До пятницы четвертой седмицы книга Бытия читается почти без пропусков. Начиная же с этого дня производится уже выборка чтений. Паримия четверга взята из 10-й гл., пятничная паримия взята уже из 12-ой гл., паримия понедельника пятой седмицы — из 13-ой гл., вторника — из 15-ой гл. и т. д. Чем дальше, скачки все увеличиваются и увеличиваются как бы с тою целью, чтобы на пятницу седмицы Ваий непременно пришлась паримия из последней главы Бытия. Если мы рассмотрим получившиеся отрывки и присоединим к ним паримии страстной седмицы из Исхода, то пред нами пройдет любопытная и целостная картина — полная, представленная в важнейших моментах, история ветхозаветного домостроительства, начиная от сотворения мира и человека и кончая исходом евреев из Египта. В самом деле, до пятницы четвертой седмицы дается вся история первоначального человечества, — создания первых людей, грехопадения, развращения человечества и т. д., кончая разселением человечества после смешения языков. Вслед за этим начинается история избранного народа Божия в важнейших эпизодах из жизни его патриархов: следуют паримии — о призвании Авраама (пят. 4-ой седм.), о явлениях ему Господа и данных Им ему обетованиях (понед., вторн., среда, пяти. 5-ой седм.), о благословении Исааком Иакова (понед. 6-ой седм.), о явлении и обетованиях Божиих Иакову (вторн.) и, наконец, история Иосифа с переселением евреев в Египет. Прямым продолжением всего этого служат паримии страстной седмицы из Исхода о жизни евреев в Египте, история их избавителя от египетского рабства, Моисея, и выход их из Египта с установлением праздника пасхи. Весь этот ряд чтений являлся для христианина назидательным, прежде всего, по своей исторической стороне, потому что он говорил ему об основных причинах спасения человечества и главнейших моментах первоначальной истории данного спасения. Но кроме этого упоминаемые в паримиях факты и лица для христианина были не только историей, но также и прообразами новозаветных лиц и события. Таким образом, к исторической назидательности здесь присоединялась еще назидательность символическая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если там надо один посол и помощник, ну оставьте их, снимите им двухкомнатную квартиру и пусть работают. Сегодня как никогда важна работа там, где нас ждут, где создан серьезный задел. Кстати, в отличие от сытой и уютной Европы, заблудших среди наших дипломатов в этих странах, на которые мы ориентируемся сейчас, вообще единицы. Потому что там люди заняты настоящим делом, показывают результат, а не бегают по митингам и не постятся в деструктивных социальных сетях». Это уже прямой разнос не просто Министерства иностранных дел как ведомства (и даже класса), а лично Владимира Макея, который ведь и является функционально не столько министром внешней политики Беларуси, но куратором посольств на Западе, главным связным с Западом, наконец, министром западных дел в самой Беларуси и главным зримым лоббистом западничества в белорусской политике, идеологии и культуре в целом! После таких откровений, по идее, должна произойти целая революция в министерстве иностранных дел. Про смену самого министра как бы и говорить не уместно! В целом же, как известно любому немного знакомому с сообществом белорусских «международников», весь европейско-американский и «общемировой» отдел МИДа – это сплошная пятая колонна, насквозь пропитанная низкопоклонничеством перед Западом и мечтающим осесть там либо по окончании, либо в процессе самой карьеры в МИДе. Не говоря уже о политических взглядах и безусловной поддержке БЧБ-революции. Более того, такими они становятся уже в стенах факультета международных отношений БГУ, на котором учатся, ведомо, в основном отпрыски правящей элиты (прежде всего, ее «прогрессивной» части). Программа, преподавательский состав ФМО БГУ – во многом питательная среда для взращивания пятой колонны – по отношению не только к государству, но и к духовности и самосознанию Русского мира в Белой Руси, в чем несложно убедиться – даже после некоторых «чисток» на нем, в том числе по досье нового декана , пришедшей на смену бывшему кузнецу МИДовских кадров В.Шадурскому. Но Макей при этом продолжает чувствовать себя настолько до наглости уверенно, что заявляет , «что Лукашенко поторопился сократить " кучу дипломатов " в Евросоюзе», а «ЕС может быть для Беларуси нормальным партнером, но для этого нужно вернуться на те разумные основы сосуществования, которые были в наших контактах некоторое время назад».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/i_...

Хотя данная книга не посвящена исключительно христологическим вопросам, она представляет очень полезное введение в богословско-философский контекст сирийского христианства, породивший особую христологию сирийской (особенно восточносирийской) традиции. Нисибинская школа – крупнейшая сирийская богословская школа, созданная под влиянием антиохийского богословия и существовавшая с середины IV по начало VII века. После захвата Нисибина персами в 363 году оказалась за границами Римской империи и вскоре стала центром восточносирийской церковной науки и местом взаимодействия очень разных христианских культур. С точки зрения Бекера, именно эти условия «плавильного котла» послужили основой жизнеспособности Нисибинской школы в иноверном, часто враждебном окружении безо всякой поддержки извне. Начало книги посвящено взаимодействию Нисибинской школы с другим знаменитым богословским центром, Эдесской школой. Главы с пятой по седьмую посвящены собственно рассказу о богословских особенностях Нисибина. Основным источником для автора служит хроника Нисибинской школы, известная как «Причина основания школ», автором которой иногда называют несторианского епископа Халванского Бар-Хадбшаббу (VI-VII вв.). Бекер доказывает, что в жанровом отношении этот текст не уникален и связан с такими литературными формами, как греческие протрептики, ученые рассуждения о причинах и следствиях и групповые жизнеописания. «Причина» излагает историю мира как цепочку передачи знания от школы к школе, начиная с того момента, когда еще до создания вселенной Бог наставляет в премудрости ангелов. Бекер отмечает тесную связь Нисибинской школы с позднеантичной неоплатонической традицией. Эта связь была основана на авторитете в Нисибине переведенных на сирийский трудов Феодора Мопсуетского. Однако такая развитая интеллектуальная среда, как Нисибин, просто не могла не предложить собственной интерпретации этой традиции, что и произошло. Последняя часть книги рассказывает о связи нисибинской научно-богословской традиции с восточносирийским монашеством. Несмотря на сухой слог автора, книга Бекера – это практически не заменимое на данный момент пособие, в котором анализируются механизмы синтеза греко-римской и сирийской (или, шире, ориентальной) интеллектуальной среды, без знания которой сложно понять христологические споры V столетия.

http://bogoslov.ru/article/6168618

«Тот факт, что значительное число россиян верит в гадания, сглаз и астрологические прогнозы, как ни странно, не вызывает удивления». Больше половины россиян верят в возможность сглаза и порчи, больше трети — признаются, что прислушиваются к астрологическим прогнозам и больше одной пятой части россиян прибегали (прибегают) к гаданиям. Чаще, чем в целом, суеверны малообеспеченные респонденты и медицинские работники: они чаще прислушиваются к астрологическим прогнозам и прибегают к гаданиям. Таковы результаты опроса , проведенного социологической службой «Среда». Их комментирует пресс-секретарь Главного раввина России Андрей Глоцер. Читайте также: Андрей Глоцер: астрология стала частью массовой культуры Протоиерей Федор Кречетов: Вера в сглаз и порчу – попытка снять с себя ответственность Сглаз Тот факт, что значительное число россиян верит в гадания, сглаз и астрологические прогнозы, как ни странно, не вызывает удивления. Потребность в вере у человека всегда была велика. В России же стремление верить коренится в глубине веков. Наша страна была весьма религиозной на протяжении столетий. И хотя в ХХ веке была предпринята невероятной силы попытка вырвать прежние верования и заменить их атеизмом, верой в коммунизм, по сути это была лишь смена одних верований другими. Смена форм религиозности. Если бы в СССР была графа вероисповедание, то многим в ней можно было бы смело написать «атеист» или «коммунист». Кроме того, при всем энтузиазме, с которым выкорчевывали в СССР любые проявления религиозности, победить религию до конца коммунистам все же не удалось. С развалом СССР в образовавшийся идеологический вакуум устремились все прежние формы религиозности, которые стали стремительно отвоевывать позиции у атеизма. Однако из-за отсутствия в народе серьезных знаний о религии, этот процесс приобрел спонтанный и местами хаотический характер. Многочисленные языческие верования и суеверия также получили власть над, с позволения сказать, неокрепшими умами граждан и продолжают свою жизнь наравне с такими традиционными религиями России, как христианство, иудаизм, ислам и буддизм. Да и понимание самих традиционных религий среди верующих разных вероисповеданий зачастую все еще весьма слабое. Все это вместе дает благодатную почву для их существования.

http://pravmir.ru/andrej-glocer-astrolog...

Апрель 1869 г. 1 апреля 1869. 1 апреля 1869. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко от злоб моих и от смущения и тесноты адовых избавил еси мя по молитве покаяния моего, и не затворил еси мене в руках греха, и поставил ecu на пространне 65 нозе мои [ Пс. 30, 9 ], и не посрамил меня в служении. Согрешил пред Господом Богом моим, яростно поступив с братом моим Василием, чтецом, когда он оказал невнимание и пренебрежение к моему замечанию касательно невежества его править утренний великопостный канон и сказал: где мое незнание, – и когда не хотел на предложение мое остаться в церкви для приготовления к службе. Груб, непокорен, своенравен, упрям. Отец Матфей, с коим он служит, испортил его. Когда дьячок не слушал моего предложения остаться в церкви, не хотел слушаться и взял пальто и шапку, я в порыве негодования взял его за ворот и вырвал из рук шапку. Не надо бы этого было делать, а донести на него начальнику или предоставить отмщение Богу. Самоуправство – знак гордости. Среда Пятой недели Великого поста. После утрени хотел дьячка приготовить к отправлению вечерни пред Преждеосвященной обедней – и сам расстроился, рассердился. Вот как враг строит нам везде козни! Боже! Избави нас от лукавого. Кротости, смирению, невозмутимости духа при неисправностях подчиненных научи меня, ибо и сам бываю часто неисправен и нуждаюсь в снисхождении и кротком обращении других. Как хочешь, чтобы поступали с тобою люди, так поступай и ты с ними. Любовь долготерпит, милосердствует... не завидит... не превозносится, не гордится... вся терпит [ 1Кор. 13, 4, 7 ]. Елико велик ecu, толико 66 смиряйся [ Сир. 3, 18 ]. А в мире обыкновенно бывает так, что чем кто выше поставлен, тот тем более как бы вправе считает себя гордиться пред низшими. Низший гордится – ему простительнее, потому что гордится по глупости, невежеству, грубости; высший гордится – непростительно, ибо гордится при большем развитии и просвещении разума: имея большее ведение, он должен быть слугою всех, должен других склонять к смирению, ко всякой добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Задача владения родным словом сегодня в сущности не решается. Здесь разрушены основы: практически уничтожены уроки по развитию речи, сознательно «забыто», что владение литературным языком обеспечивается только достаточным чтением классики, преступно сокращённой «реформаторами». Языковая среда (СМИ) играющая в овладении грамотной речью определяющую роль, при глобальном отсутствии контроля в рамках информационной безопасности - ныне недопустимо низкого уровня. Низким уровнем грамотности и непотребной и ненужной усложнённостью языка отличается массовая педагогическая литература, как научная, так и учебная... Владение языком прямо пропорционально уровню образованности, а в конечном счёте - успехам науки и бытию культуры. Состояние речи - это состояние мысли, состояние мысли - это состояние сознания, состояние сознания - это предпосылки поступков, поступки - это сущность поведения людей, сущность поведения людей - это судьба народа. Поэтому языковой уровень носителей языка - это в целом вопрос стратегический и политический. Здесь всё предстоит восстанавливать ... Человек и народ имеют право на жизнь в здоровой, соприродной им языковой среде. Насильственное повреждение такой среды - преступно. Оно должно быть пресекаемо законом. И в этом, несомненно, состоит защита прав человека и информационная безопасность России. Поэтому нужно сказать: языковое насилие над личностью и народом в России продолжается. Одна из важных причин такого положения - отсутствие должного закона о русском языке. Отсутствие защищающего язык закона не случайно: это одна из долговременно осуществляемых интриг соответствующих информационных спецслужб международной закулисы, поддержанных пятой колонной и сонмом законотворцев-невежд, а иногда и малоквалифицированными консультантами. ...Против русского языка и русской словесности (литературы), мировое значение которой признано человечеством, против литературы, которая не только арсенал памяти великого русского слова, но и отражение духовно-исторического движения нации , средоточие в миру наших духовных святынь , национальных идеалов , без которых немыслимы самосознание, самостоятельность и свобода человека, - идёт необъявленная война «реформаторов», которой немало помогают невежды, а иногда даже недоучки-филологи...

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/24/...

Литературная редакция А. Тучинской К РЕТРОСПЕКТИВЕ СВЕТЛАНЫ ПРОСКУРИНОЙ В РОТТЕРДАМЕ …Набираю номер телефона. Гудки, гудки… Представляю, как несется электричество с моего номера через семь сотен ночных темных русских верст из Петербурга в Москву. Гудки, гудки… И я опять звоню ей… …В первый раз я увидел ее на киностудии «Ленфильм» в городе, который тогда еще назывался Ленинград. Кажется, это было после 1984 года. …Светлые волосы. Быстрая в движении… Яркая… Взгляд человека, привыкшего много читать. Она не перебивала, осторожно переспрашивала, уточняя мысль собеседника, и глаза ее смотрели без суеты бокового зрения. Мне почему-то тогда показалось, что передо мной человек, который всякого запоминает надолго. Поражала сформулированность речи этой молодой женщины, уникально чистый русский язык, сама особая атмосфера ее русского языка, которую я до нее чувствовал, только разговаривая с теми, кто давно покинул советскую Россию и сохранил в изгнании тот загадочный чистый русский, на котором говорили образованные русские еще в начале XX века… Я обратил внимание на это, потому что сама по себе советская кинематографическая профессиональная среда редко когда представлялась людьми по-настоящему образованными и утонченными. Да и женщин-режиссеров было всегда меньше, чем мужчин. …Нас, молодых, на этой большой студии тогда было много, и у каждого были свои тяжелые и тревожные вопросы к жизни. От многих я потом часто слышал о трудностях, с которыми Проскурина постоянно сталкивалась и в жизни, и в профессии… Несколько лет мы со Светланой не встречались. Я эгоистично был погружен в свою борьбу с советским государством, эта борьба заслонила все и вся… …Первый фильм Светланы, который заставил меня обратить новое внимание на нее, — ее «Случайный вальс». Я был поражен несоветской природой замысла этого фильма, несоветской стилистикой, открытостью душевной и физической стати героев. Ее женщины и мужчины были просто женщинами и мужчинами — и никаких социальных посланий. Это загадка: как Светлане Проскуриной удалось защититься от влияния социалистического реализма, под пятой которого пребывали десятки ее коллег в советском кино?! Ведь она так же, как и они, большую часть жизни прожила при советском социализме, воспитывалась, получила образование… Не думаю, что этой защитой являлся ее «женский взгляд», которым другая могла бы вполне и прикрываться-защищаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=165...

Но вот у Ларисы Семеновны не получилось заговеться перед Великим постом. Узнав об этом, епископ пригласил ее в гости в четверг на второй неделе (7 марта н. ст.). «Когда я пришла, – вспоминает Озерницкая, – на столе у владыки стоят оладьи, кетовая икра, рыбные котлеты (все то, что владыка обычно постом не ест). Владыка: – Не заговлялась ведь... Вера спросила: – А мне можно есть? Старец сказал: – Все, что поставлено на столе, всем можно есть. Разве ты не знаешь?» 740 Для подвижников старость – время расцвета и жизни преизбыточной. Смерть епископа и стала вершиной его жизненного пути. Сохранилось описание последних дней старца, составленное Ларисой Семеновной Озерницкой. Картина, преисполненная утонченной и торжествующей внутренней красоты. «Вдруг, – пишет мемуаристка, – без всякой видимой причины, на пятой седмице Великого поста (с двенадцатого по восемнадцатое марта старого стиля 1963 года) и, как выяснилось позже, за сорок дней до своей смерти владыка все оставил, то есть перестал читать, перестал писать свои труды, ушел в себя, говорил о своей смерти и, заботясь о келейнице, отвечал на ее вопросы: как поступать в том или другом случае без него». Главный завет его был простым: – Я тебя об одном прошу, – говорил он Вере, – не надейся на людей, а надейся только на Бога. (За несколько лет до этого она однажды удивилась вслух: у людей столько страданий и тягот, а я такая счастливая. На это владыка заметил: подожди, придут такие скорби, что и не понесешь.) Двадцать первого марта (н. ст.) Владыка не вмешивался обычно в кухонные и хозяйственные заботы. По этой части он всем всегда был доволен. Но однажды велел приготовить пирожки с мясом и накормить ими Зину Петруневич и Ларису Озерницкую. Возможно оттого, что те «взяли в моду» не есть мяса. Незадолго до этого случая Ларисе Семеновне делала ремонт девушка из жэка. Была среда, и хозяйка накормила девушку постным обедом. «Надо бы сварить мясо, сделать борщ и накормить ее досыта», – заметил владыка. Он передал записку Озерницкой и Петруневичам, в которой сообщал, что на вопросы о мирских вещах отвечать больше не может, пусть спрашивают только о духовном 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Но первый аргумент не имеет силы потому, что еще надо проверить, действительно ли все вступительные строфы в кондаках св. Романа принадлежат ему, а второй аргумент слишком субъективен. Между тем рассматриваемая строфа по своему содержании, как введение к кондаку о предательстве Иуды, оказывается совершенно на месте, чего нельзя сказать о строфе – Πτερ επουρνιε, которая в виду своего общего содержания, по словам самого же проф. Крумбахера, могла с одинаковым удобством стоять и пред всяким другим кондаком 209 . Вот ее русский перевод: Небесный Отче, любвеобильный, человеколюбивый, милостив, милостив, милостив буди к нам, все терпящий и всех приемлющий 210 . Весьма возможно, что св. Роман воспользовался этим песнопением просто из за его припева. В патмосском кондакаре 213 (XI в.) из вступительных строф приведена только Δεσπτου χερσ и в находящемся пред ней заглавие кондака последний назван – διμελον, т. е., самогласен. Проф. Крумбахер почему-то полагает, что данное обозначение может относиться лишь к указанной вступительной строфе 211 . Но так как заглавие имеет в виду весь кондак, то, значит, и обозначение – διμελον тоже относится ко всему кондаку. Если же кондак св. Романа – самогласен, то кондак Кириака, как имеющий одинаковый почти с ним ритм, должен быть подобным к нему. Отсюда возможно, что Кириак – вовсе не одно лицо со св. Кириаком и даже не современник св. Романа, а уже более поздний песнописец. 4. Первым кондакарным песнописцем, личность и произведения которого лучше выяснены и которому принадлежит большинство триодных кондаков, является св. Роман Сладкопевец . Проф. Крумбахер на основании всех известных в настоящее время кондакарей составил возможно полный список его творений 212 . По этому списку св. Роману принадлежат в печатной триоди следующие кондаки и икосы: на недели – блудного (сомнительный), мясопустную, крестопоклонную и Ваий, а также на субботы – св. Феодора и Лазареву, затем – на четверток пятой седмицы и, наконец, на вв. понедельник и пятницу 213 . Кроме того, синайская триодь 756 обозначает как ποημα Ρωμανο также кондак сырной недели. Но большая часть великопостных кондаков св. Романа уже вышла из употребления, и многие из них остаются даже еще неизданными. Крумбахером перечисляются следующие такого рода кондаки, – прежде всего, изданные Питрой и самим Крумбахером: На погребение некоего игумена (в кондакарях – на сырную субботу 214 . Об Иосифе 2 кондака (в. понедельник 215 ). О 10 девах 2 кондака (в. вторник 216 ). О блуднице (в. среда 217 ). О предательстве Иуды (в.четверток 218 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010