Он таков, что может обитать в каждом месте. И никогда нисшедший не отделяется от пребывающаго. Ибо апостол говорит: «сам восшедый и есть нисшедый» ( Еф.4, 10 ). Образом Единородного (валентиниане) называют Демиурга 39 . Поэтому и дела образа те же (что и первообраза) 40 . Поэтому и Господь, сделав образом духовного воскресения мертвых, которых воскресил, воскресил их не нетленными по плоти, но имеющими опять умереть. § 8. Мы же Богом в Боге называем того же Логоса, о котором говорится, что Он находится в лоне Отца (cp. Ин.1, 18 ), беспредельный, неизмеримый, единый Бог . «Все чрез Него было» ( Ин.1, 3 ), т. е. по ближайшему действию того же Логоса – как духовное, так умопостигаемое и чувственное. Он недра Отца явил ( Ин.1, 18 ), Спаситель и Перворожденный 41 всей твари ( Кол.1, 15 ). Тот же Единородный, по беспредельной силе которого действует Спаситель 42 , этот есть свет ( Ин.1, 4 ) Церкви, прежде находившейся во мраке и неведении. «И тьма Его не объяла» ( Ин.1, 5 ) 43 : отступники и прочие из людей не познали Его, и смерть не обладала Им. § 9. Вера не одна, но различны (веры). По крайней мере Спаситель говорит: «да будет по вере твоей» (cp. Мф.9, 29 ). Отсюда сказано: «званые с пришествием антихриста заблудятся, для избранных же (это) невозможно» 44 . Поэтому (Спаситель) говорит: «Если возможно, и избранных моих». Снова: когда говорит «изыдите из дома Отца моего» ( Ин.2, 16 ), званым говорит. Снова: возвратившемуся с чужбины и расточившему имения свои, для которого закололи откормленного теленка, призвание говорит, равно и тогда, когда царь призвал на брачный пир находящихся на дорогах ( Мф.22, 9 ). Итак, все призваны одинаково «ибо (Бог) посылает дождь на праведных и неправедных и солнцем сияет на всех» (ср. Мф.5, 45 ), избираются же более уверовавшие 45 , по отношению к которым (Спаситель) говорит: «Отца моего не видел никто, кроме Сына» ( Ин.6, 46 ), «вы свет мира» ( Мф.5, 14 ), и: «Отче святый, освяти их именем Твоим» ( Ин.17, 17 ). § 10. Но ни духовное и умопостигаемое, ни архангелы, ни первозданные 46 , ни даже Он (Логос) не есть без образа и вида, без формы и без тела, но имеет собственный образ и тело, сообразно Его превосходству над всеми духовными существами, равно как и первозданные, сообразно их превосходству над существами подчиненными им.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Флп.3:20–21 . «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего Иисуса Христа), Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силой, которой Он действует и покоряет Себе всё». Объяснение. Правда, апостол Павел тела наши называет «уничиженными», но в том смысле, что они подвержены греху, болезням, алчут, жаждут; этих недостатков не будут иметь тела небесные: 2Кор.5:8 ; 1Кор.15:51–53 . Здесь же апостол говорит о прославлении христианских тел в будущей жизни, о том, что степени прославления праведников будут различны, что тленное облечётся в бессмертие и т.д. Но у него здесь вовсе нет и речи о том, что обязательно каждое тело должно истлеть: 1Кор.6:14:19 . Быт.3:19 . «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься». Объясн. По смерти человека тело его истлевает и обращается в прах вследствие греха, в нём живущего; вследствие греха и Бог изрёк Адаму: «Прах ты, и в прах возвратишься», но нельзя забывать второго Адама, нового, безгрешного, второго Человека: 1Кор.15:17 ; 1Пет.2:22 . Не по ветхому Адаму надлежит судить о христианах, а по Адаму новому – Христу: 1Кор.15:45–49 . От первого Адама мы наследовали грех, смерть и тление; но Христос уничтожил грех, победил смерть и дарует нам нетление: 1Кор.15:53–57 ; Пс.15:10 . Иисус Христос уничтожил грех, всех зовёт к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы: Гал.6:7–8:5:19–23 . Втор.34:6 . «И погребён (Моисей) на долине в земле Моавитской, против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня». Объяснение. И Православная Церковь , во исполнение приговора Божия: Быт.3:19 , погребает всякого человека, как бы он ни был свят и праведен, но после победы Христа над грехом и смертью даровано истинным сынам Христа избавление от тления «и смертное сие облечется в бессмертие»: 1Кор.15:53–57 . При всеобщем воскресении мёртвые восстанут в нетленных телах; но это ещё будет в своё время, а победа над тлением уже дарована от Христа святым: 1Кор.15:45–49 ср. 1Пет.1:23 . В Ветхом же Завете, до совершения искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 , тогда как в Новом Завете и четверодневный Лазарь, от трупа которого уже смердило, восстал по слову Спасителя: Ин.11:39–44 , а по воскресении Христовом и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли: Мф.27:52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

10 . Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – 11 . так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. И Епископ Петр (стр. 231 ч. II) указывает, что в 11 стихе говорится о слове Евангельском, а по мнению блаж. Иеронима, приводимому в толк. Спб. Дух. Акад. (стр. 848), под Словом Господним разумеется и самое Ипостасное Слово, которое „совершило дело, которое Отец поручил Ему“ (Господу нашему Иисусу Христу, см. Ин. 17:4 ). В этом смысле мы и понимаем стихи 10 – 11 в совокупности с предыдущими стихами. Ср. о хлебе жизни, Ин. 6:33 ; о схождении с небесе Ин. 6:38–40 ; об исполнении воли Отца Ин. 6и Мф. 26:39,42 . 12 . Итак вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. 13 . Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое. Заметим, что в гл. 48-ой ст. 20-й Исаия, говоря о будущей радости Израиля, еще указывает на исход из Вавилона, но по мере просветления и вознесения пророческой мысли, событие прообразовательное принимает более возвышенный характер, и в главе 52 ст. 11–12, говоря также об исходе „людей, которых Господь спасает“, пророк не говорит уже о Вавилоне, а о другом таинственном событии. (Ср. наши зам. на 52 главу). Веселье природы, как бы одушевленной человеческим разумом, и поющей и плещущей руками, имеет особое таинственное значение. В гл. 44 (см. стихи 22–24), говоря о ликовании глубины земли, гор, лесов, он указует причины тому: „изглажу беззакония твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя“.... „искупил Господь Иакова.... Так говорит Господь, искупивший тебя.... Я Господь, Который сотворил все“. Ликование природы, по прекрасному замечанию Шмидера (in loco Seite 117) связуется с искуплением человека, ибо после греха „терны и волчцы стала произращать земля человеку“ (Быт. 3с прим. в Св. Лет.); но творение Божие получает прежнюю красоту и славу с просветлением и очищением духа человеческого. Эту же мысль и выражает ст. 13-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Точное изложение Православной Веры. Кн. 3. Гл. 18. В доступном нам переводе из книги: св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры/Полное собрание творений. СПб.:Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1913. Т. 1. Кн. 3. Гл. 18. С. 282; это место выглядит так: «Он естественно имел способность хотения и как Бог, и как человек; впрочем, человеческое Его хотение следовало и подчинялось [Божескому] Его хотению, будучи приводимо в движение не собственным распоряжением, но желая того, чего хотела Божеская Его воля. Когда попускала Божеская воля, тогда [человеческая воля] естественно испытывала то, что свойственно ей. Так, когда человеческая Его воля отрицалась смерти, и Божеская Его воля соизволяла на это и попускала, — тогда Господь естественно молил об отвращении смерти и находился в борении и страхе. Когда Божеская воля Его хотела, чтобы человеческая Его воля избрала смерть, тогда страдание соделалось для нее добровольным, ибо Он добровольно предал Себя на смерть, не только как Бог, но и как человек». 78 св. Афанасий Александрийский. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 21. С. 273. Ср. Его же. На ариан, слово 3-е/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 57. С. 439—441: «В рассуждении же сказанного Им: «аще возможно есть, да мимоидет... чаша " _ 79 св. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1900. Т. 6. Кн. 2. С. 729—730. Ср. Беседа на Мф. 22:39. Т. 3. С. 16—26 80 св. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 2. С. 830 81 св. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 2. С. 831 82 св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие/Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. С. 290 83 св. Иоанн Златоуст. Беседа на Вознесение/Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 494—495 84 св. Иоанн Златоуст. Беседа первая на Святую Пятидесятницу/Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 504—507 85 св. Василий Великий. К Амфилохию, о Святом Духе/Творения: В 3-х т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

—155— жизни и, посредством загадок и образов внося образ истинного благочестия, как бы начертывает в наших душах тень научения чрез Христа. Поэтому-то и сказал Сам: «говорю вам, что всякий книжник, наученный царству небесному, подобен человеку богатому, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Не малое и истинное богатство для человека представляет конечно и следование словам Моисеевым и получаемая от них польза в душе, но когда он воспринимает и красоту евангельского наставления, то украшается вдвойне, знанием и древних и новых законов. Поэтому Господь наш Иисус Христос , показывая, что Его заповедь лучше древней и что для живших под законом еще не доступна была спасительная проповедь, когда намеревался вознестись на небеса, закон любви наперед полагает как бы некоторым основанием и опорою всякого блага, но любви не по закону, а выше закона. Поэтому говорит: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Но каким образом, скажи мне, может спросить кто-либо, назвал эту заповедь новою Сказавший чрез Моисея древним: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего разума твоего, и ближнего твоего как себя» ( Мк.12:30–31 ; Лк.10:27 ср. Мф.22:37–39 ). Вот, поставив, что и естественно, любовь к Богу выше и впереди всего прочего, присоединил рядом с нею и любовь друг к другу и с любовью к Богу сочетал и любовь к нам самим, так как и любовь к Богу по справедливости не могла бы быть в том случае, если бы за нею не следовала и подобающая любовь к ближнему, ибо все мы друг другу братья. Так и премудрейший Иоанн, прекрасно зная и научая —156— других, говорит: «любящий брата своего, Бога любит» ( 1Ин.4:21 ). Итак, каким образом Христова заповедь нова, хотя она и возвещена древними законами? Но замечай, пожалуйста, точность речи и смотри на дальнейшие слова. Ведь не удовольствовался тем, чтобы сказать: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга», но, показывая новость речи и что Его любовь гораздо выше той древней любви, разумею друг к другу, тотчас присоединил: «как Я возлюбил вас, да и вы любите друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– «А потому», что она оказала более любви, благодарности, преданности, раскаяния в грехах, «прощаются грехи ее многие»: она освобождается от ответственности за грехи свои, как бы много их ни было, ибо она явила великое раскаяние, веру и любовь и тем самым обнаружила решимость вести жизнь чистую. – «А кому мало прощается, меньше любит»: указание на самого Симона, прикровенное, из которого однако он мог понять, что, так как он не оказал обычных знаков приязни и любви к Христу, хотя и принял Его к себе в дом, то ему меньше прощается, хотя все же прощается за некоторое расположение его к Нему. – Теперь смысл притчи для Симона должен был быть ясен, равно как и для возлежащих с ними. Христос есть заимодавец, которому должны все люди, между ними – и Симон с женщиной. Все и они перед Ним грешники, и не могут сами освободиться от грехов своих. Женщина более грешна, Симон – менее, но женщина более явила раскаяния в грехах, веры и любви к Спасителю, Симон менее. Потому женщине более прощается, Симону менее; женщина – грешница – стала выше его, фарисея, перед очами правды Божией. Вот почему Господь, видящий тайны сердца человеческого и намерения и побуждения действий человека, дозволил этой жене-грешнице прикасаться к Нему, что так смутило Симона и возбудило в нем ложное мнение, что Христос не пророк (ст. 39); из этого он должен понять, что Христос не только пророк, но и больше пророка. «Поскольку ты сказал, что Я не пророк, так как я не распознал, что она грешница: то вот Я обличаю помышления твоего сердца, чтобы ты знал, что Я знаю как сокрытое в тебе, так еще более знаю относящееся до нее, что знают и многие другие» (ФеоФил.). – «Прощаются тебе грехи»: см. прим. к Мф.9 и дал. и парал. Лк.7:49–50 . «Возлежащие с Ним»: вероятно фарисеи же, которых пригласил к себе Симон по случаю пришествия к нему Христова. – Кто это и пр.: см. Лк.5и парал. Это очевидно упрек Христу в мнимом богохульстве, какой они нередко делали Ему, когда Он изрекал прощение грехов; только здесь они не высказывают его открыто; а про себя, глухим ропотом между собой. Может быть, предупреждая более открытое выражение этого ропота, который мог обрушиться на эту же женщину и смутить сладостный мир души ее от милосердных слов Господа, простившего грехи ее, Господь кротко дает ей намек уйти от этих холодных и жестоких мнимо-добродетельных и строгих судей: «иди с миром: вера твоя спасла тебя» (ср. Мф.9:22 . Мк.5и прим. и парал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Не бойтесь поношения от людей и злословия не страшитесь». По всей вероятности, пророк говорит здесь о тех злословиях и насмешках, которым подвергалось уверовавшее во Христа иудейское меньшинство от своих соплеменников, в огромном большинстве не признавших Христа за Мессию и издевавшихся, как над самим Спасителем, так и над Его верными последователями ( Мф.27:39–42 ; 1Кор.1:23 ). Но, конечно, смысл этого пророчества можно распространять и гораздо шире, относя его ко всем тем, о ком Сам Господь Иисус Христос сказал: «блаженны изгнанные за правду..., блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф.5:10–11 ). А это, по словам апостола, постигнет общая участь всех христиан, так как «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, гонимы будут». ( 2Тим.3:12 ). Некоторые склонны видеть историческое оправдание этого пророчества в гонениях, которые претерпевала первенствующая церковь от римского общества и государства (еп. Петр). Ис.51:8 . Ибо, как одежду, съест их моль и, как вóлну, съест их червь; а правда Моя пре­будет вовек, и спасе­ние Мое – в роды родов. «Ибо, как одежду, съест их моль... а правда Моя пребудет во век». Сильный образ полного ничтожества людских ухищрений пред величием Божественного всемогущества ( Ис.34:4 ). Ис.51:9–11 . Новый отдел пророчественной речи, в котором пророк от лица всех обидимых и гонимых взывает с крепким воплем к Богу о помощи. Христианской церкви, в начале ее устроения, грозят не меньшие бедствия, чем и ветхозаветной теократии, в первый период ее истории (выход из Египта). И как ветхозаветная церковь вышла победительницей из этих бедствий лишь благодаря чрезвычайным действиям Божественного Всемогущества, так и новозаветная церковь живет верою в ту же самую силу. Ис.51:9 . Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Го­с­по­дня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сраз­ила Раава, по­раз­ила крокодила? «Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?» LXX и славян. имеют: «не ты ли... победил гордого и расторгнул змия?» Все это – эпитеты египетского фараона за его гордость ( Исх.5:2 ) и обладание нильским бассейном ( Иез.29:3 ; ср. также Пс.88:11 ). В смысле же аллегорическом – все это символические образы сатаны и его клевретов, которых поразила мышца Господня ( Пс.67:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Спаситель указывает, что ученики не знают и не понимают, в чем заключается Его истинная слава и Его истинное владычество и царство. Это – слава, владычество и царство Раба Иеговы, предающего Себя в жертву для искупления человечества. Это хорошо выражает Златоуст, перифразируя речь Спасителя: «Вы напоминаете Мне о чести и венцах, а Я говорю о подвигах и трудах, вам предлежащих». В сущности, в словах матери сынов Зеведеевых и их самих содержалась просьба о допущении к страданиям, которые предстояли Христу и о которых Он уже говорил раньше. Поэтому реальный смысл просьбы был страшен, но ученики не подозревали этого. Спаситель, в полном согласии с только что преподанным сообщением, или, лучше, учением (стихи 18–19), разоблачает ее истинный смысл. Он указывает на чашу, которую Ему предстояло пить ( Мф.26:39 ), которую Псалмопевец ( Пс.114:3 ) называет болезнями смертными, муками адскими, теснотой и скорбью (на эти тексты указывает Иероним в своем толковании 22-го стиха). Спаситель не говорит, что просьба учеников основывалась на неправильном представлении учениками природы Его духовного Царства и не предсказывает здесь того, что Он будет распят среди двух разбойников. Он говорит только, что страдания, принесение Себя в жертву и смерть не ведут и не могут быть путем к мирскому владычеству. Он говорит только о чаше, не добавляя, впрочем, что это будет чаша страданий. Очень интересно, что слово «чаша» употреблялось в ветхозаветном писании в двух смыслах: для обозначения и счастья ( Пс.15:5, 22:5 ), и бедствий ( Пс.10:6 ; Ис.51:22 ; Иер.49:12 ). Но сомнительно, поняли ли ученики слова Христа в первом именно смысле. Самое вероятное предположение, что их понимание было, так сказать, чем-то средним (ср. Лк.18:34 ). Они не понимали всей глубины смысла слова «чаша» со всем, что здесь подразумевалось, но, с другой стороны, не представляли дела и так, что тут будут только страдания и ничего больше. Они могли представлять дело так: для приобретения внешнего, мирского владычества им нужно предварительно испить чашу страданий, которую предстояло испить Самому Христу. Но если Сам Христос будет ее пить, то почему же и им не принять в этом участия? Это не должно превысить и не превысит их сил. И вот, на вопрос Христа ученики смело отвечают: можем. «В пылу усердия они тотчас изъявили согласие, не зная того, что сказали, но надеясь услышать согласие на свою просьбу» (свт. Иоанн Златоуст ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Молитва об исцелении ближнего предстает, таким образом, как составляющая духовных трудов христианина, как способ исполнения второй заповеди: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:39 ; Мк.12:31 ), в которой отразился весь закон (см.: Рим.13:8–10 ). Она представляет для человека путь уподобления Богу в Его безграничном сострадании всем страждущим тварям и, если она постоянна и глубока, становится признаком святости 336 . Молитвы святых Побуждаемый своей любовью к тем, чьи страдания он разделяет, и желанием облегчить их, святой, освободившийся от всех страстей путем подвижничества, может возносить свою неустанную чистую молитву ко Всевышнему 337 . И его голос будет слышнее прочих; как отмечает святой Иаков: много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Вот почему когда христианин жаждет получить от Всевышнего исцеление от своих болезней, он взывает о заступничестве к известным ему подвижникам: жития святых описывают нам множество примеров того, как просители обращались к ним за помощью. Для этой же цели христианин обращается ко всем святым, «снискавшим благодать пред Богом испокон веков», и прежде всего – к Пресвятой Богородице, «неизменной Предстательнице пред лицем Творца», имеющей среди прочих заступников особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом, ибо из плоти Своей родила Слово Божие. Однако хотя живительная благодать всегда исходит от Бога – единственного Источника любого блага, она не чужда святым, которые передают ее людям. Святой молится Богу, чтобы возблагодарить Его за дар, ниспосланный ему, а через него и другим людям, сам пребывая его носителем и обладателем (при этом, однако, не присваивая его себе), и наделен властью (которая тем не менее подчиняется воле Всевышнего) облагодетельствовать прибегающих к нему по мере данных ему возможностей. «Господь соразмерно наделяет души святых дарами Духа», – отмечает блаженный Феодорит Кирский 338 . И действительно, чем в большей степени люди освобождаются от страстей и живут добродетелями, соблюдая заповеди, тем больше приобщаются они во Христе Духом Святым Господу Богу, тем более проникаются Божественными силами, делающими их причастниками Божеского естества ( 2Пет.1:4 ) – и, соответственно, державной силы Его (ср.: Еф.1:19) – и способными действовать подобно Ему, как говорил Сам Христос: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит ( Ин.14:12 ). Поэтому мы обращаемся к святым не только как к ходатаям и посредникам, но в то же время как к имеющим власть исцелять 339 , обоженным благодатью и ставшим причастниками Жизни и силы Божией. И особенно молим мы Пресвятую Богородицу, первую из людей обоженную и прославленную, «утешение в скорбях и исцеление болящих», «надежду ненадежных», «силу беспомощных», «сокровище неоскудное исцеления» 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Наконец, необходимо рассмотреть отношение Ветхого Завета к Завету Новому. Если мы назовем Ветхий Завет формой или силуэтом, тогда Новый предстанет в качестве исполнения формы или сущностью силуэта. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф 5:17 ; ср. Лк 22:37, 24:44 ; Ин 17:4 ; Деян 1:16, 7:17 ). Другими словами, Ветхий Завет через точные наброски обнажает нам жизнь Мессии, Его дело, Его «портрет». «Что пророки изрекли чрез столь великий ряд Писаний, истинно духовный (христианин) объяснит, к какой особенной черте распоряжения Господа относится каждое из изречений и вместе покажет весь состав дела Сына Божия, всегда зная Одного и Того же Бога и всегда познавая то же Слово Божие, хотя Оно ныне только открылось нам…» 27) . Ветхий Завет христоцентричен: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин 5:39 ). Поэтому-то священномученик Ириней Лионский и советует внимательней читать как Евангелие, так и Писания пророков, поскольку там «вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими» 28) . Такое прочтение Нового Завета (через Ветхий) является, по мысли святителя Игнатия Брянчанинова , одним из важнейших условий для правильного его разумения 29) . Ветхий Завет, в свою очередь, открывает свои смыслы, когда прочитывается через Новый. Христос — средоточие Писания, высвобождает его от наложенного на него покрывала (см. 2 Кор 3:13-16 ). Таким образом, как говорит Сугерий (XII в.), «что Моисей скрывает, учение Христа вскрывает» 30) . Подобное высказывание мы находим и на статуе апостола Павла в церкви святого Трофима в Арле: «Закон Моисеев скрывает то, что учение Апостола раскрывает: зерна, данные на Синае, благодаря Апостолу стали мукою» 31) . Если говорить о соотношении обоих Заветов между собой, то они будут связаны как рука и душа, как деятельность, побуждаемая сердцем, самим сердцем. «Учения закона и пророков дают законы руке, а Евангелие — душе. Они исправляют и направляют деятельность, а Евангелие — сердце. Они подобны учителю-грамматику, а Евангелие — высокому философу», — таким видит это соотношение преподобный Исидор Пелусиот 32) . Два Завета через взаимосвязи укоренены друг в друге, оба вплетены в историю человечества. Однако ни один из них не является целью как таковой для другого: Ветхий Завет — чтобы достичь и претвориться в Новый, а Новый — чтобы стать исполнением Ветхого, так же, как человечество не для того родилось, чтобы о нем была написана история. Оба Завета имеют одну общую цель, одно средоточие, один центр. Об этом прекрасно сказал знаменитый ученый Блез Паскаль: «Оба Завета взирают на Него, Ветхий как на свое упование, Новый — как на образец, и оба как на свое средоточие» 33) . А средоточие обоих — Христос.

http://bible.predanie.ru/diakon-roman-sh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010