Но праведный Господь видит все наши недостатки ( Пс. 5:6 ; Быт. 6:8–9 ), и по Своему всемогуществу имеет возможность исправить нас. Господь, некогда, говорил, что беззакония людей вопиют к Нему ( Быт. 18:20 ) и вызывают Его суд, почему же, спрашивает пророк, Господь теперь не слышит 60 вопля иудейских беззаконий и дозволяет коварному поглощать праведников 61 ? Неподозрительные иудейские праведники часто делаются, подобно Давиду, предметом козней и злоумышлений грешников и, таким образом, погибают, а Господь спокойно смотрит на все это (Cp. Пс. 9:28–30; 16:12–14). Ранее, в предыдущем стихе, проявившееся в пророке чувство любви заглушается чувством и сознанием справедливости. Грехи современников побуждают правосудного Бога наказать их, хотя бы это наказание и было очень жестоко, посредством суровых халдеев. О, если бы этих беззаконий среди евреев не было, если бы они вняли обличению моему и сами предотвратили суровое халдейское нашествие!... вот, кажется, какие желания руководили пророком при произнесении настоящего стиха. Авв. 1:14 И сотвориши человеки, яко рыбы морския, и яко гады не имущия старейшины. По-русски: И оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя. Господство беззакония, стремящегося, обыкновенно, к разъединению и безначалию, имеет, по взгляду пророка, очень печальные последствия для еврейского народа. Беззаконники, захватившие власть в свои руки и употребляющие ее только для поглощения людей слабых, ослабили силу закона (1, 4 ст.) и силу власти. Им не может быть добровольного повиновения. Напротив, один беззаконник, неправильно захвативший власть, побуждает и других следовать его примеру и также стремиться ко власти. Так, евреи 62 , во взаимной борьбе за власть, подобны пресмыкающимся и рыбам, потерявшим своих вожаков. Как рыбы и пресмыкающиеся без своих вожаков расплываются и расползаются в разные стороны, друг друга поедают (пчелы без маток), не соединяются вместе для защиты от общих врагов, так и иудейский народ, отданиый на взаимное истребление, подобен этим животным У него нет сильного начальника, который охранял бы права всех и не допускал насилий. Таким властителем (moschel) иудейского народа, можно думать, пророк считает Иегову, потому что Он молчит, и не слышит, и не видит современных беззаконий в иудейском царстве (Ср. Ис. 53:5; 63:19 ). Если пророк Аввакум был, по нашему мнению, современником Езекии, то мог ли он так описывать современное нравственное состояние иудейского общества? Как пророк Михей мог говорить об иудейских князьях, сдирающих плоть с народа ( Мих. 3:2–3, 10 ), о распространении коварства и недоверия, и о взаимном самоистреблении иудейского народа ( Мих. 7:2–6 ), так и пророк Аввакум, современник Михея, мог указывать на те же недостатки в иудейском обществе. Авв. 1:15

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сион был священной горой, жилищем Иеговы. Запустение Сиона показывает, что Иегова оставил Свое жилище, а вместе и Свой народ. После этого очень естественно, что пророк предваряет речь о запустении Сиона особым восклицанием: о сем смутися и проч. Пророк, как справедливо замечает еврейский комментатор, хочет сказать этим восклицанием: «мы печалимся не о тех бедствиях, о которых шла речь до 17 ст., не о них терзается сердце наше, а о горе Сионе, которая совершенно запустела, так что шакалы бродят по ней» (код. Мюнх. библ.). Так толкуется 18 ст. в комментариях: Раши, Негельсбаха, Зейзенбергера и Т.К.Д.А. 1871 г. Сообразно с таким толкованием, выражение LXX: π ρος нужно переводить не на горе Сионе, как в Славянской библии, а о горе Сионе». Яко погибе. У LXX: τι φανσθη. τι должно считать не союзом, как полагали славянские переводчики, но, согласно с еврейским текстом (), относительным местоимением (στις средн. род. ед. ч.); φανσθη неточно передает еврейский глагол , который нужно перевести: «опустели». Лисицы ходиша. После этих слов у LXX прибавлено ν ατ (евр. ), оставленное в Славянской библии без перевода. Лисицы с евр. (( «шакалы». Эти хищные звери, и теперь еще довольно многочисленные в Палестине, могли появиться на Сионе вскоре же после разрушения (ср. Пс.62:11 ); сюда должен был привлечь их запах разлагающихся трупов (ср. Пл.2:21; Иер.14:16; 16:4 и др.). Ст. 19. Ты же, Господи, во веки вселишися, престол Твой в род и род Воспоминание об опустошенном Сионе возводит мысль пророка к Иегове, и с этой мыслью об Иегове скорбный вопль вновь растворяется надеждой. Хотя земное жилище Иеговы и разрушено, однако «развалины Сиона не служат еще могилой для вечной славы Божьей» (Нейман). Нет, престол Иеговы вечен. Иегова, и по разрушении его земного жилища, остается владыкой всей вселенной, а, следовательно, и царем своего народа. Отсюда, для народа не все еще погибло. Еще есть для него надежда на спасение. В силу этой надежды пророк в 20 ст. обращается к Иегове с молитвой о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

истории религии. Последний исход этого развития есть талмудическое применение , которое прямо стоит вместо (für) , на что, впрочем, Втор.28:58 и Лев.24:11 дают явнейшие данные» (Бёмер, id., стр. 281). Подобно этому в южно-арабских именах тоже весьма явно древнее отождествление с носителем его. Так (см. Бёмер, id., стр. 28–29, прим. 1; Hommel , Die altisraelitische Überlieferung in inschriftlicher Beleuchtung, стр.87, 98 и др.): Суму-аби=Его, подразумев. Божье, имя есть отец Суму-ла-илу=разве Его, подразумев. Божье, имя не Бог? Сравн. еврейск. Его имя есть Бог (может быть, в том смысле, что новорожденное дитя в Шему-эл=в известной мере есть манифестация божеского нумена, см. Kerber, id., р. 94) Таким образом, , «означает прежде всего: «наружу выдающийся момент, который делает Ягве видимым и приметным (kenntlich)», затем «то, что особливо для Него и Его отличает ото всех других, лиц как и вещей, потому что есть выражение Его внутреннего, проявление (Versichtbarung) его существа». Коротко, оно обозначает «оказание (Erweisung) того, что есть в Ягве» или «внутреннее существо Ягве». В очень многих случаях, не всегда, [ ,] соответствует нашему «личность (Person)», почему смешивается с Ягве; так: Пс.20:2, 44:6, 9 , ср. 44:21, 92:2» (Бёмер, id., стр. 29–30). Изложенное доселе основывалось на корнесловии и потому нуждается в конкретизации, которой мы достигнем текстуальным разбором словоупотребления . Тут придется ограничиться одним только еврейским языком. В основу изложения мы положим Гизебрехта (id., стр.7–18); при этом будут необходимы некоторые повторения предыдущего. «Относимое к личностям слово представляет звуковое средство легко и верно различать одну личность от других и ставить их перед духовными очами. Относимое к Богу, оно играет роль, т.е. означает имя Бога, nomen proprium, отличающее Его от людей и других богов» (Гизебрехт, id., стр. 9). Для животных и растений оно имеет смысл родового и видового имени, ср. Быт.2:19 и далее. Наконец, приложенное к вещам, слово тоже имеет целью ознаменовать отдельные страны, местности, города, реки, источники и т.п. ( Исх.17:15 ; Есф.9:26 ). Одним словом, тó, что содержится в логическом объеме понятия , есть средство в большей или меньшей мере индивидуализировать объект (Гизебрехт, id. стр. 8–9). Подобно еврейскому шем имеет значение nominis и коррелятивное арабское , эфиопское и сирское слово; но халдейское или , эмфат. , по утверждению Гезения (Thesaurus, Т. ІІІ, р. 1431), получило другой оттенок – означает, именно, signum, designatio лица или вещи. Быт.3:20, 19:22 ; Нав.62:2 ; Ез.24:2 ; Чис.17:17 ; 2Цар.23:34, 24:17 ; Есф.19:26 и др. показывают употребление в смысле имени лиц и вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

5:29 Имя Ной (евр.: Ноах) созвучно евр. глаголу «утешать» ( нахáм). 62 а 5:32 Е вр.: Шем – имя. 63 б 5:32 С ин. пер.: Иафет. 64 6:2 В Священном Писании сыновьями Бога именовались верные Ему, избранные Им люди; ср. Исх 4:22, 23; Втор 14:1. Вероятно, и здесь речь идет о потомках Шета (Син. пер.: Сифа) как людей, отличающихся от потомков Каина или вообще от далеких от Бога людей. 65 6:3 И ли: править ( человеком); евр. текст неясен. Некоторые древн. пер.: пребывать в человеке. Иные считают, что здесь говорится не о Духе, а о дыхании (жизни). 66 а 6:4 Е вр.: нефилим, вероятно, от глагола нафаль, означающего «падать». 67 б 6:4 И ные, полагая, что здесь говорится о связи «дочерей человеческих» со сверхъестественными существами, переводят это место так: это были герои древности, люди знаменитые. Евр. слово гиббор, обычно переводимое как силач, воин, богатырь, герой, в некоторых случаях в ВЗ используется в отрицательном смысле, как, очевидно, и здесь; ср. Ис 5:22; Пс 120 (119):2–4. 68 6:6 Букв.: и сожалел Господь, что создал человека на земле. 69 6:7 Или: сожалею (так же, как и в ст. 6); здесь явный антропоморфизм, указывающий, однако, на то, что Бог, при всей Своей неизменности, не остается в одинаковом положении в том, что касается Его отношения к изменившемуся человеку. 70 6:8 Букв.: обрел благодать в глазах. Благодать — обычно это слово (евр. хен — расположение, милость, доброта) употребляется в Библии для обозначения того особого благоволения Бога, какое Он ниспосылает всем людям не за те или иные заслуги, а из одной только любви к ним. 71 а 6:9 См. примеч. «а» к 2:4. 72 б 6:9 Или: с Богом он постоянно ходил. 73 6:12 Букв.: извратила всякая плоть путь свой на земле. 74 а 6:13 Букв.: со всякой плотью. 75 б 6:13 Здесь в оригинале глагол с тем же самым корнем, что и у глагола, переведенного словом «растлилось», в ст. 12. Эта непереводимая на русский язык игра слов, очевидно, показывает, что Бог уничтожает то, что уже само уничтожило себя своим растлением. 76 6:14 И ли: корабль. Значение слова неясно. LXX: ларь/ ящик; то же слово в Исх 2:3, 5, где рассказывается об осмоленной корзинке для спасения младенца Моисея. 77

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И. рассматривался как величайший из ветхозаветных патриархов (Берешит Рабба 76. 1), так что даже праотец евр. народа Авраам был рожден и сбережен от огня печи Нимрода (их противостояние носит легендарный характер) только ради того, что от него в дальнейшем родится И. (Берешит Рабба 63. 2; Вайикра Рабба 36. 4; Санхедрин 19б). Словосочетанию «Бог Иакова» евр. комментаторы придавали большую ценность по сравнению со словосочетаниями «Бог Авраама» и «Бог Исаака» (Вавилонский Талмуд. Берахот 64a; ср.: Пс 20. 1). Даже после смерти И. страдает вместе со своим народом в бедах и радуется при его освобождении (Мидраш Тэхеллим 14. 7; Пэсикта Раббати 41. 5). Последующие успехи евр. народа также мистически увязываются с заслугами И. (Шир Хаширим Рабба 3. 6), более того, говорится, что весь мир был создан только ради И. (Вайикра Рабба 36. 4). Бог прославил И., возвысив почти до сонма ангелов (Там же); образ И. получил один из ангелов с человеческим лицом в колеснице Божией (Танхума Левит 72-73). В таргуме на Быт 28. 12 сообщается, что во время видения небесной лестницы ангелы сошли посмотреть на И. именно потому, что его образ был на божественном престоле (Берешит Рабба 62. 23; 69. 3). Особо подчеркиваются терпение и мудрость И. в отношении с Лаваном (представленным в Талмуде нечестным человеком), к-рого ему удавалось усмирять, не доводя конфликта до насилия (Берешит Рабба 74. 10). И. был тем, кто вкусил сладости рая в жизни и даже не был подвластен ангелу смерти (Бава Батра 17a); подобное представление о личности И. носит символический характер и подчеркивает бессмертие народа Израиля. В самарянских источниках отмечена его праведность (Мемар Марка II 11; V 2; ср. свидетельство Ин 4. 7-12 о том, что самаряне почитали И. отцом). На основании библейского Предания, нашедшего отражение в пророческой литературе (Ос 12. 4), большинство иудейских комментаторов считали, что в Пенуэле И. боролся с ангелом (напр., с арх. Михаилом - Таргум Псевдо-Ионафана на Быт 32. 25). Высказывались предположения, что это мог быть падший ангел или ангел-покровитель Исава, не пускавший И. на его территорию (Берешит Рабба 77-78; 82).

http://pravenc.ru/text/200151.html

115 Имея это в виду, Делич утверждает, что и Елогим 7 стиха псалма не может ни к кому относиться, как только, к Иегове. Но мнение Делича опровергается 8 стихом, где Бог, именуется Иеговой. И Куртцу думается, что Елогим должно разуметь только о Боге Отце, но должно сказать, что Мессии усвояется не одно только это великое имя Божие, но и другое таковое же и почти равное Иегове, т. е. ( Пс.109:1 ). 121 Некоторые учёные слова настоящего стиха принимают в именительном падеже и таким образом, как в предыдущем стихе, относят его к Царю, или Самому Иегове, и в этом последнем случае видят в повторении слов «Бог твой» указание на особенное благоволение Божие к Царю. Куртц не соглашается признать мессианское значение псалма, основываясь на кажущейся несостоятельности Генгстенберговской аргументации в пользу его. А Генгстенберг, равно как Де-Ветте. Делич и Гитциг (на основании Песн.3:11 ; Ис.61:3 ) видят в помазании елеем радости указание на брачную радость. Между тем, Генгстенберг, выходя отсюда, замечает, что невеста должна быть лицом идеальным, потому необходимо допустить мессианское значение этого места, особенно по сравнению его с Пс.71:12 . 125 Отсутствие члена при βδος εϑτητος показывает, что оно есть сказуемое, которое поставлено на первом месте затем, чтобы придать особенную силу понятию εϑτης, буквально означающему прямизну. Отсюда царственный жезл, который не позволяет себе уклоняться ни направо, ни налево с прямого пути правления, т. е. справедливо. 126 Глубокий знаток псалмов, Делич, находит основания для Апостола в объяснении 101 псалма в мессианском смысле в том, что «в Ветхом Завете всюду, где речь идёт о последнем пришествии, явлении или обнаружении Иеговы и притом в могуществе и славе Спасителя или Судии, там Иегова есть Христос Иисус» (стр. 39). Здесь псалмопевец молится о избавлении своего народа (ст. 14, 20:21). о самопрославлении Иеговы (ст. 17), об обращении к Нему всех народов и царств (23 ст.), что всё то же относилось ко временам Мессии, особенно во времена Вавилонского плЪна, когда представляется написанным сей псалом (ср. Hofmanns, Weisagung u. Erfullung. S. 233; Блек – 117; Рим – 189; Ебрард – 62, Люнеман – 83, а также «Изобр. Мессии в Псалтири», стр. 247.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

42 κραιφνς (должно быть, от κρατος несмешанный, чистый † φανω показывать) – чистый, целый, неповрежденный; превосх. степ. 45 προοχομαι – наперед уходить. Картина рисуется такая, что, идя за телом Богоматери («предсылаху»), ангелы должны были и забегать вперед процессии, чтобы приказать ангелам-привратникам открыть для Усопшей с особою честью двери неба. 46 По Пс. 23:7,9 , но там «возьмите, врата, князи ваша» – «поднимите (снимите), врата, ваши косяки» – не только откройтесь, но, ввиду величия Царя, расширьте ваш вход, здесь чрез опущение этого дополнения и замену его чрез «ворота» усиливается мысль: для входа Царицы ворота должны быть снесены, как слишком узкие для Ее величия. 51 περβλλω – перебрасывать, переливаться через край, переходить меру, превосходить; прич. наст. вр. им. п. ср. р. ед. 52 ζωηφρος – принявший жизнь; у Фемистия, Афанасия В I40; в., пс.-Дионисия V в., Евсевия Александр. VI в. 56 νεολαα ( νος новый, молодой † λας народ) – молодой народ, как прилаг. – молодой; поэт, поздн. 59 προστασα – соб. стояние впереди, во главе, начальство(вание), представительство, заступничество, представительство (у Плутарха ­­ patronatus). 62 πρπει – прилично, пристойно, следует (соб. – красиво, синонимы о ιк ε – подходит, идет; δε – должно, необходимо – сильнее, чем те два понятия, χρ – нужно – в см. полезно; προσκει– прилично, следует, с указанием на отношение двух предметов). 64 ποπτεω – смотреть на что-либо или зачем, созерцать (о последней степени посвящения в элевсинских таинствах). 65 Те апостолы должны были видеть, что успение Богоматери было не обыкновенной смертью, а таинственным преставлением, так же, как чудесно было Ее рождение и многие обстоятельства жизни. 69 μετθεσις – перестановка, перемена; у поздн. церк. писателей – смерть (Палладий V в., Евстратий VI в.). 72 πεγω – теснить, понуждать, гнать, преследовать, быстро двигать, торопить; поэт. – спешить; наст. общ. з. 75 παρατθημι – класть возле кого-л., перед кем-л., предлагать, полагать что-л. у кого-л., отдавать на хранение, вверять.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Многие люди с нетерпением ждут наступления тепла. Они сетуют на задержавшиеся морозы, снег и перепады давления. По календарю завершается первый весенний месяц, а человек недовольно хмурит брови и удивляется, почему на улице все та же слякоть, нет ни цветов, ни вернувшихся с юга птиц и т.д. Но все это не может прийти мгновенно, а долгожданная весна без снега и холода на самом деле все ближе. Небо выше, солнце чаще припекает, заметно прибавился световой день. Приближаются желанные дни, хотя еще не везде растаял снег, а местами еще видны и сугробы. Так и в духовной жизни. Если нам не заметно продвижение вперед, это совсем не значит, что его нет. Возможно, Господь оберегает нас от тяжкого греха гордости или дает возможность обрести покаянный настой, взмолиться как апостол, увидев вынесенный на середину храма Крест: «Господи, спаси! Я погибаю!» (ср. Мф.8:25). Плоды могут созреть через годы, как у Марии Египетской, которая семнадцать лет боролась со своими страстями и достигла совершенства по благодати. Много лет стремился научиться умной молитве старец Иосиф Исихаст. Только когда он приложил все старание и перестал полагаться на собственные силы, Господь дал ему этот бесценный дар. Иногда вовсе усилия дают не такие итоги, о каких мы думали. Например, человек шел на курсы рисования, чтобы научиться писать акварелью, а на практике оказалось, что ему гораздо лучше дается графика. Мы не станем по мановению волшебной палочки очень аккуратными, сдержанными или честными, если до этого долгое время были неряшливыми, грубоватыми и часто лгали, — то есть вырабатывали привычку к греху. Не случайно говорится, что переучивать всегда сложнее, чем объяснять впервые. Почему? У человека есть неправильный опыт, который путает, мешает сосредоточиться на главном. Изменения обязательно будут, надо набраться терпения и, главное, не отступать. Однажды решившись изменить жизнь, не уступайте страстным привычкам «временно». Сам Господь говорит: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62). Только тот может добиться настоящих, видимых результатов и обрести спасение, кто уповает на Христа и претерпевает испытания до конца (ср. Пс.90:14—16, Мф.10:22).

http://pravoslavie.ru/120272.html

«Совершив Собою очищение грехов наших…» Очищение грехов наших, освящение и оправдание человека часто упоминаются в сем послании, как плоды первосвященнического служения Мессии, Его жертвоприношения, совершенного Им не через кровь козлов или тельцов; но «Самим Собою», жертвою Своего послушания, Своего самопожертвования, Своей крови и жизни. Принеся такую жертву за людей, Христос и для Самого Себя, т. е. для Своей человеческой природы приобрел возвышение над всеми тварями – «воссел одесную (престола) величия на высоте», ( ν υψηλος, собственно на высоких, т. е. на небесах, ср. далее Евр.8:1 ). Что это выражение относится к человеческой природе во Христе, видно из того, что нигде в Новом Завете не приписывается Иисусу Христу седение одесную Отца прежде вознесения Его на небо (ср. Ин.17:5, 6:62 ). До этого вознесения о Сыне говорится более возвышенно: «Сый в лоне Отчи» ( Ин.1:18 ). Образ выражения (о седении одесную), означающего участие в Божественной власти и мироправлении, заимствован апостолом из Пс.109:1 , который всегда считался Мессианским, хотя и в различных смыслах. «Одесную престола величия на высоте» – в этом образном выражении каждое слово – полно глубокого смысла: «одесную» – указывает сродство и равночестность Сына Божия с Отцом; – «Престол» – означает достоинство и власть Божества; – «седение» – покой и довольство; – «величие» – то же, что выше – «слава», т. е. слава и величие Божества; – «на высоте» – знаменательное выражение, имеющее в виду не ограничить Бога одним определенным местом, хотя бы небом, а только указать высшее над всем положение Его, – т. е. что Бог выше всего. Евр.1:4 .  будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Мысль о превосходстве Сына Божия апостол начинает развивать далее сопоставлением Его с Ангелами, имея в виду указать, что и сообщенное Им откровение выше и совершеннее того, которое было дано при посредстве Ангелов, рукою ветхозаветного посредника – Моисея. Имя, в котором одном уже выражается преимущество Христа пред Ангелами, есть имя Сына, которое Он носил прежде век, а «у наследовал» – по выражению апостола – в том смысле, что на Нем именно, а не другом ком исполнились и к Нему относились приводимые далее пророчества. – Можно также понимать это наследовал подобно тому, как выше – «поставил, воссел» относя к человеческой природе Сына Божия. Христос от вечности был Сыном Божиим и прежде Ангелов. Став человеком, Он по-видимому умалился пред Ангелами, но это умаление ограничивалось коротким временем. Оказав послушание Отцу Своему даже до крестной смерти, Он заслужил и для Своей человеческой природы возвышение над всею тварью, наследовав и по человечеству имя Сына Божия, обладая этим Именем по праву наследства, а не как мы – по усыновлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 . Однако вернёмся к тому месту, с которого мы ушли, дабы не позволить слову забегать вперёд и нарушать последовательности повествования. На упомянутое власяное вретище, которое он носил тайно, чтобы скрыть от глаз многих, ибо сказано: Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:6 ), подшивал он от плеч и ниже обычные лохмотья, которые видели все. В Эсфигменской обители Обойдя весь Афон и насладившись его благами, приходит Акакий в обитель, зовущуюся Эсфигменской 62 , и преклоняет выю благому игу Христову (ср. Мф.11:29 ); принимается он настоятелем не без испытания, но после того, как прождал немало дней у врат и тем самым представил достаточное доказательство своей стойкости и добродетели. А будучи принят, он удивил всех тамошних стойкостью и подвижническими трудами. Ибо Иерофей, пресвитер из числа студийских 63 , муж, состарившийся в благоговении и добродетели, рассказал мне, что оказавшись однажды в Эсфигменской обители, он услышал об Акакии от тамошних монахов, утверждавших, что тот целых два года пробыл в трапезной, служа трапезам братий, босой зимой и в холод, не имея ни отдельной кельи для отдыха, ни хоть какой-нибудь подстилки или циновки, но после того, как исполнял своё служение, проводил ночь, ходя по трапезной с каждением и пением псалмов. А если и случалось ему в сильном изнеможении, то есть после многих трудов и этих вседневных и всенощных подвигов, склоняться ко сну, то он, присев на одну из скамей в трапезной, засыпал ненадолго, успокаивая необходимость естества; но потом тотчас вскакивал и вторил Давиду, говоря: Предварил я рассвет и воззвал; на слово Твоё уповал я. Очи мои предварили утро, чтобы мне поучаться в слове Твоём ( Пс.118:147–148 ). Также никто в течение всех двух лет не видел его присевшим для того, чтобы поесть, но сей терпеливодушный, несравненный понудитель естества стоя собирал остатки от мытья посуды и вкушал их по-птичьи, говоря: Так псы кормятся трапезами господ своих (ср. Мф.15:27 ; Мк.7:28 ). Что может быть равным такому смирению? А если и хотелось иногда ему утешиться, то он восполнял нужду одними варёными овощами, приправленными солью да уксусом, ведь масла или вина не вкушал он в течение тех трёх лет, что провёл там.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010