Лица мне не сокрой, да с мертвым не сравнюсь. Важность молитвы Всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:13 ). Бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф.26:41 ), – говорил Господь ученикам Своим. И из нас все те, которые не бодрствуют духом и не молятся, не свободны от того зла, в котором лежит весь мир (Ср. 1Ин.5:19 ), то есть покоятся сыны века сего, о коих Господь говорит: огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не уразумеют и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф.13:15 ). – Вот истинное бедствие, в котором находятся все люди, не обращающиеся с молитвою к Богу! Ибо грядет гнев Божий на сынов противления ( Еф.5:6 ), – и снизойдут во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ). Близок Господь, как сказано, к призывающим Его во истине ( Пс.144:18 ); все же прочие ходят в суете ума их, помрачены смыслом, суще отчуждени от жизни Божией, за невежество и окаменение сердец их (Ср. Еф.4:18 ). – Хотя и помышляет о себе каждый из них: в род и род не приключится мне зла ( Пс.9:27 ); но истина говорит: сего ради внезапу приходит ему погибель ( Притч.6:15 ). Обратитеся ко Мне и обращуся к вам ( Зах.1:3 ), – взывает Господь, пришедый спасти грешных. И пророческое вещание учит: возьмите с собой словеса, и обратитеся ко Господу Богу, и поклонитеся Ему кийждо от места своего ( Ос.6:3 ). Ибо без Мене, – Господь еще говорит, – не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). Если мы сами собою не способны и помыслить что-либо богоугодное, но способность наша от Бога ( 2Кор.3:5 ), как замечает апостол Павел, то потому и никто в разум истины прийти не может, если не будет, как Давид, просить Бога: доброму разумению и ведению научи меня ( Пс.118:66 ). Посему и Господь научает: просите, и дастся вам ( Мф.7:7 ). Если же у кого из вас, – говорит нам Писание, – не достает мудрости, да просит у Бога: и дастся ему ( Иак.1:5 ). Кто просит Бога уразуметь истину, тот со временем скажет: благословлю Господа, вразумившего меня, даже и ночью учит меня внутренность моя ( Пс.15:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Падши, поклонились»: обычный у иудеев и вообще у восточных народов способ воздавать почтение важным лицам ( Есф.8:3 ; Иов.1:20 ; Дан.3:7 ; Пс.71:11 ; Ис.46:6 . ср. Быт.23:7 дал. Быт.43:26, 50:18 и др.). – «Дары»: это был также обычай Востока – выражать дарами свое почтение великим лицам ( Быт.32:14, 43:11 ; 1Цар.10:27 ; 3Цар.10:2 и др.), обычай, сохраняющийся доселе. – «Золото» было самою ценною вещью из всех драгоценностей, известных древним, и волхвы, принесши его в дар, выразили тем особенно высокое свое почтение к Новорожденному. – «Ладан» – это сгущенный сок из дерева; его получали, делая насечки на коре дерева, отчего вытекал и сгущался сок. Он очень благоуханен, когда его жгут, а потому употреблялся (и употребляется) при богослужении, как символ жертвы, приятной Богу ( Исх.30:8 . Лев.16:12 ). – «Смирна» или мирра добывалась из дерева, так же как и ладан. Ее употребляли главным образом для намащения мертвых тел, так как она имела свойство предохранять тела от порчи ( Ин.19:39 ). Еще с древних времен мирра была важным предметом для торговли ( Быт.37:25 ); как составная часть она входила в елей для помазания священников ( Исх.30:23 ); употреблялась также как приятная мазь ( Есф.2:12 ; Пс.44:9 ; Притч.7:17 ); ее примешивали в известных случаях к вину для питья, и вот это именно питье предлагали Спасителю вкусить, когда Он страдал на кресте ( Мк.15:23 ). В выборе и принесении этих именно даров Господу нельзя не видеть высшего значения, чем простое почтение, именно: золото прилично Иисусу Христу, как царю, ладан – как Богу, смирна – как имеющему вкусить смерть человеку (ср. Ирин., Ориг., Феофил., Зиг.). – «Не возвращаться»: ибо Ирод, точно узнав от волхвов о Младенце, без сомнения, принял бы скоро все меры для убиения Младенца. – «Иным путем»: вероятно, на юг от Вифлеема, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря. Мф.2:13 . Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Следуя Божиим заповедям, благочестивые люди Ветхого Завета благоговейно почитали праведников не только во время их жизни на земле ( 3Цар.1:23 ; 2Цар.24:20 ; 3Цар.18:7 ; 4Цар.1:13 ), но и по смерти. Вечно ветхозаветное благовестие гласит: В память вечную будет праведник ( Пс.111:6 ; ср. Притч.10:7 ; Сир. 44:1–27 ). Под укоризну и порицание подпадали те, кто не оказывал должного почтения праведникам и после их смерти ( Прем.2:16, 21–22 ). Память о них должна быть бессмертной, потому что бессмертна добродетель и ее признают и Бог, и люди ( Прем.4:1 ). В Новом Завете Сам Творец Богочеловеческого домостроительства спасения дает новую заповедь о благочестивом почитании христоносных Апостолов и подвижников веры. Он говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:14–15 ). Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф.10:40 ). Отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Несомненно, эти Божественные слова Спасителя повелевают воздавать благоговейное почтение христоносцам и богоносцам. Воздаваемое им оно в них воздается Ему, а через Него – Его Небесному Отцу. Такой же смысл имеют и другие слова Спасителя, обращенные к Апостолам: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:14–16 ). – Эти слова Спасителя означают: Апостолы=святые суть не сами по себе свет, но [они] носители истинного Света – Христа, говорящего о Себе: Я свет миру ( Ин.8:12 ; ср. Ин.1:9, 9:5, 12:35 ). – Верой и любовию Апостолы возжгли свои души этим Светом и светят Им. Поэтому когда прославляются они, тогда в них прославляется Владыка Христос, ибо Он – их слава и свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Хлбъ благословивъ, Хлбъ сый небесный, благодаривъ Отцу Родителю, npieмый, и чашу ученикомъ давалъ еси: npiuмume, ядите, boniя, cie есть Тло Мое, и Кровь нетлнныя жизни». «Хлеб небесный» — Ин. 6:32, 33, 41, 50, 51, 53, 58. Один протестантствующий не хотел признавать, что Евхаристическая Чаша есть Чаша Крови Христовой, поскольку апостолы, воспитанные в иудействе, не могли преступить ветхозаветного запрета вкушения крови (Лев. 3:17; 7:26; 17:14; Втор. 12:23). Он убедился в истинности православного учения о Евхаристии, размышляя над текстом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:54-56). «Руц простерлъ еси, имиже Хлбъ npiялъ еси hemлhiя, npiяmu сребреники, уста къ цлobahiю принося льстивно, имиже Тло Христово и Кровь npiялъ еси: но горе теб, якоже рече Христосъ». «Горе тебе» — Мф. 26:24. Уподобляются Иуде-предателю нераскаянные грешники, которые и после причащения продолжают осуществлять свои злые намерения. «Христосъ учреди мipъ, небесный и божественный Хлбъ: npiuдume убо христолюбцы, бренными устнами, чистыми же сердцы npiuмeмъ врно жремую Пасху, въ насъ священнодйствуемую». «Учреди» — угостил на торжественной трапезе. «Бренными» — земляными; «тело бренно» (слав. Иов. 13:12). В книге Бытия сказано: «создал Господь Бог человека из праха земнаго» (2:7). «Жремую» — приносимую в жертву. Разночтение с греческим, где м. р. «жремаго», то есть Христа. «В нас» — у нас, то есть христиан. Утреня Четвертка, песнь 1 «Всевиновная и подательная жизни, безмрная Мудрость Бoжiя, созда храмъ Себ отъ Чистыя неискусомужныя Матере: въ храмъ бо тлесно oбoлkiйcя, славно прославися Христосъ Богъ нашъ». «Всевиновная» — причина всего, «Мудрость Божия» — Сын Божий. «Храм» — ср. Ин. 2:21. «Созда храм» — ср. Притч. 9:1. «Тайноводящи други Своя, душепитательную уготовляетъ трапезу, бeзcмepmiя же воистину Мудрость Бoжiя растворяетъ чашу врнымъ, приступимъ благочестно, и boзoniuмъ: славно прославися Христосъ Богъ нашъ».

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

5. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем. 5 . Доме Иакова, народ израильский, рассматриваемый как одно семейство, живущее под одной кровлей. «Светом Господним» названа совокупность заповедей Господних (ср. Притч.6:23 ), вообще учение Божие, не только содержащееся в законе Моисеевом, но и позднее преподававшееся через пророков. стави бо люди сво, домъ зане коже из начала наполнис страна ихъ коже иноплеменниквъ, и чада мнга родишас им. 6. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении. 6 . стави бо люди сво, домъ (=евр., греч. Комплют. и Альд.; Ват. и Алекс, τν οκον το σραλ), точнее с евр. отринул, перестал его считать Своим народом, перестал благоволить к Нему и охранять его Своими попечениями. Частица « бо» – букв., перевод евр. Связь этого стиха с предыдущим следующая: народ израильский должен возвратиться на путь исполнения закона Божия, потому что Господь отверг этот народ именно за отступление его от закона, и исполнение заповедей Божиих может возвратить ему Божие благоволение. Частица зан вводит указание причины, почему Господь «отринул народ свой». коже из начала (=с незапамятных времён, – ς=«якоже» указывает на субъективный характер понятия, выражающегося в слове «из начала», – в действительности не «из начала» стали служить израильтяне в стране своей идолам) наполнис страна ихъ коже иноплеменниквъ ( τν λλοφλων=страна иноплеменников). Что волхвования имели место в Израиле рано, – можно заключать из того, что уже в Моисеевом законе ( Исх.22:18 ; Числ.19:26; 20:27 ; Втор.18:10 и сл.) запрещаются различные виды волшебства. Уже в Египте евреи могли познакомиться с искусством волшебным (ср. Исх.7:22; 8:7 ). Земля филистимская в настоящем месте пр. Исаии представляется образцовой страной волшебников: из 4Цар.1:2 известно о существовании в филистимском городе Аккароне оракула Баал-Зебуба, к которому обращались и из израильского царства, которого слава, следовательно, была распространена далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Толкователи, считающие образ сожжения Гога и Магога строго библейским, приводят два рода данных в подтверждение своего мнения: 1) исторические показания Библии , относительно чудесного сожжения небесным огнем людей нечестивых, и 2) символические описания Богоявлений, открывающих величие Бога, как Судии. По отношению к первым из указанных данных, мы ограничимся общей цитацией: – это Быт.19:24 , Лев.10:2 , Чис.16:35 , 2Цар.1:10 , 2Цар.1:12 и 2Цар.1:14 (ср. Лк.9:54 ). Что касается до изображения теофаний, то мы приведем некоторые из наиболее типичных в данном отношении библейских мест: у Ис.66:15 читаем: Приидет Господь в огне и Колесница Его, как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и крещение Свое с пылающим огнем; в псалмах и торжественные Богоявления нередко изображаются, как огненная буря, напр., в псалме Пс.96:3 : пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его, или в Пс.49:3 : грядет Бог наш и не в безмолвии, пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря (ср. 2Фес.1:8 ). Если поставить вопрос, какое из двух приведенных толкований предпочтительнее, то более оснований склонится в пользу второго, ведущего изъяснение на почве строго-библейской. Несомненно, что Тайнозритель говорит о том же, что имел в виду Апостол Петр, по которому нынешние небо и земля предназначены сгореть в день суда и погибели нечестивых людей ( 2Пет.3:7 ), так что нет нужды видеть в данном месте Апокалипсиса только библейский троп, по образцу Притч.1:26 : Я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас, когда придет на вас ужас, как буря и беда, как вихрь принесется на вас; или Пр. Сына Сирахова: Сборище беззаконных, – куча пакли и конец их, – пламень огненный ( Сир.21:10 ). В описании казни Гога в Откровении можно усматривать желание подчеркнуть таинственный характер этого события: Тайнозритель допустил, как бы излишнюю полноту в описании, – огонь, пожирающий Гога, ниспадает не только с неба, но и от Бога, последнее выражение, повидимому, должно было устранить выше упомянутое нами представление древних, что землю постигнет естественный огненный потоп пред временем ее окончательного разрушения, хотя допустим и внутренний логический параллелизм членов в том месте Откровения: огонь нисходит от Бога на воинство сатаны и он нисходит с неба на землю, тогда это т. н. амплификация.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

2 А вы. В противовес тому, что сделал Господь («Я избирал в пророки», 2,11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону. 2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути. 2 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего. храбрый. Иначе: «герой», т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких ( 1Цар. 17,51 ). Этот же термин применим и к Давиду ( 1Цар. 16,18 ), и к Мессии («Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Ис. 9,6 ). 2 не спасет своей жизни. Иначе: «спасти голову». 2 убежит нагой. Ср. Быт. 2,25 . Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет. в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией. Глава 3 36,14 Эти пророчества с обвинениями против Израиля развивают и дополняют сказанное в 2,6–16. 3:1–15 Бог устами пророка Амоса изрекает обвинение на сынов Израиля. 3:1–8 Господь изрекает слово на сынов Израиля. Усиленное предостережение, особенно правящим кругам. 3 Слушайте слово сие. Эти торжественные слова приказа повторяются в 4,1 и 5,1 и перекликаются с повелением слушать и повиноваться Господу в текстах завета ( Втор. 4,1; 5,1; 6,3.4 ). См. также Ис. 1,2 ; Иер. 2,4 ; Ос. 4,1 . 3 только вас признал Я. Слова Амоса здесь перекликаются со Втор. 7,7.8 : «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас... но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим». потому. Милость Господа и всепрощение народу Израиля были неотделимы от наказания за грехи именно потому, что Он слишком любил Свой народ, чтобы позволить ему безнаказанно и безответственно грешить (ср. Притч. 3,11.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Но поскольку мы не можем достичь этого во всей полноте, и дух говорящего не может проявиться полностью, отсюда возникает возможность лжи. А Бог Отец и пожелал, и смог истинно открыть Себя духам, стремящимся к [Его] познанию, и для того, чтобы открыть Себя Самого, родил То, что есть Он Сам, [то есть Слово] Которое называется также Его Силой и Премудростью (см. 1 Кор 1:24), поскольку через Него Он (Отец) все совершил и устроил, и поэтому о Нем говорится: Он мощно распростирается от одного конца до другого и все устрояет прекрасно (Прем 8:1) 6. Но поскольку Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14), Та же Самая Премудрость, Которая рождена от Бога, соблаговолила быть сотворенной среди людей. Именно к этому относится и следующее выражение: Господь создал Меня в начале путей Своих (Притч 8:22) В самом деле, началом путей Его является Глава Церкви, то есть Христос, облекшийся в человека, и через Него (Христа) нам дается образец жизни, то есть верный путь, которым мы могли бы прийти к Богу. Ведь мы, которые пали из-за гордости (как сказано нашему первозданному человеку: Вкусите их и вы будете, как боги (Быт 3:5)), могли вернуться [к Нему] не иначе, как благодаря смирению. Поэтому пример такого смирения, то есть пути, которым следует возвратиться, соблаговолил показать в Своем Лице наш Восстановитель, Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп 2:6-7), чтобы Слово, чрез Которое все начало быть, в начале путей Его было сотворено человеком. Поэтому, согласно тому, что Он есть Единородный, Он не имеет братьев, согласно же тому, что Он есть Первородный, Он соизволил называть братьями (ср. Лк 8:21) всех, кто после Него и через Него в первую очередь возрождается благодатью Божией через усыновление, что подтверждает и Апостольское учение (ср. Евр 2:11). Таким образом, природный и единственный Сын был рожден из самой сущности Отца (de ipsa substantia Patris) будучи [по сущности] тем же, что и Отец, Бог от Бога, Свет от Света.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Оправдание В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В основе этого понятия лежит представление о судебном разбирательстве, в результате которого обвиняемый получает О. «Оправдать» значит «установить правду», «признать кого-либо правым», «помочь ему добиться справедливости через судебное разбирательство», «признать за кем-либо его правоту или правду вообще». Именно это имеется в виду, когда говорится об О. как в обычном ( Быт. 44:16 ; Притч. 17:15 ), так и в религ. смысле (Бог оправдывает человека: Ис. 50:8 ; Исх. 23:7 ; человек признает Бога правым: Пс. 50 и др.): 1) ОПРАВДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Нередко случалось, что простой человек не мог найти в суде правды, потому что над судьей довлел авторитет влият. противника или же он был им подкуплен ( Исх. 23:1 ; Ам. 2:6 ). Если человек, уверенный в своей правоте, не мог добиться справедливости, ему оставалось лишь обратиться к Богу, «Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца» ( Втор. 10:17.18 ). Он мог испросить у Него помощи: «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» ( Пс. 42:1 ; ср. Пс. 53 и др.). Он мог взывать к Нему, чтобы удовлетвориться Его О.: «Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом» ( Иов. 13:3 ). Когда Рахиль, страдавшая из-за своей бездетности, попросила Бога оправдать ее перед людьми, Бог дал ей сына через Валлу. «И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан (т.е. [Бог есть] Тот, Кто оправдывает)» ( Быт. 30:6 ). Давид отказывается от намерения отомстить Саулу и вручает его судьбу праведному Божьему суду: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе... Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей» ( 1Цар. 24:13.16 ). Бог откроет правоту Своих (ср. Пс. 71:4 ; Пс. 102 и др.); 2) ОПРАВДАНИЕ ПРЕД БОГОМ. Для верующего значит. важнее О. пред Богом, чем перед людьми; он хочет, чтобы его грехи были оправданы Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   «Бог, читаем в Ветхозаветном Писании, «от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (ср. Сир.15:14—15, 17). У праведных людей «в законе Господа воля» (Пс.1:2) и «желание их есть одно добро» (Притч.11:23). Спаситель и Его апостолы в новозаветные времена определенно учили о практической важности для человека доброго волевого устроения, послушания Богу, добрых дел (Мф.25:34—40), уклонения от «прежних похотей» (1Пет.2:11; 2Тим.2:22), «святости» во всех поступках (1Кор.7:34).    Подражая образу библейских воззрений на волю, составители церковно-богослужебных молитв и песнопений весьма часто говорят о твердости помысла страдающих за Христа святых, о неизвращенности их желания к Богу и приближении их (к Нему), Великому Свету, крайним желанием. Во святых, по словам церковного богослужения, поистине чудны «возненавидение земного», увядание желания плоти и «уязвление чистым и светлым желанием». Они «не оскудевают до старости в искании Бога», вооружении себя «жалом божественного желания» Его и мученическом возлюблении Креста Христова добрым произволением. «Принесение всего желания в жертву Богу» лучше всего выражало беззаветное стремление угодников Божиих к самоотвержению и богоугождению.    Определением положения воли среди прочих душевных сил с жизненно-практической точки зрения мы достаточно подготовили почву к уяснению себе того, насколько воля придает оттенок практицизма христианскому настроению любви. Подтверждение этой мысли дают, например, такие библейские изречения: «Любовь, читаем в Библии, состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям» (ср. 2Ин.1:6), «я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого» (Пс.118:127), восклицает псалмопевец.    Именно силою воли осуществляется «Божественная любовь, прилепляющая к возжеланию чистейшего Божества неотторжимо». Все мы «желательную часть души настраиваем наилучшим расположением, коему имя любовь». «Кто что любит, тот того и желает конечно, а чего желает, то улучить подвизается».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010