Нельзя также понимать здесь и пришествие Господа в Святом Духе-Утешителе, потому что о ниспослании Его Господь еще не сообщил апостолам. Как же могло утешить их то, чего они еще и уразуметь не могли? Правдоподобнее то мнение, что Господь говорит здесь о Своем воскресении, после которого Он снова придет к ученикам: о Своем воскресении Господь говорил ученикам и прежде ( Мф.17:9 ; Мк.9:9 и др.). Но при таком понимании остается непонятным следующее выражение: «и возьму вас к Себе...» После воскресения ученики не были тотчас взяты ко Христу. Поэтому правильнее полагать, что Господь здесь говорит не о Своем пришествии к ученикам только по воскресении Своем, а вообще о том, что Он будет являться ученикам в момент их кончины и брать их души в вечный покой. Поэтому-то и святой Стефан, умирая, говорил: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян.7:59 ; ср. 2Кор.5:8 ; 1Фес.4:17 ). Ин.14:4 .  А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. По некоторым кодексам, этот стих читается так: «И куда Я иду – путь в то место вы знаете» (Луази). Господь этими словами напоминает ученикам Свои прежние речи о пути к небесной славе ( Ин.12:23, 30–33 и др.), который проходит именно стезей страданий. Ин.14:5 .  Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Апостол Фома, представляющий собою тип человека рассудительного и медлительного в вере, желающего иметь во всем точные сведения, и в настоящем случае хочет знать обстоятельно, во-первых, то, куда ведет Христос, и, во-вторых, тот путь, каким пойдет Христос. Говоря «не знаем», Фома, очевидно, выражает здесь и желание апостолов вообще, а не только свое. Апостолы, по-видимому, всё еще не отрешились от мысли о том, что Господь говорит о каком-то путешествии в другую страну. Ин.14:6 .  Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Ин.14:7 .  Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. На вопрос Фомы Христос не отвечает прямо. Он только пользуется этим вопросом как поводом к тому, чтобы напомнить апостолам учение о Своем назначении (по вопросу же, который предложил Ему Фома, Он много говорил выше), Христос – Сам путь к истине и жизни, или, иначе говоря, к Отцу-Богу. Некоторые толкователи, например, Сильченков, считают выражения «истина» и «жизнь» эпитетами, которые Христос прилагает к Самому Себе: «Христос есть сама истина – вне Его все ложно. Он есть сама жизнь – вне Его нет жизни». Но такое толкование противоречит дальнейшим словам Христа: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для чего бы Христос стал говорить апостолам еще о прохождении к Отцу как о чем-то необходимом для них, если бы во Христе они имели все и без Отца? Нет, Христос говорит об Отце как об истинной цели всех человеческих стремлений. Люди стремятся к вечной славе, в которой пребывает Отец, а Христос – есть путь, ведущий к этой высокой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но не отрицает ли евангелие Иоанна рассказа синоптиков об искушении Христа в пустыне тем, что его хронология, по-видимому, не дает места для сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне 4 ? В то время, как по синоптикам ( Мф. 4:1 ; Мк. 1:12 ; Лк. 4:1 ) искушение следовало непосредственно за крещением, по евангелию Иоанна вслед за крещением по-видимому не могло быть сорокадневного пребывания Христа в пустыне. Дело в том, что евангелие Иоанна вслед за прологом, в котором излагается возвышенное учение о Логосе, начинается свидетельством Иоанна Крестителя о Христе и Его ответом послам Иерусалимского синедриона ( Ин. 1:15–28 ). На другой день после этого ответа видит Иоанн идущаго к нему Иисуса, и говорит: вот, Агнец Божий, о котором я сказал… Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю (29–31) и т.д. Затем евангелист Иоанн по дням указывает хронологию почти целой седьмицы, последние дни которой Христос проводит уже в Галилее (стт. 35, 43; II, 1). О новом пребывании Христа в Иудее евангелист говорит в III, 22: после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую, и там жил с ними, и крестил. Если в I, 29: видит Иоанн идущаго к нему Иисуса дано указание, как думают некоторые экзегеты, на крещение Иисуса Христа, то вслед за ним Христос не мог удалиться в пустыню. Чтобы примирить евангелистов в вопросе о сорокадневном посте Христа, можно, правда, отнести этот пост ко времени позднейшего пребывания Христа в Иудее ( Ин. 3:22 ); но в таком случае придется стать в противоречие с прямыми указаниями синоптиков, что искушение следовало непосредственно за крещением. – Однако все эти кажущиеся затруднения возникают только в том случае, если у Ин. 1:29 видеть указание на крещение Христа. Но к этому ничто не обязывает. Напротив того, на другой день этого стиха Иоанн Креститель уже говорил: я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. Я видел Духа, сходящаго с неба как голубя и пребывающаго на Нем ( Ин. 1:31–32 ) и д. Следовательно, другой день ст. 29 предполагает крещение уже совершившимся. Мало того: Иоанн Креститель послам Иерусалимского синедриона сказал: стоит среди вас Некто, Котораго вы не знаете (ст. 26) и Которого сам он, очевидно, знал. Но узнать Иисуса Христа он мог при крещении (ср. ст. 33–34). Следовательно, и эти слова Иоанна Крестителя предполагают крещение уже совершившимся. Таким образом, крещение Иисуса Христа нужно поместить в евангелии Иоанна до I, 19, причем, может быть, последнее время пребывания Иисуса Христа в пустыне совпадало с тем днем, когда пред Иоанном явились посланные из Иерусалима: на другой день (ст. 29) Иоанн и видит идущего к нему Господа Иисуса, уже окончившего Свой подвиг в пустыне 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но это относится и к человеку. Человечество не отвергнуто Богом, а потому не может отвергаться и нами. Напротив, Бог спасает и просвещает человека. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:16 ), «чтобы мир спасен был чрез Него» ( Иоан. 3:17 ). Христос есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоан. 1:29 ); «Он есть умилостивление за грехи»… «всего мира ( 1Иоан. 2:2 ) и в Нем Бог «примирил с Собою мир» ( 2Кор. 5,19 . Кол. 1,20 ). Именно поэтому Христос говорит о Себе: «Я свет миру» ( Иоан. 8,12 ; ср. Иоан. 3,19 и сл.); а об Апостолах: «Вы свет мира» ( Мф. 5:14 ); и указует, что Евангелие «должно быть проповедано» «во всех народах» ( Мк. 13:10 ), и «по всей вселенной» ( Мф. 24:14 )… Все это означает, что «мир» отвергается, поскольку он не в Боге или против Бога, не во Христе, или против Христа; поскольку он есть источник или орудие безбожной похоти; и что мир приемлется, как созданный Богом и получивший от Бога свой смысл и свое предназначение . Смысл же этот выражается словами: «Я победил мир» ( Иоан. 16:33 ); и потому: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ); и еще: «все предано Мне Отцом Моим» ( Мф. 11:27 ). А предназначение мира таково, чтобы состоялось «устроение полноты времен» и чтобы «все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ). В этом и выражается идея и задание христианской культуры. Вот почему вся живая и глубокая традиция христианства не остановилась на отвержении богосотворенного мира и истолковала учение Христа в ином смысле. Она отвела аскезе значение драгоценного средства, очищающего душу и освобождающего ее; она выработала целую систему душевного очищения (монашество). Согласно этому, аскеза есть путь, ведущий к постижению Бога «в небе» и «на земле», «мироотвержение» же не является основною и последнею задачей христианина. Напротив, христианство приняло мир, благословило человека в мире и стало учить его не только христианскому умиранию, но и христианской жизни, и творческому труду.

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

Общество не способно было уже распознать правду. Ему тяжело было слушать мятежные беспокойные речи. Зато суд Божий не замедлил распознать и отделить истину ото лжи. Пророку Иеремии был открыт образ пшеничного зерна и мякины (в церк.-слав. Библии — пшеницы и плев).Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь (Иер 23:28). В прочтении церк.-слав. Библии: Что плевы ко пшенице? В дальнейшем Священное Писание подводит этот образ к эсхатологическому завершению. Говоря о Мессии, Иоанн Креститель скажет: Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому (церк.-слав. — плевы) сожжет огнем неугасимым (Мф 3:12). Подобную притчу о пшенице и плевелах предложил Христос Своим ученикам. На ниве Божией враг посеял плевелы 49 , которые взошли вместе с пшеницей. Но домовладыка не велел рабам выбирать их прежде жатвы, чтобы не выдергать вместе и пшеницу. Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Мф 13:24–30). Таким образом, суровым и ужасным обещает Бог конец всякой грешной душе. Бог покинет грешника, отречется от того, кто сам отрекся от Творца: Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк 13:27; ср. Мф 25:12; Мк 8:38; Лк 9:26). Словно солома, годная лишь для огня, примет свое завершение грешник. Совершенно другим был блаженный Иеремия. Его душа жаждала и искала Бога. Он был подобен чистому пшеничному зерну, впитывающему свежую влагу и прозябающему в доброй почве. На свою жизнь он взирал через слово Божие, в котором черпал все для своей души. Он делал шаг на своем жизненном пути лишь тогда, когда перед ним шел Сам Яхве. Так некогда Бог Своими путями вел Авраама, родоначальника еврейского народа; так некогда выходил из египетского плена богоизбранный народ, когда перед ним следовал в столпе Яхве. Великий Моисей в дерзновенном порыве однажды даже воскликнул к Всевышнему: Если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда (Исх 33:15).

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

По определениям Твоим все стоит доныне ( Пс.118:90–91 ), – поставил их (солнце, луну и звезды) на веки и веки; дал устав, который не прейдет ( Пс.148:6 ; ср. 118:89–91; Иер.33:20, 25 ), или: Он повелевает солнцу Своему восходить… и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ), подавая нам с неба дожди и времена плодоносные ( Деян.14:17 ) и др... В мире нравственном к явлениям естественного промысла относится, когда, напр. за развратною жизнью следует расстройство здоровья и потеря спокойствия, по непреложному закону правды Божией, указанному Премудрым: чем кто согрешает, тем и наказывается ( Прем.11:17 ). Очевидно, в действиях естественного промысла Божия естественные силы природы, действуя по установленным для них законам, являются орудиями воли Божией, исполнителями Его миропромыслительных намерений. Но, исполняя планы Божественного мироправления, силы естественные не стесняются Божественною силою в действиях своих по данным им законам и мир не теряет относительной своей самостоятельности. Исключить совершенно самостоятельность и самодеятельность мира и всякое явление в мировой жизни относить к Богу, как к непосредственной причине, значило бы отождествлять и смешивать силу Божию с силами тварнымы (т. е. впадать в пантеизм). В явлениях естественного промысла соприсутствие Божие миру и Его деятельность в нем закрыты постоянством и неизменностью мирового порядка, а потому не для всех ощутительны. С особенною ясностью открывается промышление Божие в событиях сверхъестественных или чудесах, о которых свидетельствует и слово Божие, и история церкви. 249 В слове Божием эти видимые обнаружения всемогущества Божия во вселенной называются: силами (δυνμεις; – Мф.11:20–23; 13, 58 ; Мк.6:5–14 ; Деян.4:33; 19, 11 и др.) – для означения силы Божией, как действующей причины чудес, также знамениями (σημεα – Мф.12:38, 39 ; Ин.2:11, 18; 6:30 и мн. др.) – т. е. видимыми знаками, очевидными свидетельствами того, что в чудесах говорит и действует непосредственно, или в лице Своих посланников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

По словам Илария, «vae vox dolentis est» («горе» есть голос скорби; см. комментарии к Мф.11:21, 18:7 ). У Луки ( Лк.11:39–52 ) слово «горе» повторяется шесть раз, и возвещения горя разделяются на две группы – фарисеям и законникам. Смысл разбираемого стиха подробно и удовлетворительно толкует Ориген . Книжники и фарисеи сами не входят в Царство Небесное и других входящих не допускают. Эти два греха, естественно, неотделимы один от другого. Кто совершает один грех, тот совершает и другой. Не известно ни одного человека, который, сам входя в Царство Небесное, стал бы препятствовать входить в него другим. Во время Оригена так делали преимущественно те, которые кажутся в церкви более знаменитыми, каковы епископы, пресвитеры и диаконы. Те, которые хорошо живут и хорошо проповедуют слово истины, открывают пред людьми Царство Небесное; и сами входят, и других приглашают войти. Злые же, которые не пастыри, а наемники, запирают двери Царства Небесного перед людьми. «Можно видеть, – прибавляет Ориген , – многих учителей, которые не допускают желающих войти в Царство Небесное, преимущественно когда без рассуждения и неразумно отлучают некоторых, не потому, что они допускают какие-либо грехи, но вследствие зависти и вражды часто запрещают входить и таким людям, которые лучше, чем они сами». Мф.23:14 .  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. (Ср. Мк.12:40 ; Лк.20:47 .) Этот стих Матфея некоторые толкователи считают интерполяцией из указанных мест Марка и Луки. Его нет в Синайском кодексе, В, D, Z, L, I, 28, 33 и др. У Марка и Луки этот стих подлинен. Обличение направлено против гнуснейшего хищничества – оскорблений, обид и хищений имущества бедных и беспомощных вдов и против мнимой набожности тех, которые долго молятся напоказ. Мф.23:15 .  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Последнее есть обязанность не только священнослужителей, но и всех христиан, ревнующих о распространении христианской веры и благочестия. Каждый в своем кругу и при подходящих обстоятельствах может быть проповедником. Исповедание зависит больше от различных обстоятельств времени и места, а проповедание больше зависит от желания и соответствующей подготовки христианина. Обязанность исповедания Бога ясно возлагает на нас Господь Иисус Христос, когда говорит: всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим Небесным, а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным ( Матф. 10:32–33 ; Мк. 8:38 ). Ап. Павел пишет: Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься ( Рим. 10:9–10 ; ср. 1Тим. 6:12,13 ). А к обязанности проповедовать Бога ясно призывает всех христиан ап. Петр, говоря: вы род избранный, царственное священство, народ взятый в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет. 2:9 ). Особенное значение получает исповедание во времена открытых нападений на веру. Такие нападения терпели христиане особенно в первые века, и будут терпеть, по пророчеству Господа Иисуса Христа, перед вторым Его пришествием. Этот подвиг называется исповедничеством и мученичеством. Это самое высшее прославление человеком Бога на земле и самое высшее торжество христианства. При этом подвиге уместно и проповедание. Мы знаем, что апостолы и мученики говорили речи о Христе, проповедовали Бога и своею речью даже обращали в христианство своих мучителей. Гонение на веру возможно во всякое время, и если не внешнее, то внутреннее, если не огнем и мечем, то словами, книгами и безбожной жизнью. Напр., в наше время христианам немало приходится бороться с вольнодумством, с равнодушием к вере и преследованием одних земных и материальных целей и т.п. При каких бы то ни было обстоятельствах христианин не должен стыдиться Евангелия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Сегодня Православие испытывает колоссальное давление со стороны враждебных сил. Агрессивный секуляризм и тоталитарный либерализм стремятся при помощи средств массовой коммуникации насадить в сознании наших современников ненависть к Церкви, сформировать отрицательный образ христианина, обвинить пастырей и пасомых во всевозможных нравственных преступлениях, для того чтобы дискредитировать дело Божие. Но Церковь на протяжении без малого двух тысяч лет своего существования неоднократно переживала подобные обвинения. Она преодолеет их и в этот раз, ибо ей устами своего Основателя обещана окончательная победа (см. Мф. 16:18). Однако всем нам и особенно архипастырям следует помнить слова Христовы: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Прими же сей жезл как знамение силы Божией, совершающейся в немощи (ср. 2 Кор. 12:9) и гряди к народу, молившемуся с нами за Литургией. И да будет преподанное тобой благословение добрым началом предлежащего служения, совершаемого во имя «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/2127785.ht...

Скачать epub pdf Глава 14 Прощальная беседа Господа с учениками после тайной вечери (продолжение: ст. 1–31). 1. Ин. 14:1 . Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. Ин. 14 д.; Ин. 12:44 ; Мк. 11:23 . 2. Ин. 14:2 . В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. Ис. 63:15 ; Евр. 13:14 ; 2Кор. 5:1 ; Лк. 14:22 . Да не смущается сердце ваше: от Петра Господь обращается ко всем прочим ученикам с успокаивающей речью относительно Своего отшествия от них. Всем им Он сказал, что теперь они не могут прийти туда, куда Он идёт (13:33), Петру сказал, что он после пойдёт за Ним (13:36); теперь это обетование Петру Господь обобщает, относит ко всем ученикам и поясняет, как оно будет исполнено в отношении к ним. Мысль о близости отшествия от них Господа не должна смущать сердца их (ср. 12:27), потому что это отшествие есть только средство привести их в постоянное, вечное (вместо временного на земле) общение их с Христом в состоянии Его прославления. Для успокоения их сердца, чтобы не смущалось оно, Господь требует от них веры в Бога и в Себя: веруйте в Бога и в Меня веруйте. Разумеется вера не в общем смысле слова, каковую имели ученики Господа, но нравственное доверие к истине того, что говорит и имеет сказать им Господь о Своём отшествии к Отцу и взятии их к Себе, и – в непреложность такого именно действования Отца Небесного в отношении к ним. Веруйте в Бога, у Которого готовы для вас небесные обители, и в Меня, Который готов сделать всё, чтобы привести вас в сии обители. – В доме Отца Моего обителей много: речь, очевидно, иносказательная. Образ заимствован от великолепных царских палат восточного царя, в которых много покоев не только для царей и наследников трона, но и для всех, столь многочисленных на Востоке, при особых условиях семейной жизни, царских детей. Или, может быть, от храма иерусалимского, как дома Отца Небесного на земле (2:16), в пристройках которого также много было отдельных помещений (обителей).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так и в настоящем случае Евангелие повествует, что когда шло за Иисусом Христом множество народа, Он обратился к нему и сказал: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и самой жизни своей: тот не может быть Моим учеником. Для чего это нужно? Нужду эту Спаситель Сам сейчас же и объясняет притчами. Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог кончить! Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире ( Лк. 14:28–32 ). Итак, что ж всем этим внушает Спаситель? То, чтобы последование Ему не считали делом легким, что потребуются жертвы очень важные, что надобно будет разорвать связи самые близкие, надобно будет приготовиться к борьбе на жизнь и смерть, что враги будут не извне, восстанут чада на родителей, родители на чада, враги человеку домашние его, надобно быть ко всему готовым, на все решиться. Иначе лучше совсем не начинать дела. Следовательно, каких же требует ненавидеть родителей? Всех ли вообще и непременно? Конечно, нет; зачем ненавидеть родителей христианских? Они идут одним с нами путем и не только не останавливают, но еще руководят в следовании за Иисусом Христом. Очевидно, разумеются и родители, которые препятствуют учению евангельскому, становятся между нами и Иисусом Христом и в то время, как Он отверзает нам двери рая, влекут в ад к диаволу. Повелевает, говорит святой Иоанн Златоуст , не просто возненавидеть; ибо это совершенно противозаконно; но если кто из них скажет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, то в сем случае возненавидь его. Но говорят еще: зачем же ненавидеть и в таком случае? Не лучше ли молиться за родителей, даже нечестивых? Зачем эта ненависть, столь противная для доброго сердца? Спаситель Сам объяснил, как понимать слово: ненависть – сказав после приведенной притчи о строящейся башне и царе, готовящемся к войне: так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником ( Лк. 14:33 ). Следовательно, слово ненавидеть имеет тот же смысл, что и слово отрешиться, то есть не быть привязанными – оставить. Этого уже и довольно для благонамеренной любознательности, тем более что и другие евангелисты в таких же выражениях передают подобное место. Но если кто и за всем тем продолжает спрашивать, зачем Иисус Христос употребил именно это слово: ненавидеть, почему с первого раза не сказал: оставить родителей, или отрешиться от родителей, тому скажем, что Спаситель иногда требовал еще более важного, требовал погибели, да еще чего? Погибели души. Вот это место: иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю ( Мк. 8:36 ; ср. 12:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010