Во всех вышеприведенных местах (за исключением 11, 30), пресвитеры иерусалимские представляются действующими в совокупности с епископом Иаковом, и никакое остроумие не поможет решить вопроса о роли, какую играли при этом пресвитеры. С несомненностью можно утверждать одно: везде, где проявлялась воля епископа иерусалимского, проявлялась и воля пресвитеров, но не наоборот.    Здесь употреблено слово это вместо πρεσβυτερους, вероятно, для большей Раздельности мысли, ибо выше (1, 5) апостол употребляет выражение πρεσβυτεροι в значении епископов.    А пока приведем слова профессора Цана, который говорит: «пресвитеры в Древней церкви были сплошь (durchweg) старики». Forschungen. В. VI, 85.     Zahn. Op. cit. S. 87.    Правда, это выражение встречается и в Деян. 20, 17; но оно, как мы знаем, означает здесь епископа. Во всяком случае, приоритет в употреблении рассматриваемого выражения принадлежит Иакову.    Насколько известно, в кн. Деяний это слово (πρεσβυτεριον) не употребляется по отношению к христианским пресвитерам, а лишь по отношению к старейшинам (пресвитерам) иудейским или, что то же, к синедриону (Деян. 22:5. Сравни: Лук. 22:66).    Ниже мы будем иметь случай упомянуть о том, почему изо всех действий богослужебных у св. Иакова упомянуто лишь одно это, а так же сказать и о том, почему не указано ни здесь, ни при других случаях в Новом Завете об участии пресвитеров апостольского века в общественном богослужении.    Так думают не только иностранные ученые    Недаром в Писаниях апостольских Иаков нигде не называется епископом. Правда, он нигде не называется и первосвященником, но зато древние христиане считали его своим первосвященником, ибо они говорили, что будто он носил на голове, на кидаре, золотую дщицу, подобно ветхозаветному первосвященнику, и будто бы имел право входить во святые (святых). (Евсевий. Церк. истор. II, 23. Св. Епифаний. Ересь 75, гл. 14).    Профессор А. Гарнак думает, что в Пастырских посланиях Павла нет указания на должность пресвитера (Die Lehre der zwolf Apostel.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

98 По счислению Zahn " a : Forschung. В. VI, S. 359. Нужно, впрочем, заметить относительно хронологии Цана, что он годом Вознесения Господа считает 30 г. по Р. Xp., не отрицая, однако же, того, что общественное служение Христа продолжалось 3 года. 99 Ibidem. S. 359, 362. 100 Как это раскрыто нами выше: «Взаимоотношение епископа и диакона». К этому еще нужно добавить следующее: из всей книги Деяний видно (см. ниже), что иерусалимские пресвитеры всегда действовали нераздельно от их епископа — Иакова; а потому мы имеем все права утверждать, что и в этом единственном случае (11, 29—30) «пресвитеры» упомянуты у свящ. летописца одни (без наименования их епископа), только ради краткости речи: под именем пресвитеров здесь Разумеется и их епископ, тем более, что термина «епископ» св. Лука никогда не Употребляет, заменяя его всегда выражением: «пресвитер». 101 Во всех вышеприведенных местах (за исключением 11, 30), пресвитеры иерусалимские представляются действующими в совокупности с епископом Иаковом, и никакое остроумие не поможет решить вопроса о роли, какую играли при этом пресвитеры. С несомненностью можно утверждать одно: везде, где проявлялась воля епископа иерусалимского, проявлялась и воля пресвитеров, но не наоборот. 102 Здесь употреблено слово это вместо πρεσβυτερους , вероятно, для большей Раздельности мысли, ибо выше (1, 5) апостол употребляет выражение πρεσβυτεροι в значении епископов. 103 А пока приведем слова профессора Цана, который говорит: «пресвитеры в Древней церкви были сплошь (durchweg) старики». Forschungen. В. VI, 85. 104 Zahn . Op. cit. S. 87. 105 Правда, это выражение встречается и в Деян . 20, 17; но оно, как мы знаем, означает здесь епископа. Во всяком случае, приоритет в употреблении рассматриваемого выражения принадлежит Иакову. 106 Насколько известно, в кн. Деяний это слово ( πρεσβυτεριον ) не употребляется по отношению к христианским пресвитерам, а лишь по отношению к старейшинам (пресвитерам) иудейским или, что то же, к синедриону (Деян. 22:5. Сравни: Лук. 22:66).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

5 Смотри также:  Пс.15:2 ;  Пс.61:10 ;  Рим.3:13 . 6 Смотри:  3Цар. 22:22-23 ; 2Парал.18:21;  Деян. 5:3 . 7 Смотри также:  Лев. 6, 3 ;  1Тим.1:9-10 . 8 Следует отметить, что и ветхозаветные праведники: 1. ненавидели ложь, лукавство, неправду и лицемерие ( Пс. 118 , ст. 104, 128, 163;  Притч. 13 , ст. 15), 2. всячески избегали подобных прегрешений ( Иов. 31:5 ;  Соф.3:13 ), 3. Отвергали тех, которые ходят во лжи ( Пс.39:4 ;  Пс.100:7 ;  Пс.143:11 ). 9 Архим. Макарий “Поведение древних xpucmuah”. I uзд. – Спб. 1858 r., II uзд. – Москва, 1996 г. 10 Там же. 11 Тертуллиан  “Избранные сочинения”, Москва, 1994 г. 12 Сравни:  2Кор.6:14-15 . 13 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 176. 14 “Писания мужей апостольских”, Рига, 1994 г. “Учение двенадцати апостолов”. 15 Там же.  Ерм  “Пастырь”, зап. 3. 16 Там же. “Послание  апостола Варнавы ”, rл. IV. Это либо перифраз слов Господа:  1Ин.5:7 , либо автор слышал эти слова от Самого Христа или от кого-то из Его ближайших учеников. 17 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 18 Еп. Игнатий (Брянчанинов) , «Отечник», С.-Петербург, 880 г., стр. 178. 19 Игум.  Марк (Лозинский)  “Отечник проповедника”, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 г., стр. 200. 20 Григорий Дьяченко  “Практическая симфония”, Москва, 1903 г., стр. 314. 21 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 22 Там же. 23 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198. 24 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1886 г., m. IV, стр. 85. 25 Там же, стр. 82. 26 Сочинения епископа Игнатия”, Изд. Сретенского мон-ря, 1996 г., m. II, стр. 203. 27 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1905 г., m. III, стр. 152. 28 Против данного утверждения можно привести только, неправильно понимаемую некоторыми, притчу Спасителя “о неверном домоправителе” ( Лук. 16:1–17 ). Но вот что пишет о ней Архиеп. Аверкий, суммируя толкования этой притчи святыми отцами. “В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот… совершил мошенничество… Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость, которую тот проявил оказавшись в бедственном положении”, дабы и мы проявляли находчивость и рвение ко спасению своих душ, находясь перед угрозой вечных мук во аде (Архиеп. Аверкий “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”, ч. I, Джорданвилл, 1974 г.).

http://azbyka.ru/istina-i-lozh-v-svete-x...

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. от Марка 2:1–12 (зач. 7). Сравни Матф. 9:1–8; Лук. 5:17–26. Так некоторые толкователи заключают из слова «чадо», с которым обратился к нему Иисус Христос — Марк. 2:5, сравнивая смысл этого выражения с тем, в каком оно употреблено в Лук. 2:48 — ( И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя .) Друзья, очевидно, с готовностью отозвались на его просьбу, и сами веруя в силу чудотворения Господа, не отступили пред встретившимися препятствиями, a довели свое дело до конца, за что и сами удостоились внимания от божественного Учителя, Который, « видя веру их » (2:5), отнесся с особенным вниманием и к расслабленному. Их вера есть живой пример действенности веры тех, кто молится за своих немощных собратий. В евангелии Марка просто значится «Чадо!» но в еванг. Матфея 9:2, Христос говорит: «дерзай, чадо!»— как бы желая ободрить очевидно совершенно растерявшегося юношу, испугавшегося своей собственной смелости, с которой он вторгся в присутствие к Иисусу Христу. Иоан. 1:47–49, из евангельского чтения в первое воскресенье великого поста. Ев. Лука в своем повествовании об этом событии прямо говорит, что « сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима » (Лук. 5:17). Это свидетельство вместе с тем служит одним из многих доказательств того, как евангелисты-синоптики, повествуя исключительно о галилейском служении Христа, в то же время не упускают из вида и событий из служения Его в Иудее и в самом Иерусалиме. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Блаженный Августин de docmr. chrism. Святителя Иоанна Златоуста бесед. на Мат. 24. Иннокентия, арх. Херсонского, т. III, стр. 122. П. Красовского свящ. М. 1870 г. Стр. 45. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. от Марка 2:1–12 (зач. 7). Сравни Матф. 9:1–8; Лук. 5:17–26. Так некоторые толкователи заключают из слова «чадо», с которым обратился к нему Иисус Христос — Марк. 2:5, сравнивая смысл этого выражения с тем, в каком оно употреблено в Лук. 2:48 — ( И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя .) Друзья, очевидно, с готовностью отозвались на его просьбу, и сами веруя в силу чудотворения Господа, не отступили пред встретившимися препятствиями, a довели свое дело до конца, за что и сами удостоились внимания от божественного Учителя, Который, « видя веру их » (2:5), отнесся с особенным вниманием и к расслабленному. Их вера есть живой пример действенности веры тех, кто молится за своих немощных собратий.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

28:19). Посмотри, что ты ответишь блаженному Петру, который так возлагал действие человеческого спасения только во имя Христа, что утверждал, что мы не можем спастись ни в ком другом. Ибо в книге Деяний Апостолов, после исцеления хромого от чрева матери своей, когда первосвященники спросили Петра и Иоанна, в какой силе или каким именем они это сделали, написано так: Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: Руководители народа и старейшины, если нам предстоит сегодня судить об исцелении немощного человека, которым он был спасен; да будет известно всем вам и всему народу Израилеву, потому что во имя Иисуса Христа Назарянина, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, сейчас он стоит перед вами здоровым. Это камень, который вы, строители, отвергли, и который стал главою угла, и ни в ком другом нет спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:8 и след.). Вот, Петр, исполненный Духа Святого, говорит, что нам надлежит спастись во имя Христа, так что нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись. Теперь сравни ту заповедь Христа, в которой он повелел язычникам креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, с этой речью блаженного Петра, в которой он восхваляет человеческое спасение только во имя Христа , чтобы полностью отрицать, что есть другое имя под небом, данное людям, которым нам надлежит спастись. Итак, сравни теперь слова Христа со словами Петра; сравни обучение учителя с обучением ученика; сравни то, что Петр услышал от Христа, и что он сказал, когда исполнился Святого Духа. Христос повелел креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа; но Петр сказал, что людям дано только имя Христа, которым мы должны спастись. Скажи же, согласуется ли это с тем, что Петр услышал от Христа и что он проповедовал, когда исполнился Духа Святого. Ибо если оба согласятся, то необходимо, чтобы было одно имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и это единственное имя, данное людям, которым мы должны спастись.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Быт. 36:4 Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея. Это сыновья Исава, родившиеся ему в земле Ханаанской. Быт. 36:6 И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и [все] стада свои, и весь скот свой, и всё имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел [Исав] в другую землю от лица Иакова, брата своего, По смерти Исаака произошёл между братьями раздел, при сём Иакову, как получившему благословение перворождённого, уступлена земля обетования, и Исав, ещё ранее ( Быт. 32:3 ) доставший себе удел – вероятно, мечом – в горах Сеира, окончательно оставил Ханаан, куда он приходил только для свидания с престарелым отцом. Быт. 36:7 ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. Сравни разделение между Авраамом и Лотом ( Быт. 13:6–12 ). Не следует забывать, что, кочуя посреди оседлого населения, патриархи по обычаю не могли ни входить со скотом на поля, ни трогать виноградников, ни пить воды из чужих колодцев (сравни Чис. 20:17 ), а пользовались пустопорожними землями и теми колодцами, которые они сами выкапывали. Сравни спор о колодцах Авраама и Исаака с Авимелехом и покупку земли даже для погребения ( Быm. XXI; XXII; XXVI ) и покупку поля для постройки навесов для скота Иаковом ( Быт. 33:19 ). Быт. 36 И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом. Мы уже говорили в гл. XIV (см. комментарий к Быт. 14:6 ), что Сеир есть гористая местность, простирающаяся на юг от Мёртвого моря к заливу Еланитскому. Горы эти называются арабами Джебал (холмистая страна); то же имя встречается и в позднейших таргумах. Заметим, что несколько раз (ср., напр., Быт. 36:1 ) Исав называется Эдом, а в следующем стихе ( Быт. 36:9 ) – отцом Идумеев. Эдом, или Идумеи, впоследствии, когда израильтяне шли из Египта и когда они завоевали Палестину, имели весьма важное влияние в жизни Израиля, будучи сильнейшим племенем на южной границе (сравни комментарий к Быт. 25:23 ). Быт. 36 И вот родословие Исава, отца Идумеев, на горе Сеир.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вступительная фраза этого пророчества: «Кто поверил слышанному от нас» – свидетельствует о необычайности описываемого события, требующего значительного волевого усилия со стороны читателя, чтобы в него поверить. Действительно, предыдущие пророчества Исаии говорили о величии и славе Мессии. Настоящее же пророчество говорит о Его добровольном унижении, страдании и смерти! Мессия, будучи совершенно чистым от личных грехов и святым, все эти страдания терпит ради очищения людских беззаконий. С большой яркостью описал крестные страдания Спасителя и царь Давид в своем 21-м псалме. Хотя в этом псалме речь идет в первом лице, но, конечно, царь Давид не мог писать про себя, потому что он не переносил таких страданий. Здесь он, как прообраз Мессии, пророчески относил к себе то, что фактически относилось к его Потомку – Христу. Замечательным является то, что некоторые слова этого псалма были буквально сказаны Христом во время Его распятия. Приводим здесь некоторые фразы из 21-го псалма и параллельно соответствующие Евангельские тексты. 8-й стих: «Все видящие Меня ругаются надо Мной», сравни у Марка 15:29 . 17-й стих: «Пронзили руки Мои и ноги Мои», сравни у Луки 23:33 . 19-й стих: «Делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий», сравни у Матфея 27:35 . 9-й стих: «Он уповал на Бога – пусть избавит его». Эта фраза буквально была сказана иудейскими первосвященниками и книжниками, Евангелие от Матфея 27:43 . 2-й стих: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?», – так воскликнул Господь перед Своею смертью , смотри у Матфея 27:46 . Пророк Исаия записал еще следующие подробности о страданиях Мессии, которые тоже буквально исполнились. Речь идет в первом лице: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего... Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои – поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне, поэтому Я не стыжусь» ( Ис.50:4–11 ), сравни у Ев. ( Мф.26:67 ). В свете этих пророчеств о страданиях Мессии делается понятным древнее загадочное пророчество патриарха Иакова, сказанное его сыну Иуде, которое уже было частично приведено нами во второй главе. Приведем теперь это пророчество Иакова полностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вступительная фраза этого пророчества: «Кто поверил слышанному от нас» — свидетельствует о необычайности описываемого события, требующего значительного волевого усилия со стороны читателя, чтобы в него поверить. Действительно, предыдущие пророчества Исаии говорили о величии и славе Мессии. Настоящее же пророчество говорит о Его добровольном унижении, страдании и смерти! Мессия, будучи совершенно чистым от личных грехов и святым, все эти страдания терпит ради очищения людских беззаконий. С большой яркостью описал крестные страдания Спасителя и царь Давид в своем 21-м псалме. Хотя в этом псалме речь идет в первом лице, но, конечно, царь Давид не мог писать про себя, потому что он не переносил таких страданий. Здесь он, как прообраз Мессии, пророчески относил к себе то, что фактически относилось к его Потомку — Христу. Замечательным является то, что некоторые слова этого псалма были буквально сказаны Христом во время Его распятия. Приводим здесь некоторые фразы из 21-го псалма и параллельно соответствующие Евангельские тексты. 8-й стих: «Все видящие Меня ругаются надо Мной,» сравни у Марка 15:29. 17-й стих: «Пронзили руки Мои и ноги Мои,» сравни у Луки 23:33. 19-й стих: «Делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий,» сравни у Матфея 27:35. 9-й стих: «Он уповал на Бога — пусть избавит его.» Эта фраза буквально была сказана иудейскими первосвященниками и книжниками, Евангелие от Матфея 27:43. 2-й стих: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?,» — так воскликнул Господь перед Своею смертью, смотри у Матфея 27:46. Пророк Исаия записал еще следующие подробности о страданиях Мессии, которые тоже буквально исполнились. Речь идет в первом лице: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего… Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои — поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне, поэтому Я не стыжусь» (Ис. 50:4-11), сравни у Ев. (Мт. 26:67). В свете этих пророчеств о страданиях Мессии делается понятным древнее загадочное пророчество патриарха Иакова, сказанное его сыну Иуде, которое уже было частично приведено нами во второй главе. Приведем теперь это пророчество Иакова полностью.

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

1Сол.1:8 .  Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. От них « слово Господне» (смотри 2Фес.3:1 и сравни 1Пет.1:25 и Кол 3:16 ), как гром, прошло не только по Македонии и Ахаии, но и « во всяком месте» их вера к Богу ( προς τν Θεν) стала предметом разговора. Но как Ап-л мог сказать, что их вера стала известна « во всяком месте», когда церковь Ф-я была так еще недавно основана им? Какой смысл этого выражения ν παντ τπω? Конечно, нет нужды особенно настаивать на буквальном понимании этого выражения (сравни Кол 1:6 ; Рим 1:8 ) в виду вообще не совсем правильной конструкции речи в данном месте. Правильно грамматически речь должна была бы заканчиваться на этом выражении ν παντ τπω. С другой стороны, Фессалоника, будучи большим коммерческим центром и находясь на Via Egnatia, служила прекрасным отправным пунктом для проповеди Слова Божия, которое и вышло отсюда по всей Македонии и Ахаии, и удобным центром, откуда могли быстро идти известия о делах Ф-ской церкви. Куда Апостол ни приходил, слава о Ф-х уже предваряла его. Он говорит об их вере, как «направленной к Богу» ( προς τν Θεν), что несомненно подчеркивает их прежнее служение идолам, от которого они отвратились и обратились «к Богу живому и истинному». 1Сол.1:9 .  Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному Кого разумеет Апостол под « они сами» ( αυτο γαρ)? «Существительное, к которому должно быть отнесено это αυτο, подразумевательно содержится в ν παντ τπω, т. е. здесь разумеются пришельцы из всех частей» Греции (Lightfoot, op cit., стр. 16). 1Сол.1:10 .  и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. Конец 9 ст. и 10 ст. содержать в себе краткое резюме проповеди Ап. Павла в Ф-ке, где он, видимо, особенно настаивал на пришествии Христа и страшном суде. Большинство Ф-в обратилось к Богу « от идолов», чтобы служить « Богу живому и истинному» (если бы речь шла об обращенных из Евреев, мы имели бы не προς τν Θεν, а προς τν Κριον – смотри Деян 9:4 , и сравни Деян 15:19 ; Гал.4:8 и Деян 14:15 ), и ожидать парусии Сына Его, воскресение Которого приписывается действию Божию, как и в Рим 1:4 . «Слово « гнев» здесь употребляется не только в смысле гнева Божия против греха, но и в смысле обнаружения воздаяния со стороны Его правосудия, скорого проявления которого в мире ожидал Ап. Павел. Греч. текст говорит об этом гневе не как долженствующем открыться в неопределенном будущем времени, но как о наступающем уже, как бы действительно уже близком к полному открытию» (Drummond. I. Thessalonians, стр. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010