Итак, хотя любопытство  и не очень одобрительно, но мы должны узнать, как Истина, Господь наш, ответила на вопрос. Порок сей (говорит Онъ), о ученики, не есть воздаяние за грехи, но уготовление будущего домостроительства, дабы  Считавшийся обыкновенным человеком совершил вышечеловеческое, — дабы Создатель всяческих, после первого творения, обрел и теперь побуждение к деланию, — а также чтобы из частного удостоверить и общее и убедить жестокий и непослушный народ отбросить камни и поклониться (Ему). Да просветятся же очи не видящие, дабы Солнце правды освещало души неразумныхъ! Да совершится чудное дело и создадутся взоры, дабы возстающие узнали, что Называемый сыном Иосифа, если был истинным сыном плотника, мог исправлять сломавшуюся колесницу или соединять дерева, отделившияся от связи, или делать подпоры к сломавшейся балке  , — то часть человека, и часть прекраснейшую, образованную природою с особенною тщательностию, а именно глаз, не был бы в состоянии сотворить кто–либо другой кроме Того, Кто с первоначала имеет власть над природою. И если кто пожелает ободтить особое внимание на человеческие члены, Тот в этой, преимущественно, частичке тела усмотрит всесильную и разнообразную премудрость Бога, показавшему такое великолепие искусства в столь малом очертании частички и члена (тела). Ему, во–первых, сообщена какая–то прелесть, он приятен и немясист, так сказать, при нежности имеет твердость и при слабости силен. Он, потом, украшен разнообразными цветами: так средина его имеет очертание (окраску) черного цвета, — и не все однообразное, но состоящее из соединения нескольких различных кругов, причем его центр и средина имеет более темный цвет  , внешняя же окружность переходит отчасти в золотистую окраску; совне вокруг нея облегает белок, светлый и прозрачный, не чисто лишь белый, но имеющий некоторый кристаллоподобный и прозрачный вид; глазное яблоко окружено красноватым цветом, чем придается приятность белому и черному. Кроме того он, при своей плотности, столь прозрачен и гладок, что отражает образы приближающихся к нам и как бы верное зеркало отпечатлевает черты беседующих с нами, почему самый центр его окружности и называется зрачком ( ρη), так как всегда показывает человеческий образ противо (стоящему и) смотрящему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Много занимался Горский, но первое время не мог готовить всех лекций, читал экспромтом, пользовался печатными пособиями. От занятий уставал весь организм, уставал физически, заявлял свои права на отдых. «Рука устала, голова утомилась, глаза смыкаются, день трудился, ночь на покой», отметил он в дневнике под 23 янв. 1834 г. 528 . Это вполне понятно, ибо, не щадя себя, А. В-ч занимался и ночи. «День вчерашний был день словно не мой, – записал он на следующий день. – Сначала долго давал себя чувствовать недостаток сна в прошедшую ночь, потом до глубокой заполночи – дела классические» 529 . С этого времени засиживаться за полночь обратилось в привычку у А. В-ча, но и «всенощное бдение в честь истины» не помогало. Работа не убывала; он забывал писать родным, и родители сильно беспокоились. «Даже верования к твоим занятиям, коих, без сумнения, теперь у тебя не куча, а кучи что-то оскудевают. Пусть будет неоспоримой правдой, что у тебя нет свободного времени, что и минутами ты дорожишь, но мы не требуем от тебя никаких посторонностей, не требуем от тебя обширных вестей; «я здоров», вот начало, вот средина, вот и заключение твоего к нам письма. Скажу тебе, даже в почтамте нашем удивляются твоему молчанию. Писать будешь, не отнимай у себя времени на пустые россказни, не теряй оного на свои оправдания – рассчитаешься в июле месяце с ока на око. И я для того не хочу писать более, чтобы сберечь твое сокровище», так с тревогой писал ему отец 530 . Действительно, у А. В-ча к куче дел прибавлялись новые. С 21-го сент.1834г. по 19-ое ноябр. 1835 г. он был помощником библиотекаря и вместе с библиотекарем Филаретом и своим предшественником Павлом Беневоленским составил реестр ветхих книг 531 . 19-го ноября Горский сделался секретарем внешнего академического правления по казанскому округу и должен был приводить в порядок запущенные дела, чем очень тяготился. 7-го февр. 1836 г. Филарет писал А. В.: «Друг мой, мне жаль твоей души. Она утомлена: дела сухие тяготят ее, как свинец». Весть об усиленных занятиях А. В-ча проникла даже за стены Академии, в среду его знакомых. Занятия отразились на самом его характере. Он сделался нервным, торопливым, вечно спешил. «Чудак этот А. В-ч, – писал ему 29-го сент. 1836 года товарищ по Академии, бывший в это время смотрителем Борисоглебского училища, Николай Пальмин 532 , – домой едет торопится, из дома – тоже. Что за огненный. Да уж добро – Бог с тобой – горячка. Если Бог приведет, приеду в лавру и заберусь в твою историческую лабораторию, наделаю шума».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 О происхождении шатрового или «столпового» вида некоторые историки предполагают, что в виде столпов сначала строились деревянные церкви, а потом и каменные. 16 В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди Срединной части храма, иногда около стены. Иногда амвонов было два и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурою и мозаикой. Очевидно, с древними амвонами – современный амвон или средина Солеи ничего общего не имеет. Древний амвон лучше всего сблизит с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди (См. рис. 125, л. 32). 19 В древности Престол устраивался из камня в изображение Христа, который есть Камень, основание нашей веры, а также еще и потому, что предизображен был в древности камнем, напоившим древнего Израиля, а ныне он вновь напояет нас, источая нам не воду, а потоки жизни вечной – животворящую Кровь Христову. 20 Слово «Антиминс» (вместо престолие) происходит от греч. слова αντ=анти, вместо и лат. слова mensa – стол. Происхождение антиминса тесно связывается с древнехристианским обычаем – совершать Евхаристию на гробах мучеников. И даже после прекращения гонений существовал обычай освящать храмы положением Св. мощей или под алтарями, или в металлическом ковчежце в Престол, или же в углубление на верхней доске Престола. К VII – VIII в. этот обычай временно ослабел; но в VIII в. после 7 Вселенского собора, возобновился, причем в тех греческих храмах, которые освящались непосредственно епископами – св. мощи вкладывались в Престол и не нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались через присланные антиминсы со святыми мощами. Вследствие сего одни храмы имели Престолы со святыми мощами, но не имели антиминсов; другие имели Престолы без св. мощей, но имели антиминсы. В Русской Церкви антиминсы появились вместе с введением христианства и полагались на Престолах, не освященных епископами. Престолы же, освященные епископами, антиминсов первоначально не имели. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на Престолы, освященные архиереями – но пока без мощей. В XVII в. в Русской Церкви (в 1675 г.) был введен обычай возлагать антиминсы во всех церквах, даже и освященных архиереями – сначала без мощей, а потом со св. мощами. Вначале на антиминсах изображали один крест, а затем, только с конца XVII в. изображается положение во гроб Иисуса Христа. (Рис. 131, л. 35). Очевидно, современный обычай полагать Св. Мощи и в Престол, и в Антиминс явился результатом двоякой практики древности освящать Церкви епископом или без епископа, с антиминсом или без антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно сказать, что в Дай-сюань-цзин содержится тот же намек, и где, вместо 64 Гуа, поставлено даже 81. Они распределены по внешней окружности начертанного круга, которого центр составляет сюань т. е. черное начало. Словом этим характеризуется основание действий универса, которое также однозначащее с Дао Лао-цзы. В Дао-дэ-цзин, сочинении сего философа, оба эти термина поэтому (сюань, Дао) употребляются очень часто. Самое распределение 81 символических Гуа начинается на севере, в месте зимнего солнцестояния, и каждое занимает пространство, соответствующее четырем дням и фракции. Первый символ есть Чжун (средина), второй Чэу на востоке. Следует затем сянь (hieu) и Шау (Shau). Элементы распределены под соответствующими наименованиями, так: земля, вода, огонь, дерево, металл. Кроме ближайших пяти, берется и другой порядок: вода, огонь, вода, металл, земля, и такое видоизменение повторяется в каждой группе; 81 символ делится на девять групп по девяти в каждой. При сем, из системы 28 созвездий, избираются для отметки только главнейшие пункты солнечного годового кругообращения, которое достигает по означенному определению 300°; Ян-сюн означал весьма неточно солнечное положение в период зимнего солнцестояния под 270°. Декабря 21-го, по общему замечанию, год начинается с солнцестояния и солнце тогда занимает 1° Nien. Если китайцы в первое столетие имели астрономическую неделю с 5 элементами, солнцем и луною, присоединенными позже, то можем сказать, что искомый день зимнего солнцестояния, во времена Ян-сюна, написавшего об этом свою книгу, был в субботу. Пункт этот, однако ж, сомнителен. Когда знаем, что в 104 г. до Р. X., как говорится в Ши-цзи (Shi ki), солнце и месяц были в ближайшем соотношении (conjunction) в первой степени (degree) Nieu в 12 часов ночи, в зимнее солнцестояние, и что и день был также Цзя-цзы (kiu tsi). Допустим прецессию в 50 секунд 25, мы получаем около 28° 4′ разности в положении Nieu сравнительно с настоящим временем. Император Хань (Han), по совету астрономов, усвоил на время своей династии элемент земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Это определение сущности добродетели говорит человеку только о том, что ему следует искать «средину» в своей деятельности; но, само по себе, не говорит еще о том, где и в чем состоит эта средина. С другой стороны, в «Этике» Аристотеля можно находить ясные указания и относительно того, что его сознанию не чужда была мысль о необходимости для человека общего и ясного объективного критерия при определении «средины» в своем поведении. С этой именно целью Аристотель сферу этических добродетелей ставит в тесную связь с дианоэтической добродетелью практического разума, обозначаемого им термином φρνησις, так что собственно практический разум, с точки зрения Аристотеля, должен играть для нас роль морального критерия, при определении правильной средины в нашей деятельности, в том или ином частном, конкретном случае. Практический разум должен, по Аристотелю, влагать реальное содержание в чисто формальное, само по себе, определение этической добродетели, как правильной средины. Отсюда, этическая добродетель определяется Аристотелем, как деятельность μετ το ρθο λγου (причем, ρθος λγος=φρνησις 604 . Аристотель, таким образом, ясно сознает, что в тех функциях нашей души, которые связывают человека с условиями натурального его существования, нам нет возможности найти определенный, общий и объективный критерий своего нравственного поведения; сознает, что в этом случае человеку пришлось бы стать на релятивистическую и субъективистическую точку зрения софистов. Поэтому Аристотель ищет морального критерия в сфере дианоэтических добродетелей, т. е. тех добродетелей, психологическую основу которых составляют функции высшей, Божественной части нашей души, т. е. нашего разума, благодаря которому человек, по Аристотелю, чувствует себя родственным с супранатуральным бытием, или Божеством. Другими словами, решающее значение в нравственной деятельности человека Аристотель приписывает самому субъекту, в себе самом носящему имманентный ему критерий моральной истины; роль же практического разума носит в данном случае характер чисто совещательный, касаясь того, что может быть таким, а можете быть и иным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

391 . Сосуды серебряные, что были на освящении великие церкви, взяты из монастырской казны в ризницу безвыносно. 392 . Кунган серебряной с кровлею и решетки от трубки резные вызолочены, и в нем бывает святая вода. 393 . Воронок серебряной с носком, в чем приносится вино церковное, на нем пояс по рези и кровелька и средина и поддон местами золочен, под носочком Херувим припаяной, между носочка травочка и рукоятки литые золочены ж. Да с Москвы вновь прислано Государского ж жалованья: 394 . Пятеры дискосы серебряные с блюдами и со лжицами, и звезда и с копиями для службы к старым серебряным потирам, в половине резные белые. 395 . Кружка серебряная резная позолочена с рукоятью и с кровлею, кровля и поддон выданы чеканные, золочены, на кровле ж Херувимы. 396 . Две чарки серебряные с лепестками, венцы с подписью, и лепестки бывали золочены, весом полфунта. 397 . Поручи аксамитные без пуговиц, у них снурок шелковой, кругом обведена тесьма золотная, кресты нашиты той же тесьмы. 398 . Поручи бархат Персидской по вишневой земле травчатые, без пуговиц. 399 Две пелены ветхих от Богородичных икон; на одной был жемчуг по ризам и подписям, а другая без жемчугу; лица Пресвятые Богородицы с Предвечным младенцем шиты шелками, а жемчуг спал до сей описи. 400 . Подризник к лучшим ризам, камка алая, травы лапчатые, оплечье бархат рытой зеленой по червчатой земле, круг оплечья и на рукавах по концам обложено серебряным голунцем, вместо наподольника кружево золотное, подпушка дороги зеленые, подкладка крашенинная. 401 . Ризы дороги белые, оплечье изорбаф рытой зеленой по червчатой земле, опушка дороги желтые, подкладка крашенинная. 402 . Стихарь дороги белые, оплечье и зарукавье бархат рытой зеленой, опушка дороги двоеличные, подложен крашениною. 403 . Дванадесятые Минеи, писаны по дщицам среднего мастерства, в ковчежце деревянном, вклад Крестового Дьяка Ивана Шушерина. 404 . Два станка с слюдными отворцами, у них полосы вкруг слюды серебряные вызолочены резные, с икон с налоев старых. 405 . На медной дске образ в похвале Пресвятые Богородицы со Предвечным Младенцем Киево-Печерские обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Антихрист явится в своё время, т. е. в благоприятное ему, в удобное для него время. Седулий приводит и другое, следующее, мнение об удерживающем и держай. Теперь 541 держит Нерон: тогда будет другой Нерон держать, и когда будет этот другой Нерон на царстве, тогда и родится антихрист, в срединном владении Нерона. Так как Апостол Павел говорил о Римском царстве, то он и не сказал о нём явно, чтобы не навлечь гонения, потому что империю ту считали вечной 542 . Архиепископ Могунтинский Рабан Мавр, писатель 9 века, приводит мнение Амвросия, что отступлением названо время то, т. е. антихристово, потому что тогда почти все отступят от благочестия и обратятся к антихристу. – Удерживающее означает то, что дьявол желал бы уже и теперь сделать всё то, что будет совершено антихристом; но Бог удерживает его, потому что установлено время кончины века сего, сообразно с чем позволит и ему явиться. – Удерживающее – определение Божие. Но, хотя и не явно, дьявол и теперь производит отступление, как бы втайне ныне действует, в частных случаях, через своих, стараясь отвлечь от благочестия тех, которые приближаются к вере. Это и есть тайна беззакония 543 . Гаймо, Епископ Гальберштатский, писатель 9 века, разумел под отступлением отпадение всех царств от владычества и царства Римлян. – Тайна беззакония, по его мнению, означает преследование и убиение христиан, которое производил Нерон и поставленные им власти. Тайной названо это потому, что дьявол, убивая апостолов – мучеников через Нерона и его правителей, совершал уже через них, как своих членов, скрытно то самое, что он открыто сделает через антихриста, когда умертвит святых мучеников Илию и Еноха и многих других. Эта тайна, начавшись с Нерона, который по тайному внушению от сатаны, отца своего, из ревности к идолослужению умертвил святых мучеников, продолжилась до Диоклетиана и Юлиана, которые убили много мучеников. Как Христос, глава всех избранных, задолго до своего пришествия, прикровенно и таинственно был предизображён, например, в смерти Авеля, в жертвоприношении Исаака и в царе Давиде, который убил Голиафа, этот прообраз дьявола, которого Христос поразил в своих страданиях и смерти: так и дьявол, который будет в антихристе, предизображён таинственно и скрытно в членах своих – злых людях, злых царях. – Удерживающее и замедляющее пришествие антихриста означает то, что не разрушено ещё Римское царство и не отпали от Римлян все народы. Антихрист придёт в своё время, т. е. в подходящее для него и предопределённое ему Богом время, после того, как все царства отпадут от Римской империи. – Держай означает римское владычество над всем миром, которое во времена Апостола принадлежало Нерону; а в лице Нерона Апостол разумеет всех римских императоров. – От среды будет, т. е. пока не сокрушится владычество Рима. Сказано: „от среды, потому, что все народы стекались в Рим, и он был как бы в средине мира, имея в окружности своей все народы; или Рим потому есть средина, что внутри его содержатся начало и концы 544 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Исход, высказываются за отнесение 1-го ст. 6 гл. к записи 1-го писателя 902 , что, однако, едва ли могут принять критические исследователи ввиду еще более увеличиваемой через это трудности объяснить возможность непосредственного перехода к содержанию этого стиха от Исх.2:25 . Таковые, указанные уже в западной литературе, трудности понять с критической точки зрения ход библейского повествования в рассматриваемом отделе нашли себе признание и у некоторых, более спокойных и серьезных, критических исследователей, хотя и не настолько полное и сильное, чтобы оставить совсем эту точку зрения. Дильман, который высказал, подобное признание 903 , надеется ослабить значение здесь трудностей для критики новым предположением о происхождении Исх.6:9,12 путем соединения в них обеих записей 1-го и 3-го или 2-го писателей; этот библеист полагает именно, что редактор Пятикнижия, заимствовавший вообще 6-ю гл. у первого писателя и принимавши содержание его рассказа за продолжение событий, изложенных 3-м писателем в предшествующих главах, «захотел внести» в указанных стихах 6-й гл. в текст первого известие последнего, «также рассказывавшего, после теперешнего 1-го ст. 6-й гл., о новой утешительной беседе Моисея с народом, о ее безуспешности и о колебании Моисея снова идти к фараону»; из этой записи 3-го писателя и взяты именно редактором вторая половина 9-го ст. но они не послушали Моисея...) и средина 12-го ст. (вот, сыны израилевы не слушают меня), а сделавши эту вставку, редактор, по мнению немецкого экзегета, не мог уже после ст. 12-го продолжать первоначально следовавшими непосредственно за тем словами, составляющими теперь 30-й ст. 6-й гл. и первые пять ст. 7-й гл., «потому что чрез это совершенно смешались бы два различных известия»; поэтому редактор произвел здесь изменение в порядке речи 1-го писателя: внесши из 30-го ст. в 12-й ст. слова: а я не словесен, он отодвинул первый значительно далее и вместо него поставил теперешний 13-й ст., следовавший первоначально за 5-м ст. 7-й гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

иже выну прилежат 1860 сребро их хищати. За смерть перворожденных чада здочестива им бывают, имений всуе 1861 расточива. По сих. яко Египет утварей лишися и Фараон с воинством в понте погрузися, Тако они богатств си смертию лишатся и в погибели адстей вечно погрузятся. Си слышаще, братие. сребра не любиде 1862 . нищым людем обиды нималы творите. Но тем. что вам Бог дает, доволни бывайте и то по Его воли чинно устрояйте, А неправых прибытков никогда хотите, Богови. не маммоне по вся дни служите. Бог же имать вам дати во мзду живот вечный, от маммоны же рабом мзда – огнь безконечный. Средина 1863 добродетелей место В добродетелех 1864 скудость похвалы лишает, излишество такожде обхудно бывает. Везде средство есть честно, тем же явствовася часто восреде 1865 Господь, плоть приемый на Ся. Всреде 1866 двою животну в пещере родися, посреде учителей в церкви мудр явися. Посреде Иудеов 1867 в Йордане бяше. посреде учеников вечерю съвершаше 1868 . Посреде разбойников на горе распяся. и по воскресении въсреде 1869 явствовася Луки со Клеопою, и где затворенным 1870 дверем ко учеником прииде смущенным 1871 . Сие же дващи бяше, но и в небо взяся оттуду, иде же лик апостол собрася. К тому, в небесней славе в средине царствует, со Отцем Си и Духом вся правителствует. Напоследок. множеством святых окруженный, приидет миру дати Суд Свой божественный. Среду убо. братие, всегда вы держите. да 1872 Христом средствовавшым небо наследите. Сродник 1873 Сродницы 1874 егда нам земных благ желают, препятие к вечным благим содевают 1875 . Старость Стар Муж аще юности дела содевает, безчестие сединам главы сотворяет И сверстники честныя в срам велий воводит, юным в посмеяние сам себе приводит. 2 Лакон некто, седыми власы украшенный, от юных человеков бяше вопрошенный, Векую браду пространну любезно держаше, и множицею на ню очы обращаше? Рече: Того 1876 ради ю держу и смотряю, да, видя в ней седины, присно поминаю Ничто же недостойно тех седин творити, но тщуся. яко лепо мужу стару, жити. Слышите то, старии, старость почитайте,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Целомудрие, как и другие добродетели, имеет различные степени обнаружения, и при описании последних во взглядах Климента замечается большая или меньшая близость к тому или другому философскому определению этой добродетели. На начальной ступени нравственного развития, эта добродетель по сфере своего действия, довольно близко подходит к целомудрию этики Аристотеля. Именно, она касается главным образом телесных удовольствий и уже через уклонение от них имеет в виду умерить разные душевные движения. При этом, цель её не совершенное искоренение страстей, а метриопатия, т. е. умеренное их удовлетворение, – правильная средина в пользовании вещами, возбуждающими страстные движения: опять черта, напоминающая соблюдение средины как характерный признак добродетели у Аристотеля, хотя объяснимая, может быть, скорее из тех уступок, которые должны были сделать стоики в своём представлении об апатии требованиям человеческой природы и действительности. Кроме узости своего объёма, кроме умеренного отношения к страстям, целомудрие на начальной ступени нравственности отличается у Климента ещё тем, что не основывается на знании и потому вытекает из не высоких по своей нравственной ценности мотивов страха и надежды. Добродетельные поступки, говорит Климент, бывают и у людей, не достигших высшей ступени нравственности. Так и ими, например, соблюдается добродетель воздержания от удовольствий, – но по каким мотивам? Или, как у язычников, из невозможности достигнуть желаемого, из страха пред людьми, из-за надежды на удовольствия большие тех, от которых воздерживаются; или же, как у простых верующих (не гностиков), по обетованию и по страху пред Богом. Такое воздержание только основание гносиса, путь к лучшему, стремление к совершенному. Страх Господень, по слову Писания ( Притч.1:7 ), только начало премудрости. Совершенный же всё терпит, всё переносит по любви, не человеку угождая, но Богу 1218 . Можно соблюдать целомудрие из честолюбия, из славолюбия, из корыстолюбия, из-за любви к телу – для сохранения его здоровья; но это целомудрие не есть целомудрие совершенное. Точно также и тот не целомудрен в собственном смысле, кто воздерживается потому только, что, проводя простую жизнь, он ещё не знаком с удовольствиями: такой, как только вкусит удовольствий, тотчас же для удовольствий разбивает несокрушимость воздержания. Таковы же и те, которые удерживаются законом и страхом: при удобном случае они оставляют закон и убегают от прекрасного. Но целомудрие, избираемое само по себе, усовершаемое по гносису, характеризуется постоянством; оно делает мужа господином над самим собой, так что гностик является целомудренным, бесстрастным, недоступным похотям и печалям так же, как алмаз огню. И причина всему этому святейшая и высшая всякого знания любовь, которая делает гностика через служение наилучшему и превосходнейшему другом и сыном Божиим и мужем совершенным ( Еф.4:13 ) 1219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010