Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. ТСЛ, 1994, стр. 369 — 370. 5 Я даже назову этого замечательного батюшку — «страна должна знать своих героев»: это протоиерей Олег Владимиров, настоятель прихода церкви в честь Державной иконы Божией Матери города Нижнего Новгорода. См. http://www. nne. ru/pub. php? id=418 6 Свидетельство этому — самая свободная сегодня информационная среда: блогосфера. Посмотрите Живые Журналы православных. Что их интересует? о чём они говорят? О чём угодно; но не об этих всем зримых, очевидных и кровоточащих нравственных ранах нашей российской действительности. А поднимающих эти вопросы православные немедленно объявляют «чужими» — «непатриотичными» либералами, «антироссийской» пятой колонной и т. п. 7 См. у св. Тихона Задонского: «бывает, что люди за грех почитают то, в чём греха нет; напротив, за грех не вменяют того, в чём великий грех есть: добродетель называют пороком, порок добродетелью. Отсюду многие поставляют за грех касаться некоторых снедей, чего Бог не запретил; но поядают домы вдовиц, сирот и прочих беззаступных людей, что Бог с угрожением временныя и вечныя казни запретил». Соч., т. 2, стр. 10. М., 1889. 8 «Пусть в нашем народе зверство и грех, но вот что в нем есть неоспоримо: это именно то, что он в своем целом, по крайней мере, никогда не принимает и не захочет принять своего греха за правду… Грех есть дело преходящее, а Христос вечное. Народ грешит и пакостится ежедневно, но в лучшие минуты, в Христовы минуты, он никогда в правде не ошибается. То именно и важно, во что народ верит, как в свою правду, в чем ее полагает, как ее представляет себе, что ставит своим лучшим желанием, что возлюбил, чего просит у Бога, о чем молитвенно плачет. А идеал народа — Христос. А с Христом, конечно, и просвещение, и в высшие, роковые минуты свои народ наш всегда решает и решал всякое общее и народное дело свое всегда по–христиански» ( Ф. М. Достоевский, полн. собр. соч., изд. 6, т. XXI, 441). (Какой типичнейший образец того номинализма, того раздвоения, о котором я говорил! Народ ежедневно пакостится и грешит, но он христианский. Не это ли имел в виду прот. Александр Шмеман, говоря о «шизофрении в православии»? — И. П.) Интересно с этим пониманием души народной, которое Достоевский разделяет с крупнейшими русскими художниками и мыслителями, сопоставить интеллигентское воззрение, выраженное в… письме Белинского: «Приглядитесь попристальнее и вы увидите, что это по натуре глубоко–атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности (sic)…» ( Письмо к Гоголю, стр. 14). 9

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

     15/28 июля 1911. Пятница.    Был болен и ленив весь день. Читал «Труды и жизнь Погодина» — больше ни к чему не мог принудить себя.      16/29 июля 1911. Суббота.    Тоже целый день был болен и ленился. Читал «Погодина», которого уже добрался до пятой книжки.      17/30 июля 1911. Воскресенье.    Едва отслужил обедню — ослабел. Поставлены: иподиаконом Акила Сасаки, диаконом Тит Косияма, иереем Николай Есида. Участвовал в служении владивостокский протоиерей о. Иоанн Коноплев. После Литургии обедали у меня этот Коноплев с сыном и Назаровы из Йокохамы.      18/31 июля 1911. Понедельник.    Расчетный за месяц день. Тоже болен и слаб.    Писал Н. П. Комарову.      19 июля/1 августа 1911. Вторник.    Послал письмо Н. П. Комарову о росписи Собора.    Доктор Курода, дантист, где-то встречавшийся со мною, но которого я не помню, прислал мне коробку прекраснейших живых цветов из Йокохамы. Поблагодарил его и послал фотографическую карточку.      20 июля/2 августа 1911. Среда.    Написал о. Феодору Быстрову выслать сюда учебники для Семинарии, послать 200 рублей на построение Храма у школы моего имени на родине, послать для сей школы просимые книги, также волшебный фонарь и фисгармонию недорогой цены.      21 июля/3 августа 1911. Четверг.    Работал в библиотеке; поставил на полки переплетенную Постную Триодь и прочее.      22 июля/4 августа 1911. Пятница.    Написал обер-прокурору святейшего Синода Владимиру Карловичу Саблеру и просил его представить Государыням Императрицам Александре Феодоровне и Марии Феодоровне по экземпляру иллюстрированного описания Оосакского храма, на построение которого первая пожертвовала 5000 рублей, вторая в прошлом году прислала 300 рублей. Послал ему для сего только что отпечатанную книжку в трех экземплярах — два для Государынь, один для него. Просил его, между прочим, принять участие в построении Храма в Хакодате, на что в настоящее время собираются пожертвования.    Графиня Елисавета Владимировна Шувалова прислала чрез своего управляющего 3045 ен на Храм в Хакодате. Спаси ее, Господи!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архив Пн Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Архиепископу Афинскому Иерониму с 5-летием интронизации 16 февраля 2013 г. 13:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима с 5-летием интронизации. Его Блаженству, Блаженнейшему Иерониму, Архиепископу Афинскому и всей Эллады Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сердечно поздравляю Вас с пятой годовщиной Вашего восхождения на престол Архиепископов Афинских и всей Эллады. Вы поставлены Премудрым Творцом на высокую свещницу, дабы верно преподавать слово истины Христовой (см. 2 Тим. 2:15), возвещать ближним и дальним совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (см. 1 Пет. 2:9). Отрадно, что в непростое для Греции время Элладская Православная Церковь делами милосердия подкрепляет проповедь Евангелия, утешая скорбящих и обездоленных, труждающихся и обремененных. В этот памятный день разделяю радость Ваших клира и паствы и желаю, дабы благодать Божия споспешествовала Вам в ответственном Предстоятельском служении на многая лета. С братской любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2796776.ht...

Между ними и Сыном Давидовым пролегла пропасть. Даже его ученики заражены общим ослеплением. Они спорят между собой, деля будущие места у трона... Окружённый народом, но одинокий, вступает Иисус в столицу, проходит по праздничным улицам. Он продолжает идти через века, вслушиваясь в голоса людей. Он говорит им: «О, если бы вы узнали, что служит к миру вашему! До последнего момента ещё не поздно...» На богослужении Лазаревой субботы поются воскресные песнопения в знак предвозвещения Пасхи. Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят с ветвями. На Востоке – это ветви пальм, лавра и цветы; у нас – вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать пальмы был введён Церковью в IV веке. Отсюда название праздника – «неделя вайи» (греч.вайа – пальма). Вход Господень в Иерусалим (Неделя Вайи) Тропарь Общее воскресение прежде Твоея страсит уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Гряды во имя Господне. Страстная Седмица Понедельник, вторник, среда В первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последнее пребывание Господа в Иерусалиме. В эти дни совершаются: полунощница, утреня, часы с чтением Евангелия, Литургия преждеосвящённых Даров. Во время часов принято прочитывать все четыре Евангелия (до Ин.13:30 ), но обычно это чтение начинают заранее, с пятой или шестой седмицы. В тропаре звучит мотив евангельской притчи о десяти девах. Говоря о приближении дней борьбы и испытаний, Христос рассказал притчу о том, что надо «бодрствовать и не унывать», держа свои светильники зажжёнными в ожидании божественного Жениха. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща: не достоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися: но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Великий четверг Великий четверг – день установления Евхаристии, день Тайной Вечери. В тропаре четверга поётся:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Службы оканчиваются сравнительно поздно, чтобы вкушение пищи было ближе к вечеру. Пища предписывается простая в скромном количестве. Рыба разрешается только в праздник Благовещания и Вербное воскресение. Духовный смысл поста раскрывается в песнопениях: “Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов” (понедельник 1 сед.). “Постимся постом приятным” (пон. 1 сед.). “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне” (среда 1 сед.). “Приидите, очистим себя милостынями и щедротами убогих” (2 сед.). На первой седмице Великого поста, в первые четыре дня на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского, разделенный на 4 части. “Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний?..” Этот канон называется великим ради своего содержания и формы: он содержит 250 тропарей, тогда как обычные каноны имеют около 30. Великий канон читается также на утрени четверга пятой седмицы постасреду вечером), в соединении с каноном преп. Марии Египетской, это чтение называется “великим стоянием”. Воскресные дни поста Церковь сопровождает особыми воспоминаниями. Первое воскресение — неделя Православия, установлена в память поражения иконоборческой ереси 9-го века. Иконопочитание есть наглядное выражение нашей православной веры. Весь путь Церкви идет мимо поднимающихся на нее антихристианских и еретических учений, но чистая христианская истина останется непоколебимой до конца времен. Второе воскресение посвящено памяти св. Григория Паламы. Он и его афонские сподвижники учили и своей подвижнической жизнью доказали, что человек может достигнуть озарения свыше постоянным очищением души, безмолвием помыслов, молитвой и богомыслием. Св. Григорий был обличителем некоего Варлама, учившего, что истина о Боге открывается только из начал разума и философских рассуждений. В третью неделю Церковь предлагает для духовного подкрепления верующих святой Крест. Крест торжественно выносится на середину храма на утрени и остается для поклонения во всю седмицу, как образ любви и подвига Самого Спасителя нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

15/28 июля 1911. Пятница. Был болен и ленив весь день. Читал «Труды и жизнь Погодина» – больше ни к чему не мог принудить себя.   16/29 июля 1911. Суббота. Тоже целый день был болен и ленился. Читал «Погодина», которого уже добрался до пятой книжки.   17/30 июля 1911. Воскресенье. Едва отслужил обедню – ослабел. Поставлены: иподиаконом Акила Сасаки, диаконом Тит Косияма, иереем Николай Есида. Участвовал в служении владивостокский протоиерей о. Иоанн Коноплев. После Литургии обедали у меня этот Коноплев с сыном и Назаровы из Йокохамы.   18/31 июля 1911. Понедельник. Расчетный за месяц день. Тоже болен и слаб. Писал Н. П. Комарову.   19 июля/1 августа 1911. Вторник. Послал письмо Н. П. Комарову о росписи Собора. Доктор Курода, дантист, где-то встречавшийся со мною, но которого я не помню, прислал мне коробку прекраснейших живых цветов из Йокохамы. Поблагодарил его и послал фотографическую карточку.   20 июля/2 августа 1911. Среда. Написал о. Феодору Быстрову выслать сюда учебники для Семинарии, послать 200 рублей на построение Храма у школы моего имени на родине, послать для сей школы просимые книги, также волшебный фонарь и фисгармонию недорогой цены.   21 июля/3 августа 1911. Четверг. Работал в библиотеке; поставил на полки переплетенную Постную Триодь и прочее.   22 июля/4 августа 1911. Пятница. Написал обер-прокурору святейшего Синода Владимиру Карловичу Саблеру и просил его представить Государыням Императрицам Александре Феодоровне и Марии Феодоровне по экземпляру иллюстрированного описания Оосакского храма, на построение которого первая пожертвовала 5000 рублей, вторая в прошлом году прислала 300 рублей. Послал ему для сего только что отпечатанную книжку в трех экземплярах – два для Государынь, один для него. Просил его, между прочим, принять участие в построении Храма в Хакодате, на что в настоящее время собираются пожертвования. Графиня Елисавета Владимировна Шувалова прислала чрез своего управляющего 3045 ен на Храм в Хакодате. Спаси ее, Господи!   23 июля/5 августа 1911. Суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В седмичные — будние — дни Великого поста не совершается Евхаристия, в алтаре храма не происходит преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Но по средам и пятницам мы все же получаем возможность причаститься — Святыми Дарами, освященными ранее, на воскресной Божественной литургии. В среду и в пятницу, а также по выпадающим на Великий пост полиелейным праздникам и в четверг пятой седмицы (день Великого канона) совершается особое великопостное богослужение: Литургия Преждеосвященных Даров. О ней нам расскажет наш постоянный собеседник доцент Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин. — Алексей Сергееевич, а откуда пошла столь интересная традиция — Великим постом причащать народ заранее освященными Дарами? Почему именно в среду и пятницу? — Традиция эта восходит к древнему обычаю самопричащения — в эпоху гонений христиане заготавливали для Евхаристии Агнец больше, чем требовало причащение собравшихся; и по завершении собрания уносили частицы с собой, чтобы приобщиться дома — в случае, если следующее собрание просто не состоится. А позже этот обычай переняли отшельники — они брали Святые Дары с собой, уходя в пустыню. Но лишь в VI веке частное самопричащение превратилось в общее церковное причащение заранее заготовленными Дарами. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров впервые появилось в Антиохии. Позже эта традиция прижилась в Константинополе. Долгое время Преждеосвященную Литургию совершали только в Великую Пятницу, а потом стали распространять на седмичные дни Великого поста. Напомню, что полная Литургия в Великую Пятницу не совершается и поныне — бескровная жертва невозможна в день, когда воспоминается кровавая жертва на Голгофе; но теперь и Преждеосвященная Литургия в Великую Пятницу не совершается также. Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? Правильнее было бы сказать, что выбраны четверг и суббота. По древней традиции, которая сегодня соблюдается далеко не везде, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, в соединении с вечерней и относится к следующему, наступающему дню. Суббота — особый, уже предпраздничный день, а четверг выбран — либо просто как середина недели, либо исходя из монастырского устава, запрещающего вкушение пищи в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста; поесть можно было только в среду вечером. Потому и Литургия могла быть совершена не ранее среды.

http://pravoslavie.ru/78043.html

   Службы оканчиваются сравнительно поздно, чтобы вкушение пищи было ближе к вечеру. Пища предписывается простая в скромном количестве. Рыба разрешается только в праздник Благовещания и Вербное воскресение. Духовный смысл поста раскрывается в песнопениях:    “Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов” (понедельник 1 сед.).    “Постимся постом приятным” (пон. 1 сед.).    “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне” (среда 1 сед.).    “Приидите, очистим себя милостынями и щедротами убогих” (2 сед.).    На первой седмице Великого поста, в первые четыре дня на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского, разделенный на 4 части. “Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний?..” Этот канон называется великим ради своего содержания и формы: он содержит 250 тропарей, тогда как обычные каноны имеют около 30. Великий канон читается также на утрени четверга пятой седмицы постасреду вечером), в соединении с каноном преп. Марии Египетской, это чтение называется “великим стоянием”. Воскресные дни поста Церковь сопровождает особыми воспоминаниями.    Первое воскресение — неделя Православия, установлена в память поражения иконоборческой ереси 9-го века. Иконопочитание есть наглядное выражение нашей православной веры. Весь путь Церкви идет мимо поднимающихся на нее антихристианских и еретических учений, но чистая христианская истина останется непоколебимой до конца времен.    Второе воскресение посвящено памяти св. Григория Паламы. Он и его афонские сподвижники учили и своей подвижнической жизнью доказали, что человек может достигнуть озарения свыше постоянным очищением души, безмолвием помыслов, молитвой и богомыслием. Св. Григорий был обличителем некоего Варлама, учившего, что истина о Боге открывается только из начал разума и философских рассуждений.    В третью неделю Церковь предлагает для духовного подкрепления верующих святой Крест. Крест торжественно выносится на середину храма на утрени и остается для поклонения во всю седмицу, как образ любви и подвига Самого Спасителя нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Посты в Яковитской Церкви бывают многодневные и однодневные. Великая Четыредесятница начинается за сорок дней до недели Ваий, причем каждое воскресение этого поста празднуются великие чудеса Христовы. В среду пятой седмицы поста совершается воздвижение Честнаго Креста и празднуется принятие христианства царем Эдесским Авгарем. В третью неделю перед Великим постом совершается трехдневный Ниневийский пост в память событий во времена пророка Ионы. Петровский пост — с 16 по 28 июня, Успенский — с 1 по 15 августа, а Рождественский пост начинается с 1 декабря. Среда и пятница являются еженедельными постными днями. Согласно Номоканону Вар-Гебреуса, крестное знамение кладется со лба на грудь и слева направо одним перстом (V, 5) 27 . 17. Церковная архитектура. Храмы Золотым веком христианской архитектуры были V и VI века. Однако пронесшаяся над Востоком разрушительная ярость мусульманского фанатизма оставила после себя одни развалины. В монастырях Тур-Абдина стены соборов были каменными, образуя в восточной части апсиды. В древней Ассирии лепная отделка внутри храма создавала прекрасный интерьер. Позднейшие образцы сирийских храмов не представляют особого интереса с архитектурной точки зрения. Внутри храм делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь, находящийся в восточной части храма, обычно отделяется от остального храма завесой без икон. Внутри находится престол, на который поставляются святые сосуды и Евангелие. На престоле постоянно лежит таблит (как антиминс у православных), освященный епископом, артофорион — для хранения преждеосвященных Даров. Кроме того, в алтаре имеется сосудохранительница, глускомо для хранения святых мощей, которые, согласно правилам Яковитской Церкви, запрещено класть на престол, аналой и рипиды позади престола. Над престолом обычно имеется киворий . Место перед алтарем обычно соответствует солее у православных. Здесь стоит хор. Иногда это место используется и как баптистерий. В более древних храмах имеется притвор и атриум для совершения литургии в жаркие дни.

http://pravmir.ru/DREVNIE-VOSTOCHNYIE-TS...

Понедельник, 26 ноября 1973 Вчера после обедни у нас И.О. из Оксфорда, милейшая и симпатичнейшая. Разговоры сплошь об их оксфордской церкви, о греках, о священниках, о той, одним словом, " церковности " , к которой я все сильнее испытываю настоящую аллергию. Как можно всем этим жить? Да еще с таким упоением. Потом, по хладнокровном размышлении, понимаешь, конечно: нужна церковь, нужна вся эта черная работа и неизбежно все это " человеческое, слишком человеческое… " . Но остается мучительный осадок и привкус. Больная религиозность. И все эти побеги – кто в Византию, кто в " Добротолюбие " , кто на остров Патмос, кто в иконы… Православие сейчас – это что-то вроде супермаркета. Каждый выбирает, что хочет: эпоху, стиль, identification. Невозможность быть самим собой. Все " стилизовано " – при отсутствии стиля, который всегда создает единство. Грустное чувство: то, что мне в Православии кажется единственно важным и ценным, как-то мало чувствуется другими. А вся историческая чешуя привлекает и принимается с восторгом. " Дети, берегите себя от идолов! " Но иногда кажется, что само Православие заросло идолами. Любовь к прошлому всегда ведет к идолопоклонству, а только этим прошлым или, вернее, множеством " прошлых " православные часто живут. В них прочно сидит старообрядец. Среда, 28 ноября 1973 Вчера – полуторачасовой разговор с Н. в Harvard Club о " воссоединении " с карловчанами. Разговор, конечно, бессмысленный и бесполезный, но наведший все на те же размышления: о Церкви, о Православии, о той мелочной и даже злобной каше интриг, самолюбий, амбиций, эгоцентризмов, в которой приходится в Церкви жить. Н. мелкий прохвост, не заслуживающий внимания. Но то, что такой человек мог " процвести " у карловчан, – крайне показательно. Делец, аферист и притом барон Мюнхаузен… " Зарубежная Церковь " – это почти символ той болезни, что характеризует современное Православие, того идолопоклонства, которое, увы, привлекает людей в " религии " . В прошлом году в эти дни Нью-Йорк весь сиял и светился рождественской иллюминацией. Вчера на Пятой авеню, под дождем – темно, темнее, чем в обычные дни. Погасли небоскребы, затемнены витрины. Energy crisis .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010