25:35-36). Ему же слава во веки. Аминь. Слово 98. О нищелюбии    Нищелюбие и братолюбие суть две ветви оливы, плод которой благоухает всем и из которого умащают Господу главу и ноги (ср. Лк. 7:37), а Он отплачивает умащающему Царством Небесным. Ибо столь нищелюбивый слышит, как ему говорят: Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою… и обрящеши благодать (Притч. 3:3) и: старайся о добром не только пред Господом, но и пред людьми (2 Кор. 8:21); Путие же праведных подобно свету светятся: предходят и просвещают, дондеже исправится день (Притч. 4:18). Заповедует же и Закон, говоря: отверзая, да отверзеши руку твою бедному, да не возопиет на тебя ко Господу (Втор. 15:8-9). Приточник же: живота нищаго не лиши… и души алчущего не оскорби… продолжай даяния требующему, раба скорбяща не отрей и не отврати лица твоего от нищаго (Сир. 4:1-3). И опять-таки: Души своей благотворит муж милостивый, погубляет же тело свое немилостивый (Притч. 11:17). И пророк Осия: Сейте себе в правду (Ос. 10:12), милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно (Ос. 12:6). И Даниил Навуходоносору: Сего ради царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя милостынями искупи и неправды твоя щедротами [Col. 1732] убогих (Дан. 4:24). И Давид: Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века (Пс. 111:9). И: любит милостыню и суд Господь (Пс. 32:5); Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (Пс. 40:2). Иов же говорит: аще же и оставих маломощного изыти из дверей моих тощим недром (Иов. 31:34). И другой: приклони ухо твое к нищему и отвещай ему мирная в кротости (Сир. 4:8) и всяцей милости сотвори место (Сир. 16:14). Ибо каждый за дела свои обрящет [воздаяние]. Иже дает убогим — не оскудеет: а иже отвращает око свое, в скудости будет мнозе (Притч. 28:27). Все, что может рука твоя творить, насколько ты в силах — твори (ср. Тов. 4:8-10), души своей благотворит муж милостивый (Притч. 11:17). И: благословение Господне на главе дающего (Притч. 10:6); Избавление мужа души свое ему богатство (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

1738 Ср.: Лк. 14:24. 1739 Ср.: Ис. 1:8. 1740 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Что при перечислении этих событий, соответствующих установлениям и предсказаниям Творца,. 1741 Конъектура Кройманна. В рукописи: «для того». 1742 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1743 Ср.: Лк. 15:4,8. 1744 Ср:.Лк. 15:5—7,9—10. Любопытно обращение Тертуллиана к притче о потерянной овце в «Скорпиаке»: «Заранее видел Бог слабости человеческой природы, козни противника, обманчивость вещей, сети века, а также опасности, которым вере предстоит подвергнуться после крещения, и очень многих, снова идущих к гибели после спасения, замаравших брачную одежду (ср.: Мф. 22:1—14), не запасшихся маслом для светильников (ср.: Мф. 25:1—13), которых нужно искать по горам и лесистым ущельям и на плечах относить назад (qui requirendi per monies et saltus, et humeris essent reportandi)» 8 1745 Ср.: Иез. 33:11. 1746 Игра слов: alterum offendi alterum defendi. 1747 Ср.: Лк. 16:13. 1748 Ср.: Лк. 16:1—7. 1749 См.: Лк. 16:9. 1750 Ср.: Лк. 16:14. 1751 См.: Л к. 16:13. 1752 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не должен». 1753 Т. е. с богом Маркиона. 1754 Конъектура Кройманна. В рукописи: «соединивший ее в своей речи с богом, умолчал об их Господе». 1755 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о Творце». 1756 Nominaturus et creatorem, si alius esset ipse. Холмес переводит эти слова так: «Не would have been sure to mention the Creator if He were Himself a rival to Him». 1757 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1758 Вставка Кройманна. 1759 См.: Лк. 16:11. 1760 См.: Лк. 16:12. Изменение евангельского текста произведено Мар-кионом. 1761 Т. е. . Ср.: Лк. 16:11. 1762 Ср.: Лк. 16:12. 1763 Исправление Кройманна. В рукописи: «иным». 1764 Конъектура Кройманна. В рукописи: «сделал бы различие и другим богом». 1765 По мнению Кройманна, эта часть текста испорчена. 1766 Ср.: Лк. 16:15. 1767 См.: Лк. 16:15. 1768 Ср.: Притч. 20:27. 1769 Ср.: Пс. 7:10; Иер. 11:20; Откр. 2:23. 1770 См.: Лк. 16:15. 1771 См.: Ис. 2:12. 1772 См.: Лк. 16:16. 1773

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Господь объявляет Своему народу, что и это в его власти (ср. Ос. 2,8.9 ). домы блудниц. Т.е. места религиозной проституции. 5 кони... ржет. Одним из следствий религиозной проституции был откровенный разврат (ср. 2,23.24). 5 но не до конца. Наказание не будет окончательным (ср. 12,14–17; 16,14.15; а также см. ком. к 23,3). они не Господни. Грех, совершенный иудеями, немедленно упраздняет завет (ср. Ос. 1,9 и ком.). 5 они солгали. Неверное представление о Боге обличает лживость всего общества (ср. 9,3–6). нет Его. Эти слова воспроизводят речи лжепророков (ср. 28,2–4). 5 пророки станут ветром. Те, кто объявляет себя исполненным Духа, на самом деле недолговечны, как дуновение ветра. 5 съедят... съедят... съедят... съедят. Состояние, противоположное благословениям завета (см. Втор. 7,13 ). 5 глупый и неразумный. См. Притч. 1,7 . у которого есть глаза... а не слышит. См. Ис. 6,10 и ком. 5 Меня ли вы не боитесь. Доводы Иеремии основываются на могуществе Божием, проявившемся в творении (ср. Иов 38,41 ; Рим. 1,18–20 ). 5 доброе. Т.е. благословения завета во всей их совокупности (см. Втор. 6,24 ; Пс. 4,6 ). 5 нечестивые... ставят ловушки и уловляют людей. Стремление склонить ко греху даже невинного заложено в самой природе зла (см. Притч. 2,12–19 ). 5 возвысились и разбогатели. От осуждения греха религиозного Иеремия переходит к обличению греха нравственного. 5 тучны, жирны. Символ самодовлеющего богатства (ср. Пс. 72,7 ). сирот... нищих. См. Исх. 23,6 ; Втор. 14,29 . Глава 6 6 Вениаминовы. Речь идет о тех, кто населял землю, граничившую с Иерусалимом с севера, хотя обычно эта часть южного царства называлась Иудеей. в Фекое. Город в Иудее, родина пророка Амоса (см. Ам. 1,1 ). в Бефкареме. Неизвестно, где в Иудее находилась местность с таким названием. от севера. См. 1,14 и ком. 6 дочь Сиона, красивую и изнеженную. См. 2,2 и ком.; Ис. 3,16–26 ; Ам. 4,1 . 6 Пастухи со своими стадами. Т.е. неприятельские войска (ср. 4,15). 6:4–5 вставайте. Те же слова произносили израильтяне, отправляясь на поклонение в Иерусалим (31,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3. Желание. В ряде случаев древнеевр.   передает значения «желание», «стремление», «голод», которые, возможно, являются развитием представления о горле как о части человеческого тела, требующей насыщения и прежде всего причиняющей страдания при недостатке воды и пищи (ср.: Числ 21. 5; Ис 29. 8; 58. 11; Пс 106(107). 9; Притч 6. 30). Кн. Второзаконие позволяет входящему в чужой виноградник есть ягоды «досыта», «сколько хочет душа» (Втор 23. 24(25):     букв.- «пока твой голод [станет] твоей сытостью»); главным стимулом для работающего является его голод (Притч 16. 26:         букв.- «голод работающего работает за него»), а праведник «печется и о жизни (букв.- «знает о голоде») скота своего» (Притч 12. 10; ср.: Ос 9. 4). В этом значении   не только естественное стремление к насыщению пищей, но и вообще всякое сильное желание, требующее удовлетворения. Так, желание отомстить уходящим из Египта евреям фараон надеется утолить, догнав и уничтожив их: «насытится ими душа (  ) моя» (Исх 15. 9). В молитве праведник просит Бога избавить его от «произвола» и «воли» (  ) врагов (Пс 26(27). 12; 40(41). 3), окружающих его   т. е. «с жадностью», «по произволу» (Пс 16 (17). 8-9 - синодальный перевод: «от врагов души моей» ориентирован на текст LXX), чтобы они не смогли достичь того, к чему стремятся, и не сказали: «хорошо! по душе нашей» (   - Пс 34(35). 25). Пророк, обвиняя Иерусалим в грехах, говорит ему от лица Бога, что он отдан «на произвол (  ) ненавидящим» его (Иез 16. 27). Желание, обозначаемое словом   не всегда имеет негативное содержание. В ряде контекстов оно нейтрально (Втор 21. 14; Иер 34. 16; ср. Исх 23. 9) и, более того, может быть божественным волеизъявлением (1 Цар 2. 35). К этой же группе контекстов относятся и содержащие   выражения: «если вы согласны»,     букв.- «если есть ваше желание» (Быт 23. 8; 4 Цар 9. 15); «жадный», «алчный» -     букв.- «господин желания» (Притч 23. 2),     букв.- «сильный желанием» (Ис 56. 11) и     букв.- «широкий, просторный желанием» (Притч 28. 25).

http://pravenc.ru/text/180712.html

О мытаре и фарисее О десяти минах (ср. притчу о талантах у Мф.) Как явствует из этой таблицы, наибольшее количество притч содержится в Евангелиях от Матфея и Луки, меньшее – в Евангелии от Марка. Притчи иногда вкрапляются в повествовательный текст, иногда даются целыми блоками – как единая речь, состоящая из цепочки притч. Так, например, 13-я глава Евангелия от Матфея содержит семь притч, следующих одна за другой: из них две наиболее пространные истолкованы Иисусом по просьбе учеников, одна, менее пространная, включает в себя толкование, а четыре наиболее краткие оставлены без толкования. Похожую серию притч мы находим в 4-й главе Евангелия от Марка. У Луки также притчи нередко следуют одна за другой, в частности в 15, 16 и 18-й главах. Наличие одной и той же притчи в двух или трех Евангелиях обычно объясняется двумя факторами: 1) евангелисты рассказывают одну и ту же притчу, которую оба заимствовали из одного источника (устного или письменного) или разных версий этого источника; 2) Иисус повторял Свои притчи в разных ситуациях – иногда почти дословно, а иногда с довольно существенными изменениями. Как отмечает исследователь, «важно понять, что Иисус рассказывал ту или иную притчу не раз. Невозможно себе представить, что странствующий учитель может воспользоваться такими прекрасными историями, как притча о блудном сыне или добром самарянине, только однажды» 42 . По словам другого ученого, Иисус «мог неоднократно рассказывать одни и те же притчи с небольшими вариациями. Следствием этого должно было бы стать наличие в источниках разных версий одних и тех же притч… Именно такую картину мы и находим в источниках» 43 . В некоторых случаях кажется достаточно очевидным, что одна и та же притча Иисуса рассказана двумя или тремя евангелистами (например, притчи о сеятеле и о горчичном зерне у трех синоптиков). В других случаях мы, скорее, имеем дело с двумя притчами на сходный сюжет, произнесенными Иисусом дважды, при разных обстоятельствах (например, притча о брачном пире в Мф. 22:1–14 и притча о званых на вечерю в Лк. 14:15–24 ; притча о талантах в Мф. 25:14–30 и притча о десяти минах в Лк. 19:11–27 ). Рассматривая конкретные притчи, содержащиеся более чем в одном Евангелии, мы будем указывать на степень сходства различных версий между собой. Классификация по наличию или отсутствию толкования

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Такое же происхождение можно предположить и для первых формулировок обычного права, которые зачастую совпадали с притчами мудрости и по содержанию, а не только по форме. Этот поток народной мудрости параллельно вел к формированию корпуса книг Премудрости; например, из народной мудрости вышли притчи в 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11; басни в Суд 9:8–15 и в 4 Цар 14:9. Из этого же источника черпали и пророки (Ис 28:24–28; Иер 17:5–11). Благодаря своей выразительной краткости, которая запечатлевалась в памяти, притчи были как будто специально созданы для устной передачи. Отец или мать приучали к ним сына (Притч 1:8; 4:1; 31:1; Сир 3:1),—а ведь тогда и учитель называл ученика, которого он обучал, “сын мой”, и мудрецы держали школы (Сир 51:23,26; ср. Притч 7:1 и сл.; 9: 1 и сл.). Мудрость становилась привилегией образованного слоя, тех, кто, следовательно, умел и писать. Мудрецы и писцы фигурируют параллельно в Иер 8:8–9. Сир 28:34–39:11 прославляет профессию писца в противопоставлении работе ремесленника, поскольку писец в состоянии овладеть мудростью. Писцы поставляли царских чиновников; изначала они развивали учение о Премудрости при дворе царя. У всех этих признаков существуют точные параллели в других древневосточных ареалах распространения учения о мудрости, в Египте или Месопотамии. Один из корпусов Притч Соломона был собран “мужами Езекии, царя Иудейского” (Притч 25:1). Но эти мудрецы не только собирали древние притчи, но и писали сами. Два произведения, созданные, вероятно, при дворе Соломона,—история Иосифа и история династии Давида,—могут в широком смысле слова рассматриваться как писания мудрости. Книга Иова—литературный шедевр учения о Премудрости. Она начинается рассказом в прозе. Был однажды великий слуга Господень по имени Иов, живший в богатстве и счастье. Бог позволил Сатане испытать его, чтобы увидеть, сохранит ли он верность и в несчастье. Сначала напасть постигает его имущество и детей,—а он принимает это, считая, что Бог забирает то, что Он ему дал. И в мучительной, отвратительной болезни, поразившей его тело, Иов остается благодарен Богу и отвергает совет жены похулить Бога.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Высокомерию ассирийского царя противополагается (ст. 21) спокойная уверенность «девствующей дочери Сиона» (т.е. Иерусалима, ср. Ис.23:12 ; Иер.1:15 и др.), презрительно и насмешливо качающей головой (ср. Пс.21:8,108:25 ; Ис.16:4 ), и это презрение вполне заслуженное, потому что Сеннахирим поносил «Святаго Израилева» (стих 22) – эпитет Иеговы, употребительный весьма часто у пророка Исаии ( Ис.1:4 и мн. др.), здесь особенно уместный: святость Иеговы есть именно то Его свойство, в силу которого величие Божие не может быть презираемо безнаказанно (ср. Ис.5:16 ). В пояснение образной речи Сеннахирима, ст. 23–24, можно заметить, что «в поэтической одушевленной речи евреев выражения Ливан, кедр и восхождение на Ливан, высочайшую гору этой местности, очень часто употребляются, как символ самой сильной гордости, которая считает все возможным для себя»; что «в жарких странах вода, колодезь составляют самую драгоценную собственность (ср. Притч.5:15,9:17 ; Чис.20:17 и далее); закопать колодезь на чужой земле или выпить чужую воду – значило совершенно овладеть чужой собственностью» 17 (проф. Гуляев, с. 361); если ст. 23 относится к Палестинской территории, которой прежде всего коснулся поход Сеннахирима, то ст. 24 – к Египту, также бывшему целью завоевательной его кампании. В ст. 25–28 самонадеянности Сеннахирима противополагается всеобщность предвидения и промышления Божия, особенно о Израиле (стих 25–26), и затем, после напоминания о том, что Богу ведомы все частности быта и жизни Сеннахирама (ст. 27, ср. Пс.120:8 ; Втор.28:6 ), возвещается ему полное устроение судьбы его по всемогущей воле Божией (в ст. 28 образ укрощаемых животных, ср. Пс.31:9 ; Ис.30:28 ). В ст. 29–31 Езекии дается уверительный знак (ср. Исх.3:12 ) того, что нашествие ассирийское окончится для Иудеи не только без вреда, но и послужит к некоторому возрождению иудейского народа – рода, ради спасенного остатка, лучшей части народа Божия; в ст. 29, может быть, заключается указание, правда, очень неопределенное, на субботний и юбилейные годы ( Лев.25:1 , ср. у проф. Гуляева, с. 162–363). В ст. 32–34 возвещается полная безопасность Иерусалиму, охраняемому Богом, со стороны Сеннахирима, который безрезультатно возвратится прежней дорогой. На это время, надо думать, произошло сражение Сеннахирима с Тиргакою при Алтаку, о котором говорят клинообразные надписи; Алтаку, по Шрадеру (Keilnischriften und das Alte Testament, ss. 171, 289), тождественно с библейским Елтеке в уделе Дановом ( Нав.19:44 ), тождественным, по предположению, с нынешним Бет-Лукья (Onomast. 416–217). В сражении Тиргака был разбит (ср. у епископа Платона, цит. соч., с. 242–343, 254). Эта победа, конечно, еще более надмила Сеннахирима, преисполнив его уверенностью в предстоящей гибели Иерусалима, но небесная кара была уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

( Иез.17:2 ). У евреев она известна уже со времен Сампсона ( Суд.14:14 ). Но высочайшим представителем загадки предание считает царя Соломона, который, по замечанию книги Сираха ( Сир.47:17 ), «наполнил всю землю притчами и загадками». Мидраш на книгу Притчей, второй парафраз на книгу Есфирь, иначе называемый таргум шени, а также Иосиф Флавий (Autiqu. VIII. 5. 3. ср. Contra Appionem 1,17.) говорят о больших состязаниях загадками, происходивших между Соломоном и царицею Савскою 4 и царем тирским Хирамом. Что загадка, как один из видов наставления, не заключала в себе ничего противного откровенному учении, видно из Иезек. гл. 17, где сам Бог предлагает пророку загадать загадку дому Израиля и сопровождает ее своим разъяснением. Что касается книги Притчей, то уже ее общее надписание ( Притч.1:6 ) обещает дать читателю вместе с другими видами притчи и загадки , LXX: ανιγμα. Со времени Гердера (Geist der hebräishen Poesie. Von Iusti. 3 Aufl. 1 Th. 269 и дал.) к числу загадок относят следующие пять притчей 30-й главы: стт. 15–16. ст. 18–20. ст. 21–23. ст. 24–28. ст. 29–31. Сказанным формы притчей нашей книги кажется вполне исчерпываются. Остается упомянуть еще о цепи притчей т.е. о поставлении рядом различных притчей, имеющих между собою что-либо общее. Прежде всего здесь имеется в виду прямое синонимическое сходство отдельных притчей между собою, напр. ( Притч.26:1–12 ) стоит ряд притчей о глупых, ( Притч.26:13–17 ) о ленивых, ( Притч.26:20–22 ) о сварливых. Далее здесь имеют место и все остальные связи, которые мы указали между строками внутри отдельных притчей, особенно связи синтетические. Впрочем, в подобные цепи притчей замыкаются далеко не все притчи. (Das Salomonische Spruchbuch von Delitzsch, 8–12). Что касается собственно поэтического метра книги Притчей и ее просодии, то об этом трудно сказать что-нибудь определенное, вследствие неопределившегося доселе взгляда на сущность библейского стихометра вообще, хотя равномерность построения строк во многих стихах нашей книги, особенно 10–22, может наводить на мысль о существовании в книге Притчей какого-нибудь сокрытого ритмического закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   (54, 1) «Не вразумленный учением заблуждается» (Притч. 10:17), «раны и обличения дают наставление премуд­рости» (Притч. 29:15). Разумеется, подразумеваются обличения, проникнутые любовью. «Сердце правое ищет знания» (Притч. 15:14), поэтому «ищущий Бога обретет знание с правдою; искавшие же его надле­жащим образом обретут мир» (Притч. 16:18). (2) «И испытаю, — говорит апостол, — не слова возгордившихся, а силу» (1Кор. 4:19). Он пишет это в порицание тем, которые считают себя мудрыми, не будучи таковыми на самом деле. (3) «Не в слове Царство Божие» (имеются в виду, разумеется, лишь убедительные слова и гипотезы, а не истинное слово), «а в силе» (1Кор. 4:20), ибо только истина могущественна. (4) И опять: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать (1Кор. 8:2) Истина не есть частное мнение, и всяческие гипотезы об истинном знании лишь пыхтят и раздуваются от гордости. Назидает же любовь, пребывающая не во мнени­ях, но в истине. Потому и говорится: «Кто любит, тот познан» (1Кор. 8:1—3). XII. О необходимости скрывать истину от непосвященных    (55, 1) Поскольку наше предание не предназначено для всех подряд, как это становится ясно тем, кто проникся величием слова, следовательно, нам надлежит хорошо хранить «возвещаемую в тайне премудрость» (Ср. 1Кор. 2:7), открытую сыном Бога. (2) Именно поэтому уже и у Исаии пророка язык очищается огнем (Ис. 6:6—7), дабы он мог рассказать видение. И не только уста, но и слух свой нам следует очищать, если хотим стать участниками истины. (3) Эти соображения до сих пор удерживали меня от написания этой книги. Но и теперь я опасаюсь «метать бисер перед свиньями, чтобы они не попрали его своими ногами и, обратившись, не растерзали нас» (Мф. 7:6). (4) Трудно говорить об истинном свете в выражениях искренних и ясных людям, подобным свиньям в своем невежестве. Для толпы нет ничего смешнее подобных вещей, для слушателей же благородных нет ничего удивительнее их и боговдохновеннее.    (56, 1) «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор. 2:14). «Мудрые не разглашают того, о чем рассуждают в совете» (Ср. Прем. 24:7). (2) «Что на ухо слышите, — говорит Господь, — проповедуйте на кровлях» (Мф. 10:27). Здесь говорит он о тайных преданиях, касающихся истинного знания, превосходно и возвышенно им изъяс­ненных. Нам прошептали их на ухо, именно так же и мы должны передавать их тем, кто достоин, не разглашая их всем остальным, удостоенных слышать только притчи. (3) Вот почему в этих заметках для памяти мы рассеяли истину повсеместно, подобно семенам, дабы она могла легко ускользнуть от внимания пустословов, всегда готовых, подобно воронам, каркать о ней. Если же этот труд встретит доброго земледельца, то каждое зернышко истины даст всходы, а затем и урожай.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если по народному убеждению Славян: «из песни слова не выкинешь», если наши поговорки и пословицы неизменно сохраняют свою форму в течение столетий, не смотря на свой чисто гражданский характер, тем менее могли подвергнуться изменению по форме рассматриваемые древними в таинственном освещении боговдохновенные заветы патриархов и речи мудрецов. А существование такой же устойчивости в некоторых замечательных выражениях литературы ассирийской и египетской ставит вне всякого сомнения и вполне удовлетворительно разъясняет этот факт. Именно, при прочтении ассирийских надписей, оказалось, что некоторые библейские речения, как напр. направо, налево ( Быт.13:9 ), «бесчисленны как звезды неба» ( Быт.15:5 ср,22:17 и 24:4), «мир вам» ( Быт.23:43 ), «при конце дней» ( Быт.49:1 ) «ожесточилось сердце» ( Исх.7:13:7 ) были общеупотребительны и у Ассириан в глубокой древности. С другой стороны, фразеология победного гимна в честь фараона Тутмеса III 407 , царствовавшего в XVI стол, до Р. Хр., представляет удивительное сходство по выражениям с св. песнями пророка Моисея Исх.15:1–17 и Втор.32:25–35,40–42 . С точки зрения этих аналогий сходство притч по выражению с благословениями патриархов и удивительная их художественность является совершенно понятной по происхождению. Сообщенные из данной истории Валаама факты и мысли, т. е. его притчи, св. писатель облек в общеупотребительный тогда поэтические речения, и таким образом некоторые выражения исторической части и притч оказались сходными но слововыражению с некоторыми типическими речениями в благословениях патриархов. Но что это обусловливается исключительно указанными факторами, что в этом нельзя усматривать простого подражания древним образцам, это подтверждается сходством некоторых выражений притч Валаама с выражениями победных гимнов в честь некоторых египетских царей. В длинных, подробных эпическо-лирических описаниях деяний фараонов не раз можно встретиться с такими фразами, которые буквально сходны с некоторыми выражениями притч Валаамовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010