Суть дарований Духа Святого можно уяснить из пророчества Исайи о Мессии: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится». 198 Каждый лично заинтересован в получении таких важных Даров. Иногда верующие через это возложение рук получали и особые Дары Духа Святаго, выражавшиеся в даре пророчества, языков 199 . Но эти дары не носили всеобщего характера, что особенно важно отметить, так как существуют секты, считающие, что крещение происходит только Духом и обязательно проявляется в особых Дарах: «И иных Бог поставил в Церкви, во–первых, Апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственые, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители; Все ли Чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» 200 . На это место следует обратить внимание – особые Дары Духа Святого не носили всеобщего характера, а были исключительным явлением. Способ проверки получения Даров По сути, необходимо проверить, имеет ли человек, заявляющий о подаче Даров Святого Духа Апостольское преемство. Способ проверки наличия Апостольского преемства рассмотрен выше. Дополнительно следует выяснить, о каких Дарах Святого Духа идет речь – пусть сам проповедник без наводящих вопросов перечислит подаваемые Дары и укажет, на каких местах в Писании основывается их получение. Эти места можно потом сверить с контекстом и параллельными местами. Никогда не нужно спешить принимать серьезное решение, лучше повременить и все досконально проверить. Можно получить не дары Святого Духа, а в человека может вселиться дух бесовский или может оказаться, что диавол окажет какое–либо воздействие на человека (дополнительно см. ниже разделы о прелести, ложных чудесах, глоссолалии). Православное учение о получении прощения грехов Прощение грехов мы получаем при исповеди. Это Таинство. О прощении грехов говорил Сам Христос, когда отдельно дал Апостолам Дары Святого Духа прощать грехи: «Сказав это, дунул, и говорит им; приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». 201

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Такое исследование текста дает все основания утверждать, что в Мф.16:18 Христос нарекает имя Апостолу и указывает на Себя Самого, как на скалу, лежащую в основании Церкви. Важно и мало используемое параллельное место: «Наздани бывше на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу: О немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе: О немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом». 773 Католическая аргументация не учитывает параллельных мест, значения синонимов в греческом языке и их применение, являясь типичным примером выяснения вероучения на основании Писания при игнорировании общего духа Христовой проповеди. Первенство в списках. Католическое учение «Когда в Новом Завете перечисляются Апостолы, Петр всегда на первом месте в списке, Матфей его ясно называет первым. 774 Так как на самом деле первым Христос призвал Андрея, чтобы тот стал Его Апостолом, постоянное помещение Петра в начале списка знаменательно». 775 Сравнение Рассмотрение перечисления апостолов в разных у разных евангелистов показывает, что только Матфей называет Петра первым, а остальные только ставят на первое место в списке. Слово «первый» у ап. Матфея может означать только начало счета, а сам счет был опущен, чтобы не перегружать текст числительными. Помещение имени Апостола Петра в начале списка, безусловно, свидетельствует о том, что Петр выделялся среди остальных учеников твердостью веры, любовью к Учителю, был особо любим Христом. Но это не дает ни малейших оснований делать вывод о наличии власти над другими апостолами и Церковью. 776 Вывод католиков имеет юридический характер, но даже с юридической точки зрения выводы не состоятельны, так как отсутствуют проявления власти Апостола Петра над учениками при жизни Спасителя и таковая не установлена Учителем. Сам Христом ни разу не назвал Петра первым, когда же сыновья Зеведеевы просили, сесть по правую и по левую руку от Христа, и другие ученики вознегодовали, не было сказано, что первый Петр и место уже занято, а наоборот: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; кто хочет быть первым, да будет вам рабом; ...» 777

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Часто избавление от скорбей может нанести огромный вред человеку, вред для духовной жизни. Бог воспитывает нас к духовной жизни, часто попуская быть скорбям. Находясь в тяжелом, стесненном состоянии мы просим помощи у Бога, но не нам определять средства, как Бог нам поможет. Ведь явное чудо может повредить душе исцеленного, бросив ее в бездну тщеславия и гордости. 316 Многие, «... получив чудесным образом исцеление от недуга, они не обратили внимания на благодеяние Божие и на обязанность свою быть благодарным за благодеяние, начали проводить греховную жизнь, дар Божий обратили во вред себе, отчуждились от Бога, утратили спасение. По этой причине чудесные исцеления телесных недугов бывают редко, хотя плотское мудрование очень уважает их, и очень желало бы их». 317 Вспомните Апостола Павла, который трижды молил Бога об исцелении, но так и не сподобился этого! Не зря это написано – для нашего назидания: – «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен». 318 Из всего этого следует, что православие не настроено на стремление к чудесам, которые могут нанести огромный духовный вред людям, с которыми совершились. Именно поэтому Бог не творит множества чудес. И не может быть лучшего объяснения, чем слова Апостола. Отношение святых к дару чудотворения Дар чудотворения не только величайший дар Божий святым, но и величайшее испытание для каждого, сподобившегося его. Для многих, достигших высокой степени совершенства, он стал причиной гордости, падений и лишения спасения. «Истинные праведники не только не желают быть чудотворцами, но и когда дастся им дар чудотворения, отказываются от него. ... желающие совершать знамения, желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению непонимаемыми ими страстями, хотя, может быть, и представляются им, что они руководствуются ревностью к делу Божию. В таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения». 319

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Человек бессмертен, но возможна духовная смерть – отвержение от Бога, попадание в ад – смерть вторая: – «... и смерть, и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». 35 Эти слова так же подтверждают отсутствие реинкарнации – первая смерть, а вторая вечные страдания, но нет речи о третьей и т.д. смертях. Священное Писание возвещает о Втором Пришествии Иисуса Христа во славе и о Страшном Суде. Это знание дано нам для того, чтобы, зная свою судьбу в вечности, зная, что делать для получения вечного блаженства, люди могли осознанно строить свою жизнь. Именно отсюда у нас ясное представление об этапах нашего бытия. Важнейшее значение для каждого имеет то, что Иисус Христос Своей Крестной смертью искупил грехи всего человечества: «... приимите, ядите: сие есть Тело Мое. ... пейте из нея все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». 36 «...зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа»... 37 Искупление человечества Крестной Жертвой – основной момент для спасения каждого человека. 38 Нужно воспринимать Великую Тайну Искупления всего рода человеческого Крестной Жертвой Спасителя не как всепрощение, а как основу для получения спасения, которое доступно для каждого, но уже в виде возможности обрести его своим трудом и усилиями. Все наши грехи искуплены Иисусом Христом, но не как подарок для преступника, который продолжит свою безнравственную жизнь, а награда за жизнь по Евангелию. Это следует из понимания Священного Писания как единого целого Слова Божия обязательного для соблюдения всеми желающими спастись. Каждый индивидуально должен сделать так, чтобы искупление отнеслось бы лично к нему, а не осталось в виде неиспользованной возможности. О необходимости трудиться говорит Сам Иисус Христос: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Эти места следует рассматривать совместно с Ин.15:26 и с нижеприведенными цитатами: «Все, что имеет Отец есть Мое;» 852 «И все Мое Твое и Твое Мое;» 853 «... да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе,» 854 «Я и Отец – одно. (Азъ и Отец едино есма)» 855 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». 856 Утверждение на основании наименований Дух Отца, Дух Сына, Дух Христов о превечном исхождении Святого Духа и от Сына не может быть принято, так как противоречит Ин.15:26 ; Ин.14:16 . Эти названия следует понимать, как указания на единство Божеского существа Святой Троицы. Дух Сына, Дух Христов могут быть и указаниями на послание через Сына. 857 Католическое учение об исхождении Святого Духа Формулировка: «Отец (не исходит) ни от кого, Сын – только от Отца, Святой Дух – от обоих одинаково; ни начинает (исходить) ни кончает; (исходит) всегда – Отец раждает, Сын раждается, Св. Дух исходит». 858 Католическая аргументация рассмотрена ниже, причем каждая группа аргументов рассмотрена по отдельности. Католическое утверждение: «Святой Дух не только Дух Отца: Он «Дух Отца вашего будет говорить в вас». 859 Он так же Дух Сына: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» 860 ; «но Дух Иисуса им этого не разрешил» 861 . Так же и в других местах Священного Писания Святой Дух является Духом как Отца так и Сына. Если слово «Дух» указывает на свое начало, происхождение от Отца («spiramen Patris» – «выдыхание Отца»), как это признает православная церковь , тогда оно в отношении к Сыну («Spiritus Filii») является указанием на такое же происхождение так же и от Сына – путем выдыхания. Сравнение Первое, что бросается в глаза – полное отсутствие анализа параллельных мест, не сделано ни малейшей попытки согласовать выводы с буквой и духом Священного Писания. Несмотря на ясное указание об исхождении Св. Духа от Отца 862 , не сделана попытка разрешить противоречие терминов Дух Отца и Дух Сына, связать учение с параллельными местами, как это сделано в православной догматике (см. выше). В результате нарушен основной принцип определения вероучения – отсутствие противоречий в Писании, что само по себе свидетельствует о неправильности вывода, противоречащего Ин.15:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Это положение следует из слов Апостола Павла: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над не согрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего». 1025 «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». 1026 «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». 1027 Нужно различать первородный грех – передачу греховного состояния природы человека от других последствий грехопадения. Эти последствия состояли в нарушении Завета с Богом, потере благодати, смерти духовной и телесной, нарушении гармонии в природе, потере власти над животными, потере невинности. Особенно следует обратить внимание на слова «смерть перешла во всех человеков», «закона греховного, находящегося в членах моих» свидетельствующие о том, что порче подверглась вся природа человека. 1028 Католическое вероучение о первородном грехе «Первородный грех не вечное наказание, как думал Петр Абеляр, но истинная вина, истинный грех . Св. Павел говорит: «Мы все грешим» 1029 , и он говорит о реальном грехе. Таков он и по решению Тридентского Собора 1030 ... ... грех Адама переходит на всех его последователей; каждый из них рождается с ним, как со своим грехом 1031 . Правильное понимание: первородный грех есть безблагодатное состояние, созданное свободно совершенным грехом главы человечества («sent. Communis» – обычное мнение). Когда Тридентский Собор говорит о первородном грехе, как о гибели человеческой души, то понимает под этим отсутствие в душе преестественной жизни или освящающей благодати. Крещение, вливая преестественную Божию благодать, вырывает из души первородный грех 1032 . Самому греху, следовательно, должно быть состоянию без преестественной или освящающей Божией благодати. Если данная Христом праведность по своей сути есть освящающая благодать, – каковой она действительно является 1033 , – тогда созданная Адамом неправедность по своей сути есть отсутствие освящающей благодати в душе человека; что Адам отнял, Христос дал 1034 ...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

«Является действенным крещение такого подателя, который совершает все внешние действия крещения, но в сердце решил не хотеть того, что под крещением желает Церковь ». 1178 В православии есть понятие крещения кровью, когда некрещеный человек принимает мученическую смерть за Христа, исповедуя христианскую веру. В католицизме дополнительно есть учение о крещении волей: «Все же в исключительных случаях вместо водного крещения может быть крещение волей и кровью (утверждение близкое к вере). Под крещением волей необходимо понимать более или менее ясное требование крещения вместе с полным раскаянием в грехах 1179 . Водное крещение по какой – либо причине невозможно, но у человека есть сколь – нибудь ясное желание креститься; он так же сожалеет, что грешил. Человеку с таким расположением Бог прощает первородный грех; он этим свидетельствует свою любовь к Богу, и Бог милует в соответствии со словами: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» 1180 . «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» 1181 . «Ныне же будешь со мною в раю» 1182 . Хоть и без обычной печати крещения, крещение волей дает освящающую благодать, которая уничтожает первородный грех, все фактические смертные грехи и устраняет вечные наказания. Напротив, наказание за меньшие грехи, которое продолжается известное время, уменьшается или отменяется в связи с внутренней привязанностью к Богу субъекта, крещаемого волей. Крещение волей не рассматривается как дверь к другим таинствам». 1183 Это учение не имеет никакого основания в Священном Писании, ибо приведенные цитаты не говорят об этом ничего, а случай с разбойником на кресте говорит в пользу только возможности крещения кровью. Оно даже противоречит словам о том, что кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царствие Божие (о необходимости крещения водой см. выше в разделе православного вероучения). Православная практика допускает возможность крещения при угрозе смерти мирянином или женщиной, которые должны быть православными. Католицизм допускает крещение еретиком и язычником, что в православии недопустимо:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   Если рассматривать тексты Священного Писания не выборочно, а в целом, то станет очевидно, что гипотеза Пеера находится в полном противоречии с Писанием. В Книге Бытия говорится: Господь Бог не посыпал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли (Быт.2:5), и дальше сразу же идет повествование о сотворении Адама. Очевидно, что до Адама людей на земле не было.     Но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт.2:20) — замечание Книги Бытия перед повествованием о сотворении жены.     И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт.3:20).    Слова из молитвы Товии: Ты сотворил Адама, и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий (Тов.8:6).     От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли... (Деян.17:26).    Впоследствии, в XVIII в., в эпоху Просвещения, преадамизм трансформировался в небогословское учение, которое называется полигенизм. Сущность его заключается в следующем: на земле существует несколько различных человеческих видов, которые отличны друг от друга так же, как отличны друг от друга виды животных, имеющие разное происхождение и разных родоначальников. Сторонниками таких воззрений были Руссо, Вольтер, Гельвеций и др..    Обосновать эту гипотезу пытались с помощью естествознания, ссылаясь на различие анатомических признаков (цвет волос, кожи и т. п.), данных сравнительного языкознания, палеонтологии и т. д. Однако убедительных аргументов в пользу этого учения нет. Наука свидетельствует, что умственные способности у людей всех рас и национальностей при одинаковых условиях жизни практически не отличаются. Анатомия и физиология тоже одинаковы у всех людей. Представители всех рас и национальностей способны вступать в смешанные браки и иметь потомство.    Психология также не находит существенных различий между представителями различных рас. Например, дар слова, обучаемость, базовые нравственные понятия, сходство религиозных преданий не дают основания говорить о различных национальностях как о различных видах. Не подтверждают истинности полигенизма и данные сравнительного языкознания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В чем заключается это отличие, Екклезиаст не показывает, но вместо этого он указывает ясно на его причину, полагая ее в том, что тогда как дух дал Бог, тело взято было из земли 311 . В Книге же пророка Исаии делается замечательное указание и на одну из характеристических особенностей, какой душа отличается от тела по своему особеннейшему к нему положению и назначению. Здесь царь Езекия в своей молитве к Богу, ввиду ожидаемой для себя скорой кончины, так изображает эту кончину: «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» ( Ис.38:12 ). По мысли, следовательно, как Езекии, так и самого пророка Исаии, самосознающий себя или личный дух человека в таком отношении стоит к телу, в каком – жилец к своему временному жилищу, или же ткач – к своей основе, на которой и при посредстве которой производит свою самодеятельную работу, и, следовательно, душа так отлична по своей природе от тела, как отличен жилец от занимаемого им шатра, или как ткач отличен от того, на чем производит свое рукоделие. Таковую же мысль о душе содержит и Новозаветное Откровение, в котором она, как заметили выше, повторяет ее еще чаще и выражается еще яснее и определеннее. С какой ясностью и решительностью Сам Иисус Христос учил о высоком преимуществе сравнительно со всем земным и чувственным души человеческой, когда говорил: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену (выкуп) за душу свою ( Мф.16:26 . Мк. 8:35–37 . Сравн. Мф. 6:25–26 )?! С не меньшей ясностью Христос учил о преимущественной особенности души человеческой и сравнительно с соединенным с нею телом, когда, посылая учеников Своих на проповедь , между прочим сказал им: не убойтесь от убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф.10:28 ; Лк. 12:4 ). Если, по слову Спасителя, душа не может быть умерщвлена или умереть, и остается целой даже после того, как умерщвляется или умирает тело, то ясно, что по своей природе она далеко не то, что тело, что тогда как тело подвержено смерти и разрушению, она бессмертна и неразрушима, и что тогда как тело живет одной связью своей с душой, душа, напротив, может существовать и жить даже в отрешении от него, или независимо от своего союза с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

За пределами Церкви также происходит постоянное обновление мира, хотя оно и не имеет здесь таинственно благодатного характера. Происходит оно потому, что и после грехопадения в человеческой природе сохранились многие черты нетленного образа Божия и осталось врожденное стремление к совершенствованию. Деятельность Духа Божия не ограничена конфессиональными рамками. Проявление Его полно и более всего, безусловно, обнаруживается в Церкви, но следы Его пребывания видны повсюду, где имеются плоды духовной жизни: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, целомудрие и другие нравственные добродетели, ведущие мир к нравственной чистоте и совершенству 553 . Все это принадлежит Богу, и «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы 554 ». «Апостол и евангелист Иоанн Богослов писал: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» 555 . Где действует любовь, там действует Евангелие и Христос. Любовь мы не вправе ограничивать только рамками христианской конфессиональной принадлежности, хотя всякий рожденный от Бога, т.е. всякий христианин, имеет то преимущество, что он обязан, он должен, он испытывает потребность пребывать в любви к ближним своим, ибо в противном случае он лжец, а не ученик Христа. 556 Любовь Небесного Отца свободно изливается в мир, и так же свободно мир, т.е. люди, принимает или отвергает ее. Церковь должна быть всегда с теми, кто сознательно или бессознательно принимает любовь Божию и откликается на призыв делами истинной любви, нравственного совершенствования и мира, т.е. плодами Духа, деятельность Которого в мире открывает пути сотрудничества христиан со всеми людьми доброй воли, стремящимися послужить своим братьям людям в достижении всеобщего братства, блага и мира». 557 Сравнение Утверждения о действии Духа Божия вне Церкви требуют пояснения и раскрытия, так как полнота присутствия Духа Божия имеется только в Церкви: «И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010