Только вас призвал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши (Ам 3:2). О международной политике говорит немало также Исайя, но я нахожу наиболее поучительным случай Иеремии. Пророк, которого презирали больше всех других пророков, живет в Иерусалиме, почти уже осажденном вавилонянами. Он призывает к переходу на их сторону как к единственной возможности спасти жизнь, призывает сдаться, чтобы избежать разрушения. Это очень реалистичная политическая позиция, но она полностью противоположна патриотическим народным ожиданиям. Иеремию обвиняют в пораженчестве, едва ли не в соглашательстве с врагом. В определенный момент почти единственным человеком, который продолжает тайком слушать заключенного в узы пророка, остается царь Седекия. Пророк и царь встречаются лицом к лицу перед самым захватом города. И на этом примере мы так же видим, что пророк не просто объявляет, подобно какому-то гадателю, чтó должно произойти, а то, что непременно случится, если не будет соблюдаться божественная справедливость (Иер 37-38) . Судебный процесс Еврейское пророчество – изумительное литературное богатство. Оно обладает широчайшей жанровой гаммой – от инвектив до плачей, от аллегорических притчей до литургических гимнов и песен любви. У каждого пророка – свой гений, свой особый стиль, ощутимый особенно у самых больших из них: стилистику Исайи, Иеремии или Иезекииля не спутаешь между собой. Впрочем, есть литературный жанр, характерный для всего письменного пророчества – судебная процедура, процесс против Израиля. Обобщая, можно сказать, что тексты, написанные в жанре судебного процесса в целом или частично, состоят из следующих элементов:             — созыв свидетелей (ср. Ис 1:2а. Мих 6:1-2);             — обвинительная речь или формулировка (ср. Ис 1:2b-3. Мих 6:3-5);             — призыв к обвиняемому оправдываться (ср. Ис 1:18-20. Мих 6:6-7);             — приговор или суждение (Ис 1:24-25. Мих 6:8). Приговор почти всегда предваряется чacmuцeй lakhen, “поэтому”. Это слово связывает обвинение с приговором, с объявлением наказания. Однако мы увидим, что эта схема не всегда соответствует юридической логике, но всегда – логике пророческой.

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

Народ Мой! С этого обращения – – начинается обвинительная речь YHWH, обращённая к израильскому народу ( Мих.6:3–5 ). Обычный тон обвинительных речей суров, но здесь нет этой суровости, речь YHWH больше похожа на самозащиту. Цель этой речи – не осуждение Исраэля и не расправа над ним, а поиск пути примирения с ним. Народ YHWH должен осознать свою неправоту и повиниться перед своим Богом. Несмотря на нарушение завета с YHWH, на непослушание Ему и неблагодарность, несмотря ни на что, этот народ по-прежнему остаётся Его народом. В Мих.6:5 это обращение повторяется. Что Я сделал тебе? Чем отягощал тебя? YHWH не сделал своему народу ничего плохого, ничем его не отяготил, не утомил (глагол – hifil от корня ), ничем не затруднил его путь. Вся история взаимоотношений YHWH с Исраэлем представляет собой череду оказанных этому народу ясных и несомненных благодеяний, первое из которых – освобождение от рабства ( Мих.6:4 ). Ср. Ис.5:4 : «Что ещё надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?». Отвечай Мне! Исраэлю нечего ответить в своё оправданье, не в чем обвинить YHWH. Хотя на пути из Мицраима Исраэлю действительно приходилось преодолевать трудности (см. Исх.18:8 и Числ.20:14 , где – существительное от того же корня, что и глагол ), но Господь не досаждал своему народу этими трудностями и преградами, а напротив, спасал его от них. У Исраэля нет оснований считать себя брошенным на произвол судьбы и предъявлять Богу претензии. Можно отметить игру слов, построенную на созвучии и ( Мих.6:4 ). Я вывел тебя из земли Мицраим, из дома рабства искупил тебя… События прошлого становятся поводом для обвинения Исраэля в непослушании. Ср. Иер.2:5–8 ; Ос.11:1–5, 13:4–6 ; Ам.2:9–11 . Буквально значит возвёл тебя. В Торат-Моше в Мицраим часто нисходят, опускаются (корень , ср. Быт.12:10, 39:1 ), а из Мицраима восходят, подымаются (корень , ср. Быт.13:1 ; Исх.3:8, 17:3, 32:1 ; Лев.11:45 ; Числ.14:13 ; Втор.20:1 и др.). «Восходят» в еврейском языке и все приходящие в Святую Землю откуда бы то ни было, тем более приходящие в неё из Мицраима, который для евреев, переживших освобождение из рабства и для их потомков, всегда остаётся духовным и экзистенциальным дном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Общество, в котором живёт Миха, достигло крайней степени деградации, целиком превратилось в криминальную сеть, где каждый – одна из её ячеек. Если в предыдущих главах ( Мих.2–3, 6 ) говорилось о преступлениях, совершаемых в основном элитой, правящими классами, то теперь говорится, что преступны все они (), всё общество (ср. Пс.12 /11:2). Рыба, начавшая гнить с головы, прогнила насквозь. Ср. Ис.59:4–8 ; Иер.5:1–5, 9:1–4 323 . Термин имеет несколько значений: благочестивый, верный, добрый, милостивый и т. п. К данному контексту – а контекст здесь не религиозный, а социальный – пожалуй, лучше всего подходит значение добрый или милостивый. Народ, призванный любить милосердие, или добро ( – Мих.6:8 ), совершенно забыл, что это такое, «возлюбил» зло и жестокосердие. В параллелизме с стоит – прямой, правый. Не осталось прямых, прямодушных людей, кругом лукавство и обман. Пророк одинок в таком обществе и, наверное, мог бы сказать вместе с пастернаковским Гамлетом – «я один, всё тонет в фарисействе» 324 . Глагол (находиться в засаде) может использоваться при описании засады как военно-тактического действия (напр., Нав.8:2 ; Суд.9:34 ; 1Цар.15:5 ), и в этом случае его значение нейтрально. Но когда говорится о враждебной хитрости по отношению к ближнему, когда с помощью этого глагола описываются действия против невинного, тогда он приобретает ярко негативную окраску – так поступают бандиты, убийцы. Ср. Втор.19:11 ; Пс.10:9 /9:30. Таковыми пророк объявляет всех своих современников – все они () прячутся в засаде, подстерегают свою жертву ( ), чтобы убить её – очевидно, с целью завладеть её собственностью. Выражение (ср. Притч.1:11, 18 ) может означать не только убийство, но и всякое насилие 325 . И хотя здесь (как и в стоящем в параллелизме к нему , каждый) является некоторым поэтическим обобщением и преувеличением, но видимо незначительным: отношения между людьми в обществе, в котором живёт пророк, совершенно испорчены, все и каждый в нём – злодеи (ср. Пс.12 /11:2). «Каждый () объявил охоту (использованный здесь глагол означает охотиться), и на кого? – на своего брата ()! Растянул охотничью сеть (), чтобы поймать его! С помощью очень сильной метафоры всеобщей охоты показывается – в обществе все злоумышляют друг против друга, все друг другу – не братья и ближние, а добыча (ср. Ос.6:9 ). Человек человеку – волк 326 . И первые среди преступников – те, у кого в руках сила и власть ( Мих.7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Современниками Михи были пророки нОшеа и Йешайану (Йешайя). С книгой последнего у Михи имеются «параллельные места» и даже один довольно пространный общий текст – ср. Мих.4:1–3 и Ис.2:2–4 . Два этих пассажа совпадают почти буквально. Кто кого «цитирует» – Миха Йешайану или Йешайану Миху? 32 Или они независимо друг от друга получили от YHWH одинаковые откровения? Или это работа позднейших редакторов пророческих книг, «обогативших» книгу Йешайану пророчеством Михи, или, наоборот – книгу Михи пророчеством Йешайану? Вряд ли этот вопрос можно решить при помощи экзегетического инструментария 33 . В книге Михи находят продолжение основные темы книг Амоса и нОшеа. С нОшеа Миху объединяет тема идолопоклонства Исраэля – главный предмет обличений северным пророком своего народа. Как и нОшеа, Миха провозглашает божественный приговор над Исраэлем и объявляет о скором уничтожении Северного царства. А тема правосудия и защиты угнетённых бедняков единит Миху с самым первым письменным пророком – Амосом, «пророком социальной справедливости», который, хоть и пророчествовал на Севере, был, как и Миха, южанином по происхождению ( Ам.1:1 ). Разница лишь в объекте обличений: Амос обличает социальные язвы израильского общества, а Миха – иудейского. Иногда Миху называют «южным Амосом» 34 . Согласно Михе, у Исраэля и Йенуды – не одна и та же вина: Исраэль обличается Михой по преимуществу в идолопоклонстве (хотя и Йенуда не свободен от обвинения культового характера: Мих.1:5 ), а Йенуда по преимуществу – в социальной несправедливости и коррумпированности правосудия (у Амоса – ровно наоборот: в идолатрии виновен Йенуда, а в социальной несправедливости – Исраэль, ср. Ам.2:4–5 и Ам.2:6–8 ). Пророчество Михи о разрушении Йерушалаима и находящегося в нём Храма YHWH ( Мих.3:12 ) произвело на жителей столицы Йенуды столь сильное впечатление, что и спустя столетие их потомки, отцы города, помнят об этом пророчестве: Иер.26:18 . Эхуд Бен Цви 35 рассматривает книгу Михи как сборник пророчеств, которые принадлежали различным безымянным авторам, жившим до вавилонского плена, в плену и после плена, а в персидскую эпоху были собраны во единую книгу, отредактированы и надписаны именем Михи. Рено вычленяет три фазы редактирования, последняя из которых – послепленная 36 . Лесков же вообще разглядел в книге Михи множество послепленных переработок, продолжавшихся вплоть до эпохи эллинизма 37 (более сдержан Йорг Йеремиас, считающий, что редактирование книги завершилось в эпоху плена 38 ). Справедливости ради следует сказать, что у этих авторов есть и оппоненты. На противоположном от Лескова полюсе разместились Вальтке 39 и Аллен 40 . Последний относит почти весь текст книги (за исключением Мих.1:1, 4:1–4, 6–8, 7:8–20 ) к VIII веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Ср. также 1Цар.2:10 ; Зах.9:10 . Он возвеличится (), и его величие превзойдёт величие Давида и Шломо – оно распространится до краёв земли (). …это будет мир. Правление Царя-Машиаха, нового Давида принесёт всей вселенной нерушимый и вечный мир (ср. Ис.9:5 258 , 11:1–9). Лозунг «миру – мир!», столь популярный в годы разоружения, перестанет быть пустым звуком. Долгожданный мир () воцарится и на Ближнем Востоке, и до краёв земли ( Мих.5:3 ), до самых крайних её пределов. Ср. Мих.4:3 . Можно перевести и через Он: и будет Он – мир 259 . Сам Машиах будет миром! Когда Ашшур придёт в нашу землю и когда вступит в наши дворцы, мы выставим против него семь пастухов и восемь князей людских. И будут они пасти землю Ашшура мечом и землю Нимрода – в воротах её. IX–VII века были временем доминирования на Ближнем Востоке Новоассирийской державы – первого в истории человечества государства, претендовавшего на мировое господство. На протяжении этих веков передовой в военном отношении Ашшур терроризировал все ближневосточные страны, внушал страх и ужас их обитателям 260 . Его грозная тень нависала в эти столетия и над Йенудой, маленьким царством давидидов. Миха предрекает: Царь-Машиах даст отпор захватчикам-ассирийцам и избавит Эрец-Исраэль от их жестокой власти, то есть, совершит то, что неспособны совершить современные пророку слабые иудейские цари. Больше того – новый Давид не только прогонит ассирийских захватчиков (ср. Ис.14:25–26 ), но и покорит и сам Ашшур. На атаку иноземного агрессора Исраэль ответит контратакой, которая перейдёт в стремительное контрнаступление: под руководством Машиаха Исраэль погонит своего неприятеля до самой его земли, чтобы сокрушить зверя в его логове. Ашшур (), бывший для современников Михи апофеозом зла и жестокости, представляет в этом пророчестве не только ассирийцев, но и всех врагов иудейского народа и, как во многих других текстах (ср. Ис.10:12, 24–25, 19:23–25, 27:13 ; Наум.3:18 ; Зах.10:11 ; 1Ездр.6:22 и у того же МихиМих.7:12 ), «не только обозначает конкретную историческую силу, сколько является шифром бесчеловечного насилия, движущего историей и определяющего её, насилия, над которым Бог посредством Своего Машиаха и народа… одержит полную и окончательную победу» 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Особенно жестоко поступали они с подвластным им бедным народом, с должниками, впадшими в руки жестокосердых заимодавцев и преданными их суду, с вдовами и сиротами; по отношению к этим последним действия и суд их были беспощадны; приговором судей несчастные лишаемы были всех средств к существованию; с ними, по словам пророка, поступали как с животными, осужденными на заклание, «сдирали с них кожу и ели их мясо», то есть притеснением, обидами доводили их до самого бедственного состояния. Между корыстолюбивыми вельможами и богачами и между продажными судьями существовало как бы нечестивое соглашение 26 к утеснению невинных и беззащитных: князю и богачу нужно овладеть имуществом, принадлежащим бедняку, и нужно достигнуть этого под благовидным предлогом, – и судья оказывал им эту неправедную услугу; в тяжбе богатого с бедным первый, вследствие продажности и пристрастии судей, одерживал верх, а последний лишался своего достояния, а иногда, вследствие смертного приговора, лишался и жизни ( Мих.7:3 ; ср. Мих.6:16 ). Такими неправедными средствами князья и главы дома Израилева наживали огромные богатства и воздвигали себе великолепные здания, которые пророку казались построенными на крови. Очевидно, что такие начальники и судьи не могли быть блюстителями блага общественного, не могли внести отрады и утешения в общество людей, им подчиненных. Вместо того, чтобы быть защитниками и охранителями блага людей, вверенных их управлению, они сами становились жестокими притеснителями, бессердечными палачами их; правление их было ознаменовано обилием всякого рода неправд, слез и крови. Но послушаем лучше, как изображает пророк тогдашних начальников народа Иудейского. «Послушайте, главы Иакова и судьи дома Израилева! Не ваше ли дело знать закон? А вы ненавидите добро и любите злое; сдираете с них кожу их и с костей их мясо их. Едят мясо народа Моего, и кожу их снимают с них; и кости их разбивают и раздробляют, как бы в котел, и мясо, как бы в горшок» ( Мих.3:1–3 ). «Выслушайте сие, главы дома Иаковлева и судьи дома Израилева, презирающие закон и превращающие все правое, созидающие Сион на крови и Иерусалим на неправде» ( Мих.3:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

…чтобы познать благодеяния YHWH. Буквально значит праведные дела 302 . Синтагма встречается в Танахе не раз (напр., Суд.5:11 ; 1Цар.12:7 ; Пс.103 /102:6), её перевод может варьироваться в зависимости от контекста. Вся забота YHWH об Исраэле, все чудеса, совершённые Всевышним для Его народа, от исхода из Мицраима до завоевания Кнаана – это Его благодеяния. Его праведные дела, которыми Господь не затруднял избранному народу путь спасения, а напротив, делал этот путь лёгким и успешным. Ср. Нав.24:5–13 . Раши: «Вы должны признать Мои праведные дела, ибо Я не утаил от вас Мою доброту и Мою помощь, пока не привёл вас в Гильгаль». Эта короткая историческая ретроспектива ( Мих.6:4–5 ) призвана показать благость Божию по отношению к избранному народу, неизменное стремление YHWH благословлять свой народ и благодетельствовать ему. Судебную тяжбу () можно считать успешной, если одна из тяжущихся сторон признала правоту другой стороны (и, соответственно, свою неправоту). Следующие стихи ( Мих.6:6–7 ), содержат прямую речь Исраэля, который признаёт свою вину перед YHWH и стремится её загладить. С чем предстану пред YHWH, склонюсь пред Богом Всевышним? Исраэль думает, что искупить вину и вернуть Божье благоволение можно торжественным богослужением с многочисленными жертвоприношениями. Тем более что и Всевышний напоминает ему об Анароне ( Мих.6:4 ), олицетворении богослужения. Но этические проблемы (о них довольно говорилось в 1–3 главах пророческой книги) не решаются с помощью культа (ср. Ис.1:11–17 ; Иер.7 ; Ам.5:21–24 ). Социальная несправедливость, экономические правонарушения, коррумпированность верхушки общества, включая «духовенство» – все эти преступления не загладить богослужениями. Бог – не человек. Он не берёт взяток. В породе nifal редкий глагол появляется только в этом месте у Михи (в породе qal (гнуть, преклонять, смирять) – ещё в четырёх местах Танаха: Ис.58:5 ; Пс.57 /56:7, 145/144:14, 146/145:8). Перевести можно как низко сгибаться, склоняться. Конечно, человек должен преклоняться перед Богом Всевышним ( ). Но чего стоит такое поклонение, даже с самыми дорогими для человека жертвами, без покаяния и исправления? Ср. Пс.51 /50:18–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Положить руку на уста ( ) – жест того, кому нечего сказать. Неприятельница, насмехавшаяся над Исраэлем ( Мих.7:10 ), наконец, заткнётся. Пережив Богоявление и увидев полное сокрушение своей мощи, народы будут безмолствовать в изумлении и смущении. Ср. Суд.18:19 ; Ис.52:15 ; Притч.30:32 ; Иов.21:5, 29:9 . Отчего оглохнут уши их ( )? Бернини считает, что народы не только увидят проявление Божьей силы, но и услышат сильный звук, от которого оглохнут 356 (ср. Иов.26:14, 40:4 ). Впрочем, можно понимать эту глухоту и в переносном смысле: народы «оглохнут» от неслыханной новости о своём оглушительном разгроме. Следствием этого разгрома будет не только позорная капитуляция армий всех стран, но и смиренное признание народами господства над собою YHWH. Пристыжённые, онемевшие и оглушённые народы мира устрашатся Бога Исраэля и обратятся к Нему за пощадой: Будут прах лизать, как змей, как ползающие по земле. Затрепещут из укрытий своих, и – к YHWH, Богу нашему. Устрашатся они Тебя, убоятся. Безоговорочная капитуляция в надежде на пощаду. Народы уподобляются змею (, ср. Быт.3:14 ) и пресмыкающимся, ползающим по земле ( ) 357 : они склонятся перед YHWH лицом до земли, подползут к Нему в страхе и трепете 358 . Выражение лизать прах ( ) встречается также в Ис.49:23 и в Пс.72 /71:9. Затрепещут (и выйдут) из укрытий своих ( ) – чтобы сдаться, как когда-то пять царей вышли из пещеры и сдались Йеношуа ( Нав.10:22–28 ). Им не останется ничего другого, как только отдаться на милость YHWH, Бога Исраэлева. Ср. Исх.15:14–16 ; 2Цар.22:45–46 ; Пс.18 /17:45–46. Книга Михи завершается хвалебным гимном ( Мих.7:18–20 ), в котором воспеваются милость YHWH по отношению к Исраэлю и Его верность клятвам, данным Авранаму и Яакову. Произносится этот гимн от имени всего израильского народа: Мих.7 :19a, 20b. Жанрово и тематически он перекликается со многими псалмами, а также с некоторыми пассажами книги Йешайяну ( Ис.12, 25:1–5, 63:7–9, 64:9 ), и совершенно явно – с торжественными словами Исх.34:6–7 : «YHWH, YHWH, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…» 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Главы его судят за взятки, священники учат за плату, пророки предвещают за деньги… Коррумпирована вся верхушка общества, весь политический и религиозный истеблишмент. Ср. Иез.22:25–29 . Продажные религиозные деятели – священники () и пророки () – обслуживают власть, глав (), одобряют её судебные решения, принимаемые в пользу богачей. Политические пастыри народа являются взяточниками – судят за взятки ( ), как сказал Амос, «продают правого на серебро, и бедного – за пару сандалий» ( Ам.2:6 ). Духовные пастыри равняются на пастырей политических – священники Иерусалимского храма учат (просвещают) за плату ( ), пророки предвещают (гадают) за деньги ( ). Как и в Мих.3:5–6 , пророки обличаются здесь не столько за метод, с помощью которого они получают свои пророчества (хотя имплицитно осуждается, конечно, и метод – гадание), сколько за продажность. Материальный интерес – вот то, что объединяет начальников, священников и пророков в единый союз, является их скрепой и стимулом для соработничества. Ради денег они готовы цинично пренебречь всеми законами, «за взятку оправдать злодея и правых лишить законного» ( Ис.5:23 ). Ср. Исх.23:6 ; Втор.16:19, 27:25 ; Ис.1:23, 10:1–2 . Позднее, примерно через полвека после Михи пророк Ц е фанья будет столь же сурово обличать преступную иерусалимскую власть и две её идеологические опоры – пророков и священников. Народ для князей столицы, согласно Ц е фанье – это добыча, пожива: «Князья её посреди неё – рыкающие львы, судьи её – вечерние волки, не оставляющие до утра ничего» ( Соф.3:3 . Ср. Мих.3:3 ). Столичные пророки и священники – преступны, как и их вельможные покровители: «Пророки её – люди легкомысленные, вероломные; священники её оскверняют святыню, попирают Тору» ( Соф.3:4 ). Если главы народа и пророки за свою алчность уже подвергались осуждению в предыдущих речах Михи ( Мих.3:2–3, 3:5 ), то обвинение в адрес священников звучит у него впервые. Одна из обязанностей священников (и левитов) состояла в том, чтобы учить народ судам YHWH и Его Торе ( Втор.17:8–13, 33:10 ; Мал.2:7 . См. также Лев.10:10–11 ; Иер.18:18 ; Иез.7:26 ; Агг.2:11–13 ). Несомненно, священники и левиты должны были получать определённую плату и за работу во святилище, и за учительство. Но плата не должна была быть для них мотивом при принятии решений! 176 В некоторых спорных случаях священники занимались судебными разбирательствами в качестве суда высшей инстанции: Втор.17:8–13 . Несомненно, принимая то или иное решение, священники должны были руководствоваться исключительно заповедями Всевышнего и решать тяжбу между израильтянами честно и не взирая на лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Так говорит YHWH о пророках… Миха не отрицает, что его оппоненты тоже являются пророками (), что они тоже обладают пророческой харизмой. «Разница между истинными и ложными пророками, – замечает Бернини, – не в том, что у одних больше пророческой харизмы, а у других меньше. Разница – в том, как они используют свою харизму» 163 . – см. комм. к Мих.2:3 . переводим через о, хотя можно перевести и через против (ср. Мих.1:1 ). …которые сбивают с пути народ Мой… Внезапный переход к прямой речи YHWH. Где прямая речь YHWH закончится, и начнётся опять прямая речь Михи, трудно определить: Мих.3 :5b–6 можно рассматривать и как слова YHWH, и как слова пророка 164 . Вместо того, чтобы вести народ путём Божьим, пророки сбивают, сталкивают () его с этого пути (с пути добавляем по смыслу) – совращают. Можно перевести и так: сбивают с толку. Сами бестолковые и других с толку сбивают. Глагол может использоваться в политическом и в религиозном контексте. В религиозном – например, в 4Цар.21:9 ; Иер.23:13 ; Ос.4:12 ; Ам.2:4 ; 2Пар.33:9 . В эмоционально окрашенной фразе чувствуется оппозиция между пророками, с одной стороны, и народом – с другой. На чьей стороне YHWH (и Миха)? YHWH – на стороне народа, это Его народ, Он так его и называет: . А на противной по отношению к YHWH и народу стороне – пророки: это не Его пророки. …кусают зубами своими – и возвещают мир, а тому, кто не кладёт им в рот, объявляют священную войну. Вопрос, о чём пророчествовать, о войне или о мире, для оппонентов Михи решается просто: кто хорошо заплатит, тот и пророчество хорошее получит, а кто поскупится, сам виноват. Ср. рассказ, содержащийся в 3Цар.22 и в 2Пар.18 – там похожая история: четыреста пророков предвозвещают царям Исраэля и Йенуды победу, и только один, Михайэну бен Имла ([] ) предсказывает им поражение. Цари не внимают словам Михайэну (добрые пророчества всегда приятней слушать) и в результате терпят военное поражение. Пророки, предсказывающие мир, согласно Ирмейяну, проверяются просто: «Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» ( Иер.23:9 ). Ирмейяну сказал эти слова в полемике с другим пророком, Хананией. Время показало: слова Ирмейяну, возвестившего долгий плен, оказались истинными, а слова Ханании, обещавшего, что плен будет недолог, ложными. Этот факт (а не только смерть Ханании), выявил, кто является пророком Господним, а кто не является им. См. рассказ о противостоянии Ирмейяну и Ханании в Иер.28 . Ср. Иез.13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010