И опять: «Дивны свидетельства Твои, посему исследовала их душа моя» (Пс 118:129) . Зачем в “Книге Притчей Соломоновых” высказывается желание, чтобы мы исследовали притчи, загадки и темные изречения (см. Притч 1:6) ? Зачем и Господь, говоря в притчах, желает, чтобы его ученики разумели [их], если разъясняет смысл притчей (см. Мф 13:18; Лк 8:11) ? Зачем повелевает: «Ис­сле­дуйте Писания, как свидетельствующие обо Мне» (Ин 5:39) ? Зачем глава апостолов Петр желает научить, говоря о спасении, которое исследовали и изыскивали пророки (1 Пет 1:10) ? Зачем божественный апостол Павел говорит: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, у которых бог века сего ослепил очи разума их, чтобы не воссиял им свет знания Христа» (ср. 2 Кор 4:3–4) ? Как кажется, вы желаете уподобить нас иудеям, которые простыми речениями, как говорите вы, то есть одной только буквой, словно мусором, засыпав свой ум, отпали от истины, имея покрывало на сердцах своих, так что не разумеют Господа Духа, закрытого бук­вой, о чем говорит [апостол]: «Буква убивает, а Дух жи­во­творит» (2 Кор 3:6) . Пусть же удостоверится владыка мой, что я не допущу принять изречение без содержа­ще­го­ся в нем смысла, чтобы не стать явно иудеем” 54 . Этому чисто библейскому высшему синтезу служат все упоминавшиеся выше философские построения; по сути дела они призваны предостеречь от того, чтобы тварь в этой своей встрече любви с Богом каким бы то ни было открытым или скрытым образом не была бы преодолена, не поблекла бы и не превратилась бы в простую схему “явления”. Оберегая ее бытийное право — как в человеческой природе Христа, так и в обычных людях — преподобный Максим в подкрепление предлагает ей право на благодать. Отсюда — решительный отказ от монофизитского и монофелитского соблазна, отсюда — критика подосновы оригенизма, отсюда — укрепление и превосхождение отстаиваемой Дионисием идеи реальности творения. Только так мог быть заложен достаточно прочный фундамент общего синтеза, только так оказывалось возможным надежно провести и обосновать различные нововведения восточного богопочитания.

http://pravmir.ru/vselenskaya-liturgiya-...

Пс.129:1 ), то утешение есть высокое чувство с светлою надеждой, со взором, обращенными на будущее. Значит, и по внутреннему смыслу 3-я глава является вершиною книги. 3) Под именем Послания Иеремии известны два библейских памятника: а) 29-я глава кн. пр. Иеремии, или – по LXX – 36-я глава, и 2) отдельное произведение в 72 стиха, помещающееся в нашей славянской и русской Библии между Плачем Иеремии и книгою Варуха. Послание, заключающееся к 39 гл., есть несомненно подлинное произведение пр. Иеремии, отправленное им при ц. Седекии в Вавилон иудеям, плененным с Иехонией (ср. 29:1–4). Отдельное же произведение в 72 стиха, надписанное «Послание Иеремии», есть произведение неподлинное и неканоническое. Это следует, во-1-х, из того, что его нет в еврейской Библии и в некоторых списках LXX; а там, где оно есть, «Послание» занимает очень неустойчивое положение, иногда даже присоединяется в качестве заключительной (6-й главы) к книге Варуха. В сир. Пешито, у Мелиюна сард, оно отсутствует. Блаж. Иероним также не признавали его произведеньем пр. Иеремии. Во-2-х, неподлинность «Послания» видна из самого содержания. Главный предмет послания – доказать суетность языческих идолов и предостеречь от увлечения ими иудеев. «Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных... Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам» (4 и 5 ст.). Едва ли пр. Иеремия мог так написать. Ведь иудеи пред вавилонским пленом и на улицах Иерусалима могли видеть при желанья ежедневно статуи богов языческих и служить им. Очевидно, иудейские пленники более нуждались в увещаниях другого рода, как это и видно из подлинного послания пр. Иеремии (29). Далее: продолжительность плена определяется в послании (ст. 3) (ως γενεν πτ) «даже до семи родов», тогда как прор. Иеремия определяет его приблизительно в три поколения 70 лет (25:11, 29:10). Потом: описание идолов – деревянных истуканов, обделанных в золото и серебро, не соответствуете ассиро-вавилонскому культу. боги которого были каменные или глиняные. Это описание скорее может относиться к фригийским идолам.– Язык послания, изложение мыслей, слабость воображения, недостаточность воодушевления – говорят против принадлежности этого послания пр. Иеремии. Написано т.н. Послание Иеремии, вероятно, века за 4 до Р. Хр. где-либо в Малой Азии, близ Фригии, или в самой Фригии, каким-нибудь иудеем рассеяния и подписано именем пр. Иеремии для сообщения ему популярности и, может быть, не без отношения к 2Мак.2:1 7 . – Католическая церковь признает подлинность Послания Иеремии и каноническое достоинство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

(Книга пророка Исайи, гл. 11, ст. 6; ср.: гл.65, ст. 25). 242 …если все должны страдать, чтобы, страданием купить вечную гармонию, то при чем тут дети — но не с детками же солидарность в грехе…— Слова героя перекликаются с одним из рассуждений Б. Паскаля: „…разве не противно правилам нашей жалкой справедливости — осудить навеки дитя, лишенное еще воли, за грех, в котором оно принимало столь мало участия, что родилось на свет спустя шесть тысяч лет с тех пор, как грех был совершен? Несомненно, ничто нас так жестоко не задевает, как это учение…“ (Паскаль Б. Мысли (о религии). С. 115–116). 243 „Прав ты, господи, ибо открылись пути твои!“ — Свободное сочетание разных стихов Апокалипсиса: „…велики и чудны дела Твои, Господи Боже вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят: все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои“ (Откровение Иоанна, гл. 15, ст. 3–4; см. там же: гл. 16, ст. 7; гл. 19, ст. 1–2; а также: Псалтырь, пс. 118, ст. 137). 244 …свой билет на вход спешу возвратить обратно — Не бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю. — Слова героя перекликаются с мотивами стихотворения Шиллера „Резиньяция“ (1784) в переводе Г.П.Данилевского: …Моя весна прошла; Безмолвный бог, о, плачьте! преклоняет — Безмолвный бог мой светоч погашает И греза отошла. Я пред тобой, о вечности равенство! — У полных тайны врат… Возьми свою расписку на блаженство: Она цела — не знал я совершенства; Возьми ее назад. (Шиллер. Полн. собр. соч. в пер. рус. писателей. Т. 1. С. 35). См.: Чижевский Д. Шиллер в России//Новый журнал. 1956. Т. 45. С. 129. См. также: Matlow R. E. The Brotliers Karamazov… P. 15. 245 …представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой — Нет, не могу допустить. — Сходную мысль Достоевский высказывает в речи о Пушкине („Дневник писателя“. 1880, август, гл. 2). 246 В „Notre Dame de Paris“ y Виктора Гюго — свой bon jugement. — В начале романа „Собор Парижской богоматери“ (1831), опубликованном в русском переводе в журнале „Время“ (1862.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Образ, очень часто встречающийся у святых отцов, когда они говорят о падении, – это целое, «разбитое на осколки грехом» 129 . Однако в своем бесконечном терпении, Бог снова и снова начинает сначала, «склеивая» разрозненные частицы для того, чтобы воссоздать первоначальное единство. Это наводит святых отцов на мысль, которая богата выводами для истории религий и миссиологии. Они говорят о «посещениях» Словом – еще до Воплощения – религиозных миров, чуждых христианскому Откровению; так Слово проявляется более кенотическим, более скрытым образом в церкви невидимой, церкви языческой. Непрерывность различных планов сближает ангельский мир с человеческим, и эта непосредственная близость небесных сил вдохновляет движение от робких духовных попыток к совершенному, от пустоты – к харизматической полноте, к полноте Благодати; и обуславливает агиофаническую антропологию в аспектах, связанных с богослужением и доксологией (литургическим славословием, прославлением). «Малому» и «великому входу» в православной литургии сопутствуют чины ангельские. Человек присоединяется к их песнопению сначала в Трисвятом: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный»: Отец, Источник Святости, Святой; Сын, Крепкий, Тот, Кто побеждает смерть; Дух Святой, Животворящий, Дыхание Жизни. А второе песнопение «Свят, свят, свят» резюмирует Анафору, троическое евхаристическое поклонение; человеческие и ангельские служители вновь соединяются в одном порыве поклонения: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» (ср. Ис.6:3 ). «Будьте святы, будьте совершенны» обозначает ту же полноту; положительное содержание будущего века начинается уже здесь на земле. Святой человек – это не сверхчеловек, но тот, который находит свою истину и живет этой истиной как литургическое существо. Антропологическое определение находит свое самое точное и самое полное выражение в литургическом поклонении: человеческое существо – это человек, поющий Трисвятие и «Свят, свят, свят». «Буду петь Богу моему, доколе есмь» ( Пс.103:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Вот святые, которые перед нами, придет время — и будут перед нами и их иконы. Мы славим и благодарим Бога за то, что в разное время и в разных сословиях Он воздвигал людей, которые исполняли Его Завет. Но молясь святым, прибегая к их ходатайству, прося их заступничества, учась на примере их жизни, мы никогда не должны забывать, что спасение идет только от Господа, спасение всем — и святым, и грешникам, потому что Спаситель есть только один у нас Господь Иисус. Его силой живут и действуют святые, Его силой прощаются грешники, Его силой мы приходим к Богу и обретаем в Нем своего Господа. Святые — наши братья, святые такой же плоти и крови, как и мы, то, что они в своих немощах поднялись до праведности, для нас это урок и вдохновляющий пример. Но всегда надо помнить, что сам себя спасти человек не может, и они стали святыми не просто потому, что у них была такая сильная воля или такое стремление выполнять заповеди Божий, а силой спасающей благодати Христа–Спасителя, Ему и слава во веки. notes Примечания 1 См. Мф 13:47–48. 2 Пс 18:2. 3 1 Ин 5:19. 4 Ин 16:33. 5 Мф 11:28. 6 Ср. Ис 8:9–10. 7 Пс 26:1 (церк. — слав.). 8 Пс 18:2. 9 ср. Еф 5:14. 10 ср. Откр 3:16. 11 Ср. Мф 18:3. 12 Ср. Мф 18:19. 13 Ср. 1 Кор 6:9–10. 14 Мк 10:17. 15 Ср. Еккл 6:2. 16 Мф 19:21. 17 1 Фес 5:16. 18 Ос 13:14; 1 Кор 15:55. 19 Речь идет о двух ангелах, один из которых держит свиток со списком добрых дел, а другой со списком злых. Это образы Страшного Суда, обычно изображаемые на западной стене храма. 20 Пс 21:2. 21 Пс 129:1. 22 Ср. Иер 21:8. 23 Мф 15:22. 24 ср. Ев 13:8. 25 Ср. Мф 10:32. 26 Ср. Мф 5:16. 27 см. Мф 25:1–13. 28 ср. Тим 4:7–8. 29 Ср. Мф 11:28–29. 30 Ср. Ин 6:68. 31 1 Кор 4:16. 32 Флп 4:13. 33 Ср. Ин 14:12. 34 Гал 5:24 (церк. — слав.). 35 Лк 21:19 (церк. — слав.). 36 Ср. 1 Кор 10:31; Кол 3:17. 37 Деян 20:35. 38 Мф 16:18. 39 Мф 25:40. 40 Мф 6:22. 41 Пс 76:12 (церк. — слав.). 42 Деян 9:4. 43 Мк 6:37. 44 Ср. Мф 6:33. 45 Ср. Лк 5:33–35. 46 Ср. Ин 13:34. 47 Ср. Мф 25:1–13. 48 Ср. Деян 20:35. 49 Ср. Лк 20:38. 50

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

А брат, придя в себя и помыслив о происшедшем, возрадовался о погибели демонов, славя и благодаря Господа нашего Иисуса Христа, давшего такую благодать и силу любящим Его всею душою и призывающим Его из глубины сердца. Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. Ин. 7, 38. См.: Прем. 1, 4. Пс. 56, 8. Ср.: Поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5, 19). Здесь автор, если речь не идет об опечатке, видимо, умышленно заменяет местоимение " ваших " на " наших " , тем самым указывая на исполнение в своей жизни слов апостола Павла. Пс. 129, 1. Пс. 83, 8. Мф. 18, 20. Ср.: Ин. 14, 23. Пс. 36, 35-36. Мф. 3, 10. Пс. 50, 9. См.: Суд. 6, 39. Из молитв иерея при облачении перед совершением Божественной Литургии. См.: Пс. 132, 1-2. Пс. 50, 10. Пс. 50, 19. Лк. 24, 45. Ин. 7, 38. Пс. 77, 2. Лк. 12, 49. Пс. 118, 106. Лк. 11, 24-26. 1 Фес. 5, 17. Мф. 26, 41; Мк. 14, 38; Лк. 22, 40, 46. Ср.: 1 Пет. 4, 18; также тропарь по 1-й кафизме: " Аще праведник едва спасается, аз где явлюся грешный?.. " Пс. 37, 9. Ср.: Тропарь преподобномученику общий, глас 8. " Безмолвствующим [отцы] советуют сидеть на низком стуле, во-первых, потому, что внимательная молитва требует спокойного положения, а во-вторых, по образу слепого нищего, упоминаемого в Евангелии, который, сидя при пути, вопиял ко Господу: Сыне Давидов Иисусе, помилуй мя (Мк. 10, 47),- был услышан и помилован. Также этот низкий стул изображает собою гноище, на котором был повержен Иов, вне града, когда диавол поразил его с ног до головы лютою болезнию (см.: Иов. 2, 8). … Низкий стул очень удобен для упражнения молитвою Иисусовою. Этим не отвергается стояние при ней; но так как почти все время истинного безмолвника посвящено молитве, то и представляется ему заниматься ею и сидя, а иногда и лежа. Особенно больные и престарелые должны остерегаться излишнего телесного подвига, чтоб он не истощал сил их и не отнимал возможности заниматься подвигом душевным. Сущность делания в Господе и в имени Его " (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Слово о молитве Иисусовой).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Пс.-Ефрем Сирин На слова «Вонми себе». CPG 3932. TLG 4138/26. Рус. пер.: Св. Ефрем Сирин . Творения. Т. 1. СП, 1907 [ р 1993]. С. 286–315 [слово 24]. Vol. 1, p. 230–254 Assemani; vol. 2, p. 142–198 Phrantzoles – 41060 О добродетелях и страстях. CPG 4055, TLG 4138/106. Рус. пер.: Творения. Ч. 3. СП, 1912 [р1994]. С. 385–395 (вторая часть, рус. пер. со с. 389, совпадет с соч. Пс.– Афанасия и Пс.- Иоанна Дамаскина ). Vol. 3, p. 425 F Assemani; vol. 5, p. 394: 6 Phrantzoles – 24 71 Vol. 3, p. 428 CD Assemani; vol. 5, p. 399: 12 sqq. Phrantzoles – 118 3 Ср. также выше (Пс.- Афанасий Александрийский . Сочинение к некоему политику) и ниже (Пс.- Иоанн Дамаскин . О добродетелях и пороках). Житие Симеона Столпника младшего. CPG 7369. 5089/1. BHG 1689. 160: 32 van den Ven – 19 43 Иероним Стридонский , блж. Толкование на пророка Иеремию. CPL 586. Рус. пер.: Творения блж. Иеронима Стридонского . Ч. 6. Киев, 1880 (Б-ка творений св. отцов и учителей Церкви западных). С. 173–529. IV [PL 24, 824 A; Corpus Christianorum. Series latina, ed. S. Reiter, 1960, p. 281: 11] – 225 249 Изречения святых отцов (Апофтегмы) Алфавитное собр. CPGS 5560. TLG 2742/1. ИАБ IV, 219–228. Рус. пер.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Вечное, 1965 ( р СТСЛ, 1993). Аммон, 4 [PG 65, 120 C] – 25 сн. Антоний, 9 [PG 65, 77 B] – 125 39 Арсений, 40 [PG 65, 105 С] – 121 13 Исидор, 4 [PG 65, 220 CD] – 435 10 Макарий Египетский 19 [PG 65, 269 C=PG 34, 249 A] – 155 96 , 156 102 33 [PG 65, 277 C=PG 34, 256 D] – 141 7 Моисей, 6 [PG 65, 284 C] – 100 127 Пимен, 129 [PG 65, 353 D] – 123 23 Серапион, 1 [PG 65, 416 B] –25 сн. Анонимное собр. CPGS 5561. TLG 2742/2. 242, p. 363 Nau – 25 сн . Систематическое собр. CPGS 5562–5565. TLG 2742/5–8. ИАБ IV, 229–235. Рус. пер. В. Рождественского : Древний патерик, изложенный по главам. М., 3 1899 [и репринты]. II, 19 [SC 387, p. 134 Guy] – 100 127 XII, 2 [SC 474, p. 208: 4–5 Guy] – 151 72 Илия Экдик Гномическая антология. CPG 6080 (Пс.- Нил Анкирский )=CPG 7716 (Пс.- Максим Исповедник ). Рус. пер.: ИАБ VI, 204, ср. IV, 1622. 222 [по нумерации Rigo 2008, 226] [=II, 112 Добротолюбие и PG 127, 1169]=Пс.- Максим Исповедник . Другие главы, 216 [PG 90, 1452 C] – 159 119

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

111. см. у Lequ.: лат.перевод: ср.и примеч. 112. Фил. II, 7. 113. (ср. латинский перевод у Lequ. И Hopperi) 114. (см. у в подстроч.замеч.). 115. См выше прим 41. 116. См выше прим 114. 117. См выше прим 114. 118. Это более подробно излагается в act. 4 syn. 7 (см. у Lequ.). 119. Быт. XLVII, 10. 120. Пс. XCVIII, 9. 5. У св. И.Дамаскина буквально читаем: яко свят есть (т.е. Господь Бог) слав.: яко свято есть. 121. Исаия LXVI, 1. 122. Как, например, Исаию (по церковному преданию). Ср. Евр. XI, 37. 123. Как, например, Иеремию (см. его книгу: XXXVIII, 6 и пр.). 124. Быт. L, 13. 25 125. 4 Цар. XIII, 21. 126. 4 Цар. IV, 29. 127. Исх. VII, VII ,XIV, XV, XVII. 128. Прем. Солом. XIV, 7. 129. 4 Цар. VI, 6. 130. Быт. II, 9. 131. Быт. XXII, 13 (Ср. прим. у Lequ.). 132. Числ. XXI, 9. 133. Числ. XVII. 134. 3 Цар. VI. 135. Иез. XL. 136. Исх. III; " куст горевший и не сгаравший , как-бы облитый какой-то росою " (см. у Lequ.). 137. Ср.лат.перев.в изд. Hopperi: " Indicatum a Deo " (т.е. Ephod). 138. Иер. II, 27. 139. (См. у. Lequ. лат.перев.; ср.примеч. Ср. греч.текст и лат.перевод в издании Hopperi). 140. Исх. XX, 4. 141. Ин. III, 14-15. 142. " Подрбное, кажется, читается в жизнеописании тогоже Василия, которое носит имя Амфилохия, где, однако, об изображении не сделано никакого упоминания " См. у. Lequ. (подстр.примеч.). 143. " Это разсказывают Георгий Александрийский и анонимный ( на знаю какой) автор жизнеописания Златоуста. " См. у Lequ. (подстр.прим.). 144. здесь значит : " reverantiam exhebere, inclinato corpore salutare " . См. у Lequ. (подстр.прим.). 145. " Луг духовный написан Иоанном Мосхом и посвящен им своему ученику Софронию, который после был иерусалимским епископом " Выдержка взята св. И.Дамаскиным из 45-й главы " Луга " . Ср. Act. 4 e t 5 sept. Syn. - См. у Lequ. (подстр.прим. и сбоку текста). 145 а) Praes. Histor. 146 б) Ср. 73 прим. к 3-му слову. 146. Здесь, несколько выше, а равно и сейчас же далее, по требованию русскаго языка и согласно с особенностями греческаго синтаксиса, настоящия времена в двух-трех случаях переведены будущими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

2223 Здесь у Св. Кирилла, как и в славянском (тоже у Евсевия, Феодорита, Алъд. изд. нек. рукоп. также в Сир. и Араб.), опущено слово: διψαλμα (Ср. Слав. псалом песни. Пс. 66:1 ), соответствующее еврейскому , которое вероятно служить музыкальным знаком паузы. У LXX это слово читает здесь Иероним и древние списки; оно читается также в ст. 9 и 13. В псалмах обыкновенно стоит в конце небольшого отдела. Глагол означает: рассекать, разделять, оканчивать, заключать. Отсюда перевод: διψαλμα – междупсалмие, разделение песни (LXX), – Иероним: semper, Акила: ε, Симмах: εσ τν ανα, Феодотион: ες τλος, LXX ст. 13 и Итал. ib. (in finem), Барбер: μεταβολ διαψλματος ст. 6: διψαλμα, 5 изд.; σελ, Халд. ст. 3: во век (ср. Араб.). См. Иерон. к эт M. и Epist. ad Marc. 28. Migne XXII. 433; ср. Knabenb. ib. p. 99. 2224 ξελεσονται ες πεδα ο πδες ατο: так в одних. В других и лучших: κα ξελεσεται ες πεδα κατ πδας ατο, ср. Евсевия. Слав: и изыдет на поле при ногу его; Альдин., Феодорит (тоже Феод. Мопс. и Феофил.): ες πεδεαν. 2225 Так у Феофилакта. Но другие (Евр., Халд., Сир., Ит., Араб., Вульг., Иерон., Феод. Мопс., Феодор. (ντ κπων ν εδον) LXX автор. как в Слав: «шествия вечная его. За труд видеша селения». 2226 Вместо κατακεκρυμμνος (сокровенный) лучше κατακεκριμνος – подсудный, осужденный, под судом находящийся. Еврейское происходит от ср. – судить, осуждать (к наказанию). Иероним к этому месту (Migne, XXV. 1317. А): «Мадиан на нашем языке звучит: из суда – ex judicio ( – ), то есть осуждение»; ср. De nomin. hebr. de judicio sive de causa, также in judicio, iniquitas и др. (Migne 23. 781) ср. (Magne 23. 781. cp. Lagarde, 8:19–27; 14:3; 19:6–7; 50:13; 70:4–5 – contradictio vel responsio 19. 6). Lexic. Origen. Vatie. Lagorde 195:62; Migne ibid. 1235: νγκασις πκρισις, (также: κθον δε Lag. 180. 46). Ориген Homil in Jud. VIII. § 1, Migne, Patr. Gr. t. XII. col. 981: Madianitae interpretantur extra judicium; Филон De nomin. mut. ed Richter – Aucher § 18 (3:172; Paris. 1061, B): Μαδιαμ κ κρσεως νομζεται; Leg. alleg. III. 4 (I, 129, Paris. 62. E): κρσις τς φσεως πραγμτων, но в de confus. ling. § 13 (2:259, Paris. 328. C): τν σωματικν τροφ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010