5.4. Узнай же, что они – «исполины», иначе гиганты. «Гигантом» именуется всякий противящийся Богу. Тот, кто противоборствует Богу и враждует против истины, что является его основным занятием, справедливо называется гигантом. И так, тебе даровано изгнать гигантов и войти в их царство. Или не написано об одном из них: «Может ли быть отнята у гиганта 17 добыча?» ( Ис.49:24 )? И Господь говорит о нем в Евангелии: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» ( Мф.12:29 ). Так и ныне, когда проводится сравнение между человеческой и демонской природой, мы – «саранча», они – «гиганты»; особенно когда вера наша нетвердая и если безверие сковывает нас, то они поистине «гиганты», а мы – «саранча». Если же следуем мы за Иисусом, верим словам Его, исполнены доверием к Нему, будут они в глазах наших как ничто. Посмотри, как Иисус вселяет в нас уверенность, говоря: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию» ( Чис.14:8 ), ибо она «очень хороша» (ср. Чис.14:7 ) и чудесны плоды ее. 5.5. Так, образы и иносказания, явленные прежде отцами, исполнились в нас. Они изгнали народы и обрели свое наследие; ибо получили они всю землю Иудеи, город Иерусалим и гору Сион. Все это исполнилось в них, а что сказано тебе? Не сказано: «Ты пришел к тому, что видимое», но «к тому, что невидимое» (ср. Кол.1:16 ). Ибо сказано: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» ( Евр.12:22 ). И Апостол в другом месте говорит: «Вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). Если кто-то не присовокупляет к вере сказанное Апостолом, что Иерусалим – город небесный, то он может отвергнуть и эти наши слова. Если же прилагать к вере слова Павла, что, несомненно, и должно делать, и если мы верим, что Иерусалим – город небесный, образом которого является земной город, то написанное, как кажется, о земном Иерусалиме духовным пониманием мы будем, что правильнее, переносить на небесный. Поэтому, если, по словам Павла, мы «приступили к небесному Иерусалиму», то мы, без сомнения, пришли и в небесную Иудею; и как они изгнали хананеев, ферезеев и евеев и другие народы из земной Иудеи (ср. ИсНав.9:1 и далее), так и мы, которые «приступили к горе Сиону» и к небесным царствам, должны изгнать из них противные силы и «духов злобы поднебесных» (ср. Еф.6:12 ); и как они изгнали иевусеев из Иерусалима (ср. 2Цар.5:6 ) и город, называвшийся прежде Иевусом, стал именоваться Иерусалимом (ср. ИсНав.18:28 ), так и нам должно сначала изгнать иевусеев из Иерусалима и так обрести его в наследство. Но если они добивались этого видимым оружием, то мы – невидимым. Они побеждали в плотских битвах, мы же одерживаем верх в духовной брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Между тем, мы отметили это и в предыдущей главе, где описан закон о жертве «за проступок» (ср. Лев.7:2 ). Однако я не сомневаюсь в том, что многое от нас сокрыто и превосходит наше понимание, ибо мы не достойны этого и не можем сказать: «А мы имеем ум Христов» ( 1Кор.2:16 ). Ибо Он один есть Ум, Который раскрывает все, содержащееся в законе о жертвах и в тайне буквы. Ведь если бы я был достоин того, чтобы мне был дан «ум Христов», то и я мог бы сказать: «Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор.2:12 ). Но теперь, довольствуясь ничтожностью нашего ума, посмотрим на начало второй главы. 7 . В ней сказано: «Вот закон о жертве спасения, которую приносят Господу: если кто в хвалу приносит ее, то при жертве хвалы 27 он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и тонкую пшеничную муку, напитанную елеем; кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при жертве спасения благодарной; одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесет он в возношение Господу: это принадлежит священнику, кропящему кровью жертвы спасения; мясо мирной жертвы благодарности должно съесть в день приношения ее, не должно оставлять от него до утра» ( Лев.7:11–15 ). Жертва, названная спасительной, разделена на две части: одна названа «жертва хвалы», другая – «жертва молитвы 28 » (ср. Лев.7:16 ). Но каждая из них именуется «жертвой спасительной» (ср. Лев.7:15 ). А так как теперь мы не приносим жертв по букве, давайте посмотрим, кто из нас пришел в ту меру, чтобы приносить Богу «жертву спасительную» и «жертву хвалы» (ср. Пс.49:23 ). Я думаю, тот, кто восхваляет Бога во всех Его деяниях, и через кого исполняется сказанное Господом нашим и Спасителем: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). А потому тот приносит «жертву хвалы», за чьи дела, учение, слово, образ жизни и наставления прославляют и благословляют Бога, так же, как и, напротив, есть те, о ком сказано: «Ради вас имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:24 ; ср. Ис.52:5 ). Но обрати внимание, как представлены здесь «пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и тонкая пшеничная мука, напитанная елеем» (ср. Лев.7:12 ), и как жертва спасения приносится через трехчастное таинство и как, наконец, сказано: «Это принадлежит священнику, кропящему кровью жертвы спасения» ( Лев.7:14 ). Прежде говорилось: «Она принадлежит священнику, который очищает посредством ее» ( Лев.7:7 ). Здесь же сказано: «Это принадлежит священнику, кропящему кровью мирной жертвы» ( Лев.7:14 ). Какой достойный порядок: сначала надлежит искать очищения, а затем приносить «жертву спасения». Ибо спасение – не для всякого, но для того, кто сначала очистит себя перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Эти две курицы, как мне видится, имеют некое сходство с двумя козлами, одного из которых приносят в жертву Господу, а другого отсылают «в пустыню» (ср. Лев.16:10 ); так и здесь, из двух куриц одну заколают, а другую отпускают «в поле» (ср. Лев.14:7 ). Таким образом, тот, кто очистился от проказы, дает одну часть, которая отсылается «в пустыню», а другая приносится за него в жертву Господу. Здесь, однако, тот, кто очистился от проказы и жертвует куриц, еще не приносит к жертвеннику то же, что жертвуется Господу за него, а именно горлиц или голубей (ср. Лев.14:22 ). Ибо в тот же день, когда кто-либо очистился от проказы, он еще не достоин приносить жертвы к Божьему алтарю. Потому Законодатель повелевает, в тот день, когда он очистился, «взять для очищаемого двух куриц» (ср. Лев.14:2, 4 ). Но думается мне, что здесь содержится скрытое понимание этих двух куриц, через которое совершается очищение грешников и о котором написано: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как курица 56 собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф.23:36 ). Однако очистившемуся необходимо очиститься еще и «кедровым деревом» (ср. Лев.14:4 ). Ибо невозможно прокаженному очиститься от греха без «древа» креста, если не обратится он к «древу», на котором Спаситель, по словам апостола Павла, «отнял силы у начальств и властей, восторжествовав над ними на кресте» ( Кол.2:15,14 ). Далее для очищения от проказы также необходимы «червленая нить и иссоп». «Червленая нить» несет на себе образ священной крови, вытекшей из бока Спасителя, пронзенного «копьем» (ср. Ин.19:34 ). «И иссоп». Эта трава обладает лечебными свойствами и имеет способность смягчать и очищать, если какая-либо нечистота обнаружится в груди человека вследствие пагубных воздействий вредных соков организма. Поэтому неудивительно, что эта трава служит образом очищения от грехов. Ярко-красный цвет часто воспринимается как символ спасения, и мы часто встречаем его в Божественных Писаниях, например, «во время родов» Фамари, когда, как сказано, «показалась рука; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый» ( Быт.38:28 ); или когда блудница Раав приняла соглядатаев и получила обещание спасения от тех, кто сказал: «Когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила» ( ИсНав.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

19). Должно же заметитъ, что Он оправдывается не затем, чтобы из неправедного стать праведным; оправдывается праведный не для того, чтобы начать быть тем, чем он не был, а чтобы всем объявилось то, чем Он был“, многим в смысле πολλν Мф. 26:28 , по св. Кир. ал. в смысле языков, и грехи их той понесет (ср. Ин. 1:29 ); св. Кир. ал. вместо νοσει – понесет, читал: νσει=отпустит (ср. Мф. 1 . с.). 12. Сего ради той наследит многих, и крепких разделит в корысти: зане предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися, и той грехи многих вознесе, и за беззакония их предан бысть. 12. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. Ст. 12 . Отрок Господень получит в удел многих, с сильными разделит добычу, – за то, что предал душу Свою на смерть, вменился со беззаконными, понес на себе грехи многих и за преступников явился ходатаем. Под “многими”, которых получит в удел Отрок Гоеподень, св. Кир. ал. разумеет сущих из язык; а под сильными, с которыми Он разделит добычу, – святых апостолов, или просто всех сильных во Христе, имеющих духовное мужество, которым, как победившим сатану, Он разделил добычу“. И со беззаконными вменися (ср. Мк. 15:28 ; Лк. 22:37 ): “не только, говорит бл. Феод., Он потерпел определенное злодеями наказание, но и распят был с разбойниками“. И той грехи многих вознесе ср. выше ст. 4. И за беззакония, их предан бысть. Вместо: =в р. с. и за преступников сделался ходатаем, 70 читали: почему: α δι τς νομας ατν παρεδϑη, ср. сл. По смыслу перевода 70 , смерть Отрока Господня была satisfactio vicaria пред правосудием Божиим за грехи людей. А по смыслу евр. м. т., Отрок Господень, совершив подвиг искупления, чрез то явился ходатаем за преступников, как и ап. Павел пишет об Иисусе Христе: и сего ради новому завету ходатай есть, да смерти вывшей, во искупление преступлений бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии ( Евр. 9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

«Я посреди вас», т.е. Я не отделяюсь от вас, не ставлю Себя на пьедестал (ср. Мк.10:45 ). «Как служащий», т.е. как обыкновенный раб, служащий за столом. Конечно, это выражение только символ самоуничижения Христа в отношении к людям. Лк.22:28 .  Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, Впрочем, Господь не отрицает, что апостолы имеют действительные заслуги, которыми они стоят выше других людей. Но эти заслуги их состоят только в том, что они переносили вместе со Христом различные испытания, которым Он подвергался во время Своего смиренного служения человечеству (ср. Евр.2:18, 4:15 ). Лк.22:29 .  и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, «И Я завещаваю...» Т.е. и Я, со Своей стороны, в награду за вашу верность завещаю или назначаю вам (ср. 2Пар.7:18 ; Быт.15:18 ) Царство или господство, владычествование ( βασιλεαν без всякого определения), как и Мне Отец Мой предназначил господство. Конечно, то и другое – и владычество Христа и владычество апостолов – будут иметь место в Мессианском Царстве (ср. 1Кор.4:8 ; 2Тим.2:12 ). Лк.22:30 .  да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. «Да ядите и пиете...». Это цель, с какой дает апостолам Христос их владычественные права. Они должны вкушать на трапезе Христовой, как здесь вкушали с Ним. Это указывает на теснейшее общение их со Христом в Мессианском Царстве (ср. Лк.13:29 ; Мф.8:11 ). «Сядете...» (см. Мф.19:28 ). Слово «двенадцать» здесь опущено по сравнению с содержащимся в Евангелии Матфея изречением, потому что тут уже Христос мыслит не 12, а 11 апостолов (без Иуды). Лк.22:31 .  И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, Предсказание об отречении апостола Петра евангелист Лука излагает в оригинальной форме, не руководясь ни Евангелием Марка, ни Евангелием Матфея, и затем помещает его не на том месте, какое отведено ему в первых двух Евангелиях, т.е. относит не ко времени по выходе с вечери, а еще ко времени пребывания в горнице, где происходила вечеря. Думать (как еп. Михаил), что Господь не раз повторил изречение об отречении Петра, нет никаких оснований, и потому можно сказать, что евангелист Лука просто нашел нужным согласно плану, какой он имел в уме, поместить это предсказание раньше, чем первые два евангелиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18-19: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Вероятно, смысл ожидания пророка был еще и в том, что без него многие считали невозможным восстановление истинной царской власти в Израиле. Среди наиболее ожидаемых было пришествие прор. Илии. Уже в Мал 4. 5 говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня». Евангелист Марк передает предание книжников о том, что «Илии надлежит прийти прежде» (Мк 9. 11; ср.: Мф 17. 10). По словам Иустина Мученика, и в его время раввины учили: «Что же касается Христа, если Он родился и находится где-нибудь, то Он неизвестен другим и ни Сам Себя не знает и не имеет никакой силы, доколе не придет Илия, не помажет и не объявит Его всем» ( Iust. Martyr. Dial. 8. 4; ср.: Вавилонский Талмуд. Эрувин. 43a-b). И. П. и Иисус Христос По словам Самого Спасителя, И. П. не просто пророк, но «больше пророка» (Мф 11. 9; Лк 7. 26). Он прямо отождествляет его с Илией: «Илия должен прийти прежде и устроить всё... Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем» (Мк 9. 12-13; ср.: Мф 11. 14; 17. 9-13; Лука приводит слова ангела, явившегося Захарии, что И. П. пойдет впереди Мессии «в духе и силе Илии» - Лк 1. 17). Служение И. П. является переломным моментом в Свящ. истории Израиля: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16. 16; ср.: Мф 11. 12-13: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна»). Но при этом Спаситель замечает, что, несмотря на величие И. П., «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф 11. 11; ср.: Лк 7. 28). Поскольку после убиения И. П. многие были уверены, что он воскрес (Мф 14. 2; Мк 6. 14, 16; Лк 9. 7), и даже принимали за него Иисуса Христа (Мф 16.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Мф.28:8 . И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. «Поспешно»: соответственно повелению Ангела идти «скорее» (ст. Мф.28:7 ), для того, чтобы скорее сообщить ученикам радостное известие. – «Со страхом и радостью»: «со страхом – оттого, что видели поразительное, с радостью оттого, что слышали благовествование» (Евф. Зиг.). «Видели ужасное и страшное дело – гроб пустой, в котором прежде при их глазах положено тело. Посему и привел их (Ангел) видеть сие, дабы могли они быть свидетельницами того и другого, и гроба и воскресения... Посему и радуются, и дивятся» (Злат.). Мф.28:9–10 . Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. «Иисус встретил их»: Иисус воскресший прежде явился одной Марии Магдалине еще при гробе ( Ин.20:14–17 , ср. Мк.16:9 ), а это было уже второе Его явление. – «Радуйтесь»: удаляет страх и усиливает чувство радости о воскресении. – «Ухватились за ноги Его»: простерлись пред Ним ниц к ногам Его; это положение людей, просящих усиленно о чем-либо ( 4Цар.4:37 ). – «И поклонились Ему»: ср. прим. к Мф.8:2 ; воздали Ему великое почтение и свидетельство любви своей к Нему: «прикосновением твердо уверились в Его воскресении и поклонились Ему» (Злат.. – «Не бойтесь»: жены, вероятно, поражены были еще большим страхом, внезапно увидев явившегося из области смерти, и потому Он «опять и Сам прогоняет страх, уготовляя удобнейший путь вере» (Злат.). – «Братьям Моим»: особенно трогательное и нежное название в устах Воскресшего из мертвых и готового идти к Отцу, прославленного Мессии, который не стыдится называть их братьями ( Евр.2:11–12 ). – «Шли в Галилею»: см. прим. к ст. Мф.28:7 . Мф.28:11 . Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. «Некоторые из стражи»: вероятно, начальники или главные из приставленной стражи, которые должны были донести о случившемся, так как они подлежали ответственности по военным законам римским за оставление места стражи. – «Первосвященникам»: а не Пилату, так как они поставлены были на стражу не по распоряжению правителя, а по распоряжению первосвященников – врагов Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Помни, что если ты во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи (Ср.: Ис. 55:11 ), без силы (как шелуха хлебная без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. – Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его. Но если ты слова бросаешь попусту, без веры и не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся: шелуху бросаешь – шелуха к тебе и воротится, семя бросаешь – колос целый тебе принесет, и чем лучше, тучнее семя, тем обильнее колос; так и с нашими молитвами: чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем больше плода от молитвы: каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос. Кто из молящихся не испытал этого? – Не напрасно Спаситель сравнивал семя с словом, а сердца человеческие – с землею (См.: Мф. 13:19–23 ). Это же надо сказать и о словах молитвы. Еще: кто не знает, что дождь орошает землю и растения и напояет их, – так слово Божие, да и наше слово, сказанное с верою, не возвратится к нам без того, чтобы не напоить нашей души или души благопослушные и верующие. Это естественно точно так же, как естественно дождю поить и питать землю и растения – и способствовать произращению» 161]. Мф. 13:24 . Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; Мф.13:25 . «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;» Мф.13:26 . «когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.» Мф.13:27 . «Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Мф.13:28 . «Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» " Не доброе ли семя сеял еси на селе твоем (Церкви Твоей); откуда убо имать плевелы ( Мф. 13:27 ): ереси, расколы, допущение новых догматов; всякие пороки: гордость, лицемерие, тщеславие, желание господства, главенства в Церкви католической; искажение Богослужения, Таинств, обрядов (опресноки)? Господь отвечал: враг человек сие сотвори ( Мф. 13:28 ), гордость и злоба человеческая. Хочешь ли, говорят Ангелы, мы пойдем выполем худую траву? Нет, говорит Хозяин поля (Церкви и сердца человеческого), оставьте расти то и другое до жатвы, и т. д.; пшеницу собирайте в житницу Мою (Ср.: Мф. 13:28–30 ), а плевелы сожгите огнем негасимым (Ср.: Мф. 3:12 ). Говорится о Церквах, православной и еретической, и о нравах христиан» 60].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2:26, 28,29). Итак, от Духа Святаго получил повеление и сказал: «Ты, Господи, отпускаешь раба Твоего», как и там: «пока не увидишь Господа Христа». «И никто, — говорит, — не знает того, что в человеке, кроме духа человеческого, находящегося в нем; так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия» (ср.: 1 Кор. 2:11). Не так, чтобы Дух Его был творением Его, но через это (место) Писание научает нас, что дух наш не есть что-либо чуждое нашей природе. «Кроме Духа, — говорит, — который из него, так и Бога никто не знает, кроме Духа Его, и Он испытывает глубины Его». Если скажут, что Дух испытывает для (собственного) научения, то пусть рассудят, что тот, кого кто-либо испытывает, меньше того, кто испытывает. Когда говорил: «идите во всю землю и крестите их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (ср.: Мф. 28:19), то не сказал: «во имя Отца, во имя Сына и во имя Духа», дабы показать, что они одной природы, так как одним именем наименовал три лица. «Вы, — говорит, — храм Божий, и Дух Божий обитает в вас» (ср.: 1 Кор. 3:16). Если мы храм, то каким образом являемся обителью Духа? Это разъясняет следующее изречение: «вы — храм Духа Святаго, Который обитает в вас» (ср.: 1 Кор. 6:19). И в Деяниях апостолов говорит: «потому что вы хотели искушать Духа Господня» (ср.: Деян. 5:9), и: «Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:4). Итак, Дух есть Бог, так как Он от Бога. Конечно, имя Бога применяется также и к людям, некоторые из которых названы богами, как и мы по благодати получаем и имя Отца и Сына. Имя Бога применяется к человеку, как (например) Моисей называется «Богом фараона» (Исх. 7:1). Но Духом живым Моисей нигде не назван. Писание не говорит о Еве, чтобы она была сестрой Адама или дочерью его, но что она из него. Так и о Духе Святом должно говорить не то, что Он сын или сестра, но что Он — из Него и единосущен Ему. А если тот, кто испытует, меньше того, кого испытует, то вот написано: «Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа» (Рим. 8:27). Если так, то неужели Бог, испытующий Духа, меньше, чем Дух  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

1.2. После этого прибавлено: «И взял Израиль во владение всю землю его». Вся эта местность земная названа землей Сигона, но над всей землей Сигона господствуют Христос и Его Церковь . «И взял во владение всю землю его от Арнона до Иавока» ( Чис.21:24 ). Арнон и Иавок – города в царстве Сигона. Началом его царства был Арнон, а концом – Иавок; вот почему сказано, что «взял Израиль во владение всю землю его от Арнона до Иавока». «Арнон» переводится как «их проклятия»; так, начало царства надменного и неплодного Сигона отмечено проклятиями; а конец его – Иавок, что означает «борьба». Ибо всякому, кто хочет выйти из царства дьявола и выступить из его пределов, необходимо вести борьбу и брань, которую служители и пособники дьявола воздвигают на него. Но если борьба закончится победой, то это будет уже не Иавок, город Сигона, но город Израиля. Это, конечно, есть то, что мы читаем и о патриархе Иакове, когда он пришел в некое место, где предуготовлялась для него борьба, и боролся с Богом всю ночь, держался крепко и усилился, и отныне стало имя ему Израиль (ср. Быт.32:24–28 ). 1.3. Сказано: «И взял Израиль все города сии, и жил Израиль во всех городах Аморрейских» ( Чис.21:25 ). Во всех городах аморрейских жил не Израиль во плоти, не «иудей по наружности» (ср. Рим.2:28 ), но Израиль во Христе. Ибо церкви Христовы распространились по всему миру. Каждый из нас сначала был городом царства Сигона, надменного царя, ибо царствовали в нас неразумие, гордость, нечестие и все, что исходит от дьявола. Когда же сильный побежден в борьбе и вещи его расхищены (ср. Мф.12:29 ), мы становимся городами Израиля и наследием святых; но только если та сила, которая прежде господствовала в нас, полностью из нас вырвана, неплодное дерево срублено, надменный царь свергнут, находимся мы под властью Царя, сказавшего: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). 1.4. Затем один за другим перечисляются города надменного и бесплодного царя, и сказано: «В Есевоне и во всех зависящих от него» ( Чис.21:25 ). Что же скрывается под названием главного города царства Сигона – Есевон? «Есевон» переводится как «помышления». И весьма справедливо, что большая часть царства дьявола и основная его сила властвует в помыслах; ибо и Господь сказал: «Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, богохульство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк.7:21–23 ). Вот почему необходимо сжечь этот город, уничтожить его огнем (ср. Чис.21:28 ). Каким огнем? Разумеется, тем, о котором Спаситель говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010