В 1560-1561 гг. М. создал первоначальный вариант Номоканона на древнегреч. языке. В 1562-1563 гг. он сам перевел его на новогреческий. Текст Номоканона, согласно традиции, делится на следующие части: 1) об архиереях; 2) о священниках; 3) о священных облачениях; 4) о монахах; 5) о крещении; 6) о литургии и прочих богослужениях; 7) о степенях родства как препятствии к браку; 8) о разводе; 9) о наследственном праве; 10) главы пенитенциарного характера; 11) о постах; 12) списки митрополий; 13) образцы писем; 14) неск. глав различного характера - географические, медицинские и проч. Номоканон составлялся с целью служить энциклопедией для любого священника или юриста. Автор стремился приспособить имеющиеся статьи по церковному и гражданскому праву к действующему законодательству, однако это ему не удалось; отсюда пестрая смесь параграфов, повторы и явные анахронизмы. Номоканон М.- произведение компилятивное: среди источников его следует назвать Правила Вселенских и Поместных Соборов, толкования к ним Иоанна Зонары и Феодора IV Вальсамона , а также Матфея Властаря, т. н. Номоканон Иоанна Постника, сочинения Симеона Фессалоникийского, Константина Арменопула, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, Никифора Каллиста Ксанфопула, прп. Анастасия Синаита, Иоанна Ксифилина, имп. новеллы. Конкретные канонические постановления иллюстрируются пассажами из патерика, многие из них не имеют аналогов среди известных патериковых рассказов. Количество глав в разных рукописях колеблется от 200 с небольшим до 694. Критическое издание всего текста Номоканона отсутствует, хотя в лит-ре неоднократно высказывалось мнение о необходимости издать и изучать его как важнейший источник по истории права времен тур. господства. В 1985 г. появилось издание части новогреч. текста по 438 рукописям. Полный перечень существующих рукописей новогреч. варианта Номоканона не составлен. В С.-Петербурге хранится более 10 списков памятника (включая отрывки) в Российской национальной б-ке и Б-ке Академии наук. Наиболее интересна из них рукопись, принадлежавшая протосинкеллу патриарха Кирилла I Лукариса Иосифу , а затем митр. Киевскому свт. Петру (Могиле).

http://pravenc.ru/text/2561698.html

Стремясь упрочить влияние РПЦ в Зап. Сибири, патриарх свт. Тихон 25 сент. 1924 г. в Москве возглавил хиротонию во епископа Новониколаевского архим. Никифора (Асташевского; с 1927 архиепископ, с 1932 митрополит). Новониколаевская кафедра стала самостоятельной. Кафедральным храмом была Вознесенская ц., т. к. собор во имя св. кн. Александра Невского в Новониколаевске занимали обновленцы. Благодаря усилиям еп. Никифора в лоно Матери-Церкви вернулись мн. уклонившиеся в обновленческий раскол священнослужители, устояли в вере в годы воинствующего безбожия мн. миряне. В период его управления епархия включала 205 приходов, находившихся на территории Новосибирского, Каменского, Барабинского и Барнаульского районов Западно-Сибирского края. Приходы были объединены в 17 благочиннических округов. В них совершали богослужения 197 священников, 5 диаконов и 5 псаломщиков. В мае 1935 г. преемником митр. Никифора на Новосибирской кафедре стал архиеп. Сергий (Васильков), управлявший епархией в самые тяжелые годы гонений на Церковь. С нач. 30-х гг. XX в. в Западно-Сибирском регионе, как и в др. регионах СССР, шел процесс массового уничтожения храмов. К концу десятилетия мн. церкви были разрушены, неск. сот священно- и церковнослужителей, монахов, мирян находились в заключении или были расстреляны. Среди них - священномученики прот. Николай Ермолов, священники Иннокентий Кикин, Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. Были репрессированы архиеп. Сергий (Васильков), архим. Сергий (Скрипальщиков), протоиереи Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, Евгений Смирнов, священники Александр Сатирский, Василий Краснопёров, Иоанн Салмин, Василий Акципетров, Николай Назаретов, Василий Выхованец, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиак. Григорий Солодилов и др. Сибирь стала местом смерти за веру мн. тысяч людей. На окраине микрорайона Ложок г. Искитима, где сейчас бьет целебный источник, в годы сталинских репрессий располагался один из самых жестоких спецлагерей - Искитимский штрафной лагерь Сиблага. Среди заключенных, принявших в этом лагере мученическую кончину, были в т. ч. священнослужители. В 2015 г. над св. ключом был возведен храм-памятник в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРИГИН Петр Васильевич (29.06.1858, с. Славянка Елизаветпольской губ.- 29.10.1924, близ ст. Бриллиант, пров. Британская Колумбия, Канада), руководитель духоборцев -постников. Из богатой и влиятельной семьи духоборцев, высланной вместе с др. членами этой секты из Таврической губ. в Закавказье в 1841-1845 гг. Получил начальное домашнее образование. Был женат на А. Г. Котельниковой, от к-рой имел сына Петра. В 1880 г. по приказанию руководительницы духоборцев Л. Калмыковой был разведен с женой и взят в резиденцию Калмыковой, в святое для всех духоборцев место - «Сиротский дом» в с. Гореловка Ахалкалакского у. Тифлисской губ. После смерти бездетной Калмыковой (15 дек. 1886) подавляющим большинством духоборцев, несмотря на сопротивление жителей Гореловки и родственников Калмыковой, признан вождем. П. В. Веригин. Фотография. 20-е гг. XX в. П. В. Веригин. Фотография. 20-е гг. XX в. Разногласия в секте в связи с избранием В. привели к ее расколу на «большую партию» (сторонники В.) и «малую партию» (гл. обр. жители Гореловки, стремившиеся сохранить за собой «Сиротский дом» и общественные капиталы). В 1887 г. В. и неск. его наиболее активных сторонников по доносу «малой партии» были арестованы и отправлены в ссылку. В ссылке В. провел 16 лет (1887-1894 - в Архангельской губ., 1894-1902 - в Тобольской губ.). После высылки В. среди духоборцев «большой партии» проявились сильные антиправительственные настроения. Этим воспользовались последователи Л. Н. Толстого , начавшие среди них пропаганду толстовства , оказавшего значительное влияние и на самого В. Посещавшие ссыльного вождя духоборцы свидетельствовали, что «видели его за чтением сочинений графа Толстого». Религиозно-нравственные искания В. приобрели относительно законченную форму на рубеже 1893-1894 гг. В это время духоборцы «большой партии» получили от него ряд «советов»: не служить в армии и не участвовать в убийстве и насилии, не есть мясо и не убивать животных, не гнаться за наживой, не использовать чужой труд, поделиться имуществом с бедными, не курить и не пить. Часть духоборцев, не принявших «советы» В., откололась от «большой партии». Принявшие их стали называться «постниками».

http://pravenc.ru/text/150419.html

Пархальский Многоглав. XI в. (НЦРГ. А 95. Л. 110 об.) (ПМ; НЦРГ. А 95, XI в.) был переписан Гавриилом Малым (Патара) в мон-ре Пархали. Ранее датировался X в. По объему (655 л., 43,5×33,5 см) самый большой М., не издавался. Содержит 108 сочинений, среди к-рых - агиографические, гомилетические, экзегетические произведения, гомилии свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла, архиеп. К-польского, свт. Епифания Кипрского, свт. Мелетия I, патриарха Антиохийского, свт. Афанасия Александрийского, свт. Григория Богослова. В рукописи сохранилась единственная древняя редакция Мученичества вмц. Шушаник (без окончания), остальные версии к-рого представлены рукописями XVIII в. Также ПМ содержит переводные Мученичества вмц. Варвары, вмц. Евгении, мц. Голиндухи Персидской, мц. Христины. Шатбердский сборник (НЦРГ. S 1143, 973-976 гг.- Шатбердский сборник. Тб., 1979) был составлен мон. Иоанном-Бераи и, согласно последним исследованиям, не является М. Рукопись содержит 14 экзегетических, агиографическо-исторических, гомилетических сочинений, среди них - «О сотворении человека» свт. Григория Нисского, «О двенадцати драгоценных камнях» свт. Епифания Кипрского, «Физиолог» свт. Василия Великого, неск. сочинений свт. Ипполита Римского, груз. хроника «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), Житие Иакова, еп. Нисибинского, толкование свт. Епифания на Псалтирь. Сборник изучали Марр (1888), прав. Евфимий Такаишвили, Ф. Д. Жордания ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1). Изд.: Le Synaxaire géorgien: Rédaction ancienne de l " Union arméno-géorgienne/Publ. et trad. d " apres le manuscrit de couvent Iviron du Mont Athos par N. Marr//PO. 1926. Vol. 19. Fasc. 5. P. 629-741; Шанидзе А. Ханметный Многоглав//Моамбе (Вестник)/ТГУ. Тб., 1926. Вып. 7. С. 98-159 (на груз. яз.); Сванский Многоглав/Сост.: С. Горгадзе. Тифлис, 1927 (на груз. яз.); Грузинский Ханметный Лекционарий/Фототип. изд. осуществил и симфонией снабдил А. Шанидзе. Тб., 1944 (на рус. и груз. языках); Груз. версии апокрифов об апостолах/Сост.: Ц. Курцикидзе. Тб., 1959 (на груз. яз.); Синайский Многоглав/Сост.: А. Шанидзе. Тб., 1959 (на груз. яз.); Шатбердский сборник/Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Кларджетский Многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тб., 1991 (на груз. яз.); Многоглав пустыни/Сост.: А. Шанидзе, Л. Барамидзе и др. Тб., 1994 (на груз. яз.); Афонский Многоглав/Сост.: М. Мамулашвили и др. Тб., 1999 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Виталий (Устинов) (РПЦЗ). Фотография. 2001 г. (Устинов Ростислав Петрович; род. 18.03.1910, С.-Петербург), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи морского офицера. В 1920 г. был определен в кадетский корпус в Феодосии, в составе к-рого в том же году эмигрировал в Стамбул. В дек. 1920 г. кадетский корпус был перемещен в Королевство сербов, хорватов и словенцев, размещен сначала на хуторе Стрнишче (ныне Кидричево, Словения), затем в г. Бела-Црква. В 1923 г. мальчик вместе с матерью переехал во Францию, где поступил в иезуитский коллеж св. Людовика, кор. Франции, в г. Ле-Ман. По окончании учебы Устинов уехал в Канн, где жила его мать. В 1934 г. был призван во франц. армию, служил в 9-м кирасирском полку в Лионе. По окончании службы работал на англ. предприятии во Франции, учился в Православном Богословском ин-те прп. Сергия Радонежского в Париже . В 1938 г. Устинов поступил в мон-рь прп. Иова Почаевского в Ладомирове (Владимирове) в Чехословакии. В 1939 г. архим. Серафимом (Ивановым) был пострижен в рясофор, 15 марта следующего года принял монашеский постриг. 17 июля 1940 г. Мукачевским и Прешовским еп. Владимиром (Раичем) (Сербский Патриархат) В. был рукоположен во диакона, 10 окт. следующего года в Братиславе митр. Берлинский и Германский Серафим (Ляде) (РПЦЗ) рукоположил В. во иерея. В. занимался окормлением приходов в соседних с мон-рем селах. В 1944 г. возведен в сан игумена. В июле того же года в связи с наступлением советских войск мон-рь и Иова Почаевского, преподобного, братство эвакуировались в Братиславу, в кон. 1944 г.- в Берлин, где клирики братства несли пастырское служение среди вывезенных в Германию граждан СССР. В нач. мая 1945 г. при приближении Красной Армии В. вместе с архим. Нафанаилом (Львовым) переехал в Гамбург. После окончания войны стараниями В. и архим. Нафанаила неск. тыс. советских военнопленных и депортированных в Германию были спасены от принудительного возвращения в СССР. По инициативе В. для них был организован лагерь Фишбек, в к-ром действовали церковь, рус. и укр. школы, гимназия, пастырские курсы, иконописные мастерские и типография, издававшая религ. лит-ру. В 1946 г. за организацию церковной жизни в Фишбеке митр. Анастасий (Грибановский) возвел В. в сан архимандрита. В 1947 г. В. был назначен настоятелем лондонской общины и благочинным приходов РПЦЗ в Англии. Благодаря его активной миссионерской работе, в т. ч. среди англичан, были открыты приходы в Манчестере, Престоне и Брадфорде.

http://pravenc.ru/text/158840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Жены-мироносицы у гроба Господня. Гравюра. 1747 г. Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700-1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта). Впервые его имя упоминается в документах С.-Петербургской типографии в 1719 г. среди младших учеников. После закрытия типографии (1727) переехал в Москву. В 30-х гг. XVIII в. исполнял заказы Синодальной типографии, где числился учеником «грыдорованного дела». В 1736 г. упоминался как «Санкт Петербургской типографии грыдорованного дела ученик». В 1743 г. Н. был привлечен к подготовке гравюр к описанию коронации имп. Елизаветы Петровны, ему было поручено гравирование 4 планов. В 40-х гг. XVIII в. выполнял работы для этой типографии. В 1746 г. принят в Мануфактур-коллегию учеником А. Ф. Зубова (см. ст. Зубовы ), а после его смерти занял должность мастера. Был одним из основателей школы московского медного лубка. Н. исполнил большое количество листовых гравюр на религ. сюжеты. Среди них: «Зерцало грешного» (перегравировка гравюры В. Андреева, включена как иллюстрация в позднее издание Синодика Л. К. Бунина), «Распятие со страстями» (на 2 листах), «Распятие» (копия гравюры воскресенского иеродиак. Петра, 1701), «Отечество», «Страшный Суд», «Образ Богородицы Ильинской» (1749), «Образ Богородицы «Знамение»» (1750), «Прп. Сергий» (1743), «Образ св. и прав. Артемия Веркольского чудотворца», «Св. мч. Димитрий Царевич» (на 4 листах), «Св. вмч. Евстафий Плакида» (на 2 листах), «Житие св. и прп. отца нашего Петра иже во Афонской горе» (на 4 листах) и др. Награвировал неск. видов мон-рей: «Пещера прп. отца нашего Антония Печерского», «Пещера прп. отца нашего Феодосия Печерского», «Вид Кирилло-Белозерского монастыря» (1742, на 4 листах), «Изображение Синайской горы», «Прп. Макарий Калязинский чудотворец с видом мон-ря» (1759, на 2 листах). Помимо листовых гравюр Н. исполнил 5 цельногравированных книг: «Лицевая Библия» (1746, скопирована с Библии Г. П. Тепчегорского), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с И. К. Любецким), «Страсти Христовы и Апокалипсис» (1741-1743, скопированы с иллюстраций Библии Петера Схюта «Historien des Nieuwen Testament», 1659), «Сказание о двенадцати сивиллах» (копия с цельногравированной книги московского мастера 1-й четв. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2565172.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ (798/799, К-поль - 23.10.877, там же), свт. (пам. 23 окт.), патриарх К-польский (3 июля 847 - 23 окт. 858; 23 нояб. 867 - 23 окт. 877). Мирское имя Никита. 3-й сын визант. имп. Михаила I Рангаве (811-813) и Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811). Основные сведения о жизни И. восходят к следующим источникам: 1. Житие И. Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 817). Написано на рубеже IX и X вв., содержит ряд важнейших сведений, но мн. проблемы политической борьбы и церковной жизни, актуальные для периода написания Жития, ретроспективно проецируются на историю конфликта между игнатианами (сторонниками И.) и фотианами (сторонниками свт. Фотия, патриарха К-польского); 2. Т. н. «антифотианская коллекция» - сборник документов различных жанров и содержания, составленный после 892 г. и направленный против патриарха Фотия и его сторонников; 3. Ряд исторических сочинений, созданных в Византии в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном . Среди них особенно важны хроники Генесия и Продолжателя Феофана, авторы к-рых в значительной мере черпали информацию из памфлетов, написанных в период конфликта И. и Фотия и изобиловавших различными сплетнями и домыслами. Подобным же образом памфлеты нашли отражение в хронике Псевдо-Симеона кон. X в.; 4. Хроника Симеона Логофета (2-я пол. X в.), известная в неск. редакциях, беднее материалом, чем остальные исторические сочинения этой эпохи, но иногда содержит более сдержанные и достоверные оценки истории конфликта И. и Фотия; 5. Акты церковных Соборов IX в., созывавшихся в период конфликта И. и Фотия; жития ряда святых - современников И. (прп. Николая Студита, свт. Евфимия К-польского). Среди западноевроп. (латиноязычных) источников важное значение имеют жития Римских пап Николая I (858-867) и Адриана II (867-872), сохранившиеся в составе Liber Pontificalis, а также предисловие Анастасия Библиотекаря к его переводу актов К-польского Собора 869-870 гг.

http://pravenc.ru/text/293393.html

В мамлюкскую эпоху монастыри Вади-Хабиб теряют свое прежнее значение духовного центра копт. мира. Хотя их не коснулись антихрист. погромы, сопровождавшие «столетие гонений», более того, некоторые обители даже обновляли и перестраивали (Дейр-эль-Барамус в кон. 60-х гг. XIII в., Дейр-Анба-Бишой в 1330), но пандемия «черной смерти» 1347 г. и последовавшие за ней голодные годы и новые эпидемии унесли жизни мн. монахов. Так, по свидетельствам нач. XV в., в Дейр-Абу-Макар осталось всего 3 насельника, в Дейр-эс-Суриан - 1. Аль-Макризи перечисляет 7 обителей, еще сохранившихся в Вади-Хабиб, оговаривая, что половина из них уже покинута и полуразрушена. Судя по источникам, возродиться смог только Дейр-эс-Суриан, где к 1516 г. насчитывалось 48 иноков, в числе к-рых примерно в равной пропорции были египтяне и сирийцы. Те же тенденции были характерны для мон-рей Файюмского оазиса, где в XIII в. насчитывалось до 15 обителей и десятки церквей, а братия крупнейшего из мон-рей - св. Самуила (Каламун) - достигала 130 чел. Храмы Файюма подвергались нападениям во время гонений XIV в., мон-ри пришли в упадок и были по большей части покинуты. Аль-Макризи писал о существовании в оазисе только 3 обителей. Роль монашеских центров Вади-Хабиб на какое-то время перешла к мон-рю св. Антония, пережившему культурный расцвет в XIII в. и давшему К. Ц. неск. патриархов. Зап. паломник Ожье д " Англюр сообщал в 1395 г., что в мон-ре проживали ок. 100 монахов и еще 60 - в соседнем мон-ре св. Павла Фивейского, находившемся в подчинении у обители св. Антония. Др. путешественник, посетивший мон-рь в 1421 г., застал там только 50 иноков. В кон. XV в. (в лит-ре иногда фигурирует дата 1484) оба мон-ря подверглись нападению бедуинов, насельники были перебиты, а обители надолго заброшены. Ослабление влияния архонтов во 2-й пол. XIV в. выдвинуло на 1-й план в жизни копт. общины патриарха Матфея I и связанных с ним монашеских лидеров, большинство из к-рых происходили из мон-ря св. Антония. Матфей, выходец из бедной семьи, ставший священником в 18 лет, славился как аскет и чудотворец. Против воли поставленный на Патриаршество, он сумел развернуть активную благотворительную деятельность, направляя средства копт. архонтов на поддержку неимущих. По свидетельству Ожье д " Англюра, патриарх ежедневно кормил до тысячи бедняков; это указывает на значительные материальные возможности Матфея и его авторитет среди христ. знати, финансировавшей Церковь. Близкие отношения Матфея с султаном Баркуком привели к тому, что в момент временного отстранения Баркука от власти (1389-1390) и после его смерти (1399) патриарх подвергался преследованиям со стороны эмиров-противников султана. Вместе с тем именно авторитет в глазах Баркука позволил копт. первосвятителю спасти мон-рь Дейр-Шахран от намеревавшейся его разрушить толпы мусульман, посчитавших постройку обители незаконным новшеством. Патриарху приписывают совершение множества чудес, дар пророчества и ясновидения.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

В апр. 2007 г. И. был приглашен в Кувейт и Бахрейн, где он встретился с гос. и религ. деятелями ислам. стран. Это первый в новейшей истории прецедент, когда христ. религ. лидер с офиц. визитом посетил араб. страны. В марте 2007 г. И. с офиц. визитом посетил Москву и Троице-Сергиеву лавру, принял участие в презентации XIII т. Православной энциклопедии, в состав к-рого вошла серия статей, посвященных Грузии и ГПЦ, сослужил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II на литургии в храме Христа Спасителя. 24-27 дек. 2008 г. состоялся ответный визит в Грузию российской церковной и общественной делегации, приуроченный к 31-й годовщине интронизации И. Делегацию возглавили митр. Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук) и специальный представитель Президента РФ М. Е. Швыдкой. 8 дек. 2008 г. делегация ГПЦ, возглавляемая И., первой из делегаций Поместных Церквей прибыла в Москву на похороны Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; И. возглавил панихиду у гроба почившего Патриарха. 9 дек. в храме Христа Спасителя И. и Главы и клир др. правосл. Церквей провели заупокойную литургию и совершили отпевание Святейшего. Творческая деятельность Иверская икона Божией Матери. Иконописец Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. XX в. (кафедральный собор Самеба в Тбилиси) Иверская икона Божией Матери. Иконописец Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. XX в. (кафедральный собор Самеба в Тбилиси) Проповеди и послания И. в 3 томах имеют большую популярность; эти издания стали для мн. верующих настольной книгой. В них с особой остротой поставлены вопросы, в ответах на которые, по мнению И., нуждается сегодня груз. народ,- независимость, свобода, воспитание мышления, экономическое развитие страны. И. принадлежит неск. молитвословий, среди к-рых наиболее известны: Покаянная молитва, хвалебные песни Св. Троице, Пресв. Богородице, свт. Николаю, архиеп. Мирликийскому, и вмч. Георгию, молитва «За мир и благополучие Родины». Особое значение И. придает разработанному им для всей паствы ГПЦ суточному 7-кратному молитвенному правилу и часто отмечает, что это самое важное, что он совершил. Молитвы правила читаются по часам: в 6.00 (начальные молитвы, Пс 22, «Спаси, Господи, люди Твоя»), в 9.00 («Отче наш», Пс 50, «Богородице Дево»), в 12.00 («Отче наш», Пс 90, «Милосердия двери»), в 15.00 («Отче наш», Пс 142, тропарь св. Нине), в 18.00 («Отче наш», Пс 69, тропарь вмч. Георгию), в 21.00 («Отче наш», Пс 127, тропарь свт. Николаю) и в 00.00 («Отче наш», Пс 133, молитва об усопших, «Се, Жених грядет в полунощи»).

http://pravenc.ru/text/389389.html

В христ. деревнях Шубра и Миньят-эс-Сирадж, специализировавшихся на виноделии, был устроен погром, сопровождавшийся уничтожением десятков тысяч кувшинов с вином. Одновременно в Шубре была разрушена церковь, где хранились мощи некоего мученика, имевшие важное значение для проведения копт. обряда празднования разлива Нила (мусульм. юристы считали греховными сопровождавшие праздник массовые гуляния, в к-рых участвовали и мусульмане) ( al-Mak r z . Pt. 6. P. 39). Гонения, периодически обрушивавшиеся на христиан мамлюкского гос-ва, и нарастающая исламизация копт. общины вызвали ответную реакцию коптов в виде череды добровольных мученичеств. Так, в марте 1380 г. группа новообращенных мусульман, мужчин и женщин, демонстративно объявила о возвращении к прежней вере, что по законам шариата каралось смертью. После безуспешных увещеваний все они были казнены. Тогда же добровольно приняли смерть харизматичный монашеский лидер Абу Куфайфа и 3 его ученицы (Ibid. Pt. 5. P. 75). В мае был казнен мон. Арсений аль-Хабаши из мон-ря Дейр-эль-Мухаррак. Предположительно к этому же времени относится мученичество Ибрахима ас-Сурьяни. Бывш. сир. монах, он обратился в ислам, поступил на военную службу и жестоко преследовал христиан. Приближенные советовали М. проклясть вероотступника, но патриарх молился о даровании тому мученического венца. В результате Ибрахим вернулся в прежнюю веру и был казнен. Всего Коптская Церковь почитала память 49 мучеников, пострадавших в Патриаршество М. Среди них было неск. насельников мон-ря св. Антония, несомненно лично знакомых с патриархом (казнены в апр.-мае 1383), и даже католич. священники, добровольно принявшие мученичество во время паломничества в Иерусалим (не позднее нояб. 1393; Ibid. Pt. 5. P. 341-342). Несмотря на атмосферу религиозной нетерпимости, господствовавшую в мамлюкском обществе, М. удавалось поддерживать дружеские отношения с султаном Баркуком. Бывший, как и все мамлюки, мусульманином в 1-м поколении, а по слухам даже крещенный в детстве ( Фрескобальди Л.

http://pravenc.ru/text/2562684.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010