2. Благая весть. - «Исполнились сроки и близко Царство Божие» (Мк 1.15) - такова суть благовестия. Но теперь средоточием благовествования становится сама личность благовестника. Евангелие есть Иисус Христос (ср Мк 1.1). Ангелы возвестили Его рождение как Евангелие (Лк 2.10 сл). С Ним «достигло до нас» Царство Божие (Мф 12.28). Тот, кто оставляет все ради Христа и «ради Евангелия», уже «ныне» получает «в сто раз больше» (Мк 10.30). Оттого народ так теснится вокруг Благовестника и старается удержать Его у себя. Но Евангелие должно распространяться: «и другим городам должен Я благовествовать Царство Божие, потому что для этого Я послан» (Лк 4.43). 3. Ответом на Евангелие должны быть покаяние и вера (Мк1.15). Бог предлагает благодать прощения (Мк 2.10 и пар; 2.17 п) и обновления (Мк 2.21 сл). Он ожидает от ч-ка, что тот, исповедуя и отвергая свой грех, дерзнет всю свою жизнь построить на Евангелии : «Кто хочет душу (жизнь) свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее» (Мк 8.35). Первыми принимают благую весть Евангелия, родственную их сердцу, «нищие духом» (Мф 5.3 пар; Мк 10.17-23 пар), «малые сии» (Мф 11.28; Л к 9.48; 10.21), даже грешники (Лк 15.1 сл; 18.9-14; Мф 21.31) и язычники (Мф 8.10 сл; 15.21-28 пар). Ощущение своей нищеты предрасполагает слышать Его и принимать Божие милосердие, которое в нем выражается (Мф 9.36; 14.14 пар; Лк 7.47-50; 19.1-10). III. Апостолы 1. Вестники. - Воскресший Христос заповедует Своим Апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16.15), «во всех народах» (Мк 13.10). Книга Деяний описывает этапы этого возвещения (kerugma). Несмотря на препятствия, благая весть распространяется «до предела земли» (Деян 1.8). Церковь возвещает ее «с дерзновением» (2.29; 4.13,31; 28.31) благодатью Духа. Это служение так важно, что название благовестника (евангелиста) достаточно, чтобы определить его назначение в общине; так напр., диакон Филипп именуется «благовести и ком» (Деян 21.8; ср Еф 4.11; 2 Тим 4.5)

http://sedmitza.ru/text/403914.html

Апостол (греч. apostolos), одно из служений ранней Церкви, происхождение которого восходит к Самому Господу Иисусу Христу. В основе концепции «апостольства» лежит ветхозаветный правовой институт (евр. shaliah; арам. представительства или делегированной власти («посланник человека как сам человек» – m. Ber. 5. 5). В Евр 3. 1 Христос называется А. Бога (ср. Мф 15. 24; Лк 4. 18, 43). О посланничестве Логоса и Сына Божия многократно говорится в Евангелии от Иоанна. Синонимом А. в Новом Завете являются наименования « aggelos» (посланник) (Лк 7. 24; 9. 52; Гал 4. 14) и « keryx» (глашатай) (1 Тим 2. 7; 2 Тим 1. 11; ср . Мк 1. 45; 2 Кор 5. 20). Наименование А. прилагается к 12 ученикам ( mathetai) Христовым, которые должны были представлять 12 колен Израилевых, а потом свидетельствовать о Воскресении Христовом (Мф 10. 1–2; Лк 6. 13; Деян 1. 23–26). А. — те, кто послан Христом (Мф 10. 40; Ин 13. 16) или те, кто был свидетелем Его земного служения (Деян 1. 21–22). Они проповедуют, исцеляют и имеют власть над демонами (Мк 3. 14–15; 6. 7), но их главное служение — в передаче слов и заповедей Христовых (2 Пет 3. 2; Иуд 17). Чудеса и знамения являются свидетельством апостольства (2 Кор 12. 12; ср . Рим 15. 19; Деян 5. 12). Благодаря служению св. ап. Павла, «апостольство» стало пониматься прежде всего как божественное призвание (Гал 1. 1; 2 Кор 1. 1; Рим 1. 1 и др.). А. называются и посланники церквей (2 Кор 8. 23; Флп 2. 25), избрание которых совершается по благодати Святого Духа (Деян 13. 1–3). Основными целями их миссии были проповедь, основание и управление новыми общинами (1 Кор 9. 5; 12. 28 и др.; Дидахе. 11. 3–6). Имеются свидетельства о существовании лже-апостолов (2 Кор 11. 13; Откр 2. 2). Наименования А. или Равноапостольного получали также святые последующих времен, потрудившиеся в проповеди христианства в новых землях, не знавших Христа, как, напр., свт. Стефан Великопермский и свт. Иннокентий Московский, или способствовавших широкому принятию христианства в масштабах государств или больших территорий, как, напр., св. император Константин Великий ( IV в.) и св. вел. князь Владимир ( X в.). А. называется богослужебная книга, содержащая Послания свв. Апостолов Календарь 23 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/51877.html

Имя, данное Ему, как всякому евр. младенцу мужского пола при обрезании ( ; ), не было исключением в Израиле (ср ). Но в этом младенце Бог стал Эммануилом – «С нами Бог», ( ) и в Нем Он исполнил обетование, данное первому (Навину) – быть с ним и открыться, как Спаситель» ( сл.). Но Его происхождение казалось столь обыденным, что к Его имени не добавляли имен Его и Его предков, как обыкновенно делалось, когда речь шла об известных семьях (ср ), а просто называли Его по Его родному городу – Назарету. Позже, в родословных, составленных Мф и Лк, подчеркивалось Его царственное происхождение, тогда как в первых проповеданиях преобладает имя «Иисуса Назорея», под к-рым Его помнили современники ( ; ). Имя Иисус обычно употребляется в Евангелиях, когда говорится о Христе и о Его деятельности. В разговорной речи Его очевидно чаще называли «Равви», Учитель ( ), а после Его смерти и вступления в славу Его стали именовать Евангелия же, за немногими определенными исключениями (ср и особенно тексты от Лк: и др), всегда говорят просто об «Иисусе». Это вовсе не искусственный прием, к-рый имел бы целью вернуться к словоупотреблению, существовавшему раньше хр–ской веры, когда Иисус еще не вполне Себя открыл и когда большинство людей видели в Нем только Нет, Евангелия следуют самому движению и всегда прилагают к «сему Иисусу», конкретному лицу, сотериологические и божественные имена как ( и др.), Христос (2, 36; 9, 22; 18, 28 и др.), Спаситель (5, 31; 13, 23), Сын Божий (9, 20; 13, 33), Служитель Божий (4, 27–30). Говоря всегда об Иисусе, Евангелия верны своему назначению – быть Евангелием, возвещением Благой Вести Иисуса (8, 35), Христа Иисуса (5, 42; 8, 12), Господа Иисуса (11, 20; см 15, 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

а) Ап. Марк призывает читающего признать в Иисусе из Назарета Сына Божия, Того, Кто спас нас, победив сатану. Он делает упор на грядущую личную встречу с Богом в лице Иисуса в конце времен. Отметим сдержанность Марка по сравнению с Мф или с Лк при употреблении выражения «Сын Божий». Кроме признания, выраженного бесами в и в рассказе об изгнании бесов (3, 11), это наименование встречается только в трех высочайших пунктах откр–ния: глас Божий при крещении (1, 11), во время Преображения (9, 7) и затем в устах сотника. Когда завеса Храма разодралась надвое, время иудейства минуло и от лица язычников была провозглашена действенность смерти Иисуса: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (15, 39). б) Ап. Матфей завершает Евангелие на кульминационной точке возвещением воскресшего Христа: «Дана Мне всякая власть… Я с вами во все дни до скончания века» (28, 18 слл). Иисус являет Себя как Сын Ч-ский, возвещенный пророком Даниилом ( сл.), К-рый получил власть над миром. Евангелие должно показать, как Иисус, отказавшись получить эту власть от Сатаны ( слл), ибо Он все получил от Бога (11, 27), одержал победу над Своими врагами: Царство Бога есть Царство Христа. Чтобы показать это, Мф выдвигает аргумент «по Писаниям», аргумент первохр–нской Церкви, ибо Иисус увенчивает прошлое Израиля. Евангелие от Мф есть Евангелие церковное по преимуществу. Оно актуализирует для своего времени события прошлого (ср 14, 33). в) Ап. Лука, к-рый проявляет в своем писании о деяниях Апостолов особый интерес к жизни Церкви, представляет особо насыщенным время Иисуса, протекающее между временем пророческого возвещения и временем Церкви (см ; ). Жизнь Иисуса показана в своем значении для времени Церкви, она была первым актом замысла Божия о Церкви, актом, имеющим прообразующую ценность. Будущее, наступающее после нее, непрестанно на нее опирается: это событие прошлого, не преходящее вовеки. И в то же время образ Христа у Луки есть в особенности образ милосердного Спасителя ( ; ), К-рый обращается к нищим ( ), к грешникам (15), к обездоленным мира сего. И наименование «Сын Божий» обретает у Луки свой полный смысл, явно отличный от значения слова Христос (1, 35; 22, 70) в смысле Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Евангелие. Статья из Словаря библейского богословия Евангелист Матфей Евангелие (Статья из Словаря библейского богословия , под ред. Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи. Брюссель, 1990 г.) В нашем обычном словоупотреблении слово «Евангелие» обозначает или писание, повествующее о жизни Христа, или отрывки из него, читающиеся на богослужении. На греческом разговорном языке слово euaggelion означало «благая весть», в частности извещение о победе. В Римской империи праздновались как благие вести (euaggelia) сообщения о заключении мира, главнейшие события в жизни императора, почитавшегося как «бог и спаситель». Однако весьма возможно, что глагол благовествовать (euaggelizo) есть перевод еврейского basar - возвещать спасение – и в этом смысле стал употребляться христианами. I. Ветхий завет В еврейском языке имелось особое слово для обозначения сообщения добрых вестей, относящихся к частной или к общенародной жизни: о смерти врага (2 Цар 18.19 сл,26), о победе (Пс 67.12), о спасении колена Иудина (Наум 2.1). В Ис 40-66 слово «благовестник» получает чисто религиозное значение. Он возвещает, вместе с окончанием плена, пришествие царства Божия Ис 52.7): приносимая им весть заключается в утешении, прощении грехов и возвращении Бога на Сион (40.1 сл,9). Эта весть - «евангелие» - представляет собою божественную силу в действии (52.1 сл). Возглашаемая на горе (40.9), она касается всех народов (52.10; ср Пс 95.2) и простирается даже за пределы нынешнего века. Кроме возвращения из плена она предвозвещает окончательную победу и царство Божие. II. Иисус 1. Благовестник. - В своем ответе посланцам Иоанна Крестителя Мф 11.4 сл п), а также в Назаретской синагоге (Лк 4.16-21), Иисус применяет к Себе Самому текст Ис 61.1 сл: «Помазал Его Бог Духом Святым и силою (Деян 10.38; Мф 3.16 сл), и Он пришел «благовествовать нищим».

http://sedmitza.ru/text/403914.html

— переправлять(ся), переезжать, переплывать; аор. стр. — теснить, понуждать, гнать, преследовать, быстро двигать, торопить; поэт. — спешить; наст. общ. з. непосредственных носителей Божества (Иез. 1 и под.). — чистота. — класть возле кого-л., перед кем-л., предлагать, полагать что-л. у кого-л., отдавать на хранение, вверять. перевод следует исправить по греч. и др.-слав.: «и с Нею всяческая исполняются радости». Иоанна Дамаскина (VIII в.); только он мог быть обозначен так кратко. Того, в Ком настолько благоволение Отца (Мф 3:17; 17и параллельные; ср Лк. 2:14), что Он Сам может быть назван «Благоволением Отца»; отсюда предыдущее наименование «Невеста», те. Бога Отца. единства Божеской и человеческой природы во Христе. «всесвятую» предыдущей стихиры; соотв. теме стихиры («Невеста»). — полагать между или в середине чего-л., переставлять, перемещать, переменять. и др.-слав. «ублажим». — отлагать во что-л., оставлять в чем-л. — оживотворять (Макарий В., Григорий Б. IV в.). В виду органической связи всего мира то, что произошло с Богоматерью при успении, не могло не отразиться во всех областях мира, в Ней весь мир препобедил смерть, как бы сделал в этом отношении еще шаг после того, чего он достиг воскресением Христовым, как бы еще больше подвинувшись ко всеобщему воскресению (как и всякой подобной по святости смертью). Очень глубокая и смелая мысль, но возможно и понимание: «оживился праздником». Духом Святым (Еф. 5:19; Кол. 3:16). Различие между указываемыми здесь у апостола тремя родами христианской песни обыкновенно полагают в том, что «псалмы» это в собств. смысле псалмы, заключающиеся в Псалтири; «пения» или «гимны» это ветхозаветные песни (положенные в основание нашего канона); «песни духовные» это песни христианского составления, вошедшие в богослужение; ныне такое различие оспаривается (Толковый Типикон, I, 22) и под «псалмами» разумеют не только ветхозаветные псалмы, но и христианские песни, похожие на них, под «пениями» или «гимнами» песни хвалебного характера, а под «песнями духовными» всякие вообще песни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3679...

Для выражения этого двойного аспекта, правда, нет специфической лексики, но мы можем руководиться возвещенными в ВЗ. 1 . Носитель откровения. – Чтобы подвести итог «педагогике» Иисуса, достаточно просмотреть повествования Евангелистов, в частности Матфея. Воспитывая веру в Своих учениках, Иисус приводит их постепенно к тому, что они признают в Нем Мессию: по Ев. от Мф Его учение состоит из двух главных частей. «С того времени», как Петр Исповедал Его Христом, Он переходит к другому педагогическому методу ( ). До этого Он подводил Своих современников к отожествлению с Ним возвещаемого Царства (ср 4, 17). Он наводит их на вопрос о том, кто Он, уча как имущий ( сл.; ) и творя ( ; ), даже если это вызывало недоумение у Иоанна Крестителя ( ); Он преподавал Свое учение соответственно уровню слушателей, как, напр., в Притчах, служивших не только поучением, но и побуждавших просить объяснений ( ), пока они не «поймут» (13, 51). Умножением хлебов в пустыне Он привел учеников к осознанию их бессилия и Своей силы (14, 15–21) и к выводу, к-рый им следовало сделать раньше (16, 8–12); Он сделал их участниками Своего дав им точные указания (10, 5–16) и требуя от них отчета об исполнении поручений ( ; ). После же признания Его Христом Он мог открыть тайну, более трудную для принятия: тайну Его воспитание ставит все более высокие требования: Он строго обращается к Петру, к-рый осмелился Ему прекословить ( сл.), и сокрушается о маловерии Своих учеников (17, 17), объясняя им, однако, причину их неудачи (17, 19 сл.). Случай зависти в их среде дает Ему повод сделать им соответствующее наставление (20, 24–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

У Мф не говорится о В., но приводятся слова Христа о власти, данной Ему на небе и на земле ( ), из к-рых можно заключить, что воцарение Его на небесном престоле совершилось уже до этого явления на горе в Галилее. То же говорит, хотя и в другой форме, Ин: Христос извещает Своих учеников через Марию Магдалину о Своем восхождении к Отцу ( ); следовательно Он взойдет к Отцу до того, как снизойдет, чтобы явиться ученикам вечером того же дня (20, 19). Эти несколько часов ч-кого времени, протекшие между Воскресением и Восхождением к Отцу, служат Христу педагогическим средством, чтобы разъяснить Марии Магдалине, что Он вступает в новое состояние, при к-ром прежнее общение (ср 20, 17 и 11, 2; 12, 3) переходит в новый, более духовный план (6, 58 и 6, 62). В других текстах момент В. и момент Воскресения различаются еще больше: у Луки (24, 50 сл в связи с предшествующими ему стт 13, 33, 36, 44) создается впечатление, что В. произошло вечером в пасхальное воскресение после нескольких бесед Иисуса с учениками. В заключении Еванг. от Марка (16, 19), в значительной степени зависящего от Луки, о В. говорится после описания ряда явлений Иисуса, но не указывается, произошли ли эти явления в один день или в несколько. Наконец, по Иисус покинул Своих и взошел на небо по истечении сорока дней явлений и бесед. Согласно этим трем текстам В. замыкает период явлений ученикам. Цель этих текстов, несомненно, не в том, чтобы описать первое вхождение Христа во славу, по истечении некоего по–разному исчисляемого и необъяснимого промежутка времени, а в том, чтобы рассказать о Его последнем отшествии, к-рым заканчивается видимое присутствие Его на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Верующим не терпится, хочется, чтоб скорее переходили уже к самому основному, но вместе с тем мерная речь ректора Института дает немного отдохнуть и набраться сил для дальнейшего… После доклада зачитывается резолюция о деятельности Богословского Института, возносящая молитву Господину жатвы, яко да изведет делателей на жатву Свою (Мф 9:38, ср Лк 10:2) , и здесь — перерыв перед началом выборов. Легкое, недлительное оживление. Русские святители облекаются в мантии. Радостное нетерпеливое ожидание, и вдруг — тихое пение архипастырей: Днесь благодать Святого Духа нас собра — живое воспоминание Вербного воскресенья, и здесь же — о Кресте… И вси вземше крест Твой глаголем . Дрожь проходит по телу при пении этой стихиры. Неповторимые мгновения… Начинаются выборы. Мерно, с суровой важностью звучит голос настоятеля кафедрального собора, предлагающего вопросы преосвященным о том, кого они желают иметь Патриархом. Опрос идет, начиная с младших по хиротонии архиереев. Последние встают вместе со своими представителями и, называя кандидатуру, кланяются избираемому. Некоторые голоса звучат поспешно, некоторые с интонацией и одушевлением. Чудное зрелище епископов Божиих, облеченных знаками великой власти… Собор единодушно и единогласно избрал Преосвященнейшего Местоблюстителя Патриархом Московским и всея Руси. Все встают. Троекратное аксиос и торжественное пение Тебе Бога хвалим . С волнением раздаются после этого слова Митрополита Николая, говорящего Преосвященнейшему Алексию о единогласном избрании Святыни — Патриархом Московским и всея Лик новоизбранного Архипастыря бледен; он, смиренно наклонив голову, благодарит за оказанную ему честь избрания и вместе с тем с глубоким чувством просит о молитвенной помощи в деле, превосходящем естественные силы человека. Звучит многолетие и начинается радостное приветствие новоизбранного во Патриарха: Сей день, егоже сотвори Господь . Незабываемые минуты, минуты радости и глубокого душевного волнения — первые минуты наречения Патриарха, ибо есть Патриарх для паствы как задает этот вопрос новоизбранный Предстоятель Православной Церкви Русской, — ее апостол.

http://pravmir.ru/vospominaniya-monaxini...

Отец, р.Т. Квеквескири, 29 Вдохновенный свидетель Истины, р. А. Сутормин, 44 Битва за небо, р. И. Сафаров, 44 155 10.00 Альберт Гогуадзе. Пэри-Пэртан, р. Н. Раужин, 52 Страсти по Аралу, р. А. Свешников, 94 146 13.00 А как наши космонавты, р. Г. Голубева, 7 Донецкая Вратарница, р. Н. Батраева, 44 Святитель Иннокентий (Вениаминов). Возвращение домой, р. М. Кельчевская, 56 Иван-солдат, р. Н. Иванова, 52 159 13-00 Завет, автор Б. Корчевников, 49 Елизавета Федоровна. Осталась одна молитва, р. Ю. Ермолина, 105 154 15.00 – Круглый стол: «Столетие убиения Царской семьи как историческое и духовное событие и его отражение в российском кинематографе» 16-00 Хороший день, р. Д. Чаруша,18 Параджанов Тарковский Антипенко. Светотени, р. А. Осипов, 60 Поезд идет на Восток, р. В. Эйснер, 82 160 16.00 Наш отец и наше Ветрино, р. Н. Голова, 15 Россия моя. Архиепископ Михаил, р. М. Забелина, 27 Патриарх Тихон. Нет власти не от Бога, р. Н. Попова, 44 Отмеченный перстом Е. Лобачева-Дворецкая, 79 165 19-00 Киево-Печерская лавра. Фотография тысячелетия, авторы А. Никитин, О. Марикуца, 63 Мечта, р. Д. Галушка, 65 128 19.00 Мамины куклы, р. А. Погребной, О.Самсонова 26 Русское купечество. Служение России, 1 серия, р. Э. Малютина, 44 Духовные псалмы. Схимонах Селафиил, р. М. Бабуков, 30 Информационная программа Хмельницкий Иордан, р. Н. Редькин, 27 127 26 ноября Конкурс 26 ноября ТВ-конкурс 26 ноября 10.00 Доброе сердце, р. Е. Жиркова, 5 Данька, р. Ю. Морозов, 20 Вика, р. Н. Каленова, 15 Искусственное дыхание, р. Г. Леонтьева, 55 Четверг, р. С. Мкртчян, 15 Я – Виктор, р. И. Цгоева, 11 Без острова мне никак, р. К. Михайлов, 31 152 10.00 Чужая земля, р. А. Титов, 44 Северные алтари, р. Е. Чач, 54 Златоуст земли Российской, р. Л. Геращенко, 39 Дорога к сыну, р. А. Некрасова, 21 158 13.00 Возвращение Саввы, р. Н. Федченко, 13 Россия. Многие лета…, р. А. Малечкин, 44 Революция. Западня для России, 2 серия, р. Г. Огурная, 101 158 13.00 Писательская рота, р. М. Кузнецов, 39 Культура и время. М. Шолохов, р. Н. Емельянова, 26

http://fest.radonezh.ru/2018/11/09/progr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010