1055 Systema theologicum ex Praeadamitarum hypothesi, pars prima, 1655 r in-8 9 , без обозначения места книгопечатания. Systema theologicum предварена сочинением: Prueadamitae sive exercitatio super versibus 12,13 et 14 capitis V Epistolae D. Pauli ad Romanos quibus inducuntur primi homines ante Adamum conditi, 1655. Вторая часть Systema вовсе не появлялась. 1056 A. Winchel, Praeadamites, or a demonstration of the existence of men before Adam, 2-е издание, Чикаго, 1880. 1057 „Теперь я нахожу нужным, пишет бл. Августин, защитить историю, чтобы не казалось невероятным Писание, которое говорит, что был создан город одним человеком в то время, когда представляются жившими на земле только четыре человека, после братоубийства, – даже три, т. е. первый человек, отец всех, затем сам Каин и его сын Енох, по имени которого был назван город. Но те, которые возбуждают этот вопрос, мало обращают внимания на то, что писателю этой священной истории не было необходимости называть всех людей, какие в то время могли жить, а лишь тех, кого требовала цель предпринятого труда. Разве мы не должны представлять себе, что в такое большое количество лет, какое проживали люди в первые времена мира, могло родиться весьма много людей, которые, соединившись, могли основать и очень, многие государства?“ De Civ. Dei, XV, 8, t. XLI, col. 445–446. 1061 Мы скажем ниже, n° 303–307, о возражении, заимствуемом из древности египтян, халдеев и китайцев и о библейской хронологии. 1063 О единстве рода человеческого см. études religieuses, январь 1864, стр. 70–78; J. Thonissen, Unité de l’espce humaine demontree par la science moderne, в Revue catholique de Louvain, 1862, стр. 96, 129; L. Dubois, Le pole et l’equateur, 1863, стр. 435 и сл.; Pozzy, La terre et le récit biblique de la création, стр. 455–463; Lüken, Предания человечества, перевод van der Haeghen, Дополнение, т. II, стр. 341–368; Meignan, Le monde et l " homme primitif selon la Biblie, 1869, гл. VII–X, стр. 167 и сл.; Reusch, Библия и природа, фр. перевод Гертеля, 1867, уроки XXVIII–XXX, стр. 475 и сл.; Hettinger, Апология христианства, перевод Jeannin, т. III, гл. V, стр. 241; Les Livres Saints et la critique rationaliste, 5 изд., т. IV, стр. 1–119 (с рисунками). [На русском языке см. у проф. В. Д. Кудрявцева, „О единстве рода человеческого“, Прибавл. к изд. Творений св. Отцов, 1852, 41, и в Собрании сочинений, том III, выпуск 2-й, Сергиев Посад, 1894; проф.-прот. H. А. Сергиевского, „Творение мира и человека“, Москва, 1883; проф. С. С. Глаголева , „О происхождении и первоначальном состоянии рода человеческого“, Москва, 1894; проф. Я. А. Богородского , „Начало истории мира и человека по первым страницам Библии“, Казань, 1902. Пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Книга фактически исповедует фатализм, хотя ее автор и не произносит слова «Судьба». Он считает, что сюжет всемирной драмы во всех ее деталях разработан и предписан раз и навсегда. Пророчество Еноха о будущих веках основано именно на этом убеждении. Ангелы-искусители наказаны, но останутся последствия их преступления. Под их влиянием люди развратятся до такой степени, что Премудрость Божия покинет землю. «Пришла Мудрость, чтобы жить между сынами человеческими, и не нашла для себя места. Тогда Мудрость возвратилась назад в свое место и заняла свое положение между ангелами. И Неправда вышла из своих хранилищ, и, не искавшая его, она нашла его и жила между ними» (1 Ен 42, 1—3). Потоп истребил нечестивых, однако не исцелил общечеловеческого недуга. Автор апокрифа куда пессимистичней Даниила, который еще допускает прощение раскаявшихся и вразумление падших. Апокалиптики порой ближе по духу к тем язычникам, которые видели в мире лишь неуклонный упадок. Енох символически изображает историю в виде десяти седмин; на их протяжении злые ветры все время крепнут. Хотя Бог постоянно указывает истинный путь Своим избранникам, враги Его Закона преобладают. Но есть в книге и нечто, заставляющее забывать о всех ее слабых сторонах. В глазах Еноха грех заключается не столько в нарушении ритуальных предписаний, сколько в преступлениях против человечности. Он не желает мириться с насилием и неправдой. Обличения его могли быть произнесены боговдохновенным пророком: они напоминают речи Исайи и даже слова Самого Спасителя. Горе вам, воздающим своему ближнему злом, ибо вам будет уготовано по вашим делам. Горе вам, лжесвидетелям, и тем, которые показывают неправду, ибо вы внезапно погибнете. Горе вам, грешникам, так как вы преследуете праведных, ибо вы будете преследуемы, вы, — люди неправды, и тяжко будет на вас их ярмо. Вы, праведные, надейтесь, ибо грешные внезапно погибнут перед вами. Но и вы не бойтесь, вы, страдающие, ибо для вас будет исцеление. Горе вам, которые едите тук пшеницы, и пьете силу коня источника, и поражаете своею силой униженных! Горе вам, совершающим неправду, обман и зло, это будет памятью против вас к вашему злу. Горе вам, сильные, поражающие своею силой праведного, ибо придет день вашей погибели. 1 Ен 95 — 96

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Самостоятельно человек не может достичь спасительного «знания»: этому препятствует не только материальное тело, в к-рое заключена его истинная природа, но и властвующие в тварном мире силы, удерживающие ее в состоянии сна и опьянения. Вывести человека из этого состояния может только осуществляемое извне деяние - «зов», отрезвляющий и пробуждающий его к «знанию» и устраняющий «неведение» (ЕвИст. NHC I 3. 21. 26-22. 20). Поэтому др. конституирующим элементом гностической сотериологии наряду с актом познания является сообщение «знания» человеку, осуществляемое по инициативе истинного Бога через посредничество Его посланца или «спасителя», фигуре и деяниям к-рого уделяется значительное место в гностических трактатах. Гностическое учение о «спасителе», очень разнообразное в своих конкретных реализациях, представленных в отдельных текстах, имеет ряд характерных черт, повторяющихся от трактата к трактату. Так, откровение спасительного «знания» совершается в плане мировой истории, как правило, в 2 этапа: однажды - при сотворении человека, и периодически - в продолжение всей мировой истории. Первоначальное откровение гностические трактаты обычно описывают в терминах особым образом истолкованной библейской истории грехопадения Адама, в к-рой носителями откровения выступают духовная Ева (отличная от плотской) и змей (ИпАрх. NHC II 4. 89. 3-90. 19). Повторяющиеся в продолжении истории откровения служат напоминанием о полученном в начале «знании», к-рое «частицы света» забывают под агрессивным воздействием окружающих их сил материи и тьмы. Это повторяющееся откровение может осуществляться через являющегося с небес посланца или передаваться по традиции через цепь его носителей - избранников. Продолжающееся откровение может описываться также как постоянно пребывающее в мире «знание» в образе к.-л. небесного существа, напр., Эпинойи света (АпИн. NHC II 1. 20. 25; 21. 15; 22. 5; Прот. NHC XIII 1. 39. 30-34) или Духа истины (ИпАрх. NHC II 4. 96. 19-28). Образы, в к-рые гностические трактаты облекают носителей откровения, очень разнообразны: это исторические личности, напр., Иисус Христос , Зороастр , Симон Волхв, герои ветхозаветной и апокрифической иудейской лит-р, напр., Адам , Ева , Авель , Сиф , Енох , Мелхиседек, а также персонификации различных отвлеченных понятий, напр., Премудрость, Ум в разных его проявлениях (νος, πνοια, ννοια), Слово (λγος) и особые имена, характерные только для отдельных традиций, напр., Пастырь людей (Ποιμνδρης) и Гермес Триждывеличайший в герметическом корпусе или Гносис жизни (manda d-haiji) в мандейских текстах.

http://pravenc.ru/text/165189.html

То, что истина сия не одними и теми же словами выражается у святого Павла, как и у святого Петра, не мешает признанию силы сего свидетельства. Да это и не требуется словами святого Петра. Второе свидетельство дает нам святой Климент, папа Римский, в своем Первом послании к Коринфянам, писанное в 70 – 96 гг. Читая сие послание, нельзя не видеть, как полно было усвоено святым Климентом Послание к Евреям. Многократно встречаются у него и положения, и фразы, и слова, буквально взятые из сего послания. Так, о Спасителе он говорит, что Он есть сияние славы Бога и что Он толико лучший есть Ангелов, елико преславнее паче их наследствовал имя. Об Ангелах говорится: творяй Ангелы своя духи, а о Нем: Сын мой еси Ты... седи одесную Мене (у Климента гл. 36; в Послании к Евреям святого Павла Гл. 1, 5, 7, 13). О святом пророке Моисее пишет, что он верен во всем дому Божием, как слуга верный (гл. 43 и 17). Это слова Послания к Евреям – 3:2, 5. Словами же сего послания воздаются у него хвалы и ветхозаветным праведникам, как–то Енох преложися и необретеся (у Климента гл. 9; в Послании к Евреям 11:5 ); Авраам, послушав слова признания, изыде из земли своея, в надежде, оставя меньшее, наследовать большее – небесное (у Климента гл. 10; в Послании к Евреям 11, 8, 19, 16 ); и о всех святых обще говорится: изгнание прияша и узы темниц, камением побиени быша, избиени быша, проидоша в милотях, в козиих кожах (у Климента гл. 45:17; в Послании к Евреям 11:32 – 39 ). Есть у него и другие подобные места. Хотя святой Климент не говорит, что берет такие речи из Послания к Евреям святого Павла, но это и без такого указания очевидно. Что же отсюда следует? Сказать, – что поскольку так дело есть, то надо заключить, что Послание к Евреям древнее писаний святого Климента или принадлежит веку апостольскому, – будет мало. Должно прибавить, что оно и апостольского происхождения: во-первых, потому, что тогда, кроме апостолов, никто так и написать не мог; во-вторых, потому что, не будь оно апостольского происхождения, святой Климент не стал бы так усердно изучать его и усвоять, как это видно из его послания к Коринфянам. Он сам – ближайший ученик апостолов и доверенное их лицо. Только их слову мог он такое оказать внимание и так его возлюбить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Колико мните горшия сподобится муки, иже (тело) Сына Божия поправый (не предпочтетший оное телцу и агнцу), и кровь заветную скверну (равну козлей и телчей) возмнив,еюже освятися (зач. 324)? Вопрос тринадцатый Пишется в 94 зач. св. Апостола: аз живях кроме закона иногда, прищедшей же заповеди грех убо оживе, аз же умрох, и обретемися заповедь, яже в живот, сия в смерть. Спрашивается: о своей ли личности писал сие св. Апостол, или другой чьей? Какая заповедь и кого умертвила, и почему оживляющее послужило за орудие умерщвления? Ответ Вопрошая о значении слов Апостола Павла: аз живях кроме закона иногда и проч., вы, почтенный беспоповец, и здесь имеете мысль, приравнять закон благодати закону сеновному, – показать, что и сей оживляющий закон может послужить за орудие умерщвления. Значение слов апостольских: «аз живях кроме закона иногда» и проч., по объяснению св. Златоуста, таково: Живяше человек кроме закона письменного, Моисейского (якоже Енох, Ной, Авраам), управляем естественным законом совести; естественному закону дан в помощь закон письменный, да уразумеет, чтó есть грех , и уклонится от греха. Но закон обличаше грех, а силы на добродетель, якоже закон Духа, т.е., новоблагодатный, не подаяше и грехов не очищаше: невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи (Евр. зач. 323). И убо по немощи человеческой, без помощи Духа и без отпущения по обличении грехов, грех умножися. Сотворися же сие, да обличен человек во грехе, притечет к благодати, туне оправдающей его кровью Христовой, якоже Апостол глаголет: оправдаеми туне благодатью (Кор. зач. 84), и якоже Иоанн в соборном послании пишет: кровь Иисуса Христа Сына его очищает нас от всякого ггреха (зач. 68). И паки Апостол Павел: закон Духа жизни свободил мя есть от закона греховного и смерти (Римл. зач. 96). Таков разум приведенных вами апостольских слов. Вы же, почтенный вопросител, не желая знать силы закона Духа и жизни, освободившего нас от закона греховного и смерти, уподобляете его ничтоже совершившей законной сени, яже за неполезное отложена: ничтоже бо совершил есть закон (Евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Это доказывается множеством сочинений, выдававшихся под его именем. Кроме первого послания к Коринфянам и неполного сочинения, называемого вторым посланием, ему приписывали изложение правил святых апостолов и постановления апостольские. С его именем явились пять писем в псевдо-Исидоровых декреталиях. К нему Епифаний и Иероним возводили послания о девстве, в недавнее время найденные и изданные. Все это свидетельствует о действительном авторстве Климента Римского и его важном историческом значении. И замечательно то, что его имя сделалось как бы собирательным именем для сочинений, которые главным образом относятся к церковному устройству и дисциплине. Кроме того, личность Климента составляла любимый предмет апокрифической литературы первых веков христианства, памятниками которой остались для нас так называемые «Встречи» (Recognitiones) и псевдо-Климентовы «Беседы». 508 К сожалению, история сохранила весьма скудные и неопределенные известия о Клименте. А в сказаниях названных нами апокрифов до такой степени господствует вымысел, что трудно и почти невозможно проникнуть в исторические обстоятельства жизни настоящего Климента. В них он представляется римлянином из царского рода, получившим отличное образование в науках, проповедью апостола Петра обращенным в христианство, его постоянным спутником, которого наконец Петр пред смертью в Риме делает своим преемником в звании Римского епископа. Но, по мнению ученых-исследователей 509 , здесь смешаны черты консула Флавия Климента, которого родственник его император Домициан казнил за его обращение ж христианству (96 год), с чертами Климента Римского епископа, который выдается только за ученика апостола Петра. Между тем Ориген 510 и Евсевий 511 признают Климента сотрудником апостола Павла, о котором вместе с прочими, ихже имена написаны в книгах животных, упоминает апостол в Послании к Филиппийцам ( Флп.4:3 ). Ириней говорит о Клименте, что он видел блаженных апостолов (разумеются Петр и Павел, основавшие Римскую Церковь ) и обращался с ними, слушал их проповедь , и предание их было пред взорами его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

1)что святой Петр второе свое послание писал после первых уз святого Павла в Риме, из которых полагается написанным его послание к Евреям, в промежуток времени между сими узами и вторыми; 2) что святой Павел, посылая свое послание к определенному обществу христиан, имел в намерении, чтобы оно ими было распространяемо повсюду между евреями; и 3) что святой Петр видел такое намерение святого Павла исполнившимся на деле. Истина, о коей говорит в приведенных словах святой Петр, есть следующая: чающе кончины века и второго пришествия Христова, постарайтесь так жить, чтобы тогда явиться нескверными и непорочными. У святого Павла эта мысль во всех почти посланиях встречается; да она составляет неотъемлемый член веры Христовой и входила всегда в первоначальное начертание благовестия. Перечитай, кому угодно: Тит. 2, 11–14 ; Кол. 3, 1–11 ; Флп. 3, 17–21 ; Еф. 5, 1–11 ; Гал. 5, 19–26 . В послании к Евреям она излагается в Евр.10, 19–31 . " Да держим, – говорит, – исповедание упования неуклонное, поощряя ...друг друга к делам любви, и это толико паче, елико видите приближающийся день судный. Ибо верен обещавый» ( Евр.10:23–25 ). Если отступим от веры, или согрешим и так останемся в грехе, то на суде нечего уж нам более ожидать, кроме осуждения строгого и наказания страшного. То, что истина сия не одними и теми же словами выражается у святого Павла, как и у святого Петра, не мешает признанию силы сего свидетельства. Да это и не требуется словами святого Петра. Второе свидетельство дает нам святой Климент, папа римский, в своем первом послании к Коринфянам, писанном в 70–96 годах. Читая сие послание, нельзя не видеть, как полно было усвоено святым Климентом послание к Евреям. Многократно встречаются у него и положения, и фразы, и слова, буквально взятые из сего послания. Так, о Спасителе он говорит, что Он есть сияние славы Бога и что Он толико лучший есть Ангелов, елико преславнее паче их наследствовал имя. Об Ангелах говорится: «творяй Ангелы своя духи», а о Нем: «Сын мой еси Ты... седи одесную Мене» (у Климента гл. 36; в послании к Евреям святого Павла Евр.1:5, 7 ). О святом пророке Моисее пишет, что он верен во всем дому Божию, как слуга верный (гл. 43 и 17). Это слова послания к Евреям Евр. 3, 2–5 . Словами же сего послания воздаются у него хвалы и ветхозаветным праведникам, как то: Енох преложися и не обретеся (у Климента гл. 9; в послании к Евреям ( Евр.11, 5 )); Авраам, послушав слова призвания, изыде из земли своея, в надежде, оставя меньшее, наследовать большее – небесное (у Климента гл. 10; в послании к Евреям Евр.11, 8, 16 ); и о всех святых обще говорится: изгнание прияша и узы темниц, камением побиени быша, избиени быша, проидоша в милотях, в козиих кожах (у Климента гл. 45, 17; в послании к Евреям Евр.11, 36–37 ). Есть у него и другие подобные места. Хотя святой Климент не говорит, что берет такие речи из послания к Евреям святого Павла, но это и без такого указания очевидно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

духовного антихриста, воцарившегося с 1666 года по Р. X. в нашей Православной Греко-российской Церкви, под именем Иисуса, и в лице Пастырей Церковных, коих они называют антихристовыми слугами: Священнодействуемую же во оной Церкви Божественную Литургию, называют не Богоугодною службою, но антихристовою; а Божественную Евхаристию и того еще хуже? И такая страшная хула точно восходит на Бога Духа Святаго, которая по слову Самого Господа Иисуса Христа: не отпустится ни в сей век ни в будущий ( Мф.12:32 ). Поскольку в Церкви Святой сам Бог пребывает, и спасает ю 94 . Ибо Христос есть глава Церкви, по слову Апостольскому ( Еф.5:23 ). И по сему в такой Церкви, сатанинскому духу т.е. антихристу, поместиться никак невозможно. А что Апостол глаголет: сести ему в Церкви Божией аки Богу, показующу себе яко Бог есть ( 2Фес.2:4 ): на сие Св. Кирилл Архиепископ Иерусалимский, в 15-м Огласительном поучении, глаголет сице: «Яко сести ему (антихристу) в Церкви, в которой Церкви? в смущенной глаголю, в жидовской, а не в сей, в которой ныне есмы.» – Согласно сему и Преподобный Иоанн Дамаскин , пишет, в 4-й книге о Вере, в главе 26-й. Еще же означенные мнимостарообрядцы, в противность Св. Писания толкуют о предтечах второго и славного Христова пришествия Св. Пророков Илии и Енохе ( Откр.13 ), и о проповеди оных во всем мире, при антихристе в три года с половиною, и обличении его от них, и потом о убиении их от него отвергают, и говорят: чувственного-де антихриста никогда не будет, а также и Св. Пророков: Илии и Еноха: но тот де Илия и Енох, кто ныне из нас за старую веру от никониан 95 гонение претерпит 96 , а особенно ежели принуждают присоединиться к нынешней Церкви, и приобщиться таинств Ее; и в таких обстоятельствах не соизволит на такое нечестие, но претерпит мучение до смерти. Показав все известные только мне заблуждения и невежества наших раскольников, и что их ожидает за сие в вечности – я, с проникнутым жалостью сердцем моим, в заключение сей книги, взываю к ним вышеприведенными уже словами Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Однако особое действие божественной благодати способно сохранять человека от тления. Е. высказывается определенно в пользу церковного учения о пребывании в теле пророков Еноха и Илии , взятых живыми на небо, и ап. Иоанна Богослова (Ин 21. 21-23) (Resp. ad Anat.//PG. 103. Col. 985), но не как бессмертного, а как пребывающего на небе вместе с телом до Второго пришествия (Ibidem). Святые Енох, Илия и ап. Иоанн, взятые на небо, суть избранные каждой из 3 эпох человеческой истории: до закона, после закона и в эпоху благодати (НЗ) (Ibidem). Ист.: Chron. Edess. 99; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 6; Facund. Pro defens. cap. IV 4; Ioan. Malal. Chron. P. 423-424, 443, 460; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 36, 37; Procop. Bella. I 2. 7; Theoph. Chron. P. 173; Phot. Bibl. 228-229; Ps.-Dionys. Chron. Vol. 2. P. 38; Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 4-6, IX 19, X 1, 5; Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 174, 181, 200-201, 207; Cyr. Scyth. Vita Sabae. 85. Соч.: CPG, N 6902-6916; PG. 86b. Col. 2104-2109; PG. 96. Col. 481, 485; PG. 103. Col. 957-1024; Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi/Hrsg. F. Diekamp. Münster, 1907. P. 32; Helmer S. Der Neuchalkedonismus: Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes. Bonn, 1962. S. 262-274. Лит.: Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 3. С. 156-158; Дьяконов А. П. Иоанн Ефесский и его церковно-ист. труды. СПб., 1908, 20062; Junglas J. P. Leontius von Byzanz. Paderborn, 1908. S. 49-50; Lebon J. Ephrem d " Amid, patriarche d " Antioche (526-544)//Mélanges d " Histoire offerts à Ch. Moeller. Louvain, 1914. Vol. 1. P. 197-214; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 381-382, 388-389; Bardenhewer. Geschichte. Bd. 5. S. 17-18; Downey G. Ephraemius, Patriarch of Antioch//Church History. Chicago, 1938. Vol. 7. P. 364-370; idem. A History of Antioch. Princeton, 1961. P. 354-355, 526-533, 553-557; Helmer S. Der Neuchalkedonismus: Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes. Bonn, 1962. S. 185-195; DHGE. 1963. T. 15. Col. 581-585; Frend W. H. C. The Rise of the Monophysite Movement. Camb., 1972; Gray P. T. R. The Defense of Chalcedon in the East (451-553). Leiden, 1979. P. 141-154; PLRE. 1980. Vol. 2: A. D. 395-527. P. 394-396; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. L.; Oxf., 1987. T. 2. Pt. 1. P. 57; idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg; Basel; W., 2002. Bd. 2/3: Die Kirchen von Jerusalem und Antiochien/Hrsg. Th. Hainthaler. S. 357-373; Hainthaler Th. Ephraem von Antiochien und sein Neuchalcedonismus//StPatr. 1997. Bd. 33. S. 524-529; Сидоров А. И. Св. Ефрем, патр. Антиохийский: Его жизнь, лит. деятельность и защита им Халкидонского Собора// Анастасий Синаит, прп. Избр. творения. М., 2003. С. 321-368; Лурье В. М. История визант. философии: Формативный период. СПб., 2006. С. 256-259; Patrology: The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus († 750)/Ed. A. di Berardino; Engl. transl. A. Walford. Camb., 2006. P. 197-198.

http://pravenc.ru/text/182075.html

внутренним и непрерывным образом 96 . Средством к совращению людей Иблис избрал идолопоклонство и вообще многобожие и таким образом постоянно отклонял людей от истинного богопочитания к служению ложным богам. Поэтому и Бог всевышний посылал в разное время к людям пророков, чтобы научить заблудших истинной вере в единого Бога. Верующим и благочестивым людям пророки возвещали о милости Божией и о райских наградах, а непокорным проповеди они угрожали временными и вечными наказаниями. Подкрепляемые силой Божьей пророки творили чудеса в подтверждение проповедуемого ими учения (Коран, гл. 4, ст. 163; гл. 18, ст. 54, и гл. 21, ст. 7–9). Проповедуя веру в единого Бога и покорность Ему (ислам), пророки сохраняли в чистоте истинное богопочитание, заповеданное ещё в раю первому человеку и первому пророку Адаму. С Адама именно начинается беспрерывный ряд пророков, заканчивающийся Мохаммедом. Архангел Гавриил считается единственным посредником между Богом и пророками 97 . В разных местах Корана упоминаются 28 пророков: Адам, Идрис (Енох), Ной, Гуд, Салих, Авраам, Лот, Исаак, Измаил, Иаков, Иосиф, Аарон, Моисей, Шоаиб, Иов, Давид, Соломон, Илия, Елисей, Иона, Дзу-ль-кифль, Дзу-ль-карнайн, Ездра, Захария, Имран, Иоанн (Яхья), Иисус, Мохаммед. Кроме перечисленных в Коране пророков были и другие, как видно из следующих стихов: „Мы (Бог) посылали посланников, о которых уже разсказали тебе (Мохаммеду) прежде; посылали Мы и таких, о которых не разскажем тебе” (Коран 4, 162). И ещё: „Мы уже посылали посланников прежде тебя; в числе их есть такие, о которых мы разсказали тебе, и такие, о которых мы тебе не разскажем”. (Коран 40, 78). По преданию, Мохаммед, спрошенный однажды о числе всех пророков, сказал; „Всех пророков было 124,000”. По другому преданию, Мохаммед сказал, что всех пророков 224,000. Не все пророки одинаково авторитетны, не все равны по своему нравственному и историческому значению (Коран 17–57). По преданию, сам Мохаммед делил их на пророков (набий) и посланников (расуль).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010