Несмотря на то что авторы НЗ редко обращались к 3-й песни Раба Господня (Ис 50. 1-11a; ст. 9 в Рим 8. 33 и, возможно, ст. 7 в Лк 9. 51), раннехрист. толкователи также видели в ней указание на Христа, что отмечено уже в «Трех книгах свидетельств против иудеев» свт. Киприана ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 13; вместе с цитатами из др. гимнов цитируются 5-7-й стихи 3-го гимна: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде»). Эти ключевые стихи используются в толкованиях чаще всего. Напр., в Послании Варнавы ( Barnaba. Ep. 5. 14; 6. 3; ср.: Ис 50. 7: «…Я держу лицо Мое, как кремень», связанный с Ис 28. 16). Их используют мч. Иустин, сщмч. Ириней, Тертуллиан, Лактанций, иногда вместе с Ис 53. 7 или 53. 12. Свт. Киприан использует их в «Книге о благе терпения». Коммодиан ( Commod. Carmen apol. 353-356) дает пример их антииудейского толкования. Ориген вкладывает их в уста Христа ( Orig. In Ier. hom. 19. 12). Др. стихи, в т. ч. ст. 4, также понимаются Иустином, Тертуллианом, Климентом Александрийским и Оригеном как указания на Христа. Самый большой, 4-й гимн Раба Господня (Ис 52. 13-53. 12) цитируется св. отцами чаще других (см.: Wolff. 1952). В НЗ он понимается прежде всего как обетование того, что исполняется в Иисусе Христе, в Его служении, в жизни и крестной Смерти, в отвержении иудеями, в провозвестии Евангелия народам. В Biblia Patristica отмечено ок. 300 ссылок на 4-й гимн в лит-ре еще до Оригена. Чаще других этот текст прор. Исаии использовали мч. Иустин, Тертуллиан и сщмч. Ириней. Для Иустина (как в «Апологии», так и в «Диалоге с Трифоном Иудеем») гимн является важнейшим доказательством того, что все происшедшее с Иисусом Христом во время Его земного служения было предречено. Особо выделяются стихи о вочеловечении без «вида» и «величия» (Ис 53. 2), о смысле Его Жертвы (ст. 5: «за грехи наши», «за беззакония наши», «наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»), о божественности (ст. 8: «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?»).

http://pravenc.ru/text/674802.html

О том, что непорочность девственника должна проявляться во всем, сщмч. Киприан Карфагенский (1-я пол. III в.) писал: «Если (некоторые) посвятили себя Христу, то должны пребывать целомудренными и чистыми, без всякой фальши и с твердостью и постоянством ждать награды девства. Если же не хотят более оставаться в этом состоянии или не могут, то лучше пусть вступают в брак, чем впадать им в огонь от своих согрешений» ( Cypr. Carth. De habitu virginum; ср.: 1 Кор 7. 7-9). «У христиан есть мужи,- свидетельствовал Ориген (кон. II-III в.),- которые служат Божеству отсечением от души всякой похоти... совершенное девство почитают» ( Orig. Contr. Cels. VII 48). Воздержание от удовольствий брачной жизни подавляет похоть, отрешает сердце от привязанности к земному, делает его более способным возлюбить Бога: когда сердцу нечего любить и нечем услаждаться на земле, тогда в нем сильнее может пробуждаться жажда небесного, и оно тем совершеннее может любить Бога. «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор 7. 32-34). По мере очищения сердца и по мере освобождения ума от влияния страстей очищается, просветляется и взор ума на предметы, и ему способнее возносится в высшую область созерцания Бога. Ясное видение Бога Спаситель усвояет имеющим чистые сердца (Мф 5. 8). Целомудрие Д., подавляя волнение страстей и умиротворяя дух, восстанавливает порядок душевных сил, а отсюда проистекают спокойствие души, чистое удовольствие и духовное веселие ( Петр (Екатериновский), еп. С. 83). Подвиг Д. труден, на этом пути подвижника поджидают мн. искушения от плоти и мира. Издревле существуют удивительные рассказы о христианах-подвижниках, выбравших этот путь к Богу. Особый вид аскетического подвижничества, существовавший уже в первые века христианства,- воздержание в браке.

http://pravenc.ru/text/171553.html

По 2Езд.4Зоровавель просит Дария послать «все сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир,» а по 1Езд.1:7—11 Кир не только не «отобрал» эти сосуды, но напротив отдал их, и они тогда же принесены были Шешбацаром в Иерусалим. По каноническим писаниям их отобрал Навуходоносор (ср. Дан.5:2; 4Цар.25:13—16; 1Езд.1:7). По 2Езд.4все иудеи освобождаются Дарием от податей, а по книге Неемии (5:4; 9:36—37) такой свободы не было дано.    Все указанные «недоумения» дают основания признавать вставки против канонических повествований, в 2Езд.3—5:6, не имеющими канонического авторитета, не согласными с историей и противоречащими всем другим повествованиям книги. Но все вставки имеют благочестивый назидательный характер, способный поучительно подействовать и на правителей разъяснением полномочий, прав и обязанностей их и ответственности пред народом (2Езд.4:1—12), и на всякого читателя разъяснением пагубы, производимой вином (2Езд.3:18—24) и распутством (4:24—31). Но для всех великих и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, чрезвычайно поучительно рассуждение об истине и ее величии и господстве в мире по воле Бога истины: «вся земля взывает к истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепегцут пред нею и нет в ней неправды, все неправедные погибнут, а истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает одно справедливое… И нет в суде ее ничего неправого, она есть сила, и царство и власть, и величие всех веков: благословен Бог истины!» (2Езд.4:35—40). Кто и из современных читателей неспособен тронуться этим возвышенным гимном истине, раздавшимся в эпоху междоусобиц, кровопролитий, насилий сильных над слабыми?.. Кто, при чтении этих возвышенных слов, не в состоянии забыть и отнестись безразлично к точному определению, при ком они произнесены: при Кире или Дарие, или после них, лишь бы были произнесены. Таково и вообще значение всей рассматриваемой книги — не хронологически-историческое, а моральное, коим она и занимает место в Библии. На этот отдел преимущественно обращали внимание отцы Церкви и его прославляли: Киприан (Ер. 74, 9), Августин (De civit. Dei. 18, 36), Ориген (Нот. IX in Iosuam. Сот. in Iohan. t. VI, 1). Августин видел здесь даже пророчество о Христе, названном «истиною» (De civit. Dei 18, 36).    Кроме морального значения вторая книга Ездры (в отделах, соответствующих каноническим повествованиям) имеет историческое значение, как памятник древнего иудейского понимания канонических исторических писаний, параллельный переводу LXX. Климент Александрийский цитирует, как историческое, повествование 3 главы (Strom. 1, 21), а Иосиф Флавий всю книгу в этом смысле повторяет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Св. Кирилл Александрийский также находит, что Ной прежде всего самым именем своим прообразовал Христа, Который «Сам есть истинный Ной, т. е. правда и покой; так толкуется это имя» ( Тит.3, 5 ; Рим.2, 21–26 ). Затем, «в совершившемся относительно Ноя мы полагаем,– говорит он как бы какое изображение и прообраз спасения через Христа» (его тв. ч. 4. стр. 46, 57, 65; ср. св. Киприан Карфагенский тв. ч. 1, стр. 339). Всемирный потоп Гл. 7, 13 В дéнь тóй вниде Нóе, Сим, Хáм, Иáфет, сынове Нóевы, и женá Нóева, и три жены сынóв егó с ним в ковчéг В сей самый день вошёл в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними Св. Иустин Мученик : «Праведный Ной при потопе с прочими людьми, т. е. с женою своей, тремя сыновьями и жёнами их, составляя числом 8 человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мёртвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 138, стр. 374). Гл. 7, 19 Водá же возмогáше зелó зелó на земли: и покры вся гóры высóкия, яже бяху под небесéм И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом По мнению св. Ефрема Сирина , «всюду разлившиеся и всё потопившие собою воды потопа послужили образом неугасимого огня, имеющего явиться во втором пришествии Христа как Судии и Мздовоздаятеля». «Когда Христос придёт с неба,– говорит он,– тотчас неугасимый огонь потечёт, всюду пред Лицом Христовым и покроет» всё. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом сего неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь тогда покроет всё» (тв. ч. 4, стр. 126). Гл. 7, 23 И потребися всякое востáние, éже бяше на лицы всея земли, от человека дáже до скотá и гадóв и птиц небéсных, и потребишася от земли: и остá Нóе един, и иже с ним в ковчéзе. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – всё истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Творения. Кн. 1–2. М., 1993. Кн. 1. Главы о любви: первая сотница, 28. С. 99. 79 Святитель Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. М., 1999. Книга 3. Гл. 18, п. 102. 81 У преподобного Макария (Глухарева) в переводе этой пророческой книги читаем: Я как пьяный, как человек, которого одолело вино, от Иеговы, и от слов святости Его. В переводе Л. В. Маневича: Стал я словно пьяный, как человек, которого вино одолело, — перед лицом Господа, из-за слова Его святого! В прочтении церковнославянской Библии: Бых якомуж пиян и яко человек, егоже одоле вино, от лица Господня и от лица благолепия славы Его. 83 Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя, или о совершенстве в добродетели. М., 1999. С. 85. 89 В пер. Л. В. Маневича читаем: Тут я проснулся, открыл глаза. Сладок был мой сон. В церковнославянском переводе: Того ради востах от сна и видех, и сон ми сладок бысть. 98 См.: Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор 12:1–4). 102 Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. Огласительное поучение двенадцатое. С. 168. 105 Святитель Григорий Римский Великий Двоеслов. Творения. М., 1999. Беседы на Евангелия. Кн. 2. Бес. 22. С. 192. 106 Пассия от лат. passio — ‘страдание’, ‘мучение’ (ср. гл. pamior, passus sum, pami — ‘терпеть’, ‘претерпевать’, ‘переносить’). 109 Святитель Киприан Карфагенский. Творения. М., 1999. Три книги свидетельств против иудеев. Кн. 2. П. 15, 20. С. 117, 122. 113 Святитель Феодорит Кирский. Творения. Ч. 6. Толкование на пророчество божественного Иеремии. М., 1859. На гл. 11. Ст. 19. 114 Преподобный Ефрем Сирин. Книга пророка Исаии. Книга пророка Иеремии.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

«Чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Кол.1:22 ). «Чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит.2:14 ; ср. Еф.4:11–13 ; 1Тим.1:15 ). Задача Церкви осуществляется ее членами постепенно, поэтому в ней верующие являются неодинаковыми по своему духовному совершенству: на ряду с людьми добродетельными (хотя и не безгрешными) в ней есть явные грешники, которых Церковь призывает к покаянию, исправлению и нравственному обновлению. «В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные» ( 2Тим.2. 20 ). В Церкви, как в теле, есть члены «благообразные» и «менее благородные», – «менее совершенные», «слабейшие» ( 1Кор.12:22–24 ). Свидетельства древних христиан Святой Киприан Карфагенский пишет : «если и оказываются в Церкви плевелы, то это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви; нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться быть пшеницею, чтобы, когда начнут складывать хлеб в Господни житницы, могли получить плод по делу и труду нашему. Апостол говорит это в послании ( 2Тим.2:20 ). Постараемся же, возлюбленнейшие братья, и, сколько можем, позаботимся о том, чтобы нам быть сосудами золотыми или серебряными. Право сокрушать глиняные сосуды предоставлено одному Господу, Которому дан жезл железный ( Откр.2:27 ). Раб не может быть больше господина своего, и то, что Отец предоставил одному Сыну, никто не может присваивать себе, почитая для себя возможным носить лопату для очищения гумна или отделять человеческим судом все плевелы от пшеницы. Это было бы гордым упорством и святотатственным посягательством, на которое способно злобное неистовство... Нагло себя воздымающие, будучи ослеплены самою своею надменностью, теряют свет истины». 47 «Не вся Церковь Божия», – говорит блаженный Феодорит, еп. Кипрский († 457–458), – «состоит из совершенных, но есть в ней живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую и возжелавшие служить сластолюбию».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ср. по этому вопросу 239, с. 560-562. Ср. гл. 9. Эти сведения мы находим в синодальном акте патриарха Антония сентября 1389 года, сохранившемся в славянском переводе и опубликованном Прохоровым (233, с. 227). 102, II. 127. Ср. акт восстановления Макария на престоле (102, 142-147). Интересно, что составитель этого акта называет себя ритором Михаилом Вальсамоном, которого мы знаем как автора «Энкомиона» литовским мученикам. Может быть он представлял в патриархате крайние промосковские и антилитовские круги. Постановление Антония, изд. 233, с. 225-228. О жизни Пимена вблизи Константинополя, о его смерти и месте погребения см., в частности: G. Majeska, 97; русские летописи печально отмечают: «и разъяша имение его инии». (246, с. 435). Постановление Антония прямо говорит, что деньги Пимена, как приобретенные незаконно, были переданы Киприану и Федору Ростовскому (233, с. 228). При патриархе Ниле митрополит " Ρωσας появляется в синодальных списках дважды: в октябре 1385 и в мае 1387. Ср. 102, II, 57 (о дате см. 27, с. 377). Во втором случае имеется в виду явно Киприан, поскольку в мае 1387 года Пимен был в России. В октябре 1385 года и Пимен, и Киприан могли быть в Константинополе; однако император Андроник IV, покровитель Пимена, умер в июне этого года, и Пимен вряд ли бы получил право голоса в синоде после этой даты. Поэтому в постановлении 1385 года упоминался, скорее всего, тоже Киприан. Рукопись, прежде находившаяся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, теперь в Ленинской библиотеке, Φ. 152; ср. 252, с. 189. 102, И, 98-99. Ср. 134, с. 93. Нет оснований думать, как это делал И. Б. Греков (202, с. 186-188), что Киприан несет ответственность за союз Польши и Литвы. Следует, скорее, предположить, что в 1387 г. он был в западной Руси, чтобы оградить интересы Православной Церкви. Ср. выше, прим. 32. 102, II, 112. Пространное синодальное постановление февраля 1389 года (102, II, 116-129) также описывает ход событий в России после 1353 года. В целом это описание точнее, чем в акте 1380 года (102, II, 13-18).

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Указания на образ воззрений Киприана, по исследуемому вопросу встречаются, прежде всего, в его письме к Антониану о падших. Способ или образ своих действий в отношении к падшим Киприан называет дисциплиной и свидетельствует, что в своих действиях он не отступает от первоначальной дисциплины (discipl. prior). Затем – перемену образа жизни порочного, но раскаявшегося сына (что он берет собственно, как сравнение) он называет «обращением к дисциплине»; и, следовательно, понятие дисциплины Киприан противополагает состоянию не дисциплинированности, в смысле нравственной распущенности. Сейчас указанный пример употребления этого термина (в применении к раскаянию) указывает на однородность с воззрениями Тертуллиана (ср. Тертуллиана disciplina modestiae et verecundiae). Как нечто уже иное, чем дисциплина, у Киприана трактуется вера (fides, доктрина же, как в известном смысле, тождественный с верой термин, у Киприана, сравнительно с Тертуллианом , употребляется мало). По учению Киприана, в отношении к дисциплине «каждый епископ может располагать своими действиями, имея дать отчет Богу в том, почему он так действует». Совсем иначе, в отношении к вере: здесь от епископа требуется сохранение не поврежденности веры (in fide integritas), а не распоряжение верой, как это, по теории Киприана, епископ, говоря, конечно относительно, имел право в отношении к дисциплине. Отношение между дисциплиной и верой, по Киприану: сообразность первой с последней, что подразумевалось и Тертуллианом (сравн. выше его: una fides una et disciplina) 29 . Во многих случаях Киприан говорит о дисциплине не как об одном каком-нибудь роде постановлений, но как о всей совокупности уставов Церкви. Так, Киприан, по его выражению, желает дать Квирину «некоторые главы, относящиеся к религиозной дисциплине нашего исповедания» (ad retigiosam sectae nostrae disciplinam pertinentia) (сравн. Тертуллиана : discipl. religionis), – дабы ему можно жить не contra disciplinam, а сообразно с дисциплиной 30 . Вмешательство так называемых исповедников в вопрос об отношении к падшим, Киприан считает нарушением дисциплины; и потому выражает желание, чтобы всякий исповедник соображал свои действия с требованиями дисциплины, обязующей к скромности sit in acto suo cum disciplina modestus 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

Письмо к М. Зерновой от 17.7.1935 (архив автора). 218 Письмо к о. Борису Бобринскому от 27.11.1945. 219 Б. Зайцев. Трудный путь. С. 46. 220 М. Феннелл. Архимандрит Киприан Керн. 221 Б. Зайцев. Далекое. С. 75. 222 Протопресвитер Александр Шмеман. Памяти архимандрита Киприана. С. 52-53. 223 Б. Зайцев вспоминает (Далекое. С. 72-73), как в 1944 году, когда Париж был оккупирован немцами, электричества в городе не было, а за окнами слышались взрывы и канонада, он сидел вместе с отцом Киприаном в доме их общей знакомой. Разговор шел не о войне, не об оккупации, не об опасности плена, а... о св. Григории Паламе: " О. Киприан в особенном подъеме. В нервной этой полумгле прочел нам целую лекцию о св. Григории Паламе. В такой обстановке не впервые ли приходилось ему читать, а нам слушать? Да и воспринимать (под бомбардировку окрестностей). Но воспринимали. И как! " 224 Литургика. С. 99. 225 Протопресвитер Александр Шмеман. Памяти архимандрита Киприана. С. 50. 226 Б. Зайцев. Далекое. С. 77. 227 Б. Зайцев. Далекое. С. 71. 228 Письмо к М. Феннелл от 20.4.1945 229 М. Феннелл. Архимандрит Киприан Керн. 230 Б. Зайцев. Далекое. С. 72. 231 Б. Зайцев. Далекое. С. 76. 232 Евхаристия. С. 28. 233 Православное пастырское служение. С. 62. 234 Православное пастырское служение. С. 62-64. 235 Православное пастырское служение. С. 66. 236 " Есть только одна печаль - о том, что мы так далеки от святости " (фр.). Письмо к М. Феннелл от 20.4.1945. 237 Б. Зайцев. Далекое. С. 76 238 От РСХД отец Киприан был всегда далек: молодежным " тусовкам " РСХД он предпочитал ученые диспуты Свято-Сергиевского института. 239 Письмо к М. Феннелл от 11.12.1953. Ср.: Архимандрит Киприан (Керн). Православное пастырское служение. С. 213: " Некоторые... начинают говорить о грехах своих близких, совершенно забывая свои собственные прегрешения и недостатки. Другие начинают вдруг задавать священнику труднейшие богословские и философские вопросы, которые их " мучают " : например, о смысле страданий... о " слезинке ребенка " и пр., совершенно забывая, что исповедь не есть и ни в коем случае не может быть беседой на богословские темы или семинаром по философским проблемам " . 240

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Указания на образ воззрений Киприана по исследуемому вопросу встречаются прежде всего в его письме к Антониану о падших. Способ или образ своих действий в отношении к падшим Киприан называет дисциплиной и свидетельствует, что в своих действиях он не отступает от первоначальной дисциплины (discipl. prior). За тем – перемену образа жизни порочного, но раскаявшегося сына (что он берет собственно как сравнение) он называет «обращением к дисциплине»; и следовательно понятию дисциплины Киприан противополагает состоянию не дисциплинированности в смысле нравственной распущенности. Сейчас указанный пример употребления этого термина (в применении к раскаянию) указывает на однородность с воззрениями Тертуллиана (ср. Тертуллиана disciplina modestiae et verecundiae). Как нечто уже иное, чем дисциплина, у Киприана трактуется вера (fides, доктрина же, как в известном смысле, тождественный с верою термин, у Киприана сравнительно с Тертуллианом употребляется мало). По учению Киприана в отношении к дисциплине «каждый епископ может располагать своими действиями, имея дать отчет Богу в том, почему он так действует». Совсем иначе, в отношении к вере: здесь от епископа —358— требуется сохранение неповрежденности веры (in fide integritas), а не распоряжение верой, как это по теории Киприана епископ, говоря, конечно относительно, имел право в отношении к дисциплине. Отношение между дисциплиною и верою, по Киприану: сообразность первой с последней, что подразумевалось и Тертуллианом (сравн. выше его: una fides una et disciplina). 964 Во многих случаях Киприан говорит о дисциплине не как об одном каком-нибудь роде постановлений, но как о всей совокупности уставов Церкви. Так Киприан, по его выражению, желает дать Квирину «некоторые главы, относящиеся к религиозной дисциплине нашего исповедания» (ad religiosam sectae nostrae disciplinam pertinentia) (сравн. Тертуллиана : discipl. religionis), – дабы ему можно жить не contra disciplinam, а сообразно с дисциплиной. 965 Вмешательство так называемых исповедников в вопрос об отношении к падшим, Киприан считает нарушением дисциплины; и потому выражает желание, чтобы всякий исповедник соображал свои действия с требованиями дисциплины, обязующей к скромности sit in acto suo cum disciplina modestus.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010