В праздники: во-первых, храмовые (Тип.. храм. гл. 34 и 35); во-вторых, в дни великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще день постен) на каждом часе бывает только по три поклона великих. В день же Благовещения в Четыредесятницу полагается три поклона только на 1-м часе, а на прочих часах вовсе не бывает поклонов (Тип., послед. 25-го марта). Но в Благовещение, случившееся в понедельник, вторник и среду страстной седмицы, бывает по три поклона на каждом часе (Тип., послед. 25-го марта, аще в страст. седм.). Если на великопостных часах после службы часа не бывает расхода, как, например, после 3-го часа, а иногда и после 6-го, то после великих поклонов сряду читаются молитвы, полагаемые и на вседневных часах, именно: на 3-м часе: «Владыко Боже, Отче Вседержителю» (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста, часы); на 6-м часе молитва: «Боже и Господи сил» (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста); на 9-м часе: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш» (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста и послед. 24-го февраля в понед. 2-й, 3-й и 4-й седм. Велик. поста). Если же после службы часа бывает расход, т. е. выход из церкви, как, например, после 1-го часа, а иногда и после 6-го часа (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста), то после великих поклонов читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз, и после сего – молитва на 1-м часе: «Христе свете истинный», а на 6-м часе: «Боже и Господи сил» (Часослов и Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста, 6-й час – зри). После молитвы 1-го часа: «Христе свете истинный» поется: «Взбранной воеводе» 550 (Обиход нотный. Служба на 1-й седмице Великого поста, отдельно изд.). Если в седмичные дни Великого поста случатся праздники 24 февраля, 9 и 25 марта, то по поклонех не глаголем Трисвятого, но глаголем: «Христе свете истинный» (Тип., послед. 24 февраля, аще случится в понед. 2-й, 3-й и 4-й Недели поста и послед. 25 марта). Затем, если на часах бывает отпуст, так на 1-м часе (кроме царских часов) и на 9-м часе (если 9-й час совершается в притворе, Тип., гл. 1), священник славословит Господа, говоря: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (Служебн., послед. утрени). Лик продолжает славословие, произнося: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков», и произносит молитву: «Господи, помилуй», трижды, и просит у священника благословения, говоря: «Благослови» (Служебник и Часослов). Священник говорит отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1) Часы в том виде, как они изложены, называются великопостными. Отличительными их особенностями, как мы видели, служат особые напечатанные в Часослове тропари и кондаки, кафизмы, паремия на 6 часе, поклоны великие и присоединение к 9 часу молитвословий из последования изобразительных. Часы со всеми этими особенностями Типикон назначает на все так называемые постные дни св. Четыредесятницы, т. е. на понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех первых шести седмиц Великого поста (см. послед. понед. 1 седм. В. поста, Тип., л. 310 и дал.; послед. среды 1 седм. В. поста, л. 317) и, кроме того, за исключением только кондаков, на понедельник, вторник и среду Страстной седмицы 651 . 2) Так как на постные дни св. Четыредесятницы, а равно на понедельник, вторник и среду Страстной седмицы могут падать некоторые особые торжества, напр., праздник Благовещения, то в богослужении этих дней Типикон указывает более или менее значительные или сокращения (собственно для постовых его частей), или дополнения (собственно праздничных принадлежностей), вообще же изменения против обыкновенного состава; но какие бы перемены не были вводимы, во все эти дни всегда и при всех условиях он назначает великопостные часы, из отличительных особенностей которых исключая только тропари и кондаки и заменяя их праздничными (напр., 24 февраля тропарь и кондак Предтечи, Тип., л. 191), а все остальные, т. е. кафизмы, паремию на 6 часе, поклоны великие и присоединение к 9 часу молитвословий из последования изобразительных, удерживая (см. 11 и 12 мрк. гл. под 24 февр., Тип., л. 190–192; 9 март., л. 196 на об. и 197; 25 март., 202 на об. и дал.; 34 и 35 храм. гл., л. 418 на об.–420). 3) С четверга Страстной седмицы чтение кафизм и великие поклоны уже совершенно прекращаются; но и в этот день, равно как в пяток и субботу той же седмицы, к 9 часу Типикон присоединяет молитвословия из последования изобразительных (см. послед. Вел. четверг., л. 339 на об., пятка, л. 343, и субб., л. 345 на об.). Таким образом молитвословия изобразительных составляют всегдашнюю и неотъемлемую принадлежность богослужения всех постных дней шести седмиц св. Четыредесятницы и всех без исключения дней Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Npumч. XI, 2. 4; X, 2 . Уста мудрых поучаются премудрости (затверживают мудрость) , правда же избавляет их от смерти Любовь к мудрости проявляется в том, что мудрые (в библейском тексте смиренные) твердят слова мудрости для назидания ближних. – Под смертью, от которой спасает правда, т. е. верность закону Божию и долгу совести, разумеется смертельное бедствие. (Подробнее см. в толковании на паремии из книги Притчей в пятницу и четверг третьей седмицы Великого поста). Npumч. XI, 7 . Скончавшуся мужу праведну не погибнет надежда Надежда на Бога, на Его праведное мздовоздаяние по смерти, одушевляющая праведника в его подвигах и скорбях, не будет тщетна. (Подробнее см. в толковании на паримию из книги Притчей в пятницу третьей седмицы Великого поста). Npumч. XI, 19; XIII, 2 . Сын праведен раждается в живот, и во благих своих плоды правды объимет Праведнику с самого рождения предназначен живот, т. е. благополучное состояние в жизни настоящей, испытываемое им даже среди бед и напастей, наипаче же в жизни будущей. Его верность долгу правды не останется без плода: он объимет его во благих, т. е. получит за нее воздаяние, за добро награжден будет добром. В Библии несколько иначе: от плодов правды снесть благий. (См. толкование на паремии из книги Притчей в понедельник и среду четвертой седмицы Великого поста). Npumч. XIII, 9 . Свет праведным всегда, и от Господа обрящут благодать и славу Идет речь о благодушии праведников, – оно всегда присуще им даже среди лишений и бедствий, ибо они уверены, что обрящут от Господа благоволение и славу. Последней половины стиха, впрочем, нет в библейском тексте (См. толкование на паремии в среду четвертой седмицы Великого поста). Npumч. XV, 2; XIV, 33 . Язык мудрых добрая совесть, и в сердце их почитем мудрость У мудрых каково сердце, таковы и слова. В их сердце (в Библии : сердце блазе) почивает премудрость, научающая только доброму, и это доброе обучен говорить и язык. (См. толкование на паремии во вторник и понедельник пятой седмицы Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К неподвижным дням богослужения принадлежат царские, дни, т. е. дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских Высочеств, день празднования восшествия государя Императора на Всероссийский престол и день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств. Одни из царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств 916 Их императорских величеств государя Императора и государыни императрицы и его императорского высочества наследника цесаревича, – в день празднования восшествия государя императора на престол 917 и в день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств 918 . На эти дни совершается всенощное бдение празднику или святым тех дней, точно так же, как бывает на храмовые праздники. Служба Месячной Минеи, если бывает нужно, добавляется службой из Общей Минеи (см. о том в Табели, изд. Св. Синодом). Если высокоторжественные дни случатся в среду или пяток сырной седмицы, то служба совершается по Сретенской главе (Тип., послед. 2-го февр., храм., глава 28). Если случатся в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста, кроме первой и страстной седмицы, то служба правится по Благовещенской главе (Тип., послед. 25-го марта). Если случится на первой седмице Великого поста, то служба правится по храмовой 33-й главе. Если случится в Страстную седмицу, то переносится на понедельник Пасхи и правится по Георгиевской главе (Тип. послед. 23-го апреля. Сн. храм, главы 45, 46). Другие царские дни, если они случатся в седмичные дни, совершаются в ближайшие воскресные дни (Указ 5-го февр. 1862 года). К этим царским дням принадлежат дни рождений и тезоименитств их императорских высочеств. При указании на ближайшие воскресные дни разумеется то, что если царский день случится в понедельник, вторник, среду, то он отправляется в предыдущее сим дням воскресение; если же царский день случится в четверток, пяток и субботу, то он празднуется в следующее за сим воскресение. Это подобно тому, как празднуется память Св. отец в июле (Тип., послед., 16-го июля) и октябре (Мес. Мин., 11-го октябр.). Но если царский день случится на 1-й седмице Великого поста, то он тогда лишь отправляется в предыдущую (сырную) Неделю, когда случится в понедельник; если же случится во вторник, среду, и т. д., то отправляется в субботу первой седмицы поста (См. Табель, изд. Св. Син., и Тип., храм. гл. 30, 31 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

23) По открытии царских врат, вход совершается (во время богородична) из северных дверей в алтарь чрез царские двери. 24) Вход бывает на каждой великой вечерне (о том, когда она совершается, – см. 763 стр. печатного оригинала). – При чтении на вечерне Евангелия, и вход бывает с Евангелием (см. 20, 519–520, 591, 607, 641 стр. печатного оригинала и ниже, прим. к табл. литургий). 25) На вседневной вечерне Уставом полагается вход: а) на четверток (т.е., в среду) Сырной седмицы, если в этот день (т.е., в четверток) случится праздник 30 янв.; б) на понед., вторн., четв. и субботу Сырной седмицы, если в эти дни случится праздник 24 февр.; в) накануне предпразднства (1 февр.) Сретения, если это предпразднство случится в Сырную субботу; г) на понедельник (т.е., в воскресенье) 1, 2, 3, 4, 5 и 6 седмиц Вел. поста (см. 549 и 587 стр. печатного оригинала); д) на вторн., среду и пяток 2–6 седмиц Вел. поста, если в эти дни случатся: праздник Благовещения (см. 128 стр. печатного оригинала), полиелейные праздники Обретения главы Предтечи и 40 мучеников (о том, в пределах каких седмиц и в какие дни могут быть эти праздники, – см. выше, в Месяцеслове) и праздники храмовые, а также на четв. и субботу тех же седмиц, при совпадении с этими днями означенных праздников, когда на указанные дни (т.е., в среду и пяток) отправляется вседневная вечерня, вместо вечерни (совершаемой всегда со входом) в соединении с Преждеосвященной литургией, каковой литургии почему-либо не бывает (см. в Уст. Мр. гл. 24 февр., 9 и 25 мар., 35, 39 и 40 хр. гл.; см. также 26 мар., 2-е «зри»). – Относительно храмового праздника, случившегося в субботу 2–6 седмиц Вел. поста в 35-й хр. гл. Уст. сказано, что если накануне, в пяток, почему-либо не совершается Преждеосвященная литургия, то отправляемая в этот пяток вседневная вечерня совершается со входом на ней (сн. Уст., пят. 1-й седм. 40-цы, 1-е «зри», 24 мар., 2-е «зри»); отсюда можно заключать, что и отправляемая при тех же условиях накануне храмового праздника в пяток 1-й седмицы Вел. поста вседневная вечерня тоже совершается со входом на ней (но, если в пяток 1-й седмицы Вел. поста при указанном условии отправляется вседневная вечерня по случаю совпадения с означенной субботой праздника 24 февр. и 9 мар., то на этой вечерне входа не бывает, как об этом вполне определённо и сказано в Мр. гл. Уст. 24 февр. и 9 мар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

200 на об.). Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в субботу 3 и 4 седмицы Великого поста и в пяток 23 числа почему-либо не будет литургии преждеосвящ. даров (Тип., л. 200 на об.). Примечание. Если предпразднство Благовещения случится во вторник 5 седмицы, то служба его переносится на понедельник 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. Во вторник же в этом случае поется великий канон. Примеч. 1. Если предпразднство Благовещения случится в четверток 5 седмицы, то служба его переносится на среду 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. В четверток же поется великий канон. Примеч. 2. По изложенному в этой графе уставу богослужение отправляется и в том случае, если предпразднство случится в четверток 3 и 6 седм., а накануне его, 23 марта, почему-либо не совершается литургии преждеосвященных даров. Примечание. Если предпразднство Благовещения случится в Лазареву субботу, то служба его переносится на четверток 6 седмицы 22 марта, и отправляется так, как изложено в сей графе. В воскресенье, в первом случае 23 марта, а во втором 22, на вседневной вечерни (Тип., л. 201 и на обор.). На вечерни, следующей за изобразительными, в первом случае в понед. 23 марта, во втором во вторник 23 марта, в третьем во вторник же 22 марта, в четвертом – в четверток 23 марта и в пятом – в среду 23 марта (Тип., л. 200). На вечерни, следующей за изобразительными, 23 марта, в первом случае во вторник, а во втором – в четверток (Тип., л. 201 на обор.). В среду, в первом случае 23 марта, а во втором – 21, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Типик., л. 200). В среду, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Тип., л. 201 на обор.). В пяток, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров. В пяток, 23 марта, на вечерни, следующей за изобразительными. Кафизмы нет, потому что в неделю вечера кафизма не глаголется. Обычная кафизма и малая ектения. Рядовая кафизма и малая ектения. Обычная кафизма с малыми ектениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вот полный текст предписания: «В среду 1-й седмицы вечера, егда имать иерей священнодействовати преждеосвященную, вшед во святилище облачится во священническую одежду, яко же писася в литургиарии. И по 16 поклонех глаголем трисвятое, и Отче наш, Господи, помилуй 12, и молитву: Всесвятая Троице, посем Достойно есть, и отпуст по обычаю. И творит начало вечерни по обычаю» (л. 317). Не содержится ли здесь указания на то, что в среду 1-й седм. для отправления всех дневных служб должно быть одно только богослужебное собрание и вообще какой полный смысл этого предписания? Отвечаем. Во-первых, это предписание не требует того, чтобы пред наступлением времени 16-ти поклонов иерей непременно облачался и сейчас жо после отпуста изобразительных начинал вечерню с литургией, а только того оно требует, чтобы литургию преждеосвященных даров он совершал не в одной епитрахили, как часы, а в полном священническом облачении. Во-вторых, здесь предъявляется требование, чтобы в среду и вообще в те дни, в которые положена литургия преждеосвященных даров, к обычным молитвословиям изобразительных были присоединяемы еще некоторые другие, а именно: трисвятое, Отче наш, Господи, помилуй 12, и молитва: Всесвятая Троице, а когда дневные службы отправляются в двух богослужебных собраниях, то еще: Премудрость. Достойно есть. Пресвятая Богородице. Честнейшую херувим. Слава тебе, Христе Боже. Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови, – и отпуст, который, как мы уже видели и увидим еще ниже, не указывается в том случае, если означенные службы отправляются в одном только богослужебном собрании. В-третьих, здесь предписывается вечерню, когда она соединяется с литургией преждеосвященных даров, в отличие от вечерни понед., вторника и четверга св. Четыредеслтницы, начинать не с Приидите поклонимся, а с начального возгласа, который по Служебнику есть Благословенно царство... Но можно, по Типикону, в среду и пяток всех первых шести седмиц Великого поста, в четверток пятой седмицы, в понед., вторник и среду Страстной седмицы, все дневные службы отправить и в одном богослужебном собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В субботу и воскресенье Первой Седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Чтение на Великом повечерии канона святого Андрея Критского 10 настраивает христиан на подобающее проведение святых дней поста. Поэтому очень рекомендуется в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы присутствовать на вечернем богослужении. Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных канонах годового богослужебного круга. Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в каноне, показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Кроме того, еще до начала Великого поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начинается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь. (Земной поклон) Боже, очисти мя грешного. (Читается 12 раз и совершается столько же поясных поклонов) После этого молитва повторяется полностью: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков, аминь. (Творится один земной поклон) Молитва Ефрема Сирина прибавляется во все седмичные дни Великого поста и к домашнему правилу христианина после чтения утренних и вечерних молитв. Под субботу и воскресенье эта молитва не читается, то есть ее чтение заканчивается в пятницу вечером, а возобновляется перед следующей неделей поста в воскресенье вечером. Окончательно прекращается чтение молитвы Ефрема Сирина вечером в среду Страстной седмицы. В пятницу вечером по обычаю совершается так называемая Общая исповедь. Здесь слово «общая» означает исповедь всех присутствующих в храме, но индивидуально каждого. Обычно священнослужители всех храмов совершают это Таинство над всеми подготовившимися к нему прихожанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В других Церквах Литургия Преждеосвященных совершалась только в некоторые дни седмицы, преимущественно в те, которые наиболее были чтимы по священным воспоминаниям. Таковы были два дня седмицысреда и пяток, из коих первый освящен воспоминанием о предании Спасителя на вольную страсть, другой – воспоминанием спасительных страстей Господних. Но если некоторые дни седмицы, по самому знаменованию их, избираемы были для совершения в оные Литургии Преждеосвященных, то прочие постные дни оставляемы были без Литургии, в том намерении, чтобы подвиги поста и покаяния служили в сии дни приготовлением к достойнейшему приобщению преждеосвященных Христовых Таин. Такое употребление великопостной Литургии преимущественно принято было в Церквах Палестинских, которые следовали древнему уставу св. Саввы Освященного. В сем уставе Литургию Преждеосвященных положено было совершать в среду и пяток. Никон Черногорец, живший в XI столетии и собиравший правила различных древних уставов, передает такое правило типика Иерусалимского: «в великуюж Четверодесятницу в первой убо седмици же даже до среды не творим службы Прежесвященные. За еже поститися всем по преданию, могущии же и даже до пятка» 170 . В списке богослужебного устава св. Саввы, по славянскому переводу XIV века, читаем: «подобает же ведати, яко не прияхом стваряти Прежесвященные до среды (так говорится в последовании первой седмицы), понеже по преданью святых Отец постятся братия вся до среды, могущии же и до пятка », а о пятке сказано: «И прочее свершают службу Прежесвященных. Причащающижеся вкушають укропа яноже в среду. Тоже стваряють во всем святом посте... Себо прияхом от Лавры св. Отца нашего Савы и от общего житья Богоносного Отца нашего Еуфимья Великого» 171 . Так как но обычаю Церквей Палестинских некоторые дни оставляемы были без Литургии Преждеосвященных на том основании, что назначались для более строгого приготовления к принятию святых Таин в другие дни, когда она совершалась: то совершение сей Литургии вообще не могло быть строго ограничено днями среды и пятка. Так уставу святого Саввы следовали обители Афонские, в которых, по словам Алляция, Литургия Преждеосвященных вообще совершалась только в среду и пяток 172 . Однакож, на первой седмиц, Литургия Преждеосвященных совершалась только в пяток, а в предшествующие четыре дня назначался пост без Литургии, подобно как в уставе святого Саввы, могущим соблюсти строгий пост в продолжении первых четырех дней, предоставлено было приступать к святым Тайнам на Литургии в пяток 173 . Равным образом по тем же побуждениям могли быть избираемы для совершения Литургии Преждеосвященных и никоторые другие дни, кроме среды и пятка. К числу таких дней по уставу св. Саввы принадлежал, наприм., четверток пятой седмицы: в том же славянском списке устава св. Саввы в последовании сего дня сказано: «и свершаеться Прежьсвященная, на нейже причащаемся святых Христовых Таин» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Smirn...

При совершении всенощного бдения, которое, как самое название (всенощное бдение) показывает, должно продолжаться всю ночь, не положено полунощницы (Тип., гл. 2 и сн. Тин., гл. 7). На субботу 5-й седмицы Великого поста, день чтения акафиста, «полунощницу» (и повечерие малое) поем в келиях» (Тип., послед. пятка 5-й седмицы Великого поста). И в последовании Типикона на Великую среду читаем: «Ведомо же буди, яко от сего святого дня (вечера среды Великой) полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах» (Тип., посл. вел. среды вечера). Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) утреня праздничная с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением: «Святый Боже» и проч.; в) утреня, не только с великим славословием, но и с полиеем 276 и г) утреня пасхальная. На все виды сих служб ясно указывается в Месяцеслове и Триодионе Типикона самыми знаками праздников и названиями: «праздник со славословием», праздник с полиелеем», «с бдением», «праздник Пасхи». Следует только заметить, что в Великом посту есть несколько дней, которые, как и вообще все подвижные праздники года, не обозначаются знаками праздников, но в которые, по уставу, отправляется утреня с великим славословием. Эти дни суть субботы: а) сырной седмицы; б) пятой седмицы Великого поста; в) седмицы ваий, и г) Страстной седмицы (Тип., послед. сих субб.). Службы часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го бывают: а) вседневные (не великопостные); б) великопостные; в) царские, и г) пасхальные. Часы вседневные совершаются, обыкновенно, в таком порядке: час 1-й бывает сряду за утренею, 3-й и 6-й вместе совершаются пред литургиею, что обыкновенно и называется часами, а 9-й час бывает пред вечернею. Великопостные же часы совершаются так: 1-й час соединяется с утренею, а 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, за ними бывает чин Изобразительных и затем вечерня (в некоторые дни после вечерни и литургия). Царские часы совершаются вместе: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и за ними бывает чин Изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010