без того, что на богословско-философском языке выражается терминами η υποστασις, substantia, а по-русски — личность.     Это еврейское образное выражение несколько раз употребляет апостол Павел. Им он называет человеческую природу Иисуса Христа: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он воспринял оные» (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почему? Потому что он не пожалел своего сына. Но давайте сравним эти слова с тем, что сказал о Боге Апостол: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим.8:32 ). Смотри, с какой великой щедростью Бог соревнуется с людьми: Авраам принес в жертву Богу смертного сына, который не был убит; Бог ради людей предал смерти бессмертного Сына. Что мы на это скажем? «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» ( Пс.115:3 ). Бог Отец ради нас не пощадил Сына Своего. Кто из вас, по вашему мнению, когда-нибудь услышит, как ангел говорит: «Теперь я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего» ( Быт.22:12 ), или дочь твою, или жену, или не пожалел денег, или славы мира, или мирских устремлений, но презираешь все это, все почитаешь «тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса» ( Фил.3:8 ), что продал имение твое и раздал нищим и следуешь за Словом Бога (ср. Мф.19:21 )? Кто из вас, по вашему мнению, услышит от ангелов что-нибудь подобное? А Авраам услышал эти слова, ему было сказано: «Не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». 9 . Далее сказано: «И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в кусте рогами своими» ( Быт.22:13 ). Я полагаю, мы уже говорили выше, что Исаак символизирует Христа. Но этот овен также, как кажется, олицетворяет Христа отнюдь не в меньшей мере. Теперь имеет смысл узнать, как соответствует Христу Исаак, который не предан смерти, и овен, который убит. Христос есть «Слово Божье», а «Слово стало плотью» ( Ин.1:14 ). Таким образом, одно во Христе свыше, другое – от человеческой природы и утробы девы. Поэтому Христос страдает, но во плоти, и претерпевает смерть, но смерть плоти, образом которой является овен, как и Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Но остается «в нетлении» ( 1Кор.15:42 ), истинное Слово есть Христос в духе, и образ Его – Исаак. Поэтому и Сам Он – жертва и священник. Ибо в духе Он приносит жертву Отцу, а в плоти – Его Самого приносят в жертву на алтаре креста, потому что сказано о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), и также: «Ты священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс.109:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Скачать epub pdf Глава 10 Иносказательные изречения Господа о двери во двор овчий и о добром пастыре (10–18), и распря о сем между иудеями (19–21). Речь Господа о Себе как Мессии в праздник обновления (22–39) и удаление Его на Иордан (40–42). 1. Ин. 10:1 . Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; Иез. 34 ; Пс. 22 д.; Пс. 79 д.; Иер. 23 д.; Мих. 2:12 . 2. Ин. 10:2 . а входящий дверью есть пастырь овцам. 3. Ин. 10:3 . Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. Мк. 13:34 ; Деян. 14:27 ; Ис. 43:1, 45:3 . 4. Ин. 10:4 . И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5. Ин. 10:5 . За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Истинно, истинно говорю вам и пр.: продолжается речь к фарисеям, начатая в конце предшествующей главы в ответ вопрос – И они не слепы ли (40–41). После грозного ответа на насмешливый вопрос их, Господь иносказательно раскрывает им, что они не истинные, как они мечтали, руководители религиозной жизни народа, и гибельные руководители, если бы только слушался их народ, – что они только развращают народ, ясным выражением чего служит их злобное противодействие истинному руководителю народа – Мессии. Эта речь Господа идёт не прерываемая, как обыкновенно, спорливыми фарисеями, потому что они не понимали сначала иносказательной речи Его (ст. 6), и это дало Ему удобство беспрепятственно, не прерывая, за один раз представить прекрасное иносказание во всех его чертах. Когда уже Он окончил изображение, тогда только поняли Его враги Его, и произошла между ними, как нередко, распря (ст. 19–21). – Кто не дверью входит во двор овчий и пр.: образ выражения заимствован от пастушеской жизни в Палестине. Для ночлега стад, когда почему-либо неудобно было оставлять их на ночь на пастбище, пользовались иногда природными пещерами, по местам довольно обширными, иногда делали особенные более или менее обширные искусственные загороди, иногда открытые, иногда крытые; сюда на ночь загонялись стада, закрывались двери, и кто-нибудь из пастухов, большею частью не главных, оставались при дверях на страже (ср. прим. к Лк. 2:7–8 ). – Кто не входит во двор овчий прямым законным путём – чрез дверь, тот этим самым показывает, что он не собственник стада и не законный пастух, а хищник – вор и разбойник, ибо собственнику и пастуху нет нужды входить не чрез дверь. – Перелазит инуде: через изгородь, которая большею частью была не очень высока, или проломав дыру, или чрез подкоп и пр. – Вор – тот, кто похищает собственность другого без шуму, тайком; разбойник – тот, кто отнимает силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010