2Пар. 6:38 . Езд. 6:12 : «И Бог, Имя которого там обитает...» Неем. 1:11 Н.): «благоговеть пред Именем Твоим». Тов. 3:11 Сарры: «Благословен Ты, Господи, Боже мой и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки». Ср. Товита): «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки. Товита): «Благословен Ты Боже и благословенно Имя Твое во веки и благословенны все святые ангелы Твои». Ангела): «Доброе дело – благословлять Бога, превозносить Имя Его и благоговейно проповедовать о делах Его» Товита): «Многие народы издалека придут к Имени Господа Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному». Иудифь. 9: 8 : «Господь Имя Тебе, сокруши же их крепость силою Твоею...». 16:1: «И сказала Иудифь: возносите и призывайте Имя Его». Иов. 1:21 : «Да будет Имя Господне благословенно». Пс. 5:12 : «И похвалятся о Тебе, любящие Имя Твое». 7:18: «Пою Имени Господа Вышнего». 8:2, 10: «Господи Боже Наш, яко чудно Имя Твое по всей земле». 9:3: «Пою Имени Твоему, Вышний». 9:11: «Да уповают на Тя знающие Имя Твое». 19:2: «Защитит тя Имя Бога Иаковля». 19:2: «Во Имя Бога Иаковля возвеличится, – во Имя Господа нашего призовем» (8). 21:23: «Повем Имя Твое братии моей». 24:11: «Ради Имени Твоего, Господи очисти прегрешение мое...». 28:2: «Принесите Господеви славу Имени Его». 32:21: «И во Имя Святое Его уповахом». 44:18: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде». 47:11: «По Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли». 53:3: «Боже, во Имя Твое спаси мя. Исповемся Имени Твоему, Господи, яко благ» (8). 60: 9: «Тако воспою Имени Твоему во веки». 42:5: «Во Имени Твоем воздену руки мои». 45:2: «Пойте же Имении Его». 67:5: «Воспойте Богу, пойте Имени Его, превозносите восшедшему на западе, Господь Имя Ему». 48:31: «Восхвалю Имя Бога моего с песнию ... и любящий Имя Твое вселится в Нем» (37). 71:17: «Будет Имя Его благословенно во-веки, прежде солнца пребывает Имя Его ... и благословенно Имя Славы Его во-веки» (19). 73:10: «Раздражит противный Имя Твое до конца...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Всем Бог хочет спастись — богатым и нищим; но по большей части нищие этой спасительной Божией воли повинуются; а богатые, прилепившись к суете мира сего, отрекаются от нее. Отсюда слышим, что званные на вечерю великую «начали все извиняться», все житейскими попечениями запу­танные. Один сказал: «Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. И третий сказал: Я женился и потому не могу прийти» (ср.Лк.14:16—20). Это означает не что иное, как пристрастие к земным и тленным вещам, презрение Слова Божия и преслушание воли Божией, которая хочет, «чтобы все спаслись» (1 Тим 2:4). Напротив, нищие, хотя их и отводят от спасительного пути общие враги — дьявол, плоть и мир, но много им нищета против них помогает, как выше сказано. Видишь, сколь блаженнее нищета по сравнению с богатством, хотя люди за этим гоняются, а той избегают! 2) Утешение нищие в нищете своей получают от имени Христова, которое, хотя многие богатые, скупостью плененные, презирают, однако многие с радостью и усердием в слух и сердце принимают, и так отворяют двери милосердия просящим ради Него. Это имя для них более всякого сокровища мира сего, это имя их питает, одевает, напаивает и успокаивает; с этим именем везде им дом, трапеза, одежда, утешение, где только ни имеются христолюбивые сердца. Богатый часто приходит в скудость; но нищий с именем Христовым всегда равен, доволен и богат. На это драгоценнейшее сокровище надеяться, им утешаться должны нищие. 3) Хотя Бог, как Щедрый и Милостивый, обо всех промышляет, но о нищих, как беспомощных, особенно. Ибо называется «Отцом сирых и Судией вдовиц» (Пс.67:6; Ин 14:18). И еще сказано: «Сироту и вдову примет» (Пс.145:9). Почему во многих местах Писания читаем, что о них нам заботиться, им помогать, им, просящим, подавать повелевает и вменяет то Себе, что нищим доброхотно подается. «Милующий нищего взаймы дает Богу» (Притч 19:17). И Христос говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иероним: ducemus choros=поведём хоры, т. е. будем праздновать с пением и игрою хоров по образцу победного торжества после потопления Египтян, – Исх.15:20–21 , – как это и изображается в Пс.67:25–26 ). Вслед за тем они опять кратко повторяют молитву, чтобы Господь исполнил все прошения царя их, т. е. о благополучном ведении войны и о даровании победы. Во им Гда Бга нашег возвеличимс, т. е. «соделаемся славны и знамениты» (бл. Феодор.), между окрестными народами. Вероятно 70 толк. евр. слова (нигдол)=поднимем знамя (русск.-халд.), читали с перестановкою букв как (нигдал)=будем или сделаемся велики (сирск.: возвысимся). Слово Гда в евр. т. (=хал д. и бл. Иер.) не читается и прибавлено переводчиками в соответствие ст. 8 и другим местам Псалтири, где соединяются вместе оба имени Божия Иегова и Елогим, ср. Пс.7:2 и 4; 17:29 и др. з. Нн познахъ, к спс гдь своего: услышитъ съ нбс стаг своег: въ силахъ десницы 7. Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. и. на колесницахъ, и на конехъ: мы же во им гда бга нашег призовемъ. 8. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: . спти быша и падоша: мы же востахомъ и исправихомс. 9. они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо. 7–9. Воодушевительная речь первосвященника, или пророка, возвещающего народу откровение Божие об одержали победы в предстоящей войне. – В то время как происходило жертвоприношение и народ пел вышеизложенную молитву, первосвященник, или пророк, вероятно, от имени царя вопросил Господа об успехе предпринимаемой войны, как это обыкновенно делалось Давидом пред его походами ( 1Цар.23:2 и 4; 30:7–8; 2Цар.5:19 и 23–24), и, получив от Господа утвердительной ответ, в исполнение предписания закона ( Втор.20:2–4 ), обращается к народу и войнам с краткою речью, в которой и объявляет им о полученном от Господа обещании царю блистательной победы, изображая ее в живом пророческом созерцании, как бн уже совершившееся событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Во Христе, добавляет апостол Павел, «все здание… возрастает в святый Храм… жилище Божие Духом» (2:21–22; ср. 1Кор.3:16–17). д. Павел служитель явленной ему тайны. 3:1–13 Через откровение апостолу Павлу была явлена тайна (3:1–4). Она «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (3:5–6). Благовествовать эту тайну, сокрытую в течении веков, было доверено Павлу, наименьшему из всех святых, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3:10). е. Молитва . 3:14–21 Первая богословская часть Послания начинается молитвой; молитвой же она завершается. Заключительная молитва имеет тринитарную структуру: ап. Павел преклоняет колени пред Отцом, прося Его, чтобы Он Своим Духом вооружил и укрепил верных, и чтобы Христос обитал в их сердцах, дабы они «могли постигнуть, что широта, и долгота, и глубина, и высота» (3:14–18), а также, чтобы верные могли «исполниться» (πληρωθ) всей полнотой Божией (3:19). Вторая часть. 4:1–6–24 Наставления верующим а. Призыв к единству. 4:1–16 Апостол просит христиан поступать «со смиренномудрием и кротостью и долготерпением (4:2); превыше всего он просит «сохранять единство духа» (4:3); потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас» (4:5–6). Церковь живет благодаря полученным дарам. Каждый член Церкви получил «благодать по мере дара Христова» (3:7). Как сказано: «Восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам» (Пс. 67:19) (Мы полагаем, что стихи 9 и 10 добавлены комментатором). Дары Христовы перечислены: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (4:11), для того, чтобы устроять, возводить Тело Христово (4:12),чтобы все были едины в вере и знании Сына Божия, чтобы стать «мужем совершенным (Церковью), в меру полного возраста Христова» (4:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Без сомнения, сошествие Спасителя в ад и Его проповедь в аду как составная часть Его Богочеловеческого домостроительства спасения человеческого рода покрыты таинственностью и самим своим существом утопают в над-умной и Божественно-удивительной всеобщей тайне спасения, возвещенной и исполненной предивным Господом Иисусом. Священное Писание, изъясняемое Священным Преданием, говорит нам об этом столько, сколько это нужно для нашего религиозного знания, а главное — для нашего спасения.    Богооткровенное учение о сошествии Спасителя в ад полнее всего выражает верховный Апостол, говоря: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет.3:18-20). Дополняя это благовестие, тот же Апостол немного далее говорит: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). А христоносный Павел, приводя слова псалмопевца: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен, дал еси дары человеком» (в церковнослав. «приял еси даяния в человецех. — Примеч. пер.») (Пс.67:19), добавляет в качестве объяснения: «А «восшел» что значает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и Восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (ср.: Еф.4:8-10). И Своему возлюбленному ученику Сам Спаситель возвещает в потрясающем апокалиптическом видении: «Имею ключи ада и смерти» (Откр.1:18).    В этом Богооткровенном, апостольском учении выделяются две стороны: 1) время и способ сошествия Спасителя в ад и 2) проповедь Спасителя в аду и последствия Его сошествия в ад и Его проповеди в аду.    1. Как в Своей жизни, так и в Своей смерти Господь Иисус Христос является истинным человеком. Его смерть, как и смерть всякого человека вообще, состояла в разлучении души с телом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Одна вера и одно крещение, а не многие. И над всеми (один Бог) через Промысл, и со всеми и во всех нас пребывает от крещения. Но каждому из нас дана благодать, не безразлично и поровну, но с различием, по мере дара Христова. Посему сказано (есть) : возшел в высоту, то есть на небо, и пленил плен, ибо Он обратил (к истине) плен, плененный заблуждением лжи, и, раздавая, дары дал людям (ср.: Пс. 67:19), — разумеется раздаяние даров Духа Святаго ученикам во время Пятидесятницы (Деян. 2:1–4). Но слово возшел что означает, как если не то, что телом Своим через смерть низшел в преисподнюю? ибо это означает преисподняя страна земли. Тот, Кто низшел, Он есть и Тот, Кто возшел превыше всех небес, то есть выше всех высот небесных, дабы исполнить все, что сказал, а говорил Он вот что: Которого (Духа Святаго) получаете вы не после многих дней, но даже до Пятидесятницы (Лк. 24:49. Деян. 1:4, 8). И Он, говорит, дал одних Апостолами — двенадцать и семьдесят два; других же Пророками, предрекающими наперед будущее, как Агап, предвозвестивший об имевшем быть по всей земле голоде (Деян. 11:28); и иных Евангелистами, то есть проповедниками, а иных Пастырями для водительства народом, и иных Учителями для воспитания разума верующих. Все же сие дело служения дано было в домостроение тела Христова, которое есть Церковь Христова. Доколе достигнем и мы все до единства веры, то есть чтобы объединились мы сообща в вере и владычестве Божием, до мужа, говорит, совершенного, до меры возраста совершенства (полноты) Христова, то есть чтобы быть нам подражателями Христа, да достигается мера возраста человека нашего внутреннего чрез Него. И как скоро Господь наш стал нашим знаменем совершенства, то уже да не будем как младенцы, смущаемые в умах своих, (не будем словно) волнующиеся и увлекающиеся всяким ветром от истинного учения Божия в учения лживых людей, кои в лукавстве своем (лукавством своим) стараются соблазнить нас посредством коварства обольщения. Но да будем тверды и, истинствуя в любви, таким именно образом утверждаемся в учении Христовом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

86 Ср. Деян. 17:28. 87 Ср. Пс. 81:6; Ин. 10:34. 88 Представление о теле как тюрьме души восходит к Платону (Кратил 400 с). 89 Букв. “выглядывая, не могут свободно смотреть на воздух”. 90 Ср. Фил. 1:23. 91 В этих строках сформулированы основные пункты полемики преп. Симеона с его оппонентами, которые утверждали, что: 1) воспринять ощутимо Святого Духа невозможно для человека в земной жизни; 2) это не обязательно для спасения; 3) человек получает благодать Святого Духа, не сознавая этого; 4) видение Бога в земной жизни невозможно; 5) созерцание Божественного Света невозможно. 92 Ср. 1 Кор. 13:12. 93 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 94 Букв. “не посещайте меня”. 95 Ср. Мф. 9:13. 96 Ср. Ин. 8:12; 9:5. 97 Ср. Ин. 1:18; 1 Тим. 6:16. 98 Ср. Ин. 3:19—21. 99 Ср. Мф. 13(притча о сокровище). 100 Ср. Мф. 6:19—20. 101 “Неосязаемо, но осязаемо”; “как нечто, но и как не нечто”: оксимороны, выражающие трансцендентность Бога. 102 “Умное чувство” — способность ума отличать истинное от ложного, небесное от земного, чувственное от мысленного (своего рода “духовная интуиция”). 103 Ср. Мф. 13:45—46 (притча о купце и жемчужине). 104 Ср. Мф. 13:31—32 (притча о горчичном зерне). 105 Ср. Мф. 25(притча о талантах). 106 Букв. “Единица”, “Монада” (monas). 107 Букв. “О Свет неименуемый как совершенно безымянный, (но) имеющий много имен!” Ср. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 1,6: “...богословы воспевают Его и как безымянного, и как сообразного всякому имени”. 108 Ср. Исх.3:2. Говоря о “сенообразном веществе”, преп. Симеон подчеркивает немощь человеческого естества перед лицом Бога. 109 Ср. Пс. 96:5; Пс. 67:9, и др. 110 Очевидно, речь идет о таинстве Причащения. 111 Ср. Исх. 33:22. 112 Ср. Апок. 9:4. 113 В этом гимне преп. Симеон использует форму диалога с Богом. Гимн написан анакреонтическим восьмисложником и переведен размером оригинала. 114 Ср. Ин.1:18; 1 Ин.4:12. 115 Букв. “прежде всех творений видимых и умопостигаемых”. 116 Букв. “ни видимых, ни невидимых”. 117 Т.е. существовал как Бог прежде, чем родился как человек. Ср. Ин. 8:58.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

2756 Марруцины — сабельское племя, жившее на восточном побережье средней Италии. По словам Силия Италика (I в. после P. X.), это племя было неспособно к нарушению клятвы (fidemque exuere indocilis) (Sil. XV, 566). Намек на верных марруцинов отнюдь не означает, что Тертуллиан был знаком с сочинением Силия: он мог просто воспользоваться своеобразным «каталогом» народов. Так, в Tert. De an., 20, 3 Квинт Септимий замечает, что «говорить о национальных особенностях стало уже обычным делом. Комедиографы насмехаются над боязливыми фригийцами; Саллюстий порицает суетных мавров и диких далматийцев ». Ср.: «на теплом Востоке и на Юге и народы более многочисленные, и дарования более яркие, в то время как все сарматы отличаются косным умом» (Tert. Dean., 25,7). 2757 См.:Еф. 2:15. 2758 Ср.:Мф.5:18. 2759 См.: Исх. 20:14; ср.: Мф. 5:27. 2760 Ср.:Мф. 5:28. 2761 См.: Исх. 20:13; ср.: Мф. 5:21. 2762 Ср.: Мф. 5:22. 2763 См.: Еф. 2:15. 2764 См.: Еф. 2:10. 2765 См.: Еф. 2:15. 2766 Исправление Кройманна. В рукописи: «и». 2767 См.: Еф. 2:16. 2768 Там же. 2769 Ср.: Еф.2:17—18. 2770 См.: Еф. 2:19. 2771 См.: Еф. 2:20. 2772 Чтение Кройманна. В рукописи: «пророков. Испугался, как бы». 2773 См.: Еф. 2:20. 2774 См.: Пс. 118 117:22. 2775 Конъектура Кройманна. Возможное понимание неисправленного текста (по Эвансу): «Что касается деятельности еретика по сокращению текста, то я не удивляюсь, если он удаляет слоги, когда в большинстве случаев он изымает целые страницы». 2776 Исправление Кройманна. В рукописи: «от них». 2777 Исправление Кройманна. В рукописи: «известно». 2778 См.: Ис. 40:13; ср.: 1 Кор. 2:16. 2779 Вставка Кройманна. 2780 Конъектура Кройманна. В рукописи: «какие пророческие образцы могли быть у нового ?» 2781 См.: Еф. 4:8; ср.: Пс. 68 67:19. 2782 Ср.: Пс. 45 44:4. 2783 Ср.: Ис. 8:4. 2784 См.: Еф. 4:25; ср.: Зах. 8:16. 2785 Кройманн сюда переместил слово чтобы, в рукописи стоящее ниже, после слова солнце. 2786 Ср.: Пс. 4:5. 2787 См.: Еф. 4:26. 2788 См.:Еф. 5:11. 2789 См.: Пс. 18 17:17 26.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Пс.67:3             Как развеивается дым, развей,                         как тает воск от лица огня,                         да погибнут нечестивые от лица Божия. «Развеивается» – тот тип рассеяния, который естественным образом происходит от движения ветра (духа): «нечестивые – как мякина, которую развеивает ветр (дух)» ( Пс.1:4 ). Развеяние мякины – это образ бесплодности. Образ модифицируется и достигает предельной остроты (в обороте внутреннего содержания): «как дым развеивается, развей»; такова природа дыма, что он на открытом воздухе развеивается до исчезновения. «Воск тает от лица огня» – такова собственная природа воска. И развеяние дыма на воздухе, и таяние воска пред огнем 355 показывают, что        никакого действия, чтобы кого-то «губить», от Бога не исходит. Одни «от лица Божия погибнут», другие «пред лицом Божиим – веселятся»: Пс.67:4             А праведники да возвеселятся, ликуют пред лицом Божиим,                         да радуются в веселии. Пс.67:7             Бог поселяет одиноких в дом 356 ,                         изводит узников в пригодное [жилье] 357 ,                         а упорствующие обитают в знойной 358 [пустыне]. «Одиноких» – «тех, которые единому Богу посвятили жизнь и сделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского пожелания» (ПсСвОт). «Упорствующие» – они же «мятежные» ( Пс.66 /65:7; Пс.78 /77:8); почему им обитать в «знойном пространстве? «Когда нечистый дух выйдет из человека, то проходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» ( Мф.12:43 ; ср. 2Пет.2:17 ; Иуд.1:12 ) 359 . Пс.67:19             Ты восшел на высоту, пленил плен… " Восшел» ала – жертва «восходящая» ала была в Древнем Израиле указанием на жертву «восходящую» (всеприношения, целиковую), которая есть Христос. Поскольку Христос Сам принес эту жертву, можно сказать, что Он «вознес» Себя и, таким образом,       Христос через жертву «восшел на высоту» ( Еф.4:9 ) . Христос «восшел на высоту небес, истинное Свое обиталище; одно из имен Божиих Элохе маром – Бог высоты ( Мих.6:6 ). О Вознесении Давид говорит Богу: «на высоту возвратись» ( Пс.7:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

С т. зр. этой новой классификации, утреня П. должна была бы получить славословие в кафедральной редакции, поскольку П., вне всякого сомнения,- праздник. Однако это повлекло бы за собой отмену стиховных стихир, каковыми были стихиры П., к-рые к тому времени давно стали одним из главных песнопений праздника. В результате отменены не они, а «будничное» славословие вместе со «Сподоби, Господи», и утреня П. получила необычную структуру, когда после хвалитных стихир немедленно поются стиховные, как по Евергетидскому и Иерусалимскому уставам, либо, как по Мессинскому Типикону, стиховные стихиры и вовсе начинаются сразу после эксапостилария. Первые слова пасхальной утрени - ее начальный возглас. Как и в др. дни, во время его произнесения священник совершает крест кадилом, но не перед св. престолом, а перед закрытым переходом из нартекса в храм (причем большинство уставов предписывает совершить крест кадилом непременно трижды). Далее поется пасхальный тропарь: Χριστς νστη κ νεκρν, θαντ θνατον πατσας, κα τος ν τος μνμασι, ζων χαρισμενος (                          ). Он, несомненно, является наиболее известным песнопением П. в православной традиции. Тропарь поют с повторами, перемежая стихами псалмов. Самый простой порядок исполнения тропаря описан в Студийском уставе: братия поет его трижды, затем священник произносит стихи Пс 117. 24, 27 и «Слава... И ныне...», после каждого стиха братия повторяет тропарь. Согласно остальным уставам, первым поет тропарь сам священник, повторяя его трижды, и лишь за ним - братия; также увеличилось количество псаломских стихов и, следов., повторений тропаря; в самом конце повторений священник поет тропарь до середины, а братия завершает его. Кроме того, в староафонской традиции и Евергетидском уставе после каждого стиха (в Мессинском и Георгия Мтацминдели Типиконах это стихи: Пс 117. 24, 25-27a, 27b - 28a, 28b - 29; в Евергетидском - Пс 1, 4, 19, 24, 27b - 28a) священнику предписано припевать 2-ю половину тропаря, прежде чем братия исполнит тропарь целиком. В Иерусалимском уставе подобное предписание отсутствует; важным отличием стало изменение состава стихов в этом уставе: здесь - Пс 67. 2a, 3a, 3b - 4a, 117. 24, «Слава... И ныне...». Замена стихов Пс 117, более уместных для начала утреннего богослужения (ср. «Бог Господь» ), а тем более пасхального, поскольку этот псалом ассоциировался с празднованием П. еще в иудейской традиции, стихами Пс 67, в котором пророчески сообщается о Воскресении Христовом («Да воскреснет Бог...») и содержится отсылка к совершаемому до или во время этих стихов каждению («Яко исчезает дым...»), но к-рые все же не столь традиционны для начала утрени П. (о чем свидетельствует сохранение стиха Пс 117. 24, несмотря на замену остальных), вероятно, была обусловлена влиянием стихир П., к к-рым припевались именно стихи Пс 67.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010