С V в. местные митрополиты и епископы известны почти исключительно по спискам участников Вселенских и нек-рых крупных Поместных Соборов. Согласно актам Халкидонского Собора 451 г. и «Энкиклиону» имп. Льва I 458 г., в это время митрополии Г. подчинялись 5 епископий: Помпейополь, Сора, Амастрида, Ионополь и Дадибра ( Mansi. T. 7. Col. 609-610; ACO. T. 2. Part 1. Act. 2. P. 147; Part 2. Act. 5. P. 87-88; Act. 6. P. 110). На Халкидонском Соборе возник конфликт между епископами Петром Гангрским и Евсевием Анкирским о порядке подчинения этих митрополий К-польской Церкви. Поскольку Г. некогда входили в состав пров. Галатия и их община изначально подчинялась митрополии Анкиры, то ко времени Халкидонского Собора епископы Г. уже в течение неск. десятилетий поставлялись напрямую из К-поля. Собором было утверждено подчинение митрополии Г. непосредственно К-польской Патриархии (ACO. T. 2. Part 1. Act. 3. P. 97-98). В дальнейшем число подчиненных Г. епископий постепенно сокращалось, что отражает стагнацию и упадок региона и города. Получили ранг архиепископий и были выведены из подчинения Г. Помпейополь (VII в.) и Амастрида (X в.). В V-VI вв. Г. неск. раз становились местом ссылки известных церковных деятелей. С кон. 451 г. здесь находился в ссылке Диоскор Александрийский и здесь же 4 сент. 454 г. он умер. В 459-460 гг. в Г. был сослан Тимофей II Элур , затем переведенный в Херсонес. Низложенный в 511 г. патриарх Македоний II К-польский был переведен в заключение в Г. и умер здесь 25 апр. 516 г.; похоронен в ц. св. Каллиника. В 519 - нач. 521 г. в Г. находился в ссылке еп. Филоксен Иерапольский, смещенный имп. Юстином; затем переведен в Филиппополь. Как место ссылки Г. использовались и в средневизант. эпоху. Известно неск. имен опальных чиновников, находившихся здесь; среди них - препозит Иосиф Вринга, сосланный в 963 г. имп. Никифором II Фокой. Г. и их окрестности были опустошены персами в 608-609 гг., во время одного из их рейдов на Халкидон. Регион неоднократно подвергался нападениям арабов - в 712, 724, 742 гг.

http://pravenc.ru/text/161639.html

Сочинения З. Р. были написаны по-гречески, но большая их часть сохранилась в сир. переводе. «Церковная история», посвященная вельможе Евпраксию, охватывает период от Халкидонского Собора (451) до смерти имп. Зинона (491). «История», написанная З. Р. в 492-495 гг., содержит много сведений о событиях, свидетелем к-рых он был или о к-рых узнал из первых рук. Нек-рые отрывки греч. оригинала «Истории» З. Р. присутствуют в виде цитат в «Церковной истории» Евагрия Схоластика. Основной текст произведения сохранился в переработанном и сокращенном сир. переводе 569 г. неизвестного по имени монаха-монофизита из Амиды (ныне Диярбакыр, Турция), поместившего «Историю» З. Р. в свой компилятивный церковно-исторический труд из 12 книг («История» З. Р. в книгах 3-6; подробнее см. ст. Захарии Ритора хроника ). З. Р. известен как автор повествований о жизни знакомых ему деятелей вост. монофизитства. Ок. 495-500 гг. он составил Житие Петра Ивера (сохр. в неск. фрагментах по-сирийски и в 2 груз. переработках). По-сирийски сохранилось Житие егип. монаха Исаии Младшего и жизнеописание (апология) патриарха Севира Антиохийского. Последнее составлено, по всей вероятности, в 512-518 гг. Оно завершается рассказом о событиях 512 г., когда Севир был возведен на Антиохийскую кафедру. Жизнеописание еп. Феодора Антинойского известно лишь по названию. Среди сочинений З. Р. есть неск. полемических трактатов. Один из них - «Аммоний, или Рассуждение о творении мира» (после 512) - был направлен против учения философа-неоплатоника Аммония Гермийского. В 529 г., после издания эдикта имп. Юстиниана против еретиков, З. Р. составил антиманихейский трактат «Синтагма против манихеев» (сохр. небольшой фрагмент). Еще один антиманихейский трактат З. Р. «Семь глав» был найден в одной из афонских рукописей (не издан). Трактат содержит формулу отречения для манихеев, переходящих в православие. По названию известно также надгробное слово, произнесенное З. Р. в нач. 486 г. в Александрии по случаю кончины его соученика Мины.

http://pravenc.ru/text/182709.html

Стремясь упрочить влияние РПЦ в Зап. Сибири, патриарх свт. Тихон 25 сент. 1924 г. в Москве возглавил хиротонию во епископа Новониколаевского архим. Никифора (Асташевского; с 1927 архиепископ, с 1932 митрополит). Новониколаевская кафедра стала самостоятельной. Кафедральным храмом была Вознесенская ц., т. к. собор во имя св. кн. Александра Невского в Новониколаевске занимали обновленцы. Благодаря усилиям еп. Никифора в лоно Матери-Церкви вернулись мн. уклонившиеся в обновленческий раскол священнослужители, устояли в вере в годы воинствующего безбожия мн. миряне. В период его управления епархия включала 205 приходов, находившихся на территории Новосибирского, Каменского, Барабинского и Барнаульского районов Западно-Сибирского края. Приходы были объединены в 17 благочиннических округов. В них совершали богослужения 197 священников, 5 диаконов и 5 псаломщиков. В мае 1935 г. преемником митр. Никифора на Новосибирской кафедре стал архиеп. Сергий (Васильков), управлявший епархией в самые тяжелые годы гонений на Церковь. С нач. 30-х гг. XX в. в Западно-Сибирском регионе, как и в др. регионах СССР, шел процесс массового уничтожения храмов. К концу десятилетия мн. церкви были разрушены, неск. сот священно- и церковнослужителей, монахов, мирян находились в заключении или были расстреляны. Среди них - священномученики прот. Николай Ермолов, священники Иннокентий Кикин, Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. Были репрессированы архиеп. Сергий (Васильков), архим. Сергий (Скрипальщиков), протоиереи Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, Евгений Смирнов, священники Александр Сатирский, Василий Краснопёров, Иоанн Салмин, Василий Акципетров, Николай Назаретов, Василий Выхованец, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиак. Григорий Солодилов и др. Сибирь стала местом смерти за веру мн. тысяч людей. На окраине микрорайона Ложок г. Искитима, где сейчас бьет целебный источник, в годы сталинских репрессий располагался один из самых жестоких спецлагерей - Искитимский штрафной лагерь Сиблага. Среди заключенных, принявших в этом лагере мученическую кончину, были в т. ч. священнослужители. В 2015 г. над св. ключом был возведен храм-памятник в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Священномученики Иосиф, митр. Астраханский, и Фаддей, архиеп. Астраханский, прп. отрок Боголеп, исп. Филипп, архиеп. Астраханский. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Астрахани. 2000–2002 гг. 4 мая 1656 г. патриарх Никон в Успенском соборе Московского Кремля возглавил хиротонию И. во архиепископа Астраханского, на хиротонии присутствовали Антиохийский патриарх Макарий III и его сын архидиак. Павел Алеппский. И. принял участие в церковных Соборах, начавших богослужебную реформу в Русской Церкви. Весной 1663 г. И. в числе других иерархов был вызван в Москву для рассмотрения «дела Никона» в связи с оставлением последним в 1658 г. Патриаршей кафедры. В составе комиссии кн. Н. И. Одоевского И. вел переговоры с бывш. патриархом от лица духовенства. В июне 1666 г. И. встречал в Астрахани патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского, приглашенных в Москву для участия в суде над Никоном. Астраханский архиепископ сопровождал патриархов в Москву и за время путешествия произвел на них хорошее впечатление. Патриархи писали об И. как о «преблагом» архиерее, «рачителе теплом», сравнивали его со «светлейшей звездой». И. присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , был четвертым среди архиепископов, поставивших подписи под «Известительной грамотой… о низвержении Московского патриарха Никона с святительского престола». 8 июня 1667 г. по указу царя и по благословению вост. патриархов И. первым из Астраханских архиереев был возведен в сан митрополита с предоставлением права ношения саккоса и совершения шествия на осляти в Неделю ваий. Глава одной из самых бедных и неустроенных епархий занял 3-е место среди российских митрополитов. Астраханская епархия была одним из самых сложных и неспокойных регионов России. В 1670-1671 гг. Поволжье оказалось охвачено восстанием под предводительством Разина. В июне 1670 г. из-за действий Разина в Астрахани было тревожно. Местные служилые люди пришли на двор воеводы кн. И. С. Прозоровского и просили у него жалованье за прошлый год. В казне денег не было, и И. дал воеводе 2 тыс. р. из казны Троицкого мон-ря и 600 р. келейных денег для выплаты жалованья. Через неск. дней Астрахань из-за измены жителей была сдана разинцам без боя. И. находился в городе в окружении мятежников, но остался верен царю и старался привести жителей к миру и покаянию. Он наотрез отказывался от соглашения с разинцами и от к.-л. участия в их делах. Дважды И. получал грамоты от царя Алексея Михайловича , призывающие к прекращению мятежа, и публично зачитывал их казакам и горожанам.

http://pravenc.ru/text/578416.html

Лишь редкие документы дают свидетельства существования жен. архимандритии. Среди игумений были такие, к-рые именовались и архимандритиссами (ρχιμανδρτισσα или ρχιμανδρτις), первая из них - св. Евпраксия (ActaSS. Mar. T. 2. P. 923). В Русской Церкви титул «А.» впервые упоминается в XII в. применительно к игумену. Вероятно, что, как это имело место в К-польском Патриархате, сан А. в Киевскую эпоху в Русской Церкви мог иметь только игумен одного важнейшего мон-ря епархии, впосл. А. могли уже титуловаться настоятели и др. значительных мон-рей епархии (см. Архимандрития ). При этом из употребления исчезает одновременное именование настоятелей игуменами и А. После разделения мон-рей на классы в 1764 г. звание А. было закреплено за настоятелями первоклассных и второклассных муж. мон-рей. Сан А. даже в синодальную эпоху был почти во всех случаях и обозначением должности. Титулярных А., не являвшихся одновременно настоятелями мон-рей, было мало, причем чаще всего это были наместники больших мон-рей, настоятелями и священноархимандритами к-рых являлись архиереи. В новейший период в РПЦ большинство А. не являются ни настоятелями, ни наместниками мон-рей. Это уже не должность, а только сан, или титул. Причиной такой метаморфозы в употреблении наименования «А.» может считаться как универсальная тенденция к превращению названий гос. и церковных должностей в почетные отличия, ранги или титулы, так и особенности церковной жизни в СССР в эпоху гонений, когда мон-ри были повсеместно закрыты, а потом возобновлены в незначительном числе, так что в нек-рых из них оказалось по неск. А. Из того обстоятельства, что в синодальную эпоху кандидатами на архиерейские кафедры были исключительно А., в РПЦ сложился обычай: в тех случаях, когда во епископа избирается не А., прежде епископской хиротонии возводить его в сан А. В синодальную эпоху право возводить в А. принадлежало Святейшему Синоду, в наст. время оно принадлежит Святейшему Патриарху, в Украинской Православной Церкви - ее Предстоятелю митрополиту Киевскому.

http://pravenc.ru/text/76536.html

Существуют также викарные епископы (носящие титулы древних епархий АПЦ: Селевкийской, Сергиупольской, Апамейской и др.), назначаемые в структуры Патриархата (викариаты) и в помощь митрополитам. Викариаты управляются Патриаршими викариями, подчиненными непосредственно Патриарху. Среди них - представитель Патриарха Антиохийского в Москве Нифон (Сайкали), еп. Филиппопольский (Шахбский) (с мая 1977 настоятель Антиохийского подворья), а также Димитрий, еп. Сергиупольский, Патриарший викарий в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Неск. викарных епископов действуют как помощники епархиальных архиереев. АПЦ является членом ВСЦ и Совета Церквей Ближ. Востока. РПЦ имеет представительство при Антиохийском Патриархе в Дамаске и подворье в Бейруте. На 2000 г. в Антиохийском Патриархате действуют, по офиц. данным, ок. 780 церквей и часовен (при 366 в нач. XX в.), в к-рых служат ок. 860 священников и диаконов (из них 560 - за пределами Азиатского континента); крупнейшие епархии - Североамериканская (250 храмов, 460 клириков), Гор Ливанских (110 и 65), Трипольская (70 и 45), Аркадийская (60 и 46), Дамасская (36 и 30), Лаодикийская (28 и 30). В Сирии и Ливане переживает возрождение правосл. монашеская традиция, что проявляется в возобновлении древних мон-рей и основании новых обителей. В наст. время в этих странах насчитывается ок. 30 мон-рей (при 17 в нач. XX в.). Наиболее знаменит Сайднайский мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (VI в.) к северу от Дамаска, где находится чудотворная икона Божией Матери. Пользуются известностью Баламандский мон-рь в честь Успения Богородицы близ Триполи и св. Феклы в Маалуле (местное христ. население говорит на западноарам. наречии, языке Христа и апостолов). В Сирии действуют мон-ри Херувимов, св. Георгия в Эль-Хумайре (близ Хомса), Сайднае, Мухраде и Кафрбу, Св. Девы в Мукамарье, Успения Богородицы в Баниясе, св. Илии в Хомсе и Арихе, Преображения в Кафраме. В Ливане - мон-ри св. Екатерины (Захрат аль-Иссан, Ашрафие), Введения Богородицы (Ашрафие), св. прор. Илии (Духур эш-Шуэр) и др.

http://pravenc.ru/text/115764.html

В 1683 г. Л. приехали в К-поль, где поселились на подворье Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары . В ответ на просьбу русского правительства прислать учителей патриарх Досифей направил Л. в Москву. Решение было принято после того, как патриарх убедился в приверженности Л. Православию: братья представили ему исповедание веры, проповедовали перед патриархом, митрополитом, архиепископом, епископом и клиром. Путешествие в Москву продолжалось ок. 2 лет (с июля 1683 по март 1685). По пути братья участвовали в диспутах с румын. богословами, а также с католиками, лютеранами, кальвинистами. Л. прибыли в Москву 5(15) марта 1685 г. и были приняты царями Петром I Алексеевичем и Иоанном V Алексеевичем . Спустя неск. месяцев для Л. были построены 2 кельи в московском в честь Богоявления мужском монастыре , в к-ром 1(11) июля 1685 г. начала работу Богоявленская школа Л., явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Л. учебная программа ориентировалась на европ. образцы, прежде всего на программу Падуанского ун-та. В учебном процессе Л. использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике и др., так и составленные ими для рус. слушателей учебники. Сохранились списки учебников Л. фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греч. грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, лат. грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства». Первыми студентами Л. были 7 учащихся греко-слав. школы иером. Тимофея, находившейся на Московском Печатном дворе: Алексей Кирилов, Николай Семёнов, Федор Поликарпов-Орлов , Иосиф Афанасьев, Федот Агеев, Василий Артемьев, Федор Герасимов. В нояб. 1687 г. академия была переведена в построенное для нее здание на территории Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря . Основная роль в преподавательском процессе принадлежала Софронию Лихуду, именно он, находясь в Москве, возглавлял академию в 1685-1694 гг., в то время как Иоанникий Лихуд в 1688-1691 гг. уезжал в Венецию, где в т. ч. вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.

http://pravenc.ru/text/2110625.html

Вслед за провалом 5-го крестового похода Римская курия стала готовить новую военную экспедицию на Восток, к-рую должен был возглавить имп. Фридрих II Штауфен . В связи с этим Н. обратился в Рим с новым посланием, адресованным Римскому папе Гонорию III (датировано 8 сент. 1221; сохр. в составе «Анналов» Одорико Райнальди (1595-1671); см.: Regesta Honorii papae III/Ed. P. Pressutti. R., 1888. Vol. 1. P. LV. N 63; Le Quien. OC. T. 2. Col. 490-491). От имени своего духовенства и мирян патриарх жаловался на тяжелое положение египетских христиан: несение непосильных податей, ветшание храмов и их разрушение, бытовую дискриминацию и недавние гонения. Он писал, что его народ и 10 тыс. пленных на сарацинских землях ждут прихода армии имп. Фридриха, и указывал безопасное направление вторжения в Египет - через Розетту (Рашид), в обход недавно построенной крепости аль-Мансура, перекрывавшей путь от Дамиетты к Каиру. Переписка Н. с Римскими папами и ряд др. источников, прежде всего копт. летописи, позволяют составить представление о некоторых аспектах состояния Александрийской Православной Церкви в этот период. Н. обращался к папе от имени «архиепископов, епископов, пресвитеров, клириков и мирян» своей Церкви. Эта фраза свидетельствует о сохранении по меньшей мере неск. правосл. епархиальных престолов. В копт. источниках 1-й пол. XIII в. не раз упоминается мелькитский епископ Каира (Миср). Известно также о митрополичьей кафедре в Дамиетте. Возможно, в этот период в юрисдикцию Александрийского патриарха входили также окраинные епархии Иерусалимской Православной Церкви: Газа, Синай, города Заиорданья. Сам патриарх пребывал в Александрии. Среди мелькитских мон-рей Египта помимо обители Эль- Кусайр на горе Эль-Мукаттам над Каиром упоминается монастырь св. Иеремии под Дамиеттой, по некоторым данным разрушенный во время 5-го крестового похода. В письме Римскому папе Гонорию Н. сообщал, что егип. султан ежегодно взимает с мелькитов 100 тыс. динаров подушной подати; при соответствующем пересчете получается ок. 90 тыс. взрослого муж. населения. Из данных коптской летописи можно заключить, что численность каирских мелькитов в кон. 10-х гг. XIII в. составляла менее 1/10 всего христ. населения города. Если принять это соотношение в масштабах всего Египта, то цифра 90 тыс. мелькитов-налогоплательщиков представляется достаточно близкой к реальности или немного завышенной (все население Египта при Айюбидах достигало, по приблизительным оценкам, от 4 до 5 млн, из них христиане составляли менее половины; см.: Brett M. Population and Conversion to Islam in Egypt in Medieval Period//Egypt and Syria in the Fatimid, Ayyubid and Mamluk Eras. Leuven; Dudley (Mass.), 2005. P. 1-32. (OLA; 140)).

http://pravenc.ru/text/2566040.html

Выявление особенностей почерка Н. Г. позволило установить его многочисленные автографы ( Š ev enko. 1964; Lilla. 1991; Фонкич. 1999; Cl é rigues. 2007). Среди них есть рукописи, полностью или по преимуществу написанные Н. Г. (Palat. gr. 129), и списки, в к-рых содержатся небольшие тексты (Monac. gr. 529. Fol. 246-254; Vat. gr. 2660. Fol. 1-2v, 19-34v) или отдельные пометы, сделанные им (Vat. gr. 303, 1365; Paris. gr. 1776, 2003; Laurent. Plut. 70.5). Кодекс Palat. gr. 129 представляет собой «записную книжку» Н. Г.- создававшуюся на протяжении неск. лет коллекцию выписок из античных авторов для личного пользования. В годы, когда Н. Г. заведовал б-кой мон-ря Хора в К-поле, через его руки прошли десятки книг. На сегодняшний день известны более 50 рукописей, в которые рукой Н. Г. внесены те или иные дополнения ( Bianconi. 2005; i dem. La «biblioteca». 2008; Idem. La controversia. 2008). Помимо научной литературы по арифметике, муз. теории, астрономии и зоологии ( Manolova. 2014. P. 27-49) Н. Г. изучал диалоги Платона (Vat. gr. 228; P é rez-Mart í n. 2004), «Римскую историю» Диона Кассия Кокцеяна (Marc. gr. 395; P é rez-Mart í n. 2015), «Жизнеописание Аполлония Тианского» Флавия Филострата ( Bianconi. La controversia. 2008. P. 340-343), сочинения Ксенофонта (Vat. Palat. gr. 140; Lond. Brit. Lib. Egerton. 2624), «Библиотеку» свт. Фотия I , патриарха К-польского (Vat. gr. 130. Fol. 1v), причем работал с лучшим кодексом сочинения Marc. gr. 450, сер. X в. ( Фонкич. 1999. С. 65, 71-72). Биография Н. Г. рано лишился отца, с 1299 г. его воспитывал дядя по материнской линии свт. Иоанн , митр. Ираклии Понтийской. Благодаря Иоанну Н. Г. познакомился с сочинениями Платона ( Laurent. 1935. Σ. 55). В возрасте ок. 20 лет Н. Г. переехал в К-поль, где изучал риторику и логику под руководством буд. патриарха К-польского Иоанна XIII Глики (1315-1319). В 1316 г. Н. Г. поступил в ученики к самому яркому интеллектуалу эпохи, великому логофету Феодору Метохиту , благодаря к-рому Н. Г. обрел глубокие познания в философии и астрономии.

http://pravenc.ru/text/2565528.html

1110-1125), Цовк (1125-1150), Ромкла (1150-1292), Сис (1293-1921)). Помимо своей духовной миссии католикосат играл объединяющую роль в политической жизни не только К. А. и Вел. Армении, но и арм. общин в странах Ближ. Востока. В эпоху К. А. в регионе в связи с нестабильной политической ситуацией существовало неск. престолов католикосов, соперничавших друг с другом. Однако католикосат в Сисе сохранил первопрестольный статус и после падения К. А. и удерживал его до возвращения католикосата в Вагаршапат в 1441 г. В К. А., а также в регионе Чёрной Горы действовало множество армянских и др. мон-рей. Среди них наиболее крупными были Касталон (усыпальница первых Рубенидов, близ Вахки), Акнер, Аркакагин, Дразарк (возможно, Аккилисе, в 33 км северо-восточнее Сиса), Грнер (не локализован), Скевра (близ Ламброна), Млич (близ Паперона) и др. В К. А. существовали большие общины правосл. греков-византийцев, сир. арабов, которых окормляли иерархи и Антиохийской Православной и Сирийской яковитской Церквей. Правосл. антиохийские патриархи с кон. XI в. в основном жили в изгнании в К-поле, хотя время от времени им удавалось вернуться на престол в Антиохию и тем самым укрепить положение Церкви в К. А. Яковитские католикосы также долгое время жили в этом регионе в различных монастырских резиденциях. Римско-католическая Церковь создала в К. А. обширную сеть епископских кафедр. Католич. монашеские и духовно-рыцарские ордены (тамплиеры, госпитальеры, тевтоны и др.) имели здесь замки и мон-ри; мон-ри и храмы были у армян, греков (известные в средневековье как мелькиты), сир. яковитов. С VIII-X вв. в источниках отмечается присутствие арм. подразделений в визант. армии, к-рая воевала на территории Киликии. По сообщениям хрониста Псевдо-Дионисия Телль-Махрского (IX в.) и Дионисия бар Салиби (XII в.), в VIII в. большое число армян было переселено арабами в Сев. Сирию и Киликию (Chronique de Denys de Tell-Mahr é . Pt. 4/Ed. J.-B. Chabot. P., 1895. P. 54; Mingana. 1931. P. 55; Бозоян. 1988. С. 43-44).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010