требование Иисуса Навина к Ахану признать совершённый им грех: воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал (Нав 7:19). Мы знаем, что Человек Тот грешник — фарисеи говорят с полной уверенностью: человек, прямо нарушивший религиозный закон, никем иным, кроме как грешником, быть не может. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу — исцелённый настаивает на верности первой стороны дилеммы, сформулированной в ст. 16. Задолго до написания четвёртого Евангелия разрешение её было дано апостолом Павлом: конец закона — Христос (Рим 10:4) и, осудив Иисуса Христа, закон упраздняет себя (искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою Гал 3:10–14). Осудив Иисуса, фарисеи в результате осуждают и закон, и самих себя. Или и вы хотите сделаться Его учениками? — частица m» в начале вопроса предполагает отрицательный ответ и в данном случае означает иронию. Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики — Моисей олицетворяет закон, старый порядок вещей, см. резкие противопоставления в Нагорной проповеди у Матфея (Мф 5:21–22,27–28,31–34,38–39,43–44). Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог — об особых отношениях Моисея с Богом см. Исх 33:11 (И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим). Сего же не знаем, откуда Он — эти слова вступают в противоречие с 7:27, где иудеи говорят, наоборот, что Иисус не может быть Мессией, потому что Его происхождение из Назарета хорошо известно. В действительности оба утверждения об Иисусе ложны и одновременно же оба (в ключе Иоанновой иронии) истинны в смысле, скрытом от говорящих. Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он — ср. упрёк Христа Никодиму (3:10): признанные народом религиозные авторитеты оказываются не на высоте перед лицом непривычных для них событий: их реакция сводится к растерянности и озлоблению. Грешников Бог не слушает — см. 1 Ин 3:21–22; Ис 1:15; Пс 65:18; 108:7; Притч 15:29; Иов 27:8–9; 35:12. Понятно, что молитва искренне кающегося грешника будет услышана Богом, но не молитва лицемера, который и не собирается следовать Его воле.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Если же кто в поле встретится с отроковицей обручённой, и, схватив её, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею; а отроковице ничего не делай: на отроковице нет преступления смертного, потому что это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его. Ведь он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обручённая кричала, но некому было спасти её“ ( Втор.22:23–27 ). Из этих же слов ясно и принципиальное различие между блудом и прелюдобеянием. Последнее есть „зло“, которое надо „истребить“ из среды Израиля, первый же есть не наказуемый юридически нравственный проступок, а в отношении к ближним – проступок, создающий, при известных условиях, для виновной стороны некоторые легко выполнимые обязательства к стороне потерпевшей. Термин для обозначения „блуда есть глагол „блудит“, отс. название „блудницы“– ) „жена блудящая“). Ср. Иер.3:1 ; Иез.16:26,28,16:17,23:30 ; Ос.1:2,4:12 ; Лев.21:7,14 ; Втор.23:19 ; Нав.2:1 . А что сущность блуда () состояла отнюдь не в том, в чём хотелось бы г. Розанову , это яснейшим образом показывает место Быт.38:24 : „Прошло около трёх месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд (), и вот, она беременна от блуда ( ). Здесь не только не видим „невозможности сопряжения и оплодотворения“, а – как раз наоборот. О том же свидетельствует и выражение Осии: (возьми) жену блудницу и роди детей блуда“ ( Ос.1:2 ). Это был самый обыкновенный половой акт, только не с своей женой и не с —778— замужней женщиной, а с так называемой блудницей, способной, впрочем, беременеть и рождать нисколько не менее женщины законно супружествующей. Мы видели, что для защищаемой г. Розановым теории брака весьма существенное значение имеет представление о чрезвычайной лёгкости и беспрепятственности развода в Ветхом Завете: „раз женщина мужчине нравилась, и он ей нравился, он без всякого труда (sic!) брал её по разводу; – жена могла потребовать и получить его от прежнего мужа по одному из нескольких поводов, на наш взгляд самых ничтожных“...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сравнение с учением ап. Павла напрашивается еще и потому, что к аргументации в Иак. и в Павловых посланиях привлекается сходный ветхозаветный материал. Особенно поражает то, как много общего между Иак. и Евр., причем как будто в ключе осознанной, целенаправленной дискуссии . Ведь Евр. свидетельствует о явном желании найти как можно больше точек соприкосновения Павлова Благовестия с его акцентом на вере с Ветхим Заветом (особенно Евр. 11). Иаков делает ответный ход: он обращается к тем же ветхозаветным примерам, но выводы у него другие. Так, если в Евр. 11, 17-19 в очередной раз говорится о вере Авраама (ср. Гал. 3, 6 и др.), которая позволила ему выдержать испытание жертвоприношением Исаака, то в Иак. 2, 21-23 мы читаем: 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? Если в Евр. 11, 31 говорится о вере иерихонской блудницы Раав (см. Ис. Нав. 2), которая «с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными», то в Иак. 2, 25: Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Если в Евр. 6, 1 и 9, 14 говорится о «мертвых делах», то в Иак. 2, 17. 20. 26 говорится о «мертвой вере». Но самый показательный пример — это сопоставление классических Павловых утверждений в Гал. 2, 16 и Рим. 3, 28 , с одной стороны, и утверждения в Иак. 2, 24, с другой. Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2, 16); Человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3, 28). Читая Иак. 2, 24: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?», невозможно отделаться от мысли, что Иаков спорит с цитированными строками из посланий ап. Павла. На это указывает даже стилистическая форма, включающая противопоставление «а не верою только». Примерно так же можно охарактеризовать соотношение Гал. 3, 6; Рим. 4, 3 и Иак. 2, 23. И все же из таких, очень даже похоже, что намеренных полемических выпадов никак нельзя делать вывод о противопоставлении учения апостола Иакова учению апостола Павла, из чего вытекала бы необходимость выбрать какую-то одну позицию, отвергнув другую как ложную или не соответствующую христианскому учению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Так давайте же вместе соберемся на эту брань, поразим Гай острием меча и истребим всех обитателей хаоса, все противные силы. О, если бы и я мог прямо сейчас, когда несу вам слово Божье, поразить сердце грешника! Если бы я сделал это, то, несомненно, «острием меча» уст моих поразил бы разврат, уничтожил бы злобу, сдержал бы гнев, и если бы осталось еще что худое, то уничтожил бы его «острием меча», то есть словом уст моих, и не оставил бы «ни одного из них, уцелевшего или убежавшего». Ибо если мы истребим всех врагов наших, то поистине будем праздновать в этот день с Богом, будем торжествовать и веселиться, когда противник наш будет полностью побежден. Нечто подобное, видится мне, означено пророком в Псалтири, когда он говорит о себе: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие» ( Пс.100:8 ). Ибо если под «градом Господним» понимать Церковь , Бога живого, то учителя Церкви поражают и убивают «делающих беззаконие» – враждебных демонов и противные силы, которые понуждают людей грешить, – научая, наставляя и открывая тайны, сокрытые в Божественных Писаниях, в местах, подобных тому, которое мы сейчас рассматриваем; или если мы понимаем «град Господень» как душу каждого из нас, воздвигнутую Господом из «живых камней» ( 1Пет.2:5 ), то есть из многоразличных добродетелей, всякий святой и ревностный изгонит из этого города грешников, иными словами, «с раннего утра» истребит самые худые помыслы и порочные желания. Ибо праведник говорит: «Я вспоминаю о Тебе с раннего утра 12 , ибо Ты помощь моя» ( Пс.62:7–8 ). И что есть это утро, как не Господь наш Иисус Христос, Который есть «Свет истинный» ( Ин.1:9 ), восходящий в наших сердцах (ср. 2Пет.1:19 ), и Который, просвещая мрак нашего невежества, открывает таким образом нам тайны, чтобы «во свете [Его]мы видели свет» ( Пс.35:10 )? Когда ты читаешь в Священном Писании о битве праведников, об истреблении и жестоких убийствах, о том, что святые не щадят никого из своих непримиримых врагов, а если и пощадят кого из них, то осуждаются за грех , как осужден был Саул за то, что сохранил жизнь Агагу, царю Амаликову ( 1Цар.5:8 и далее), то должно тебе понимать эти войны праведных так, как я описал выше, – что ведутся они против греха. И как же воины эти сохранят свою праведность, если оставят в себе хоть малую толику греха? Потому о них и сказано: «Не оставили ни одного из них уцелевшего или убежавшего» ( Нав.8:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но так будет, когда завершишь войну и одолеешь своих противников. Тогда дарован тебе будет покой, чтобы отдохнул ты «под своею виноградною лозою», которая есть Христос Иисус, «и под своею смоковницею» ( Мих.4:4 ), которой является Дух Святой, и вознес хвалу всемогущему Богу Отцу во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XVI. О том, что написано: «Иисус – старейшина» – то есть старец – «преисполнился днями 18 »; и как через Моисея передано наследство двум с половиной коленам 1 .Еще до нас отмечали, что в Писании старейшиной или старцем именуется не тот, кто достиг преклонного возраста, но кто обрел зрелость суждения и строгость жизни, особенно когда к наименованию «старейшина» мы присовокупляем «исполненный днями 19 » ( Быт.35:29 ). Ибо если бы кто-то назывался старейшиной или старцем по продолжительности его жизни, тогда кому же это звание приличествовало больше, чем сначала Адаму, затем Мафусаилу или Ною, которые, как сказано, жили в этом мире намного дольше других? Однако мы видим, что ни один из них не именуется в Писании старейшиной или старцем, но первым удостоен этого звания в Священном Писании Авраам, чья жизнь была намного короче, чем у других (ср. Быт.18:11–12 ). И еще сказал Господь Моисею: «собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины» ( Чис.11:16 ). Но заметь, о слушатель, можешь ли ты во всем Писании найти такое место, где бы грешника называли «старейшина» или «полный днями». Теперь же Святой Дух Своим гласом провозглашает, что «Иисус – старейшина» – или старец, – «исполненный днями». Ибо Он говорит так: «Иисус – старейшина, преисполненный днями» ( Нав.13:1 ). Разумеется, так нельзя сказать о грешнике, ибо он не «преисполнен днями», поскольку таковой не «простирается вперед, забывая заднее» ( Фил.3:13 ), но непрестанно «озирается назад» ( Лк.9:62 ) и «возвращается на блевотину свою» ( Прит.26:11 ) и потому «не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Но тот, кто всегда «простирается вперед» и приходит к совершенству, тот «преисполнен днями». Итак, Господь говорит Иисусу: «Ты преисполнился днями».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2 . Так что же ты, о еретик, медлишь и не бросаешь злобные обвинения Господу нашему и Спасителю, повелевающему брать Царство Небесное, обещанное Им верующим в Него, «силою»? Ведь если надлежит употребить силу, то ее, разумеется, прилагает тот, кто берет что-то в свое владение. Ибо применить силу значит изгнать владельца и захватить самому. Так скажи же, в чем еще ты обвиняешь Иисуса, преемника Моисея. О, если бы мы были достойны того, чтобы Господь Иисус отворил нам двери дворца Своей премудрости и ввел нас в сокровищницу Своего знания и счел бы возможным во всей полноте и совершенстве раскрыть перед нами то, образы чего мы пытаемся рассмотреть лишь отчасти и «видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор.13:12 ). И когда это станет для нас ясным, ты увидишь тех духовных врагов, которые нападают теперь на духовный Израиль и образно представлены правителями Македа, Лахиса и Ливны; увидишь в себе самом образ порока или заблуждения, в котором погрязла душа твоя, тот образ, который был у каждого из тех, кого народ Господень со своим вождем Иисусом уничтожил; этот народ есть, разумеется, те, кто слушает Его повеления и исполняет Его заповеди, кому Он дал «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ). Так помолимся же, чтобы и наши ноги были столь же «прекрасны» ( Рим.10:15 ; Ис.52:7 ), чтобы могли наступать на выи врагов и на голову змея, так что он не сможет жалить нас в пяту (ср. Быт.3:15 ). Всякий, кто сражается под водительством Иисуса с противными силами, должен удостоиться того, что написано о тех, прежних воинах: «Весь народ возвратился в стан к Иисусу, и никто на сынов Израилевых не пошевелил языком своим» ( Нав.10:21 ). Ты видишь, что тот, кто служит воином Иисуса, должен вернуться с поля битвы невредимым, и «раскаленные стрелы лукавого» ( Еф.6:16 ) не причинят ему вреда, не осквернится он ни в сердце, ни в мыслях своих, не смогут демоны нанести ему ран ни через гнев, ни через вожделение, ни через какую другую страсть. Прибавленная фраза «никто не пошевелил языком своим» сказана потому, что никто не стал хвалиться этой победой, никто не приписал ее своей превосходящей силе; но, зная, что эту победу одержал Иисус, они не пошевелили языком своим. Именно это имел в виду Апостол, когда говорил: «Не я, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). Я думаю, что к тому же он держал в уме повеление Господа: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Таким образом Господь, по-видимому, запрещает тщеславиться успехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5 . Должно осознать, что сами эти царства, цари которых, покоренные Иисусом, скрылись в пещере, позже становятся уделом святых и именуются частью Господа, такие как царство Иерусалимское или Лахисское или Хевронское. Я думаю, это указывает на то, что те пять чувств, о которых мы говорили выше, утихают в теле, когда покоряются Иисусу; неверность и безверие изгоняются из них, и когда их грехи умирают, так что они перестают служить греху, тогда душа использует этих же самых слуг, чтобы работать праведности Божьей. Поэтому так и случилось, что Иерусалим, в котором сначала правил порочный и нечестивый царь, позже стал управляться твердой рукой Давида и миролюбивым Соломоном. И эти телесные чувства, о которых мы говорили, осаждаются силами зла, которые возбуждают их к дурным желаниям и пагубным движениям души. Но если вера во Христа одолевает эти враждебные силы и они распинаются на древе Его Креста, так что Он торжествует над ними, пригвоздив их «ко кресту» (ср. Кол.2:14–15 ), и они изгоняются из Его царства и низвергаются, тогда душа соделывается уделом Бога, тогда Иерусалим становится царством Божьим, и воздвигается в нем храм Господу. Разве не понимал это сказавший: «И мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий» ( Тит.3:3 )? И это означает не что иное, как то, что Иерусалим был под властью царя Адониседека, а другие города – иных царей. 6 . Тем временем Иисус поразил врагов, не научая нас жестокости, как думают еретики, но указывая этими событиями на будущие таинства, так что когда Иисус поразит тех царей, которые правят в нас царством греха, мы сможем исполнить сказанное Апостолом: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» ( Рим.6:19 ). Что же тогда осуждается здесь как жестокость? Она, как сказано, есть то, что написано: «Подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих» ( Нав.10:24 ). Но ведь в этом проявляется не жестокость, а человеколюбие и благость, верно?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Эти слова можно также понимать как первый по Божеству и последний по человечеству. 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. «живый» – одно из имен Бога (ср. Нав. 3, 10; Пс. 41, 3 и др.). Все бесконечное разнообразие форм жизни в нашем мире есть отражение единой вечной Первожизни. «и был мертв, и се, жив во веки веков» – Христос говорит о Своей смерти и Воскресении. «ключи ада и смерти» – ключи означают власть: Воскресением Христос победил смерть и ад и получил – по человеческой природе – власть над ними. 19 Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Может быть, слова «что есть» относятся к современным апостолу семи малоазийским Церквам, а «что будет» – к событиям будущей истории Церкви и кончины мира. 20 Тайна семи звезд, которые  ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей. См. комм на 1, 11 и 1, 16. Из этих слов также видно, насколько Христос близок к Своей Церкви: Он ходит посреди нее и держит в Своей деснице ее предстоятелей. И это совершенно неудивительно, ибо Он Сам говорит, что где люди собраны во имя Его, там  Он посреди них.  Глава 2 Отсюда начинается изложение посланий Христа семи малоазийским Церквам. Как уже говорилось, эти послания описывают не только состояния конкретных Церквей I века, но и (предположительно) характеризуют определенные исторические периоды всей Вселенской церкви. Послания дают нам как бы семь архетипов состояния Церкви, раскрывающихся в истории. Послание в Ефес характеризует апостольский век. В Смирну – эпоху гонений. В Пергам – эпоху вселенских соборов. В Фиатиру – Церковь высокого и позднего Средневековья. В Сарды – Новую историю и секуляризацию. В Филадельфию – Новейшую историю, продолжающуюся до настоящего времени. В Лаодикию – грядущую эпоху, еще не наступившую.  1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

КАК ГРЯЗИ чего Оборот употребляется в значении: много, с избытком, так много, что теряется первоначальная ценность (о чем бы при этом ни шла речь). «И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи» ( Зах.9:3 ). Ср .: «…он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брение…» ( Иов.27:16 ). Как песку морского КАК ПЕСКУ МОРСКОГО чего Выражение используется в речи как гипербола, в значении: неисчислимо много, неограниченное количество чего-либо. Часто встречаемое в  Б . сравнение относится в основном к количеству народа и прежде всего — чьего-либо потомства. В обетованиях Господних патриарху Аврааму даруется умножение его «семени»: «…сделаю твое потомство, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет» ( Быт.13:16 ); обетование это повторяется после того, как Авраам, в доказательство абсолютной любви к Богу, готов был принести в жертву своего сына Исаака: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благославляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря…» ( Быт.22:16–17 , см. также Быт.32:12 ; 3Цар.4:20 ; Ис.10:22, 48:19 ; Иер.33:22 ). Ни войны, ни катастрофы не отменяют этого обетования; в пророчестве о восстановлении Израиля повторено: «Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить…» ( Ос.1:10 , Евр.11:11–12 ). Песку морскому уподоблены враги Израиля, с тем чтобы подчеркнуть значимость победы над ними: «И выступили они и все ополчение их с ними, многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском… И собрались все цари сии… чтобы сразиться с Израилем» ( Нав.11:4–5 ). «Мадианитяне же и амаликитяне, и все жители востока, расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря» ( Суд.7:12 ). В конце времен враг рода человеческого восстанет на последнюю битву и «выйдет обольщать народы» и «собирать их на брань; число их как песок морской» ( Откр.20:7 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Но такое заключение поспешно. Бытописатель не говорит, подобно И. Навину, о прекращении манны, а только об употреблении ее во время 40-летнего странствования, в котором участвовал и Моисей. При нем, до перехода через Иордан, ели манну, а что было после него, он этого не говорит. Между тем как от позднейшего писателя следовало бы ожидать выражения И. Навина: «а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской» ( Нав.5:12 ). А у Моисея этого нет. Указание на совершившееся завоевание обетованной земли видят во Втор.2 и Лев.18:27 . Во Втор.2:12 : а на Сеире жили прежде Хорреи, но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь. Но и Моисей, при котором евреи завоевали и разделили заиорданскую область, изгнав и истребив хананеев ( Числ.21:1–3 ), аммореев ( Числ.23:33 ), васанитян (34–35 ст.) и воспользовавшись их землей ( Числ.26 гл.), мог сказать о завоевании евреями земли своего наследия. Об этом завоевании и разделении и действительно Моисей говорит далее в той же главе ( Втор.2:24–26 ) и в следующей главе (3:1–17). – Также не состоятельна ссылка на Лев.18:27 : ибо все сии мерзости делали люди сей земли (Ханаанской), что пред вами (), и осквернилась земля, чтобы и вас не свергнула земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула () народы, что пред вами (). Это выражение относится к народам, жившим в Палестине до евреев. А таковых народов и свержений их землей могло быть много и до Моисея, например, обитатели Содома и Гоморры были «свергнуты» ( Быт.19 ). Современная история востока, опирающаяся на данные ассириологии и египтологии, представляет не мало и других примеров подобных «свержений», бывших в глубокой до-Моисеевой древности в Палестине. Приморская ровная полоса Палестины была как бы мостом из Азии в Африку, по коему двигались разные народы с одного материка на другой, мало на ней оседая и часто сменяя, а иногда и «поедая» друг друга (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010