Разумеются, вероятно, землетрясения, сопровождаемые бурей, или ветры, дующие в пустыне и передвигающие с места на место горы песка. «Во время скончания», Сир.: «гнева», – разумеется гибель, постигающая грешников (ср. ст. 33 и 34). «Излиют крепость», с Гр. «силу» (70 поправляет: «гнев»), как и в Сир.: «обнаружат силу», значит, что карающая сила гибельных ветров проявляется только в указанное им от Господа время, – тогда именно, когда нужно нака­зать грешников; так, «Господь воздвиже ветр велий на мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися», когда Иона пытался убежать от исполнения Божия повеления ( Ион. 1:4 ). Сл. «совершать» (Остр, снова: «излеют») неточно передает Гр. κοπσουσιν «утолятся» или, по смыслу: «утолят», – гибельные ветры утолят гнев Божий, когда обрушатся на грешников, и те понесут заслуженное наказание; Сир.: «и успокоят дух Создавшего их». Далее перечисляются другие явления природы, которыми Господь наказывает грешников: огонь (ср. Исх. 9:23–24 , Пс. 17:15, 77:48 ), град (ср. Исх. 9:18 дал., Нав. 10:11 , Пс. 77:47–48 ), голод (ср. Втор.28:20 , 2Цар. 24:13 , Притч. 10:3 ), мор (ср. Втор. 28:21 , Иер. 29:18 , Иез. 7:15 ),затем: хищные звери (ср. Втор. 32:24 , Иер. 15:3 , Иез. 5:17 ), скорпионы и змеи (ср. Чис. 21:6 , Иер. 8:17 ) и наконец, меч отмщения, т.е. неприятельское нашествие (ср. Исх. 22:24 , Лев. 26:25, 33 Втор. 32:25 и др.). Вместо «град», χλαζα, в Гр. Гл. (248,296, Cpl.) ошибочно читается : θλασσα «море», вместо Гр. И Сл. «и глад и смерть» в Евр. Написано ошибочно: раъ вадабер «зло и мор», – вместо раъ следует читать раъаб «голод»; в Сир. также ошибочно: «и камни смерти» вместо «и голод, и смерть». Сл. и Гр. «вся сия» в 36 стихе, как и Сир., передают Евр. гамеллег «также и эти» или «и они», что здесь уместнее; переводы берут выражение из Евр. 38 стиха, где оно относится ко всему предшествующему «Зубы зверей» соответствует Евр. фразе хаййат шен «хищные звери», как в 12:13. 38. «Все они», перечисленные выше силы природы, «со­творены для своей надобности и соблюдаются в храни­лище до времени своего»; Господь хранить их до того времени, когда они потребуются Ему для исполнения Его праведного суда над людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

«Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их» ( Иер.6:27 ). Больше того, слушая слова Христовы и исполняя их, мы благоразумно можем строить дом души нашей на камне заповедей Христовых (ср. Мф.7:24–25 ), дабы в жизни смиренно, с верою, сопровождаемой любовью, шествовать по стопам Христовым и спасаться Его благодатью. Но мы можем направлять и силы и разум, подобно древним вавилонянам, на сооружение города и башни высотою до небес, с целью прославления и увековечения своего имени (ср.: Быт.11:4 ), вызывая на себя гнев Божий и на все богопротивные труды наши. Равно, как мы можем отвращаться от Христа Спасителя и, не внимая Его Евангелию, гордо жить без Бога – во вседозволенности, в страстях и пить на погибель свою «беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). Сказано: «Не утвердит себя человек беззаконием», и «беззаконники будут уловлены беззаконием своим» ( Притч.12:3, 11:6 ). «Погибели предшествует гордость» ( Притч.16:18 ). «Нечестивые впадут в погибель» ( Притч.24:16 ). «Познание истины есть общение с Истиной. Познавание Бога есть прикосновение к его славе, жизнь в Боге. Богопознание есть богоуподобление» 70 . Бывает еще бездумное неверие: жует человек свою жвачку, высматривает свою житейскую выгоду и ничего-то ему больше не надо. Лень задумываться о смысле жизни и о душе своей. Погруженные в свои мелкие заботы, печали, радости люди отмахиваются от всех вопросов, не связанных с их рутинной, оскотиненной жизнью. «Отсюда такая потребность суеты, внешних впечатлений. Современный человек стремится жить, как бы не бывая дома наедине с собою: сознание заполнено, но достаточно приостановиться этому калейдоскопу внешних впечатлений и можно видеть, как бедна или пуста его жизнь собственным содержанием» 71 . А вот мнение еще одного философа об этом: «Человек неверующий, человек как бы «не видящий дальше своего носа», отождествляющий ничтожный круг своих личных впечатлений и земных забот с миром вообще, – есть существо не только «ограниченное, но даже прямо ненормальное; это не мешает ему иногда быть практичным, уметь ориентироваться в известных пределах, иметь практический успех в осуществлении своих целей – что, как известно, свойственно почти всем сумасшедшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

26–28. Во 2-х, псалмопевец потому удостоился явления милости Божией, что Господу вообще свойственно поступать с человеком сообразно тому, как поступает в отношении к Нему сам человек. «С человеком праведным ( прпбнымъ) Ты, Господи, и поступаешь по праведности его, являя ему Свою любовь и благоволение ( прпбенъ бдеши=«будеши свят», – вульг.; «освящащешь» его, – Зигабен); с человеком искренним, безукоризненно верным хранителем завета Твоего (неповиннымъ в нарушении оного) и поступаешь искренно, как неизменно-верный в Своих обетованиях верующим ( неповиненъ бдеши=«не будешь обвинителем» его в измене, – еп. Порфирий; «оправдываешь» его, – Зигабен); с человеком чистым нравственно, с непорочным ( со избраннымъ=«совершенным» во всех отношениях – бл. Феодорит) и поступаешь сообразно с его чистотой и непорочностью ( избранъ бдеши=поступаешь «совершеннейшим образом», – бл. Феодорит; – «отличаешь его, – Зигабен), а с человеком лукавым, – букв. с евр. – развращённым (=греч.-лат. и сирск.; ср. Пс.100:4 русск. и Притч.11:20 гр.-слав.), «совратившимся с правого пути» (бл. Феодорит) добродетели и идущим кривыми путями порока, вопреки св. воле Твоей (в слав. со строптивымъ=упорным, непокорным, – ср. и русск. Втор.32:5 ), Ты поступаешь по лукавству его, – букв. с евр. – «вопреки ему» (пер. Росс. Библ. Общ. и Амфил.; «наперекор ему», Никольский) – «идешь против него» ( Лев.26:23–24 по евр.-русск.), поражая его различными карами, – развратишис (слав.-гр.-лат. и сирск.), т. е. изменишь обычное Твое милосердие на гнев и строгость. Поэтому людей смиренных, покорных Твоей воле (ср. Ис. 66:2 ), Ты спасаешь от угнетения нечестивых, а очи надменные (букв. высокоподнятые), т. е. людей гордых (ср. Пс.130:1 ; Притч.30:13 ; Исх.10:12 и сл.), которые, как Саул, не хотят повиноваться Твоим повелениям (ср. 1Ц.13:8–14; 15:9–23) и, полагаясь на свою силу, как Голиаф и другие враги Давида, с презрением смотрят на смиренных рабов Твоих (1 10, 17:42–44; 2 Ц. 5:6; Пс.11:5; 13:6 ), – таких Ты унижаешь, поражая и низлагая различными наказаниями праведного суда Твоего и заставляя их смириться и «склонить взор свой к земле» (бл. Феодорит) в сознании совершенного своего бессилия и ничтожества пред Тобою (ср. Пс.2:11–17; 5:15–16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 1) основное значение евр. глагола киппэр, переводимого в Синод. пер. словами «примирять», «умилостивлять» и др. – «покрывать» (такой перевод также встречается в Синод. пер.); родств. ему сущ. кофэр означает ⇒ выкуп (1). Принимая во внимание значения обоих слов, можно предположить, что речь идет о заглаживании некой ⇒ вины путем принесения даров. Применительно к богослужению слово киппэр означает ⇒ «жертвой искупить вину перед Богом и таким образом достичь ⇒ прощения» (прежде всего в книгах Левит и Числа), но оно также встречается и в общем значении – «искупить вину перед тем, перед кем провинился»; 2) греч. слово гиласкомай имеет широкое значение – от «умилостивить» (Бога или человека) до «подкупить». В Септуагинте этим словом обычно переводится евр. киппэр, в НЗ оно встречается только в Лк. 18 («будь милостив ко мне»), а в Евр. 2:17 ; в 1Ин. 2:2 ; 1Ин. 4употреблено сущ. гиласмос. В НЗ чаще употребляется глагол (апо)каталлассо и сущ. каталлагэ ( Рим. 5:10.11 ; Рим. 11:15 ; 1Кор. 7:11 ; 2Кор. 5:18–20 ; Еф. 2:16 ; Кол. 1:20.22 ), а также диалассомай ( Мф. 5:24 ). Эти слова первонач. означали «произвести изменения», «обменять», «поменяться друг с другом» и «подмена», «путаница», а затем они также получили значение «примирение» и в этом значении использовались и в разговорном греч. языке. II. УМИРОТВОРЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ «Умиротворение» в первую очередь означает «достижение примирения между людьми». Так, Иаков пытался умиротворить своего брата Исава, который, как ему казалось, гневается из-за соверш. Иаковом обмана, выслав ему навстречу богатые дары ( Быт. 32:20 ). Мудрый человек может умилостивить цар. гнев ( Притч. 16:14 ; ср. Притч. 25:15 ); но муж, жена которого изменила ему, не поспешит примириться с ней ( Притч. 6:34–15 ). Иисус заповедует верующему примириться со своим братом (по вере) перед принесением дара Богу ( Мф. 5:24 ). В 1Кор. 7 " примириться» означает восстановить распавшийся брак. Во всех перечисл. случаях подразумевается восстановление человеч. общения, разруш. в результате истинной или предполагаемой вины к.-л. III. ПРИМИРЕНИЕ С БОГОМ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Символ солнца для обозначения спасающей правды – весьма выразителен: источник света и тепла, необходимейших условий физической жизни на земле, лучше всего годится для обозначения вседейственной и животворящей благодати Божией. Отрицательную аналогию такой символизации (когда ночь является символом наказаний и несчастий) указывают в словах Мих.3:6 («ночь будет над вами и не будет откровений, и темнота у вас, а не предвещания; закатится солнце над пророками, и померкнет над ними день») и Иер.15:9 («в изнеможении лежит мать городов, имевшая семерых детей, испускает дыхание свое; закатилось солнце ее среди дня; постыжена и посрамлена. А тех, которые остались у них, Я предам мечу пред врагами их, говорит Господь»), а положительную – в ψ.83:12 и Ис.60:2 (где Иегова сравнивается с солнцем) 2178 . § 180. . Буквально это выражение надо перевести: «и исцеление в крыльях его» (==κα ασις ν τας πτρυξιν ατο LXX, слав. «и исцеление в крыльях его», вульг. «et sanitas in pennis ejus», тарг. «и исцеление в крыльях его») 2179 . Слово значит: 1) «исцеление», «успокоение», «лекарство» – как в физическом смысле ( Притч.4:22; 16:24 ; 2Пар.21:18 ), так и в переносном, в смысле исцеления от всякого рода повреждений и бедствий ( Притч.6:15; 29:1 ; Иер.8:15; 14:19; 33:6 ; 2Пар.36:16 ; Притч.13:17 ); – 2) «мягкость», «кротость» ( Притч.14:30; 15:4 ; Еккл.10:4 ). Для Мал.3:20 мы полагаем сохранить первоначальное буквальное значение (ср. гл. ) – «исцеление», потому что переносные смыслы легко могут быть из него развиваемы в любом случае, – судя по контексту. Зато («крыло») неудобно передавать буквально, потому что само (солнце) служит цели образного обозначения правды, а есть образ солнечного луча, т. е. уже образ образа, чем выразительность речи не увеличивается, а скорее ослабляется. Да и на языке нашем сам образ «крылья солнца» вм. «лучи солнца» не будет красив 2180 . Лучше поэтому перевести: «и исцеление в лучах его». Это «исцеление» надо понимать, как вообще благополучие и особенно – по сравнению с судьбой нечестивых. Что такова именно мысль этого пророчества, – видно из дальнейших слов:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Самая простая и самая древняя из форм литературы мудрости – это машал. Это – множественное число названия той книги, которую мы называем книгой Притч Соломона. Машал – это нечто вроде меткой, выразительной формулировки, пословицы или афоризма. Наиболее древние фрагменты книги Притч содержат лишь краткие сентенции. Затем машал развивается, становится притчей или аллегорией, речью мудрости или учительным стихотворением. Это развитие, ощутимое уже в небольших приложениях к книге Притч, а более всего в прологе ( Притч 1–9 ), с необычайной интенсивностью продолжается в последующих книгах: книги Иова и Премудрости Соломона – это великая литература. Исходя из всех этих литературных форм, в том числе и самых простых, и следует искать истоки мудрости в жизни семьи или клана. Наблюдения над природой и человеком, накапливавшиеся из поколения в поколение, и находили свое выражение в притчах, правилах земледелия, в кратких сравнениях, которые давали возможности для нравственного осмысления и могли служить правилами поведения. Такое же происхождение можно предположить и для первых формулировок обычного права, которые зачастую совпадали с притчами мудрости и по содержанию, а не только по форме. Этот поток народной мудрости параллельно вел к формированию корпуса книг Премудрости; например, из народной мудрости вышли притчи в 1Цар 24:14 ; 3Цар 20:11 ; басни в Суд 9:8–15 и в 4Цар 14:9 . Из этого же источника черпали и пророки ( Ис 28:24–28 ; Иер 17:5–11 ). Благодаря своей выразительной краткости, которая запечатлевалась в памяти, притчи были как будто специально созданы для устной передачи. Отец или мать приучали к ним сына ( Притч 1:8; 4:1; 31:1 ; Сир 3:1 ), – а ведь тогда и учитель называл ученика, которого он обучал, «сын мой», и мудрецы держали школы ( Сир 51:23,26 ; ср. Притч 7:1  и сл.; 9: 1 и сл.). Мудрость становилась привилегией образованного слоя, тех, кто, следовательно, умел и писать. Мудрецы и писцы фигурируют параллельно в Иер 8:8–9 . Сир 28:34–39:11  прославляет профессию писца в противопоставлении работе ремесленника, поскольку писец в состоянии овладеть мудростью. Писцы поставляли царских чиновников; изначала они развивали учение о Премудрости при дворе царя. У всех этих признаков существуют точные параллели в других древневосточных ареалах распространения учения о мудрости, в Египте или Месопотамии. Один из корпусов Притч Соломона был собран «мужами Езекии, царя Иудейского» ( Притч 25:1 ). Но эти мудрецы не только собирали древние притчи, но и писали сами. Два произведения, созданные, вероятно, при дворе Соломона, – история Иосифа и история династии Давида, – могут в широком смысле слова рассматриваться как писания мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Замечено, что в большей части случаев форма   в текстах ВЗ употреблена с грамматическим отрицанием или в негативном контексте, так что в целом эти выражения передают идею отсутствия, невозможности или даже нежелательности В. ( Jepsen. P. 300-303). Гл. обр. это наблюдение относится к лит-ре Премудрости. Так, даже Бог не верит Своим слугам и «святым Своим», не говоря уже о людях (Иов 4. 18; 15. 15-16), и невозможно поверить в то, что Он откликнется на зов человека (Иов 9. 16). Не только нечестивый и заблудший «не надеется спастись от тьмы» (15. 22; ср. ст. 31), но и вообще «никто не уверен за жизнь свою» (24. 22; ср.: Втор 28. 66; Иов 29. 24; 39. 12 и 24). Книга Притч говорит о доверии как о черте глупца, противопоставляя ему «внимательность к путям своим» как свойство мудрого (Притч 14. 15), что неудивительно, ведь порой не только врагу нельзя доверять (Притч 26. 25), но и другу (Мих 7. 5) и даже брату (Иер 12. 6). В 1 Цар 27. 12,   употребляется в положительном высказывании, но в более широком контексте вновь приобретает тот же отрицательный оттенок (1 Цар 27. 10-11). В тех случаях, когда речь идет о В. к.-л. сообщению или вестнику, приносящему это сообщение, так что все выражение имеет значение «довериться вестнику» или «считать некое утверждение заслуживающим доверия, надежным, истинным или возможным», отрицание также обычно содержится или подразумевается (Быт 45. 26; 3 Цар 10. 7; Иер 40. 14; 2 Пар 32. 15; Ис 53. 1; Плач 4. 12; Авв 1. 5). В целом, т. о., выражения с   предполагают предпочтение недоверия к человеку или сообщению и предостерегают от слишком легкой доверчивости и принятия слов за правду, поскольку это часто приводит к тяжелым последствиям, наглядный пример чему - история взаимоотношений Давида с царем Анхусом (1 Цар 27. 12). Такое общее отношение ветхозаветного сознания к феномену, выражаемому глаголом  , оттеняет исключительность самого факта использования этого термина в богословском языке и придает особый вес положительным утверждениям о проявлении В. Возможно, этим объясняется крайняя малочисленность такого рода высказываний в ВЗ. В. Авраама

http://pravenc.ru/text/150359.html

2 один... Отец. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на Авраама (ср. Ис. 51,2 ). Но скорее, они относятся к Богу (1,6; Исх. 4,22.23 ; Втор. 32,6 ; Ис. 63,16; 64,8 ; Иер. 2,27; 3,4.19; 31,9 ). 2 Вероломно поступает. Это выражение пять раз встречается в данном разделе (ст. 10,11,15,16). Оно употребляется также в Иер. 3,20 по отношению к супружеской неверности. мерзость. Еврейское слово в этом значении употребляется главным образом во Второзаконии, где речь идет о религиозной практике идолопоклонников ( Втор. 7,25.26; 12,21; 13,14; 18,12 ). Оно также может относиться к нарушениям норм сексуального поведения ( Лев. 18,22.26.29.30 ; Втор. 24,4 ). унизил... святыню. Слово «святыня» может также относиться к израильскому народу (ср. Ис. 6,13 ; Езд. 9,2 ). Именно народ, возлюбленный Богом, осквернился из-за того, что нарушал закон в своей матримониальной практике. женился на дочери чужого бога. Эти слова означают брак с женщиной, сохранившей веру в иного бога, т.е. идолопоклонницей, находящейся вне завета (ср. Быт. 24,3.4 ; Исх. 34,12–16 ; Втор. 7,3.4 ; Нав. 23,12 ; 3Цар. 11,1–10 ). Это выражение употребляется и в Новом Завете ( 1Кор. 7,39 ; ср. 2Кор. 6,14 ). 2 женою юности твоей. См. ст. 15; Притч. 5,18 . законная. Верность Божиему завету должна наглядно проявляться Его народом в брачных отношениях ( Притч. 2,17 ). Апостол Павел наставляет народ Божий нового завета в том же духе ( Еф. 5,22–33 ). 2 один. См. Быт. 2,24 . 2:16 См. статью «Брак и развод». Если ты ненавидишь ее, отпусти. См. Ис. 50,1 ; Втор, 24,1–4. одежду. Вступление в брак и обзаведение женой иногда символически уподоблялось надеванию одежды. См. Втор. 23,1 ; Руфь 3,9 ; Иез. 16,8 . 23,5 Религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. В ответ на это Бог обещает, что пошлет ангела, чтобы приготовить путь для Него Самого, а затем Он вернется в Храм Свой. Его пришествие повлечет осуждение грешников, но милость Его дарует им очищение. Он очистит сердца левитов, и они вновь станут приносить жертвы праведные. Суд этот будет суровым. Господь выступит главны свидетелем обвинения против Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4. Прелюбодейцы, не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Если кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Ср. Мф. 6:24 : 1Ин. 2:15 . 5. Или вы думаете, указывает апостол на Писание, что Писание говорит напрасно (пустое): Бог до ревности любит дух, который Он вселил в нас и который живёт в нас? 100 Ср. Быт. 2:6 ; Втор. 6:14, 15 ; Исх. 20:5 . И указывает преимущество отвращения от мира и обращения к Богу. 6. Но тем большую, далеко превосходящую блага мира, даёт благодать отвращающимся от мира и обращающим своё сердце к Нему. Поэтому (Писание также говорит: Бог гордым, которые в своём самодовольстве думают, что они ни в ком и ни в чём не нуждаются, противится: смиренным же, которые в своей духовной нищете стремятся к общению с Богом, источником бытия и жизни, даёт благодать. Ср. 1Пет. 5:5 и Притч. 3:34 . В Ветхом Завете отношения Бога к избранному народу часто сравниваются с отношением мужа к жене, и Бог называется Богом его ревнителем. Так, по апостолу, и христиане, новозаветный Израиль, к которым Бог проявил особенную любовь, возродив их словом истины, вложив в их сердца свой совершенный, закон свободы, если давали в своём сердце место похотям, обращались сердцем к миру, то делались прелюбодейцами, оскорбляли в Боге Его святую ревность и враждовали против Него. Поэтому апостол далее обращается к ним с увещанием не враждовать против Бога, но покориться Ему, чтобы Он даровал им свою благодать, и плакать о грехах своих, чтобы Он даровал им радость очищения и обновления жизни. 7. Итак, заключает апостол увещания, покоритесь Богу. Противостаньте дьяволу , и убежит от вас. 8. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Ср. Притч. 4:8 . Но чтобы молитва была услышана, необходимо ещё покаяние. Грешные должны очистить свои руки (ср. 1Тим. 2:8 ) и двоедушные, служившие Богу и мамоне и при молитвах боявшиеся противодействия дьявола и удаления от них Господа, должны освятить сердца свои ( 1Пет. 1:22 ; 1Ин. 3:3 ) и сокрушаться о своей вражде против Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Так пусть же ночь будет вам вместо видения, тьма вам – вместо предвещанья! Звучит прямое обращение к пророкам. Им провозглашается проклятие за жадность, безответственность и приспособленчество. В наказание опустится на них духовная тьма, они лишатся способности получать откровения. Ср. Иез.7:26 ; Плач.2:9 . , видение (во сне или наяву) – обычный и вполне легитимный способ получения пророческой вести, а вот (гадание, переводим через предвещание) – строго запрещаемая Танахом практика ( Втор.18:10 ; 1Цар.15:23 ; 4Цар.17:17 и др.; исключение – Притч.16:10 , где – в положительном ключе). Гадать израильтяне научились, по всей видимости, от хананеев (ср. Втор.18:14 , где – вероятно, гадатели по облакам, а – гадатели вообще) 168 . Видимо, оппоненты Михи были не только пророками, но по совместительству ещё и гадателями. Помимо гаданий по облакам в Исраэле пользовалось спросом гадание с помощью деревянного жезла (рабдомантия) 169 : «Народ Мой вопрошает своё железо и жезл его даёт ему ответ» ( Ос.4:12 ). Наверное, были и иные способы гаданий, и все они были незаконными и не открывали воли Божьей, а лишь вводили в заблуждение и гадателей 170 , и заказчиков. Зайдёт солнце над этими пророками и померкнет над ними день. Те, кто должны просвещать других, сами окажутся без света. Ср. Ам.5:18 ; Соф.1:15 . И устыдятся провидцы, и посрамятся гадатели, все они покроют уста свои, потому что не будет ответа от Бога. Провидцам () и гадателям () будет стыдно перед своими благодетелями, которые напрасно будут ждать от них указаний, что делать. В годину испытаний пророкам ( Мих.3:6 ), провидцам и гадателям нечего будет сказать своим кормильцам, правителям и богатеям, нечего будет передать им от Бога, потому что на все обращённые к Нему вопрошания они не получат ответа (). Ср. Ам.8:12 . А все прежние предсказания – о мире и благоденствии – окажутся ложью. Пророки без пророчеств, провидцы без видений, гадатели, неспособные отгадать – кому будет нужным это лишённое водительства Духа Божьего «духовенство»? Устыжённые в своей никчёмности, в профессиональной непригодности, они покроют свои уста, а точнее, усы (). Прикрывать рукой или рукавом бороду и усы – многозначный жест (ср. Лев.13:45 ; Иез.24:17, 22 ; Притч.30:32 ), которым провидцы и гадатели будут выражать свой позор и ступор: те, кого считали «представителями Бога», будут сильно смущены Его молчанием 171 . Ведь молчание Бога смерти подобно: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии твоём я не уподобился нисходящим в могилу» ( Пс.28 /27:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010