Быт.37:15 . И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Что Иосиф сбился с пути близ Сихема, это понятно, так как он жил там еще мальчиком. Традиция еврейская в человеке, встретившем здесь Иосифа, видела архангела Гавриила, который будто бы и потребовал, чтобы он не возвращался назад и точно исполнил приказание отца. Быт.37:17 . И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане. Дофан, или, по чтению LXX, Дофаим (упоминаемый позже в истории пророка Елисея, 4Цар. 6:13 , и еще позже в истории Иудифи, Иудиф. 4:6, 7:3, 8:3 ), по показаниям Иосифа Флавия и блаженного Иеронима , лежал к северу от Самарии и Сихема, при входе в долину Изреель; через эту долину и через город Дофан пролегала караванная дорога с северо-востока в Египет. Место удержало древнее название доселе. Быт.37:18–20 . И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. Увидев еще издали (может быть по характерной одежде) Иосифа, братья – кроме Рувима и Иуды (как видно из последующего, ст. 21–30), а также, конечно, малолетнего Вениамина, – злоумышляют убить, причем как из названия «обладатель» (евр. baal) снов, так и из того, что через убийство брата-сновидца они надеются предотвратить исполнение его снов, видно, что они твердо верили в возможность осуществления их и сильно встревожены были этим. Но именно этот умысел их Бог обратил в одно из звеньев пути, приведшего Иосифа к его возвышению (ср. Быт. 50:20 ). По преданию, предложение убить Иосифа исходило от Симеона и Левия (ср. кровопролитие сихемское) или от одного Симеона: в последнем случае объяснялось бы, почему впоследствии Иосиф именно Симеона ( Быт. 42:24 ) оставляет заложником в Египте. Убитого Иосифа братья предполагают бросить в одну из сухих цистерн (bor) пустыни, каких, особенно в летнее время, немало в Палестине и теперь (ср. Иер. 41:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но человеку не дано проникнуть в последние замыслы Творца. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (55. 8-9). Поэтому люди должны довериться Промыслу. После опустошения земли народы вновь соберутся на горе Сион (41. 27; 46. 13; 49. 22). Если в 1-й ч. прор. Исаия предсказывал суд над Сионом (Ис 1), то во 2-й печаль сменяется радостью. «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» (51. 3; ср.: 51. 11, 16; 52. 1, 7-8). IV. Отрок Господень - Мессия. Образ Отрока является своего рода кульминацией всех мессианских чаяний ВЗ. Его личность описана в неск. речах Исаии (42. 1-7; 49. 1-6; 50. 4-9; 52. 13 - 53. 12). Слово   встречается в 40-55-й главах 20 раз: 13 раз - в отношении к народу Израиля, остальные 7 - в 4 т. н. песнях Раба Господня (42. 1-7; 49. 1-6; 50. 4-9; 52. 13-53. 12) и в стихах, связанных с ними (45. 5-7; 50. 10-11). В Свящ. Писании словом   обозначались: слуги или рабы (Быт 20. 14; 24. 35), храмовые служители (Езд 2. 55; Неем 7. 57), всякий благочестивый человек, как, напр., Моисей (Числ 12. 7-8; ср.: Пс 104(105). 26), Иов (Иов 1. 8; 42. 7), царь Давид (3 Цар 11. 34; Пс 88(89). 4), прор. Иеремия (Иер 26. 5; ср.: Пс 18. 2; 2 Цар 7. 18-29), израильский народ (Ис 41. 8-10; 42. 19; 44. 21-22). Библейское выражение «Раб Господень» коренится в представлении о теократических началах жизни евр. народа, согласно к-рым Господь есть Царь Израиля. Поэтому выражение может обозначать всякого, кто находится в завете с Господом ( Орфанитский. 1881. С. 604). Очень часто оно также передает идею послушания и избранничества: Пс 33(34). 23; 68(69). 36; 78(79). 2; 104(105). 25 ( Zimmerli. 1997. P. 763-769). В греч. переводе И. п. к. (LXX) с учетом многозначности евр. слова   оно передается как πας -«отрок, юноша, сын» (41. 8-9; 42. 1; 44. 21; 52. 13) и как δολος - «раб, слуга» (49. 3), что соответствует букв. значению евр.   ( Zimmerli. 1997. P. 763-769). Помимо слова   наиболее значимые эпитеты, используемые прор. Исаией для характеристики образа Отрока Господня,- «избранник» (   Ис 42. 1; 43. 20; 45. 4), «свет для язычников» (     Ис 42. 6), «праведник» (   Ис 53. 11).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Бог делает Себе славное имя Своими чудесами ( Ис.63:14 ), евреи прославляют имя Его 11 и сами хвалятся Им 12 . Когда Израиль обесславил имя Божие, Сам Бог «пожалел святое имя Свое» и «освятил великое имя Свое, бесславимое среди народов», тем, что «явил перед глазами их» Святость Свою 13 . Именно ради святости имени Своего Бог возвращает «плен Иакова» ( Иез.39:7, 25 ), предсказывая, что впредь «дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего» ( Иез.43:7–8 )… Бог свят и имя Его свято; Бог велик и имя Его велико 14 , но и люди могут возвеличивать его ( 1Пар.17:24 ). Бог един и вечен, и имя Его едино и вечно 15 … И силу Свою Бог проявляет через Свое имя. «Боже, именем Твоим спаси меня» ( Пс.53:3 ). «Помощи наша в имени Ягве» ( Пс.123:8 ). Поразительно, что и на войне Бог помогает Израилю Своим именем: «иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога... хвалимся» 16 … Естественно, что без имени Божьего невозможно никакое благословение: все колено Левиино избрано, чтобы «благословлять именем Божиим» ( Втор.10:8 ), а сыны Аарона должны «возлагать имя Божие на сынов Израиля» ( Числ.6:27 )… Евреи имеют право клясться именем Божиим и даже называются «народом, клянущимся именем Ягве» (хотя и не в истине ( Ис.48:1 ). Сам Бог становится судьей между теми, кто клянется именем Его ( 1Цар.20:42 ), как бы лично присутствуя между ними. «Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое» 17 . Поистине, ветхозаветный праведник чувствовал всем сердцем и разумом близость имени Божьего и в нем – Самого Бога… Весь народ Израильский есть народ, на котором наречено имя Божие ( 2Пар.7:14 ; ср. Иер.14:9 ), но и на каждом еврее наречено оно, ибо сотворил его Бог для славы Своей, образовал и устроил ( Ис.43:6–7 ). «Было слово Твое в радость и в веселие сердца моего, ибо имя Твое наречено на мне, Господь Бог Саваоф» ( Иер.15:16 ) 18 … Быть может, более всего имя Божие пребывает в храме, о котором еще Моисей говорил: «к месту, какое изберет Господь Бог ваш из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Все это изречение содержит в себе ясное и твердое доказательство полной и непререкаемой истинности всего Священного Писания. Из него же вытекает необходимо заключение, что и толковать его нужно не произвольно, но в смысле самого Писания, вдохновленного Духом Святым. Глава 2. Лжепророки и лжеучители (1—3). Примеры Божественного наказания (4—9). Подробнейшая характеристика лжеучителей (10—15). Пример Валаама (15—16). Продолжение характеристики (17—19). Горе им (20—22).     1Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. 1. Отселе начинается у апостола сильное слово против лжеучителей, которые отчасти уже появились в тех христианских обществах, к которым написано и отправлено это послание, а вероятно, и в некоторых других, о чем сведения имел и апостол, и читатели его, отчасти же еще появятся, как предвидел апостол, и в непродолжительном времени. Переход к речи о лжеучителях от предшествующей речи о пророках таков: пророки в народе Божием изрекали слово Божие по воле Божией, и потому слово их, или учение, было непререкаемо истинно, как слово Божие; но наряду с ними, этими святыми людьми, были и ложные пророки, которых Бог не посылал и которых учение, или слово, было ложное. Так и в среде христиан появятся, и уже появились, лжеучители, которых учение не истинно, не от Бога и не от Христа. — Лжепророки (ср. Мф. 7:15; 24, 11 и прим.): это люди, выдававшие себя за истинных пророков — чрезвычайных посланников Божиих, не будучи сами таковыми. Отличительные черты их характера следующие: они уверяют других, не имея на то доказательств, что Бог послал их возвещать волю Его людям, тогда как Бог не посылал их (Иер. 23:21; 27, 15); они обольщают народ, обещая лживо от лица Бога мир и безопасность, тогда как мира и безопасности нет (Иез. 13, 3 и далее); они отчасти обманывают народ доверием к храмовому внешнему богослужению, а отчасти грубо ведут его к безбожию, сами не веруя Богу и закону Его (Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иезекииль обличает тех сынов Израилевых, которые относились к его пророчествам с недоверием или презрением. Он неоднократно утверждает непреложность Божиих постановлений и обещаний и неизбежность суда, ожидающего грешников (Иез 12. 21-25). Более того, жестокой критике подвергаются и те, кто полагали, что Иезекииль предсказывает то, что произойдет в далеком будущем; устами пророка Бог обличает неверность самоуспокоения: «...так говорит Господь Бог: ни одно из слов Моих уже не будет отсрочено, но слово, которое Я скажу, сбудется, говорит Господь Бог» (Иез 12. 28). Ответственность детей за грехи родителей В И. п. к. и в Книге прор. Иеремии приводится распространенная в народе пословица «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез 18. 2; Иер 31. 29), передающая уверенность в том, что грех человека переходит к его потомкам, которые также будут за него наказаны (ср., напр.: Втор 5. 9: «...Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня»). Оба пророка - и Иезекииль и Иеремия - проповедуют личную ответственность человека за содеянное, что вступает в противоречие с этой пословицей и выражаемым ею принципом. Согласно тексту Книги прор. Иеремии, пословица остается верной, однако будет отменена в ближайшем будущем («В те дни уже не будут говорить... но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие...» - Иер 31. 29-30). В И. п. к. принцип ответственности детей за грехи родителей отменен сразу же в момент произнесения пророчества: «Живу Я! говорит Господь Бог,- не будут вперед (   - более, снова) говорить пословицу эту в Израиле» (Иез 18. 3). Иезекииль отвергает любую возможность ответственности детей за грехи родителей и родителей за грехи детей (Иез 18. 10-20), следуя традиции, нашедшей отражение еще во Втор 24. 16: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление». Спасение народа Божия

http://pravenc.ru/text/293579.html

Но при всем том ветхозаветные пророки были очень далеки от представления мессианского царства чисто земным и чувственным. Как бы предвидя заблуждение народа, который мог увидеть в их образных представлениях обещание только земного благосостояния и славы Израиля, пророки с особенной настойчивостью утверждали мысль о духовном характере мессианского царства. Они изображают его такими чертами, которые заставляют видеть в нем не всемирную монархию в политическом смысле, а духовно-нравственное и благодатное царство, члены которого будут обладать совершеннейшим боговедением ( Ис. 2:3; 11:9 ; Мих. 4:2 ; Иер. 31:34 ). Как царство добра, правды и мира настолько совершенного, что в нем совсем не будет места для зла и греха ( Ис. 11:6–9; 65:25 ), грядущее мессианское царство будет утверждено не обыкновенными земными средствами: дом Иудин будет помилован и спасен не луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками ( Ос. 1:7 ). Вместо меча препоясанием чресл Мессии будет правда, и опоясанием бедр Его – истина ( Ис. 11:5 ); поэтому и владычество Его над миром основывается не на физической силе, а на всепобеждающей силе правды и любви: «Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса: Я, Господь, призвал Тебя (Отрока Иеговы) в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя; и поставлю Тебя в завет для народа, во свет язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» ( Ис. 42:5–7 ). Таким образом, Мессия скорее не земной владыка, а духовный пастырь, ведущий Своих овец по пути нравственного совершенствования. Мысль эта с особенной ясностью выражена в пророчестве Иезекииля: «вот Я поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, – раба Моего Давида; Он будет пасти их и будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них ( Иез. 34:23–24 ). И Я дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом ( Иез. 11:19–20 ; ср. Иер. 31:31–34; 32:38–40 ; Мал. 3:2–3 ). Покорность земных народов грядущему Мессии будет не вынужденная, а свободная: это покорность любви и благоговения, покорность детей любимому отцу; без понуждения и насилия народы пойдут к свету Иерусалима, и цари – к восходящему над ним сиянию ( Ис. 60:3 ); они по одному лишь сердечному влечению обратятся к корню Иессееву, как к знамени народов ( Ис. 11:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Подобное Сам Бог говорит у пр. Исайи: «праотец твой согрешил и ходатаи твои отступили от Меня» ( Ис.43:27 ). И у Пророка Иеремии находим свидетельство о ходатайстве святых ( Иер.7:16 ; ср.: Иер.7:2,25 ). Отсюда ясно, что ходатаев- молитвенников пред Богом у христиан много . У вас, как вы говорите, таких ходатаев нет; значит, вы не Евангельские христиане... § III. Козьма Трифонович соображал ответ на мое возражение. Его помощник, диакон штундовый, сказал: – Это правда, что у людей много ходатаев-молитвенников, но только живых. А когда помирают братья, то они уже не могут молиться за нас... Я ответил: – Ошибаешься ты, друг, не зная Писания. У Бога нет мертвецов; «у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Значит, как с телом мы можем молиться Богу, так и без тела. Это видим из Свящ. Писания. В книге Маккавейской читаем: видение Иуды было такое: «он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго..., – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж... И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Вот несомненно отсюда, что святые праведники молятся о нас и после своей смерти. – Да, – возразил Козьма Трифонович, – но только Маккавейские книги – не канонические... – Это верно, – заметил я. – Но неканонические книги – не значит – ложные . Неканонические книги для христиан имеют великое значение. Они нам указывают, как в древние времена верили благочестивые мужи, напр., о молитвах за нас умерших праведников. И свидетельство неканонических книг мы принимаем за истинное , если его подтверждают другие свидетельства, взятые из канонических книг. А таково именно и есть учение о молитвенном ходатайстве за нас усопших праведников. В кн. Откровения мы читаем: «я увидел под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истиный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:9–10 ст.). Вот вам уже несомненное доказательство того, что усопшие святые молятся за нас...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Синонимами понятия «пророк» в древнееврейском языке были два словами – «провидец» и «прорицатель». Они оба указывают на природу служения пророка. Во-первых, он, как провидец, получал Откровение. Бог доверял ему Свои тайны, открывал Свои планы ( Ам.3:7 ). Пророки стояли «в совете Господа», видели и слышали слово Его ( Иер.23:18 ). Во-вторых, как на прорицателях, на них лежала обязанность провозглашать слово откровения, которое они получили. «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои, – говорит Бог Иеремии. – Всё, что повелю тебе, скажешь» ( Иер.1:9:7 ). «Ты скажешь им: „так говорит Господь Бог!“», «говори им слова Мои» – с таким поручением Бог посылает Иезекииля ( Иез.2:4, 7 ; ср. 3Цар.22:14 ; Числ.22:18,20,35. 38 ). Формулировка «так говорит Господь», которая в Ветхом Завете встречается около 300 раз, сопровождает пророческие предсказания, свидетельствуя о том, что Откровение – это реальность, что слова пророков – не их выдумка или предположение, а слова самого Бога. И если это слова самого Бога, значит, это настоящая истина 76 . Говоря о служении пророка нужно указать, что пророк в Ветхом Завете – этот тот, который передаёт весть о воле Божий своим современникам – относительно, прежде всего, настоящего, а так же будущего, а, возможно, и прошлого. Весть относительно настоящего заключается в том, чтобы научить Божий народ Его заповедям, а также оценить поведение народа через мерило этих заповедей. Поэтому Моисей как законодатель – пророк. Изложение воли Божией относительно прошлого предполагает оценку с точки зрения Божественного промысла. Моисей, излагая события изгнания первых людей из рая, Потопа, построения вавилонской башни и других событий, так же выступает как пророк 77 . Когда же пророк говорит о будущем, то оно всё равно связано с настоящим. И в этом Моисей пророк, например, когда Бог предсказывает, что в будущем придёт Иной Пророк: «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» ( Втор.18:18 ). Моисей сравнивает этого грядущего пророка с собой – будущий пророк будет играть ту роль, которую Моисей играл на горе Синай 78 . Отсюда можно сделать вывод, что не только книги пророков, но и всё Писание Ветхого Завета может быть названо пророческим словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Что касается до наказаний, возвещаемых пророком, гово­рящим например «такой то умрет» или «в таком-то году будет голод или война» и т. п. угрозы, то не следует от­рицать его пророческое посланничество, если угрозы не испол­няются; не должно говорить: «вот он сказал, и его слова не осуществились», ибо Святой (да будет Он благословен) медлен в гневе, изобилует благостию и раскаивается во зле, (которое хотел совершить). (Кроме того) возможно, что виновные принесут покаяние, и их грехи простятся им, как жителям Ниневии, или наказание, угрожавшее им за­медлено, как Езекии. Но если пророк обещает благополу­чие, говоря, что оно будет состоять в том-то и том-то, а оно не приходит, – это, конечно, ложный пророк, потому что благословения, которые ниспосылает Бог , даже под условием, Он не отменяет. Мы знаем, что Он никогда не отнимал своих благословений, кроме времени первого разрушения 17 : Он обещал тогда верным, что они не умрут с нечестивыми и не исполнил Своего обещания. Это разъяснено в трактате Sabbath. Из этого следует, что только в предсказаниях о благополучии может быть испы­тываем пророк. Действительно, вот что отвечает Иере­мия Анании, сыну Азура, когда сам предсказывал несчастие, а этот счастье; он сказал Анании: «если мои слова не сбудутся, это не будет доказательством того, что я ложный пророк; если же твои слова не исполнятся, то будет дока­зано, что ты ложный пророк» (Ср. Иер.28 ); ибо сказано: «Выслушай слово сие... если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, ко­торого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» ( Иер.28:7:9 ). § 20 Пророк, посланничество которого подтверждается другим пророком, должен почитаться истинным пророком, и нет нужды испытывать его. Моисей, наш учитель, свидетель­ствовал в пользу Иисуса, и Израиль поверил ему ранее, чем он сотворил чудеса. Итак, на будущее время: если пророческое посланничество пророка известно; если его слова не раз подтвердились; если другой пророк свидетельство­вал в его пользу, и он подвергался пророческому воспита­нию, – запрещается возбуждать против него сомнения и по­дозрения в том, что посланничество его неистинно; запре­щается испытывать его более, чем нужно, ибо мы не дол­жны постоянно искушать Бога, как сказано: «не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» ( Втор.6:16 ), где Израильтяне восклицали: «есть ли Господь среди нас или нет» ( Ис.17:7 ). Но с того времени, как пророк будет признан таковым, надо верить ему помня, что с ним Вечный, и не возбуждать против него подозре­ний и сомнений, ибо сказано: «узнают что среди них (был) пророк» ( Иез.33:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Ни Миха, ни другие пророки, конечно же, не отвергают культа как такового. Но они настаивают: Бог не примет служения Ему, если человек, который его совершает, несправедлив и жесток в отношениях с ближними (ср. Ис.1:10–20 ; Иер.6:19–20, 7:2–15, 21–28 ; Ос.6:1–6, 8:11–13 ; Ам.5:21–27 и др.). Религия, учат пророки, неотделима от этики. Против мошенников. Мих.6:9–16 9 Глас YHWH взывает к городу, и кто рассудителен, устрашится имени Его. Слушайте: жезл! – и кто поставил его? 10 Есть ещё человек нечестивого дома, сокровища нечестия и уменьшенная мера, отвратительная! 11 Буду ли я чист с неверными весами, с фальшивыми гирями в суме? 12 Так как богачи его полны насилия и жители его говорят ложь, язык в их устах коварен, 13 Я болезнью тебя поражу, опустошу за грехи твои. 14 Ты будешь есть и не наешься, пустота будет внутри тебя. Не убережёшь того, что будешь хранить, а если и сбережёшь, предам мечу. 15 Ты будешь сеять, а жать не будешь, будешь давить оливки, а маслом не намастишься, выжмешь виноград, а вина не попьёшь. 16 Ты соблюдал уставы Омри и все дела дома Ахъава, вы ходили по советам их. Потому предам тебя опустошенью и жителей его – посмеянию, понесёте позор народа Моего. Некоторые переводчики и комментаторы считают, что стихи внутри этого отрывка было бы логичней расположить в ином порядке: 9 – 12 – 14 – 16 – 10 – 11 – 13 – 15, или: 9 – 12 – 10 – 11 – 13 – 15 – 14 – 16. Но мы будем придерживаться традиционной последовательности. Пророческим речам не всегда свойственен строгий логический порядок, часто эти речи непоследовательны и обрывисты, даже в большей степени, чем обычная человеческая речь 313 . Кроме того, порядок стихов в МТ подтверждается древними переводами. По жанру этот пассаж можно считать обвинительной речью с приговором. YHWH обвиняет богатых жителей города (очевидно, Йерушалаима) в мошенничестве, обмане и насилии. После обвинений следует приговор: YHWH накажет богачей и правителей за их преступления против собственного народа. Ср. Мих.2:1–2, 3:1–4 . «Риторическим и страстным тоном Бог обвиняет богатых мошенников (9–12) и объявляет им о наказании (13–15)» (ВР). Мих.6:16 стоит несколько особняком и, возможно, представляет собой отдельное пророчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010